Раздел: Школа

В блог Подписаться на Дзен!

Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.

Сложности с математикой – 3 класс

Дочь – отличница, в школу шла очень подготовленная, и весь первый, да и почти второй проехала на дошкольном багаже. Ходит в школу с удовольствием, учится довольно легко. В третьем начались проблемы, причем только в математике. Точнее, в школе этого не замечают, она справляется, по-прежнему отличница, единственная в классе(!), но меня тревожат какие-то моменты. Например. Изучали тему «во сколько раз >,<». Задачу в лоб «у Кати – 3 , у Саши – 24, во сколько раз больше?» решит сразу. Чуть переделаешь задачу «У Кати –2, у Саши-25, он 1 отдал Кате, во сколько раз стало больше», т.е. чуть подумать надо, уже ступор. При том что по отдельности все решает. Или. «От дома до школы 500 метров, Катя прошла 200, вспомнила, что забыла пенал, вернулась домой, потом опять пошла в школу, сколько всего она прошла». Что здесь трудного? При том, что считать, складывать и т.д. умеет слету. А если надо подумать на ход дальше – проблемы.
Занимаюсь с ней дома дополнительно, каждый раз сержусь, что не хочет (не может?) думать, занятия эти в тягость и мне и ей как наказание.
Не могу понять – это проблемы школы (не учат думать?), программы (слабая?), ребенка (не способен?), или мои (неправильно занимаюсь?) Или я многого хочу?
Вспоминаю свою учебу (правда, старшие классы), математический класс, предметник был сильнейший, задавал от урока к уроку по 20 задач, орал, как зверь, если не соображали. Все его гнева боялись, но самого обожали, до сих пор письма пишем (в Израиль уехал мужик). Кто не тянул, «отсеивался» сам в другие классы, зато кто остался… Из 25 человек 23 поступили сходу, и не в отстойники, а МГУ, МФТИ, МИФИ, Бауманка, РУДН. Сейчас нам по 30 лет, ВСЕ или в бизнесе, или в науке, с квартирами, машинами и т.д., да и здоровье никто не подорвал такой учебой. А говорят – дети в школе перегружены. ЧЕМ?
06.02.2004 13:09:20,

34 комментария

От кого: Настройки

Вы не авторизованы.

Если Вы отправите сообщение анонимно, то потеряете возможность редактировать и удалить это сообщение после отправки.

E-mail:
получать ответы на E-mail
показывать ссылки на изображения в виде картинок
Во чипы здравствуйте ц у у меня УЗИ у меня в есть в нет есть есть целый цз в здравстнйщ здравстнйщ здравствуй здравствуйте в в и ц в здравствуйте здравствуйте ц и ц здравствуйте здравствуйте здравствуйте г здравствуйте ц вуйте и цены на ц в цгй 14.02.2020 18:45:17, СМИ сообщили о гибели двух лет
Рингер в этом мире я не знаю что такое это гладкой музыка здравствуйте 14.02.2020 18:44:53, СМИ сообщили о гибели двух лет
Век здравствуйте здравствуйте г в этом 14.02.2020 18:44:00, Школа в2 класс учебник
Татьянчик
Хочу извиниться перед Sephia за то, что своим месседжем увела немного в сторону обсуждение на предложеннную тему.
Просто, все так взаимосвязано ( нач.школа -> определенная программа ->уровень преподавания -> одержимость учителя->
заинтересованность ученика - > результат ( оценка, желание узнавать сверх программы).
Математика - сложная и очень интересная наука, и поэтому есть о чем поговорить. Темы цепляются одна за другой :-))
" Не могу понять – это проблемы школы (не учат думать?), программы (слабая?), ребенка (не способен?), или мои (неправильно занимаюсь?) Или я многого хочу?"
Sephia не написала, по какой программе занимается дочь, но эта программа может одновременно быть достаточной для других более "слабых" одноклассников, и являться определенным тормозом для ее "продвинутой" девочки. А то, что некоторые учителя умение думать подменяют умением мыслить шаблонами и заучиванием, - это, к сожалению, имеет место быть:-(
Эту конфу читают ( некоторые пишут) очень интересные люди. Раз они это делают, значит ВСЕ определенно озадачены хорошим
воспитанием своих детей и желанием дать качественное образование. Иначе сюда бы не заглядывали .
Так давайте попробуем помочь своим детям и самим себе. Кто чем сможет.
Кто задачи интересные приведет, кто нестандартным решением проблемы поделится. Кто как может. Авось, и справимся с проблемами нашего образования.

