почти неделю мысленно возвращаюсь к этому случаю,захотелось обсудить с вами.
Моя дочь(почти 9 лет,3 класс),ходит на курсы английского. недавно на занятиях наблюдала следующую картину: пришла девочка на тестирование(тоже 9-летка),её провели в отдельный кабинет,дали задание(большой опросный лист,задания расположены по принципу повышения уровня сложности,первые вопросы на знание алфавита,далее-сложнее и сложнее). Мама девочки сидит в коридоре,при девочке преподаватель(занята своими делами). преподавателя позвали к телефону,мама девочки проскальзывает в комнату и начинает за девочку решать примеры.Преподаватель приходит,мама ретируется...
Проходит сколько-то времени,девочке предлагают сдать опросный лист-у девочки начинается истерика:" я не успела выполнить все задания!",слёзы градом. Мне стало её очень жаль,вот,думаю,бедная,надо же,как переживает...
препод её успокаивает:" ничего страшного,ты и не могла выполнить абсолютно всё,в конце идут очень сложные вопросы...мы хотим узнать твой уровень знаний-в какую группу ты пойдёшь."
Девочка,сквозь слёзы:" я... хочу в хорошую группу... я не хочу в плохую...".преподаватель в ступоре,мягко говоит ей :" у нас нет плохих групп,дети делятся на группы по знаниям."
девочка(продолжая рыдать)-"я не хочу в плохую группу... там плохие дети..."
Что она имела в виду? плохие дети = глупые?
сочувствие моё к этой девочке начало стремительно улетучиваться.
на мой взляд,налицо типичный "синдром отличника"-мамы отличников,не кидайтесь тапками!моя дочка тоже отличница.Пожалуй,мне тяжело сформулировать: нет ничего плохого в том,чтобы завышать планку знаний своему ребёнку,плохо,когда это превращается в самоцель(мы самые- самые) не только у родителей,но и у детей. Так?
Конференция "Ребенок от 7 до 10""Ребенок от 7 до 10"
Раздел: -- посиделки
Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.
Девочка может элементарно боятся родителей=маму, боится не оправдать ее надежд, хотя сама не имеет никаких особенных стремлений быть лучшей.
Синдром отличника это все же нечто другое. 19.09.2007 10:45:32, Яснотка
Синдром отличника это все же нечто другое. 19.09.2007 10:45:32, Яснотка
ИМХО, бедная девочка, находящаяся в плену амбиций родителей. Ведь все категории сильные/слабые, хорошие/плохие, умные/глупые заложены в детскую голову именно ими, "со своей колокольни". Ровно на этом поприще ещё процентов 80 учителей начальной школы исправно трудятся:(((.
Пытаюсь научить своего ребёнка какой-то естественной для меня норме человеческих отношений и другим, альтернативным, меркам человеческих достоинств. Например, его ближайший друг - круглый троечник в школе, зато человечек очень тёплый и блестящий теннисист. Объясняю про зоны успешности и то, что ни один человек не может и не обязан быть лучшим во всём. Из серии: кто-то всегда будет умнее, кто-то красивее, кто-то креативнее... В ответ, деть упорно и пока успешно ищет СВОЮ "зону":))). По итогам такой воспитательной политики неплохой человечек получается. Ребята в любом коллективе его любят, да и он легко сходится с людьми. НО есть и обратная сторона медали: "правозащитник" растёт, из серии "эту песню не задушишь не убьёшь" на ниве "справедливости":))). Не боится конфронтации, но от учителей получает сполна:))) 18.09.2007 23:30:20, Alice
Пытаюсь научить своего ребёнка какой-то естественной для меня норме человеческих отношений и другим, альтернативным, меркам человеческих достоинств. Например, его ближайший друг - круглый троечник в школе, зато человечек очень тёплый и блестящий теннисист. Объясняю про зоны успешности и то, что ни один человек не может и не обязан быть лучшим во всём. Из серии: кто-то всегда будет умнее, кто-то красивее, кто-то креативнее... В ответ, деть упорно и пока успешно ищет СВОЮ "зону":))). По итогам такой воспитательной политики неплохой человечек получается. Ребята в любом коллективе его любят, да и он легко сходится с людьми. НО есть и обратная сторона медали: "правозащитник" растёт, из серии "эту песню не задушишь не убьёшь" на ниве "справедливости":))). Не боится конфронтации, но от учителей получает сполна:))) 18.09.2007 23:30:20, Alice

