Раздел: Общее развитие

В блог Подписаться на Дзен!

Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.

Комплексные занятия

Надежда Григорьевна! Как-то, ещё на конфе "Домашнее образование", Вы поделились схемой комплексного занятия по теме КОРАБЛИ. Потом вот была тема о паучках. Если у Вас есть наработки по другим темам, поделитесь, пожалуйста. Возможно и другие участники конференции дополнят и предложат свои темы?
Конечно, на все случаи, на все "что" и "почему" не напасёшься, но хорошо бы иметь под рукой такие "скелетики" и в рамках одной темы и стихи почитать, и научной информацией загрузить, и посчитать, и попрыгать, и творчеством заняться..и..и
22.05.2001 22:52:48,

33 комментария

От кого: Настройки

Вы не авторизованы.

Если Вы отправите сообщение анонимно, то потеряете возможность редактировать и удалить это сообщение после отправки.

E-mail:
получать ответы на E-mail
показывать ссылки на изображения в виде картинок
Надежда Григорьевна
Отличная идея! Давайте определим тему и "с миру по нитке" соберем разные материалы - стихи, сказки, поделки, упражнения, музыкальные моменты и т.д.
Сейчас подумаю, пороюсь в своих "сундучках" и выдам:)))

Офф. Р.S. Лена, оба письма с приложениями получила, спасибо большое! В выходные дни напишу:))
24.05.2001 23:48:56, Надежда Григорьевна
Вот такая тема - "Кто где живёт?" . Тема, конечно, достаточно обширная, если брать и людей и животных, но интересная, и часто вспоминаемая. Попробуем? 25.05.2001 00:59:56, ЮЛА
Лена, самое сложное, это поставить рамки для создания урока. Я имею в виду предложенную Вами тему: «кто где живет». Может быть, есть смысл разбить её на несколько: «домашние животные», «дикие звери», «люди». А можно по месту проживания: север, юг, пустыня, тропики, вода, земля и т.д.

Теперь о том, что я кладу в общую копилку. Можно собрать некоторое количество загадок:
Летом и в БОЛОТЕ
Вы её найдете.
Зелёная квакушка-
Кто это?….(лягушка)

На шесте – дворец,
Во дворце – певец,
А зовут его….(скворец)

Ох мохнатый, ох большой,
Спит в берлоге он зимой,
Летом ягоды жуёт,
Дикий мед у пчел берёт,
Грозно может зареветь
Косолапый зверь….(медведь)

Вырос в поле дом.
Полон дом зерном.
Стены позолочены,
Ставни заколочены.
Ходит дом ходуном
На столбе золотом. (колос)

А ведь это (про колос) еще одна часть темы: «кто где живёт». Где живут разные вещи, детёныши до рождения, минералы и т.д.

Если про насекомых будете говорить, можно поиграть с крупой, закапывая в ней предметы (будто это жучки).

Иностранными языками заодно позаниматься, т.е. как звучит на других языках персонаж, о котором говорим.

Театр теней можно устроить.

Соорудить из стульев пещерку, берлогу, будку.

Не забыть, что пальчики на руке тоже в холодное время имеют домики-перчатки, варежки. Заодно поиграть в пальчиковые игры.

Можно испечь торт «Муравейник»

Из веревочек, прутиков самому построить гнездо.

Не забывать про мультфильмы и фильмы, из которых можно брать куски для занятий:
«Бемби», «Флик», «Умка», «Дюймовочка», «Тарзан», про крота, про пингвинов . Фильм про поросёнка - «Бейб».

Пока всё.
Татьяна.

P.S. Я внизу написала Вам про другие темы, посмотрите.
27.05.2001 17:37:05, Tataf
Лена, забыла вот ещё такой стишок, который предложен в книге, как вариант пальчиковых игр. Так что можно и этим разбавить занятие.

