Раздел: Образование, развитие

В блог Подписаться на Дзен!

Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.

Плохо понимает значение слов 10 лет

Дано: мальчик, 10 лет.
Ласковый, активный, спортивный.
ЗПР. В речевых отделениях нашей больницы лечились каждые полгода до 4 лет (лекарства, физио, логопед). Сейчас плохо выговаривает только букву Р. Логопеды ссылаются на неврологию, неврологи - на логопедов. После дельфинотерапии речь улучшается, потом опять как-бы немного нечеткая.
Где-то в его 4 года обнаружила, что он плохо понимает смысл слов. То есть, предмет видит, но что он означает - не понимает. Наверно, плохо объясняю.
Например, долго объясняла значение слова поезд - это вагоны, сцепленные друг с другом и паровоз. Объясняла сутки, когда ехали в поезде (пример был перед глазами), через сутки не смог объяснить отличия паровоза от поезда.
Поздно начал читать, где-то в 7 лет, перед школой. Никакие методики чтения не принимал. Смог только "зачитать" от "слогового чтения".
Читал медленно, с запинками. Английский вообще в школе - тихий ужас был во 2 классе. Он плохо понимал значение русских слов, куда уж про английские говорить?
Ушли из гимназии по прописке, пошли в обычную школу.
Пошли на курсы скорочтения. Стал читать быстрее, ставит паузы в конце предложения (наконец-то!). Но все-равно запинается. Читать не любит, читает только по просьбе. Все лето занимается с бабушкой - преподавателем русского. Вначале писал "пишеца-слышица".
Сейчас при переписывании уже не более 2-х ошибок, уже прогресс. Пересказывает хорошо, тексты хорошо запоминает, но ... опять с бабушкой разбирает тексты по чтению каждое слово - много слов не понимает. Занятия идут туго.
Подскажите, направьте в нужном направлении - как развить понимание слов текста?
13.08.2016 17:51:40,

29 комментариев

От кого: Настройки

Вы не авторизованы.

Если Вы отправите сообщение анонимно, то потеряете возможность редактировать и удалить это сообщение после отправки.

E-mail:
получать ответы на E-mail
показывать ссылки на изображения в виде картинок
.... можно (как такой же коллега в борьбе за дело и страдалец) просто изо всех-всех сил пожелаю, чтобы все быстрее наладилось!

По делу не подскажу, но вот у моего какая-то странная проблема с памятью (абстрактной?) : многие вещи помнит из глубокого детства или просто мелочи, а таблицу умножения до сих пор может запнуться:( У всех свое какое-то...
24.08.2016 00:13:52, Vanilla
Объясните принцип умножения. У меня отличная память, в школе вообще запоминала текст вплоть до запятых после первого же прочтения. И математик по образованию. Но таблицу мне до сих пор проще посчитать чем вспомнить а сколько же там.
Младший с приличными лого проблемами, хотя и память ттт. В прошедшем учебном году я недели две играла в "запомни таблицу сложения до 20". Потом психанула и объяснила переход через десяток ))) по программе почему то сначала зубрят а потом принцип узнают. И все, с принципом разбирались 10 минут, больше ни одной ошибки. И считает быстрее чем вспоминает.
и с умножением будет так же, уже на двоих проверила )))
24.08.2016 20:01:15, Иришка-Мартышка
Спасибо! Абсолютно поддержу - проблемы с абстрактной памятью, в практических действиях - даст фору любому взрослому. 24.08.2016 08:32:43, Roccy
сходите к психоневрологу, попросите направление в центр паталогии речи и нейрореабилитации, там специалисты подскажут в каком направлении работать. 15.08.2016 16:15:24, douceur
У нас нет таких центров. К психоневрологу не хочу обращаться официально, была тут тема о том, что запись о посещении при заикании ребенка дала "черную метку" для будущего. 24.08.2016 08:34:27, Roccy
Когда читает, понимает прочитанное? может ответить на элементарные вопросы про тексту?
Что с фонематическим слухом? бедро-ведро путает, потому что не помнит, что такое бедро и достраивает слово до знакомого слова близкого по звучанию? или вообще не слышит разницу между [б] и [в]?

Как вообще с пониманием назначений предметов, тем, как что-то работает? Путал слова "поезд" и "паровоз", это не помнил, кто из них "тягач", а кто "тягач + вагоны" или вообще не понимал разницы?
Связывает ли вообще слова с предметами, может показать на картинках, какие-нибудь бетономешалки, электрички, баржи, то что не из ежедневного обихода.

Как у ребенка с простыми алгоритмами действий? Понимает всякие бытовые инструкции, типа "возьми деньги на тумбочке слева, сходи в магазин за углом, купи молоко, если там не будет, то сходи в магазин рядом с автобусной остановкой". Может ли сам рассказать например, как заварить чай, как добраться от его дома до места, где тренировки проходят?

