Раздел: Развитие, обучение (обучение музыке детей от 3 лет)

Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.

"+

Обучение музыке

Как вы думаете, надо все-таки или не надо учить детей музыке и, в частности, отдавать в музыкальную школу. Дело в том, что я до сих пор уверенно считала, что не надо (+ мой собственный не самый лучший опыт). Я считала, что если музыкальные способности есть, то они проявятся сами и талант сам себе дорогу найдет, а если способностей нет, но нечего и время тратить. Еще конкретно относительно моей собственной дочери я считала, что ей нельзя заниматься музыкой, т.к. у нее нет чувства ответственности и усидчивости. Т.е. вряд ли она будет нормально заниматься ежедневно по часу. А без этого нельзя.
Но недавно я стала очень сомневаться во всем этом.
1) А действительно ли музыкальный слух (имеется в виду не абсолютный) столь очевидная вещь, может у дочки достаточно способностей, но их надо развивать? Уже от многих людей я слышала, что у нее хороший слух, в частности - хорошее произношение по английски.
2 - главное: я знаю несколько взрослых людей, которые всю жизнь жалеют о том, что в детстве не смогли (по вине родителей) получить хотя бы начальное музыкальное образование. Не потому, что не стали музыкантами, а просто "играть (петь) для себя". Не лишу ли я своей категоричностью дочь чего-то важного?
Почему этот вопрос возник у меня сейчас? Где-то через месяц начнется прослушивание (экзамен или что, не знаю) в музыкальную школу. Конечно, 6 лет и поступление в 1 -й класс - не самое подходящее для этого время, но позже - тоже плохо. Я в свое время поступила в музыкальную школу (вернее, меня поступили родители) во 2-м классе,т.е. была на год старше всех и меня это ужасно угнетало. Играть я всегда любила, но ходитьв школу, особенно на групповые занятия для меня было пыткой - я была белой вороной.
Спрашивать мнение дочки сейчас бесполезно: год назад она поступила на хореографическое отделение муз. школы (причем с формулировкой "данные плохие, но слух хороший"), была очень довольна, начала заниматься с удовольствием, но потом как отрезало - в результате - бросили. Тоже может произойти и с музыкой. А дома стоит, глаза мозолит мое пианино, продать - жалко.
05.04.2001 11:57:06,

48 комментариев

От кого: Настройки

Вы не авторизованы. Авторизоваться

Если Вы отправите сообщение анонимно, то потеряете возможность редактировать и удалить это сообщение после отправки.

E-mail:
получать ответы на E-mail
показывать ссылки на изображения в виде картинок
Огромное спасибо всем за отзывы. Но вот дочка задала еще одну задачку: услышав о том, что в принципе можно попробовать поступить в муз. шк, пришла в восторг, всячески заверяет, что будет учиться, очень просится. А я- то сама не готова, ни морально ( 3 раза в нед + грудной ребенок на руках), ни материально (вчетвером на одну очень скромную папину зарплату). Да и папа по тем же причинам в восторг не придет. Будем думать. Сама учить пробовала, дочка с удовольствием, но из меня плохой учитель во всем, в том числе музыке. 06.04.2001 16:09:14, Ольга Г.
Мое первое образование - музыкально-педагогическое, почти 10 лет я работала в музыкальной школе (музыкальная литература, сольфеджио, фортепиано). Вывод один: далеко не всем нужно получать музыкальное воспитание именно в такой системе. Знаете почему? У многих дететй, не обладающих ярко выраженными способностями и стремлением к занятиям, для тех, кто не живет этим, а учится, скорее "для мамы", в результате - очень занижена самооценка. Именно это я считаю наибольшим минусом, оценивая результаты подобных занятий.

Лучше бы они это время провели более плодотворно и занимались тем, что им по душе, чтобы было ощущение радости, а не тягомотины. Обязательные экзамены, зачеты, программа - упор на профессионализм. А сольфеджио? Это отдельная песня:) Лучше семь раз, что называется отмерить. И если вы уверены, что это необходимо ребенку, что у него все данные для таких занятий, что ребенок стремится к подобным занятиям всей душой, кого не внешняя привлекательность притягивает (очень часто девочки просто воображают себя в нарядном платье за белым роялем и аплодисменты, аплодисменты...)- тогда конечно, грех лишать ребенка этого.

