Раздел: Развитие, обучение

В блог Подписаться на Дзен!

Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.

Наташа Р

Самостоятельное чтение книг...?

Сыну почти 6. Читает неплохо, но видимо большие тексты ему читать еще тяжело самому. Кроссворды и т.п. разгадывать - пожалуйста. Но вот книги предпочитает, чтобы я ему читала.
Недавно я обнаружила в библиотеке очень интересную книгу. Написана учителем литературы и издана в каком-то бородатом году, лет 20 назад :( Книга вообще прекрасная, жалко, что нам так литературу не преподавали... Но вот меня заинтересовало мнение автора по поводу прививания детям любви к чтению. Правда там речь идет о детях 3-5 классов, но по контексту понятно, что предполагается, что эти дети пришли в 1 класс, не зная букв и соответственно только-только научились читать. Так вот, она считает, что очень вредно заставлять детей читать вслух, особенно насильно, от и до (а ведь именно это и практикуется, даже в школе дошколят!), что про себя читать легче, чем вслух, что если дети любят слушать чтение взрослых - начнут и читать. А для стимуляции этого процесса предлагается время от времени на самом интересном месте книги "срочно" отвлечся куда-нибудь. Предполагается, что ребенок сам захочет прочитать, чем же дело кончилось...
Я попробовала это с сыном. Но... :( Сам он даже не пытался что-то читать. Когда я ему намекнула на такую возможность, он заявил, что лучше подождет меня.
И вот я не знаю. Очень грустно, что он не рвется читать. Я, помню, лет в 5-6 читала запоем, не оторвать. В начальной школе прочитала "Войну и мир" (и мне понравилось!, причем тогда большее впечатление произвел не мир, а война. До любовных историй я тогда, видимо, не доросла :)) Учительница в школе (он в сентябре решил идти в школу) считает, что не следует заставлять перед школой детей читать, если не хватают книгу сами. Что это только отобьет желание учиться. Я согласна с этим.
Но просто сидеть и ждать... А захочет ли он когда-нибудь читать сам?! ВЕдь он столько мог бы прочитать, когда я занята :( Или я тороплю время? И все прийдет само?
19.05.2004 17:48:16,

18 комментариев

От кого: Настройки

Вы не авторизованы.

Если Вы отправите сообщение анонимно, то потеряете возможность редактировать и удалить это сообщение после отправки.

E-mail:
получать ответы на E-mail
показывать ссылки на изображения в виде картинок
Anit of
Расскажу как было у нас. Дочери пока 6 лет(еще неделю будет). Читать научилась в 5(неохотно). Перед сном читали мы ей всегда. Первая книга которую она прочитала сама были "Приключения буратино" Толстого, читала часа по 2 сама, еще по слогам. Сейчас сколько прочитала даже трудно вспомнить("Волшебник изумрудного города","Маленькая баба-яга","Тутта Карлсон первая и единственная..." и еще много всего). Сейчас читает муми-тролей. Любит читать очень..
Что мы для этого делали:
1). Очень помогли красивые книжные магазины. Мы в них просто гуляем, Вика рассматривает книги и мы сначала выбирали несколько тоненьких красочных книг. Книги всегда были подарком, наградой и теперь она сама их так воспринимает.
2). Я не приветствовала просмотр картинок не читая и следующую красивую книжку разрешала брать только после прочтения первой.
3). Сейчас перед сном она читает сама. Перейти на это помог пример: я как то сказала, что ее подружка(на полгода старше) уже выросла и читает на ночь сама.
4). Очень многое зависит от восприятия. Я могу сказать, что она наказана и не будет читать. Теперь она сама воспринимает чтение как что-то очень приятное, раз отсутствием этого можно наказать:).
Могу сказать что от полного нежелания мы перешли к радости чтения. И очень любим гулять по книжным магазинам:)
Хотя хочу предупредить: дети много читающие до школы, часто потом имеют проблемы с орфографией(по себе помню), да и дочь при письме умудряется иногда пропускать гласные и учительница на подготовке грешит именно на наше скоростное чтение..
21.05.2004 10:54:40, Anit of
Leeni
Когда я работала учительницей рус.яз. в школе, то сделала вывод, что читающие дети много грамотнее нечитающих. Не хочу переубеждаться:)) 21.05.2004 18:46:55, Leeni
Не соглашусь с Вами по поводу орфографии. Пропуском гласных (а то и целых слогов) страдают не только хорошо и много читающие дети - здесь причина не в чтении. Тоже сужу по себе - я научилась читать сама и довольно рано, еще не было четырех. Читала всегда много - и до школы, и в школе, и сейчас. Пишу я практически без орфографических ошибок - могу сделать если только случайно, например - от спешки. При этом правила правописания не знала, во время учебы в школе и университете себя этим не утруждала - пришлось выучить лишь, когда в школе начала работать (учителем начальных классов). Так что примеров знаю множество: когда очень хорошо и очень много читающие дети пишут чаще всего все же без ошибок. Гораздо больше ошибок при письме у детей, которые читают мало или не читают вовсе.

