Методика КАРКАС. Как развить у ребенка способности к шахматам?
- В системе МИР имеется методика “Играть в шахматы - раньше, чем ходить”, которая позволяет реализовать программу воспитания шахматного чемпиона. Она условно называется и обозначается КАРКАС, от фамилий наших прославленных чемпионов, Карпова и Каспарова. Эта программа относится к дополнительным программам развития и образования, и опробована в 1988 - 1990 г.
Вот основные положения этой методики.
1). В качестве одной из программ для “смотрунка” добавляете для просмотра карточки с изображением шахматных фигур и шахматной нотации.
2). Для “трогунка” программы также расширяются карточками программы КАРКАС с целью ощупывание карточек и фигур, дающих ребенку возможность дальнейшего освоения опорных образов шахмат.
3). Все остальные классмиры также должны содержать элементы освоения образов шахматной игры.
Программа освоение шахматной доски и операций начинаются “сидунком” с игры “Ищем поле А1”. Делается это по специальной методике, которая повторяется с ребенком для всех 64 полей шахматной доски.
Следующий этап - серия игр в догонялки, когда вы и ребенок играете на шахматной доске фигурами в “догонялки”, причем начинаете с самой простейших фигур, с пешек. Все это повторяется для всех парных сочетаний шахматных фигур. После нескольких повторений, простейшие “догонялки” вы можете играть “вслепую”, называя фигуры и поля по памяти. Ребенок двух - трех лет мгновенно осваивает подобную игру - ею можно заниматься и на прогулке.
В процессе игр в “шахматные догонялки” вы с ребенком вплотную подходите к образу финала игры, простейшего варианта эндшпиля, когда пытаетесь загнать короля в угол. То есть собственно шахматы начинаются с теории эндшпиля, то есть, окончания игры. Очень скоро выясняется, что короля не так то просто загнать в угол - даже ферзю это не под силу, и понадобятся другие фигуры и, разумеется, сам король. Умение оптимально разыграть с тремя фигурами на доске эндшпиль, играя королем и ферзем - это первое шахматное открытие малыша и, одновременно, необходимый и элементарный навык. Однако, чтобы до этого дойти, вам с малышом придется потратить пару дней для того, чтобы ребенок научился блокировать вражеского короля на одной линии, у края доски. Только сознательно владея техникой этого блокирования малыш сможет перейти к достижению главной цели - пониманию “мата” королю. Но до этого вам придется довольствоваться бесчисленной серией “патов”, ничьими, в которые умело защищающийся король будет стремиться попасть.
Аналогичные маневры предстоит пройти и с другими фигурами: “ладьями”, “офицерами” и т.д. Количество фигур на доске будет возрастать с каждой неделей. К началу полноценной партии ребенок будет точно знать, к чему нужно стремиться с самого начала игры. Хотя до теории дебютов еще очень далеко, следует иметь в виду, что каждое принятое в шахматной практике начало игры ребенок легко запомнит на несколько ходов, особенно если привыкнет к чтению шахматных партий, то есть освоит “шахматную нотацию” еще до исполнения года - двух.
Для успешного освоения программы КАРКАС в системе МИР проводятся специальные консультации для родителей (2 часа)".
Материал приводится c разрешения автора.
Лариса
Конференция "Раннее развитие""Раннее развитие"
Раздел: Методики раннего развития
Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.
Раннее развитие шахматного чемпиона: Методика П.В.Тюленева КАРКАС
19.06.2001 22:14:32, Лариса3 комментария
Добрый день, Лариса!
По поводу методики ничего не скажу, тут есть рациональное зерно.
Настораживают опять-таки ЦЕЛЬ данной методики: СДЕЛАТЬ ШАХМАТНОГО ЧЕМПИОНА. Если переложить ее на всю систему МИР, то отсюда получим ее глобальную цель: "мы сделаем из Вашего ребенка то, что Вы хотите". По сути это ничто иное, как ЗОМБИРОВАНИЕ.
В статье "Кратко и в цвете о раннем развитии детей" проранжированы некоторые методики раннего развития. Исходя из приведенных выше соображений, докажите, пожалуйста, что систему МИР не следует выделить красным.
С уважением,
Волхв.
ЗЫ: Это сообщение не нужно рассматривать, как "наезд". Меня действительно интересует эта тема. 20.06.2001 08:55:18, Волхв
По поводу методики ничего не скажу, тут есть рациональное зерно.
