Раздел: Школа

В блог Подписаться на Дзен!

Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.

Мусулунга

Знатокам русского языка

Проблема у меня с делением на слоги:( Всю жизнь нас учили (и детей я так учила), что делится РО-МАШ-КА, ПАЛЬ-ТО и т.д. Теперь сыну учительница в тетради пишет "Все слоги, кроме поледнего, заканчиваются на гласный" и исправляет РО-МА-ШКА, ПА-ЛЬТО и т.д. В учебнике ничего подобного я не нашла. Это теперь новые правила в русском языке? Или это чей-то личный новый способ деления? Кто автор сего "замечательного" метода?
18.05.2004 16:47:21,

34 комментария

От кого: Настройки

Вы не авторизованы.

Если Вы отправите сообщение анонимно, то потеряете возможность редактировать и удалить это сообщение после отправки.

E-mail:
получать ответы на E-mail
показывать ссылки на изображения в виде картинок
Русский язык тяготеет к открытому типу слога,т.е. чаще оканчивается на гласный. Кроме того русско строение слога подчиняется закону восходящей звучности,т. е. от менее звучных к более,что опять же говорит о том,что гласная должна быть в конце. Это принципы "взрослой" филологии.Почему - то школьная программа,по которой мы с вами учились,была довольно далека от научн. положений. Сейчас потихоньку пытаются привести шк.программу в соответствии с наукой. Нам это непривычно, но так вернее 21.05.2004 09:26:49, asty
Ма
Спросила только что у учительницы. Она сказала что да, так и есть, ро-ма-шка, и даже хуже - О-КТЯ-БРЬ... И в учебнике у нас про это есть, но она лично считает, что первокласникам это сейчас не нужно, и даже вредно - потому что они только больше запутываются. Поэтому она этот момент пока опустила.
Я в очередной раз убедилась, что не ошиблась в выборе учителя:)
19.05.2004 09:04:35, Ма
Мусулунга
С ОКТЯБРЕМ вы не погорячились? У нас что, уже не только гласные слоги образуют??? Я повешусь:( 19.05.2004 14:00:04, Мусулунга
Ма
Не погорячилась. О-КТЯ-БРЬ учительница привела как пример того, что ро-ма-шка - это еще цветочки (извините за каламбур). Она вполне научно все объяснила, примерно такими же словами как "ответ профессионала" ниже. Из ее объяснения я запомнила только что-то типа "восходящий сонар", но могу и путать :))) 19.05.2004 16:59:59, Ма
Слог должен иметь гласную. Учитель замудрила с мудрым примером. 19.05.2004 17:47:17, Караул
Ма
Она не намудрила, а как раз привела пример - что по этим правилам слоги могут быть и без гласных. Ау, специалисты, рассудите! 19.05.2004 21:47:43, Ма
Ма
Нашла! Спасибо, КатерОк, за ссылку:
http://www.hi-edu.ru/x-books-free/xbook107/01/index.html?part-021.htm