Под березкой (руки вверх) на пригорке (руками изображаешь холмик)
Старый ёж (нахохлиться) устроил норку (руками изобразить норку).
А под листьями лежат(руки под щёчку)
Двое (два пальчика показать) маленьких ежат (скрестить пальцы)

27.05.2001 23:24:22, Tataf
Вот что значит сначала писать, а потом читать. Я там выше как раз в эту тему написала. 26.05.2001 00:50:59, Djusha
[пусто] 25.05.2001 18:14:31
Замечательно, и картинки и развитие темы. 27.05.2001 21:16:33, Tataf
Нам 2 года. Кто где живет уже знаем. Просто когда гуляли все это обсуждали. Собачка в доме с человеком или в конуре, белка в дупле ( дупло нашли в дереве, но без белки), муравьев пообсуждали, червяка из земли беднягу выкопали, ангелы на небе, на облаках - с этим посложнее. 25.05.2001 08:52:30, ЛенаН
Хм... Всё знаете? Так ведь любую тему можно развивать и углублять. А жилища разных времён и народов : пещера, юрта, чум, изба, иглу, тростниковый и т.д. Медведь в берлоге - это понятно:) А бегемот? 26.05.2001 23:10:27, ЮЛА
Нет ну Вы конечно дали!! Это конечно мы не знаем, про юрты и чумы. Детю-то всего 2 года, да и стараемся пока все на наглядных примерах показывать, а где ж я чум ему в Москве найду, с пещерой еще туда-сюда, но про чум полный напряг. У нас пока уровень начального познавания, дете только уясняет, что в конце-концов кто-то где-то живет, а не скитается как лица БОМЖ. 27.05.2001 14:46:38, ЛенаН
Жилища можно посмотреть на картинках, а потом попробовать смастерить из глины, из соломы, из войлока и т.д. А если эти маленькие домики ещё и на карте геогр. разместить? 28.05.2001 00:24:31, ЮЛА
Про карту здорово придумано! 28.05.2001 01:38:51, Tataf
Что-то мне вспомнилась малюсенькая сказочка Бианки про мышку и лису.
Слов совсем не помню. Только "А у меня там спаленка (всмысле спальня)". Помню только иллюстрации. Очень хорошо можно представить (или нарисовать), что же в норке под землей.
25.05.2001 02:47:09, Элли
Лена, решила описать Вам наши комплексные занятия, но не смогла. Проблема в том, что они связаны с конкретными игрушками, играми, вещами, информацией , которой владею именно я, и соответственно, моими навыками что-либо делать.
Поэтому попробую объяснить принцип подготовки таких занятий и изложить свои наблюдения. Надеюсь, это Вам поможет.

Занятия должны быть хорошо продуманы, подготовлен весь материал, простроены логические переходы, связи. Если попробовать несколько раз, то в дальнейшем возможны экспромты. Т.е. занятия могут возникнуть от чего угодно. От паучка? Хорошо от паучка. Но и от любого стишка, песенки, события. От движения, например, от любимых ребенком прыжков, от артикуляционной гимнастики, которую вы сейчас полюбили. От цветочка, фотографии и т.д.

Главное, обозначить на данный момент, чем ребенок любит заниматься, плюс, что Вы хотели бы ему ещё дать, чему научить, с чем познакомить. Приготовить всё для занятия. Для нас, например, важно чередование пассивно воспринимаемой информации и активностью. Это значит, четко представлять, что можно делать только за столом (месим, лепим, пересыпаем, переливаем, собираем головоломки, пересаживаем цветы и т.д.). И, что на полу (танцуем, др. движения, строим, бросаем мячики, собираем предметы и т.д.). Есть промежуточные занятия, которые можно выполнять и за столом и на полу (строим пирамидку, нанизываем бусы, рисуем, пр.)

Эргономика. Для ребенка важна культура труда. На чём он будет лепить, на чём рисовать?
Какие инструменты, приспособления нужны для пластилина, для экспериментов с пищевыми красителями, разведения головастиков, для склеивания, рисования и т.д.?

Можно и нужно иметь хотя бы минимум универсальных приспособлений. Например, коврик из линолеума хорош для пластилина, рисования, занятий с крупой и водой. Планшетка, обтянутая грубой тканью для выкладывания головоломок, других игр, в которых важна фиксация предметов. Разные мешочки для создания волшебства, эффекта неожиданности и для игр по типу «найди конкретный предмет на ощупь». Много коробочек, пакетиков, в которых собраны материалы и приспособления, чтобы их всегда легко было достать, найти. Можно придумать что-нибудь для начала занятий, то, что будет их предварять и, что будет настраивать ребенка на определенный лад. Это может быть маленький театр из коробки, ширма, определенная музыка, речёвка, др.

