Раздел: Общее развитие

В блог Подписаться на Дзен!

Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.

Надсистемы - развитие

А как развивать эту способность - "выход в надсистемы"? (В психологии ее обсуждали, кто не знает).

У меня самой две ассоциации по этому поводу:
1. С закрытыми глазами исследовать слона, как в известной притче про трех слепых, а потом "прозреть".
2. Почти дзеновский опыт из моего детства: сложение в пределах десяти уже давалось мне, но не без труда, когда моя мама задала мне задачу: "У собачки было четыре лапки, а потом выросло еще две, сколько стало?" Я героически насчитала шесть, о чем гордо и сообщила, и получила в ответ, что где это я видела, чтоб у собак отрастали еще лапы? :))

А серьезно? Мне кажется, что чем младше ребенок, тем более общие вещи хорошо бы развивать: сенсорику, фантазию там, зачатки логики. А "надсистемы" - куда уж общЕе? Или начинать лучше с "входа в системы"? :))
02.04.2002 16:24:16,

11 комментариев

От кого: Настройки

Вы не авторизованы.

Если Вы отправите сообщение анонимно, то потеряете возможность редактировать и удалить это сообщение после отправки.

E-mail:
получать ответы на E-mail
показывать ссылки на изображения в виде картинок
alyonka
Методически это вышлядит следующим образом:
1. Выявление свойств и функций объектов
2. Выявление подсистемных связей
3. Выявление надсистемных связей
4. Определение линии развития объекта
5. Выявление ресурсов объектов
6. Сравнение систем
Игры и методы на каждом шаге конечно же свои для каждого возраста.
Например, совсем для малышей,
на шаге 1 - Учим ребенка выделять основные признаки объекта: цвет, размер, форму, материал, назначение.
Хорошо познакомить с некоторыми значениями признаков объекта.
Учим определять наличие признака цвета у объекта и обозначать словом «цветной» или «бесцветный». Учим различать черно – белые объекты и разноцветные, различать основные цвета (красный, синий, желтый) и некоторые смешанные (зеленый, коричневый и др.), обозначать признак цвета с помощью сравнительного описания, например: цыпленок по цвету, как цвет солнышко. Каждый объект может меняться по цвету.
различать и обозначать словом значение признака «размер». Вводим в активный словарь слова «большой», «маленький», «такой по размеру, как». Обозначаем признак размера в сравнении с другим объектом или с этим же, например: эта игрушка большая, как стул; эта игрушка может быть большой. Каждый объект может меняться по размеру.
Учим различать объекты по форме, различать плоскую и объемную форму объекта, различать плоскую форму: круг, квадрат, треугольник и некоторые другие, различать объемную форму (кубик, кирпичик, шарик, крыша и некоторые другие). Формируем понятие, что каждый объект имеет форму и может ее менять.
Учим различать и обозначать словом твердые и мягкие предметы по материалу, обследовать объект с помощью разных органов чувств и описывать ощущения словами, выделять у объекта его главное назначение, обозначать словом действие по отношению к нему или с ним, различать объекты живой природы по многофункциональности. Даем знания о том, что представители животного мира могут видеть, слышать, нюхать, пробовать на вкус и ощущать телом.
и т.д.
Если интересно напишу подробно по каждому шагу для разных возрастов
Есть примеры игр опять же для каждого шага для разных возрастов.
Например, для шага Выявления надситемных связей -
«Где живет?» - определять разные места нахождения объектов.
«Найди друзей» - объединять объекты в группы по определенному признаку (функция, качества, местонахождение).
«Веселый мяч» - обозначать словом возможные места обитания и функционирования объектов.
«Рассели жильцов» - обозначать словом возможные места обитания и функционирования объектов.
Примеров игр опять же очень много)
03.04.2002 11:54:15, alyonka
Очень интересно. Только, как обычно :-) у нас все шло в обратном порядке... Когда напишете подробно, будет интересно параллель провести. Может, это зависит от право- и лево-полушарных штук? :-) Интересно очень, еще раз. 04.04.2002 04:53:52, Avalokitesvara
ОЧЕНЬ интересно и ОЧЕНЬ нужно, напишите, пожалуйста. 03.04.2002 14:02:57, ООН
Присоединяюсь. 03.04.2002 14:56:26, U
alyonka
Выложила вот здесь - http://gaka.narod.ru/triz/tasks.html

там можно жамхнуть по возрасту и посмотреть методические рекомендации, можно сразу заготовки для игр, самих игр еще мало где
05.04.2002 10:29:20, alyonka
СПАСИБО!

Это Ваши наработки?
А книга есть?
Очень хочется воспитателям подкинуть :)
05.04.2002 17:11:37, Ксенька
alyonka
это то что взято за основу (другие методики под конкретными играми лежат) -
http://www.triz.minsk.by/e/prs/233021.htm
08.04.2002 13:52:32, alyonka
alyonka
там была ссылка на первоисточник, попробую найти 08.04.2002 13:32:17, alyonka
Спасибо 09.04.2002 09:38:46, Ксенька
Есть несколько понятий, присутствие которых в играх помогает выходу в надсистемы. Например, понятие "системы" :-)) Систем много. Стиль (одежды, программирования, речи, мультипликации). Традиция (культурная, кулинарная, религиозная, научная).

Понятие "символ" тоже помогает - потому что выводит в анализ. И понятие "схема" - это уже больше про действия, тогда как система - про предметы. Например, схема поведения.

Ролевые игры (театр?), если ввести в них эти понятия, помогают выходить. Например, в игре в полицию ребенок осознает оружие как символ власти, форму как символ принадлежности к системе, и на практике наблюдает легкость ухода в модель поведения "полицейские и воры" :-))
02.04.2002 23:10:31, Avalokitesvara
Во-во, об этом я и думала, говоря про "вход в систему" :)) Спасибо. 03.04.2002 14:55:25, U


Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!