Недавно мы тут обсуждали, когда лучше изучать иностранные языки
Привожу цитату:
"Обратимся к теории. Как в отечественной (Л. С. Выготский, С. И. Рубинштен), так и в зарубежной психологии (Б. Уайт, ДЖ. Брунер, В. Пенфильд, Р. Робертс, Т. Элиот) есть данные о том, что ребенок овладевает иностранным языком легче , чем взрослый. Длительность сенситивного периода характеризуется разными авторами неодинаково: Пенфильд и Робертс определяют его с 4 до 8 лет, Элиот – с 1,5 до 7 лет. Физиологи считают, что "существуют биологические часы мозга, так же как существуют во времени этапы развития желез внутренней секреции ребенка. Ребенок до девяти лет – это специалист в овладении речью. После этого периода мозговые механизмы речи становятся менее гибкими и не могут так легко приспосабливаться к новым условиям. После 10-летнего возраста приходится преодолевать множество препятствий. Мозг ребенка имеет специализированную способность к иностранному языку, но она уменьшается с возрастом." ((Пенфильд В., Робертс Л. Речь и мозговые механизмы. – Л.: Медицина, 1964. – С. 217.)
Большинство исследователей сходится во мнении, что специальные занятия иностранным языком можно проводить с детьми 3 – 10 лет, до 3 – бессмысленно, после 10 – бесполезно надеяться на положительный результат, который возможен лишь для незначительной части учеников, тех, кто обладает коммуникативными и лингвистическими особенностями выше среднего уровня. Лучше всего изучать иностранный язык в 5 – 8 лет, когда система родного языка ребенком уже достаточно хорошо усвоена, а к новому языку он относится сознательно.
Конференция "Ребенок от 7 до 10""Ребенок от 7 до 10"
Раздел: Образование, развитие
Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.
С точки зрения лингвистики, очень категоричо и неверно...
Ребенок теряет способность к овладению языком как родным задолго то 10 лет (и до 5 лет); но язык можно выучить и в 20, и в 40 лет. И вообше что значит "учить язык"? С какой целью?
Одной-единственной способности к изучению языков нет -- их несколко, и угасают они в разное время. 25.02.2006 00:24:35, 5555
Ребенок теряет способность к овладению языком как родным задолго то 10 лет (и до 5 лет); но язык можно выучить и в 20, и в 40 лет. И вообше что значит "учить язык"? С какой целью?
Одной-единственной способности к изучению языков нет -- их несколко, и угасают они в разное время. 25.02.2006 00:24:35, 5555
Да ладно, все это не может быть столь категоричным!
Вот Галина Старовойтова, например, в 46 лет выусила английский, да так, что потом лекции читала свободно в университете в Штатах.
Да и самые простые люди, начавшие учить язык после школы (знаю таких достаточно), для себя, для карьеры, достигают прекрасных результатов. 24.02.2006 22:55:51, Natem
Вот Галина Старовойтова, например, в 46 лет выусила английский, да так, что потом лекции читала свободно в университете в Штатах.
Да и самые простые люди, начавшие учить язык после школы (знаю таких достаточно), для себя, для карьеры, достигают прекрасных результатов. 24.02.2006 22:55:51, Natem

А вот еще, кстати, а мой шеф, академик, всю жизнь токо немецкий знал, а в 50 приспичило (как поперли статьи английские и софт компутерный) - так английский выучил - с иностранцами общается без переводчика, статьи пишет.
Мотивация - вот где собака зарыта. 23.02.2006 22:35:58, Дашук

А что существуют люди с высоким уровнем способностей, которые первый (!) иностранный язык начинают учить в 30 и свободно выучивают вне среды, я не сомневаюсь. Причем, именно первый, потому что это тоже важно. Второй-третий - там уже несколько другие механизмы. Там уже проще все. 23.02.2006 22:42:19, Красно Солнышко

После 10 английский необходимо изучать по взрослым методикам, то есть с подключением логики, изучением правил, списков слов и т.п., то есть то самое, что в нашей российской традиции предлагается всем, от мала до велика. А в более раннем возрасте у детей есть шанс что-то усвоить в результате простого "погружения", то есть стишки-рассказики-комиксы-игры-простенькие диалоги, ни слова по-русски в течение урока, и никаких правил. Обидно, что в наших школах эта возможность детских мозгов слабовато используется.
23.02.2006 20:59:19, Тая Тычек
Об этом и речь.
Конечно можно выучить и после 10-ти, просто дастся это, при прочих равных, сложнее. Мне казалось, что это естественно. 23.02.2006 22:27:49, Красно Солнышко

Конечно можно выучить и после 10-ти, просто дастся это, при прочих равных, сложнее. Мне казалось, что это естественно. 23.02.2006 22:27:49, Красно Солнышко

