Раздел: Школа

В блог Подписаться на Дзен!

Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.

Красно Солнышко

Про врожденную грамотность

У меня вопрос к тем, у кого (1) дети с детства пишут достаточно грамотно и тем (2) у кого дети с детства делали массу ошибок.
Ксюша относится ко второй группе.
Те правила, которые мы прошли так или иначе, там все в порядке. Например, глухие согласные в конце слова она пишет правильно или безударные гласные в корне. Тем более, всякие жи-ши, чу-щу.
Но масса ошибок такого плана, как:
нравица, допустим, а не нравится или ничево, а не ничего. И правил вроде как на эти ошибки никто не придумал?

Я смотрю, многие уже лет в пять таких ошибок не делают. Почему? Как вы думаете? Зрительная память работает? Но, вроде, даже читают не все.

Такие ошибки, это плохо с точки зрения дальнейших прогнозов?

За полгода в школе ничего не изменилось. Мне кажется, там вообще русским еще не начали заниматься толком. Списывала она всегда грамотно. Ошибок не допускала. А вот что она пишет сама или под диктовку! Жуть.
06.01.2005 21:56:09,

63 комментария

От кого: Настройки

Вы не авторизованы.

Если Вы отправите сообщение анонимно, то потеряете возможность редактировать и удалить это сообщение после отправки.

E-mail:
получать ответы на E-mail
показывать ссылки на изображения в виде картинок
Елена Д.
я ужасалась ошибкам ребенка лет в 5-6 :), когда он только начинал писать, зрительная память у него очень плохая, но если ему сказать по буквам как пишется слово правильно он его будет писать правильно, некоторые правила, выученные в школе тоже с успехом применяет. Но я все-равно считаю, что грамотность у него врожденная, как это принято говорить, т.к. мой братец, например, до сих пор с ошибками пишет, а ведь умный мальчик, в 10-м классе учится :) и читает много. Я пишу слова именно как вижу, тут зрительная работает, правил я практически не помню никаких.. 11.01.2005 14:39:10, Елена Д.
Трудно сказать. У меня младшая пишет достаточно грамотно, при этом читать не любит, а правило вообще, по-моему, толком ни одно не знает:(( Но в 1-2 классах делала ошибки, похожие на Ксюшины, так что, по-видимому, рано так категорично определять ребенка в группы:) 09.01.2005 22:14:35, Чернобурка
Мама-3Д
Кстати, про зрительную память и врожденную грамотность. Всю жизнь пишу СЧАСТЬЕ и ЩАСТЛИВЫЙ, невзирая ни на что! Сбой памяти? 09.01.2005 03:10:53, Мама-3Д
пчела Майя
Привычный вывих. 09.01.2005 03:30:16, пчела Майя
У моей Таньки тоже самое, она будучи отличницей, все правила конечно знает хорошо, и все словарные заученые слова пишет правильно, но слово нравица... показательный пример.
Я сама всегда интуитивно писала грамотно, и все -таки связываю это с ранним чтением, я очень много читала, книги буквально глотала, очень хорошо развила зрительную память. Таня читает только то, что ей надо прочитать, видит ес-но меньше, поэтому некоторые элементарные слова она пишет как слышит:(
09.01.2005 00:04:05, МашаК
Матушка Мидоус
Мы рано начали читать и читаем много, поэтому и пишем грамотно. 08.01.2005 11:21:27, Матушка Мидоус
Ирина
И я, и мой сын относимся к первой группе. Я, например, просто не могу написать слово неправильно- мне кажется, что оно как-то не так выглядит. -) У меня это, на мой взгляд, связано с ранним чтением ( с 4-х лет просто запоем). У сына просто потрясающая зрительная память. (Читает он крайне мало- к моему огромному сожалению). 07.01.2005 22:03:58, Ирина
Передается ли врожденная грамотность родственникам.
Мне от мамы филолога- нет, нашему ребенку тоже нет. Однако наличие мамы –филолога подтянуло всех в семье в плане грамотности. Однако, ребенок в первом классе пишет с ниже перечисленными ошибками, пишет как слышит некоторые буквы. Проверили ребенка и получили рекомендации на занятия с логопедом, результат которых виден.
07.01.2005 20:12:45, Papa
Мама-3Д
У меня - 1, у детей - 2. Не знаю, может "врожденная грамотность" как-то и связана с памятью, но по себе помню какое-то чувство дискомфорта при попытке написать "нравица". Согласна с mzh, что диктанты - великая вещь, по своим сужу. Кстати, учительница старшего (5 класс) объясняет любое правило по правописанию с помощью графики: пишется корень, потом стрелочками приставки/суффисы/окончания. Если смогу отсканирую, повешу. Она считает, что срисовывая схемки с доски (а не переписывая слова), дети качественней задействуют зрительную память. 07.01.2005 17:26:21, Мама-3Д
mzh
Повесьте-повесьте, интересно :), схемки, по-моему, всегда хорошо. 07.01.2005 21:31:48, mzh
Мама-3Д
Дык, сканер дурит :((( На работе попробую.

