Раздел: Школа

В блог Подписаться на Дзен!

Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.

Русский

Помогите разобрать по составу: яркий, поднимают.
10.09.2007 12:17:29,

19 комментариев

От кого: Настройки

Вы не авторизованы. Авторизоваться

Если Вы отправите сообщение анонимно, то потеряете возможность редактировать и удалить это сообщение после отправки.

E-mail:
получать ответы на E-mail
показывать ссылки на изображения в виде картинок
Слова "люблю", "любовь"; "тайна"? 11.09.2007 11:15:18, Алиса в зазеркалье
Еще слова разобрать по составу "злость", "зол"; "шел", "шедший", "шла"; "продавали" 11.09.2007 11:13:53, Алиса в зазеркалье
Я бы разбирала так:
яркий:
корень -ярк- там чередование может быть
окончание - ий
поднимают:
приставка -под
корень -ним
суффикс -а
окончание -ют
Если Вас интересуют нюансы:
http://learning-russian.gramota.ru/book/litnevskaya.html?part2.htm#5
10.09.2007 15:48:08, Alice
За ссылку спасибо. Очень познавательно. 10.09.2007 16:11:20, Алиса в зазеркалье
Корень ярк (видимо, исторически яр), корень ним 10.09.2007 13:12:14, ЮлияС
Спасибо за ответ. Но, видимо, я не все до конца поняла.
Если разбирать слово яркий, то как же слово ярок? Или оно не является однокоренным? В слове ярче, по всей вероятности, происходит чередование?
Если разбирать слово поднимать, то как же поднять? подняться? Или это не однокоренные слова?
10.09.2007 14:18:52, Алиса в зазеркалье
[пусто] 10.09.2007 14:25:52
mzh
Если можно - поправлю :). Исходный корень в поднимать - чередующийся, а именно я/им. Чтобы убедиться, что Н не относится к корню, сравните с взять-возьму. Почему в одном случае Я чередуется с ИМ, а в другом - с М - сейчас объяснять не буду. Н, которое между приставкой и корнем ИМ - так наз. "протетическое", т.е. вставное, как в случае с местоимениями (ЕГО - У НЕГО, ИМИ - С НИМИ и т.д.). То есть, в ПОДНИМАТЬ - под-н-ИМ-а-ть, в ПОДНЯТЬ - под-н-я-ть. В куче пособий, несколько из которых сейчас специально посмотрела - этот неприятный вопрос аккуратно обходится. Есть брошюрка, автора не помню - "Все разборы", но я сейчас ее не нашла. Еще раз хотелось бы поубивать составителей учебников и учителей, которые дают такие слова для разбора по составу. А поскольку учителя сами не знают, то угодить на них трудно :). Можно обратиться на грамота.ру. Интересно, как они предложат разбирать.
Теперь про ЯРКИЙ. Достаточно сравнить: низкий-низок, гибкий-гибок и т.п., чтобы убедиться, что в яркий-ярок мы имеем тот же суффикс к/ок (чередующийся, с "беглым" о). То, что вы не находите однокоренных слов, где бы ясно просматривался корень ЯР - не должно пугать. Есть корни, которые вообще представлены одним-двумя словами. Итак, ЯР-К-ИЙ.
11.09.2007 01:25:07, mzh
на самом деле все еще хуже -в школе эту Н относят к корню (и в НЕГО и в ПОДНЯТЬ). Как в анекдоте - ж.. есть, а слова такого нету. Так и в школе -н- протетическое есть, а слова такого не изучают, думаю, что учительница будет недовольна, мягко говоря, если ребенок напишет, что это Н протетическое 11.09.2007 18:44:48, ох
Спасибо, а выше 11.09.2007 11:44:39, Алиса в зазеркалье
Как я люблю вас читать:) Спасибо:) 11.09.2007 10:49:33, Mercury
спасибо, что поправили, не надо мне в русский было лезть:)

а взять-возьму - вз/воз - приставки?

Я тоже не понимаю, зачем такие слова разбирать в школе, да еще и на дом задавать. Лучше это в классе делать, без оценивания, как обсуждение-размышление.
11.09.2007 10:08:19, Умп
mzh
Да, вз/воз, тоже чередование. 11.09.2007 10:29:57, mzh
Так, теперь совсем запуталась. И это только начало 3-го класса. Что же еще будет?
11.09.2007 09:11:40, Алиса в зазеркалье
Реклама
извините, вас путать не хотела

рассуждала логично:), но неправильно:))
11.09.2007 11:14:23, Умп
Спасибо за ответ. По поводу слова "ярок" - понятно, а вот по поводу слова "подниматься" - не очень. А разве бывает так, что в однокоренных словах корни не идентичны? Мне казалось, слова потому и называются однокоренными, что имеют один корень.
"Как много нам открытий чудных готовит просвещенья век!"

Я ни в коем случае не хочу Вас обидеть (если не Дай Бог - простите плз). В этом вопросе я достаточно необразованный человек, поэтому пытаюсь восполнить пробел и докопаться до истины. И еще, может в таком случае: "снимать" и "поднимать" - слова, имеющие один корень?
10.09.2007 15:07:15, Алиса в зазеркалье
Вдогонку. Если память не изменяет: "О, сколько нам открытий чудных готовит просвещенья ДУХ" (от там потом с "друг" рифмуется:). 10.09.2007 23:27:24, Alice
В русском языке так часто: слова однокоренные, а корень разный, где-то гласный "вывалился", где-то "добавился", где-то чередование согласных/гласных и т.д. Однокоренные они потому - что произошли от одного корня, т.е. у них общее лексическое значение, смысловое родство.

Да, "снимать" и "поднимать" - однокоренные. Общее - везде смысл "брать".

обижаться не на что:)
10.09.2007 15:38:08, Умп
Спасибо. 10.09.2007 16:11:57, Алиса в зазеркалье

Статья дня
Как получить высшее образование за границей: стипендии Европы
Как поступить в университеты Нидерландов, Венгрии, Германии, Великобритании и Центрально-Европейский университет







SIA "ALP-Media", Свидетельство о регистрации СМИ №000740455. info@7ya.ru, https://www.7ya.ru/
Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена без письменного согласия компании SIA "ALP-Media" и авторов. Права авторов и издателя защищены.


Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, блоги, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!