У меня вопрос к тем, у кого (1) дети с детства пишут достаточно грамотно и тем (2) у кого дети с детства делали массу ошибок.
Ксюша относится ко второй группе.
Те правила, которые мы прошли так или иначе, там все в порядке. Например, глухие согласные в конце слова она пишет правильно или безударные гласные в корне. Тем более, всякие жи-ши, чу-щу.
Но масса ошибок такого плана, как:
нравица, допустим, а не нравится или ничево, а не ничего. И правил вроде как на эти ошибки никто не придумал?
Я смотрю, многие уже лет в пять таких ошибок не делают. Почему? Как вы думаете? Зрительная память работает? Но, вроде, даже читают не все.
Такие ошибки, это плохо с точки зрения дальнейших прогнозов?
За полгода в школе ничего не изменилось. Мне кажется, там вообще русским еще не начали заниматься толком. Списывала она всегда грамотно. Ошибок не допускала. А вот что она пишет сама или под диктовку! Жуть.
Конференция "Ребенок от 7 до 10""Ребенок от 7 до 10"
Раздел: Школа
Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.

Трудно сказать. У меня младшая пишет достаточно грамотно, при этом читать не любит, а правило вообще, по-моему, толком ни одно не знает:(( Но в 1-2 классах делала ошибки, похожие на Ксюшины, так что, по-видимому, рано так категорично определять ребенка в группы:)
09.01.2005 22:14:35, Чернобурка

У моей Таньки тоже самое, она будучи отличницей, все правила конечно знает хорошо, и все словарные заученые слова пишет правильно, но слово нравица... показательный пример.
Я сама всегда интуитивно писала грамотно, и все -таки связываю это с ранним чтением, я очень много читала, книги буквально глотала, очень хорошо развила зрительную память. Таня читает только то, что ей надо прочитать, видит ес-но меньше, поэтому некоторые элементарные слова она пишет как слышит:( 09.01.2005 00:04:05, МашаК
Я сама всегда интуитивно писала грамотно, и все -таки связываю это с ранним чтением, я очень много читала, книги буквально глотала, очень хорошо развила зрительную память. Таня читает только то, что ей надо прочитать, видит ес-но меньше, поэтому некоторые элементарные слова она пишет как слышит:( 09.01.2005 00:04:05, МашаК

Передается ли врожденная грамотность родственникам.
Мне от мамы филолога- нет, нашему ребенку тоже нет. Однако наличие мамы –филолога подтянуло всех в семье в плане грамотности. Однако, ребенок в первом классе пишет с ниже перечисленными ошибками, пишет как слышит некоторые буквы. Проверили ребенка и получили рекомендации на занятия с логопедом, результат которых виден.
07.01.2005 20:12:45, Papa
Мне от мамы филолога- нет, нашему ребенку тоже нет. Однако наличие мамы –филолога подтянуло всех в семье в плане грамотности. Однако, ребенок в первом классе пишет с ниже перечисленными ошибками, пишет как слышит некоторые буквы. Проверили ребенка и получили рекомендации на занятия с логопедом, результат которых виден.
07.01.2005 20:12:45, Papa