Для каких-то занятий важно иметь много приспособлений. Рисуем не только кисточкой, но и тампоном по трафарету, ватными палочками, губкой, печатками, тупым кончиком карандаша, малярным валиком, не забывая про пальчики и ладошки. Понятно, что карандаши, фломастеры, мелки. Различная бумага. Не обязательно хорошая, но и оберточная, мятая, обрывками (с этим хорошо экспериментировать, делать уникальные произведения). А вот, что можно собрать для занятий с пластилином. Цитирую из конференции Машу Д:
« Всё это не ново, но - вот дочке стало интересно, только когда мы много чего вместе собрали. Сложили в коробку, получился такой "центр" по Монтессори. А до этого к пластилину была равнодушна. Все это хорошо работает с американским пластилином (Play-dough) и наверное с соленым тестом, которое по консистенции такое же.
--------
Скалка и формочки для печений. И вообще все и всяческие формочки от детских головоломок и т.п. Бокальчиком вырезать кружочки тоже здорово...
-------
Чесночный пресс. Из него вылезает смешная пластилиновая "вермишель". Можно использовать как волосы для пластилиновых существ. Если положить два разных цвета, получается забавная панковская прическа (один цвет переходит в другой).
-------
"Шприц" или не знаю уж, как эта штука называется, для украшения тортов. Это ребенку нравилось больше всего, пожалуй. То же самое - машинка для изготовления вермишели.
-----
Пластиковые зверушки - оставляют на пластилине следы. Особенно классно со всякими змеями и черепахами, от них остаются красивые отпечатки шкуры. Угадывать, чьи следы. Если зверей много, это трудно.
-----
Вообще разные печатки, предметы - интересно отпечатывать в раскатанном скалкой гладком слое пластилина. Монеты, например - потом угадывать, опять же. Или подбирать предметы к их следам - получается бесконечно много бесплатных головоломок :-)»


Для занятий с водой и крупами хорошо иметь воронки, резиновые клизмочки, ситечки, половники, прозрачные банки (рассматривать окрашивание воды и смешивание, чередование круп).

Всякую всячину: шнурки, бечевку, тесёмочки, липучки, клейкую ленту, прищепки, кнопки, монетки, камешки, лоскутки и пр.

Хорошо, если есть возможность собрать разные музыкальные инструменты: дудочку, колокольчик, свистульки, шумелки, деревянные ложки, губную гармошку, шарманку, др.

Половину из перечисленного можно сразу собрать в любом доме.

Лена, завтра напишу несколько примеров занятий. Сейчас спать хочется
24.05.2001 02:15:17, Tataf
Замечательно! Вдруг поняла, что мне мешает(в первую очередь) - элементарная неорганизованность. Для начала нужно все необходимые подручные материалы разложить по полочкам/коробочкам. На самом деле, трудно взять чужое занятие и просто его скопировать, да и незачем. Но некоторые общие правила и "скелеты" понять хочется. Если раньше материал готовился по разделам(чтение, математика, география и.т.д.), то сейчас хочется отталкиваться от темы, так труднее (для меня), но гораздо интереснее для ребёнка. Чаще всего за основу беру стихотворение. А вот что вокруг? 25.05.2001 00:06:37, ЮЛА
Со стихами тоже много можно придумать, я Вам об этом ниже написала. Запуталась уже, где о чём писать. Посмотрите.

А по поводу порядка, да это действительно важно.Но. Лена, порядок этот быстрее для мамы, а ребенку можно разрешать и побаловаться, и испачкаться. Почитайте в «детской психологии» Элла пишет Тахе про занятия творчеством.
27.05.2001 17:35:05, Tataf
Надежда Григорьевна
Лен, от темы гораздо интереснее, мне кажется, не только для ребенка...:))

Вот давайте и оттолкнемся от стихотворения:

Ирина Токмакова
ГДЕ СПИТ РЫБКА

Ночью темень. Ночью тишь.
Рыбка, рыбка, где ты спишь?

Лисий след ведет к норе,
След собачий к конуре,

Белкин след ведет к дуплу,
Мышкин - к дырочке в полу.

Жаль, что в речке, на воде,
Нет следов твоих нигде.
Только темень, только тишь.
Рыбка, рыбка, где ты спишь?