Я не видела Вашего ребенка, и Ваш учитель знает его лучше меня, но мне все же кажется, что ошибки Вашей дочери не из-за того, что она много читает. Другое дело - при проверке написанного она их может не заметить, если читает быстро или невнимательно. Значит, надо учить ее правильно проверять свою работу - чтоб мимо ошибок не проскакивала на полных парах.
21.05.2004 11:40:14, МИВ
Anit of
Я тоже не хочу сказать, что делала много ошибок(оценки были не ниже 4), но это мнение я слышала от нескольких учителей. Они не утверждают, что ошибок будет много. Как я поняла проблема в разнеце восприятия: при чтении целыми словами, они труднее разбиваются на отдельные буквы как при письме. А о проверке тут вообще нечего говорить, она же достраивает слова при чтении. Как ее можно научить искать ошибки?(Вдруг что посоветуете).
Я встречала мальчика у которого "смысловая догадка" проявлялась на уровне, где ее вообще быть не может(IMHO). Он отдельные слоги читал гораздо хуже, чем слова и предложения.
21.05.2004 11:56:13, Anit of
Ну, вот – всяких заумностей понаписала, а о простом забыла. Увлеките девочку кроссвордами – вот где сразу видна каждая пропущенная или лишняя буква! Ведь слово тогда просто не подойдет под клеточки! Постепенно она и просто (без кроссвордов) привыкнет писать слова внимательно и правильно. К тому же это и интереснее диктантов, и полезно не только для грамотности – и кругозор расширяет, и словарный запас (а он о-о-очень пригодится при изучении некоторых правил правописания – где надо проверочные слова подбирать, а это нелегко сделать со слабым словарем). Попробуйте – масса детских кроссвордов сейчас продается. 21.05.2004 20:58:21, МИВ


Искажение звуко-слоговой структуры слов – это и есть ошибки, когда пропущена буква или целый слог, или вставлены лишние буквы-слоги, переставлены местами буквы-слоги и многие другие. Основная причина этих ошибок заключается в том, что ребенок не овладел навыком анализа звуко-слогового состава слов и поэтому просто не представляет себе их структуры (то есть количества звуков в слове и порядка их следования друг за другом). Вы написали, в общем-то то же самое, только другими словами. Только причина этого вовсе не в хорошем чтении, наоборот, Вам правильно уже ответили – “читающие дети много грамотнее нечитающих”.

Для таких ошибок, как пропуск гласных букв, существуют свои причины, методы и упражнения для их предупреждения. Могу поделиться – если понадобится. Но, насколько я поняла, эти ошибки у Вашей девочки нечасты – Вы пишете “иногда”. Тогда это может быть просто следствием сиюминутной невнимательности или поспешности. Хотя о чем мы говорим – ребенку всего 6 лет. Если Вы ею так плотно занимаетесь – к школе все поправится.

