Раздел: Обучение математике

В блог Подписаться на Дзен!

Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.

Математика через движение

Очень кратко здесь - описание математических игр, основанных на движении. На мой взгляд, для детей лет до пяти хорошо бы практически каждую идею "пропустить" через тело, начать развивать именно через крупную моторику. Да и в более позднем возрасте это очень эффективно, даже со взрослыми я пробовала, отлично работает и людей радует какой-то детской радостью :-) Игры:

Зеркало. Мама повторяет за ребёнком, ребёнок повторяет за мамой. После года-полутора можно встать друг перед другом, а до этого - в любой позе. Развивает все идеи, связанные с симметрией. От этого переход к рисованию симметричных картинок, умножению на два и на четыре.

"Хождение по кругу". Вокруг чего-то крупного - дивана, скажем, или домика на площадке, или же по сквозному коридору - ходим по кругу, отмечая, что встречаем. Можно разложить игрушки, тогда отмечание будут звучать, например, как: "кукла, машинка, грузовик, медведь, кукла, машинка, грузовик, медведь..." Ребёнок так изучает паттерны, последовательности. Дети на это занятие просто "западают" :-) Потом переходим к тому, что рукой водим машинку по нарисованному кругу с символами...

"Двигательные дорожки". Ставятся в ряд предметы, с которыми можно что-то делать. Например, прыгать на диванной подушке, сидеть на стуле, падать на одеяло. На каждом предмете и нарисованный символ дела, для детей младше конкретный (например, если прыгаем - прыгающий человечек), для детей лет после двух, уже игравших в символы, может быть и абстрактный, лучше, чтоб ребёнок сам придумывал и/или рисовал символы. Проходим всю дорожку с ребёнком (на руках, за ручку, сам постарше). Потом записываем дорожку такими же символами на "бумажной дорожке". Пока идём по предметам, рукой "идём" по символам на бумаге. Ребёнок изучает символы, последовательности. С детьми постарше можно делать много сложного-интересного, например, изменяющиеся последовательности (на подушке прыгнуть ОДИН раз, на следующем стуле присесть ТРИ раза, на одеяло повалиться ПЯТЬ раз...)
03.05.2004 11:47:01,

20 комментариев

От кого: Настройки

Вы не авторизованы.

Если Вы отправите сообщение анонимно, то потеряете возможность редактировать и удалить это сообщение после отправки.

E-mail:
получать ответы на E-mail
показывать ссылки на изображения в виде картинок
Штуша
Спасибо большое! Просто замечательно! 05.05.2004 07:14:15, Штуша
Спасибо что делитесь с нами! Недавно открыла для себя Ваш сайт и много чего нашла интересного, уже кое-что делаю.
Собираюсь поиграть в некоторые игры со своими детьми, а другие использовать в нашей группе.Созрела идея с использованием "паутинки".
Есть игры которые мне знакомы и мы в них играли. Например игры с повторением, типа "Зеркало", никогда не рассматривала со стороны математики. Здорово!
04.05.2004 23:27:32, Irabela
Могу сказать одно :" Пишите ,Мария ,пишите .Хотя бы раз в неделю .Мы конспектируем ." 04.05.2004 10:36:14, Betsi
Присоединяемся!Спасибо большое!!!
К сожалению, везде, в литературе,одно и тоже, а тут такой нестандартный подход!
05.05.2004 20:21:03, Маша и Мишутка
Точно-точно! Конспектируем :)))) Супер!
Сегодня начнем заниматься
04.05.2004 19:05:20, Тан Я
Ступеньки и отрицательные числа. Поместить ноль на ступеньку в середине лестницы. Для маленьких - на маме "кнопки" +1, -1 (наклеенные бумажки). Если ребёнок "нажимает кнопку" - мама поднимается или опускается на ступеньку, проговаривая действие (например, "три плюс один будет четыре"). Детям постарше - мама ими управляет так. И задачки посложней: подняться на три ступеньки (сколько будет?), опуститься на пять, на сколько надо сдвинуться, чтоб оказаться на такой-то ступеньке.