Вот, кстати, о -ТСЯ. История такая. Жил был глагол. И очень он не любил просыпаться по утрам. Просыпался он по частям: вначале вствала приставка, потом корень, затем суффикс и окончание. Самым последним вставал суффикс -СЯ. Он так и норовил вернуться в теплую постель, поэтому его назвали возвратным. Частям слова так надоели постоянные опоздания суффикса -СЯ, что они на собрании решили: раз -СЯ все время опаздывает, пусть стоит в конце слова.
А схемки придется рисовать самой - у нас такая грязюка в тетрадях:))) 07.01.2005 22:22:52, Мама-3Д
У меня и у моей сестры врожденная грамотность. Лично мое убеждение - хорошо пишут те, кто много читает. Я научилась сама с небольшой помощью в 4 года, сестра примерно в том же возрасте. До сих пор читаем все:))Хотя других примеров такой грамотности у меня нет. Племянница читать начала поздно, особой охоты не испытывала и пишет плохо. Хотя это не пример, она с 4 лет в Штатах и поэтому оценивать ее грамотность в русском сложно.
У меня старшая читать начала около 5, пишет пока немного, особых проблем нет, но это не показатель до школы.
Поэтому особых доказательств и примеров нет, и все-таки думаю, это очень тесно связано со чтением. 07.01.2005 17:21:16, Крабовая палочка
Видимо, большое количество чтения способствует грамотности только у тех, у кого хорошо развита зрительная память и есть какое-то лингвистическое чутье, позволяющее вычленять и обобщать (об этом писали ниже). Так что много читать, увы, не рецепт! (Тем более, что вопрос был задан Красно Солнышко, у которой Ксюша много читает - о чем ниже и сказано). А я тут уже написала - моя пишет грамотно, хоть читает очень мало и начала поздно.
07.01.2005 21:34:46, mzh
Я тоже так думаю, вокруг много знакомых, читающих запоем, но грамотность хромает. И обратных примеров масса. Еще мне кажется, что грамотности способствует развитие наблюдательности у ребенка, умения видеть и замечать все вокруг.
08.01.2005 07:19:39, Marisha
Так вот в том и странность, что читает то ребенок очень много, а пишет плохо.
07.01.2005 18:01:25, Красно Солнышко
А что не так преподают в начальной школе и на что не обращают внимание, на что надо бы?
08.01.2005 21:34:20, Красно Солнышко
У меня старшая читать начала около 5, пишет пока немного, особых проблем нет, но это не показатель до школы.
Поэтому особых доказательств и примеров нет, и все-таки думаю, это очень тесно связано со чтением. 07.01.2005 17:21:16, Крабовая палочка



Возможно, идет какой-то накопительный период, потом, ИМХО, так, как преподают в 1 классе:)) нормально писать не будешь:)) Т.е. не на то там внимание обращают и то, что для учителей начальных классов кажется важным, на самом деле ничего особенного не значит.
есть еще мнение логопеда нашего центра - она считает, что грамотно пишет тот, кто читает и говорит правильно и хорошо.
В любом случае мое мнение неизменно - только чтение и грамотная речь даст грамотность. Причем примеры меня не убеждают чужие - у всех планка "грамотной " речи и такого же письма разная.
Иногда грамотей такое напишет(и все правильно), что понять только ничего нельзя:)) 08.01.2005 21:01:05, Крабовая палочка
есть еще мнение логопеда нашего центра - она считает, что грамотно пишет тот, кто читает и говорит правильно и хорошо.
В любом случае мое мнение неизменно - только чтение и грамотная речь даст грамотность. Причем примеры меня не убеждают чужие - у всех планка "грамотной " речи и такого же письма разная.
Иногда грамотей такое напишет(и все правильно), что понять только ничего нельзя:)) 08.01.2005 21:01:05, Крабовая палочка


Проблемы в школе, говорит автор, могут возникать в силу того, что у человека есть проблемы с восприятием зрительной или слуховой информации, с установлением последовательности, с усвоением деталей, с концептуальным мышлением и т. п. Причем возникающие проблемы идут цепочкой и проявлятся сразу в нескольких областях. Причем не обязательно это дислексия-дисграфия-дискалькулия, проблема может быть не такой серьезной, но той же природы. Я, например, почитав материалы, обнаружила, что у меня есть проблемы переработки аудиальной информации (а не плохой слух, есть разница), а у дочери - визуальной. Что я визуал -- я знала давно, но почему я в универе на аудировании слышала только шум, когда все остальные различали слова -- я стала понимать только сейчас.
Я сейчас перевожу еще один большой текст того же автора, более подробно о природе таких явлений и о том, как помогать школьнику использовать его силу против его слабости... когда закончу, повешу там же, на adhd-kids.narod.ru, а здесь расскажу.
Короче, можно не читать, это непосредственно с проблемой правописания не связано, но любопытно. 07.01.2005 14:28:02, fat mouse
Ой, Мыша, спасибо за перевод! Классная статья! А то я все на аглицком читаю, тут в кои-то веки на родном. :)))
Как приятно! :))
Еще раз thanks!!!!!! 08.01.2005 02:49:57, Наташа и Игорек
Как приятно! :))
Еще раз thanks!!!!!! 08.01.2005 02:49:57, Наташа и Игорек