Настораживают опять-таки ЦЕЛЬ данной методики: СДЕЛАТЬ ШАХМАТНОГО ЧЕМПИОНА. Если переложить ее на всю систему МИР, то отсюда получим ее глобальную цель: "мы сделаем из Вашего ребенка то, что Вы хотите". По сути это ничто иное, как ЗОМБИРОВАНИЕ.
В статье "Кратко и в цвете о раннем развитии детей" проранжированы некоторые методики раннего развития. Исходя из приведенных выше соображений, докажите, пожалуйста, что систему МИР не следует выделить красным.
С уважением,
Волхв.
ЗЫ: Это сообщение не нужно рассматривать, как "наезд". Меня действительно интересует эта тема. 20.06.2001 08:55:18, Волхв
Зачем же лес городить? Карточки, отыскание поля А1... И, потом,все это похоже на загрузку в комп новой программы. Выявление и развитие склонностей у ребенка- дело хорошее, но методом П.В.Тюленева Вы даже взрослого отпугнете.
Мой сын научился играть в шахматы в 4 года по своей инициативе, и поскольку желание было его, он освоился со всеми ходами и защитами за 2-3 дня.
С 1 года он играл с шахматами, как со своими игрушками: то в ряд все выстраивал, то по кругу. Когда просил "давай поиграем!" я всегда спрашивала "по-твоему или по-моему?". Мой метод неизменно отвергался.
Но в 4 года вдруг сам притащил доску и попросил показать. Видимо, исчерпал все реурсы своей игры.
"шахматный террор" длился 2 недели. Играли мы без всяких А1-А2, но зато с выдумкой. Пешки на передней линии раскланивались и пили чай, а слон крайне вежливо предлагал "разрешите Вас съесть"
Не беда , что он не умеет читать шахматные партии.Зато он знает шахматы, как красивую и занимательную игру, ане как схему. 20.06.2001 01:57:58, Suzi
Мой сын научился играть в шахматы в 4 года по своей инициативе, и поскольку желание было его, он освоился со всеми ходами и защитами за 2-3 дня.
С 1 года он играл с шахматами, как со своими игрушками: то в ряд все выстраивал, то по кругу. Когда просил "давай поиграем!" я всегда спрашивала "по-твоему или по-моему?". Мой метод неизменно отвергался.
Но в 4 года вдруг сам притащил доску и попросил показать. Видимо, исчерпал все реурсы своей игры.
"шахматный террор" длился 2 недели. Играли мы без всяких А1-А2, но зато с выдумкой. Пешки на передней линии раскланивались и пили чай, а слон крайне вежливо предлагал "разрешите Вас съесть"
Не беда , что он не умеет читать шахматные партии.Зато он знает шахматы, как красивую и занимательную игру, ане как схему. 20.06.2001 01:57:58, Suzi
Я считаю, что игра в шахматы на "любительском", дилетанстском уровне - это пустая трата времени, а занятия, например, по методике КАРКАС, как я понял: "Карпов-Каспаров" - учит ребенка очень многому: приобщает к мировой культуре, к понятиям стратегия и тактика, к тому, что есть теория и практика, дебюты и гамбиты, миттельшпиль и эндшпиль...
Ребенок будет знать, что такое интеллектуальный труд и как им зарабатывают шахматисты? Даже каких политических взглядов придерживаются великие шахматисты: Карпов и Каспаров?
В любом случае, правильное знакомство с шахматами открывает ребенку двери в клуб интеллектуалов.
Очень привлекает то, что для занятий не нужно посещение дорогостоящих секций, тренеров - все может организовать любая мамочка, находясь в декрете с ребенком до 3-х лет - в семье с любым достатком! :)
У меня дух захватывает: если в роддомах рекомендовать мамочкам методику Тюленева "Играть в шахматы - раньше, чем ходить", то Россия станет страной шахматных чемпионов и интеллектуалов высшей пробы!
Опять же, родителям легче: увлеченные шахматными фигурами, задачами и игрой дети не капризничают, не плачут от недостатка внимания, а интеллектуально и гармонично развиваются...
Называть это зомбированием - нелепо и смешно: тогда можно любое обучение отрицать.
Что и происходит: не знакомые с крестьянским трудом, например, семьи уйдут в леса, станут "анастасиевцами" - хотя активистами и сторонниками выдуманных персонажей антинаучных книг они оказываются "зомбированными наоборот", на невежество и отрицание прогресса. Тысячами они оставляют свои квартиры в городах желающим из Азии и Кавказа, выключаются из активной борьбы за будущее своей страны и вымирают лесах, в дикости и глуши поззапрошлого века...
Это лишь один из примеров антиинтеллектуализма и мракобесия.