Кстати мой сын в прошлом году проходил такое же тестирование, так что вспомнилось...
18.09.2007 21:10:00, Дашук

совсем недавно мне рассказали о другом примере "отличника". В балетной школе у первоклашек есть ряды, в которых они стоят на занятиях. первый ряд - самый продвинутый. Второй -хуже и так далее.
Приятельница рассказывает как ее дочек передвинули из первого ряда (они много занимались до школы) во второй. Девчонки в ус не подули.
Туда же, во второй ряд передвинули и еще одну девочку. Девочка разрыдалась, убежала, некоторое время ее не было. Потом она вернулась с красным заплаканным лицом и стала в первый ряд. Учительница пыталась ее вывести оттуда, сначала уговаривала, потом тянула -без толку.
Так вот - через некоторое время, это девочка стояла в первом ряду абсолютно по праву.
И мама у нее по рассказам - пофигистка, просто у девочки такой характер.
Рассказывающая мне эту историю приятельница задумчтво поглядывала на своих нежный фей в явных раздумьях: "Ну почему мои не такие упорные?".
Если синдром "отличника" не вызван искуственно, я вляется частью мировоззрения ребенка и не ухудшен "социальными оценками" - "хорошая-плохая", это.. весьма достойным может быть... 18.09.2007 16:36:01, ABDDavidoff