"...С точки зрения звучности, со стороны акустической, слог - это звуковой отрезок речи, в котором один звук выделяется наибольшей звучностью в сравнении с соседними - предшествующим и последующим. Гласные звуки, как наиболее звучные, обычно являются слоговыми, а согласные - неслоговыми, но сонорные (р, л, м, н), как наиболее звучные из согласных, могут образовать слог..."
19.05.2004 21:55:02, Ма
Что я могу сказать - УЖАС:-(((( 19.05.2004 22:31:30, Караул
Ответ профессионала:
Слогоделение - это совсем непростой вопрос в лингвистике. На эту тему ученые-лингвисты ("о коих не сужу, засим, что к ним принадлежу" :)) не всегда могут договориться. Из "Лингвистического энциклопедического словаря": "К числу языков, в к-рых фонологические признаки слога отсутствуют, относится современный русский. Рус. звуковые цепи основаны на чередовании вокалических "вершин" и консонантных "склонов", СЛОГОРАЗДЕЛЫ В ИНТЕРВОКАЛЬНЫХ КОМПЛЕКСАХ СОГЛАСНЫХ НЕОПРЕДЕЛЕННЫ ВВИДУ НЕВЫРАЖЕННОСТИ ДИСТРИБУТИВНЫХ СХЕМ СЛОГА (о-стрый/ос-трый/ост-рый). Существует также точка зрения, согласно к-рой СЛОГОРАЗДЕЛЫ В РУС. ЯЗ. ВСЕГДА ПРОХОДЯТ ПОСЛЕ ГЛАСНЫХ."
Простите - это еще самое понятное из всей статьи СЛОГ. Вот такая у нас наука лингвистика :)
Вопрос - для чего нужно школьнику определить эти самые границы? (ИМХО - вообще не нужно, но со школьными учителями лучше не спорить). Если для переноса - это одни правила. Возьмите старые учебники, где среди авторов есть Чешко (например, пособие для абитуриентов, или, самое лучшее, учебник для вечерних школ по всему курсу) - там правила переноса изложены хоть как-то понятно. Если же делить на слоги не для переноса (я знаю, что сейчас так принято в школьной программе), то оказывается, что ЕДИНСТВЕННЫЙ чисто формальный критерий, по которому можно этот слогораздел осуществить - это и есть правило "открытого слога", т.е. слог оканчивается на гласный. Потому что кроме различия между гласными и согласными ничего объяснить школьнику нельзя. Какая, к черту, восходящая звучность! Для того чтоб говорить о восходящей звучности надо знать артикуляторную и акустическую фонетику, по крайней мере знать классификацию согласных по месту и способу образования. Это входит в специальный ВУЗовский курс фонетики-фонологии для ЛИНГВИСТОВ. Больше это никому и ни для чего не нужно (поверьте уж мне, лингвисту, работающему на кафедре Русского языка одного из основных наших гуманитарных ВУЗов :)). Скорее всего ваш учитель в этой самой теоретической лингвистике ничего не понимает (и не надо, это не помогает учить детей, скорее мешает!), и даже эту несчастную классификацию - забыл (ее сдают на 1-м курсе). Все это бред современных программ, которые все равно все плохие! А с учителем, еще раз повторю - лучше не спорить! А автора этого "метода" - не знаю, а встречу - так дам ему, коллегиально - БОЛЬШУЮ зуботычину! Скорее всего он нашел способ заработать много денег, получил грант - надо же чего-нибудь такое этакое придумать! А детей эти авторы - в жизни не видели и не учили, и перед классом стояли последний раз - на институтской практике, лет 20 назад! Даже не пытайтесь во всю эту хренотень вникать! Просто выпишите ребенку на отдельном листочке список гласных БУКВ (Боже упаси, не звуков!), и пусть запомнит, что "палочки ставят" после этих букв, а после других - ни-ни, учитель ругаться будет. И не заморачивайтесь! Пусть лингвисты морочатся!
Простите за слишком горячий ответ - больная тема :)
Лингвист.

19.05.2004 03:35:22, mz
Спасибо. 19.09.2005 20:56:27, _Ирунчик
Ве Ра
переведите, пожалуйста :) 20.05.2004 00:34:35, Ве Ра
Да зачем :) Я же вам честно говорю - всем будет лучше, если делать, как конкретный учитель говорит! Ну нет однозначного ответа, как правильно! Так устроен наш русский язык! О том и сказано в статье словаря - что неопределенно! Значит можно и так и так. Вот насчет ок-тя-брь (см. выше) - это уже слишком.
Обратитесь в Справочную института Русского Языка (на "Серебряном дожде" и на "Эхе" они дают свой телефон) - это если Вам надо что-то доказывать учителю.
20.05.2004 20:35:43, mzh
Ве Ра
теперь поняла, спасибо
доказывать учителю ничего не надо :)
20.05.2004 21:59:01, Ве Ра
Ве Ра
У нас ро-маш-ки:)
18.05.2004 22:01:25, Ве Ра
У нас тоже РО-МА-ШКА, кажется теперь слог должен заканчиваться на гласный. Я стараюсь не вмешиваться, иначе ошибка. 18.05.2004 19:02:43, Чел
Мусулунга
Уже выяснили, откуда ноги растут. Только детей путают, по-моему, теперь получается, что на слоги делится по-одному, а переносится по-другому. Ну что ж, будем разбираться:) 18.05.2004 19:08:57, Мусулунга
Мы уже доросли до третьего класса, эта тема практически не вспоминается :). Теперь выделяем корни и суффиксы, они тоже со странностями :) 19.05.2004 09:03:22, Чел
А что у вас с корнями и суффиксами?:) 19.05.2004 12:36:15, Анаис
:) В общем почти все хорошо. В учебнике объясняется на самых простых примерах, а в упражнениях то в одном слове два суффикса, то найти корень слова БИТЬ. Но в общем это мелочи :) дочка справляется сама. 19.05.2004 13:13:18, Чел
Катер'ОК
Основной закон слогораздела в русском языке

Строение слога в русском языке подчиняется закону восходящей звучности. Это значит, что звуки в слоге располагаются от наименее звучного к наиболее звучному.