Вот, кстати, о -ТСЯ. История такая. Жил был глагол. И очень он не любил просыпаться по утрам. Просыпался он по частям: вначале вствала приставка, потом корень, затем суффикс и окончание. Самым последним вставал суффикс -СЯ. Он так и норовил вернуться в теплую постель, поэтому его назвали возвратным. Частям слова так надоели постоянные опоздания суффикса -СЯ, что они на собрании решили: раз -СЯ все время опаздывает, пусть стоит в конце слова.
А схемки придется рисовать самой - у нас такая грязюка в тетрадях:)))
07.01.2005 22:22:52, Мама-3Д
У меня и у моей сестры врожденная грамотность. Лично мое убеждение - хорошо пишут те, кто много читает. Я научилась сама с небольшой помощью в 4 года, сестра примерно в том же возрасте. До сих пор читаем все:))Хотя других примеров такой грамотности у меня нет. Племянница читать начала поздно, особой охоты не испытывала и пишет плохо. Хотя это не пример, она с 4 лет в Штатах и поэтому оценивать ее грамотность в русском сложно.
У меня старшая читать начала около 5, пишет пока немного, особых проблем нет, но это не показатель до школы.
Поэтому особых доказательств и примеров нет, и все-таки думаю, это очень тесно связано со чтением.
07.01.2005 17:21:16, Крабовая палочка
mzh
Видимо, большое количество чтения способствует грамотности только у тех, у кого хорошо развита зрительная память и есть какое-то лингвистическое чутье, позволяющее вычленять и обобщать (об этом писали ниже). Так что много читать, увы, не рецепт! (Тем более, что вопрос был задан Красно Солнышко, у которой Ксюша много читает - о чем ниже и сказано). А я тут уже написала - моя пишет грамотно, хоть читает очень мало и начала поздно. 07.01.2005 21:34:46, mzh
Marisha
Я тоже так думаю, вокруг много знакомых, читающих запоем, но грамотность хромает. И обратных примеров масса. Еще мне кажется, что грамотности способствует развитие наблюдательности у ребенка, умения видеть и замечать все вокруг. 08.01.2005 07:19:39, Marisha
Красно Солнышко
Так вот в том и странность, что читает то ребенок очень много, а пишет плохо. 07.01.2005 18:01:25, Красно Солнышко
Возможно, идет какой-то накопительный период, потом, ИМХО, так, как преподают в 1 классе:)) нормально писать не будешь:)) Т.е. не на то там внимание обращают и то, что для учителей начальных классов кажется важным, на самом деле ничего особенного не значит.
есть еще мнение логопеда нашего центра - она считает, что грамотно пишет тот, кто читает и говорит правильно и хорошо.
В любом случае мое мнение неизменно - только чтение и грамотная речь даст грамотность. Причем примеры меня не убеждают чужие - у всех планка "грамотной " речи и такого же письма разная.
Иногда грамотей такое напишет(и все правильно), что понять только ничего нельзя:))
08.01.2005 21:01:05, Крабовая палочка
Красно Солнышко
А что не так преподают в начальной школе и на что не обращают внимание, на что надо бы? 08.01.2005 21:34:20, Красно Солнышко
fat mouse
Вдогонку к тому, что писали Наташа с Игорьком. Мы ссылку на эту статью уже вешали в 7е, но вдруг кому-то будет интересно. Это статья о дислексии-дисграфии-дискалькулии, которую я лично худо-бедно перевела и повесила.
Проблемы в школе, говорит автор, могут возникать в силу того, что у человека есть проблемы с восприятием зрительной или слуховой информации, с установлением последовательности, с усвоением деталей, с концептуальным мышлением и т. п. Причем возникающие проблемы идут цепочкой и проявлятся сразу в нескольких областях. Причем не обязательно это дислексия-дисграфия-дискалькулия, проблема может быть не такой серьезной, но той же природы. Я, например, почитав материалы, обнаружила, что у меня есть проблемы переработки аудиальной информации (а не плохой слух, есть разница), а у дочери - визуальной. Что я визуал -- я знала давно, но почему я в универе на аудировании слышала только шум, когда все остальные различали слова -- я стала понимать только сейчас.
Я сейчас перевожу еще один большой текст того же автора, более подробно о природе таких явлений и о том, как помогать школьнику использовать его силу против его слабости... когда закончу, повешу там же, на adhd-kids.narod.ru, а здесь расскажу.
Короче, можно не читать, это непосредственно с проблемой правописания не связано, но любопытно.
07.01.2005 14:28:02, fat mouse
Ой, Мыша, спасибо за перевод! Классная статья! А то я все на аглицком читаю, тут в кои-то веки на родном. :)))

