Сын сегодня принес проверочную по русскому, было 10 заданий. Одно из них - подобрать слова с приставками. Ребенок подчеркнул слова - зашуметь, забег, заехать, а запад и забава оставил.
Учитель подчернул запад и выделил в нем приставку за. Незачет.
Может, я чего не догоняю? разве в слове "запад" есть приставка?
думала, учитель ненароком ошиблась..
Заглянула в рабочую тетрадь, и там такой же разбор слова..
Конференция "Ребенок от 7 до 10""Ребенок от 7 до 10"
Раздел: Школа
Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.
А кто придумывал примеры к проверочной работе? У нас сейчас подобная ерунда творится. Причем на мой вопрос а не купить ли всем словари, сказали что не надо. Просто надо в началке очень осторожно подбирать слова для разбора, а после того как наша учительница заболела и нам дали учителя старших классов постоянно такая муть. А мой ребенок имеет привычку копать вглубь, так что читает сейчас учебники для 5 ого и дальше классов. Я не очень рада, будет каша в голове. Для себя я решила, что правильны оба варианта, надо только уметь обосновать оба. Третьекласснику это сделать невозможно, очень знаний мало. Да и глобальное ЕГЭ не предусматривает умение обосновывать:).
14.02.2009 07:43:36, Иллика
Заглянула в словарь Тихонова - корень ЗАПАД, а никак не "пад"! Ниже правильно сказано, что разбирается по составу слово в СОВРЕМЕННОМ русском языке, без оглядки на его этимологию. Наша училка тоже иногда этим грешит... А с другой стороны, задуматься над историческим корнем тоже интересно.
13.02.2009 16:20:15, НатаХо
Нет там приставки. Когда-то она была, но она срослась с корнем. Детям то в школе современный русский язык преподают?
13.02.2009 14:13:54, Люблюкошек
А как же. В слове "запад" за - приставка. Слово однокоренное к нему, например "падать". Солнце падает за горизонт, то есть "западает", и та сторона, где это происходит, называется ЗАпад.
13.02.2009 10:26:35, Kirushka©
имхо, по этой логике надо и в забаве приставку выделить, потому что, с одной стороны, есть слова типа при-бав-ить/у-бав-ить, а с другой - за-ниматься, где -ним- тоже связанный корень... вопрос, насколько мы лезем в историю, но если лезем - то надо лезть тогда во всем? я бы, конечно, к учителю подошла... но мне-то это по профилю :)
12.02.2009 17:57:53, Dash
А причем тут "при-бавить" и "забав-лять"? У них корни разные, только слог один совпадает.
13.02.2009 10:29:17, Kirushka©
исторически однокоренные. Можете у Черных посмотреть "забава", например. Вы ведь, наверное, сейчас слова занятие и отнимать тоже вряд ли однокоренными ощущаете. на современном уровне у "запада" тоже странно приставку выделять, исходя из современного лексического значения, т.к. с падать он никак не связан уже семантически, а солнце, извините, за горизонт не падает, а садится... отличие только в том, что корень -бав- не существует отдельно, а только в связанном виде. в общем, я это к тому, что деление слова по составу - вопрос иногда спорный. И если в западе надо выделить приставку, то логично ее и в забаве выделить тоже. Но на уровне 2-3 класса это как-то неочевидно имхо. Короче, по-моему, ребенок тут более логичен был в ответе, чем учитель.
13.02.2009 13:18:50, Dash
Вот про запад я подробно объяснила почему там за - приставкой можно обозначить, а про прибавить и забава Вы ничего, кроме "исторически" не пояснили. Мне не влом посмотреть названную Вами автора, но хотелось бы увидеть пояснения здесь. А то как-то некорректно получается. Возможно Вы правы, но доказательств этому пока нет :)
13.02.2009 14:21:09, Kirushka©
я объяснила, возможно, слишко кратко. Еще раз: слова прибавлять, убавлять, забавлять - ОДНОКОРЕННЫЕ. Это не СЛОГ у них одинаковый, а КОРЕНЬ, -бав-. Так же, как однокоренные - в вашем объяснении - падать и запад. Я по Фасмеру перепроверила, однокоренные ли на самом деле запад и падать - иногда слова действительно не однокоренные, а созвучные. И вот чтобы это проверить, нужно смотреть в словари. В данном случае - в этимологические. В словаре Черных есть слово забава, которого нет в Фасмере.
