Раздел: Образование, развитие

В блог Подписаться на Дзен!

Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.

Красно Солнышко

2МарияД

Под впечатлением обсуждения ниже вчера играла с ребенком в такую игру.

Началось все с того, что Ксюха попыталась стребовать с меня 50 рублей сдачи. Я не дала, естественно :) Сказала, что это слишком большие деньги, для нее. Спросила, знает ли она, что можно купить на целых :) 50 рублей? Она честно призналась, что не знает. Тогда я отыскала книжку с ценником - 44 рубля. И сказала, что вот эту книжку, но совсем немного останется.
Возник вопрос - сколько. Не обольщайся, не у ребенка, у меня. Ксюха завязла, естественно, вот тут мы перешли к игре. Я заранее знаю, что антураж (чуть ниже, перебирать жемчуг) Ксюше очень нравится.

В начале показала ей пять ступок и мы договорились, что она может разложить жемчужины по ступкам, но в каждую ступку можно положить только 10 жемчужин. Немного посчитали ступками-десятками. Потом перешли на 4 ступки и 4 жемчужины. Сколько осталось жемчужин. Потом на аналогию ступки-десятки, жемчужина-единицы. Вернулись к книжке. Посчитали, по аналогии, что остается у нас 6 рублей.

Потом я самым бессовестным образом нагрела ребенка, в качестве компенсации не отданным 50 рублям, позволив взять у меня из кошелька денежки, если она сама из горы мелочи наберет ровно 46 копеек. Набрала легко. Я их ей и отдала.

Потом делала так.
Показывала ей, например, на столе целую ступку и еще 6 жемчужин.
Потом, она закрывала глаза. А я показывала "фокус-покус" и на столе оставалось, например просто 8 жемчужин.
Ксюхе надо было угадать, сколько спрятано у меня в руке.
В общем, ты была права, понимания четкого еще нет.
Ксюха говорила то 6 жемчужин (сколько лежало рядом со ступкой), то 2 (сколько, видимо, не хватало, чтобы добавить в ступку). Не угадывала.
После чего я ей показывала сколько у меня в руке на самом деле. Ну и давала наводку, что я брала не только со стола, но и из ступки. Не только из ступки, но и со стола... Все это в действии, разумеется - расскладывали обратно.
Понадобилось не меньше 7 эксперементов, прежде чем она разобралась и стала считать уверенно.

Однако, мотивация была, я бы сказала, на троечку. Не то, чтобы она совсем не была заинтересована. Но и глаза не горели. Перебирать жемчуг - да. Ступки туда сюда таскать - сколько угодно. Денежки - очень нравилось. Но отвечать на вопросы, думать - нет. Хорошо бы кто-то подсказал...

Уверена, что в группе было бы намного живее. Возник бы азарт. Успеть ответить быстрее других.
27.02.2004 10:17:23,

11 комментариев

От кого: Настройки

Вы не авторизованы.

Если Вы отправите сообщение анонимно, то потеряете возможность редактировать и удалить это сообщение после отправки.

E-mail:
получать ответы на E-mail
показывать ссылки на изображения в виде картинок
Большое спасибо за подробный рассказ. Несколько вопросов?

- Играли ли вы раньше в игры с закрыванием глаз, но без перехода через десятку? Например, 8-X=3?

- Набрала 46 копеек, интересно. Но почему именно 46?

По-моему, в этом собака зарыта с мотивацией. Задачи с потолка берутся :-) В общем, ничто в мире не изменится, если неправильно решишь. Вот если в группе неправильно решишь, что-то изменится реально (не ответишь быстрее других), это не-математическая и, как потом понимаешь, вообще не-осмысленная, но на этом этапе цель. То есть когда начинаешь думать шире, понимаешь, что В МИРЕ опять ничего не изменилось, и только в мирке твоего непосредственного окружения нечто переставилось.

Осмысленные цели с жемчугом: прикинуть, какой длины должно быть ожерелье, чтоб наделось на голову (мне, тебе, Барби). Если наряжаешь кукол для спектакля - хватит ли тебе на ожерелья для всех?