Спасиб!!!! Я там уже много чего почитала. Ставит в мозгах мысли по полочкам. :)
08.01.2005 22:02:30, Наташа и Игорек
А игры всякие со словами? Мы часто в машине играем, кто больше слов придумает со слогом. "бу" в начале слова. Бутылка, бумага. В середине - "избушка", "незабудка". В конце.
Или объяснялки. Загадываешь слово, и ребенок его папе объясняет.
Или побуквенное чтение. Читать вслух не так, как обычно, а четко проговаривая все буквы - н-р-а-в-и-т-с-я.
Чтобы язык почувствовать, буквенно 07.01.2005 14:16:56, Плакса Мойер
Вот-вот, мы тоже играем так, слава пробкам! А еще как "в города" - на последнюю букву придумывали, поэтому с оглушенными согласными на конце справились еще не умея писать.
07.01.2005 21:37:39, mzh
Или объяснялки. Загадываешь слово, и ребенок его папе объясняет.
Или побуквенное чтение. Читать вслух не так, как обычно, а четко проговаривая все буквы - н-р-а-в-и-т-с-я.
Чтобы язык почувствовать, буквенно 07.01.2005 14:16:56, Плакса Мойер

я объяснила сразу, когда Настя начала пытаться что-=то писать самостоятельно: "ца" - в существительных ( то, что обозначает предмет : курица, красавица, танцовщица), в глаголах ( действиях) - "тся": крутится, вертится.
15 000 ведер и мы добежали до канадской границы:) - месяца 2 поошибалась, теперь - на автомате 07.01.2005 13:59:58, Tigra_Natasha
15 000 ведер и мы добежали до канадской границы:) - месяца 2 поошибалась, теперь - на автомате 07.01.2005 13:59:58, Tigra_Natasha


Думаю, работает именно зрительная память и окружающая среда, именно в комплексе. 07.01.2005 08:00:56, Marisha


Непонятно чем они в школе занимаются, если никакого прогресса. Я как-то надеялась... Каждый же день пишут...
Стойкое ощущение, что пока сама не научишь, ничему не научится. 07.01.2005 03:33:41, Красно Солнышко
Совершенно верное ощущение. Если пойдет как у нас, то через пару лет ребенкина речь будет пестрить словами-паразитами "вот", "ну", "типа", "как бы", читать будет хуже, чем до школы, а все мысли на тему "А что Кирилл сказал Пете..."
07.01.2005 14:11:43, Плакса Мойер
Смотря с каких позиций... например, так - делай, что дОлжно, и будет, что будет...
растет детка, и через разные этапы проходит
не пропадет наш скорбный труд :-))) 07.01.2005 16:33:32, Плакса Мойер
растет детка, и через разные этапы проходит
не пропадет наш скорбный труд :-))) 07.01.2005 16:33:32, Плакса Мойер

Я давно думаю, что беда в том, что учителя началки, в большинстве своем, никогда не задумывались, что они хотят получить на выходе. Ведь даже очень средний учитель танцев, музыки, спорта - видят в перспективе некий результат, образ результата. И не тем так иным способом идут к его достижению - не понимает ребенок со слов - значит его рукой десять раз играет правильные ноты. Сколько раз видела на танцах, как учитель подправляет руку, ногу. А учителя началки - конечного результата не видят, отсюда и отсутствие индивидуального подхода, и то, что все ложится в конце концов на плечи родителей и репетиторов...
07.01.2005 13:25:48, mzh

