Зачем он нужен детям? Как потом используется умение выделять корень слова?
Я как-то не нашлась что ответить дочери на этот вопрос, т.к. почти любое правило, в котором что-то зависит от корня, всегда (?) имеет столько исключений, что как-то стыдно уже говорить, что это правило. Или нет?:)
Вчера долго и мучительно выделяли корень слов:
въехал, ездок, поезд, подъезд, объезд, ехать
съел, еда,
объём,
водоём,
объявление, заявка
Помогите? :)
Конференция "Ребенок от 7 до 10""Ребенок от 7 до 10"
Раздел: Школа
Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.
Кроме грамотного написания, чтобы догадываться о значениях слов.
Например, все эти аквы-, авиа-, цирк- и т.п.
что такое ледокол и т.п.
моей дочке интересно, что самовар, потому что сам варит, самолет - сам летает, вездеход - везде ездит и т.п. 15.12.2009 11:48:50, Шоша
Например, все эти аквы-, авиа-, цирк- и т.п.
что такое ледокол и т.п.
моей дочке интересно, что самовар, потому что сам варит, самолет - сам летает, вездеход - везде ездит и т.п. 15.12.2009 11:48:50, Шоша
Ну так из самого слова это понятно: самовар - сам варит, а вот знать корень оно или что, да еще когда всякие чередования появляются, беглые... жесть, короче...
15.12.2009 12:13:24, ЕК настоящая
не во всех корень столь очевиден:)
Именно потому что чередования и беглые и имеет смысл опознавать, кто корень, чтобы по ассоциации догадаться, как он пишется.
А еще есть масса пар, где значимые различия в корне типа макнуть и мокнуть, везу-веду
Полезно понимать откуда оно. 15.12.2009 12:25:29, Шоша
Именно потому что чередования и беглые и имеет смысл опознавать, кто корень, чтобы по ассоциации догадаться, как он пишется.
А еще есть масса пар, где значимые различия в корне типа макнуть и мокнуть, везу-веду
Полезно понимать откуда оно. 15.12.2009 12:25:29, Шоша
Вот! Я не понимаю. Совсем.
Хотя пишу без ошибок...
Как объяснять дочери? Не знаю. Буду искать книжку, которую советовали ниже.
С беглыми - вообще темный лес. Как узнать, что она беглая? Или чередующаяся? 15.12.2009 12:35:29, ЕК настоящая
Хотя пишу без ошибок...
Как объяснять дочери? Не знаю. Буду искать книжку, которую советовали ниже.
С беглыми - вообще темный лес. Как узнать, что она беглая? Или чередующаяся? 15.12.2009 12:35:29, ЕК настоящая
Посклонять, если гласная куда-то девается - значит беглая.
Кстати, беглая - это значит раньше там была какая-то гласная постоянная, которая потом изменилась в некоторых ситуациях в ноль звука.
Например Корень-корня - значит, была ерь, если была бы ять - она б сохранилась, она всегда ударная была, а значит не могла не звучать (т.е. и не произносится, что и привело к выпадению). А ерь - под ударением проянсяется, без - выпадает.
Еще есть очень хорошая книжка. но, наверное, на возраст постарше - "Почему языки такие разные" В.А. Плунгян 15.12.2009 20:49:41, Шоша
Кстати, беглая - это значит раньше там была какая-то гласная постоянная, которая потом изменилась в некоторых ситуациях в ноль звука.
Например Корень-корня - значит, была ерь, если была бы ять - она б сохранилась, она всегда ударная была, а значит не могла не звучать (т.е. и не произносится, что и привело к выпадению). А ерь - под ударением проянсяется, без - выпадает.
