Раздел: Родительский опыт

В блог Подписаться на Дзен!

Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.

Ребенок начинает врать

Поделитесь кто знает - ребенок 4 года, начинает врать, по мелочи, неосознанно наверное, но все-таки. Что делать в этом случае? Как ему объяснить что делать это неправильно?
10.05.2004 13:11:13,

17 комментариев

От кого: Настройки

Вы не авторизованы.

Если Вы отправите сообщение анонимно, то потеряете возможность редактировать и удалить это сообщение после отправки.

E-mail:
получать ответы на E-mail
показывать ссылки на изображения в виде картинок
Позвольте тоже присоединиться к вопросу, но в форме: как задать ребенку-"врунишке" вопрос так, чтобы добиться правды?

Наша ситуация: у дочки в группе был мальчик, от которого страдали все дети. Его из группы перевели уже месяц как, но _все_ малыши в группе продолжают любые синяки и царапины валить на этого мальчика. Спросишь дочку: где это ты оцарапалась? всегда отвечает: Вадик оцарапал. Даже если дома с братом подралась (да, такая вот она...), говорит: Вадик стукнул. А ведь бывает иногда необходимо хотя бы прикинуть степень тяжести повреждений (типа: об стол стукнулась -- просто синяк будет, а об угол стола -- уже шишка). Но кроме "Вадика" ничего добиться не могу.

Понятно, надо или "Вадика" извести, или вопросы как-то по-другому задавать. Но как?
13.05.2004 00:23:33, flowerpunk
Я где-то читала, что надо задавать вопросы, которые не могут спровоцировать вранье. Например, "ты ударилась об угол стола или об вот этот край?" У нас бывает срабатывает, нальет воду на пол, если спросишь - кто налил, тут же услышишь кого угодно, только не Уля пролила, а спросишь - ты воду пролила из баночки или из бутылочки, получишь достоверный ответ. Вчера рассыпала таблетки, пока я отвлеклась, на полу и смотрю - жуте уже одну (благо там лежали глицин и другая успокаивающая), если бы спросила - ты съела таблетку? то услышала бы нет, даже при этом жуя, а я спросила ты какую таблетку съела - Уля сказала: вот эту маленькую, сразу все понятно стало. 13.05.2004 17:17:49, Мам (Уля 2,10 и Ксюша-3месяца)
Штуша
Дочка очень долго на любую царапину говорила, что ее оцарапал Артем (мальчик в группе, у которого была сперва агрессивная реакция на отдавание в садик - он царапался). Он уже давно не царапается, а все "Артем поцарапал". Потом прошло само, забылось. 13.05.2004 09:24:45, Штуша
Присоединяюсь к вопросу про вранье - Уля подходит с бутылочкой детского масла и спрашивает: Можно этим играть? Отвечаю что нельзя, она тут же несется к бабушке в комнату и с уверенным видом заявляет: "мама сказала - можно!" Как реагировать? и так очень часто. Говорю: Уля, убери за собой с кухни велосипед, пожалуйста! Реаукция - ноль. Папа - "Ты слышала, что маам сказала?" Уля: Слышала. Папа - и что? Уля: " Мама сказала - папа, убери велосипед!" 12.05.2004 16:58:40, Мам (Уля 2,10 и Ксюша-3месяца)
Штуша
:) Знакомо, проходили. Явно ребенок говорит не то, что слышал, а то, что хотел бы услышать. По-моему, нечто среднее между враньем и фантазией (мечтой). Из того же разряда, когда ребенок рассказывает, как обидел кого-то, кто на самом деле обидел его (все рассказывается как было, но наоборот, читала где-то о такой "защитной реакции"). Как реагировать - не знаю даже. Думаю, очень зависит от ребенка. На этом этапе (когда все-таки не совсем вранье, еще не очень осознанное) мы выясняли правду и показывале дочке, что расстроены, что нехорошо так поступать. 13.05.2004 09:21:51, Штуша
Штуша
Хм... Шел когда-то сериал (кажется, английский) о развитии человека. Так вот, умение "врать" (в свою пользу, скажем) обозначалось как один из этапов развития. Даже опыт показывали. Оставляли ребенка на 3 минуты одного в комнате, просили не оборачиваться, мол, там сюрприз. Все дети оборачивались, причем все на вопрос "Ты оборачивался?" отвечали "Нет". Понятно, что еще зависит от того, что Вы подразумеваете под "врет". Фантазии и выдумки, полагаю, исключаются, это другое. Мне кажется, надо показывать то, что Вам неприятно, если ребенок Вам соврал. С моей дочурой помогает. 11.05.2004 14:39:07, Штуша
Тушкан
мгм - для начала я вообще не уверена, что врать - однозначно плохо и неправильно. Задумайтесь - вы сами всем и всегда говорите только правду?
В общем я бы попыталась уговорить его, что врать вам лично для него черевато неприятными последствиями - не из-за вашего наказания, из-за последствий вашего не знания о том или ином поступке.
10.05.2004 23:04:19, Тушкан
Надежда Григорьевна
Не могли бы вы привести примеры? 10.05.2004 22:43:54, Надежда Григорьевна
у меня такой пример: на фигурках после тренировки тренер всем ставит оценки. Спрашиваю мою - ну как? В ответ она оценку увеличивает до пятерки:) Это просто не понятно - моя реакция, ессно, различна, но только как "ого!" и "фууу..." Что мне делать, как реагировать? 11.05.2004 11:35:02, В6
Надежда Григорьевна
искать причину.