помню в первом классе 1 раз оставили после уроков что-то переделывать - у меня был шок и слезы. родители при этом никогда на пятерках не настаивали, но захваливали, конечно. к старшей школе ситуация исправилась - 2 тройки в аттестате и никаких переживаний по этому поводу. вообще синдром отличника во взрослой жизни большая помеха.
19.09.2007 09:17:24, mako
Точно. У меня всю жизнь нереализованный "синдром отличника". Т.е. всегда стремилась, но так и не смогла. При этом родители никогда за отметки не ругали. Но это их "ну что жты так..." на 4 - было самымым тяжелым наказанием. А еще мама, которая до сих пор возмущается моим благоговением перед отличниками( хотя именно она и была тем самым недостижимым идеалом для меня), как-то однажды заметила вскользь" четверочник - это серая личность" Она забыла, а я запомнила.
Вообще-то по-другому это называется "честолюбие" и иногда может привести к хорошим результатам, если к этому еще и голова есть и упорство. 19.09.2007 10:35:31, hanhi
Вообще-то по-другому это называется "честолюбие" и иногда может привести к хорошим результатам, если к этому еще и голова есть и упорство. 19.09.2007 10:35:31, hanhi
А меня не радует цель - первый ряд, а не красивый танец. И вообще ИМХО такая система рядов с малышами - неприемлема.
18.09.2007 22:04:19, ЮлияС
А если не про малышей, и не про ряд, а школа, институт. Мне, например, было неудобно, если меня спрашивают, а я чего-то не знаю. Сотрудник, с которым я проработала много лет, тоже говорил, что ему было проще выучить, чем краснеть. Это некоторый социальный конформизм, и дажене вопрос внешней оценки. Человека ставят в положение, когда он должен выполнять некоторую программу, а халтурить нехорошо.
Для меня было очень трудным внутренним решением во втором классе, что я НЕ БУДУ стараться на физкультуре, и не буду ПЕРЕЖИВАТЬ, что НЕ УМЕЮ, что раз и на всегда выношу эту область за границу своих интересов, потому, что сделать кувырок не могу, а жить как-то надо. В институте так же волевым усилием я решила, что времени на все предметы не хватает, надо чем-то жертвовать, поэтому я и не пишу конспектов по истории партиия и валяю "Ваньку" на семинарах по английскому (ибо 10 часов подготовки в неделю к семинару требовалось девочке после языковой школы, значит мне больше, а знать хочется все же биологию, химию, точные науки и для души, и для специальности, не за английским пришла на биофак), а мнение этих преподавателей выношу за скобку.
И совершенно другое, когда программа действий своя, что-то хочется сделать хорошо, красиво. Сшить платье. Переплыть речку. Вырастить цветок. Заснять красивый закат, облако, молнию. Написать статью. Как раз поэтому я сильно против школьной обязаловки.
И есть эффект соревнований. Победила НАША футбольная команда. Наша лаборатория сделала эту структуру (модель фукнционарования, очистку препарата) раньше всех в мире. 18.09.2007 23:41:39, Lyuba
Для меня было очень трудным внутренним решением во втором классе, что я НЕ БУДУ стараться на физкультуре, и не буду ПЕРЕЖИВАТЬ, что НЕ УМЕЮ, что раз и на всегда выношу эту область за границу своих интересов, потому, что сделать кувырок не могу, а жить как-то надо. В институте так же волевым усилием я решила, что времени на все предметы не хватает, надо чем-то жертвовать, поэтому я и не пишу конспектов по истории партиия и валяю "Ваньку" на семинарах по английскому (ибо 10 часов подготовки в неделю к семинару требовалось девочке после языковой школы, значит мне больше, а знать хочется все же биологию, химию, точные науки и для души, и для специальности, не за английским пришла на биофак), а мнение этих преподавателей выношу за скобку.
И совершенно другое, когда программа действий своя, что-то хочется сделать хорошо, красиво. Сшить платье. Переплыть речку. Вырастить цветок. Заснять красивый закат, облако, молнию. Написать статью. Как раз поэтому я сильно против школьной обязаловки.
И есть эффект соревнований. Победила НАША футбольная команда. Наша лаборатория сделала эту структуру (модель фукнционарования, очистку препарата) раньше всех в мире. 18.09.2007 23:41:39, Lyuba
Совершенно согласна. Сама с большим трудом училась халтурить там, где программа навязана.:) Но, ИМХО, в описанносм случае речь как раз об этом. Есть сильная необходимость доказывать себе, что я хорошая, но нет потребности сделать что-то ради дела.
20.09.2007 15:55:18, ЮлияС

К сожалению, такая мотивация явно и в доминанте проявилась у сына :(
Доходит до смешно, ПОЛТОРА ГОДА НАЗАД тренер вскользь сказал:" веревки на этой форме не завязывайте". Сменилась форма, ВСЕ завязывают, кроме моего. И жестко пресекает попытки уговорить, завязать.."правильно - не завязывать". Память у людей с такой мотивацией на правила - фантастическая, помнят детали.
Я бьюсь аки орел, расстаскиваю границы, агрументирую, увлекаю. подвижки микроскопические. Ни у кого в семье нет - и подиж-ты, проявилась у Демки.
Вряд ли я с ней абсолютно справлюсь (да и не стоит), но постараюсь с годами ослабить.
И "подпитывать" другие виды мотиваций.
"Внешняя оценка" у него практически нулевая, хотя они часто соседствуют с "по правилам", "конкурентная" - тоже по пока неявная. В общем, мотивация явно свернутого внутреннего локуса, а не внешнего.
Чаще всего у взрослого человека (данные детей не видела) 1-2 локомотивные мотивации и 3-5 поддерживающие в активе.
Сама я с годами справилась с доминирующей "внешней оценкой", а "по правилам" вообще никогда не играла, чем бесконечно озадачиваю сына :) (еще страдаю от мотивации "опекания", но через пару лет должна обуздать)
Вы, судя по всему, организовали и приструнили свое "по правилам". С годами и опытом, МЫ начинаем управлять своей мотивацией, а не она - нами :))) 19.09.2007 06:59:30, ABDDavidoff
"по правилам" - это школа, ВУЗ. А дальше свобода. Но в ВУЗах идиотизма меньше. Именно поэтому я активно против всевозможных школьных обязаловок, от раскрасок в полосочку и написания бесчисленых примеров 3+4 до оформления докладов с красивыми картинками (по 1-й класс включительно).
20.09.2007 08:35:46, Lyuba