Вот с проверкой, на мой взгляд, Вы правы. Если она не читает слово полностью, а читает уже на уровне догадки – конечно, ошибки и не замечаются. Здесь ей надо объяснить, как проверять. Медленно, по слогам. Для ребенка это может оказаться трудным – значит, основная задача: как-то затормозить скорость чтения, сосредоточившись именно на проверке. Знаю и применяю на уроках два отличных способа – еще не подводили, надо только научить.

1. Изготавливаем квадрат из альбомного листа со стороной 5см (мы еще и украшаем аппликацией – но это вовсе необязательно). Квадрат накладывается на первое слово проверяемого предложения. Постепенно, двигая его вправо, ученик открывает первый слог слова, потом – второй и т.д. Таким образом он легко обнаружит пропуск буквы. Квадрат как бы притормаживает движение глаза, не дает ему скользить по строке, заставляет быть внимательнее. Сами понимаете – точное уж деление слова на слоги не столь важно, это я примерно написала “слог”, на самом деле это может быть и слог, и склад, и одна буква (в особо сложных словах). Главное – притормозить скорость чтения именно при проверке написанного.

2. Проверка “дужками”. Даже не знаю, как об этом написать – хорошо бы показывать. Этот способ идет даже лучше первого. Попытаюсь объяснить. Точно так же – медленно читаем написанное, подчеркивая простым карандашом части слова (так же, как и в первом способе – где по слогам, где по буквам…). В итоге под текстом появляются карандашные дужки. Не знаю, насколько понятно получилось.

Еще важный момент – проверяя хоть первым, хоть вторым способом, читать надо медленно и вслух. Обязательно вслух – это заставляет быть внимательнее, и к тому же притормаживает скорость, вслух ведь приходится слово называть целиком, проговаривать каждый звук в нем и поэтому пропуск какой-то буквы становится заметнее. Первое время – громко, когда научится – вполголоса. Ведь даже взрослый человек, когда что-то проверяет (уж я-то с кучей тетрадей каждый день – и то!) читает медленнее, чем обычно и часто – проговаривая вслух, пусть даже очень негромко. А для ребенка это – тем более необходимо.

Вот сейчас опять не уложусь – снова порекомендуют разбить сообщение. Я не знаю Вашего ребенка, Вам и его учителям виднее, так что не знаю: нужны ли Вам упражнения в звуковом анализе и синтезе слов или же эти ошибки у нее случайны, а вовсе не из-за неумения их анализировать. Если нужно – могу посоветовать. А вообще – о чем мы говорим? Даю советы, опираясь на свой опыт работы с младшеклашками – у Вас-то дошколенок. К школе уже и хорошо все будет – без проблем будет писать. Так что пускай читает – раз ей нравится, нисколько хорошее чтение не помеха грамотному письму. Успехов!
21.05.2004 20:45:48, МИВ
К сожалению, не успеваю Вам ответить – убегаю на работу. Но постараюсь это сделать вечером.

21.05.2004 12:38:42, МИВ
Я вот до сих пор жду ( уже 9 лет). Дочь тоже обожает слушать чтение других (с года), но если прерваться на самом интересном месте, сама читать дальше на будет никогда. Вслух читать никогда не заставляла, благо , дочь не посещала всякие подготовки к школе. Примерно ко 2-му классу (!) научилась сносно читать. Учительница не давила и не давит, пришлось-таки давит мне - а то бы и не научилась. Но вслух-то она как раз иногда читать любит, с выражением - куклам или младшему брату, только тексты в этом случае - младший дошкольный возраст. 20.05.2004 11:23:52, hanhi
У меня двое сыновей – 3 года и 9 лет. Сама я очень люблю читать и всегда любила – так что и мне, как и Вам, хотелось бы воспитать своих мальчишек читающими. Может, из моего опыта какие-то моменты Вам понравятся и пригодятся.
Это хорошо, что Ваш ребенок уже читает в шесть лет – молодец! Наш до школы читать не умел и букв всех не знал (но здесь другая проблема – он говорить начал только около четырех лет, так что до школы у нас были другие заботы помимо обучения чтению). Но всегда – о б я з а т е л ь н о – я или муж ему читали перед сном. Так что к этому уже все привыкли – вечером, перед сном, час-полтора уходит на чтение ( иногда меньше – бывает совсем туго со временем). Когда он пошел в школу и начинал читать – то понемногу начали и самого привлекать. То есть – несколько минут он читал мне свою Азбуку, а потом – как обычно, я ему сказку. После Азбуки нас хорошо выручила книжка, которая так и называется “Читаем после Азбуки” Натальи Павловой.