"Глупый робот" - более сложный и открытый вариант. Один даёт команды, второй выполняет. Команды должны быть простые, собственно, играть можно и с шестимесячным - куда показывает пальцем, туда его и нести. Постарше ребёнок может, например, говорить, куда идти, сидя на ручках - и пытаться довести маму до цели. "Пять шагов вправо"... После трёх-четырёх дети могут строить так пошаговые алгоритмы сложных действий: "Возьми стакан. Нет, дном к низу! (мама берёт стакан дном кверху, если не указано). Поднеси под кран. Включи воду..." Это очень весело и интересно, особенно когда взрослый "робот" балуется (не той стороной берёт предметы, если не указано, и так далее). Игра на алгоритмы, изучение пространства. Можно записывать эти пошаговые действия символами с детьми постарше, изучать циклы в алгоритмах (скажем, если надо нарезать пять яблок) и много ещё чего из теории алгоритмов.
03.05.2004 11:55:28, Мария Д.
Прятки и уравнения. Эта игра основана на любви детей к "домикам" (базовая пространственная метафора "внутри-снаружи"). Хорошо играть с детскими палаточками, куда и сам малыш может забраться. Перед домиком кучка игрушек (или в группе - людей). Ребёнок или дети закрывают глаза, и часть тех, кто перед домиком, прячется внутрь, ведущий прячет игрушки или говорит, кому пойти в домик. Открыли глаза - а кто в домике? Первые раз двадцать малыш просто идёт и смотрит, потом начинает предсказывать. Домик - как неизвестное. Переход к количественным уравнениям: использовать одинаковые игрушки (было три мишки и кукла, осталось два мишки - кто в домике?) От таких игр можно дойти очень далеко в сторону уравнений, я и квадратные десятилетним так примерно показываю в начале :-)

Тоннели и функции. Речь идёт, опять же, об игровых туннелях, через которые ребёнок может пройти, пролезть. Можно поставить два стула рядом, вот и туннель. Перед входом ребёнок показывает сколько-то пальцев на одной руке, на выходе - столько же уже на двух. Эта первая, базовая функция (удвоение), основана на симметрии тела. Можно перед входом делать что-то одной рукой или ногой, скажем, топать два раза правой ногой, а на выходе - уже и правой, и левой. С младенцами это можно проделывать на ручках. Вместо туннеля можно использовать любую штуку, символизирующую "проход через неё" - ковровую дорожку, например. Дальше более "абстрактные" функции, уже не построенные на таких метафорах, как симметрия, скажем, добавление одного. Если на входе два раза хрюкали, на выходе будем три раза хрюкать. Потом это всё разыгрывается на игрушках и счётном материале, а далее записывается - сначала картинками (рисунок туннеля, что на входе, что на выходе) и только после этого - символами. Это общий принцип: от своего тела к конкретным предметам, потом к реалистическим рисункам, и только потом к абстрактным символам. Можно комбинировать друг с другом несколько туннелей (композиция функций), ходить в туннеле задом наперёд (обратная функция) и так далее.
03.05.2004 12:06:27, Мария Д.
Марии Д.

Маша,с большим интересом читаю,все что вы пишете. Я завсегдатай форума на Материнстве. Хочу дать ссылку на вашу Математику через движение. Есть ли эти упражнения на вашем сайте? С вашего разрешения,конечно.
16.05.2004 23:40:30, Калипсо
СуперЛил
Маша,а у меня как раз вчера дочь попросила туннель(иногда делаю из 3-х стульев).О!,думаю,сейчас функцию удвоения применим!"Евуша,давай на входе покажем пальчик на правой ручке,а на выходе на обеих".Несколько раз с моей помощью,потом сама,но,видимо,запуталась или не совсем поняла условия этой игры,смотрю,лезет,пыхтя,оба пальчика держит вытянутыми,не загибает,хоть так неудобно:-))))).Смешно-трогательно-жалкая!!А как подоходчивей это ей объяснить? 09.05.2004 10:32:56, СуперЛил
Совсем наоборот: коммутирование. Это можно делать с любым "отношением между двумя". Например, отношение "на":
- человек на стуле. стул на человеке
- ворона на дереве. дерево на вороне
- ковбой на коне. конь на ковбое
Или отношение "после":
- надел штаны после трусов. трусы после штанов
Эти примеры не коммутируют, то есть от переставления получается смешная, весёлая путаница, её интересно разыгрывать для детей где-то от года, а двух-трёхлетние могут разыгрывать и сами. Такие вот игры встречаются часто в мультиках, в детской литературе. На них построена довольно большая часть юмора. Или трагедии, потому что отношение "любит" не коммутирует... Некоторые отношения коммутируют, то есть от перестановки ничего не меняется: "Саша рядом с Машей. Маша рядом с Сашей". Сложение коммутирует: 2+3=3+2. Вычитение не коммутирует: 2-3 не равно 3-2. Ребёнок, понадевавший трусики на штаны, потом с удовольствием занимается исследованием коммутирования арифметических операций ;-)