P.S.Лена, приложение во втором письме не открывается...:((
25.05.2001 22:42:04, Надежда Григорьевна

Офф Завтра продублирую письмо.
28.05.2001 00:27:28, ЮЛА
Татьяна как здорово, что вы так замечательно можете все организовать.Я иногда пыталась организовать дочке комплексные занятия, но к сожалению получается все урывками(наверно мне не хватает фантазии и знаний).Сейчас собираю, сохраняю все замечательные идеи из этой конфы и с нетерпением буду ждать дальнейших ваших сообщений по этому вопросу. 24.05.2001 12:47:31, ариша
Ариша, я тоже всё собираю в конференции. Общими усилиями получается хороший материал. По поводу того, что пока не получается составлять занятия, могу посоветовать задавать побольше вопросов о предмете, по которому Вы собираетесь делать занятие. Т.е. что это, какое ( на ощупь, по размеру, по форме, величине)? И по этим признакам сравнивать с другими предметами. Попробуйте. Получится.В других ответах я привожу примеры нескольких комплексных занятий. Почитайте, пожалуйста.

Удачи. Татьяна.
27.05.2001 17:30:52, Tataf
Tataf , очень интересуют занятия с пластилином, рисование. Если можно опишите поподробнее. Нам 2 года, пока лепим на уровне колбасок и колобков, правда с разными коментариями. Хотели бы все это как-то разнообразить. 24.05.2001 08:50:36, ЛенаН
Про занятия с пластилином Вам очень интересно описали Маша и Элли. Я хочу лишь привести цитаты из этой же конференции про то, что можно делать с пластилиновыми колбасками:
«нарезать эту колбасу на кружочки, кружочки налепить на повернхность и сделать мозаику

-Скрепите концы колбаски - получится бараночка.
-Прикрепите колбаску вертикально на картон, воткните в неё маленьких веточек(с улицы) будет дерево.
- Если к вертикальной колбаске приладить три разноцветных комочка(красный, жёлтый, зелёный) получится...!
-Если колбаска красного или оранжевого цвета это почти уже морковка, надо добавить чуть-чуть фантазии.

Детей только на начальной стадии знакомства с пластилином интересует действие, очень скоро их начинает интересовать результат. Колбаска - это не интересно. А вот вылепить колбасу, банан,огурец или то что я предложила выше вот что заинтересует ребёнка!(заметьте, это всё таже ваша колбаска!) :)

Из колбасок можно сделать вообще ВСЕ )).Нет, правда, смотрите. Напишу с размерами, чтобы проще было объяснить. Итак, колбаска длиной 10 см (диаметр 1,5, например). Надрезаем колбаску с одного с другого конца посередне продольными линями глубиной 3 см (как сосиску для жарки, только сосиску обычно на 4 части надезают, а мы пока на 2, ну, примерно так: >--<). Это ножки и ручки получились. Они же лапки, смотря куда их потом отогнуть :)). Лепим, например, лошадь.

Отгибаем лапки вниз, получаем такую скамеечку - тело с ногами. Теперь берем такую же колбаску (или тоньше) длиной 5 см, один конец укатываем в конус(морковка), потом его загибаем буквой Г - это голова и шея. Прилепили к телу в подходящем месте. Из маленькой морковки - хвостик (для лошади крепим тонким концом к попе, для собачки-таксы - толстым).

Человечку вообще только шарик для головы надо прилепить. А можно зубочитки в колбаску втыкать или спички = вместо рук-ног-лап :))

Мы делали тортик с фруктами и свечками (колбаски), одевали маленьких кукол -шарфик, шапочка, перчатки. Буквы из колбасок, змейки, косички, ватрушки. Я лепила зверюшек, дочь помогала с лапами и носами, потом устраивали праздник с тарелочками и едой (колбаски - "пирожки", "яблоки" и "сосиски"). Новогодняя елка (лепила я), дочь - шишки и игрушки. Каштаны превращали в черепах, не помню уже в каких животных, детали делала дочь»

Вот такое повторение. Для взрослых тоже бывает полезным.

Удачи. Татьяна.
27.05.2001 17:28:48, Tataf
Я там где-то внизу про пчелок писала.
А мы потом еще в медведей играли - я сделала из канцелярских скрепочек крючечки и прикрепила их скотчем к ножкам и спинкам стульев - на них ягодки из пластелина - потом "мишки" ходили их и собирали, а потом "испекли" из этих "ягодок" "пирог". Правда леплю пока я, а доча все потом на части раздербандивает. Здесь очень хорошо отрабатываются понятия высоко-низко, большой(ая) - маленькая, много - мало.

