Раздел: Развитие, обучение

В блог Подписаться на Дзен!

Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.

Надежде Григорьевне - Кубики Зайцева

Надежда Григорьевна,
вот такой вопрос - а Вы не знаете в Петербурге хорошую домашнюю школу / центр, где бы учили читать по кубикам Зайцева. Нашему малышу сейчас 3 года.
23.05.2001 22:46:21,

13 комментариев

От кого: Настройки

Вы не авторизованы.

Если Вы отправите сообщение анонимно, то потеряете возможность редактировать и удалить это сообщение после отправки.

E-mail:
получать ответы на E-mail
показывать ссылки на изображения в виде картинок
Надежда Григорьевна
Лена, написала вам письмо. 25.05.2001 18:41:50, Надежда Григорьевна
Большое спасибо. Получила - обязательно позвоню и о результатах сообщу. 25.05.2001 21:07:57, Люш
Надежда Григорьевна
Рассуждения на тему: "Я сам … не читал, но осуждаю вместе со всей страной…" по-прежнему остаются весьма характерными для определенной части нашего населения. Желательно все же иметь собственное аргументированное мнение, а не питаться слухами.

Последнее время я часто слышу в адрес методики Зайцева странные суждения, как правило, ни на чем конкретном не основанные. Чаще всего "кто-то где-то что-то слышал". На этом уровне разговор бесполезен. А есть просто "пользователи" методики, которые имеют пособия, но не имеют точной информации, просто не знают точно, что и как нужно делать, теряются, идут на поводу ложных мнений, ожидают каких-то чудес от кубиков, не приложив к процессу необходимых усилий и очень удивляются, что результат не проявляется так быстро, как хочется. Еще обиднее, когда "учить (!) ЧИТАТЬ (!)" начинают младенцев и всерьез ожидают быстрых успехов. Сразу вспоминаю слова Марка Твена: "Если не знаешь точно куда направляешься, то очень удивишься, попав не туда".

Об орфографии. Методика Зайцева не только не может способствовать возникновению проблем, но и напротив, ее используют часто для помощи школьникам, у которых проблемы с грамотным письмом.

Нюша, я очень рада за вас и за Диму.:))
А для Елены поясню. С таблицами и кубиками механизм прост. Пишем кубиками и указкой по таблице слова и даем ребенку механизм для проверки: "сЛОненок", потому что "сЛОн", а дети 4-5 лет сами уже потом говорят в процессе письма: арбуЗ, потому что арбуЗЫ и т.д. То есть механизм проверки закладывается мимоходом, не специально, не в виде правил, а остается навсегда. Непроверяемые слова нужно написать не один раз и правильное их написание остается в памяти, как в компьютере.
Мы ПИШЕМ, ПРОГОВАРИВАЕМ и ВИДИМ – т.е. задействованы все виды восприятия + эмоциональная память, потому что это происходит не для "знаний, умений и навыков", а во время интерсного для ребенка занятия.
Кроме того, у Н.А. Зайцева есть прекрасное пособие "Русский язык для всех".

У меня была возможность на протяжении последних восьми лет наблюдать за процессом с самых разных сторон и с самыми разными детьми. ПРОБЛЕМ С ОРФОГРАФИЕЙ НЕТ. Многие из моих учеников уже давно закончили начальную школу и никаких проблем в этом смысле у них не было.

Инес, не вижу никакой проблемы с КЭ, ЛЭ и т.д. Откройте любой географический атлас, словарь географических имен и вы найдете слова на любой склад. Кроме того, ребенок, который начинает учиться читать, давно знает буквы и привык произносить
"БЭ" вместо "Б", "КЭ" вместо "К", ясно видит разницу, что очень помогает в обучении.
. Слова КУПЕ, КАФЕ, ПЮРЕ, МОДЕЛЬ и т.д. достаточно пару раз показать и написать массив слов на опреденную тему. У моих учеников нет проблем с правописанием. В нашем языке много слов, которые пишутся не так, как мы их слышим.