Стояние на голове и на руках. Каждый раз, как мы работаем с какой-нибудь идеей "наоборот" (скажем, обратная функция) - я стараюсь не забыть предложить детям постоять на руках, повисеть вниз головой, постоять на голове. Помогает :-) Малышей можно на ручках перевернуть, они это обычно любят.

Беготня и множества и логика. Это для детей постарше, три-четыре года, или двухлетних с мамами, в группе. Становятся все с одной стороны комнаты. Потом на другую сторону бегут те... У кого есть красный цвет в одежде. Или мальчики. Или кто в кроссовках. Кто БЕЗ носков (логическое отрицание). Кто с носками И в футбоке (логическое И). У кого светлые ИЛИ кудрявые волосы... Люди бегают через комнату туда-сюда (каждый раз разный набор), это весело. Вариант для маленькой группы или мамы с ребёнком: сезон охоты на игрушки. На коврик вываливается кучка игрушек. Открывается охота на... Всех четвероногих! Коричневых И насекомых! Цилиндры ИЛИ красные фигуры! Если не то ловят, можно кричать "Браконьеры!" :-)
03.05.2004 12:21:19, Мария Д.
Песенки-умножалочки. Они основаны на рисунках с дырочками и проигрывании рисунков. Для умножения на два бумага складывается пополам, и дыроколом (у меня крупный, сантиметра три диаметр) делается нужное число дырочек. Потом внутри рисуется соответствующая картинка, где дырочки приходятся на лапки зверя. Поётся на мотив "Дважды два четыре, это всем известно в целом мире". Если кто-нибудь поправит стихи, буду благодарна. Детям показывается сложенный листок, дырочки видны, они могут попробовать угадать (сказать, показать на пальцах), сколько будет дырочек, когда листок откроется. Потом листок открывается, и поётся песенка и разыгрывается.

Дважды два четыре, дважды два четыре
Это знают все лошадки в мире! (на картинке лошадка, на правой и левой руке выставляешь два пальца как символ V, "скачешь" ими по столу или полу и цокаешь)

Дважды три будет шесть
Таракашку хочешь съесть? (на картинке таракан, шесть ног, предлагаешь ребёнку съесть нарисованного таракана; некоторые притворяются, как будто едят и морщатся, некоторые же убегают-отталкивают, весело, в общем)

А у паука мы спросим...
Дважды четыре будет восемь! (ставишь рядом две руки с выставленными четырьмя пальцами, кроме больших; бегаешь этим "пауком" по ребёнку или ребёнок по тебе)

Десять будет дважды пять
Можно пальцы посчитать (на картинке - две обведённых руки, дырки рядом с кончиками пальцев; пока поёшь, хлопаешь в ладошки, расставляешь руки с растопыренными пальцами и так далее).
03.05.2004 12:30:36, Мария Д.
А где дырокол с таким диаметром можно взять? В магазине? А то я не встречала, вот и мучаюсь ножницами вырезая дырки под счётный материал (крышки от соков) для карточек "Машины и колёса". 04.05.2004 23:34:54, Irabela
Такие дыроколы в Европе и Америке продаются в магазинах рукоделия, в отделах для работы с бумагой. Ещё в хозяйственных есть такие заточенные куски трубы - их можно поставить на пластик и стукнуть молотком и вырежет дыру. Несколько рядом дырок маленького дырокола - и получается большая, в форме цветочка :-) Или лапки, для карточек "звери и лапы" ;-)

