В школе у Ани по математике программа Моро. Много арифметики, много требований со стороны учителя к оформительству. Три клеточки туда, две сюда. В условии слова сокращаем, в ответе нет, скобки и знак вопроса зеленым цветом, что-то черным и т.д.
Пытаюсь с ней заниматься дома, но без какой-либо системы и программы.
И пришла я к выводу, что ребенок элементарно не умеет рассуждать логически. Что она пытается все запихнуть в известные ей уже алгоритмы, не умеет четко поставить перед собой задачу, теряется, если задача требует каких-то рассуждений.
Вот задачка, которая оказалась очень показательной для Ани.
На трех сундуках написано Смерть, Золото, и Пустота. Известно, что сандукха лежит не то, что написано. Как должен действовать солдат, чтобы найти Золото?
Аня. В сундуке Смерть лежит Золото!!!
И никаких попыток рассуждать. После моих наводок и подсказок, наконец понимает, что возможны два варианта. Но сама вряд ли смогла бы правильно все расписать.
А ваши дети умеют рассуждать? Как научить? По каким книжкам заниматься? Может быть информатика Петерсона или математика Петерсона? Там кажется с логикой все в порядке. Но с другой стороны, ребенок очень быстро понимает общие принципы определенной программы, но стоит лишь шагнуть в сторону, как сразу он теряется и уже не в силах рассуждать.
Конференция "Ребенок от 7 до 10""Ребенок от 7 до 10"
Раздел: Образование, развитие
Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.
Мне кажется что та школьная программа, по которой мой ребенок учится убивает желание мыслить вообще. Уже пару раз в этом году в терадке ребенка видела двойки и надпись "Решать задачи нужно так как этому учу я" (справедливости ради хочу заметить что это только в тетрадках, четвертные-годовые оценки у нас всегда пятерки). Умение мыслить нестандартно тщательно искореняется, поощряется умение выполнить действия по шаблону. Главное --отступить две клеточки вниз и три вправо.
Умение мыслить логически помимо решения задач могут подстегнуть шахматы, пасьянсы. Кстати и компьютерные игры-обучалки развивающие логику бывают. 27.01.2004 09:35:18, Татьяна П.
Умение мыслить логически помимо решения задач могут подстегнуть шахматы, пасьянсы. Кстати и компьютерные игры-обучалки развивающие логику бывают. 27.01.2004 09:35:18, Татьяна П.
Мне нравится книжка Дробышев Ю.А. Олимпиады по математике 1-4 классы. Петерсон не люблю.
26.01.2004 16:53:14, Алль
Быстро напишу про первый, про последний позже. Книжка ИД "Первое сентября",тоненькая, 92 стр.предназначена детям, увлеченным математикой , их родителям и учителям ; у них вообще много хорошей л-ры. Из предисловия вот немного. "Среди заданий пособия:комбинаторные задачи; логические, сюжетные задачи;задачи на разрядный состав числа;на деление нацело и с остатком; на поиск закономерностей (нахождение последовательностей или преобразований); на принцип Дирихле и т. п... Подобраны так, чтобы чтобы охватить основные разделы школьного курса начальных классов по математике" Автор из Калуги, кафедра геометрии и методики обучения математике. Задачки интересные, сформулированы занимательно (дележ венков между греками и музой, поиск шапок, профессий, места жительства) Ну вот помню "У кенгуру насморк. Он пользуется платками размером 25*25 см. За восемь дней К. израсходовал 3 кв. метра ткани. Сколько платков в день тратил кенгуру?" В конце даны все три варианты решения данной задачи, т.е. теоретически ребенок и сам может заниматься по книжке и знакомится с отличными от своего способами решения.
26.01.2004 21:41:27, Алль
Заниматься на моделях. Взять три коробочки, написать на крышках "смерть, золото, пустота", внутрь положить перепутанные бумажки. ПОДДЕРЖАТЬ дочкину гипотезу, хорошо, давай так попробуем. Ой, не получилось. Что дальше делать? Так же мы играли в переправы (про волка, козу и капусту) - с игрушечными моделями. Можно почитать про кружки:
26.01.2004 16:33:41, Мария Д.
Поддерживаю. Недавно пытались теоретически решать задачу с "мудрецами в колпаках", трудно, а как надели кепки с метками, сразу все просто и понятно оказалось.
27.01.2004 08:26:01, Ольга Оводова
Сходила по ссылке. Очень интересно. У меня явно не хватает идей, чтобы с детьми своими также вот заниматься. По-хорошему завидую.