Как приятно! :))
Еще раз thanks!!!!!!
08.01.2005 02:49:57, Наташа и Игорек
fat mouse, вся в своекорыстных интересах
Наташ, а вы и вообще захаживайте к нам туда в гости, мы много всего напереводили, вдруг чего пригодится. Думаю, у вас тоже есть чем поделиться :) 08.01.2005 20:43:52, fat mouse, вся в своекорыстных интересах
Спасиб!!!! Я там уже много чего почитала. Ставит в мозгах мысли по полочкам. :) 08.01.2005 22:02:30, Наташа и Игорек
А игры всякие со словами? Мы часто в машине играем, кто больше слов придумает со слогом. "бу" в начале слова. Бутылка, бумага. В середине - "избушка", "незабудка". В конце.
Или объяснялки. Загадываешь слово, и ребенок его папе объясняет.
Или побуквенное чтение. Читать вслух не так, как обычно, а четко проговаривая все буквы - н-р-а-в-и-т-с-я.
Чтобы язык почувствовать, буквенно
07.01.2005 14:16:56, Плакса Мойер
mzh
Вот-вот, мы тоже играем так, слава пробкам! А еще как "в города" - на последнюю букву придумывали, поэтому с оглушенными согласными на конце справились еще не умея писать. 07.01.2005 21:37:39, mzh
я объяснила сразу, когда Настя начала пытаться что-=то писать самостоятельно: "ца" - в существительных ( то, что обозначает предмет : курица, красавица, танцовщица), в глаголах ( действиях) - "тся": крутится, вертится.
15 000 ведер и мы добежали до канадской границы:) - месяца 2 поошибалась, теперь - на автомате
07.01.2005 13:59:58, Tigra_Natasha
Мурзя
Я пока не могу определить, к какой группе относится сын. Читать начал не так давно, чтение несвободное пока. Поэтому первый раз какие-то слова пишет "на слух". Но прогресс идет быстро. Слова типа "ничего", "моего" и т.п. пишет уже правильно, сам обратил внимание при чтении. Безударные гласные пока проверять не очень получается, не всегда может однокоренное слово с ударной подобрать. Но уже чувствует, что что-то не так, и прежде чем написать такое слово - у меня консультируется. С глухими согласными в конце слова лучше, уже сам почти всегда справляется. После диктанта в школе, где им дали слова "ручьи, бельё, соловьи, пьёт" и т.п. была куча ошибок. Обсудили - теперь периодически проверяю его - уже првильно пишет :) (хотя разделительный "ь" не по программе 1 класса). Так что у меня есть основания надеяться, что грамотность будет хотя бы нормальной :) Я периодически озвучиваю, какой у нас красивый язык, но и трудный тоже. И это большой плюс в жизни - грамотно изъясняться и писать. 07.01.2005 10:08:12, Мурзя
Marisha
У меня сын из первой группы, он говорил мне в первом классе, что не может писать слово неверно, чувствует, когда ошибка, беспокойство какое-то легкое у него возникает. У меня тоже всегда такое чувство возникало в школе.
Думаю, работает именно зрительная память и окружающая среда, именно в комплексе.
07.01.2005 08:00:56, Marisha
mzh
Маш, ничего лучше диктантов и списывания - пока не придумали. И вообще ПРАКТИКИ! Писать, писать, писать. У меня на глазах два мальчика с убийственной безграмотностью делали успехи. И главные успехи - когда пришлось много писать (правда, у одного это случилось в 18, когда письма из армии писал, у другого - лет в 25, когда по работе понадобилось). Но регулярные диктанты и списывание - очень помогают. Времени, конечно, не хватает, я понимаю. У нас тоже не хватает, ребенок и так загружен, поэтому мы упражняемся, когда куда-то идем или едем: скажи по буквам, как написать слово. Вроде игры - а тоже помогает. По ходу - правила, причем есть такие правила, которых в школе почему-то не дают. Вот сегодня, например, дочка спросила, как можно проверить, что пишется "быстрО", а не "быстрА". Ответ: на какой вопрос отвечает? - они еще наречия не проходили, но мы с ней быстро выяснили этот вопрос. Дальше подобрали наречия с ударным концом - хорошО, веселО. Поподбирали так - выяснилось, что у них на конце всегда О. Конечно, теперь она это запомнит! Так же можно проверять и безударные суффиксы. В каких-то словах - этимология помогает, где-то ассоциации. После какого-то количества диктантов обязательно выявится, где у нее ошибки - над этим и работать. Если на какие-то случаи не хватит фантазии или филологической подготовки - пиши, придумаем :). 