С колёсами мы играли - я натащила велосипедов, игрушечных машинок, роликов, скейт. Где сколько колёс. Ещё хороший набор счётный, для постарше, из струнных инструментов - у скрипки четыре, у гитары шесть...
05.05.2004 06:41:21, Мария Д.
Я делала маленьким дыроколом много дырочек в одном месте, получалась одна большая , но неровная. Сын сначала с удовольствием играл, но недавно все картоски мне вернул на доработку, сказал "некьясиво" :о) 06.05.2004 05:59:10, Sofia I
Длиииииные хвосты. В это хорошо играть с платочками, ленточками, кусками верёвок. За собой тянется "хвост". Можно обвязать вокруг талии ребёнка или в штаны заправить, или просто в руке держать. Потом к кончику хвоста подвязывается следующий платочек, или следующий кусок верёвки. Вот, в общем-то, и всё. Часы игр практически обеспечены :-) Математизация: сколько платков отсюда до двери? А вокруг стула? "Хвост" позволяет ребёнку увидеть, прочувствовать понятие "траектория движения" - где ты уже был, по какому маршруту ходил. Сложные геометрические задачки для старшеклассников, вроде не пересекающих себя траекторий, идут оттуда же.

Сходная игра - паутинки. Дайте ребёнку лет от полутора-двух клубок ниток... Я покупаю с рук, мешками остатки - у многих остаётся от вязальных проектов. Да, так дайте ребёнку нитки, а может, и ножницы. Будьте рядом, малышей нельзя оставлять одних с нитками, шея. Всё. Ребёнок может оплетать комнату часами. Он исследует связи между разными точками пространства, протягивая между ними видимые, измеримые нити. Периметры - обматывая по кругу, опять и опять, стол, стул - или даже маму, вот веселье! Превращение одномерной нити в двухмерную плоскость, создавая похожие на настоящие паутины между ножками стула, скажем. Очень развивающая топологическая игра.
03.05.2004 12:45:34, Мария Д.
MamaSASHI
Мария! Добавила свой рассказ о нитках в "ЖК", но не увидела его, поэтому дублирую здесь:
Мой сын (з года) с двух обожает разматывать катушку с нитками, тянет ниточку и ему очень интересно как катушка "тает" на глазах, полученными в результате этих манипуляций смотанными наподобие кокона нитками долго играет, запихивает везде, где катушка не могла бы пролезть.
Мне в детстве очень нравилось смотреть в окно поезда на провода, когда мы долго ехали к морю. Нравилось как они переплетаются, раходятся и сходятся. Потом, видимо на основе этого часто снился один и тот же сон (обычно во время болезни, так как сон был очень длинным и монотонным как путь на юг) - нитки, много ниток, толстые и тонкие тянулись и проезжали передо мной как провода из окна поезда, периодически они запутывались и мне приходилось их распутывать, причем у них были голоса, у тонких ниток - женские, у толстых - мужские, они о чем-то монотонно разговаривали или просто гудели, а когда запутывались - ссорились и кричали, пока я их не распутала. Вот такой сон. Простите за бред, но может будет интересно.
06.05.2004 23:40:58, MamaSASHI
Потрясающе! Про провода - я до сих пор люблю смотреть, как они идут вверх-вниз-вверх-вниз, когда едешь - гипнотизирует, и правда, как будто разматываются.

Про голоса толщины ниток - а наяву такое бывает? Чтоб с цветами ассоциировались запахи или с длиной звуки и т.п.?
07.05.2004 09:05:07, Мария Д.
MamaSASHI
Ой! Имела ввиду "ЖЖ", конечно же:-) 06.05.2004 23:51:38, MamaSASHI
Про паутинки интересно :-). Т.е просто даешь ребенку в руки нитки и пусть ребенок делает с ними, что хочет? 05.05.2004 15:01:21, КатюхА (2,3 годика)
Можно намотать на что-то слегка, если ребёнок раньше с нитками не работал. Дальше только удивляться, и фотографировать, фото мне посылать - я коллекционирую :-) 06.05.2004 04:42:58, Мария Д.

Читайте также
Как увеличить шансы поступления в вуз на бюджет
Как получить дополнительные баллы и пройти вне конкурса на бюджет
Неидеальные, но любимые: как мамам перестать винить себя
Почему многие мамы чувствуют, что они "недостаточно хороши"

Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!