Еще мы играли в Машеньку из "Маши и медведя" и она пошла в лес грибочки собирать, а грибочки росли в разных местах и под стулом и под "листочками" и на пенечке.

Еще мы делали маленькие-маленькие шарики - это были камушки и мы их в речку бросали

А еще мы скрепки вставляем в пластелиновый шарик и может получиться цветочек, зайка (собачка, ослик и т.д м т.п), самолетик, стол ...
А еще нам нравится выдавить какой-нибудь барельеф (ну как Мария Д описала), а потом засыпать его горохом или бусинками и откапывать его потом.

И вообще я в последнее время "подружилась" с пластелином. Иногда идеи просто на ходу придумываются. Когда проигрываем события, которые в нашей жизни случались или в книжках читали, то почему-то сразу хочется пластелин взять.



24.05.2001 23:31:56, Элли
Хорошие идеи, Элли. Я как-то пропустила это сообщение раньше. Прячутся Ваши сообщения что ли? :)) Про скрепки понравилось. А листики могут быть и настоящими. Ещё можно позже перейти к тесту, ведь тогда можно будет всё увековечивать! :) 27.05.2001 21:24:08, Tataf
Слово "речку" в моем сообщении надо взять в кавычки ессно. 25.05.2001 02:36:05, Элли
[пусто] 24.05.2001 19:11:58
Мне кажется здесь в основе другой принцип : взять материал, "способ", технику(не подберу нужное слово) и "выдавить" из него максимум возможного: что можно изобразить, какие темы проиллюстрировать, что показать, какие проблемы затронуть. Т.е. от кусочка пластилина в любую тему и в такие дали... Вы легко перелетаете с островка на островок(с одной темы на другую), выстраиваете цепочки. А я пока занимаюсь "обустройством" этих самых островков(тем). Каков необходимый минимум условий, предметов, атрибутов, чтобы островок был уютным(интересным)? 25.05.2001 00:36:39, ЮЛА
Лена, позволю себе не согласиться с Вами. И вот почему. Я считаю, что Маша описала самое настоящее комплексное занятие. Я ведь не зря в самом начале своего рассказа на эту тему, упомянула, что занятие может отталкиваться от чего угодно: от стишка, песенки, предмета, темы вообще (кто где живет), от техники, от движения. И мне кажется, это очень важно понять. Тогда всё проще, тогда Вы и сможете насобирать темы. Часто тему занятий подсказывает ребенок, его увлечения, возникший интерес. Но Вы можете предложить ему и свою тему, учитывая его предпочтения, т.е. вводите в занятие возможность попрыгать, если ребёнок это очень любит, или повозиться с водой, порисовать и т.д. Теперь понятнее?

Вот, например, есть у вас семейная тема «одуванчик». Можно сделать занятие. К тому, что вы уже собрали на эту тему, добавить материал, уходящий в разные стороны. У вас получится принцип «солнышка». К примеру так, задаете как можно больше вопросов. Одуванчик – это что? Цветок. А какие еще ты знаешь цветы?
Одуванчик, какой (по цвету, по величине, на ощупь)?
Как пахнет? Где растет? В какое время года? Откуда он берется?
Теперь на каждый вопрос собираете материал.
К первому вопросу купить, например, несколько разных цветов, посмотреть комнатные.
Какой по цвету? Жёлтый? А что ещё такого же цвета? Мимоза, банан,, лимон, карандаш, макароны, теннисный мячик, сыр и т.д. А ещё цыплята на зелёной траве, и утята. Здесь можно прерваться и спеть и станцевать «На шагающих утят быть похожими хотят». Помните? Потом дальше. Одуванчик высокий или низкий? По отношению к дереву? А по отношению к муравью? На ощупь, какой? А что ещё пушистое? Сравнить разные поверхности. Сюда же добавить понятия «один и много». Когда много одуванчиков, как это называется? Поляна одуванчиков. А когда много людей? А предметов? И т.д. У Монтессори есть хорошее предложение собрать коробочки с предметами на одну букву. Можно мешочки, тогда ребенку будет интереснее (сюрприз, волшебство). Не глядя достаёт предмет и называет, получается всё на букву «О», как одуванчик: овал, огурец, обезьянка, окно (нарисованное), и т.д. Прочесть по слогам слово «одуванчик, сделать шершавые буквы, Сравнить снова на ощупь написание «одуванчик» и сам одуванчик. Дальше. Он гнется? А что ещё гнется на ветру? Поговорить о ветре, если есть желание. Меняется ли одуванчик? Каким он становится? Как облетает? Поиграть в перышко, которое надо сдувать с руки. А зачем улетают пушинки с цветка? А как другие растения размножаются? Посадить какое-нибудь зёрнышко. И так ещё можно продолжать. Опять же, был в советское время хороший мультфильм про одуванчик. Может быть, повстречаете. Вот и получилось комплексное занятие. Может быть, кому-нибудь пригодится.