Закон восходящей звучности можно иллюстрировать на приводимых ниже словах, если звучность условно обозначить цифрами: 3 - гласные, 2 - сонорные согласные, 7 - шумные согласные. Во-да: 1-3/1-3; ло-дка: 2-3/1-1-3; ма-сло: 2-3/1-2-3; вол-на: 1-3-2/2-3. В приведенных примерах основной закон слогораздела реализуется в начале неначального слога.

Начальный и конечный слоги в русском языке строятся по тому же принципу нарастающей звучности. Например: ле-то: 2-3/1-3; сте-кло: 1-3/1-2-3.

Слогораздел при сочетании знаменательных слов обычно сохраняется в том виде, какой свойствен каждому входящему в состав словосочетания слову: нас Турции - нас-Тур-ци-и; настурции (цветы) - на-стур-ци-и.

Частной закономерностью слогораздела на стыке морфем является невозможность произнесения, во-первых, более двух одинаковых согласных между гласными и, во-вторых, одинаковых согласных перед третьим (иным) согласным в пределах одного слога. Это чаще наблюдается на стыке корня и суффикса и реже - на стыке приставки и корня или предлога и слова. Например: одессит [о/де/сит]; искусство [и/ску/ство]; расстаться [ра/стать/ся]; с стены [сте/ны], поэтому чаще - [со/сте/ны].
18.05.2004 18:17:01, Катер'ОК
Баба Нюра
... И вот теперь я твёрдо знаю, что не промахнулась в выборе "гуманитарий-технарь" для себя... "Науки бывают естественные, ..." (с) 19.05.2004 14:52:51, Баба Нюра
ПривеТ.Т.
Вот и я в ступоре второй день прибываю...

ПЫСЫ: Когдаже я , бяка такая , к тебе выберусь книжки отдать?!
19.05.2004 20:11:37, ПривеТ.Т.
Баба Нюра
Торопись ;), а то я в понедельник на два дня в командировку, а потом 6-го июня с дочкой и её подружкой -- в Турцию, греться. Обломался дочкин отдых с садом, блин, как я была зла, как зла... :) 21.05.2004 14:09:29, Баба Нюра
Olechka
Век живи - век учись! :))) 18.05.2004 23:36:24, Olechka
Мусулунга
Спасибо:))) Хотя раньше было проще:) 18.05.2004 19:06:41, Мусулунга
У, как все сложно. Но ведь в 1-2 классах вовсе не проходят эти правила восходящей звучности тк подробно. Я даже не знаю, как им обхясняют, поскольку учебник русского языка вообще не содержит никаких правил.
Сама была недавно удивлена, увидев, что учительница исправила деление Мос-ква на Моск-ва. Я, прочитав приведенные вами правила, так и не поняла, почему надо так делить. Скорее тогда уж, нужно Мо-сква.
18.05.2004 18:41:49, ALora
Мусулунга
У нас именно Мо-сква:) 18.05.2004 19:06:06, Мусулунга
Не знаю, мой ребенок перенёс как-то "Моск-ва", учительница ничего плохого в тетрадке не отметила. 19.05.2004 00:29:57, Наташа и Игорек
Мусулунга
Так это перенос, а у нас теперь с правила слогоделения с правиласми переноса не совпадают:))) 19.05.2004 14:00:44, Мусулунга
Если я правильно поняла все написанное:), слоги должны заканчиваться на гласный, а перенос - на согласный?:) 19.05.2004 12:38:02, Анаис
Если бы так было все просто:((( В одной школе одна теория слогоделения - на гласный, в другой другая - у нас, например, считается правильно Моск-ва. Почему - не знаю. Да, нотариусы так делят - на лицевой странице Моск, на обороте - ква. Но для меня лично (+ для детей нашего класса и их родителей - сегодня специально опрашивала)логичнее делить мос-ква - по правилу экономии звукопроизносительной энергии. В любом случае, не понимаю почему такое деление считается ошибкой. На мой взгляд, в некоторых случаях логично допускать несколько вариантов деления на слоги одного и того же слова - напр. мо-сква, мос-ква, моск-ва.
А с переносом проще - нельзя оставлять и переносить 1 букву (в том. числе гласную), 2 гласных подряд (напр. уехал - переноса вообще нет, т.к. нельзя оставить уе-), 2 одинаковых согласных подряд - напр. класс- ный - неправильно).
19.05.2004 13:20:43, ALora
Кстати, вспомнила - как слово "пет-руш-ка" мы делили во 2 классе. То же, как и в вашем классе, стало быть:) 19.05.2004 15:24:32, Анаис
Ма
у нас все делят слоги по-старому :) 18.05.2004 18:04:00, Ма
Olechka
Не уверена, что я большой знаток :), но я и дочка моя, соответственно, делю как Вы, и ей учительница ничего не исправляет. 18.05.2004 16:55:10, Olechka


Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!