07.01.2005 01:46:58, mzh
Красно Солнышко
Это понятно.
Непонятно чем они в школе занимаются, если никакого прогресса. Я как-то надеялась... Каждый же день пишут...
Стойкое ощущение, что пока сама не научишь, ничему не научится.
07.01.2005 03:33:41, Красно Солнышко
Совершенно верное ощущение. Если пойдет как у нас, то через пару лет ребенкина речь будет пестрить словами-паразитами "вот", "ну", "типа", "как бы", читать будет хуже, чем до школы, а все мысли на тему "А что Кирилл сказал Пете..." 07.01.2005 14:11:43, Плакса Мойер
Красно Солнышко
А делать то что? 07.01.2005 14:18:13, Красно Солнышко
Смотря с каких позиций... например, так - делай, что дОлжно, и будет, что будет...
растет детка, и через разные этапы проходит
не пропадет наш скорбный труд :-)))
07.01.2005 16:33:32, Плакса Мойер
mzh
У меня такое же ощущение по всем предметам, кроме, может быть труда :). Хотя все-таки чему-то в школе учат. У нас почерк - как раз школьное достижение. Одним словом, с паршивой овцы хоть шерсти клок :(.
Я давно думаю, что беда в том, что учителя началки, в большинстве своем, никогда не задумывались, что они хотят получить на выходе. Ведь даже очень средний учитель танцев, музыки, спорта - видят в перспективе некий результат, образ результата. И не тем так иным способом идут к его достижению - не понимает ребенок со слов - значит его рукой десять раз играет правильные ноты. Сколько раз видела на танцах, как учитель подправляет руку, ногу. А учителя началки - конечного результата не видят, отсюда и отсутствие индивидуального подхода, и то, что все ложится в конце концов на плечи родителей и репетиторов...
07.01.2005 13:25:48, mzh
Красно Солнышко
Я тут посмотрела на рисунки с уроков рисования. Господи, какой кошмар. Такого даже в три года в детском саду не было :(
А постановка "Колобок" в качестве подарка родилям на Новогоднем классном часе? В саду постановки были в разы интереснее...
07.01.2005 13:53:32, Красно Солнышко
вот оно, средство! Учить выделять слова из одной группы, и по аналогии писать эту группу одинаково. Найти в книжках, сказках кучу глаголов с ться или тся на конце и показать в книжке, что, смотри, они все пишутся в конце одинаково...
Если под врожденной грамотностью понимать более-менее грамотное письмо, без знания правил, без теоретического знания о наречиях, глаголах, деепричастиях, мягких-звонких согласных - то у меня врожденная грамотность. (ошибок, наверное, много - но правила не знаю ни одного, и никогда не знала, и в школе домашних заданий не делала.) Исписывать горы тетрадей диктантами конечно можно, но будет ли нужный эффект? И это как-то не в рамках современной педагогики.
07.01.2005 03:11:07, _Ирунчик
mzh
"Не в рамках современной педагогики" - вы пишете. Все-таки из современного стоит брать хорошее, но не надо выбрасывать с "корабля современности" то хорошее, что было в традиционном! С этой современной методикой безграмотность населения увеличилась гомерически! Я это вижу по студентам. Студенты филфака пишут неграмотно, плохо знают грамматику.
