Раздел:

В блог Подписаться на Дзен!

Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.

А нужно ли раннее развитие?

Я хотела бы поднять вот какую тему: а нужно ли оно вообще, раннее развитие? Ведь в конечном итоге все родители хотят видеть своих детей прежде всего счастливыми, а уже потом умными, образованными... Не формируется ли у детей, которые научились читать в год-два, в более старшем детсадовском возрасте комплекс " Я лучше всех"? Я читала в "Московском комсомольце" статью про детей Никитиных (не знаю, что там правда, а что нет), автор утверждает, что все дети Никитиных испытывали большие трудности в общении со сверстниками. Я помню, что когда моя сестра училась в школе, то в их классе учился мальчик на 2 года их младше. Ох и доставалось же ему! Не поймите меня неправильно, я не противница раннего развития, даже наоборот, со своим сыном я и книжки читаю, и буквы показываю (нам 8 месяцев), но некоторые люди приводят довольно разумные аргументы в пользу того, что раннее развитие может быть не очень полезно. Как вы считаете?
05.04.2000 17:57:22,

26 комментариев

От кого: Настройки

Вы не авторизованы.

Если Вы отправите сообщение анонимно, то потеряете возможность редактировать и удалить это сообщение после отправки.

E-mail:
получать ответы на E-mail
показывать ссылки на изображения в виде картинок
Нужно!
Столько добрых и умных слов уже было сказано в защиту того, что наши мальчики и девочки должны получить от жизни все возможное, в том числе возможность как можно раньше и правильнее реализовать себя. Помощь родителей не состоит в том, чтобы изо дня в день встряхивать перед носом малыша обязательные кубики Зайцева. Главное - помочь высвободить тот внутренний потенциал, с которым рождается каждый ребенок. Это совсем не обязательно способности к раннему чтению. Дети рождаются художниками, музыкантами, спортсменами, финансистами, поэтами, философами и т.д. Поэтому заниматься с ними нужно всем понемногу и наблюдать - к чему больше тянется малыш, что у него лучше получается. Как правило, правда, все дети, с которыми занимаются рано и много, начинают рано сами читать. Даже если вы не ставили это самоцелью. У них формируется совсем другой подход к проблеме, для них чтение - это не урок, это логическое продолжение игры, в которую они играют с родителями.
Нельзя бояться того, что вашего ребенка не примут в кругу одноклассников из-за того, что он много читает и много знает. Если у него не складываются отношения с ребятами, то в последнюю очередь нужно искать вину в раннем развитии. Прежде всего у него может быть просто необщительный характер. И если бы вы не занимались с ним с детства искусством, науками о природе и животных, пением, рисованием и чтением, то неизвестно, насколько более замкнут он был бы к 7 - 8 годам.
Мой папа начал читать в 5 лет, я в 4,5 научилась читать, в 5,5 - писать, мой старший сын по слогам читал в 2г 10мес, свободно начал читать в 3,5 года. Никто из нас не считает, что раннее развитие нам в чем-то помешало. Младший сын родился совсем с другими склонностями - рисовал с двух лет акварелью движениями заправского живописца, затем проявились склонности к математике, а вот читать стал с горем пополам в 7 лет и то, только то, что задали в школе. Значит это не его стихия, против природы не пойдешь! Хотя, каюсь, занимались мы с ним намного меньше. А старший всю жизнь опережает свой возраст по развитию. Очень легко все запоминает, любознателен, читает помимо книг много периодики, отлично знает начинку компьютера. Мои друзья, зная мое пристрастие к конференциям на НЯНЕ, подшучивают каждый раз, когда Саша что-нибудь особенное сделает: "На лицо раннее развитие!"
Не бойтесь раннего развития. Оно не страшное. Это не чужой дядя придет и станет воспитывать вашего малыша, а вы сами. Значит сможете дать ему то, что считаете полезным для ребенка и в том объеме, который сочтете нужным. Удачи.
07.04.2000 03:41:31, Татьяна