Исходя из ваших описаний, появляется ощущение, что проблемы 2:
1) фонематический слух и сцепленная с ним нечеткость произнесения. Тут опять к логопедам -дефектологам. Но так чтобы не просто звуки ставили, а именно фонематическим слухом занимались

2) понимание речи. Причем не ясно, он не помнит, к какому предмету (понятию) относится слово или не очень понимает, как устроен сам предмет, понятие и т.п. тут нужно сначала разобраться в том, что конкретно не так. Прямо берется какой-то "концепт", например, автомобили и т.п. и разбирается, какие автомобили бывают, чем отличаются, для чего нужны большие, а для чего маленькие, зачем нужныа разная спецтехника и так про все, с картинками, модельками, вылепливанием и т.п.
Аналогично про действия, чем отличается бежать, идти, идти вприпрыжку, шаркать и т.д. Прямо все проделывать.
14.08.2016 15:54:31, Шоша
Звездная Тень
Проверьте слух, может не слышать некоторые частоты, или в одном ухе слух может быть понижен, тогда если поворачивается одной стороной (хуже слышащей), то звуки улавливаются хуже.
И может, у него зрительная память, а не аудиальная? Мне, например, можно много рассказывать, многое ускользает, а вот схематично набросать это же объяснение - другое дело.
14.08.2016 10:39:53, Звездная Тень
Да, вчера уже думала на эту тему. Нашла у нас сурдологический центр, попробую туда сходить. 14.08.2016 11:34:51, Roccy
Звездная Тень
Сходите. У нас вроде бы мальчик иногда "не слышал, не разобрал, не понял, что сказали", На обычной дошкольной проверке выяснилось, что у моего сына очень сильно понижен слух с одной стороны, он не слышал определенные частоты, поэтому иногда слышал, иногда нет, а когда "глухой" стороной становился, то вообще все мимо проходило. 15.08.2016 09:27:59, Звездная Тень
а куда обращаться, чтобы проверить слух на определенные частоты? 24.08.2016 00:11:29, Vanilla
Свет-ОК
сложно все это.
по инету с ваших слов... тем более специалистов вы прошли неоднократно...я так понимаю, что занятия продолжаются
руки опускать нельзя, иногда дети скачок в развитии дают, но и надо быть готовой, что русский не ваш язык
прогресс у вас есть?
запас словарный расширяется?
вот ниже прочитала - спутал бедро-ведро, это нарушение фонематического слуха, но думаю логопед уж вас просветил, и должна была дать рекомендации и упражнения
по описанию похоже, что не понимает он от того что не может услышать

может быть поражение или недоразвитие определенных зон гм
но это надо обследовать, выяснять

у моего старшего была(да и есть) большая проблема с фонематическим слухом, он не понимал ни звонкость\глухость, ни мягкость\твердость, для него это недоступно было
диктанты просто обнять и плакать
началку было очень и очень сложно, благо учитель понимающая была
потом начал соображать понемногу, причем НЕ СЛЫШАТЬ правильно а именно СООБРАЖАТЬ
правила зазубривал, разборы все знал, в изложениях\сочинениях сам подбирал слова которые точно знал как пишутся, ну а диктант как мог списывал у соседа)
но егэ по русскому умудрился сдать на 4) диктанта ж там не было))))
на данный момент ведущий инженер на военном заводе, по прежнему не различает фонем, но оно ему и не надо)