Моя бабушка помнила до старости даже латинское склонение! И всякие правила на ять. Так выучили в школе. Какими бы методами это не достигалось - результат был.
В общем, хоть и есть достижения у современной педагогики, в традиционной было очень много ценного, временем проверенного. И тенденция последних лет - "старый мир разрушим" во многих областях привела к тому, что вместе с водой из купели младенца выплеснули.
07.01.2005 13:33:06, mzh
про "рамки современной педагогики" - это "подкол" был. Моя бабушка тоже в 90 поправляла меня в английском. 07.01.2005 19:22:01, _Ирунчик
mzh
:) :) У вас-то подкол, а вот у учителей, боюсь, нередко на полном серьезе :( 07.01.2005 21:41:10, mzh
Красно Солнышко
Я где-то даже нашла вскользь правило (?), что глаголы на "тся" или "ться", а существительные на "ца". Просто не помню чтобы мне лично такие правила были нужны. 07.01.2005 03:35:34, Красно Солнышко
Если вы надеетесь все-таки попробовать развить именно "врожденную" грамотность, (гены-то есть, может, в папу?) мне кажется, не нужно идти по принципу, научить правилу "в глаголах пишется ться или тся, а в существительных - ца". Вот такая идея: выучить как словарные слова сначала, без пояснений почему так пишется - просто вот так и все. - 10 (условно!) глаголов в с окончанием ться, тся, не обязательно все в неопределенной форме, возможно более разных. Мне кажется абсолютно естественным, что пока не наработан опыт, как и что обычно пишется в русском языке ребенок будет писать "хочеца". А когда в памяти пример аж 10 очень похожих слов, и пишутся они с ться на конце, тогда и напишет уже любой глагол с ться и тся.
Опыт у меня в этом - ноль, с сыном было не до попыток стимулировать появление "врожденной грамотности". Пишу как прсто идею...
07.01.2005 04:57:12, _Ирунчик
Пингвин и ПингВишенка (6 мес.)
Сын из первой группы, я тоже... но, думаю, дело всё же как-то завязано на изобильном чтении с раннего возраста - и я, и сын начали самостоятельно читать книги около 3,5 лет.
А так - я работаю журналистом и не знаю ни одного орфографического правила!!!
07.01.2005 01:02:47, Пингвин и ПингВишенка (6 мес.)
Мурзя
сомневаюсь, что есть связь с ранним чтением. Меня принудительно научили читать в 7 лет, перед школой. С грамотностью никаких проблем не было никогда, даже в первом классе.
Причем правила гладко ложатся на чувство языка :) Правил знаю мало, теперь горю желанием изучить их с сыном - буду кайфовать ;-)
07.01.2005 09:56:27, Мурзя
Max&Men
YA mnogo slyshal pro vrozhdyonnuyu gramotnost', no ne veryu v neyo. Skoree eto vopros osobennostey pamyati, vospriyatiya etc. (Sorry for translit) 07.01.2005 00:43:42, Max&Men
mzh
Естественно, "врожденная" - это просто выражение такое. Ничего врожденного здесь быть не может. Это, видимо, действительно особенности памяти, но совсем не так очевидно связанные с количеством чтения. Моя дочка читает мало (думаю, значительно меньше, чем Ксюша), читать стала поздно - но почти грамотная. 07.01.2005 01:38:35, mzh
Мурзя
Мне тоже кажется, что это вид памяти. При чтении топиков с одними и теми же ошибками постепенно эти слова перестают резать глаз, что меня пугает :) Стараюсь совсем безграмотные топики не читать, чтобы не видеть неверное написание - оно постепенно запоминается :((( 07.01.2005 10:11:15, Мурзя
У меня самой врожденная грамотность. :) Мама рассказывала (сама не помню), как в первом классе задали написать маленькое сочинение на тему "Кем ты хочешь быть?" Я написала беp единой ошибки, даже запятые были на месте. Учительница не поверила, говорила потом моей маме, что она, мол, помогала, проверяла или подсказывала, как минимум. А она вообще-то в то время на работе была и сочинение мое не видела в глаза. :)