Оно не просто нужно - необходимо!Но именно развитие,а не обучение.Если ребенок наряду с усвоением "учебного" материала будет активно развивать логику,абстрактное и образное мышление,он будет не "ходячей энциклопедией",а разносторонне развитой личностью,способной увлечь идеей,поделиться интересной информацией с приятелями.С такими детьми интересно , их любят(из наблюдений за своим 4-летним сыном).А комплекса,о коором вы говорите не будет-ведь всегда есть дети,которые что-то умеют делать лучше вашего малыша.А что до Никитиных,то в статье былважный момент,который вы,видимо,не заметили:такого уровня развитие должно иметь материальное подкрепление,чегго их многоднтная семья была лишена.Назвался груздем - полезай в кузов,подбирайте своему ребенку спецшколу,гимназию,домашнее образование и кучу кружков - благо выбор сейчас огромен.Тогда постоянно будет складываться ситуация,когда ребенок чего-то не знает,он не заскучает,не разучится думать,и проблем не будет. 07.04.2000 01:00:49, Ната
[пусто] 07.04.2000 00:36:30, Ната
Интересно, что обычно "виновата жертва." :-) Что я имею в виду в данном контесте: если у ребенка проблемы в школе, то часто считается, что надо что-то изменить В РЕБЕНКЕ! Это мне больше всего напоминает прокрустово ложе… А почему, например, такому продвинутому и начитанному ребенку не дружить со старшими людьми, которые книги любят читать на те же темы? Если вокруг все, ну просто все считают, что ребенок должен обязательно общаться со сверстниками (причем - обязательно именно с теми, с которыми его обычно случайным образом свела школа), то ребенок в это верит. И переживает, если группа его не принимает - а ведь это может быть совсем не его группа в принципе! Взрослые редко так общаются - скорее по интересам (как на этой конференции). Вот пошла бы я сейчас на конференцию, скажем, нео-фашистов, так у меня еще какие проблемы в общении сразу бы появились! :-) А еще мне страшненько немного, когда говорят, что ребенку, который очень интересуется, не надо помогать учиться читать и т.п. потому что "в школе будет скучно, или слишком легко". Все-таки школа должна быть ДЛЯ ребенка, а не наоборот. Если школа не работает по какой-либо причине, я бы там ребенка ни секунды лишней не держала (знаю, обстоятельства бывают, но я говорю о сознательных решениях родителей а не о безвыходных ситуациях). А выходов, как я пытаюсь себе напоминать почаще, всегда больше, чем мы видим… 06.04.2000 17:11:23, Мария Д
А если хочется дружить именно со сверстниками? И играть с ними во все игры? И нравиться хочется сверстникам, а не великовозрастным дяденькам? Хотя...Тут такое дело:~( Эх, если тебе внешность дана, то, наверное, и сверстникам понравишься, и не посмотрят, что слишком умная... 08.04.2000 01:14:39, Катя
Абсолютно с Вами согласна , хотелось бы школ нормальных побольше, чтобы не бояться водить детей... 06.04.2000 21:33:47, Шин
Совершенно с Вами согласна и уже писала здесь на эту тему. Приведу пример: я старше брата на 7 лет. Когда брату было 4 года, а мне, соответственно 11, играли с ним в школу и я его научила читать, а в пять лет оно уже сам мог написать письмо бабушке. В первом классе и далее в школе он не был отличником, читать не любит. Хотя мама сама филолог, раньше преподавала в школе русский и литературу, а также историю искусства. С мамой брат ездил с 4 лет и в Новгород, и в Пушкино, и в Петербург. Очень много знал. Мама ему читала много книг — умных, хороших. Вобщем развитием обделе не был. Но я бы не сказала, что он чем-то отличается сейчас, в свои 18 лет от других его сверстников. 06.04.2000 16:56:45, Alex
Яна Савина