Меня всегда поражали такие безапиляционные высказывания :))) Вот прям-таки бесполезно и все :)Лучше бы это "большинство исследователей" вместо того, чтобы пугать людей, разработали нормальную методику обучения детей иностранному языку... ну или хотя бы пользовались мировым опытом.
Как раз благодаря таким "научным изысканиям" и отвратительному качеству преподавания ин. языка в школе столько людей считают языки чем-то невероятно сложным и непостижимым для изучения.
Как уже писали ниже - все зависит от индивидуальных качеств человека и мотивации. Я бы поставила мотивацию на первое место. Не знаю ни одного человека, который не смог бы выучить новый язык в случае НЕОБХОДИМОСТИ. 23.02.2006 19:43:28, МеждуДвухСтульев
Выучить так, чтобы был как родной , взрослому практически невозможно. Даже в среде. А ребенку в среде очень легко. Я думаю, про это речь.
24.02.2006 10:34:06, Ирина П

В статье как раз идет речь об обучении иностранному языку в другой стране, да еще и не носителями языка.
Да и не стоит, ИМХО, стремиться к тому, чтобы выучить язык "как родной". Достаточно чувствовать себя в языке свободно, уметь точно выразить свои мысли и правильно понимать собеседников. 24.02.2006 17:07:19, МеждуДвухСтульев
Не в среде чужой язык "как родной" не выучит и ребенок.
Если же средой считать англискую спец-школу, то может быть и выучит ребенок англиский как родной; но это будет несколько странный диалект -- наверое, свойственный только российским спец-школам. 25.02.2006 00:33:55, 5555
Если же средой считать англискую спец-школу, то может быть и выучит ребенок англиский как родной; но это будет несколько странный диалект -- наверое, свойственный только российским спец-школам. 25.02.2006 00:33:55, 5555
Ну тогда это не очень интересно, потому что слишком очевидно неверно.
А желания у всех могут быть разные. Большинству не нужен язык "как родной", а кому-то хочется. 24.02.2006 18:20:36, Ирина П
А желания у всех могут быть разные. Большинству не нужен язык "как родной", а кому-то хочется. 24.02.2006 18:20:36, Ирина П


Меня удивила тенденциозность выбора источников и их датировка:))).
А заявленная тема опять относится к разряду: "лучше быть здоровым и богатым...":))).
НЕТ такой корреляции:). Впрочем, как нет и обратной. Если только ты докторскую напишешь. 23.02.2006 18:02:41, Alice
А с чем конкретно ты споришь?
С тем, что у одного и того же человека, обучение пойдет тем успешнее, чем раньше при прочих равных он начнет изучать язык?
Или с тем, что есть люди, лингвистические способности которых находятся на достаточно низком уровне, таком, что если они начнут изучать язык в раннем возрасте, у них еще есть шанс его изучить прилично, если поздно, то вряд ли?
Речь не идет о погружении в среду, там другие механизмы. Речь идет об изучении языка вне среды.
Хочешь поспорить, приведи цитату опровергающую данные утверждения. Может источник и вызывает сомнения, но ссылки в нем вполне адекватные. 23.02.2006 22:34:41, Красно Солнышко
А заявленная тема опять относится к разряду: "лучше быть здоровым и богатым...":))).
НЕТ такой корреляции:). Впрочем, как нет и обратной. Если только ты докторскую напишешь. 23.02.2006 18:02:41, Alice

С тем, что у одного и того же человека, обучение пойдет тем успешнее, чем раньше при прочих равных он начнет изучать язык?
Или с тем, что есть люди, лингвистические способности которых находятся на достаточно низком уровне, таком, что если они начнут изучать язык в раннем возрасте, у них еще есть шанс его изучить прилично, если поздно, то вряд ли?
Речь не идет о погружении в среду, там другие механизмы. Речь идет об изучении языка вне среды.
Хочешь поспорить, приведи цитату опровергающую данные утверждения. Может источник и вызывает сомнения, но ссылки в нем вполне адекватные. 23.02.2006 22:34:41, Красно Солнышко
Звучит устрашающе. Моей уже 9, поздняк метаться:)
23.02.2006 18:02:37, Ирина П
Речь о том, когда начинать. Если сейчас бросите, то ВООБЩЕ без поддержки, наверное, потеряете немало. Но, тем не менее, определенные механизмы уже включились все равно.
23.02.2006 22:44:05, Красно Солнышко