Считаю, что наилучший вариант для любого ребенка: петь в хоре (полезно для всех без исключения), ходить на музыкальные утренники, лекции, концерты (а сейчас так много интересных филармонических концертов для детей), и, конечно, музыкальная среда должна обязательно поддерживаться дома. Не всем быть музыкантами, а быть талантливым слушателем - вот это необходимо всем.
06.04.2001 18:21:32, Надежда Григорьевна
Прочитала все сообщения по теме, св том числе и ваша, которое меня очень порадовало (потому что совпадает с моим собственным восприятием проблемы). И остался у меня один-единственный вопрос: а где все-таки можноучить трехлетнего мальчишку музыке, Есть ли педагоги, которые готовы приходить на дом (пианино есть)? Очнь жду каки-то конкретных ответов (имен, телефонов...), а то неигде не могу найти ничего подходящего. Спасибо заранее... 09.04.2001 10:11:48, Katya
А вы где? В Москве? 09.04.2001 17:16:40, Наташа и Игорек
Да 11.04.2001 11:00:07, Katya
Боже мой, вот оно! Спасибо Надежда Григорьевна. Думаю что музыкальная школа-одно из составляющих моей заниженной самооцнеки. Как я ненавидела эту музыкальную школу. 08.04.2001 15:58:19, Natsi
А что же конкретно вам было так не по душе? 09.04.2001 22:54:10, Катя
Большим преимуществом, в этом ключе, обладают провинциальные школы. 06.04.2001 19:22:48, Баба Лена
Действительно, согласна, всё, как и везде и во всем, зависит от конкретных людей.
Довольно часто формальная (техническая)сторона заслоняет главное. От ребенка требуется соблюдать точность аппликатуры (что, конечно, очень важно), но при этом он может даже не помнить (а иногда и не знать) чье, собственно, произведение он разучивает и т.д. То есть планка самого музыкального образования в таком случае, очень занижена и музыка, как искусство, никакого отношения к физическим упражнениям пальчиков уже не имеет. Счастливые дети, у кого все это находится в полной гармонии! Тогда - радость, тогда не закроешь инструмент сразу после окончания муз.школы, чтобы никогда к нему больше не подходить, тогда не будет мрачных воспоминаний, как у Natsi (и не только у нее).
08.04.2001 20:46:35, Надежда Григорьевна
Ну уж не соглашусь. У нас в городе считается провинциальная муз. школа, а требования ого-го. Кстати, сольфеджио было моим любимым предметом (видимо, по причине идеального слуха и склонности к логическому мышлению). 06.04.2001 23:07:24, Наташа и Игорек
НЕ о требованиях речь:-)
У нас тоже ТРЕБОВАНИЯ, когда есть с кого требовать. С каждого по способностям, очень душевно и индивидуально.Без уровниловки. Очень внимательные и душевные учителя. Ходят такие дети, которых бы в центе ни одна школа не взяла. Уговаривают каждого, кто вдруг собирается уходить. Буквально няньчатся с каждым.
Может, нам просто повезло?
07.04.2001 00:13:44, Баба Лена
Нет, у нас не уговаривают, наоборот, сплошные исключения и огорчения. :( 07.04.2001 17:37:37, Наташа и Игорек
Значит, нам действительно-повезло. 07.04.2001 18:16:53, Баба Лена
На флейте гамм, мне кажется, еще больше чем не фоно. 06.04.2001 15:21:48, Баба Лена
А скажите, пожалуйста, а Вы сами на фортепиано перед дочкой играете? (у вас же я поняла - есть музобразование) Может стоить проверить ее реакцию?
Дело в том, что моя доча в 5,5 лет сама проявила интерес: у бабули стояло ф-но старшей дочери (она тоже начала играть поздно - и бросила - очень большая нагрузка) - и когда мы бывали в гостях - все внучата с радостью "бренькали" по клавишам. Наша Аня была самая старшая из этих внучат и норовила оттеснить их, а потом как то мне сказала - мама, научи меня играть на пианино. На что я сказала, что я не смогу научить, а вот попробуем в музшколу сходить (дело было в январе). Мы сходили к педагогу (она учила дочку знакомых), та нас прослушала, сходила что-то узнала - и сказала, чтобы мы писали заявление на подготовительное отделение.
Сейчас уже доча в 6 класее по музыке. Конечно, были моменты, когда приходилось "нажимать" на нее - но в общем и целом учиться с удовольствием, сейчас еще и в оркестре на синтезаторе играет.
А второго уже отдали "по стопам"... Он нехотя учиться, как бы делая нам одолжение:-) Но тем не менее без отвращения:-)) Он сейчас в 3 классе школы обычной и в 3 классе по музыке.
06.04.2001 10:13:45, Nata_sha
Может быть стоит разделить понятие музыкальное воспитание(образование) на умение слушать и умение играть? На протяжении многих лет в разных квартирах за стеной играют(долбят!) одно и тоже, но ни разу я не слышала, чтобы соседи слушали классическую музыку,джаз, настоящую народную музыку . Только попсу! Я думаю, они не любят музыку. Кто-то просто обучает из принципа : вот раньше господа на фотепьянах играли, а мы чем хуже! Конечно есть семьи, где серьёзное отношение. Но у меня сложилось впечатление, что всё-таки к музыке нужно идти от умения слушать, и только при большом желании ребёнка играть и желании РАБОТАТЬ(ведь это тяжёлый ежедневный труд!)- вести в музыкальную школу.