Я с вами вобщем-то согласна. Я сама "дитя" раннего развития. Мало того, что в саду ходила на группу старше, так я еще и книжки им читала, помогала одеваться и прочее, В школе тоже самое! Училась лучше всех! Все давалось очень легко!! Но в отбщении.... была большая проблема!!! У меня не было постоянных друзей..никто не хотел со мной дружить.. я очень силоно переживала из-за этого.. И в 8-ом классе стала изучать психологию! Ставила на себе опыты! И только к концу 10-го поняла, что меня "не любят" из-за моей "заумности"!!!! Я реско изменила свой стиль общения!!! Сейсчас у меня нет проблем! Я с красным дипломом закончила институт и при этом все "тусовки" собираются именно у меня дома! У меня много друзей! Люди приходят ко мне за советами!! Вобщем, моя проблем решилась, НО ОНА СТОИЛА МНЕ 10 лет мучений в школе!!!!!! 06.04.2000 11:41:04, Яна Савина
Я, Я, Я ...
Самая, самая, самая...
Во какая!
:)))
06.04.2000 15:08:23, Элеонора
А может, оно того стоило? (-) 06.04.2000 12:23:31, Анчутка
Яна Савина
Ну это я такая сознательная и самомтоятельная оказалась.. а другой ребенок может замкнутся в себе и так и остаться "ботаником" 06.04.2000 13:36:03, Яна Савина
Если навязывать ребенку - то будет неполезным не только ранее развитие,но и многое другое. Почему-то необходимость физического совершенствования не вызывает сомнений, в отличие от умственного. А книжными червями дети вырастают как раз потому, что родители поленились и развивали однобоко. Это же так удобно - ребенок читает, головоломки собирает, не носится бессмысленно по двору. Все, кажется, можно предоставить его себе. Но ведь чем совершеннее умственное развитие ребенка, тем критичнее к нему могут относиться сверстники - значит, надо искать способ решения проблемы (кто не хочет, как говорится, ищет причины). Давайте заниматься спортом, гулять с детьми и их друзьями.
Не хотим, чтобы детей обижали в классе - будем искать хорошие школы и садики, где знания и умения - это ценность, это представление прививается как в школе, так и дома.
Почему излишняя уверенность в себе пугает больше, чем неуверенность? Сколько неуверенных людей потерпели крах! Надо сталкивать детей с задачами и учить побеждать и отступать (если нужно).
06.04.2000 08:01:20, Светлана
O'Merry
Соершенно с вами согласна! Вижу это на опыте "себя любимой" и собственной дочки. Меня бабуля-педагог в четыре с половиной года научила читать и была счастллива, что чтение заменило мне в жизни все остальное. Мои школьные проблемы были именно из области адаптации: я была толстая, рыхлая и неуклюжая, лежала с книжкой на диване и жевала бутерброды, не умела ни бегать, ни прыгать, ни даже играть в классики!
А моя дочь - полная мне проивоположность. Тощая, мускулистая, ловкая, подвижная, настоящая мартышка! Помня о своем печальном детском опыте, я ее "не нагружала" в свое время. И перегнула палку в другую стороны - она в принципе не читает, любым занятиям предпочитает беготню, гимнастику, прыжки и т.п. Теперь я уже боюсь плодов своей деятельности в том смысле, что она не хочет прилагать умственных усилий и предпочитает получать удовольствие от "мышечной радости". Так что тонкий баланс просто необходим!
06.04.2000 16:16:29, O'Merry
И не только садики и школы искать, но уметь привить ребенку умение быть сильным, не бояться отличаться от других, уметь принимать других и позволить и им и себе быть другими, тогда не будет проблем кастовости и адаптации, в чем собственно я вижу основную проблему Никитиных... 06.04.2000 11:36:02, Шин
Ya schitayu chto rannee razvitie sposobnostei ochen' vazhno, no iz shkol'noi programmy ya by ochen' rano uchila tol'ko tomu chto neobhodimo dlya drugih razvivayushih zanyatii: zanimat'sya gorazdo udobnee esli rebenok mozhet schtat' do 30, chitat' slova i korotkie nadpisi, mozhet s pomosh'yu vzroslogo napisat' paru slov pechatnymi bukvami uzhe v 3-4 goda. No dal'she ya sobiraiyus' sosredotochit'sya na razvitii logiki, soobrazitel'nost', nablyudatel'nosti, kul'tury rechi, eruditcii. I eto ya hochu delat' rano. So starshei dochkoi my zanimalis', no kazalos' chto i vperedi vremya est'. Seichas ei 9 let. I vot vnezapno poyavilis' shkol'nye uroki, proekty kakie-to. Plus neskol'ko kruzhkov - i vremeni na zanyatiya net!
