Тут вот внизу мнение прозвучало, что развить речь ребенка, который не владеет этим навыком "врожденно" - невозможно практически.
У меня вот именно такой ребенок. Пересказ - проблема. Ответить на вопрос не по тексту - трагедия. Сочинение - вообще вселенская катастрофа.
То есть ребенок не умеет выражать свои мысли в словах, не умеет структурировать ни письменную, ни устную речь, часто вместо слов пытается объясниться жестами или показать что-то на рисунке, на вопросы отвечает односложно.
При этом внутренний мир у него необыкновенно богатый, фантазия изумительная. Это видно по тем редким случаям. когда все же удается понять, что он имеет в виду.
Как вы думаете, это лечится? Если лечится, то как? Помогут ли тут какие-то дополнительные занятия, кружки, репетиторы и т.п?
Конференция "Ребенок от 7 до 10""Ребенок от 7 до 10"
Раздел: Образование, развитие
Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.

Я с дочерью этим вопросом еще в 2 года озадачилась, в 4 года начали с логопедом заниматься и на развитие речи ходить. До сих пор продолжаем над этим работать - слежу за ее речью, напоминаю, что надо говорить фразами, предварительно строить предложение в уме, продумывать и обдумывать слова. Сейчас ребенку 9 лет, кроме меня о нашей проблеме никто даже не догадывается.
12.09.2007 12:39:59, А*лён*А
С почерком не ужасно, но и не хорошо. Писать ребенок не любит. орфографических ошибок уже почти не делает, но описки случаются часто. Читает с удоволствием.
Ходили к логопеду с детского сада, были проблемы со звуками, дисграфия. О бедности речи ребенка почему-то не задумывалась, пока это не стало ему мешать в жизни. 12.09.2007 12:45:55, Бабочка Красавица
Ходили к логопеду с детского сада, были проблемы со звуками, дисграфия. О бедности речи ребенка почему-то не задумывалась, пока это не стало ему мешать в жизни. 12.09.2007 12:45:55, Бабочка Красавица