Еще есть очень хорошая книжка. но, наверное, на возраст постарше - "Почему языки такие разные" В.А. Плунгян 15.12.2009 20:49:41, Шоша
<значит, была ерь, если была бы ять - она б сохранилась, она всегда ударная была, а значит не могла не звучать (т.е. и не произносится, что и привело к выпадению). А ерь - под ударением проянсяется, без - выпадает.>
:))) Ну и как это можно все запомнить?:)
Спасибо, познавательно. Интересно и восхитительно - как искусство, без возможности применения на практике. (это я про себя) :) 15.12.2009 20:55:19, ЕК настоящая
:))) Ну и как это можно все запомнить?:)
Спасибо, познавательно. Интересно и восхитительно - как искусство, без возможности применения на практике. (это я про себя) :) 15.12.2009 20:55:19, ЕК настоящая
Ну так можно к любой науке относится. мне лично в жизни химия никак не пригодилась, но всегда нравилось знать, что с чем реагирует. А зачем знание, какой князь когда с кем воевал? и т.п.
если у человека врожденная грамотность,то не знаю, зачем ему знать правила и т.п., только из общего образования. 15.12.2009 21:46:12, Шоша
если у человека врожденная грамотность,то не знаю, зачем ему знать правила и т.п., только из общего образования. 15.12.2009 21:46:12, Шоша
въехал, ездок, поезд, подъезд, объезд, ехать - корень Е
съел, еда - тоже Е
объём - ЕМ
водоём двусложное два корня ВОД и ЕМ
объявление, заявка - корень ЯВ
15.12.2009 11:44:45, starka
съел, еда - тоже Е
объём - ЕМ
водоём двусложное два корня ВОД и ЕМ
объявление, заявка - корень ЯВ
15.12.2009 11:44:45, starka
я вообще не знаю зачем правила русского языка существуют.Лично мне они только мешают,поэтому я ни одного,кроме жи и ши не знаю.И это-то случайно осталось- в 1 классе перед носом висело,вместе с картинкой,как правильно сидеть за партой.
Поэтому на вопрос зачем могу сказатьь детьям только то,что такие требования в школе.Больше незачем.:-)
А вот зачем чичтать-знаю и расскажу.У моих ,как и у меня грамотность врожденная.Пишут правильно,как толььо начали писать.Поэтому правила русского языка их только портят.:-)
15.12.2009 11:19:10, =СветА™=
Поэтому на вопрос зачем могу сказатьь детьям только то,что такие требования в школе.Больше незачем.:-)
А вот зачем чичтать-знаю и расскажу.У моих ,как и у меня грамотность врожденная.Пишут правильно,как толььо начали писать.Поэтому правила русского языка их только портят.:-)
15.12.2009 11:19:10, =СветА™=
Аналогично и у нас.
И мы с мужем пасуем, когда речь идет о формализации написания. Правила я, в основном, еще помню, если напрягусь.:) Но когда и правил нет (как вот со всякими корнями), то начинается извращение. 15.12.2009 12:16:52, ЕК настоящая
И мы с мужем пасуем, когда речь идет о формализации написания. Правила я, в основном, еще помню, если напрягусь.:) Но когда и правил нет (как вот со всякими корнями), то начинается извращение. 15.12.2009 12:16:52, ЕК настоящая
Ну не все ж такие умные. Мне например, правила всю жизнь помогают, пытаюсь и детей научить.
15.12.2009 11:37:32, hanhi
а это не ум, а особенности.У меня едистнвенная тройка в жизни-на экзамене по русскому языку в 8 классе.И ЕГ по русскому я бы не написала.:-) При том,что я была главным редактором общешкольной газеты и сейчас писаниной на жизнь зарабатываю.
Если у меня есть сомнения в слове, я его просто пишу и смотрю и вижу.А правил я не знаю
И я не говорю,что правила никому не нужны.Я знаю тех,котому нужны. Просто ЕК спросила что дочке объяснить, так я вот так бы объяснила своей.Что это разновидность школьных требований.
Я вот таблицу умножения тоже толком не знаю.И это не ум, а наоборот. 15.12.2009 11:47:14, =СветА™=
Если у меня есть сомнения в слове, я его просто пишу и смотрю и вижу.А правил я не знаю
И я не говорю,что правила никому не нужны.Я знаю тех,котому нужны. Просто ЕК спросила что дочке объяснить, так я вот так бы объяснила своей.Что это разновидность школьных требований.