все жду когда этот самый "напряг" в 1 классе появится... 20.09.2007 10:19:37, ABDDavidoff
На самом деле что происходит? Школьнику предъявляется двойная мораль. С одной стороны, родители считают, что многочисленные дз - голубая муть, с другой - требуют выполнения уроков. Для маленького человека - это странная дилемма. Либо так и нужно говорить, что грамотность маму волнует, а пара за недописанное упражнение - нет.
21.09.2007 05:40:12, Lyuba

Я сама имела несчастье быть балетной мамой, такая клоака..еле ноги унесла.
18.09.2007 22:27:40, =СветА™=

знаю предостаточно успешных взрослых людей с таким видом мотивации. к сожалению, кроме каскадирования типа мотивации от экспертного взрослого ( и мама может повлиять, чтобы важен был "красивый танец"), у ребенка иногда складывается собственный тип мотивации, личный выбор :)
и тут хоть кол на голове теши, а подавай ему первую линию. почему нет?
я обычно при консультации для взрослых говорю: "у вас одна мотивация, у подчиненного - другая. уважайте и обеспечивайте его мотивацию - будет ценнейший сотрудник". 18.09.2007 22:23:45, ABDDavidoff


вот впечатление родилась и уперлась :))
цели достигает как танк. привем позитивно, без скандалов. бровки сдвинет и вперед. сделает как ей представляется идеальным, поставит себе "5" :) 18.09.2007 17:36:11, ABDDavidoff



18.09.2007 14:59:37, SnoopY
Абсолютно с вами согласна. Бедный ребенок! То, что сотворила мамашка этой девочки, иначе как педагогическом варварством не назвать!
18.09.2007 14:24:07, Анела
ага..согласна...моя вот сегодня вышла из школы с каменным лицом - две 4 и ни одной пятерки...еле в чувство ее привела...
18.09.2007 14:20:22, Mandarinka
когда и где это может закладываться,если не в семье(то есть,если родители не при чём?) в саду? на подготовке к школе? как усидеть на двух стульях-нам всем,конечно,безумно приятно,когда ребёнок приносит пятёрки,но как научить(внушить,объяснить),что "4"- не катастрофа,мир не рухнул и не рухнет,и её всё так же любят?
18.09.2007 16:54:33, Murr(Misirlou)
У моей мамы, если я приносила 4 в началке, была трагедия и расстройство.. :-(
18.09.2007 22:43:00, Nessie


вот честно...специально не закладывала..она у меня с садика такая - очень любит похвалу...просто на крыльях летает если пятерка или уч-ца просто скажет - молодец! как раз и учу, что 4 не катастрофа...ну может еще и предыдущая учиетльница перехвалила...да еще соревнование с подружками у кого сколько пятерок...я если честно в школе не очень училась :) и прекрасно помню как мама выдирала листы и заставляла переписывать...к своей дочери отношусь совершенно по другому...ни разу за 3 года не переписали (а надо было бы)
18.09.2007 19:37:27, Mandarinka
Читайте также
Беременность в 45 лет: обоснованное решение
В нашей статье мы рассмотрим, какие возможности и вызовы открывает беременность после 40-45 лет, опираясь на последние исследования и медицинские рекомендации.
Почему важно вовремя диагностировать и лечить скрытые родовые травмы у детей
Проблемы со сном, аппетитом или поведением могут быть следствием травмы, которую малыш получил при рождении. В статье расскажем, как распознать такие нарушения и почему важно вовремя их корректировать.