Могу посоветовать вам больше разговаривать с ребенком на разные темы, учить побольше стихов, читать вслух (можно поочереди), заняться рисованием и лепкой (заняться мелкой моторикой).
Пересказы готовить только по плану и на впоросы по тесту отвечать развернутыми фразами (прямо написать начало фраз и обязательно использовать их при ответах), пусть ведет дневник, петь вместе песни. А еще почаще корчить рожи, с высовыванием языка - очень помогает ;-)
12.09.2007 14:12:59, А*лён*А
Никакого диагноза не ставили. Да и дисграфия была легкая.
Спасибо! 12.09.2007 14:28:42, Бабочка Красавица
Спасибо! 12.09.2007 14:28:42, Бабочка Красавица
Мы с сыном по комиксам занимались, когда он читать учился :) Я возилась в кухне, а он мне пересказывал комиксы, чтоб мне не скучно было. Ему тогда лет 6-7 было :) сейчас может и не подойдет уже такой способ.... но для нас очень действенный оказался.
12.09.2007 12:35:30, Злая@
1. Когда я была недовольна тем, КАК сын рассказывает, я стала внимательно, по-настоящему СЛУШАТЬ как он пересказывает мне мультики. Не только поддакивать, но по ходу подсказывать более точные слова, помогать формулировать, подкидывать новые слова, задавать уточняющие вопросы.
Хорошо переспрашивать: "правильна ли я поняла, что..."- и дальше развернуто, литературно, структурированно:) уточнять сложные моменты.
2. Пересказ прочитанного - скучно. Особенно нелепо пересказывать текст тому, кто тебе его только что читал или кто его и так знает.
3. Можно поискать игры, где требуется точная передача информации (донесение разведчика:), описание (портрет преступника, место преступления, карта).
4. Для структурирования, для выделение главного-второстепенного, описания характера: обсуждаем фильмы и мультики, просмотренные вместе. Например, обсуждаем персонажей длинных американских мультиков. А вот этот медведь какой? А почему ты так думаешь? А почему к нему этот олень прибился и хотел с ним дружить? А в каком еще мультике есть такая же парочка? (шрек, сезон охоты, лесная братва, ледниковый период). Так же со сказками: на что похож сюжет? Чем?
Принимаются любые ответы. Принимается и отсутствие ответа - иногда полезно задать вопрос, закинуть мысль и не трогать ребенка. У моего, бывает через неделю-месяц всплывет и сам скажет.
Свои впечатления от фильмов тоже ему описывайте: эмоции, мысли, все что придет в голову - обсуждайте с ним.
5. Умеет ли он выражать свои чувства словами, говорить о них, различает ли он ньюансы эмоций: огорчен, удручен, расстроен, растерян, подавлен, убит, ошеломлен? Как он выражает свое состояние когда ему хорошо и когда ему плохо? Кроме слов, какими способами?
6. Что и как вы ему про себя рассказываете? О своих проблемах-интересах-занятиях? Рассуждаете ли вы вслух? Так чтоб он слышал, пусть даже о вещах, которые ему пока неинтересны/непонятны. Какие разговоры ведутся дома? О работе, о хозяйственных делах, о чем еще? Он в них как участвует?
Мне кажется, такие домашние разговоры очень развивают мышление и способствуют установлению связи между людьми посредством СЛОВ:). Кроме того есть еще прелесть в том - что все это происходит естественно, регулярно и имеет практическый смысл.
12.09.2007 12:22:55, Умп
Хорошо переспрашивать: "правильна ли я поняла, что..."- и дальше развернуто, литературно, структурированно:) уточнять сложные моменты.
2. Пересказ прочитанного - скучно. Особенно нелепо пересказывать текст тому, кто тебе его только что читал или кто его и так знает.
3. Можно поискать игры, где требуется точная передача информации (донесение разведчика:), описание (портрет преступника, место преступления, карта).
4. Для структурирования, для выделение главного-второстепенного, описания характера: обсуждаем фильмы и мультики, просмотренные вместе. Например, обсуждаем персонажей длинных американских мультиков. А вот этот медведь какой? А почему ты так думаешь? А почему к нему этот олень прибился и хотел с ним дружить? А в каком еще мультике есть такая же парочка? (шрек, сезон охоты, лесная братва, ледниковый период). Так же со сказками: на что похож сюжет? Чем?
Принимаются любые ответы. Принимается и отсутствие ответа - иногда полезно задать вопрос, закинуть мысль и не трогать ребенка. У моего, бывает через неделю-месяц всплывет и сам скажет.
Свои впечатления от фильмов тоже ему описывайте: эмоции, мысли, все что придет в голову - обсуждайте с ним.
5. Умеет ли он выражать свои чувства словами, говорить о них, различает ли он ньюансы эмоций: огорчен, удручен, расстроен, растерян, подавлен, убит, ошеломлен? Как он выражает свое состояние когда ему хорошо и когда ему плохо? Кроме слов, какими способами?
6. Что и как вы ему про себя рассказываете? О своих проблемах-интересах-занятиях? Рассуждаете ли вы вслух? Так чтоб он слышал, пусть даже о вещах, которые ему пока неинтересны/непонятны. Какие разговоры ведутся дома? О работе, о хозяйственных делах, о чем еще? Он в них как участвует?
Мне кажется, такие домашние разговоры очень развивают мышление и способствуют установлению связи между людьми посредством СЛОВ:). Кроме того есть еще прелесть в том - что все это происходит естественно, регулярно и имеет практическый смысл.
12.09.2007 12:22:55, Умп
Может, не в тему, но я вчера бродила по порталу "Солнышко" и наткнулась на Советы Логопеда относительно детей 4-7 лет. Там же есть понедельные занятия по развитию речи. К сожалению, для более младшего возраста, чем ваш.
http://www.solnet.ee/parents/log_00.html
Ведущая- логопед-дефектолог. Там же можно задать вопрос (по средам, четвергам и пятницам)
Идея такова: если тема "Овощи",-на простых примерах побудать ребенка говорить, говорить и говорить. Стихи об овощах, трогая и описывая овощи, рассказывая сказки об овощах, склоняя, спрягая и т.п.
Может быть, это слишком примитивно, но если попробовать что-то подобное...
12.09.2007 10:15:08, Змея Скарапея
http://www.solnet.ee/parents/log_00.html
Ведущая- логопед-дефектолог. Там же можно задать вопрос (по средам, четвергам и пятницам)
Идея такова: если тема "Овощи",-на простых примерах побудать ребенка говорить, говорить и говорить. Стихи об овощах, трогая и описывая овощи, рассказывая сказки об овощах, склоняя, спрягая и т.п.
Может быть, это слишком примитивно, но если попробовать что-то подобное...
12.09.2007 10:15:08, Змея Скарапея
да, треп на заданную тему полезен
только начинать лучше с тех тем, которые мальчику близки 12.09.2007 11:54:12, Умп
только начинать лучше с тех тем, которые мальчику близки 12.09.2007 11:54:12, Умп

