Раздел: Школа

В блог Подписаться на Дзен!

Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.

Инта

Молчит!

Помогите разобраться, пожалуйста. В психологии младших школьников тишина, а мне правда нужна помощь.

Ситуация такая:

Дочка учится в первом классе. Сегодня вызвала учительница этики и социальных знаний и рассказывает (без наездов, именно с желанием разобраться и помочь), что Настя взяла привычку не отвечать учителю. Вчера Настя отказалась делать задание на уроке и отказалась объяснять учителю причину, отказалась объяснять, почему она не разговаривает, разрешила учительнице спросить у других детей, почему Настя молчит и разрешила учительнице сделать запись в дневнике о том, что она не разговаривает с учителем. Дома Настя сама не заговорила на эту тему, но на какой-то мелочи взорвалась со словами "У меня сегодня вообще ужасный день"

Девочка она всегда была довольно стеснительная. Но с этой учительницей они знакомы с 2-х лет! В садике занятия с ней как раз проходили очень хорошо. Сначала Настя немного стеснялась, но всё-таки тянула руку, старалась активно работать на уроке. А со временем дошли до того, что Настя просто совершенно перестала разговаривать с этой учительницей. Ума не приложим, в чём дело и как быть!

Ситуация осложняется, что эта учительница и есть школьный психолог. Т.е. участие школьного психолога уже опробовано и результатов не даёт.

Учительница очень милая. Ничем ребенка не обидела. На все наши (аккуратные) расспросы Настя не может объяснить, почему не разговаривает с ней.

На моё "Ой, Настя, ну прямо не знаю, что делать. М.Б. беспокоит, что ты с ней не разговариваешь. Как же мне её успокоить" ответила "А ты напиши в дневнике "М.Б., не беспокойтесь!" :)

Можно было бы списать на адаптацию, возраст и т.п. и дать ситуации рассосаться самой собой. Но нас беспокоит именно тенденция - возможно ребенок просёк, что иногда выгоднее быть стеснительной, чем работать на уроке.

Как понять-то, что происходит и в каком направлении гнуть:

1. А-ля побольше любить, лелеять, не акцентировать на плохом, не грузить, хвалить за достижения (некоторые другие учителя Настю больше хвалят - с ними она разговаривает охотнее и активно занимается)

или 2. Попытаться внушить ей, что такое поведение в школе недопустимо и добиться послушания.

Учительница рекомендует обратиться к нейтральному психологу, так как с ней у Насти уже за много лет возможно сложился стереотип взаимоотношений.

Для полноты картины: учится очень хорошо, высокой степени организованности, школа частная, в классе 7 человек, учителей много - предметная система, в школе ей нравится, к школе была готова.

01.12.2006 14:29:19,

33 комментария

От кого: Настройки

Вы не авторизованы.

Если Вы отправите сообщение анонимно, то потеряете возможность редактировать и удалить это сообщение после отправки.

