Проболела моя девушка спряжения глаголов, вот в один из первых дней просит объяснить. Объясняю, ребенок внимательно пытается въехать, потом радостно говорит (дошло!): "а-а, ну это как во французском, глаголы 1, 2, 3 группы?" Ну, да, вобщем где-то так, суть уловила.
Кстати, для тех, кто дочитал, просьба: не помните ли стишок для запоминания глаголов 2 -го спряжения?
Конференция "Ребенок от 7 до 10""Ребенок от 7 до 10"
Раздел: --- юмор
Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.
Ко второму же спряженью
Отнесём мы без сомненья
Все глаголы, что на -ить,
Исключая брить, стелить.
И ещё смотреть, обидеть,
Слышать, видеть, ненавидеть,
Гнать, дышать, держать,вертеть
И зависеть , и терпеть.
Остальные без сомненья
Будут первого спряженья.
08.04.2005 15:00:14
Скажите, кто автор - пойду лично убивать!
А теперь, если уважаемая публика не возражает, я все-таки расскажу, в чем там дело.
"Относиться к 1-му или 2-му спр. значит иметь в настоящем/будущем времени либо набор окончаний -у, -ешь, ... -ут/-ют (это 1 спр.) либо -у, -ишь, ... -ат/ят. Почти все глаголы русского яз. распределяются по этим двум спряжениям. Исключения составляют несколько "уродов", таких как, например ДАТЬ-ДАМ-ДАШЬ, ЕСТЬ-ЕМ-ЕШЬ или разноспрягаемые ХОТЕТЬ и БЕЖАТЬ.
Естественно, встает вопрос - можно ли по неопределенной форме узнать, к какому спряжению относится данный глагол. Ответ - например, как ниже у Репкина. Или ответ: можно, но не всегда.
Далее, можно сказать, что все глаголы на -ИТЬ, кроме БРИТЬ, СТЕЛИТЬ отн. к 2-му спр., т.е. имеют окончания наст/буд. с -и-. (На самом деле - про СТЕЛИТЬ - не так все просто, т.к. формы типа СТЕЛЕШЬ это от СТЛАТЬ). Здесь же конечно надо сказать, что говоря "глаголы на -ить" мы имеем в виду те, где это -и- - не часть корня (т.к. ПИТЬ, БИТЬ и т.д. - 1-е спр.).
Про другие (не на -ить) глаголы - надо говорить отдельно о каждом классе. Сомнения могут возникнуть с глаголами на -ЕТЬ и -АТЬ, т.к. такие бывают и в 1, и во 2-м спряжении. Вот про это - пусть будет по Репкину.
А теперь совсем отдельная тема, имеющая отн. к правописанию, а не к грамматическому устройству языка: Правописание безударных личных (т.е. наст. вр.) окончаний. Т.е. что писать -ит или -ет, например.
И вот на этот вопрос ответ следующий:
1)Все, кто в инф. на -ить (кроме БРИТЬ, СТЕЛИТЬ, ЗИЖДИТЬСЯ) - будут иметь в безударных окончаниях -и-.
2)Все, кто НЕ на -ить, кроме 11 исключений - будут иметь в безударных окончаниях -е-. А вот 11 исключений - это как раз стишок.
Коллеги-филологи - поправьте, если что-то объяснила слишком непонятно! :) 08.04.2005 20:49:21, mzh
Ага. Получается, что глаголы типа пищать-кричать-визжать в стишок не входят, потому что у них это окончание ударное?
08.04.2005 20:59:21, пчела Майя
Ну да. Только очень часто приходится слышать формулировку: ко 2-му спр. относятся все глаголы на -ить (кроме брить, стелить) + 11 глаголов (стишок). Что неверно :).
К такой формулировке приводит неумение отделить грамматику от правил написания. А для учителей русск. яз. и авторов пособий такое неумение все-таки неприемлимо! 08.04.2005 21:50:46, mzh
Отнесём мы без сомненья
Все глаголы, что на -ить,
Исключая брить, стелить.
И ещё смотреть, обидеть,
Слышать, видеть, ненавидеть,
Гнать, дышать, держать,вертеть
И зависеть , и терпеть.
Остальные без сомненья
Будут первого спряженья.
08.04.2005 15:00:14