11.02.2004 14:31:11, Татьянчик
Татьянчик
Тоже хотела на "математическую" тему написать, да все времени не хватает. Моя дочка учится во 2 классе. По математике твердая пятерка,
других оценок просто нет. Занимаются по Морро и по Узоровой ( 30000 задач для устого счета). Но мне кажется, что этого не достаточно.
Из 28 человек только три отличника. В 1 классе в начале года учительница предложила родителям дополнительно к основному курса проходить курс по Гейдману. Сразу нашлись мамы, которые были категорически против, мотивируя это большой загруженностью
детей по англ. языку ( спец. школа). На том и остановились. Я и еще две мамы самостоятельно купили учебник и занимались сами.
В начале 3 четверти дочке сказали, что в выходные она и ее одноклассник пойдут на окружную олимпиаду по математике.
Приходит она домой в пятницу ( накануне олимпиады) и рассказывает, что на уроке они делали работу, по результатам которой выберут детей на сдедующую олимпиаду. Говорит, что одну задачу не решил никто в классе. Вот ее условие:
На двух кустах сидело 15 птичек. Когда с 1-го на второй перелетело 2 птиц, а со второго улетело 3 птицы, на втором кусте стало на 4
птиц больше, чем на первом.
Сколько птиц было на каждом кусте вначале?
Сразу оговорюсь, что умножение и деление они еще не проходили. На летние каникулы после 1 класса им задавали начать
учить таблицу умножения.
Я удивилась этой задаче, т.к. на мой взгляд она не соответствовала программе, по которой они занимались.
Но дочке было интересна, как решается эта задача. Я рассказала ей как ее решить сначала одним способом ( 15-3=12, 12:2=6, 12 -4= 8,
8:2=4, 4+2=6, 15-6=9), а потом рассказала как можно обозначать неизвестное через Х. Решили эту задачу, а потом придумали
еще парочку подобных. Позанимались час. Дочка все поняла и ей понравилось.
На следующий день выходит она после олимпиады довольная и говорит, что одна задачка была подобной, и она ее сразу черех икс
решила.
Так вот у меня возник вопрос: разве можно таким образом выявить на олимпиаде выявить одаренных детей?
ИМХО, нет. Этот пример говорит о том, что определенные программы просто отстают. Не расскажи я дочке накануне о способе решения -
и она бы не смогла. Кстате, она тогда заняла 3 место.
Жалко, что не могу я до сих пор получить условия всех задач с олимпиады. Очень мне интересно на остальные посмотреть.
09.02.2004 13:21:17, Татьянчик
V mladshih klassah na mat. olimpiadah obychno pobezhdayut detishki, s kotorymi zanimalis' sverh programmy, tak kak bol'shinstvo olimpiadnyh zadach reshayutsya neskol'kimi sposobami, i obychno odin - netrivial'nyi i ne trebuyushii znanii za ramkami programmy, a ostal'nye "prohoodyat" v sleduyushem klasse. Potom postepenno nachinaetsya sdvig v storonu bolee sposobnyh, tak kak poyavlyayutsya zadachi, reshit' kotorye bystro i bez beskonechnyh vychislenii mozhno tol'ko netrivial'no.
Kstati, privedennuyu zadachu legko pervoklashka i dazhe bolee mladshii rebyonok mozhet reshit' tak:
1)15-3=12
2) Pereborom podbirayutsya nuzhnye chisla (8 i 4)
3) 4+2=6
4) 8-2+3=9
I skoree vsego imenno etogo i ozhidali ot detei.
11.02.2004 02:48:03, irina.
Татьянчик
Вот вам, пожалуйста, две противоположные точки зрения по одному вопросу:
- Надя Н: ".. математическая одаренность не дана с рождения, а возникает из-за того, что кто-нибудь чем-нибудь с дитем занимается дополнительно, помимо стандартной программы."
- Пчела Майя: " ..одаренные дети - это дети, которые смогли бы решить эту задачу без предварительных объяснений."
Не согласна с Надей, т.к. считаю, что на генетическом уровне передаются определенные таланты. И что некоторым детям дается
огромным трудом, то некоторым - без малейших усилий. Но все это - до поры и времени. Однозначно, любые способности, если их
не развивать, можно загубить.
А ПчелеМайе хочу возразить, т.к. нет таких детей, которые в начальной школе без каких-либо разъяснений со стороны взрослых
начинают составлять и решать логарифмические уравнения.
И еще: учителя, обрабатывающие результаты матем. олимпиад, не знают, какая подготовка ученика предшествовала олимпиаде.
Если ученик занимается в мат. кружке или дома с родителями ( ну, интересно это ему!) , то он имеет фору перед другими,
может быть не менее способными сверстниками, у которых родители заняты работой и не имеют сводобного времени ( или желания) для
занятий с рабенком.
09.02.2004 18:13:06, Татьянчик
Поскольку сын окончил маткласс, да и интерес к математике проявил года в 3, то я этими вопросами интересовалась. Проводились психологические исследования (я читала несколько работ), которые показали две важные вещи: 1)мат. способности носят врожденный характер 2)мат. способности слабо коррелируют с общим уровнем интеллекта. Третий момент, важный для матобразования: для занятий (серьезных!) математикой требуется не только одаренность, но и сильная мотивация. Поэтому желательно начинать убучения в матклассах не рано (с 8, лучше с 9 класса). Все матшколы с 1 класса - просто попытка отобрать детей посильнее и родителей, выше среднего в детях заинтересованных, ну иногда и деньги что-то значат. Если ребенок (дошкольник или младший школьник) интересуется математикой, ему можно помочь. Продается немало книжек по занимательной математике и, что еще полезнее, по логике. Да и сами родители могут придумывать массу игр для развития логики и нестандартного мышления. Удачи! 11.02.2004 16:31:26, Lubov
Я видела детей, которые сами придумывали степенные и логарифмические системы, лет в пять-шесть. При этом у них, конечно, были совершенно нестандартные обозначения, и идея не так сильно проработанная, как в университетских учебниках - но идея была. Я видела других детей, которые сами не могли придумать даже название для своего рисунка, но при этом гениально ориентировались в ЧУЖИХ системах. Это два крайних вида одарённости, а бывает ещё много разных.