E-mail:
получать ответы на E-mail
показывать ссылки на изображения в виде картинок
Чета хреновый психолог :( Категорически запрещается при стеснении ребенка, концентрировать на нем внимание других детей, и тем более позволять им даже косвенно оценивать случившуюся неудачу. А тут - спросила у детей "почему молчит Настя", да еще спросила разрешение на это у ребенка сделав ее ответственной. Хрень какая. Да сообщение в дневник...
Я бы ей, как психологу, пару слов.. сказала :)
03.12.2006 13:24:25, АBDavidoff c ноута
Ясень
Если НАстя единственный ребенок в классе, который знаком с учительницей с дошкольного возраста, таким образом она может требовать особого, неформального отношения к себе со стороны "старой знакомой". 02.12.2006 02:03:07, Ясень
Инта
неа... они там почти все такие. Из 6-ти одноклассников: 4 - из её садика, одна девочка из студии (типа подготовки) и только один мальчик пришел со стороны 02.12.2006 02:05:48, Инта
Ясень
Упс. 02.12.2006 02:07:27, Ясень
Инта
причём только сегодня с этой учительницей говорила, она вспоминала, что Настя в последний год сильный прорыв сделала в садике - они все на неё нарадоваться не могли, как расковано и активно она работала на занятиях. тем более, сейчас непонятно, что происходит 02.12.2006 02:13:19, Инта
Ясень
Новый этап развития, впервые ощутила стеснение? 02.12.2006 02:29:16, Ясень
Инта
да нееет... она вообще стеснительная и застенчивая... что называется "запрягает долго"
до сих пор, все эти годы, та же учительница всегда говорила, что с Настей всё в порядке, просто она такой ребенок, чувствует она себя вполне адекватно, ну есть немного тревожность, но ничего делать с этим не надо... только хвалить, хвалить и хвалить
а тут вдруг "надо поломать эту тенденцию" и "вижу, что она капризничает", "я же отличаю, когда ребенок на слезах, губки трясутся, а когда просто играет"
02.12.2006 02:35:06, Инта
Ясень
Спросите ее, не может ли быть такого, что ребенок слезы и тряску научился скрывать под маской игры, это же тоже вариант адаптации... 02.12.2006 02:44:37, Ясень
Инта
я вот тоже думаю, что Настя научилась скрывать (даже от меня) свои переживания 02.12.2006 02:51:46, Инта
Ясень
Дети умеют скрывать переживания даже от себя и это не всегда плохо, ИМХО. Ну, когда ударяются и шепчут "а мне не больно", например. Тоже способ решения проблемы, на самом деле. Главное, чтобы взрослые эту системку не порушили без предложения альтернативного способа справляться с ситуацией.... 02.12.2006 03:07:03, Ясень
weterok
А как так могло получиться, что психолог, с которым ребенок общался с двух лет в качестве психолога, оказался в первом классе учителем? Я бы тоже замолчала. Потому как психологу лучше не фигурировать в других областях жизни своих клиентов... Во как! 02.12.2006 01:43:14, weterok
Инта
Мы сначала год ходили в студию при школе. Потом пошли в детский сад, куда приезжали учителя из школы. Потом стали ездить на подготовку в ту же школу.
Эта учительница вела у них в саду "Развитие чего-то там.."
Сейчас она преподаёт те самые Этику и соц. знания, а образование позволяет ей работать по совместительству школьным психологом. Я это так понимаю. До сих пор я была уверена, что это очень хороший вариант - когда психолог довольно хорошо знает детей. Теперь уж не знаю...
02.12.2006 02:00:25, Инта
weterok
Еще мне непонятно, что значит "Настя разрешила спросить у других детей... " и "Настя разрешила сделать учителю запись в дневнике...) Это что? Издержки частной школы или что-то другое? ))) 02.12.2006 01:49:17, weterok
Инта
Это мне рассказывала учительница примерно так:
....Я спросила Настю, а давай спросим у детей почему ты не отвечаешь. Настя кивнула.
... Я сказала, я запишу тебе в дневник... Настя дала дневник.

Разрешила в данном контексте - всё равно предпочла молчать.

:(( Теперь мне кажется, что это форменное издевательство над ребенком. Надо, наверное, в понедельник же попросить больше так не акцентировать эту необычность поведения :((
02.12.2006 02:03:26, Инта
Инта
Я тут пока сама с собой порассуждаю.

Мне кажется, что она молчит тогда, когда или не уверена в ответе (а ответить неправильно боится) или когда вопрос не предусматривает однозначного ответа (это как раз предметы этики и соц.знаний), то есть просто надо выразить своё мнение. Хотя дома или с друзьями она большая фантазёрка. Просто она пытается угадать, какого ответа ждёт от неё учитель и "зависает", когда не находит однозначного варианта.