А постановка "Колобок" в качестве подарка родилям на Новогоднем классном часе? В саду постановки были в разы интереснее... 07.01.2005 13:53:32, Красно Солнышко
вот оно, средство! Учить выделять слова из одной группы, и по аналогии писать эту группу одинаково. Найти в книжках, сказках кучу глаголов с ться или тся на конце и показать в книжке, что, смотри, они все пишутся в конце одинаково...
Если под врожденной грамотностью понимать более-менее грамотное письмо, без знания правил, без теоретического знания о наречиях, глаголах, деепричастиях, мягких-звонких согласных - то у меня врожденная грамотность. (ошибок, наверное, много - но правила не знаю ни одного, и никогда не знала, и в школе домашних заданий не делала.) Исписывать горы тетрадей диктантами конечно можно, но будет ли нужный эффект? И это как-то не в рамках современной педагогики.
07.01.2005 03:11:07, _Ирунчик
Если под врожденной грамотностью понимать более-менее грамотное письмо, без знания правил, без теоретического знания о наречиях, глаголах, деепричастиях, мягких-звонких согласных - то у меня врожденная грамотность. (ошибок, наверное, много - но правила не знаю ни одного, и никогда не знала, и в школе домашних заданий не делала.) Исписывать горы тетрадей диктантами конечно можно, но будет ли нужный эффект? И это как-то не в рамках современной педагогики.
07.01.2005 03:11:07, _Ирунчик

Моя бабушка помнила до старости даже латинское склонение! И всякие правила на ять. Так выучили в школе. Какими бы методами это не достигалось - результат был.
В общем, хоть и есть достижения у современной педагогики, в традиционной было очень много ценного, временем проверенного. И тенденция последних лет - "старый мир разрушим" во многих областях привела к тому, что вместе с водой из купели младенца выплеснули. 07.01.2005 13:33:06, mzh
про "рамки современной педагогики" - это "подкол" был. Моя бабушка тоже в 90 поправляла меня в английском.
07.01.2005 19:22:01, _Ирунчик


Если вы надеетесь все-таки попробовать развить именно "врожденную" грамотность, (гены-то есть, может, в папу?) мне кажется, не нужно идти по принципу, научить правилу "в глаголах пишется ться или тся, а в существительных - ца". Вот такая идея: выучить как словарные слова сначала, без пояснений почему так пишется - просто вот так и все. - 10 (условно!) глаголов в с окончанием ться, тся, не обязательно все в неопределенной форме, возможно более разных. Мне кажется абсолютно естественным, что пока не наработан опыт, как и что обычно пишется в русском языке ребенок будет писать "хочеца". А когда в памяти пример аж 10 очень похожих слов, и пишутся они с ться на конце, тогда и напишет уже любой глагол с ться и тся.
Опыт у меня в этом - ноль, с сыном было не до попыток стимулировать появление "врожденной грамотности". Пишу как прсто идею... 07.01.2005 04:57:12, _Ирунчик
Опыт у меня в этом - ноль, с сыном было не до попыток стимулировать появление "врожденной грамотности". Пишу как прсто идею... 07.01.2005 04:57:12, _Ирунчик

А так - я работаю журналистом и не знаю ни одного орфографического правила!!! 07.01.2005 01:02:47, Пингвин и ПингВишенка (6 мес.)

Причем правила гладко ложатся на чувство языка :) Правил знаю мало, теперь горю желанием изучить их с сыном - буду кайфовать ;-) 07.01.2005 09:56:27, Мурзя



У меня самой врожденная грамотность. :) Мама рассказывала (сама не помню), как в первом классе задали написать маленькое сочинение на тему "Кем ты хочешь быть?" Я написала беp единой ошибки, даже запятые были на месте. Учительница не поверила, говорила потом моей маме, что она, мол, помогала, проверяла или подсказывала, как минимум. А она вообще-то в то время на работе была и сочинение мое не видела в глаза. :)
Так что я верю в термин "врожденная грамотность". Хотя мои муж и сын ею не обладают даже в малейшей степени. :( 07.01.2005 02:01:26, Наташа и Игорек
Так что я верю в термин "врожденная грамотность". Хотя мои муж и сын ею не обладают даже в малейшей степени. :( 07.01.2005 02:01:26, Наташа и Игорек


