Раздел: -- посиделки

В блог Подписаться на Дзен!

Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.

Murr(Misirlou)

Поговорим о "синдроме отличника"?

почти неделю мысленно возвращаюсь к этому случаю,захотелось обсудить с вами.
Моя дочь(почти 9 лет,3 класс),ходит на курсы английского. недавно на занятиях наблюдала следующую картину: пришла девочка на тестирование(тоже 9-летка),её провели в отдельный кабинет,дали задание(большой опросный лист,задания расположены по принципу повышения уровня сложности,первые вопросы на знание алфавита,далее-сложнее и сложнее). Мама девочки сидит в коридоре,при девочке преподаватель(занята своими делами). преподавателя позвали к телефону,мама девочки проскальзывает в комнату и начинает за девочку решать примеры.Преподаватель приходит,мама ретируется...
Проходит сколько-то времени,девочке предлагают сдать опросный лист-у девочки начинается истерика:" я не успела выполнить все задания!",слёзы градом. Мне стало её очень жаль,вот,думаю,бедная,надо же,как переживает...
препод её успокаивает:" ничего страшного,ты и не могла выполнить абсолютно всё,в конце идут очень сложные вопросы...мы хотим узнать твой уровень знаний-в какую группу ты пойдёшь."
Девочка,сквозь слёзы:" я... хочу в хорошую группу... я не хочу в плохую...".преподаватель в ступоре,мягко говоит ей :" у нас нет плохих групп,дети делятся на группы по знаниям."
девочка(продолжая рыдать)-"я не хочу в плохую группу... там плохие дети..."
Что она имела в виду? плохие дети = глупые?
сочувствие моё к этой девочке начало стремительно улетучиваться.
на мой взляд,налицо типичный "синдром отличника"-мамы отличников,не кидайтесь тапками!моя дочка тоже отличница.Пожалуй,мне тяжело сформулировать: нет ничего плохого в том,чтобы завышать планку знаний своему ребёнку,плохо,когда это превращается в самоцель(мы самые- самые) не только у родителей,но и у детей. Так?
18.09.2007 13:54:25,

31 комментарий

От кого: Настройки

Вы не авторизованы.

Если Вы отправите сообщение анонимно, то потеряете возможность редактировать и удалить это сообщение после отправки.

E-mail:
получать ответы на E-mail
показывать ссылки на изображения в виде картинок
Девочка может элементарно боятся родителей=маму, боится не оправдать ее надежд, хотя сама не имеет никаких особенных стремлений быть лучшей.
Синдром отличника это все же нечто другое.
19.09.2007 10:45:32, Яснотка
Murr(Misirlou)
пожалуйста,помогите сформулировать,сама над этим думаю... 19.09.2007 11:19:01, Murr(Misirlou)
ИМХО, бедная девочка, находящаяся в плену амбиций родителей. Ведь все категории сильные/слабые, хорошие/плохие, умные/глупые заложены в детскую голову именно ими, "со своей колокольни". Ровно на этом поприще ещё процентов 80 учителей начальной школы исправно трудятся:(((.
Пытаюсь научить своего ребёнка какой-то естественной для меня норме человеческих отношений и другим, альтернативным, меркам человеческих достоинств. Например, его ближайший друг - круглый троечник в школе, зато человечек очень тёплый и блестящий теннисист. Объясняю про зоны успешности и то, что ни один человек не может и не обязан быть лучшим во всём. Из серии: кто-то всегда будет умнее, кто-то красивее, кто-то креативнее... В ответ, деть упорно и пока успешно ищет СВОЮ "зону":))). По итогам такой воспитательной политики неплохой человечек получается. Ребята в любом коллективе его любят, да и он легко сходится с людьми. НО есть и обратная сторона медали: "правозащитник" растёт, из серии "эту песню не задушишь не убьёшь" на ниве "справедливости":))). Не боится конфронтации, но от учителей получает сполна:)))
18.09.2007 23:30:20, Alice
Дашук
Как бывшая отличница и мама отличника скажу, что у девочки не синдром отличника, а поражение центральной нервной системы! Жаль ребенка. Мамашу надо лечить.
Кстати мой сын в прошлом году проходил такое же тестирование, так что вспомнилось...
18.09.2007 21:10:00, Дашук
ABDDavidoff
болезненное какое-то состояние у ребенка в истории. Скорее всего - мама является источником чрезмерной тревожности.