В системе П.В. Тюленева по обученю шахматам речь идет не о возрасте 3 - 4-х лет, а о возрасте 3-4-х месяцев после рождения: в три года такой ребенок будет уже играть на уровне первого взрослого разряда, как тут - 3-х летний ребенок играет "защиту Нимцовича" на равных с Анатолием Карповым: [ссылка-1]
Впрочем, родителям самим решать, будет ли их ребенок Человеком Развитым, или не развитым, отстающим на 7 лет в школе и на 17 лет в вузе - по сравнению с конкурентами - см. [ссылка-2] - "Дети, воспитанные по иностранным методикам будут кормить иностранные армии" - таков главный закон методик воспитания.
Методика раннего развития способностей к шахматам по системе Тюленева - это максимальное, генетически обусловленное развитие способностей ребенка в домашних, семейных условиях до уровня одаренности ещё до 3-х лет - после 3-х лет начинается, как правило, отнимание этих способностей в детских садах, в школе... - это всем известно.
Но у ребенка, который начал побеждать взрослых в игре в шахматы в возрасте 3-х лет, эти фантастические победы уже никто никогда не отнимет!
Эти победы будут формировать менталитет личности этого ребенка всю последующую жизнь - в этом, мне кажется, самый главный смысл раннего развития детей. Тут формируется не только интеллект, но и личность. Методика Тюленева - это методика саморазвития и самообразования личности. 18.03.2017 12:04:28, Друг и товарищ
Ребенок будет знать, что такое интеллектуальный труд и как им зарабатывают шахматисты? Даже каких политических взглядов придерживаются великие шахматисты: Карпов и Каспаров?
В любом случае, правильное знакомство с шахматами открывает ребенку двери в клуб интеллектуалов.
Очень привлекает то, что для занятий не нужно посещение дорогостоящих секций, тренеров - все может организовать любая мамочка, находясь в декрете с ребенком до 3-х лет - в семье с любым достатком! :)
У меня дух захватывает: если в роддомах рекомендовать мамочкам методику Тюленева "Играть в шахматы - раньше, чем ходить", то Россия станет страной шахматных чемпионов и интеллектуалов высшей пробы!
Опять же, родителям легче: увлеченные шахматными фигурами, задачами и игрой дети не капризничают, не плачут от недостатка внимания, а интеллектуально и гармонично развиваются...
Называть это зомбированием - нелепо и смешно: тогда можно любое обучение отрицать.
Что и происходит: не знакомые с крестьянским трудом, например, семьи уйдут в леса, станут "анастасиевцами" - хотя активистами и сторонниками выдуманных персонажей антинаучных книг они оказываются "зомбированными наоборот", на невежество и отрицание прогресса. Тысячами они оставляют свои квартиры в городах желающим из Азии и Кавказа, выключаются из активной борьбы за будущее своей страны и вымирают лесах, в дикости и глуши поззапрошлого века...
Это лишь один из примеров антиинтеллектуализма и мракобесия.
В системе П.В. Тюленева по обученю шахматам речь идет не о возрасте 3 - 4-х лет, а о возрасте 3-4-х месяцев после рождения: в три года такой ребенок будет уже играть на уровне первого взрослого разряда, как тут - 3-х летний ребенок играет "защиту Нимцовича" на равных с Анатолием Карповым: [ссылка-1]
Впрочем, родителям самим решать, будет ли их ребенок Человеком Развитым, или не развитым, отстающим на 7 лет в школе и на 17 лет в вузе - по сравнению с конкурентами - см. [ссылка-2] - "Дети, воспитанные по иностранным методикам будут кормить иностранные армии" - таков главный закон методик воспитания.
Методика раннего развития способностей к шахматам по системе Тюленева - это максимальное, генетически обусловленное развитие способностей ребенка в домашних, семейных условиях до уровня одаренности ещё до 3-х лет - после 3-х лет начинается, как правило, отнимание этих способностей в детских садах, в школе... - это всем известно.
Но у ребенка, который начал побеждать взрослых в игре в шахматы в возрасте 3-х лет, эти фантастические победы уже никто никогда не отнимет!
Эти победы будут формировать менталитет личности этого ребенка всю последующую жизнь - в этом, мне кажется, самый главный смысл раннего развития детей. Тут формируется не только интеллект, но и личность. Методика Тюленева - это методика саморазвития и самообразования личности. 18.03.2017 12:04:28, Друг и товарищ
Читайте также
Отношения, которые идут в никуда
Как понять, что отношения изжили себя и пора их заканчивать?