На олимпиады детей тренируют, это факт. При этом важно знать систему, по которой проводятся олимпиады. Обычно те же проводящие и устраивают какие-то там "кружки математики" - на которых к олимпиадам готовят. Всегда те, кто занимаются и с кем занимаются, имеют фору. Фактически, получается "классовое общество" - те, кто принадлежат к этим "олимпиадным кругам", ценят и устраивают занятия со своими детьми, потом дети поступают в те же ВУЗы и цикл замыкается.
10.02.2004 18:24:32, Мария Д.
да, есть природные задатки, но они быстро увянут, если их не развивать. На олимпиадах ищут детей именно с развитыми способностями - детей с которыми занимались развитием, необязательно это было решение похожих задач. А как можно найти детей с природными задатками, которые не развились??? 10.02.2004 14:42:30, НадяН.
IQ - тестами некоторые задатки можно отследить, говорят. 10.02.2004 20:14:23, Мария Д.
lise
а вы не подскажите где найти тесты именно для детей?

я знаю есть книги специальные и сборники тестов, может посоветуете "проверенный"...

11.02.2004 12:24:52, lise
Тест должен проводить специалист. При этом родителям надо знать, ЗАЧЕМ нужен тест. Одно дело, если надо пройти в какую-то программу по конкурсу, другое - оценить, какие педагогические методы лучше подойдут ребёнку. Если уже знаете цель, можно спросить у Эллы Прокофьевой в соседней конференции по психологии. 11.02.2004 19:11:41, Мария Д.
пчела Майя
Найти трудно. Именно потому что проверяется как правило не одаренность, а натасканность. Однако я видела и детей, которые приехали из далекой глубинки, где просто сами читали книжки, которые "случайно остались" от жильца, и оказывались ничуть не хуже натасканных. Но ведь собственно топик не об этом. Задачка для олимпиады по-моему вполне нормальная. И вам она тоже кажется нормальной, если я правильно поняла. И что заниматься с детьми надо и полезно, я тоже не спорю. 10.02.2004 17:43:53, пчела Майя
lise
ну совсем не согласна про "увянут", никуда математические способности не исчезают... может математиками не становятся ( математика требует помимо таланта еше и определенного "количества" знаний), но вот среди программистов полно "неучей" с такими способностями, какие не развить ни какими методиками и умными учебниками ... 10.02.2004 17:42:31, lise
пчела Майя
Конечно есть два варианта - дети одаренные от природы и дети, с которыми занимаются, за счет чего они учатся решать задачи. Причем в идеале - они учатся решать не конкретные задачи - что вот, мы такую решали, и теперь она знает, а вообще учатся думать и находить решение. А что касается логарифмов - естественно, не зная логарифмов, никак нельзя решать логарифмические уравнения. Но вам не кажется, что ваша задача от логарифмов еще очень далека? Нормальная олимпиадная задача для начальной школы. Конечно дети, которые раньше решали такую задачу, решат ее с большей вероятностью. Однако вполне бывают дети, которые на таком уровне сразу соображают, без предварительных объяснений. 09.02.2004 18:20:20, пчела Майя
да, есть дети, которые соображают без предварительных объяснений, но с этими детьми ведь тоже занимались. Необязательно решали похожие задачи, а просто занимались развитием. Моя дочь решила эту задачу не потому, что я ей перед этим объяснила похожую, а потому, что она занималась по программе Эльконина-Давыдова, умела рисовать схемы, работать с буквенными выражениями и нахдить общие принципы решения задач. Поэтому она нарисовала отрезок Х, рядом с ним отрезок Х+2, а под ними равный им отрезок 14, и сразу стало ясно как найти Х. Если б дочка не занималась, а просто использовала свою природную сообразительность, то она может быть смогла бы найти ответ путем простого перебора вариантов в случае таких маленьких чисел, а в случае больших чисел растерялась бы, наверное. 10.02.2004 14:38:20, НадяН.
моя дочка в 1м классе (6,5 лет), занимаемся дополнительно дома решаем разные нестандартные и олимпиадные задачки, дочке очень нравится. Вчера как раз решали "Эскимо и фруктовое мороженное вместе 14 копеек, эскимо на 2 коп дороже, сколько стоит каждое из них". Задачка из книжки для 1го класса, деление на двоечку декам понятно интуитивно без изучения специальной темы.