Абсолютно точно. Всегда очень тяжело учились правила, а писалось, как положено. Не знаю, почему:))
07.01.2005 17:22:57, Крабовая палочка

А глаголы на "-тся" и "-ться" можно разложить. "Нравится" - это "нравит себя". Такое разложение звучит забавно, а потому легко запоминается. 07.01.2005 07:26:43, Carsa



НА самом деле, получается вот что - человек родился со знанием правильного письма. Просто родился таким. Не абсурд ли? Что определило эти знания? Генетика? Тогда почеиму, пи существовани врождённой грамотности, нет, например, врождённых знаний интегрального исчесления или квантовой механики? Скорее всего ,Ваш муж всё-таки этому научился - но научившись грамотно писать, просто не знает ПОЧЕМУ он так пишет. Собственно, как часто человек говорит совершенно правиьлно на родном языке, но не знает объяснений этой правильности. Всё же - это не врождённое, а благоприобретённое. 07.01.2005 01:21:15, Max&Men


07.01.2005 01:53:24, Max&Men


А если пытаются анализировать дальше -- или уже помнят зрительно какие-то более продвинутые вещи, то честь им и хвала. А грузиться этим я бы сейчас не стала. И не гружусь, хотя мой первоклассник пока пишет почти точно фонетически :) У них пока не так велик запас отклассифицированных явлений в этой области, с которыми они могли бы сравнивать новые. 06.01.2005 22:32:52, fat mouse

Маш, я работаю с ребенком исключителдьно натаскиванием. Ну как собаку дрессируешь - много раз и подкрепляешь позитивом (похвалой, наградой). У моего иначе не проходит. Например, сегодня писали упражнения по русскому. С истериками (не хочу, каникулы, отстаньте от меня все, я все сделаю в последний день, etc.) Сначала брала "на слабО", мол, писать, наверное, разучился, ну-ка напиши сразу без черновика и чистенько. Ничего не выйдет, говорю. Он набычился, говорит, что, мол, запросто сейчас все напишу. И написал. Правда, достаточно сносным почерком, ошибок делал мало, и то потому, что прежде чем что-то написать, я просила его проговаривать, подбирать проверочные (если таковые имеются), даже глаголы типа "нравится" - просила поставить вопрос "Что делает?" и потом в конце "частичка" _ся_ - это он уже знает, что глаголы могут иметь такую частичку или не иметь ее.
Было упражнение на безударные с "е", проверяемые в корне "ё". Тоже непросто. Сначала долбили долго и нудно, что есть такое правило - если под ударением "ё", то в безударном состоянии может быть только "е". Запомнили намертво. Одно упражнение мусолили час. Другое уже пошло быстрее.
Моему мальчику подходит только натаскивание. Никаких ассоциаций, в том числе и с кол-вом прочитанного, у нас нет. Только заучивание, механическое и тупое.
Результаты хорошие. Грамотность у нас не хромает. Пропуски букв - это не от неграмотности, а от дисграфии, но здесь мы тоже имеем прогресс. 07.01.2005 02:12:06, Наташа и Игорек
Было упражнение на безударные с "е", проверяемые в корне "ё". Тоже непросто. Сначала долбили долго и нудно, что есть такое правило - если под ударением "ё", то в безударном состоянии может быть только "е". Запомнили намертво. Одно упражнение мусолили час. Другое уже пошло быстрее.
Моему мальчику подходит только натаскивание. Никаких ассоциаций, в том числе и с кол-вом прочитанного, у нас нет. Только заучивание, механическое и тупое.
Результаты хорошие. Грамотность у нас не хромает. Пропуски букв - это не от неграмотности, а от дисграфии, но здесь мы тоже имеем прогресс. 07.01.2005 02:12:06, Наташа и Игорек