Я вот таблицу умножения тоже толком не знаю.И это не ум, а наоборот. 15.12.2009 11:47:14, =СветА™=
+1
Я очень долго писала нормально только на правилах, т.к. хронически невнимательна. Похоже, дисграфия была, да и сейчас признаки есть. 15.12.2009 11:44:10, Шоша
Я очень долго писала нормально только на правилах, т.к. хронически невнимательна. Похоже, дисграфия была, да и сейчас признаки есть. 15.12.2009 11:44:10, Шоша
Ниже любопытная Анна очень хорошо объяснила (кстати, без выделения корня "ясн" ребенку трудно понять, почему это слово пишется так, а не "обеснила", например!)
У вас просто примеры очень сложные, специально подобранные, вот вы и мучились, но такие редко встречаются...
Если еще актуально, вот как бы я выделила корни в ваших примерах:
въехал, ехать - не уверена, "ех" или "еха" что ли?
ездок, поезд, подъезд, объезд - корень "езд"
съел - корень "е"
еда - "ед"
объём - "ём"
водоём - два корня: "вод" и "ём"
объявление - "яв"
заявка - "яв" 15.12.2009 10:11:53, НатаХо
У вас просто примеры очень сложные, специально подобранные, вот вы и мучились, но такие редко встречаются...
Если еще актуально, вот как бы я выделила корни в ваших примерах:
въехал, ехать - не уверена, "ех" или "еха" что ли?
ездок, поезд, подъезд, объезд - корень "езд"
съел - корень "е"
еда - "ед"
объём - "ём"
водоём - два корня: "вод" и "ём"
объявление - "яв"
заявка - "яв" 15.12.2009 10:11:53, НатаХо
Вот если "съел" - корень "е", "л" - суффикс (да?), то в слове "съем" - как?
15.12.2009 10:35:43, ЕК настоящая
А тут сложно:)
Там е - и к корню и к окончанию буд. вр., 1л, мн. ч. (ср сделаЕМ, напишЕМ). Как это графически обозначить. кроме как пересекающимися дугами - не знаю. 15.12.2009 11:46:09, Шоша
Там е - и к корню и к окончанию буд. вр., 1л, мн. ч. (ср сделаЕМ, напишЕМ). Как это графически обозначить. кроме как пересекающимися дугами - не знаю. 15.12.2009 11:46:09, Шоша
в слове "съем" тогда приставка и корень, суффикса и окончания нет, кажется, так.
Кстати, про "ехать" - корень все-таки "ех", "а" - суффикс, "ть" - окончание. 15.12.2009 10:48:38, Odri_Bern
Кстати, про "ехать" - корень все-таки "ех", "а" - суффикс, "ть" - окончание. 15.12.2009 10:48:38, Odri_Bern
Точно знаю, что "л" - это суффикс, при помощи которого образуется прошедшее время глаголов. По аналогии предположу, что "м" - тоже суффикс, для образования 1 лица.
15.12.2009 11:28:59, НатаХо
нет - часть окончания. в русском есть спряжение, так что все, что про род\число - окончания:)
15.12.2009 11:46:51, Шоша
Про род и число согласна - но ведь здесь время и лицо, совсем другие категории?!
15.12.2009 13:48:47, НатаХо
ем - окончание.
В русском спряжении лицо и время тоже учитывается.
ем - окончание глагола первого спряжения, стоящего в форме 1л, мн.ч, буд вр. по роду во мн. ч. в русск. яз изменения нет.
В русском языке многие категории выражаются как бы скопом:) 15.12.2009 21:37:43, Шоша
В русском спряжении лицо и время тоже учитывается.
ем - окончание глагола первого спряжения, стоящего в форме 1л, мн.ч, буд вр. по роду во мн. ч. в русск. яз изменения нет.
В русском языке многие категории выражаются как бы скопом:) 15.12.2009 21:37:43, Шоша
корень нужен, тчобы понять откуда образовалось слово. У меня есть занятная книжка "тысячи вопосов умницам и умникам" (или что-то в этом роде), там есть примеры, которые наверняка заинтересуют вашу дочку, а учиться всегда легче, когда интересно. Но я доберусь только после 9 до нее.