06.04.2001 01:12:32, ЮЛА
У меня нет опыта обучения дочери музыке.
только собственный-11 лет спецшколы,5 лет консерватории и 15 лет преподавания в музыкальной школе(фортепиано).
Мое очень субъективное мнение-ребенка нужно отдавать в музыкальную(художественную)школу только по крайнему принципу,когда другого выхода нет,когда способности и желание ребенка очевидны.Музыкальная школа-спецучреждение со своими правилами,для педагогов и учеников.Талантливый ученик-лицо класса,недостаточно талантливый -обуза для педагога.
В этом случае,если маме так хочется дать ребенку музыкальное образование-найдите репетитора,платите конкретному человеку конкретные деньги-это гувернер,который должен развить приятные черты характера у девочки.Все.
Остальное-от лукавого:технические зачеты,конкурсы,открытые уроки.Чистый пиар,самое неприятная сторона которого-использование ребенка.
Ирина.
06.04.2001 00:05:48, Ирина П.
У меня нет опыта обучения дочери музыке.
только собственный-11 лет спецшколы,5 лет консерватории и 15 лет преподавания в музыкальной школе(фортепиано).
Мое очень субъективное мнение-ребенка нужно отдавать в музыкальную(художественную)школу только по крайнему принципу,когда другого выхода нет,когда способности и желание ребенка очевидны.Музыкальная школа-спецучреждение со своими правилами,для педагогов и учеников.Талантливый ученик-лицо класса,недостаточно талантливый -обуза для педагога.
В этом случае,если маме так хочется дать ребенку музыкальное образование-найдите репетитора,платите конкретному человеку конкретные деньги-это гувернер,который должен развить приятные черты характера у девочки.Все.
Остальное-от лукавого:технические зачеты,конкурсы,открытые уроки.Чистый пиар,самое неприятная сторона которого-использование ребенка.
Ирина.
06.04.2001 00:05:38, Ирина П.
У нас та же ситуация. Стоит пианино мое, муж запрещает его продавать. А ребенок вроде бы хочет заниматься, слух идеальный, но очень слабенький в смысле здоровья, не выдержит напряга муз. школы. Я сама-то еле выдерживала (меня мама отдала в 5 лет, в подготовит. класс, потом 2 года в первом классе + 7-летка - в результате я там "парилась" 9 лет, намучилась страшно, любовь к музыке отбили напрочь ужасными методами преподавания и наказания, могли на 3-4 часа оставить в запертом классе за невыученный урок). Теперь как прохожу мимо музыкалки, меня вдрожь бросает, хотя окончила на пятерки. Ну как отдать туда своего больного ребенка? А он так просится... У нас маленький городок, музыкалка одна, и преподы там все те же, только постарели... :((( А училась я на скрипке. Играю неплохо, а толку? 05.04.2001 16:23:43, Наташа и Игорек
Наташа, наймите частного преподавателя. Для вас это самый лучший выход. И нервы у ребенка будут целы и развитие пойдет вперед, ИМХО. Я своим взяла препода пару месяцев назад, довольна как слон. 06.04.2001 01:17:14, Маруся
Ты не могла бы рассказать как препод занимается с Федей.Мой Женька немного младше чем Федя, но я тоже подумываю о занятиях музыкой, наверное сама пока бы занималась с ним, но не представляю с чего начать и как лучше строить занятия. 06.04.2001 23:23:16, Tanya
Танюш, посмотри чуть ниже, я уже писала об этом подробоно. Сообщение называлось "для Лары Р.",кажется. 08.04.2001 00:22:12, Маруся
Вот, нашла: Тема: Ларе Р. и всем, кому интересно
Лара, мы занимаемся с преподавателем 2 раза в неделю по 30-40 мин. Она концентрирующая пианистка и я считаю, что нам с ней очень повезло :). Очень мягкая, душевная интелегентная женщина, выпускница гнесинки. По ее словам "на инструмент" ребенка ставить надо не раньше 4 лет и то, если руки "подходят", до этого - общие музыкальные занятия: попевки, отбивание ритма, узнавание ритмического рисунка, импровизация. Во время занятия она использует бубны, шумелки, металофон и аккомпонирует на ф-но. Играет Федьке пьески-настроения, а он ей на дудочке подсвистывает :). Внимания хватает как раз минут на 30-40 :). наши серьезные занятия начнутся в октябре-ноябре, раньше смысла нет.
А со старшим она занимается уже второй месяц на инструменте. для меня главный критерий это то, что ребенку НРАВИТСЯ и он сам несется к инструменту проиграть что - то новенькое.
И еще: нужно четко определятся с инструментом, к сожалению тут подсказать могут лишь профессионалы. Например, если у ребенка частые простуды, астма и тому подобные проблемы с дыхалкой, то ему дорога на духовые. если руки "подошли", то будет из него пианист, если нет - то увы, занятия радость не принесут и т.д.
Удачи!
18.3.2001 6:29:24, Маруся
Ответить