26.01.2004 17:38:49, Дубравка
Это моя профессия, я долго училась. Чужие идеи берите :-) Вот вам еще ссылочка на мои, если что. Спрашивайте, помогу всегда. Вот, например, типичная "ловушка" - ребенку не дают достаточно времени на логические задачки. Вопрос присутствующим - ребенок шести-семи лет сколько будет решать с модельками задачку вроде переправы волка, козы, и капусты через реку?
26.01.2004 19:00:04, Мария Д.
книжки с моей полки 8-): Сухин 800 новых логи. и мат-ких головоломок, задачи можно посмотреть на его сайте http://suhin.narod.ru. Вчера ребенка не могла оторвать, но тормозил сначала на варежках-лыжах. 8-) У меня она больше по лог. цепочкам, матрицам-рядам, лабиринтам, последовательностям, чем по "рассуждалкам". Лев Машин, Елена Мадышева "Развивающие игры и загадочные истории", могу поискать, где-то были примеры заданий. Левитас "Нестандартные задачи", решали с дочкой год назад, очень нравились, там логические задачи, могу написать примеры. Прислали мне по ТРИЗу для дошкольников, но не смотрели. Богат, творческий практикум для дошкольников. Там тоже "рассуждалки".
За Истомину спасибо, поищу. Задавала дочке про сокровища, рассуждает. 8-) 26.01.2004 14:15:41, Nata
За Истомину спасибо, поищу. Задавала дочке про сокровища, рассуждает. 8-) 26.01.2004 14:15:41, Nata
Мне помнится, что умение мало-мальски связно рассуждать появилось у меня гораздо позже и до-о-олгое время оставалось редко используемым, поскольку этот метод бесил меня безмерно своей медлительностью. А еще решать задачки перебором вариантов казалось... нечестным. Даже если это были задачки на перебор. :)
Поэтому я и от своей дочери ничего подобного не требую - ну не родится от свиньи бобренок. 26.01.2004 14:13:24, JaneZ
Поэтому я и от своей дочери ничего подобного не требую - ну не родится от свиньи бобренок. 26.01.2004 14:13:24, JaneZ
Терпения у нее не хватает. У моей - тоже. Как развивать и стОит ли - не знаю. Ну не прикалывает ее сидеть копаться час над задачкой, чтобы получить правильный ответ :((
26.01.2004 12:37:33, Xenny
Уверена, что развивать надо. Логика вещь не только в математике полезная. Анька не умеет концентрироваться и собираться. Если нервозная обстановка в классе или шумно, она вполне может наделать в работе столько ошибок и глупостей, что за голову просто хватаешься - твой ли ребенок этот бред писал. Вот последняя работа по математике.
Нарисован угол. Задание, напишите как называется это геометрическая фигура. Аня пишет - острый. Понятное дело, что учитель перечеркивает ее ответ за задачу ставит 0 баллов. Т.е. Анино косноязычие и неумение выделять главное оно и здесь вылезает.
Еще одно задание из той же работы. Нарисованы многоугольники, надо дать их обощающее название. Аня пишет - замкнутые.
Где ты, - спрашиваю, Аня видела незамкнутые многоугольники? И про что ты писала.
- Про многоугольник, - отвечает Аня.- Только я забыла, как они называются. 26.01.2004 12:53:30, Дубравка
Нарисован угол. Задание, напишите как называется это геометрическая фигура. Аня пишет - острый. Понятное дело, что учитель перечеркивает ее ответ за задачу ставит 0 баллов. Т.е. Анино косноязычие и неумение выделять главное оно и здесь вылезает.
Еще одно задание из той же работы. Нарисованы многоугольники, надо дать их обощающее название. Аня пишет - замкнутые.
Где ты, - спрашиваю, Аня видела незамкнутые многоугольники? И про что ты писала.
- Про многоугольник, - отвечает Аня.- Только я забыла, как они называются. 26.01.2004 12:53:30, Дубравка
а по русскому языку у нее то же? не путает приставки-корни-суффиксы? у моей только по математике такое бывает (на той неделе еще и умножение начали), а по русскому все ОК.
26.01.2004 13:00:40, Xenny
По русскому совсем другой учитель, другая атмосфера на уроках. Там вроде бы в оценках все классно. в табеле 5, но проблемы тоже конечно есть, как же без них.
26.01.2004 13:25:17, Дубравка
Трудная задача. Мы ходили в сад Монтессори, там как раз все время упор был на логику и самостоятельность мышления. А вот такая мысль: нельзя ли использовать все эти многочисленные компьютерные игры - не бродилки-стрелялки, а диски типа Lego Explore, Мумми-Тролли и т.д.. там много разных игр-заданий на "подумать", найти аналогии, решить головоломку и т.д. Но вообще что-то я свою ущербность почувствовала :) - у нас математика Истоминой, рабочие тетради и дидактические карточки, никаких особых оформлений не требуют, в основном автоматизируют навыки счета. Поскорее захотелось вашу задачку своей красавице задать :)
26.01.2004 12:16:10, маро
Эта задачка, кстати взята мною, из книжки Истоминой 100 сказочных задач. И еще из той же книжки.