А математическая одаренность не дана с рождения, а возникает из-за того, что кто-нибудь чем-нибудь с дитем занимается дополнительно, помимо стандартной программы
09.02.2004 14:12:26, НадяН.
lise
уже давно научно доказано что математическая одаренность дана именно с рождения :-) 11.02.2004 16:39:29, lise
пчела Майя
Конечно, олимпиада может выявить одаренных детей. Это - дети, которые смогли бы решить эту задачу без предварительных объяснений. Какой смысл в олимпиаде, где задачи по программе? Это получается не олимпиада, а школьная контрольная. 09.02.2004 13:38:49, пчела Майя
Слишком много хотите. Не требуйте чтобы она сама догадалась. Объясните как надо делать, а она пусть повторит. Другую задачу, третью... Когда поймет как решать результат будет такой же как если бы она сама догадалась, а нервотрепки меньше и Вам и ей. Конечно погордиться не удастся, но это пустое. 08.02.2004 01:11:43, Алеша Попович
Здесь еще никто тетради Петерсон не советовал. там тоже много примеров графической записи задач. И много нестандартных задач. 07.02.2004 00:53:25, Юксаре
Дубравка
Проблема ребенка, насколько я понимаю, в том что она привыкла мыслить шаблонами. Мне всегда помогало рисовать в голове задачку, в ролях представлять все. Как идет девочка, как она возвращается и т.д. Заниматься с ребенком надо. Только, наверное, не на школьных задачках. Искать для нее интересные по учебникам, пытаясь превратить каждое занятие в игру.
Учитель, про которого вы писали, не подходит третьекласснику. Это уже вариант натаскивания перед институтом, в не самой, кажется, удачной форме.
06.02.2004 17:06:34, Дубравка
Я помогаю думать ребёнку вот как: беру листок бумаги и говорю:" Я не умею думать только головой, мне надо ещё и руками", рисую схему, график и т.п. и "рассуждаю" медленно "как мне узнать..." спрашиваю какие формулы по этой теме (у нас в четвёртом классе уже формулы пути), т.е. учу рассуждать (ненавижу решения по шаблону) Всегда работает, и я довольна и сын радуется и удивляется как же я сам не додумался. Особенно нам нравится сравнивать несколько решений.
И ещё! Я перестала сердиться на ребёнка сразу после того, как мама мне напомнила, что я тоже не сразу "такая умная стала", я вот тоже хорошо помню свои успехи в старших классах, а мама, оказывается, эти мои успехи "высиживала" со мной всю началку...призабылось это однако
Успехов и терпения!
06.02.2004 16:54:27, Сладя
можно мое мнение, не психолога, хакончила физ-мат гимназию, по приглашению в любой институт страны выбрала МГУ физ-фак, закончила пишу дисер 28 лет, сын во втором классе. так вот и у меня была такая же проблема. просто в школе учать решать и соответственно думать шаблонами (т.е. каждая задача составляется по шаблому и т.д. и т.п. ) т.е. не дается воля фантазии. решили вопрос так. если задачку можно нарисовать - рисуем( например прошла 200 метров, авернулась и прямо путь, можно стрелочками, можно цветными карандашами) чтобы было очень наглядно, потом все это будет в уме представлятся автоматически, но мозги надо этому научить. если рисовать не получится, например с числами отдали столько-то во сколько раз больше, то решение проговаривать не цыфрами (8+1=9 а 9/3=3 в 3 раза) а образами. т.е. надо отнятые яблоки сложить с ...., а потом сравнить новое колличество, и определить на сколько яблок.... больше стало ну т.д., иначе ребенок хватается за цыфры и сразу пытается делить умножать складывать (т.е. опять шаблон) надо научиться почувствовать задачу, у кого то это врожденное и они не понимают что тут не понятного, некоторые не смогут понять и при объяснении, а многих достаточно научить понимать. сразу скажу что на это надо очень много терпения и фантации и поддержки о одобрении ребенка. извините что длинно. 06.02.2004 16:31:25, стеснительная
Отличный совет!!! 06.02.2004 17:09:45, Мария Д.
С точки зрения теории (математической педагогики), эти задачи, Вами приведённые, отличаются в ОГРОМНОЙ степени :-)) Для их решения требуются разные психологические умения, развитие которых иногда требует годы. Это не "чуть подумать надо", вот смотрите:

В задаче #2 есть и мультипликативное (умножение-деление) и аддитивное (сложение-вычитание), то есть нужно скоординировать эти две операции. Пиаже считал, что лет до двенадцати (!!!) это сложно детям делать, и МНОГИЕ взрослые так и не учатся этому. С возрастами я с ним не согласна, но что дело это сложное - абсолютно. То есть у ребёнка должен быть на месте механизм, организующий эти самые аддитивные и мультипликативные действия в систему, и позвояющий там ориентироваться. Кроме того, в задаче несколько действий, а если Вы распишите алгоритм решения, там будет много шагов, больше того числа, которое способна удержать "мгновенная" память ребёнка:
-прибавить Кате один
-отнять у Саши один (нетривиальный шаг для бОльшего числа взрослых! заметьте)
-сравнить получившиеся числа, найти, какое больше
-разделить бОльшее на меньшее

Чем с ребёнком можно заниматься на эту тему? Найдите книгу Пойя (Polya) "Как решать задачу?" (классика), поможет. В данном случае: интервьюировать ребёнка о том, с чего НАЧАТЬ, то есть подбадривать искать решения. Об'яснять, что шагов будет МНОГО и их придётся записывать (из-за тех границ памяти, об'яснить - первая же задача УСТНАЯ). Пробовать даже неправильные предложенные шаги, радостно обсуждая их с ребёнком: почему получается или НЕ получается что одинаково ценно, так как учит ребёнка самостоятельной работе (ошибаться и разбирать свои ошибки).