Спасибо большое, Маруся. Мы пока занимаемся сами, тоже со всякими шумелками, дудочками, гармошками и бубнами. А для пианино ещё ручки маленькие, поэтому получается барабанная дробь, а не игра. Очень многие советуют мне вообще не подпускать ребёнка к пианино, говорят, научится барабанить двумя пальцами, потом не переучишь. Я и не знаю, что делать.
19.3.2001 18:30:0, ЛараР
Ответить

Пожалуйста! :).
>Очень многие советуют мне вообще не >подпускать ребёнка к пианино, говорят, >научится барабанить двумя пальцами, >потом не переучишь. Я и не знаю, что >делать.
Мой Кирюха тарабанил по клавишам чуть ли не с рождения (еще с Москве), а заниматься на инструменте начал лишь в 6 лет. Никакого негатива! пусть тарабанит в свое удовольствие, если есть интерес к звукам, ИМХО.
19.3.2001 21:58:17, Маруся
Ответить
08.04.2001 00:33:22, Маруся
Прочитала, Спасибо.Думаю лучше мне все-таки поискать хорошего препода, у самой все-таки так не получится. 09.04.2001 22:32:50, Таня
А это мысль!!! 06.04.2001 23:07:53, Наташа и Игорек
Наташ, а что Вы сами его не учите? У меня всех друзей родители учились. А скрипка классно сочитается с гитарой и песнями. Правда-правда, у нас приятель играет, все очень любят такое сочетание. 05.04.2001 19:49:18, Ленка
Да не умею я учить, у самой терпения не хватает, да и методику не знаю, как надо правильно, последовательно учить. Не могу сдеживаться, по десятому разу одно и то же долбить, раздражаюсь от этого. Чтобы быть педагогом, надо иметь к этому ПРИЗВАНИЕ. А я - полная противоположность. 05.04.2001 22:34:21, Наташа и Игорек
Поделюсь своими соображениями.
Учиться на фортепиано (ИМХО) скучно. Хорошо бы отдать на какой-нибудь "интересный" инструмент, например духовой - флейта, кларнет, гобой. Во-первых, обучение на духовом инструменте в муз. школе - 5 лет, а не 7, как на фортепиано (т.е. можно подождать и отдать попозже). Во-вторых, все равно идет обязательный второй инструмент - фортепиано, так что на нем тоже научится. В-третьих, требование к слуху ниже при приеме на духовые. В четвертых, дети играют в оркестре - интересно.
Я закончила муз. школу по флейте, на фортепиано тоже немного играю, гитару уже позже сама освоила.
Муз. слух - тема отдельной диссертации :-))) У меня его вообще не было - ну просто "медведь на ухо наступил". Развился благодаря муз. школе! Конечно, он не абсолютный, но вполне терпимый.
Тоже знаю многих людей, очень жалеющих, что нет музыкального образования. Мне кажется, лучше его получить и потом не пользоваться, чем если его будет всю жизнь не хватать.
05.04.2001 16:18:46, Газель
Точно! Вот совершенно согласна!
Почему-то все мои знакомые девочки, закончив муз.школу по классу ф-но, отворачивали его потом клавиатурой к стене, образно выражаясь...
Я 7 лет училась играть на скрипке. Не родители отдали, а САМА захотела. Ф-но было обязательным вторым инструментом. Потом уже сама научилась на гитаре и немножко на флейте.
А в МГУ-шном оркестре играла уже студенткой.
Не пропала охота. И сейчас тоже.
Главное, чтобы обучение не было обязаловкой - когда не самому ребенку хочется. Нужен интерес, это самое важное.
А чем объяснить феномен с ф-но, не знаю. Гаммы, вроде бы, и на скрипке пиликают, и на флейте...
05.04.2001 22:33:19, Маша Говтвань