A chto kasaetsya otnoshenii v shkole - mne kazhetsya chto nachinaya takie zanyatiya my berem na sebya obyazatel'stvo uchit' rebenka v horoshei shkole (po-moemu imenno etogo ne mogli pozvolit' sebe Nikitiny). Tam u "obychnuh otlichnikov" problem byt' ne dolzhno. A vot u prygayushih cherz neskol'ko klassov vunderkindov takie problemy obychno est' - v lyuboi shkole i dazhe v samom luchshem universitete, gde polovina otlichniki. Tak chto svoih detei ya postarius' uderzhat' v krugu rovesnikov.
06.04.2000 03:32:37, irina
Vopros Irine:
a kak vi dumaete razvivat' logiku, s kakogo vozrasta?
06.04.2000 09:50:12, natasha
Prostye mat. zadachi. Naprimer, zadachka dlya dvyhletki: u koshki 4 kotyonka - 3 belyh i odin chernyi. Dvoe kotyat zalezli pod divan, a dvoe spryatalis' v shkafy. Vdrug iz-pod divana vylez chernyi kotenok. Kakie kotyata sidyat pod shkafom. Ili: dvoe vnuchat poehali k babyshke v gosti. Seli na avtobus i proehali 4 ostanovki. Skol'ko ostanovok proehal kazhdyi iz nih? Ili: prishel Vovochka v sadik - odna rukavichka krasnaya a drugaya zelenaya. Vovochka,- govoryat deti, - u tebya rukavichki raznye! A chto zhe mne delat' - u menya doma tozhe tol'ko raznye ostalis'. Pomogi Vovochke! I tak dalee... Kak vidite - shitat' dal'she chem do 10 ne nado, a podgotovka k mat. olimpiadam horoshaya.
Drugoi podhod - obsuzhdenie vrmen goda: odni ptichki uletayut, a drugie - net. Pochemu? Zaodno rasskazhete chto ptichki edyat.
I - experimentirovaniye!
Nakonetc, pochemy by "pochemuchke" ne pytat'sya samomu otvechat' na svoi "pochemy"? (s navodyastchimi voprosami, razumeetsya).
s moei starshei dochkoi eto vrode rabotalo, hotya vremeni na zanyatiya u menya vsegda ochen' malo.
Izvinite chto tak dlinno. Mozhet byt' kto-nibyd' estcho chto-to podskazhet?
07.04.2000 03:15:45, irina
Я всей душой за раннее развитие логики и творческих способностей, но против чересчур раннего чтения. Я как-то писала сюда (10.03) о медицинских аспектах раннего чтения. Имею в виду именно чтение, а не умение читать, которое может не так уж часто применяться ребенком. Конечно, если мамы уверены, что они смогут совладать с ребенком, для которого книга станет наркотиком - ради Бога. А если нет? Все-таки в дошкольном возрасте подавляющую часть времени нужно посвятить ситуационным играм, творчеству, общению (в т.ч. умной беседе со взрослым, во время которой ребенок учится задавать вопросы и искать на них ответ). А книга ведь - не собеседник! Это чье-то навязанное, безвариантное мнение. Господи, как мне, бывшему вундеркинду, было тяжело первые годы со сверстниками... Причем меня не обижали и, как потом выяснилось, уважали - но я вела себя как "книжный ребенок", что в жизни кажется порой странноватым. А училась бы не в английской школе, а в простой - может быть, и заклевали бы.
Не знаю, права я или нет, но своему сыну стараюсь больше не читать, а рассказывать, обсуждать. Хотя несколько дней назад вдруг выяснилось, что он уже умеет сам соединять буквы в слова. Форсировать чтение не стану, как будет - так и будет.
И еще. Ускоренное в детстве интеллектуальное развитие - это не норма, это болезнь! На мою, например, голову неправильно наложили акушерские щипцы. Да и книги по детской неврологии об этом пишут. И равняться на это - все равно что заставлять нормального ребенка гнуться, как цирковой гимнаст с заболеванием соединительной ткани. Так что пусть ребенок будет здоров, а главное освоение информации идет все-таки в школьном возрасте.
06.04.2000 01:36:39, Катя
А некоторые греки учили учеников беседуя и прогуливаясь по парку. 06.04.2000 08:51:25, Iren Kookliina
Наташа, я сейчас задаюсь тем же самым вопросом (уже писала об этом на "образовании и воспитании"). Мой сын, например, ужасно противится, когда я ему пытаюсь навязать какие-то развивающие методики. Сначала я переживала, что плохая мама и не достаточно хорошо его развиваю, а потом вспомнила свою маму, которая также на меня давила со страшной силой, чтобы я все всегда лучше, быстрее, больше, умнее... и какие негативные эмоции у меня это вызывало.