Потом занятия русским языком еще кое-чего добавят. А грамотно ребенок пишет или нет, будет понятно немножко позже. к тому же мы толком и не помним, как это мы писали наши письма бабушкам. Мои письма в четыре года ужасны, и половина букв не в ту сторону :). В восемь -- почти без ошибок. Короче, мне кажется, важно не гнать лошадей, а спокойно делать свое дело. Когда за спиной первое полугодие первого класса -- для них и жи-ши выглядит как откровение, не говоря уже о чу-щу и ча-ща. А ты от них хочешь уже анализа суффиксов и окончаний возвратных глаголов. Ну есть феномены, способные это понять. Но в первом классе таких крайне мало. Вообще дети далеко не сразу поймут, что русское письмо по идее основано не на фонетическом, а на морфемном принципе. А позднейшие реформы еще столько к этому добавили, что принцип довольно плохо выдержан. И осилить это может хороший аналитический ум. Ну что можно -- вы же математикой-логикой занимаетесь? по-моему, да. Тоже должно когда-нибудь помочь. 06.01.2005 23:00:33, fat mouse

А читает она очень много. Просто страшно много. Что делает ситуацию еще более странной. 06.01.2005 23:12:56, Красно Солнышко
А это никак не связано, на мой взгляд. Если есть проблемы со зрительной памятью, то здесь кол-во чтения не поможет. Надо протестироваться у нейропсихологов, чтобы понять, какой вид памяти у вас превалирует, и от
того плясать. У моего потрясающая слуховая память. Наизусть шпарит получасовыми монологами из фильмов (отнюдь не всегда детских), легко и почти с первого раза споет ЛЮБУЮ мелодию и подберет ее на инструменте. Пресловутый "Собачий вальс" сыграл с первого раза (почти), не видя заранее клавиш, на которыя я нажимала. :))
А так он аудиал, то и зрительные ассоциации у нас не катят. Только все на слух. В том числе и проговоривание ВСЛУХ написаний слов. Заучивание наизусть (вслух) правил. Таблицу умножения - только на слух. С плаката на стенке - дохлый номер, уже года два висит, он не проникся. а как только стали ее вслух учить, сразу закрепилось на века. :)
Домашние задания практически не записывет, а запоминает наизусть и надолго. А если учитель напишет д/з на доске и не продубдлирует голосом, есть шанс, что придется звонить одноклассникам...
Может, и у вас ключик в этом? 07.01.2005 02:17:04, Наташа и Игорек
того плясать. У моего потрясающая слуховая память. Наизусть шпарит получасовыми монологами из фильмов (отнюдь не всегда детских), легко и почти с первого раза споет ЛЮБУЮ мелодию и подберет ее на инструменте. Пресловутый "Собачий вальс" сыграл с первого раза (почти), не видя заранее клавиш, на которыя я нажимала. :))
А так он аудиал, то и зрительные ассоциации у нас не катят. Только все на слух. В том числе и проговоривание ВСЛУХ написаний слов. Заучивание наизусть (вслух) правил. Таблицу умножения - только на слух. С плаката на стенке - дохлый номер, уже года два висит, он не проникся. а как только стали ее вслух учить, сразу закрепилось на века. :)
Домашние задания практически не записывет, а запоминает наизусть и надолго. А если учитель напишет д/з на доске и не продубдлирует голосом, есть шанс, что придется звонить одноклассникам...
Может, и у вас ключик в этом? 07.01.2005 02:17:04, Наташа и Игорек

Надо еще за жестами последить.
Ты меня навела на идею, спасибо. 07.01.2005 03:27:45, Красно Солнышко
Читайте также
Климакс не приговор, а новая глава в жизни женщины
Многие женщины с ужасом ждут этого момента. Как встретить климакс во всеоружии с высоко поднятой головой?
Почему важно вовремя диагностировать и лечить скрытые родовые травмы у детей
Проблемы со сном, аппетитом или поведением могут быть следствием травмы, которую малыш получил при рождении. В статье расскажем, как распознать такие нарушения и почему важно вовремя их корректировать.