Большое оно. с собой не принесешь. А потом сколько в оркестре нужно скрипок и сколько роялей? 05.04.2001 22:50:15, Ленка
Зато ты же не можешь одновременно играть на скрипке и петь. А на рояле - вполне:-)
К тому же рояль - это самодостаточный инструмент. Для рояля соло гораздо больше произведений, чем для скрипки соло, и тем более флейты.
Но... вот скучный инструмент, такое у меня впечатление осталось. На клавесине было бы, наверное, интереснее играть.
И я очень поддерживаю Газель. Ребенка надо учить играть на интересном инстументе. Мой приятель учился играть аж на фаготе:-)))))
06.04.2001 00:01:24, Маша Говтвань
А я люблю ф-но до дрожи в пальцах. Наверное это от учителя зависит. У меня была интелигентнейшая тетка 70 лет, которая курила беломор, беседовала со мной о Франсуазе Саган и сборе хлопка и протащила на моем выпускном регтайм Скотта Джоплина вместо обязательного трехголосья Баха :). 06.04.2001 01:23:04, Маруся
Я тоже подумываю дочку на флейту отдать. А постарше, если захочет, то уже на гитаре учиться. 05.04.2001 19:52:15, Ленка
По-моему, главное - желание ребенка. У меня дочь занимается ф-но с 3 лет и бежит в музыкалку впереди меня. И слух РАЗВИЛСЯ (арньше был точно стадо слонов потопталось, а сейчас - ей 4,7 - спиной к инструменту называет ноты, которые играют). Мое мнение - дать ребенку попробовать. Бросит через год - ну что поделать, но Вы избежите упреков "вот, ты менчя не отдала, поэтому...". А ежедневные часовые занятия - это не главное. День ребенок сидит полтора часа - день - 15 минут, лишь бы ей это нравилось. Или Вам обязательно на конкурс Чайковского попасть? :-)))) 05.04.2001 16:07:20, ТаВи
А скажите, пожалуйста, где так рано берут, а то нас и в 4 не принимают..((( 05.04.2001 16:15:27, Сандра
Увы, в Краснодаре. А Вы, судя по регистрации в Москве. 05.04.2001 22:42:49, ТаВи
У нас аналогичная ситуация. У Димки отличный слух и ритмика, а у меня стойкое отвращение к музыке. Вот мы и в раздумьях... 05.04.2001 15:39:36, Нюша
Моя ситуация. Я закончила муз. школу, с отличием, между прочим, а по поводу сына сказала:"Только через мой труп". Никаких трупов не было. Пошли записываться в Школу искусств на изобразительное отделение, а он в слезы - хочу на играть и все. Дома фо-но стоит. Год отучился на подготовительном отделении и с преподавателем (тоже его инициатива) - Французскую песенку Чайковского играем. А на танцы не ногой - хотя это моя несбывшаяся мечта. Вот и пойми - куда их отдавать, а куда нет. Нам между прочим муз. школа усидчивость стала прививать. 40-50 мин. сидит за инструментом. 05.04.2001 14:19:48, Elka
У меня абсолютно аналогичная ситуация.
И я тоже мучаюсь эти вопросом.
Сама водить дочку в муз. школу я не смогу, т.к. работаю,
а моя мама водить внучку на "музыку" отказывается.
Вот, танцы и бассейн - это другое дело.
Ее главный аргумент:"Тебя отводила 5 лет, а толку никакого. ( :-(( )
Вон у тебя сколько подружек, которые не учились музыке, и ведь не хуже тебя!"
Мама считает, что если я не стала музыкантом, то время потрачено зря.
Но ведь я то понимаю, что это не так.
Ребенок - как губка, впитывает все, что видит, слышит.
Поэтому любое занятие, будь то ИЗО-студия, танцы, спортивные секции,
посещение театров, выставок и т.д., формирует личность.
И человек не обученный музыкальной граммоте - в чем-то, обделенный человек, ИМХО.