2. Еще можно отправить в тематический кружок. Например, во Дворце на Воробьевых горах есть какой-то кружок литературного слова. Там вроде бы как раз излагать мысли красиво учат.
3. Ну и к нейропсихологу можно сходить - вроде бы они этим занимаются. 11.09.2007 23:06:52, Ja+R

Поиграйте во что-то с с фантазиями. Например, начало сказки, а дальше сочиняйте сын за одного героя, Вы за другого. Сын должен будет рассказывать, а Вы проявляйте интерес. И вообще пусть рассказывает. Что было в школе. Что нового прочитал. Что рассказала учительница. Пусть Вам пересказывает заданные текксты учебника.
11.09.2007 18:25:30, Lyuba
Это лечится. Но очень тяжело.
11.09.2007 17:55:30, Кетчуп
Отвечает односложно - заставляешь отвечать развернуто. Скачет туда-сюда - заставляешь писать план ответа, сочинения, изложения. Вдалбливаешь, что должно быть вступление, осн.часть и концовка. Играешь в синонимы и антонимы( по типу игры в слова). Сочинения начинал писать с 3-4 своих предложений, дописывали вместе. Пересказ известных детских сказок от лица разных героев. Хождение поинтерактивным музейным занятиях - как то оч. хорошо шло. рассказ по картике - нач. с 1 предложения:) Дети идут в лес - сидишь долбаешь какие дети, в какой лес, зачем? Если "заставить" использовать прилагательные уже становится много легче. Опять элементарная игра какой бывает котенок, туча, что умеет делать лягушка(жэто уже ясно глаголы - квакать, прыгать, спать, плавать, комаров ловить, икру метать, рот открывать - а начинали односложно - квакать) В конце концов себя доводишь, но ребенок хоть что-то говорит:)
11.09.2007 22:12:26, Кетчуп
Моей помогает обычный разговор.Со мной пока))).Мне кажется что помогает еще чтение и пересказ прочитаного,но моя старшая не любит совершенно читать.Но вообще-если в 5 лет она обходилась 10-ком слов,то сейчас явно лучше дело обстоит-8 лет ребенку,слов прибавилось в речи.Однако фразы куцые до невозможности,на мой взгляд))).Если б у меня была цель расширить ее словарный запас и развить речь-я бы наняла человека на этот участок-читать и пересказывать прочитанное.Я уже думала на эту тему,но пока лениво))),у нас проблема только в куцей речи,а так-она спокойно объясняла все и используя 10 слов в свои 5 лет.С выражением мыслей нет проблем,проблемы со словарным запасом и "богатством речи".
11.09.2007 17:19:13, Линдаа
могу ошибаться! предупреждаю заранее! :)
так как переношу опыт с обучения взрослых. чтение и пересказ - разные вещи, причем первое (чтение) - занимает время, но цели не отвечает.
для взрослых приняты именно пересказы-диспуты, задается тема и вперед. показатели очень интересные, если заниматься планомерно :) 11.09.2007 17:25:54, ABDDavidoff
диспуты в группах ведутся, чтобы происходило заражение эмоциями, конкурентностью, шел обмен опытом, словечками, фишками. на западе прямо в школах в обязательном порядке такие клубы, а у нас искать. в домашних условиях конечно вам трудно. мама получается и швец, и жнец и на дуде игрец.
а дочке не хватает куража, который дают именно группы сверсников. 11.09.2007 17:59:11, ABDDavidoff
Моя как раз очень любит читать. С первого класса с книжкой. Толку в плане языка - ноль. Зато пишет грамотно :-)
11.09.2007 17:24:20, Irina L
а мой вообще не любит читать! :( зато с языком все в порядке, пересказывает даже очень сложные тексты.
11.09.2007 17:29:39, SunFlower