Так что я верю в термин "врожденная грамотность". Хотя мои муж и сын ею не обладают даже в малейшей степени. :(
07.01.2005 02:01:26, Наташа и Игорек
Max&Men
Ну, как свойство памяти + некие субъективные качества - понимаю, конечно. 07.01.2005 01:41:30, Max&Men
Красно Солнышко
А чего не верить, когда есть такие люди. Вот муж у меня, например. Ни одного правила не знает, а пишет исключительно грамотно. 07.01.2005 00:47:07, Красно Солнышко
Абсолютно точно. Всегда очень тяжело учились правила, а писалось, как положено. Не знаю, почему:)) 07.01.2005 17:22:57, Крабовая палочка
Carsa
Это - чувство языка. Оно или есть, или его нет. В последнем случае правила - подпорка, но ошибки все равно будут.
А глаголы на "-тся" и "-ться" можно разложить. "Нравится" - это "нравит себя". Такое разложение звучит забавно, а потому легко запоминается.
07.01.2005 07:26:43, Carsa
Max&Men
Vash muzh pravila znaet, on ne mozhet ih sformulirovat'. Eto inoe. Vot esli by gramotnost' ego byla vrozhdyonnoy real'no, to on gramotno pisal by srazu - i voobshe mog by v shkole ne uchit'sya. 07.01.2005 00:51:40, Max&Men
Красно Солнышко
Все хуже :))) Так все хорошо, что даже в школе не смогли испортить. 07.01.2005 01:15:15, Красно Солнышко
Max&Men
Во, теперь могу кириллицей :-)))