Значение корня -бав- в современном русском языке отдельно сформулировать сложно, так как он не существует в словах отдельно от какой-либо приставки.
В отличие от корня -пад-, который без приставки встречается . Слова занятия, занимать и принимать-отнимать я приводила в качестве примера другого связанного корня, -ним- (там сложное чередование, это один из вариантов этого корня). Этот корень тоже не существует "отдельно", что не мешает словам быть однокоренными. В то же время, если Вы сравните слова забава и занятие, то их объединяет схожее значение приставки, а различают смысл - разные значения корней. Так яснее?
Насчет исторически - это о том, что принято считать однокоренными те слова, значение корня в которых одинаково. И на современном этапе забав- это уже скорее отдельный корень, а не комбинация приставки и корня, как это было изначально. Но тогда, если мы исходим из такой точки зрения, запад-следует тоже считать отдельным корнем. 13.02.2009 20:52:01, Dash
Значение корня -бав- в современном русском языке отдельно сформулировать сложно, так как он не существует в словах отдельно от какой-либо приставки.
В отличие от корня -пад-, который без приставки встречается . Слова занятия, занимать и принимать-отнимать я приводила в качестве примера другого связанного корня, -ним- (там сложное чередование, это один из вариантов этого корня). Этот корень тоже не существует "отдельно", что не мешает словам быть однокоренными. В то же время, если Вы сравните слова забава и занятие, то их объединяет схожее значение приставки, а различают смысл - разные значения корней. Так яснее?
Насчет исторически - это о том, что принято считать однокоренными те слова, значение корня в которых одинаково. И на современном этапе забав- это уже скорее отдельный корень, а не комбинация приставки и корня, как это было изначально. Но тогда, если мы исходим из такой точки зрения, запад-следует тоже считать отдельным корнем. 13.02.2009 20:52:01, Dash
Вот задание из интелл. марафона (дословно):
Как известно, некоторые слова, в том числе и прилагательные, могут употребляться в прямом и переносном значениях. Найдите прилагательное, подходящее к каждой группе слов. Например: хлеб, климат, подушка - мягкий.
Деревня, тетеря, старушка (мой пишет - глухая);
спор, чай, привет (мой пишет - горячий);
дисциплина, дорога, воля (мой пишет - железная).
Задание наискось перечеркнуто красной ручкой и за него стоит 0 баллов.... Что тут скажешь? 12.02.2009 21:00:11, Nonna
Как известно, некоторые слова, в том числе и прилагательные, могут употребляться в прямом и переносном значениях. Найдите прилагательное, подходящее к каждой группе слов. Например: хлеб, климат, подушка - мягкий.
Деревня, тетеря, старушка (мой пишет - глухая);
спор, чай, привет (мой пишет - горячий);
дисциплина, дорога, воля (мой пишет - железная).
Задание наискось перечеркнуто красной ручкой и за него стоит 0 баллов.... Что тут скажешь? 12.02.2009 21:00:11, Nonna
По-моему, всё абсолютно правильно! Может, учительница сама не поняла задание? Интересно, ответы у них есть?
13.02.2009 13:48:23, НатаХо
Читайте также
Кулинарная география: готовим венгерский гуляш и чешскую рульку
Венгерский гуляш и чешская рулька - рецепты от Чадейки
Чем опасна ультраобработанная пища?
Как правильно выбирать продукты и что не так с ультраобработанной пищей?