так как переношу опыт с обучения взрослых. чтение и пересказ - разные вещи, причем первое (чтение) - занимает время, но цели не отвечает.
для взрослых приняты именно пересказы-диспуты, задается тема и вперед. показатели очень интересные, если заниматься планомерно :) 11.09.2007 17:25:54, ABDDavidoff
У меня как-то не получается с диспутами.С рассказом проще))) Поскольку в книжке обычно уже нормальными словами нормальные фразы написаны.а когда я пытаюсь со своей диспут устроить,это получается ужасно.Как Эллочка -людоедка.Я ей такой-растакой вопрос,куча слов.А она в ответ-нууу,и парочку ))).Типа поучаствовала.И вроде как все что нужно сказала.)))
11.09.2007 17:52:10, Линдаа

а дочке не хватает куража, который дают именно группы сверсников. 11.09.2007 17:59:11, ABDDavidoff


даже детей с реальными проблемами учат говорить и выражать свои мысли. наверняка это можно и с обычным ребенком провернуть.
11.09.2007 17:13:45, ТаньЯ

То есть у всех есть потолок. (это не про жизнь на алтарь, а если просто окружение+занятия)
если ребенку мешает и он хочет другого или родитель видит - ооочень надо - я бы билась за речь, хотя бы до некого уровня.
помочь могу только совсем детскими малышковыми упражнениями и для взрослых, а вот для школьников, увы, не владею. 11.09.2007 17:07:56, ABDDavidoff
Ребенку очень мешает, как раз он и страдает от невозможности высказать себя. И с учебой, и со сверстниками, и со взрослыми даже бывают проблемы.
Знаю, что надо что-то предпринять, но не знаю, что. 11.09.2007 17:30:48, Бабочка Красавица
Знаю, что надо что-то предпринять, но не знаю, что. 11.09.2007 17:30:48, Бабочка Красавица
что логопеды говорят? я бы с них начала, они пусть и направление движения зададут
исключили проблемы со здоровьем? 11.09.2007 17:54:32, Умп
исключили проблемы со здоровьем? 11.09.2007 17:54:32, Умп
Ребенок здоров и для своего возраста во всем остальном вполне развит.
11.09.2007 19:58:09, Бабочка Красавица

Пожалуйста, дайте направление, где искать. Я давно болею этим. Даже пыталась преподавателя искать для 6-ти летки. Но пока с плохими результатами. Интересно и для старших детей, чтобы знать куда мы двинемся дальше).
11.09.2007 22:40:59, Коля-моля
Читайте также
Слепое пятно: невидимая преграда на пути к объективной реальности
У вас есть слепое пятно? Не то, о котором вы думаете. Узнайте, как физиологический феномен объясняет наши "слепые зоны" в мышлении и отношениях, и как их преодолеть. Читайте статью!
Скрытые родовые травмы: чем они опасны и как вовремя их распознать
На какие "красные флаги" важно обращать внимание