Здесь я полностью согласна с Надеждой Григорьевной. Пока нет навыка хорошего, беглого чтения, то есть – пока ему не будет читать легко и приятно – читать самостоятельно, в удовольствие он не будет. Так что на первых порах главная задача – наработка техники чтения, без нее – никак. А это самое сложное, заставить ребенка делать то, что ему трудно (да любого человека), в том числе – читать, сложно. Вот здесь нам очень пригодились наши ежевечерние чтения.

Во-первых, ради лишних часа-полутора общения с мамой, ребенок согласен на все – даже читать. Когда сын уже знал все буквы, то все сказки мы читали уже по очереди: предложение – он, страницу – я. Потом два предложения – он, страницу – я. Еще через какое-то время пошли минуты – одну-две минуты – он, пять-десять – я. Ему и интересно, и он не устает от таких коротких заданий. Сейчас он заканчивает второй класс, и все равно читаем по очереди, но уже: 10 минут – он, 10 минут – я. Демократия, все по-справедлдивости: если у него скорость чтения уже на уровне темпа обычной разговорной речи – то какие же могут быть скидки по-времени.

Во-вторых, когда-то давным-давно я узнала такую вещь: наша память устроена так, что крепче всего запоминается последнее событие дня. А мы читаем перед сном, значит, крепче запоминаются сразу несколько событий: 1. буквы, их сочетания, слова – та самая техника чтения, скорость 2. интересная история, после которой легко засыпается и снятся не менее интересные сны 3. приятное общение с мамой – льщу себя надеждой, что это в будущем останется одним из его самых любимых воспоминаний детства. Ведь это очень здорово – когда тебе читают. Это нравится всем, детям любого возраста. Мне приятно вспоминать, как когда-то моя бабушка читала нам “Робинзона Крузо”, хотя мне было уж лет 12-13 и сама я читать очень любила и хорошо читала. Но то ж сама – а то с бабушкой!

В-третьих: налицо результаты. И тоже не один. 1. В школу дети приходят разные – кто-то уже хорошо читает, кто-то (как мой) не знает даже букв. Но на последнем род.собрании в первом классе, подводя итоги, учительница в числе прочего отметила – наш сын читает лучше всех в классе. Это приятно: Азбуку они закончили в марте, значит за апрель-май он догнал и перегнал по технике тех детей, кто умел читать уже в сентябре (правда, ближайший “соперник” отставал всего на 2 слова, но все же!) 2. Начал читать самостоятельно, без меня – нравится. Я его не заставляю: когда ему хочется, он идет к книжным полкам, выбирает что понравится и читает. Если не выбирает и не читает – значит, пока не хочется (и мы ведь тоже читаем по настроению, не целыми днями и не каждый день – а только когда есть желание и попалось что-то интересное, то есть – в удовольствие). На среднюю книжку страниц в 100-150 у него уходит дня два-три. Если не заинтересовала – значит, дольше или в конце концов не дочитает. Но ведь и у взрослых так же – уж на что я большой любитель чтения, но и я имею недочитанные книги в своей истории. Ну неинтересно если!!!! А с сыном такое случается чаще всего тогда, когда он себе выбирает книжку не по-возрасту, которую ему еще одолеть трудно. Причем трудно не из-за объема, и из-за содержания. Например, вся эпопея про Незнайку в нашей домашней библиотеке уместилась в четыре книги в среднем по 200 листов – ее он быстро одолел. А вот замахнулся на Кирбулычевское “Убежище” - и не потянул. Книженция замечательная (я ее за ночь отлистала) – но ему еще не очень интересная. 3. Старается читать – и уже хорошо получается – с выражением ( это ведь тоже в воспитании, наверное, важно. Чтобы с выражением прочесть какую-то реплику, надо понять героя, его настроение, характер – а значит, и живых людей лучше будет понимать). 4. Можно по ходу обсудить какие-то вопросы, проблемы – нравоучения на темы “что такое хорошо, а что такое плохо” никто не любит, а тут вроде само собой получается. 5. А какие он сочинения пишет! А как немного в них ошибок – даже в труднейших словах.