Мне кажется, во всем нужен баланс. Можно и обезьяну научить говорить в короткий срок - только если это в ущерб чувства уверенности в себе этой самой обезьяны, то зачем это надо? Я не думаю, что развитие ребенка надо пускать на самотек, но и заполнять каждую минуту развивающими играми тоже не надо.

Потом, многие мамы (включая меня, признаюсь) очень рвутся развивать детей из-за собственного комплекса неполноценности (дабы доказать, что они хорошие мамы), который был развит точно таким же отношением их родителей. Такой вот получается замкнутый круг, а его надо прервать во имя душевного равновесия вашего ребенка.
06.04.2000 00:43:13, Крыска
Ochen' pravil'naia misl' naschet kompleksa nepolnotsennosti. Ia sama sebia na etom lovlu. 06.04.2000 09:46:57, natasha
У меня тоже самое сильное препятствие- воспоминания детства, как мама и ее подруги детей обсуждали. Прямо казалось,
медали как собакам вешать начнут:
"Он первый рассказал стишок", "Она помыла полы, хотя совсем крошка"...
Вот маму эти разговоры заводили, бррр!
И пляши после этого и полы мой для умиления родителей.
06.04.2000 03:27:31, Оля
Опять двадцать пять................
Я считаю, что если Вы считаете, что это не полезно, то и начинать не стоит. Ваше отношение к процессу немедленно передастся ребенку.
05.04.2000 19:30:07, Оля
Да в нашей простой школе потребовали ,чтобы ребенок умел читать и считать перед 1 классом.А тех,кто не умел читать и считать учительница велела обучать дома,тк у нее нет времени заниматься с каждым.В классе все уже почти были читающие и считающие.Главное не слишком этим кичиться самим родителям.А детям не помешает все это. 05.04.2000 18:35:37, Ирина
Встречалось мне письмо одной мамочки, которая говорила, что учиться ребенку читать и писать одновременно очень тяжело, если бы он умел читать до школы, письму бы обучаться было значительно легче 05.04.2000 20:43:26, Шин
повторяетесь 05.04.2000 18:05:47


Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!