А теперь, если уважаемая публика не возражает, я все-таки расскажу, в чем там дело.
"Относиться к 1-му или 2-му спр. значит иметь в настоящем/будущем времени либо набор окончаний -у, -ешь, ... -ут/-ют (это 1 спр.) либо -у, -ишь, ... -ат/ят. Почти все глаголы русского яз. распределяются по этим двум спряжениям. Исключения составляют несколько "уродов", таких как, например ДАТЬ-ДАМ-ДАШЬ, ЕСТЬ-ЕМ-ЕШЬ или разноспрягаемые ХОТЕТЬ и БЕЖАТЬ.
Естественно, встает вопрос - можно ли по неопределенной форме узнать, к какому спряжению относится данный глагол. Ответ - например, как ниже у Репкина. Или ответ: можно, но не всегда.
Далее, можно сказать, что все глаголы на -ИТЬ, кроме БРИТЬ, СТЕЛИТЬ отн. к 2-му спр., т.е. имеют окончания наст/буд. с -и-. (На самом деле - про СТЕЛИТЬ - не так все просто, т.к. формы типа СТЕЛЕШЬ это от СТЛАТЬ). Здесь же конечно надо сказать, что говоря "глаголы на -ить" мы имеем в виду те, где это -и- - не часть корня (т.к. ПИТЬ, БИТЬ и т.д. - 1-е спр.).
Про другие (не на -ить) глаголы - надо говорить отдельно о каждом классе. Сомнения могут возникнуть с глаголами на -ЕТЬ и -АТЬ, т.к. такие бывают и в 1, и во 2-м спряжении. Вот про это - пусть будет по Репкину.
А теперь совсем отдельная тема, имеющая отн. к правописанию, а не к грамматическому устройству языка: Правописание безударных личных (т.е. наст. вр.) окончаний. Т.е. что писать -ит или -ет, например.
И вот на этот вопрос ответ следующий:
1)Все, кто в инф. на -ить (кроме БРИТЬ, СТЕЛИТЬ, ЗИЖДИТЬСЯ) - будут иметь в безударных окончаниях -и-.
2)Все, кто НЕ на -ить, кроме 11 исключений - будут иметь в безударных окончаниях -е-. А вот 11 исключений - это как раз стишок.
Коллеги-филологи - поправьте, если что-то объяснила слишком непонятно! :) 08.04.2005 20:49:21, mzh


К такой формулировке приводит неумение отделить грамматику от правил написания. А для учителей русск. яз. и авторов пособий такое неумение все-таки неприемлимо! 08.04.2005 21:50:46, mzh

Более того: лучше бы вообще не вводить мнемоники на осмысленные темы (не список несвязных предметов) здоровым детям...
09.04.2005 15:20:23, Мария Д.
Детям, у которых уже есть (из опыта обнаружена) ПРОБЛЕМА с памятью, стоит искать способы обхода проблемы. Какие способы? Я бы пробовала сначала всё же смысловые способы, и потом уже надсмысловые (т.е. мнемоники, гипноз и тому подобное).
11.04.2005 06:15:42, Мария Д.


А как вы формулируете правило - какие глаголы к 1-му, а какие ко 2-му относятся?
Нельзя заучивать что-то не зная цели этой мнемоники, ИМХО. 08.04.2005 14:52:37, mzh
я со своим Репкиным снова влезу, можно? Там интересно про спряжения - без стишка. Ко второму спряжению относятся все усекаемые глаголы на -ить (усекаемые - в которых суффикс инфинитива при изменении по лицам исчезает), все усекаемые на -ать после шипящего и все усекаемые на -еть. Исключение одно -"гнать" тоже ко второму спряжению относится
08.04.2005 15:21:38, НадяН.

даю -
http://www.ozon.ru/context/detail/id/1715439/
это учебник за 3й класс по программе Эльконина-Давыдова 08.04.2005 22:29:59, НадяН.
http://www.ozon.ru/context/detail/id/1715439/
это учебник за 3й класс по программе Эльконина-Давыдова 08.04.2005 22:29:59, НадяН.

детям не так уж и трудно. Это я тут сжато написала, а в учебнике достаточно понятно и занимательно все это расписано
08.04.2005 22:30:58, НадяН.
а дальше там же расписано и про стлать и про зиждиться, а еще - про вышибить, свищет и мяучит :)
08.04.2005 22:40:05, НадяН.
08.04.2005 22:40:05, НадяН.
"куда" это интересный вопрос :) Не знаю, куда-то исчезает. Пример - слышать-слышу суффикс -а- исчез, а вот слушать-слушаю суффикс -а- остался при изменении из инфинитива в 1е лицо.
08.04.2005 15:31:36, НадяН.




Просто самое печальное, что даже в некоторых учебниках и пособиях написана ерунда, от истины - далекая. Нужно - не нужно - это другой вопрос. Но в учебниках все-таки должна быть правда, я считаю. 08.04.2005 20:55:07, mzh
А что в этом стишке криминального? Какая разница, просто зубрить эти глаголы или в рифму? Я в школе просто зубрила и никогда их толком не помнила, дочка обожает рифму, ей так легче запомнить...
Ес-но, общее правило из учебника про 1 и 2 спряжение она тоже выучит. 08.04.2005 14:12:44, hanhi
Ес-но, общее правило из учебника про 1 и 2 спряжение она тоже выучит. 08.04.2005 14:12:44, hanhi
Это случайно не
гнать, держать, терпеть, обидеть, слышать, видеть, ненавидеть, а еще... и зависеть и смотреть 08.04.2005 13:38:51, Maroshka1
гнать, держать, терпеть, обидеть, слышать, видеть, ненавидеть, а еще... и зависеть и смотреть 08.04.2005 13:38:51, Maroshka1
Читайте также
Страх пенсии: как превратить финишную прямую в новый старт
Задумывались ли вы, чем займетесь на пенсии? Наверняка, вы встречали людей, которые работают до последнего дня, и ни в какую не хотят бросать и наслаждаться заслуженным отдыхом. Попробуем разобраться, почему люди боятся уйти на пенсию.
Почему важно вовремя диагностировать и лечить скрытые родовые травмы у детей
Проблемы со сном, аппетитом или поведением могут быть следствием травмы, которую малыш получил при рождении. В статье расскажем, как распознать такие нарушения и почему важно вовремя их корректировать.