совсем недавно мне рассказали о другом примере "отличника". В балетной школе у первоклашек есть ряды, в которых они стоят на занятиях. первый ряд - самый продвинутый. Второй -хуже и так далее.
Приятельница рассказывает как ее дочек передвинули из первого ряда (они много занимались до школы) во второй. Девчонки в ус не подули.

Туда же, во второй ряд передвинули и еще одну девочку. Девочка разрыдалась, убежала, некоторое время ее не было. Потом она вернулась с красным заплаканным лицом и стала в первый ряд. Учительница пыталась ее вывести оттуда, сначала уговаривала, потом тянула -без толку.

Так вот - через некоторое время, это девочка стояла в первом ряду абсолютно по праву.
И мама у нее по рассказам - пофигистка, просто у девочки такой характер.

Рассказывающая мне эту историю приятельница задумчтво поглядывала на своих нежный фей в явных раздумьях: "Ну почему мои не такие упорные?".

Если синдром "отличника" не вызван искуственно, я вляется частью мировоззрения ребенка и не ухудшен "социальными оценками" - "хорошая-плохая", это.. весьма достойным может быть...
18.09.2007 16:36:01, ABDDavidoff
КИМА
Такое впечатление,что Вы про нашу балетную школу рассказаваете:))За 5 лет,что дочь занивается там такие эпизоды видим постоянно.И как правило именно такие дети с завышенными амбициями многого добиваются,им больше внимания уделяют преподаватели.Амбиции подстёгивают их заниматся больше других,через немогу,результаты становятся лучше.А пофигистки,так и остаются в задних рядах.Хотя конечно мне очень жаль,когда дочь так расстраивается ...... 19.09.2007 10:29:37, КИМА
ABDDavidoff
юго-запад? оранжевая ветка? :) 20.09.2007 08:22:18, ABDDavidoff
КИМА
Нет:(Зеленоград.Но как похоже! 20.09.2007 14:04:40, КИМА
помню в первом классе 1 раз оставили после уроков что-то переделывать - у меня был шок и слезы. родители при этом никогда на пятерках не настаивали, но захваливали, конечно. к старшей школе ситуация исправилась - 2 тройки в аттестате и никаких переживаний по этому поводу. вообще синдром отличника во взрослой жизни большая помеха. 19.09.2007 09:17:24, mako
Точно. У меня всю жизнь нереализованный "синдром отличника". Т.е. всегда стремилась, но так и не смогла. При этом родители никогда за отметки не ругали. Но это их "ну что жты так..." на 4 - было самымым тяжелым наказанием. А еще мама, которая до сих пор возмущается моим благоговением перед отличниками( хотя именно она и была тем самым недостижимым идеалом для меня), как-то однажды заметила вскользь" четверочник - это серая личность" Она забыла, а я запомнила.
Вообще-то по-другому это называется "честолюбие" и иногда может привести к хорошим результатам, если к этому еще и голова есть и упорство.
19.09.2007 10:35:31, hanhi
+1, "Скорее всего - мама является источником чрезмерной тревожности."
18.09.2007 23:06:27, Lyuba
А меня не радует цель - первый ряд, а не красивый танец. И вообще ИМХО такая система рядов с малышами - неприемлема. 18.09.2007 22:04:19, ЮлияС
А если не про малышей, и не про ряд, а школа, институт. Мне, например, было неудобно, если меня спрашивают, а я чего-то не знаю. Сотрудник, с которым я проработала много лет, тоже говорил, что ему было проще выучить, чем краснеть. Это некоторый социальный конформизм, и дажене вопрос внешней оценки. Человека ставят в положение, когда он должен выполнять некоторую программу, а халтурить нехорошо.
Для меня было очень трудным внутренним решением во втором классе, что я НЕ БУДУ стараться на физкультуре, и не буду ПЕРЕЖИВАТЬ, что НЕ УМЕЮ, что раз и на всегда выношу эту область за границу своих интересов, потому, что сделать кувырок не могу, а жить как-то надо. В институте так же волевым усилием я решила, что времени на все предметы не хватает, надо чем-то жертвовать, поэтому я и не пишу конспектов по истории партиия и валяю "Ваньку" на семинарах по английскому (ибо 10 часов подготовки в неделю к семинару требовалось девочке после языковой школы, значит мне больше, а знать хочется все же биологию, химию, точные науки и для души, и для специальности, не за английским пришла на биофак), а мнение этих преподавателей выношу за скобку.