НА самом деле, получается вот что - человек родился со знанием правильного письма. Просто родился таким. Не абсурд ли? Что определило эти знания? Генетика? Тогда почеиму, пи существовани врождённой грамотности, нет, например, врождённых знаний интегрального исчесления или квантовой механики? Скорее всего ,Ваш муж всё-таки этому научился - но научившись грамотно писать, просто не знает ПОЧЕМУ он так пишет. Собственно, как часто человек говорит совершенно правиьлно на родном языке, но не знает объяснений этой правильности. Всё же - это не врождённое, а благоприобретённое.
07.01.2005 01:21:15, Max&Men
mzh
Да Вы правы, конечно. Я выше написала - "врожденная" это просто выражение такое, никто и не думает всерьез, что с этим рождаются. Но бывают люди, которые подходят к роялю и не зная нотной грамоты играют. Так и пишут некоторые. Дар Божий, должно быть. (А некоторых 8 лет в музыкалке учат-учат, а они кроме чижика-пыжика одним пальцем ничего подобрать не могут). 07.01.2005 01:49:39, mzh
Max&Men
Тут ест ьразница - звукоизвлечение как таковое может быть и неправльным, а слух - это уже не грамотность. Грамотность - это ПРАВИЛА! То есть следование неким искусственным законам, придуманными людьми. Подойти к роялю и сыграть - тут нет искуственности. Если в том же примере - сыграть с правильной постановкой рук, никогда не учась... я такого не видел. Хотя видел потрясных музыкантов, котрых за всякие технические штучки выгнали бы из муз. школы...
07.01.2005 01:53:24, Max&Men
Красно Солнышко
С правилами проще. Я, скажем, гораздо чаще сейчас горю на исключениях. На словарных словах. А муж видимо, выезжает на интуиции. Возможно, что-то там в голове он у себя по аналогии и сформулировал, но лингвистики он точно не знает. О падежах или склонениях - никакого представления. 07.01.2005 03:39:07, Красно Солнышко
fat mouse
Я из первой группы. Дочь из второй. Пресловутая врожденная грамотность -- редкое сочетание зрительной памяти, моторной памяти, аналитических способностей, лингвистических (то есть ребенок сам смотрит на слово и моментально -- не осознаваемо -- его правильно идентифицирует как принадлежащее к известной ему группе явлений). В первом классе вообще никаких прогнозов строить не имеет смысла, поскольку дети пока еле-еле разобрались с фонетическим письмом, и хорошо еще, что правильно идентифицируют звуки и буквы :)
А если пытаются анализировать дальше -- или уже помнят зрительно какие-то более продвинутые вещи, то честь им и хвала. А грузиться этим я бы сейчас не стала. И не гружусь, хотя мой первоклассник пока пишет почти точно фонетически :) У них пока не так велик запас отклассифицированных явлений в этой области, с которыми они могли бы сравнивать новые.
06.01.2005 22:32:52, fat mouse
Marisha
Абсолютно согласна с Вами, именно так и есть. 07.01.2005 08:22:52, Marisha
Красно Солнышко
Понимаешь. Не предмет гордости или огорчения. Предмет анализа. Вот, скажем, смотрю на свои детские письма. Бабушке, допустим. В шесть лет. Они достаточно грамотны. Смотрю здесь, допустим, письма Деду Морозу. Тоже встречаются очень грамотные послания. Мне интересно. От чего зависит? Над чем работать? Где соломки стелить? 06.01.2005 22:40:39, Красно Солнышко
Маш, я работаю с ребенком исключителдьно натаскиванием. Ну как собаку дрессируешь - много раз и подкрепляешь позитивом (похвалой, наградой). У моего иначе не проходит. Например, сегодня писали упражнения по русскому. С истериками (не хочу, каникулы, отстаньте от меня все, я все сделаю в последний день, etc.) Сначала брала "на слабО", мол, писать, наверное, разучился, ну-ка напиши сразу без черновика и чистенько. Ничего не выйдет, говорю. Он набычился, говорит, что, мол, запросто сейчас все напишу. И написал. Правда, достаточно сносным почерком, ошибок делал мало, и то потому, что прежде чем что-то написать, я просила его проговаривать, подбирать проверочные (если таковые имеются), даже глаголы типа "нравится" - просила поставить вопрос "Что делает?" и потом в конце "частичка" _ся_ - это он уже знает, что глаголы могут иметь такую частичку или не иметь ее.