не всем это дано, мой нашел свою нишу, желаю и вам справится с этим)
13.08.2016 22:44:10, Свет-ОК
вторая часть прямо про моего....... Обнадеживает! 24.08.2016 00:15:47, Vanilla
может быть поражение или недоразвитие определенных зон гм
Не подскажите, какие обследования показывают отсутствие/ наличие поражения или недоразвития зон?
24.08.2016 00:15:08, Vanilla
Свет-ОК
у сожалению точно не подскажу
в Москве слышала есть институт специализирующиеся на подобных проблемах, у нас тут ничего
думаю надо начинать с невролога или нейролога (если такового у вас найдете), уж специалисты должны знать что у них в арсенале на сегодняшний день
24.08.2016 08:10:50, Свет-ОК
мы ходили... Не то чтобы залечить хочу (и вообще не сторонник таскания по врачам), но вдруг чем еще помочь дитенку можно или вдруг не те методы исследований использовали...
Спасибо!
24.08.2016 19:56:01, Vanilla
Люба С.
СПАСИБО!!
Вы меня ТАК подбодрили своим рассказом!
19.08.2016 08:37:34, Люба С.
Свет-ОК
пожалуйста)
я часто про своего старшего рассказываю) когда у мамочек руки опускаются
есть свет в конце туннеля)
20.08.2016 15:25:23, Свет-ОК
и спасибо вам за это! :) 24.08.2016 00:16:13, Vanilla
Спасибо за пожелание. Но к сожалению для наших в городе логопедов все, что не входит в их понимание "быстро поставить звуки" - не представляет никакого интереса.
Мне бы кто-то подсказал как скачать методику (или купить книгу) для самостоятельных занятий дома.
13.08.2016 23:15:39, Roccy
Свет-ОК
методик много в инете, но они как то все для более младших детей, хотя думаю, вы сможете и для старшего подстроить
я уверена, что ваша мама, как учитель владеет многими методиками, но..
тут кроме фонематического слуха, может быть и поражение цнс, тогда сколько не развивай...
обследовали его? вы написали, что в больницах лежали, там что делали? диагноз есть? или вы по другому поводу лежали?
14.08.2016 11:00:44, Свет-ОК
Да, обследовали - ЗПРР. В школьный период пьет препараты. Все, что не касается учебы - нормально, даже очень. Даже считает в уме отлично трехзначные числа, математика вычисления - отлично. Но опять проблемы - читает задачу, прочитал неправильно, в итоге действие выполнил неправильно, ошибка. 14.08.2016 11:33:44, Roccy
с моим сыном специалист-дефектолог занимался фонематическим слухом.... Знаю есть центры и методики с очно-заочной формой терапии - может, вам попробовать? 24.08.2016 00:17:17, Vanilla
УникаЛьнаЯ
Я не поняла, он не понимает слова, потому что реально не знает их смысл, т.е. маленький словарный запас? Или не понимает то, что сам читает, а если то же услышит - поймет?
Моя старшая просто тоже "логопедическая", наверное, полегче вашего, но тоже чтение плохое, английский беда, русский еле-еле. Так вот она долго плохо понимала то, что сама читала, впечатление, что все внимание уходило на механику процесса. Но при этом если то же ей прочту я - понимала все отлично. Ну или если сама несколько раз перечитывала до "беглости", чтобы слышать себя, не напрягаясь.
Тупо пытались развивать чадо "альтернативными способами" - ей читали, рассказывали, показывали. Долго учила ее пересказывать - она текст запоминала механически практически с первого прочтения и "пересказывала" слово в слово, без понимания, как попугайчик. В третьем классе еще занималась с логопедом в школе. Сейчас пойдет в шестой, большим читателем не стала, английский до сих пор "провисает", но в целом научилась приспосабливаться, учится.
13.08.2016 21:18:23, УникаЛьнаЯ
Трудно объяснить как у него это.
1 конечно, речевой запас маленький - читать не любит. Только читает по договоренности со мной.
2 такое впечатление, что он слышит не все буквы. Особенно в похожих словах. Например: тренер ему говорит - поверни бедро. А ребенок слышит вместо бедро - ведро. И говорит, что не понимает, как ему ведро надо повернуть.
Приспосабливается, конечно. Просто хотелось бы методику может кто-то знает занятийс нарушением понимания речи или текстов. Разговариваем с ним нормально, милый и адекватный ребенок, а потом получается, что он много слов слышит с нарушениями, в итоге их значения или ему не понЯтны, или вообще не правильные.
13.08.2016 21:34:04, Roccy
Mash
Тут тогда надо фонематический слух развивать. У сына были упражнения с логопедом - ребенку надо было повторить слоги, не видя губ (логопед закрывала губы) - например, ба-ба-па, па-ба-па, зу-су-су, су-зу-су и т.д. - на парные согласные. 16.08.2016 16:15:56, Mash
УникаЛьнаЯ
Тогда я пас. А собственно слух проверяли? Может быть, он на самом деле не слышит, физически?
Ну и словарный запас же не только из книг, хотя это самое очевидное и простое, казалось бы. Разговоры, фильмы, слушание книг (имхо, лучше, чтобы не аудиокниги, а кто-то читал), музеи, смена обстановки... С памятью-то все хорошо, просто наработать кругозор и словарный запас можно, наверное.
13.08.2016 22:15:13, УникаЛьнаЯ
Слышит очень хорошо. Даже очень. Слышит разговоры родителей между собой. Но разговоры чаще всего мы ведем не сложные между собой. 13.08.2016 23:11:53, Roccy
Слух бывает очень разный. Просто слышать это одно. А дальше варианты. У моих фонематический проблемный, на понимании и чтении очень сказывается. У подруги выяснилось что для понимания с сыном надо говорить только стоя прямо перед ним, звук со стороны он уже почти не обрабатывает. При том что просто слух стопроцентный. 14.08.2016 20:59:23, Иришка-Мартышка
а фонематический слух проверяли? Бедро-ведро - очень похоже на это. 14.08.2016 13:42:08, Джулия Р

Читайте также
Используем в пищу то, что выросло само
Весенние растения, из которых можно сделать салат

Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!