15.12.2009 09:50:47, Кабриолетта
есть еще ынциклопедия у Аванты "Русский язык и языкознание", там тоже много интересного. Моя дочка прониклась лингвистическими задачами после прочтения нескольких разделов (читает очень выборочно).
15.12.2009 11:39:57, Кабриолетта
Если определяется корень - дальше понятно, где приставка. Те же "въехал, подъезд, объезд" - там ъ потому, что после приставки. Если бы был в корне - был бы ь. Еще есть правило на приставки без-бес, рас-раз и т.д. "Бесспорный" - два "с" потому что оно есть в приставке и в корне. Ведь корень "спор", а не пор, а приставки "бе" нету, только "бес".
Это я привела правила, для которых вроде бы нет исключений))
На безударные гласные конечно, есть исключения. Но правило про них все же полезное. Если написано "в лесу" - понятно, от слова лес. А если написать "в лису" - читающий подумает, что это про лису. Так что надо все-таки проверять безударные гласные в корне)), и вообще соображать, что от какого слова образовалось. 15.12.2009 09:45:29, любопытная Анна
Это я привела правила, для которых вроде бы нет исключений))
На безударные гласные конечно, есть исключения. Но правило про них все же полезное. Если написано "в лесу" - понятно, от слова лес. А если написать "в лису" - читающий подумает, что это про лису. Так что надо все-таки проверять безударные гласные в корне)), и вообще соображать, что от какого слова образовалось. 15.12.2009 09:45:29, любопытная Анна
А определять корень может она научится просто с опытом? Некоторые корни уже наизусть выучиваются - так часто встречаются в упражениях, некоторые совсем простые (тот же "лес").
15.12.2009 09:55:43, любопытная Анна
Со временем научится, но надо как-то уже сейчас ДЗ делать и в классе самост. работы.:)
В приведенных мной словах - какие корни? Как их объяснить?:) 15.12.2009 10:33:45, ЕК настоящая
В приведенных мной словах - какие корни? Как их объяснить?:) 15.12.2009 10:33:45, ЕК настоящая
Вопрос не прочитала)
въехал, ездок, поезд, подъезд, объезд, ехать - езд, ех - это наверно два разных корня с похожим значением
съел, еда - корни е, ед - исключение, никак не объяснять
объём, водоём - "ём" (еще вод), от слова ёмкость
объявление, заявка - "яв", от слова явно
Я закончила школу, считала себя хорошо знающей русский язык (предмет), но я не уверена, какой корень в словах съел, съем и почему) Им для самостоятельной работы дали
такое задание? Жесть. Пусть у учительницы спрашивают, дальше запомнить и не зацикливаться на исключениях. 15.12.2009 11:27:40, любопытная Анна
въехал, ездок, поезд, подъезд, объезд, ехать - езд, ех - это наверно два разных корня с похожим значением
съел, еда - корни е, ед - исключение, никак не объяснять
объём, водоём - "ём" (еще вод), от слова ёмкость
объявление, заявка - "яв", от слова явно
Я закончила школу, считала себя хорошо знающей русский язык (предмет), но я не уверена, какой корень в словах съел, съем и почему) Им для самостоятельной работы дали
такое задание? Жесть. Пусть у учительницы спрашивают, дальше запомнить и не зацикливаться на исключениях. 15.12.2009 11:27:40, любопытная Анна
Мне кажется, на уроке должны были рассказать, а домой дать если только для закрепления. Может, в учебнике где написано про съел, съем? Остальные еще как-то поддаются логике)
15.12.2009 12:23:12, любопытная Анна
это один корень. Исторически точно. Как в школе выделяют - не знаю. Но вообще - такое вот чередование. Просто развивались из одного корня, претерпели разные изменения.
15.12.2009 11:42:24, Шоша
Читайте также
7 причин не носить брекеты: когда они противопоказаны и почему
Кому нельзя носить брекеты?