И все это богатство – без какого-либо принуждения с моей стороны, ему самому нравятся наши вечерние чтения. Даже наоборот – иногда я бы уж и не читала, устала или некогда, да мало ли причин; но дитё настаивает.

В-четвертых: младший привыкает к тому же. Иногда он нас очень внимательно слушает (что бы понимал!), чаще играет рядом или в обнимку со своими “Колобками” и “Репками” своей очереди ждет. Часто старший мелкому читает, тоже польза всем: мне – времени свободного немножко, старшому – та же тренировка в технике и выражении, младшему – см.всё, что описано выше для старшего, обоим – укрепление братской связи. С маленьким у нас та же проблема, что и со старшим: три года уже – но еще не говорит. Но когда ему читают – обожает!!!! Только заикнись про сказку (про ОДНУ сказку) – а он уже все свои книжки тащит.
20.05.2004 10:40:47, МИВ
ABDDavidoff
Как полезно читать форум :-) Я читаю сыну и перед сном и теперь ясно вижу возможности развития такого чтения.
Спасибо, МИВ. Жаль, не знаю как зовут :-)
20.05.2004 10:59:44, ABDDavidoff
Ирина. Но подписаться так не могу - отвечают, что такой уже зарегистрирован. Приходится пользоваться инициалами. Рада, что кому-то пригодилась. 20.05.2004 17:41:34, МИВ
Все не вошло – порекомендовали разбить сообщение. Так вот продолжаю.

Об описанном Вами способе – прерывание чтения на самом интересном месте, чтобы заинтересовался и сам взялся дочитывать – я тоже слышала. Мне казалось, что это правильно и должно работать. Пробовала – не получилось. Может, это просто мой такой. Даже по этому поводу такое занятное наблюдение есть. Мы с ним начали читать очередную книгу, очень интересную, сын каждый вечер тянет читать. Но через пару дней я простыла и у меня случилось обострение хронического ларингита. Кто не знает – пропадает или хрипит голос, врачи настаивают для лечения на соблюдении голосового режима. Рекомендуют не только не разговаривать – но даже про себя не читать. Книга осталась недочитанной – как раз на очень интересном месте. Пока я болела – сын сам успел прочитать четыре или пять других книг, но эта – так и стояла с закладкой на прежнем месте. Я думала, что она ему не понравилась и даже не хотела к ней возвращаться после выздоровления – думала, отложим на потом, когда подрастет сын. Ничего подобного – сын настоял именно на ней.

Может, я что-то путано изложила – простите. У меня еще такое чувство, что что-то упустила. Хотелось поделиться и помочь. О выборе книг, даже не знаю, что сказать. Нам с мужем удалось собрать отличную детскую библиотеку, так что больших проблем с этим нет. Городские библиотеки от нас далековато, их мы будем осваивать попозже – когда еще подрастем и заодно перечитаем всё дома. Когда только начинал сын читать я выбирала книжки с большими картинками и небольшими текстами. Плохо читающий ребенок теряется перед обилием текста, букв, ему проще – если букв мало, а картинок много. В первую очередь это – сказки Сутеева. Кстати, я уже давно нигде не видела, но раньше были диапроекторы, диафильмы – вот это как раз то, что нужно. Текста мало и он крупный, истории интересные, картинки большие и красивые. Сейчас по такому принципу можно взять комиксы – только надо выбрать именно детские, с красивыми, четкими печатными буквами. И не бойтесь, что ребенок кроме комиксов ничего читать не будет – мой тоже комиксы любит, но и книги читает. Еще по такому же принципу составлена книжка Григория Остера “Приключения Пифа”. Ну-ка сбегаю посмотрю… Точно: рисунки Сутеева, текст Остера. Сейчас очень много книжек серии типа “Читаю сам”, “Читаем с мамой” и т.п. – с хорошими буквами, картинками, ударениями.