старик Х-быч и два мальчика должны переправиться через озеро. Есть плот, который выдерживает или одного старика, или двух мальчиков. Как же им переправиться?
26.01.2004 12:26:38, Дубравка
старик Х-быч и два мальчика должны переправиться через озеро. Есть плот, который выдерживает или одного старика, или двух мальчиков. Как же им переправиться?
26.01.2004 12:26:38, Дубравка
ну вот :( а мы с таким учебником не работаем :( у вас первый класс ?
а задачка эта в 5 шагов решается или есть покороче вариант ?:) 26.01.2004 12:47:21, маро
а задачка эта в 5 шагов решается или есть покороче вариант ?:) 26.01.2004 12:47:21, маро
Катя, расскажи, как решать :)
Сначала открываем сундук с надписью Смерть - да? Если видим золото, задача решена, если нет - там пустота. Остаются два сундука. В сундуке с надписью Золото золота быть не может, значит, там смерть. Открываем сундук с надписью Пустота. Золото там. Так? Почему 5 шагов? 26.01.2004 13:45:22, Eden
Сначала открываем сундук с надписью Смерть - да? Если видим золото, задача решена, если нет - там пустота. Остаются два сундука. В сундуке с надписью Золото золота быть не может, значит, там смерть. Открываем сундук с надписью Пустота. Золото там. Так? Почему 5 шагов? 26.01.2004 13:45:22, Eden
5 шагов - это я про старика Х. А в задаче, все конечно правильно у тебя.
26.01.2004 14:07:26, Дубравка
Семен Семеныч :)
О второй задачке. Здесь как-то давали ссылку, где были такие вот задачи в виде флэшек - волк, коза и капуста, миссионер и людоеды, семейка через пропасть по канату переходила... Никак не могу эту ссылку отыскать. Может, у кого-то сохранилась? Думаю, она была бы полезна. 26.01.2004 13:55:54, Eden
О второй задачке. Здесь как-то давали ссылку, где были такие вот задачи в виде флэшек - волк, коза и капуста, миссионер и людоеды, семейка через пропасть по канату переходила... Никак не могу эту ссылку отыскать. Может, у кого-то сохранилась? Думаю, она была бы полезна. 26.01.2004 13:55:54, Eden
Вот, нашла. Попробуй Ане показать? Если она не готова просчитывать следующий шаг, возможно, ей будет легче понять решение на модели.
http://www.plastelina.net/games/game1.html - Волк, коза и капуста. Когда решишь, попадаешь на след. логическую игру (всего три).
http://www.plastelina.net/games/logicmatchesFeb2.html - задачки по типу "убери N спичек", но они сложные :) 26.01.2004 23:48:08, Eden
http://www.plastelina.net/games/game1.html - Волк, коза и капуста. Когда решишь, попадаешь на след. логическую игру (всего три).
http://www.plastelina.net/games/logicmatchesFeb2.html - задачки по типу "убери N спичек", но они сложные :) 26.01.2004 23:48:08, Eden
У нас уже второй. Но это большой роли не играет. Книжка эта наверное помимо программы как-то идет. К учебнику Моро есть тоже вполне неплохие дополнительные учебник сверх программы. Называются Для тех, кто любит математику.
26.01.2004 13:01:38, Дубравка
А вы зайдите в книжный, просто - там много литературы на этот счет, выбирайте любую на интеллектуальное развитие, соответственно возрасту. Так я в свое время нашла очень хорошую книжку Барташниковых "Учись мыслить". Заниматься по ней можно доолго, примерно с 7 до 10 лет. Кроме того, стараюсь проговаривать житейские ситуации - как ты думаешь, почему тот или иной человек, ученик поступил так-то, а не иначе, почему в данном случае лучше сделать так-то и т.д.
26.01.2004 12:10:55, Анаис
А примерно какие задачки в той книжке? Можете пример привести?
Про проговаривание мне тоже такая идея в голову приходила, только как-то не получается. Аня не склонна к такому анализу, хотя многие вещи она достаточно быстро просекает, но в словесную форму ей мучительно сложно мысли перевести. 26.01.2004 12:30:19, Дубравка
Про проговаривание мне тоже такая идея в голову приходила, только как-то не получается. Аня не склонна к такому анализу, хотя многие вещи она достаточно быстро просекает, но в словесную форму ей мучительно сложно мысли перевести. 26.01.2004 12:30:19, Дубравка
Читайте также