Зайцевская система не только "неплоха" :)), она замечательна! И подходить к ней нужно не с "известной осторожностью", а с полным знанием дела.
Очень часто мамы, на основании занятий с 1-2 своими детьми, переносят свой опыт (не всегда удачный в силу разных причин, о которых я сказала выше) на всю методику. В этом случае, следует прислушиваться к мнениям опытных педагогов, которые имели дело с десятками и сотнями детей, имеют многолетний опыт применения методики и прекрасно осведомлены о ее достоинствах и недостатках не в теории, а на практике.
25.05.2001 18:45:10, Надежда Григорьевна
Уважаемая Надежда Григорьевна, ни в коей мере не желая преуменьшить Ваш педагогический опыт, позволю себе все-таки в очередной раз высказаться о системе Н.А.Зайцева с точки зрения мамы и филолога. Эта точка зрения, согласитесь, тоже имеет право на существование.
Н.А.Зайцев декларирует принцип, который на самом деле достоин всяческих похвал, но проводится не совсем последовательно. Я говорю о следующем принципе: показать ребенку лишь те сочетания букв, которые характерны для русского языка. Именно поэтому в складовой системе Зайцева нет сочетаний ШЯ или ЖЯ (их нет в русском языке), не различаются по мягкости / твердости Ж и ЖЬ, ведь это различие отсутствует в речи (в кубиках Зайцева нет маленького кубика ЖЮ-ЖЁ-ЖЯ-ЖЕ-ЖИ-ЖЬ, но лишь "башня" ЖУ-ЖО(ЖЁ)-ЖА-ЖЕ-ЖИ-Ж(ЖЬ)). Все это, повторяю, совершенно правильно и подчинено вышеназванному принципу - отразить ХАРАКТЕРНЫЕ для русского языка склады. Однако сочетания БЭ, ВЭ, ГЭ и т.д. - абсолютно нехарактерны для русского языка, и т.о. противоречат основному орфографическому принципу Зайцева!
Аргумент "Откройте любой географический атлас,
словарь географических имен и вы найдете слова на любой склад" некорректен, поскольку топонимы и имена собственные, о которых Вы говорите, в большинстве случаев - это НЕ РУССКИЕ слова, а транслитерация с других языков. По этому принципу мы должны тогда ввести в складовую систему и ЦЮ (ведь есть Цюрих, Цюаньчжоу), и ШЯ (Шяуляй), и ЧЮ (Чюрленис), и ЖЮ (Жюль, Жюме), и ЖЯ (Жямайтская возвышенность, Жялва). Но все эти слова - исключение, а не правило!
"Слова КУПЕ, КАФЕ, ПЮРЕ, МОДЕЛЬ и т.д. достаточно пару раз показать и написать массив
слов на опреденную тему". С точки зрения зайцевской системы, эти слова являются исключением из правила (пишем ПЮРЕ, хотя по системе должны были писать ПЮРЭ), в то время, как именно это написание является правилом, а исключениями лишь ПЭР, МЭР, СЭР, ПЛЕНЭР, УДЭ, УДЭГЭ. Разумно ли вводить такое правило, от которого всякий раз придется отказываться? Разумно ли говорить ребенку о том, что в русском языке есть ФЭ, ПЭ, ДЭ, РЭ, для того, чтобы потом сказать, что на самом деле так почти никогда не пишут? А главное, зачем? Ведь стройность системы не страдает от того, что вместо пары ЖУ-ЖЮ мы видим ЖУ-ЖУ, так почему бы не сделать пару ПЕ-пе? В общем, мой пафос сводится к тому, чтобы не подменять понятия правила и исключения.
26.05.2001 00:34:51, Инес
Надежда Григорьевна
Инес, я уже не первый раз слышу (читаю) вашу аргументацию по этому вопросу. И, как вы могли заметить, не возразила ни разу. Я, как педагог-практик, принципиально не вступаю в споры по теоретическим вопросам. Оставляю это теоретикам:)) Да, действительно, вы абсолютно правы, для русского языка не является характерным сочетание согласных с "Э", это очевидно. Я и сейчас не спорю с филологами по этому пункту.