Вспомним воспитание в дворянских семьях:
французский, музыка, живопись, литература, спорт, стихосложение, этикет,
умение любоваться природой. Всему этому можно научить!
Раз с музыкальной школой у нас не получается, я хочу найти преподавателя музыки,
который бы ходил к нам домой раз в неделю, желательно по выходным.
Но пока это - только мечта.
05.04.2001 13:58:24, Татьянчик
Как сейчас помню, у нас в музыкалке висел большущий плакат: "Без музыкального воспитания невозможно полноценное развитие ребенка" Сухомлинский...))) (за точность цитаты не ручаюсь, а смысл такой) 05.04.2001 16:19:01, Сандра
А в кабинете географии: "Нет науки более интересной и увлекательной, чем география. Пржевальский" :) 05.04.2001 19:50:14, ЮЛА
А в кабинете НВП: "Дисциплина - вот главная сила советской молодежи" В.И.Ленин (?) 06.04.2001 00:49:27, Нюша
Подвожу итог:
"В человеке все должно быть прекрасным - душа, мысли, тело .."
Это не я сказала (первоначально) :-( - опоздала :-)
09.04.2001 10:53:57, Татьянчик
Ищите своего УЧИТЕЛЯ! С хорошими отзывами и результатами. К сожалению, в большинстве муз. школ отбивают все желание и индивидуальность ребенка. Дети играют по нотам 5-7 лет, а потом никогда не садятся за инструмент. Мой брат никогда в муз.школу не ходил, но был очень музыкальным. После технического вуза поступил в училище искусств по классу контрабаса, сейчас играет в симфоническом оркестре и заканчивает институт искусств (консерваторию). Сочиняет музыку и стихи, играет на чем угодно, в-общем творческая личность. Если найдете ПЕДАГОГА, занимайтесь обязательно. Но только не ходите к замотанным тетенькам, которым лишь бы отмотать часы. 05.04.2001 13:58:00, Мери Поппинс
Посоветуйте,пожалуйста,как искать?
Я заходила в Гнесинскую детскую школу,
но секретарь сказала,что учителя не
распространяются на счет своей частной практики.
05.04.2001 14:10:28, Татьянчик
Если бы знала, отдала бы учиться свою девочку. :-) Посмотрите, у кого из педагогов хорошие результаты, к кому все рвутся. Хотя и это еще не критерий отбора. В-общем, методом опроса... 07.04.2001 17:06:11, Мери Поппинс
Через знакомых, как всегда :). 06.04.2001 01:23:48, Маруся
Я как человек у которого нет слуха (а может его просто в свое время не развили) и никогда не занимающийя музыкой, щитаю что меня все таки "лишили" в моей жизни. Сын наш начинает сейчас играть на пианино ему 5.5 лет, ничего кроме полезности занйтий я не вижу, ведь та же самая усидчивость и внимание развивается. Правда занимаемся мы по методу Сузуки, многие особенно в России его критикуют за несерьезность и "непрофессионализме", бытует мнение что ето больше для "общего" развития, но ребенку нравится, да и профессионального музыканта мы из него "делать" не собираемся. А вот нащет походил бросил, у нас к етому специальное отношение, мы даем как правило время месяц два на решение будешь ходить или нет если решает что будет ходить назад дороги нет, по крайней мере сезон доходить надо. Практически всем детям в етом возрасте на каком то етапе надоедают занятия, но мы щитаем что чувство ответственности за принятые решения тоже нужно развивать, проще всего сидеть дома и ничего не делать, а потом сожалеть что позно что то начинать. 05.04.2001 12:43:45, lise








18+
Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!