01.12.2006 14:41:26, Инта
Думаю, что надо либо обратиться к нейтральному психологу, либо удовленвориться тем, что девочка учится хорошо и "забить" на этику. Этого предмета могло бы и не быть в первом классе, он не такой уж ценный и полезный. Не всем нравится, когда лезут в душу, чтобы выяснить это самое личное мнение. Когда к нам на работу приходил психолог ради своей научной работы то мы - взрослые люди - проводили его и не стали отвечать на вопросы. Он ушел со словами, что у раз у нас такой высокий уровень защиты..., то ответы для него все равно не информативны. В школе у сына тоже психологи занимались, в основном, дурацкоми экспериментами и дети-старшеклассники перестали с ними общаться (но это были не уроки, а внеурочные мероприятия). Был еще случай с диким скандалом у директора, который их классная, тоже недоученный психолог, устроила 2-м парням (не моему), которые не захотели участвовать в психологическом тренинге. Своему (он тоже там не был) я сразу написала записку, что не пустила и готова разбираться в Деп. образования, если что, и его тогда оставили в покое. Возможно, учительница спросила у девочки что-то, что она не может рассказывать перед классом или вообще не считает возможным обсуждать.
Лично я просто не особенно разбираясь встала бы на защиту дочери перед психологом. Хочет она, чтобы написали, что-то в дневнике - написала. И начинала не с вопросов к девочке, а с выяснения у учительницы, какие темы они разбирают, попросилась бы посидеть на уроке, спросила, после какой темы дочь отказывается отвечать. Может Вам тоже покажутся вопросы не совсем тактичными (еще нужно учитывать, что в присутствии посторонних ситуация будет мягче).
Мы, родители тогда семиклассников, (не в первоклассников) прищучили классного руководителя на месте недопустимости некоторых разборов "полетов", причем не а уроке, где человек должен отвечать, а в более свободной обстановке. Учитель-то как раз был хорошим человеком, детей любил, но педагогически-психологические наставления педвуза довольно оказались довольно странными.
01.12.2006 19:25:55, Lyuba
Инта
тут дело даже не в этике, а в том что у неё вырабатывается комплекс :(
она сама себя воспринимает совсем по-другому - а тут такой акцент: дети, давайте подумаем, почему Настя молчит

записалась к хорошему психологу, но только на 9 января... пока придётся самой разруливать...
02.12.2006 02:08:40, Инта
Ясень
В принципе, в этом есть рациональное зерно. Детям вообще полезно объяснять, что окружающие не умеют читать их мысли, поэтому реагируют только на их поведение. И судят по поведению. и догадки эти могут быть весьма далеки от истины. И потому, если не хочешь, чтобы про тебя всяких глупостей надогадывались, лучше либо говорить слова, либо совершать действия, которые создадут тот образ, который хочешь всем предъявить. Это не за один раз доходит, но доходит. но есть взрослые которые этого не понимают - вот где кошмар, особенно непонимающие этого юные девы :(((( 02.12.2006 02:12:30, Ясень
Инта
не поняла - то есть это нормальный такой урок для неё получился? "посмотри, как ты смотришься со стороны" 02.12.2006 02:15:32, Инта
Ясень
Может, если ей именно так это представить. А может и нет, если начать беспокоиться по этому поводу больше ребенка. То есть дело сделано, Вы можете это как на пользу ребенку обратить, так и во вред. Думаю, что учительница имела в виду пользу :)) собственно, даже если Вы это в глазах дочери именно так подчеркнете, не означает, что Вы не должны выразить недовольство учительнице, если оно у Вас есть. 02.12.2006 02:24:28, Ясень
Инта
я этот эпизод с дочкой не обсуждала.... наверное уже и не буду... 02.12.2006 02:28:07, Инта
Ясень
Мне кажется, если она его "проглотила", то может и не надо.... 02.12.2006 02:30:07, Ясень
У нас была похожая ситуация в 1 классе, когда ребенок молчал, причем не только в школе, но и с приходящими гостями, и я никак не могла понять что же с ней происходит, так мне няня случайно рассказала, что дочь объяснила ей между делом (по секрету), что она это делает чтобы на нее обращали внимание... Мы договорились потом с учителями и гостями, что если она молчит, зн-т не реагируем никак, вроде прошло, а может возрастное все-таки... 01.12.2006 16:35:41, была похожая ситуация
Инта
вот моя бы кому по секрету объяснила! 02.12.2006 02:09:26, Инта
Kiara
А вы не сможете пдобрать атмосферу, чтобы погвоорить по душам? Чтобы она рассказала, что чувствует, когда замолкает? Практически, мне кажется, надо хвалить вне результата. Типа "Твои идеи всегда интересные очень, даже когда результат неверный, ход мысли интересен" 01.12.2006 14:46:46, Kiara
Инта
говорили. думаю, что по душам... она сама не может сформулировать, почему молчит... что я поняла, так это то, что ей самой не нравится молчать..