Было упражнение на безударные с "е", проверяемые в корне "ё". Тоже непросто. Сначала долбили долго и нудно, что есть такое правило - если под ударением "ё", то в безударном состоянии может быть только "е". Запомнили намертво. Одно упражнение мусолили час. Другое уже пошло быстрее.

Моему мальчику подходит только натаскивание. Никаких ассоциаций, в том числе и с кол-вом прочитанного, у нас нет. Только заучивание, механическое и тупое.

Результаты хорошие. Грамотность у нас не хромает. Пропуски букв - это не от неграмотности, а от дисграфии, но здесь мы тоже имеем прогресс.
07.01.2005 02:12:06, Наташа и Игорек
fat mouse
Зависит от сочетания начитанности, памяти и ряда врожденных способностей. Врожденные способности повысить нельзя? нельзя. память улучшить можно? сомнительно, но возможно поупражняться. Работать над начитанностью? -- да, легко. Сейчас соломку надо стелить в части совершенствования техники чтения, мне кажется. Чтобы дитя читало много, легко, чисто, с удовольствием. То есть копило материал для анализа :)
Потом занятия русским языком еще кое-чего добавят. А грамотно ребенок пишет или нет, будет понятно немножко позже. к тому же мы толком и не помним, как это мы писали наши письма бабушкам. Мои письма в четыре года ужасны, и половина букв не в ту сторону :). В восемь -- почти без ошибок. Короче, мне кажется, важно не гнать лошадей, а спокойно делать свое дело. Когда за спиной первое полугодие первого класса -- для них и жи-ши выглядит как откровение, не говоря уже о чу-щу и ча-ща. А ты от них хочешь уже анализа суффиксов и окончаний возвратных глаголов. Ну есть феномены, способные это понять. Но в первом классе таких крайне мало. Вообще дети далеко не сразу поймут, что русское письмо по идее основано не на фонетическом, а на морфемном принципе. А позднейшие реформы еще столько к этому добавили, что принцип довольно плохо выдержан. И осилить это может хороший аналитический ум. Ну что можно -- вы же математикой-логикой занимаетесь? по-моему, да. Тоже должно когда-нибудь помочь.
06.01.2005 23:00:33, fat mouse
Красно Солнышко
Я подозреваю, что есть какая то закономерность в том, что она с трудом запоминает как пишутся английские слова, словарные слова и вот так пишет.
А читает она очень много. Просто страшно много. Что делает ситуацию еще более странной.
06.01.2005 23:12:56, Красно Солнышко
А это никак не связано, на мой взгляд. Если есть проблемы со зрительной памятью, то здесь кол-во чтения не поможет. Надо протестироваться у нейропсихологов, чтобы понять, какой вид памяти у вас превалирует, и от
того плясать. У моего потрясающая слуховая память. Наизусть шпарит получасовыми монологами из фильмов (отнюдь не всегда детских), легко и почти с первого раза споет ЛЮБУЮ мелодию и подберет ее на инструменте. Пресловутый "Собачий вальс" сыграл с первого раза (почти), не видя заранее клавиш, на которыя я нажимала. :))

А так он аудиал, то и зрительные ассоциации у нас не катят. Только все на слух. В том числе и проговоривание ВСЛУХ написаний слов. Заучивание наизусть (вслух) правил. Таблицу умножения - только на слух. С плаката на стенке - дохлый номер, уже года два висит, он не проникся. а как только стали ее вслух учить, сразу закрепилось на века. :)

Домашние задания практически не записывет, а запоминает наизусть и надолго. А если учитель напишет д/з на доске и не продубдлирует голосом, есть шанс, что придется звонить одноклассникам...

Может, и у вас ключик в этом?
07.01.2005 02:17:04, Наташа и Игорек
Красно Солнышко
Похоже.
Надо еще за жестами последить.
Ты меня навела на идею, спасибо.
07.01.2005 03:27:45, Красно Солнышко


Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!