Вообще, справедливая делёжка - осмысленная цель для детей, как правило. Как у нас с деньгами - вместе проводим кружок, выручку делим пополам. Важно, чтоб справедливо :-)

С деньгами: проверить, правильно ли дали сдачу (дочку саму в магазин посылаю, под дверью стою). Проверить, хватит ли на покупку Х (неравенства). Проверить, хватит ли на ДВА мороженых (неравенство посложней, типа 2*цена<твоих_денег). Набрать ровную сумму для оплаты чего-то. Вычислить скидку.

В общем, ты здорово это придумала с приятным жемчугом :-) Теперь подумай об осмысленности задач.
27.02.2004 13:02:56, Мария Д.
Красно Солнышко
"- Играли ли вы раньше в игры с закрыванием глаз, но без перехода через десятку? Например, 8-X=3?"

Не помню, если честно. Я просто знаю, что такие вещи она уже очень хорошо делает даже абстрактно. Т.е. если спросить: сколько надо отнять от восьми чтобы получилось три, она сразу ответит. Причем, даже не надо добавлять сколько конфет. Просто сколько. На числах.

"Набрала 46 копеек, интересно. Но почему именно 46?"

Первое что пришло в голову. Беглым взглядом было понятно, что 44 копейки (по аналогии с 44 рублями) там никак было не набрать :) Но тут то как раз был хороший мотив получить эти 46 копеек и было условие, что они будут отданы только, если их будет 46 не больше, не меньше.

В целом, я тебя понимаю. Самое трудное это придумать, зачем именно ребенку это надо.

"Осмысленные цели с жемчугом: прикинуть, какой длины должно быть ожерелье, чтоб наделось на голову (мне, тебе, Барби). Если наряжаешь кукол для спектакля - хватит ли тебе на ожерелья для всех?"

Знаешь анекдот есть про обезьяну и прапорщика?
Банан на дереве, внизу палка.
Запускают обезьяну. Она трясет пальму, банан висит.
Ей говорят: "Думай, Чита, думай!". Обезьяна думает, берет палку, сбивает банан.
Прапорщик. Все тоже самое.
- Думайте, товарищ прапорщик
- Чего тут думать, трясти надо.

Так вот и Ксюха. Ну чего там думать, высчитывать, интерес тут же теряется настолько, что уже и сама проблема не важна. Либо упрощает задачу и действует простым перебором.

Ты у взрослых этого не замечала никогда?
Я - сколько угодно.
Вот у меня на прежней работе были формы слияния. Забил в таблицу Excel данные всего один раз. Ворд открыл, получил все нужные формы уже готовые и для производства, и для офиса. Всего - штук 7 разных.
Так вот после моего ухода народу настолько было в лом хоть чуть чуть разобраться, как это работало, какие три кнопочки нажимать (я уж молчу о том, чтобы все эти слияния сделать - готово ж), что они все эти семь форм забивают вручную. Плюс саму таблицу. По старой памяти, так сказать, уж не знаю, зачем она им в таком виде.

Поэтому - это самая большая проблема и есть. Как замотивировать всегда искать более эффективные способы, а не более очевидные и легкие?
27.02.2004 13:30:48, Красно Солнышко
"Сама проблема не важна" - потому что проблемы ни для чего. Банан хоть съесть можно, а тут всё для учения ради учения. Трясение ради трясения. Ну, предложат теперь не трясти, а палки кидать. А банана-то нет, так что какая разница, трясти-то сподручней.

Про эксель. Я сама такое делаю. Это из психологии ноги растут. Такой способ психологически легче. Надо обязательно учитывать, когда с мотивацией работаешь.