Я по ссылке не пошла читать, но уверена, что в детстве до скольки-то там лет действительно работают совсем другие механизмы. Только я полагаю, это лет до 12.(Кстати, Кирюшин утверждал, что по его методике можно развить музыкальный слух любому ребенку до 11 лет, думаю, что используются одни и те же способности мозга). И именно при коммуникативной методике. И желательно в среде. Если учить классически и не в среде, то во многом легче взрослому.
24.02.2006 10:30:10, Ирина П
24.02.2006 10:30:10, Ирина П


среди учеников спецшкол таких будет больше по той простой причине, что в обычной школе не все занимались языком с той интенсивностью, что и в спецшколе. Надо не количество учеников брать за основу, а количество часов языка, включая дополнительные занятия.
24.02.2006 08:24:58, Бабочка Красавица


Мы имеем ребенка в 5 лет, про которого еще ничего не знаем. Какие у него способности? Но если мы начнем учить его языку как можно раньше, прогноз будет более благоприятен, чем если не начнем. Что не исключает, конечно, того, что он может и сам потом заняться языком позже и приуспеть. Просто риск, что позже уже ничего не выйдет, если способности окажутся не ахти, что вот для этого конкретного ребенка, с его уровнем способности, либо сейчас, либо уже никогда, он существует. 24.02.2006 18:20:54, Красно Солнышко


если хочет, но неразвиты способности - то быстро перехочет. Какому ребенку понравится заниматься тем, что никак не получается???
25.02.2006 14:45:47, ох


ну вот ты сама и противопоставляешь. Не получается - не хочет - надо сделать, чтоб захотел. То есть создать внешнюю мотивацию - вместо того, чтоб развивать способности? На внешней мотивации далеко не уедешь..
25.02.2006 14:47:11, ох

Ну например, найти такое место, куда ребенку хочется ходить. Где учат языку интересно. 25.02.2006 16:53:19, Красно Солнышко
способности этого ребенка можно развивать. И необязательно с помощью раннего изучения языка
24.02.2006 18:54:06, ох

Я сейчас про языки только говорю.
А так есть масса способов развивать способности. 24.02.2006 19:00:20, Красно Солнышко
например - целеустремленность, уверенность в себе, умение рассуждать логически, анализировать поступающую информацию и становиться на чужую точку зрения
24.02.2006 20:44:09, ох
Могу согласиться, что ребенок 3-10 лет может что-то воспринять легче и быстрее, чем подростки и взрослые. И я ничего не имею против того, чтобы дети в таком возрасте занимались языками. ЕСЛИ они ХОТЯТ :-). У меня один из детей хотел - он и занимался. Остальные мои дети АКТИВНО сопротивлялись - ну и что, по-твоему, я должна была делать? Из-под палки заставлять их учить языки? Это не мой стиль :-). Не хотят - не надо.
Так вот для ситуаций, когда ребенок 3-10 лет НЕ ХОТЕЛ учиться - я не считаю трагедией изучение того же самого, но позже. Как верно заметила пчела Майя, у него по-другому работает мозг, но помимо этого есть еще десятки ДРУГИХ факторов, которые могут существенно облегчить его задачу. И лично у меня самая эффективная учеба происходила примерно с 14 лет и лет так до 30 - я быстро и легко усваивала большие объемы разной информации. До 10 лет я явно была не готова получать такие знания :-). И ничуть не жалею, что мои родители меня ничем не нагружали и дали моему слабому детскому организму нормально расти и развиваться :-). 23.02.2006 17:38:32, Nesmejana
"Могу согласиться, что ребенок 3-10 лет может что-то воспринять легче и быстрее, чем подростки и взрослые."
А в этом и состоял вопрос. Все.
Мы говорим о прочих равных. Если не хотел в 7, то точно так же не хотел в 14. Если в 14 хотел, то точно так же хотел в 7. Вот в этих РАВНЫХ условиях (равной мотивации, равных способностей, равных...) мы и сравниваем результаты.
Я вот в 25 (когда занялась языком всерьез) учиться чему угодно, языкам в частности, хотела, пожалуй, даже меньше чем в 7 лет. Осознавала потребность несомненно бОльшую... Умела учиться тоже безусловно лучше. 23.02.2006 22:57:44, Красно Солнышко
Почему ты считаешь, что в реальности такие ситуации редко встречаются. Вся начальная школа - сплошное торможение.
24.02.2006 18:22:15, Красно Солнышко
Так вот для ситуаций, когда ребенок 3-10 лет НЕ ХОТЕЛ учиться - я не считаю трагедией изучение того же самого, но позже. Как верно заметила пчела Майя, у него по-другому работает мозг, но помимо этого есть еще десятки ДРУГИХ факторов, которые могут существенно облегчить его задачу. И лично у меня самая эффективная учеба происходила примерно с 14 лет и лет так до 30 - я быстро и легко усваивала большие объемы разной информации. До 10 лет я явно была не готова получать такие знания :-). И ничуть не жалею, что мои родители меня ничем не нагружали и дали моему слабому детскому организму нормально расти и развиваться :-). 23.02.2006 17:38:32, Nesmejana