хвалить вне результата - это интересно... я всегда старалась наоборот - хвалить, за конкретные достижения... попробую так
02.12.2006 02:11:29, Инта
Ясень
может она уже не знает, как с достоинством выйти из ситуации? 02.12.2006 02:13:41, Ясень
Инта
нет.. ну она не всегда молчит... у них не ссора... иногда она что-то бубнит ей застенчиво, иногда отвечает односложно... то, что она заговорит - это не будет каким-то фурором для окружающих

небольшое отступление :) Мы сейчас читаем с ней про желтый чемоданчик, там у детского доктора есть разные пилюли для веселости, для смелости и т.п. Так она сама придумала, что ей надо выпить фиолетовую пилюлю для болтливости.. Порассуждала на эту тему, а потом говорит - нет, всё-таки сиреневую - чтобы средне так болтать, фиолетовая - это уже слишком болтунья получится :)) Рассказала из чего ёеё делать, эту пилюлю. Я ей подыгрываю "надо будет у доктора спросить", а она говорит: "так ты просто в аптеке спроси" :))
02.12.2006 02:20:03, Инта
Ясень
Ну, может эта... в аптеке? :)) У нее изменений в речи не было в последнее время? Запинок не замечали? 02.12.2006 02:26:07, Ясень
Инта
нет, не замечала запинок... разговаривает чудесно... думаю, что тут всё-таки не в речи дело, а или в застенчивости или в конфликте, или и в том и другом....
тут в конфе другой девочке советую быстро к нейропсихологу бежать... а я чего-то не пойму, чем будут лечить, если и найдут что-то...
я пока думаю, где бы достать сиреневого цвета витаминку ;)
02.12.2006 02:30:56, Инта
Ясень
Самое главное и здоровское, что у Вашей девочки есть намеренье болтать :)) Это залог того, что все будет.

Есть такая сказка, называется "Звездолет Брунька", по ссылке. Цитата:

Узнала она про самого ленивого мальчика на свете и решила его вылечить от лени. Спросила она у него: а сам-то он хочет ли вылечиться? Но ему даже и ответить было лень. Представляете, до чего дело дошло?
- Да, - решила Брунька. - Тут простые лекарства не помогут, тут, брунь-брунь, волшебные средства нужны.
Призадумалась она. Заиграла тихонько на своей балалайке, вслушиваясь в каждый звук, даже в самый коротенький. И лицо у неё было серьёзное-серьёзное. И у балалайки голос тоже был серьёзный, как у мамы, когда она из дому уходит и велит, что без неё сделать надо.
А потом насыпала Брунька мальчику полный карман, брунь-брунь, волшебных горошин и велела лечиться так: невмоготу мальчику что-то делать, но, оказывается, нужно это сделать непременно, а после сразу волшебную горошину принять.
"Что-то уж слишком простое лечение, - подумал про себя мальчик. - Наверно, не подействует". Но решил на всякий случай проверить. Вышел на улицу, а на улице ветер со всех сторон дует прямо в лицо, а куда идти надо - улица, как назло, круто в гору поднимается. Испугался мальчик и ветра и горы, хотел было сразу волшебную горошину проглотить, но ещё больше испугался: вдруг не поможет? Решил делать, как Брунька велела. Пошёл прямо навстречу ветру и не заметил, как на гору поднялся. Проглотил горошину и засмеялся: не обманула Брунька - волшебные это горошины.
И с этого раза всё у мальчишки пошло на лад. Лень ему урок выучить, а он выучит и тут же Брунькину горошину примет. Лень в магазин идти, а он сбегает - и опять горошину в рот. И так, благодаря Бруньке, совсем от лени избавился...
Правда, удивительная и, можно сказать, волшебная история? Я и сам, когда про это услышал, удивился. Одно мне было непонятно: зачем горошины глотать, если дело ты уже сделал?
Но Брунька засмеялась и сказала: "А я же его совсем не горошиной, а сказкой вылечила. Сказки - они ведь, брунь-брунь, всегда чудеса делают".
Действительно, чудеса!
02.12.2006 02:43:35, Ясень
Инта
спасибо огромное за участие! :)) 02.12.2006 02:50:28, Инта
Ясень
Не за что :)) 02.12.2006 02:52:01, Ясень

Читайте также
Весенняя пора: идеи для вдохновения
Простые идеи, которые помогут перезагрузиться вместе с природой
Используем в пищу то, что выросло само
Весенние растения, из которых можно сделать салат

Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!