Задача про "Катя вернулась" тоже на подобную многошаговость, и проблемы с ней так же решаются. Кроме того, помогите ребёнку научится рисовать диаграммы, схемы, символы того, что происходит в задаче, использовать клеточки для отсчёта и т.п. Это описано у Пойи хорошо.

Это не проблемы школы и не проблемы Вас или ребёнка, это такой процесс развития :-)
06.02.2004 14:48:00, Мария Д.
lise
ета книга? 06.02.2004 16:29:29, lise
Она :-) И рекомендуемые там про problem solving можно глянуть, это целая отрасль в педагогике. 06.02.2004 17:08:52, Мария Д.
lise
спасибо большое, у нас проблем вроде пока нет :-) но я думаю книжка такая не помешает.

А можно у вас спросить, мы для дополнительных занятий покупаем книги вот из етой серии, вы с ними никогда не сталкивались? как они?
06.02.2004 17:39:02, lise
Я не видела этих. Что я ищу в книгах по арифметике в общем - это наличие многих разных моделей одного действия. Например, чтоб умножение было показано и через "кучки", и через диаграммы деревьев (по три разветвления на каждом уровне, сколько на четвёртом уровне?), и через колонки-ряды (торт разрезали на три по вертикали и на пять по горизонтали), и через координатную прямую, и через масштаб и так далее. Обычно книги, в которых такое присутствуют, подают и остальной материал на приличном уровне. 06.02.2004 17:45:48, Мария Д.
Красно Солнышко
Мне ваш подход нравится, кроме одного:
"Занимаюсь с ней дома дополнительно, каждый раз сержусь, что не хочет (не может?) думать, занятия эти в тягость и мне и ей как наказание."

Да, хорошо бы, чтобы на математике ребенок учился думать.
Да, обычная школа с этим как правило не справляется.
Однако, стоит ли своими руками губить интерес ребенка ради пары решенных более условно (одно действие, два действия - какая принципиальная разница!) продвинутых задач?

Найдите задачи интереснее. Чтобы их ЗАХОТЕЛОСЬ решать ребенку. Тут или в девичьей недавно приводили примеры и даже ссылки давали. Не настаивайте, если ребенок не заинтересовался. Просто проводите разведку время от времени, подбирая разные варианты задачек-загадок. Если удастся все-таки подцепить на чем-нибудь, эффект будет гораздо лучше и быстрее.

06.02.2004 14:11:19, Красно Солнышко
Если это не мат. школа, тогда в чем проблема? Похоже у вас все так чудесно (дочь-отличница, единствнная - да об этом только мечтать можно!), что вы сами себе проблемы выдумываете.
Ведь 5 -то дочь по-прежнему получает, и задачки эти решает, но не так быстро как вам бы хотелось...
06.02.2004 13:37:08, hanhi
Татьянчик
Не согласна с Вами. Поставленная пятерка еще не является залогом знанай. Если мама чувствует, что у дочки математический склад
ума, то она может оценить, насколько легко дается ребенку школьная программа, и если это Морро, то, чтобы у девочки не пропал
интерес к математике и чтобы ее мозги тренировались, надо самой предлагать ребенку задачи более высокого уровня.
Ведь, если школа простая и класс по успеваемости средний, то не стоит( по-моему) особо радоваться отличным оценкам. Все относительно.
Перейдет девочка в математическую школу и начнет тройки получать :-(
Хорошая мама, раз обращает внимание на такие моменты.
09.02.2004 12:26:44, Татьянчик


Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!