Речь в топике шла об орфографии. И именно, исходя из практики, я говорю, что ни в процессе моих занятий, ни позже в школе (а многие мои дети уже давно закончили начальную школу) проблем с орфографией после занятий по этой методике НЕ ВОЗНИКАЛО, наоборот, в этом смысле все обстоит более чем благополучно…

Для меня таблица является тренажером. Уберем "Э" из всех складов, нарушим тот алгоритм, который присутствует. Раз уж есть в языке этот гласный, пусть дети тренируются в его произношении также, как и в остальных. Я уже сказала, в каких случаях этот склад помогает для начального обучения.
Певцы ведь тоже поют вокализы-разминки: ма-мо-му-мы-мэ:)). А то, что эти слова (кафе, пюре) являются исключеними (как иностранные), это ведь так?

Вобщем, наш спор может быть бесконечным. И у каждого будет своя правота. Вы за чистоту теории, а я, уважая ваше мнение, за практику…:)) Пусть каждый останется при своем мнении.

27.05.2001 22:40:37, Надежда Григорьевна
[пусто] 28.05.2001 08:24:55
Надежда Григорьевна
:))) Маша, интресно посмотреть, что вы сделали с таблицами Зайцева :)) 28.05.2001 09:10:53, Надежда Григорьевна
Слышала, и не раз, что возникают у детей большие проблемы с орфографией от этих самых кубиков. Димка у меня учился читать вполне естественным путем, без кубиков. Хорошо стал читать к 6 годам (то есть, свободно), с орфографией не то что нет проблем, а очень хорошо. Настолько, насколько вобще может быть хорошо у дошкольника. 24.05.2001 02:17:54, Нюша
Елена Н.
Нюша, а какие-нибудь объяснения этому есть? Чем кубики могут повредить орфографии? Непонятно... Правда, я не знаю подробностей методики, но мне кажется, что обучение по кубикам по сути не очень должно отличаться от обучения традиционного, там же тоже по слогам учат читать вроде бы. Может дело не в самих кубиках, а в возрасте, если ребенка ОЧЕНЬ рано учат читать, а не после 3-4 лет? 24.05.2001 02:27:55, Елена Н.
Вот про объяснения не скажу - может, специалисты чего добавят? А слышала я это не раз. 24.05.2001 03:27:01, Нюша
Я вижу две проблемы с орфографией, которые связаны с кубиками Зайцева, я про это уже где-то писала. Во-первых, сочетание согласного с Э (БЭ, ВЭ, ГЭ и т.д.), во-вторых, сочетание Й с гласными (ЙЮ, ЙО, ЙА, ЙЯ и т.д.). Второй случай чуть более распространен (майор, район , еще кое-какие слова), хотя сочетания ЙЯ в русском языке нет нигде. Но с ЙЮ (...) можно решить проблему, изъяв на первое время этот кубик из употребления. И лишь потом, когда слова с йотированными гласными (елка, юла и т.д.) станут совершенно привычными и естественными, лишь потом вводить эти сочетания. А с БЭ, ВЭ, ГЭ я вижу только один выход - заклеивать и заменять БЕ, ВЕ, ГЕ. Я забила тревогу. когда мой ребенок стал писать кубиками КАФЭ, КУПЭ и т.д. Но справедливости ради нужно заметить, что складовый принцип (придуманный, кстати, не Зайцевым) работает очень хорошо. Сейчас дочь пишет чем угодно, только не кубиками. Думаю, что зайцевская система неплоха, но подходить к ней нужно с известной осторожностью. 24.05.2001 08:24:30, Инес
Извиняюсь - есть имя МаЙЯ 24.05.2001 10:20:37, Таха
Пардон, описка. Имелось в виду сочетание ЙА. Но вообще говоря,имена собственные, как правило, правилам не подчиняются :-)). Есть и Мэри, и Кэррол, и Дэвид, но это не характерные для русского языка сочетания. 24.05.2001 14:00:09, Инес


Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!