Вы сейчас увлечены артикуляционной гимнастикой. Это тоже целая тема. Можно поговорить о языке. Зачем он, какие функции выполняет. Попробовать на вкус солёное, сладкое, кислое, пр. Поговорить как язык помогает издавать звук. А что ещё издаёт звук?
А какие языки бывают? У лягушки, птички? А у рыбы есть язык? Вот муха, например, чувствует вкус с помощью своих ножек. Бегает по продуктам и таким образом определяет, что годится в пищу.

Мы вот с малышкой Элли любим подвигаться с прибаутками. И это тоже целая тема.
Вместе с дочкой Маши ходим по доске. Тоже тема. Можно поговорить о мостах, канатоходцах …
На майские праздники Илья впервые осознанно увидел салют, потом в Москве начались грозы. У него это смешалось и произвело огромное впечатление. Так что я сейчас собираю материал на эту тему. У кого что-нибудь есть, откликнитесь.

Недавно просматривала детский песенник и увидела, что от многих песенок можно сделать комплексные занятия. Помните про доброго жука из «Золушки»? "Встаньте дети, встаньте в круг... Никогда он не ворчал, не кричал, не пищал...?" Здесь тебе и понятие круга, и о дружбе можно поговорить, и можно разные звуки издавать, и про жуков поговорить.

Другие песни: «оранжевое небо, оранжевое море…..», или другая « это очень интересно от кого река бежит? Это очень интересно, что в трамвае дребезжит?….».
А это:» спят усталые игрушки…» Почему устали? Почему только в сказке можно покачаться на луне? И т.д.

Лена, напишите, пожалуйста, теперь понятнее стало?
27.05.2001 17:26:26, Tataf
Что понимать под комплексным занятием - вопрос терминологии. Я-то пытаюсь как попроще(для себя). А у Вас с Марией такой полёт фантазии, широта - высший пилотаж! (А я только "взлетать" учусь:))). Спасибо! Вы меня не только учите, но и вдохновляете:) 28.05.2001 00:31:24, ЮЛА
[пусто] 28.05.2001 20:51:43
Надежда Григорьевна
Да, типы комплексных занятий могут быть очень разными, это точно... + Многое, ИМХО, зависит от конкретного человека, который создает этот комплекс, от того, какими "инструментами" он владеет, от того, наконец, какие материалы и пособия под рукой.

Чем возраст ребенка меньше, тем больше необходимость не в "философских" беседах, а в конкретных действиях с конкретными пособиями и материалами.
И еще, конечно, вопрос времени очень важен. Если я мама - это одно: можно не ограничивать себя во времени (можно продолжить и вечером, и завтра, и через неделю...) Ограничителем может стать только интерес ребенка, запас материалов.
Если я педагог и встречаюсь с детьми 2-3 раза в неделю, то понятно, что я нахожусь в других условиях и должна более четко определить структуру комплекса, взяв основные моменты, а остальное я делегирую мамам, подкрепляя это идеями и конкретнми разработками. Есть у ребенка интерес - у родителей тоже есть возможность продолжить тему, добавив по ходу дела свои нюансы.
29.05.2001 20:57:44, Надежда Григорьевна
Маша, и что же они с этими курами делали? 29.05.2001 01:21:27, Tataf
Леночка, а Вы сколько всего вдохновенного нам всем подарили. Прошлась снова по вашему сайту, удовольствие! А, главное, там так много для комплексных занятий! :))) 28.05.2001 01:00:43, Tataf


Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!