А в этом и состоял вопрос. Все.
Мы говорим о прочих равных. Если не хотел в 7, то точно так же не хотел в 14. Если в 14 хотел, то точно так же хотел в 7. Вот в этих РАВНЫХ условиях (равной мотивации, равных способностей, равных...) мы и сравниваем результаты.
Я вот в 25 (когда занялась языком всерьез) учиться чему угодно, языкам в частности, хотела, пожалуй, даже меньше чем в 7 лет. Осознавала потребность несомненно бОльшую... Умела учиться тоже безусловно лучше. 23.02.2006 22:57:44, Красно Солнышко
Ох, Маша... Интересная у тебя логика. Может "что-то" воспринять легче - это еще не значит, что в другом возрасте он НИЧЕГО не воспринимает.
И какие "прочие РАВНЫЕ" могут быть при сравнении ребенка 7 лет и 14 лет?! Это совершенно разные существа. Ребенок, который НЕ хотел в 7 лет, в его 14 лет может иметь совершенно другие желания и устремления.
ИМХО, в ЛЮБОМ возрасте желание - первично. Те дети, у которых в 7 лет есть И желание, И возможность МОГУТ преуспеть больше по сравнению с другими 7-летними. Но не факт, что преуспеют :-). Потому что есть еще куча неучтенных факторов, которые могут либо мешать, либо способствовать успеху.
И точно так же среди детей 14 лет МОГУТ преуспеть больше те, у кого есть И желание, И возможность. Но как можно сравнивать 14-летнего ребенка с 7-летним - это мне непонятно.
Единственный вывод, который я МОГУ сделать из приведенной тобой цитаты - это если ИСКУССТВЕННО тормозить развитие ребенка с 3 до 10 лет, то этому КОНКРЕТНОМУ ребенку потом будет труднее разиваться. Да, с этим я не спорю :-). Но в реальности такие ситуации очень редко встречаются :-). 24.02.2006 05:09:55, Nesmejana
И какие "прочие РАВНЫЕ" могут быть при сравнении ребенка 7 лет и 14 лет?! Это совершенно разные существа. Ребенок, который НЕ хотел в 7 лет, в его 14 лет может иметь совершенно другие желания и устремления.
ИМХО, в ЛЮБОМ возрасте желание - первично. Те дети, у которых в 7 лет есть И желание, И возможность МОГУТ преуспеть больше по сравнению с другими 7-летними. Но не факт, что преуспеют :-). Потому что есть еще куча неучтенных факторов, которые могут либо мешать, либо способствовать успеху.
И точно так же среди детей 14 лет МОГУТ преуспеть больше те, у кого есть И желание, И возможность. Но как можно сравнивать 14-летнего ребенка с 7-летним - это мне непонятно.
Единственный вывод, который я МОГУ сделать из приведенной тобой цитаты - это если ИСКУССТВЕННО тормозить развитие ребенка с 3 до 10 лет, то этому КОНКРЕТНОМУ ребенку потом будет труднее разиваться. Да, с этим я не спорю :-). Но в реальности такие ситуации очень редко встречаются :-). 24.02.2006 05:09:55, Nesmejana



А организованность каким боком тут вообще? Речь же не о самостоятельных занятиях.
Память однозначно чем младше ребенок, тем лучше. 23.02.2006 16:33:08, Красно Солнышко


Мотивацию для маленького ребенка создать в разы проще, чем для ребенка, уже начавшего учиться в школе с ее добровольно-принудительными порядками, у которого проблем, и без английского языка хватает выше крыши. 23.02.2006 16:44:38, Красно Солнышко




Ну, уж прямо у взрослых пямять лучше! У меня ее вообще ни фига нет, а у сына - прекрасная (по моим меркам:).
23.02.2006 16:43:37, Оладушек с сахаром



Но потом все равно падает. 23.02.2006 16:46:34, Красно Солнышко
Читайте также
Выращиваем королеву сада: все о посадке, обрезке и зимовке роз
Хотите роскошные розы в своем саду? Узнайте все секреты успешного выращивания: от правильной посадки и выбора удобрений до тонкостей обрезки и надежной защиты от зимних морозов. В статье — подробные инструкции и ценные советы
Почему важно вовремя диагностировать и лечить скрытые родовые травмы у детей
Проблемы со сном, аппетитом или поведением могут быть следствием травмы, которую малыш получил при рождении. В статье расскажем, как распознать такие нарушения и почему важно вовремя их корректировать.