Преже всего, надо подумать для чего она это делает.
тянется за кем-то? Сами оценки для нее так важны? Мнение тренера важно? Ваше мнение? С собственной самооценкой у нее как?
11.05.2004 19:36:32, Надежда Григорьевна
По-моему, она достаточно самодостаточный ребенок еще и в силу возраста (4г.6мес.) и по характеру. Так что я бы исключила, то что она тянется за кем-то, да и я ее ни с кем не сравниваю, она сама по себе замечательная. Важность оценок - вроде неоткуда взять теорию об их важности, работа в этом направлении еще не велась:) Мнение тренера, пожалуй, тоже еще не важно - они пока всего 2 р./нед. занимаются и их в группе 25 чел., не верится, что при таком раскладе у такого малыша было мнение тренера важным. Да и при важности мнения тренера она бы старалась - оценки-то им ставят за старание:) в основном:). Мое мнение: возможно, но я же ее не ругаю. Я радуюсь "5", при "3" говорю, ну ничего, надо лучше стараться:), в следующий раз получишь "5", только старайся. Самооценка у нее вроде нормальная, на вопрос, кто в группе самый красивый, уверенно отвечает: "Я":) Пробовала укорить ее за неправду:), она стала мяться и уводить разговор в сторону, но мальчику из ее группы спокойно на его вопрос "а ты что получила" ответила "3". Хм, выходит, вроде, она не хочет меня огорчать? Да я ж и не сильно огорчаюсь... опять же радоваться тройке не могу:)Значит, надо перестать радоваться "5"? Я ж не бурно радуюсь, и благ ей никаких не перепадает. Вот. Вроде и врать-то незачем... 12.05.2004 10:28:17, В6
Irin
Видела по Discovery Channel одну очень интересную передачу о детском вранье. Там проводился эксперимент, ребенка заводили в комнату, за которой велось наблюдение через зеркало. В комнате на столе стояла детская железная дорога накрытая покрывалом. Родитель говорил ребенку, что приготовил ему сюрприз, просил не смотреть пока без него, а сам уходил, сейчас точно не помню, зачем. Ребенок долго держался и не смотрел, что там спрятано. Родитель в это время вместе с психологом наблюдал через зеркало. В итоге каждый ребенок смотрел-таки, что это за сюрприз. Причем практически ни один в последствии не признался, что делал это. Все уверяли родителей, что не подглядывали.
Мнение психологов после эксперимента было таково. Дети, которые врали были гораздо умнее и развитее тех, кто говорил правду. Такое вранье - это один из этапов развития и взросления ребенка, причем очень важный.
10.05.2004 16:29:11, Irin
Ребёнок открыл для себя возможность осознанно "говорить то, чего нет". Но пока он НЕ осознаёт эту возможность как обман, скорей, это более целенаправленное продолжение более ранних ролевых игр.

Есть фантастический юмористический фильм "Квест Галактики" - там одна цивилизация не умеет делать ничего, связанного с притворством. В итоге они принимают героев третьесортного ситкома за настоящую команду настоящего космического корабля, и вообще по всей галактике - сильно лопухаются :-)

Ребёнку можно помочь создать НЕСКОЛЬКО разных категорий "не настоящего". Например:

- Сон, его вроде бы видел, но это происходит в голове.
- Фантазия, мысли, чувства
- Сочинения (более целенаправленные, чем фантазии), творчество, выдуманные рассказы
- Театр, разыгрывание сцен
- Метафоры, гиперболы, сравнения, где ВСЕ участники понимают, что это приём разговора ("комната заросла мусором")
- И наконец, среди всего этого богатства - намеренная передача другому человеку ложной информации

Повторюсь, бОльшая часть "притворства" в человеческой жизни идёт всем на пользу, и ребёнку надо лишь показать, как отличать полезное от опасного. Например, моей дочке помогло научиться предупреждать людей: "Я мечтала, что..." или "Я видела сон, что..." перед своими, иногда чрезвычайно реалистичными, рассказами о том, что у нас дома живут пять собак и мы с ними каждый месяц ездим в кругосветное путешествие и так далее.
10.05.2004 15:30:35, Мария Д.
Anitobus
Объяснять, что правда все равно всплывет. Я еще говорю, что за вранье наказываю строже, чем за что-то другое (и не только говорю). Няня при малейшем подозрении на ложь (типа "мама разрешила мне это есть", когда заведомо ясно, что я даже в бреду такого разрешить не могла), звонит мне на сотовый и уточняет. Кстати, вот задумалась... А ведь меньше врать стала. 10.05.2004 15:25:00, Anitobus
ОФФ: а мы ваши фотки сделали:)) 10.05.2004 20:21:48, Мирабель
Anitobus
Енто какие? 11.05.2004 09:38:57, Anitobus
Кукабарра
Врать или выдумывать? Моя 4хлетка постоянно рассказывает истории как была в Австралии, Африке, северном полюсе и т.д. да что там видала, и как к ней драконы прилетали стаями. Считать это враньем у меня рука не поворачивается:) А вот с бытовым враньем пока не сталкивались. Я где-то читала, что надо сделать так, чтобы ребенок поверил, что врать у него не получается и проку от этого занятия нет, но как практически это проделать я не знаю, совет был теоретический. 10.05.2004 14:02:30, Кукабарра


Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!