"Как замотивировать всегда искать более эффективные способы, а не более очевидные и легкие?" Ксюша и ищет. Только цели у вас разные. Она не ставит себе целью решить задачу :-)
27.02.2004 14:27:30, Мария Д.
Красно Солнышко
Все не так просто.
Предположим, гипотетически. Например, Ксюша говорит, что ей нужна ниточка для бус. Я радуюсь и говорю, замечательно, а какой длины тебе ниточка нужна?
Так вот даже если ниточка очень нужна она никогда в жизни не будет складывать диаметры бусинок чтобы определить нужную длину нитки. Она, скорее всего, придумает совсем другую игру, где вообще не надо никаких ниточек.
Поэтому любое выруливание, любой ситуации в нужном направлении, не очень эффективно. Идет отказ от деятельности вообще.
Не уверена, что понятно объяснила. Но ты поймешь, если не будет зацикливаться на конкретном примере, а за основу возьмешь то, что любая самая большая заинтересованность тут же прекращается, если перед ней встает какая-то преграда. Умный в гору не подойдет, он ее даже обходить не будет: ну ее, эту гору вообще к лесу. ЛЮБУЮ гору. Даже если за этой горой манна небесная. Понимаешь?
27.02.2004 14:43:05, Красно Солнышко
А кто будет складывать диаметры бусинок, если бусы на себя? Я бы усомнилась в его здравомыслии :-) А вот если игра уже началась, сделали бусы себе, сделали маме, начали делать мелким (Барби) - там МОЖЕТ появиться какая-то задачка с числами. Важно дать ребёнку "раскрутить" тему, вжиться в неё. Вон я для диссертации с подростками работала, так у некоторых математика не на первый час интервью появлялась. Так это подростки!

Не думай в терминах преград, я там внизу из статьи процитировала. Не преодоление преград, а развитие экосистем :-) Это особенно важно для девочек.
27.02.2004 14:50:11, Мария Д.
Красно Солнышко
Маш, но можно было бы померять линейкой 10 штук и посчитать десятками.
Мало ли какие идеи.
Но она не будет думать на эту тему одна. На этапе Барби, она скажет, что надоела ей уже эта игра, будет играть в другую... Так же будет со взрослыми. В группе - продолжит. Если другие захотят продолжать, за компанию. Причем, успешно.
27.02.2004 14:57:41, Красно Солнышко
А к игре потом не вернётся? Мы обычно оставляем игру, скажем, на большом подносе (вот эти барби, вот эти бусы, вот бумага) - на следующий раз, чтоб продолжить. На видном месте.

А ты с ней - играешь? За компанию?
27.02.2004 14:59:54, Мария Д.
Красно Солнышко
В том то и дело, что не вернется.
Она всегда там выкладывает игрушки.
Если не убирать, вся комната будет заставлена такими "подносами", но она продолжает брать все новые и новые игрушки. Соблазново то выше крыше. Ей есть чем заняться.
Чтобы я играла за компанию, мне тоже нужен стимул. Например, педагогическая цель. Просто играть мне скучно :)
27.02.2004 15:15:17, Красно Солнышко
Вот и она с тобой "просто" играть не хочет :-) Око за око. Ребёнок маленький и выставляет себе цели по возрасту. По социальному возрасту. То, что она когнитивнo способна какие-нибудь дифуры решать, ещё только полдела. Важно найти ей реальное сообщество, где такие умения прямо сейчас востребованы для реальной цели... Поэтому мне так нравится модель подмастерья, и я дочке всеми силами ищу ситуации "подмастерья" - когда она может участвовать в каких-то НАСТОЯЩИХ делах с более продвинутыми другими. Кстати, Живые Журналы просто бесценны в этом отношении :-) Вот глянь - бродили там, картинки смотрели, захотелось повторить по образцу, и вот. Мы часа полтора этим занимались :-) 27.02.2004 15:30:37, Мария Д.
Под впечатлением от вас всех организовала комплексную игру - рисование и игра в больше меньше. взяли крокодила с открытой пастью. нарисовали, вырезали, принесли тарелки с кормом . первый раз прошло на ура - где больше понимается четко, открытая пасть крокодила ассоцириреутся со знаком больше-меньше. второй жтпа игры -Настя говорит: Теперь мой крокодил будет есть" и тащит своего нарисованного в то же время крокодила с ЗАКРЫТОй ПАСТЬЮ, но выделенной также как у меня, то есть обратным знаком. и усе занятие насмарку. 27.02.2004 12:58:51, Шин
Спасибо за историю, классно как.

Не насмарку! Паузу сделай на пару недель. Это у неё "метафора убежала" :-) Не в символе дело, а в понятии. Символы приложатся.
27.02.2004 14:22:03, Мария Д.


Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!