И совершенно другое, когда программа действий своя, что-то хочется сделать хорошо, красиво. Сшить платье. Переплыть речку. Вырастить цветок. Заснять красивый закат, облако, молнию. Написать статью. Как раз поэтому я сильно против школьной обязаловки.

И есть эффект соревнований. Победила НАША футбольная команда. Наша лаборатория сделала эту структуру (модель фукнционарования, очистку препарата) раньше всех в мире.
18.09.2007 23:41:39, Lyuba
Совершенно согласна. Сама с большим трудом училась халтурить там, где программа навязана.:) Но, ИМХО, в описанносм случае речь как раз об этом. Есть сильная необходимость доказывать себе, что я хорошая, но нет потребности сделать что-то ради дела. 20.09.2007 15:55:18, ЮлияС
ABDDavidoff
"положение, когда он должен выполнять некоторую программу, а халтурить нехорошо" и т.д. - есть такая мотивация "на правила". с одной стороны -это здорово и очень помогает социализироваться, а с другой стороны выполнение иногда бессмысленных действий и некоторая зашоренность, ограничивание.

К сожалению, такая мотивация явно и в доминанте проявилась у сына :(
Доходит до смешно, ПОЛТОРА ГОДА НАЗАД тренер вскользь сказал:" веревки на этой форме не завязывайте". Сменилась форма, ВСЕ завязывают, кроме моего. И жестко пресекает попытки уговорить, завязать.."правильно - не завязывать". Память у людей с такой мотивацией на правила - фантастическая, помнят детали.

Я бьюсь аки орел, расстаскиваю границы, агрументирую, увлекаю. подвижки микроскопические. Ни у кого в семье нет - и подиж-ты, проявилась у Демки.
Вряд ли я с ней абсолютно справлюсь (да и не стоит), но постараюсь с годами ослабить.
И "подпитывать" другие виды мотиваций.

"Внешняя оценка" у него практически нулевая, хотя они часто соседствуют с "по правилам", "конкурентная" - тоже по пока неявная. В общем, мотивация явно свернутого внутреннего локуса, а не внешнего.

Чаще всего у взрослого человека (данные детей не видела) 1-2 локомотивные мотивации и 3-5 поддерживающие в активе.

Сама я с годами справилась с доминирующей "внешней оценкой", а "по правилам" вообще никогда не играла, чем бесконечно озадачиваю сына :) (еще страдаю от мотивации "опекания", но через пару лет должна обуздать)

Вы, судя по всему, организовали и приструнили свое "по правилам". С годами и опытом, МЫ начинаем управлять своей мотивацией, а не она - нами :)))
19.09.2007 06:59:30, ABDDavidoff
"по правилам" - это школа, ВУЗ. А дальше свобода. Но в ВУЗах идиотизма меньше. Именно поэтому я активно против всевозможных школьных обязаловок, от раскрасок в полосочку и написания бесчисленых примеров 3+4 до оформления докладов с красивыми картинками (по 1-й класс включительно). 20.09.2007 08:35:46, Lyuba
ABDDavidoff
расскраски в полосочку я кстати так и не поняла. но активно не противодействую, пока не в напряг ему красить - пусть.
все жду когда этот самый "напряг" в 1 классе появится...
20.09.2007 10:19:37, ABDDavidoff
На самом деле что происходит? Школьнику предъявляется двойная мораль. С одной стороны, родители считают, что многочисленные дз - голубая муть, с другой - требуют выполнения уроков. Для маленького человека - это странная дилемма. Либо так и нужно говорить, что грамотность маму волнует, а пара за недописанное упражнение - нет. 21.09.2007 05:40:12, Lyuba
=СветА™=
на самом деле проблема первого ряда в балетной школе, это больше проблема амбициозных мам, чем девочек.
Я сама имела несчастье быть балетной мамой, такая клоака..еле ноги унесла.
18.09.2007 22:27:40, =СветА™=
ABDDavidoff
а почему мотивация девочки должна вас радовать? мы же о "синдроме отличника" говорим. у такого отличника цель - внешняя оценка, а не красота исполнения. это вид мотивации такой, не хороший-плохой, а именно разновидность.

знаю предостаточно успешных взрослых людей с таким видом мотивации. к сожалению, кроме каскадирования типа мотивации от экспертного взрослого ( и мама может повлиять, чтобы важен был "красивый танец"), у ребенка иногда складывается собственный тип мотивации, личный выбор :)

и тут хоть кол на голове теши, а подавай ему первую линию. почему нет?