20.05.2004 10:43:36, МИВ
Надежда Григорьевна
Интересно, а какую книжку вы так предлагали читать?

И еще вопрос: а зачем ребенку нужно читать? Я без иронии спрашиваю, интересны ваши ответы.

Удовольствие от чтения получаешь тогда, когда это действительно удовольствие, когда это не связано с трудностями и напряжением. Чтение больших текстов для него сейчас – труд, и нелегкий, вы и сами это понимаете. Он чувствует этот барьер и деликатно говорит, что подождет вас. Для того, чтобы читать и получать отдачу от чтения, уровень сложности и объем должны соответствовать уровню овладения навыками чтения.

Когда будет читать, как дышать, тогда и сможет получать удовольствие.
Наташа, представьте, что вы только-только начали осваивать какой-то иностранный язык и вам тут раз! и предлагают настоящую (не учебную) книжку почитать. Какими будут ваши ощущения? Не думаю, что вы будете в восторге от объемного текста, вам бы попроще и покороче, а длинный вы просто готовы будете послушать.:) О книге уж и не говорю….

Выход: читайте ему сами столько, сколько он хочет и сколько вы можете. Для самостоятельного чтения предлагайте то, что действительно реально на сегодняшний день может читать, не завышайте планку. Кроссворды - это тоже неплохо.:)

>>ВЕдь он столько мог бы прочитать, когда я занята :(
Почему обязательно читать?! Он может и другими делами заниматься.

Проблема у вас. Вам грустно, что ваши ожидания не оправдываются. Значит, нужно что-то с этими вашими ожиданиями решать. Не отождествляйте себя в этом возрасте со своим сыном. Всё ведь по-другому.
19.05.2004 23:17:03, Надежда Григорьевна
А что нам было делать раньше кроме чтения? По телевизору почти ничего и 2-3-4 программы, видеомагнитафонов нет, компьютеров тоже. Нашим "несчастным" детям и читать то некогда.:-} 19.05.2004 23:12:27, Юлич
По крайней мере два весьма убедительных примера знаю, когда дети лет до 10 не любили читать, а потом начинали читать запоем. Но не знаю, насколько это общее правило. Смутно надеюсь все же, что если окружающая обстановка "читающая", то и ребенок будет. 19.05.2004 21:12:33, Дворняжка
солощ
Я терпеть не могу читать в слух. Начинаю заикаться,запинаться... и вообще чтение в слух - это талант!

Ребенок в таком возросте, не ставит себе цель быть самым умным,самым лучшим. Ему это не нужно.
Вопрос в другом, зачем вы хотите что бы он постоянно читал?
Вы молодец, что 6-ка умеет читать. Но развивайте в ребенке другие качества, и навыки. Например: игра БАЛДА (на детском уровне ес-но)
Или игра в города! Учите логике и усидчивости.

19.05.2004 18:04:12, солощ
Наташа Р
А что за БАЛДА? Может я ее знаю, но под другим названием?
А так у него интересов полно.
19.05.2004 18:35:24, Наташа Р
солощ
Балда- это игра когда из основного слова например:КОТ методом подставления другой буквы получается нове слово.
кот- над буквой О сверху пишите Р и получается слово РОТ- и т.д.

р
кот
19.05.2004 19:18:35, солощ


Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!