я обычно при консультации для взрослых говорю: "у вас одна мотивация, у подчиненного - другая. уважайте и обеспечивайте его мотивацию - будет ценнейший сотрудник".
18.09.2007 22:23:45, ABDDavidoff
Murr(Misirlou)
так я в сомнениях-"является частью мировоззрения ребенка"-это и идёт ведь от родителей... в любом случае искусственно. 18.09.2007 16:47:47, Murr(Misirlou)
ABDDavidoff
в соседях у меня -оооочень упертая девочка, одногодка сына. знаю ее с рождения, дружим с мамой. не, не воспитание, она такая родилась.
вот впечатление родилась и уперлась :))

цели достигает как танк. привем позитивно, без скандалов. бровки сдвинет и вперед. сделает как ей представляется идеальным, поставит себе "5" :)
18.09.2007 17:36:11, ABDDavidoff
Kirushka©
Тут знаете ли "чей ребенок, тот его и мучает". Каждый по своему. Синдром отличника скорее у мамы, а уж потом у девочки, как следствие маминого воспитания, но может быть это не такой уж "ужас-ужас-ужас"... 18.09.2007 15:35:38, Kirushka©
Murr(Misirlou)
Да,скорее,синдром у мамы... но ведь ребёнок не всегда ,наверное,сможет соответствовать заданным мамой нормативам.что тогда-срыв? а если это случается лет в 17-18? при поступлении? 18.09.2007 16:49:47, Murr(Misirlou)
SnoopY
Когда такой синдром (причем развитый родителями) на учебе зациклен, это конечно ужасно... Но когда на дополнительных и вовсе не обязательных занятиях - тут уж даже слова подобрать сложно. Вместе с моей дочкой на танцы ходила девочка, которая так же тяжело переживала неудачи в занятиях. Причем ей самой было глубоко фиолетово на достижения, но ее мама потом просто истязала тренировками (заставляла по 10 минут на шпагате сидеть, била палкой по ногам). Вот где мрак то. Для чего ребенкину психику напрягать из-за каких то танцев??? Не понимаю, что для таких родителей важнее здоровье ребенка или собственные амбиции???
18.09.2007 14:59:37, SnoopY
Абсолютно с вами согласна. Бедный ребенок! То, что сотворила мамашка этой девочки, иначе как педагогическом варварством не назвать! 18.09.2007 14:24:07, Анела
ага..согласна...моя вот сегодня вышла из школы с каменным лицом - две 4 и ни одной пятерки...еле в чувство ее привела... 18.09.2007 14:20:22, Mandarinka
Murr(Misirlou)
когда и где это может закладываться,если не в семье(то есть,если родители не при чём?) в саду? на подготовке к школе? как усидеть на двух стульях-нам всем,конечно,безумно приятно,когда ребёнок приносит пятёрки,но как научить(внушить,объяснить),что "4"- не катастрофа,мир не рухнул и не рухнет,и её всё так же любят? 18.09.2007 16:54:33, Murr(Misirlou)
Nessie
У моей мамы, если я приносила 4 в началке, была трагедия и расстройство.. :-( 18.09.2007 22:43:00, Nessie
вот честно...специально не закладывала..она у меня с садика такая - очень любит похвалу...просто на крыльях летает если пятерка или уч-ца просто скажет - молодец! как раз и учу, что 4 не катастрофа...ну может еще и предыдущая учиетльница перехвалила...да еще соревнование с подружками у кого сколько пятерок...я если честно в школе не очень училась :) и прекрасно помню как мама выдирала листы и заставляла переписывать...к своей дочери отношусь совершенно по другому...ни разу за 3 года не переписали (а надо было бы) 18.09.2007 19:37:27, Mandarinka
Murr(Misirlou)
значит,"ноги растут" из садика... 18.09.2007 20:44:40, Murr(Misirlou)

Читайте также
Беременность в 45 лет: обоснованное решение
В нашей статье мы рассмотрим, какие возможности и вызовы открывает беременность после 40-45 лет, опираясь на последние исследования и медицинские рекомендации.
Почему важно вовремя диагностировать и лечить скрытые родовые травмы у детей
Проблемы со сном, аппетитом или поведением могут быть следствием травмы, которую малыш получил при рождении. В статье расскажем, как распознать такие нарушения и почему важно вовремя их корректировать.

Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!