Раздел: Развитие, обучение

В блог Подписаться на Дзен!

Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.

Шахматы от Сухина

Главная задача родителей при обучении дошкольника шахматным азам - не натаскивание будущего чемпиона мира, а воспитание ребёнка, который в школе будет учиться только на 5 и школьные уроки по всем предметам делать самостоятельно! Мне это удалось. Хочется, чтобы и Вам удалось!
С 1 по 4 апреля на Вашем замечательном сайте очень интересно проходило обсуждение моих методик. К сожалению, я узнал об этом только сегодня (а также о том, что за последние 3 года это далеко не первое обсуждение!), иначе откликнулся бы сразу, так как на многие вопросы участники обсуждения не нашли ответы. Постараюсь ответить, как можно короче. Все последующие рекомендации касаются нормальных детей (особо одарённые усваивают материал ещё раньше). 2-4 летних детей нельзя отдавать в шахматные кружки, с ними следует заниматься дома. Детей 5 лет уже можно доверить педагогу, занимающемуся с группой 6-15 человек (не более), но таких специалистов очень мало. Ведь, как правило, опытные игроки не знают детскую психологию, а хорошие педагоги не знают тонкостей шахматной игры. Каждый родитель сам может научить своего ребёнка 2-6 лет играть в шахматы! С 2-3-летними детьми можно начинать шахматные занятия: в игровой форме объяснить названия фигур, их ходы и поиграть на уничтожение на фрагментах доски фигура против фигуры (по книге "Волшебные фигуры, или Шахматы для детей 2-5 лет"). Мат объяснять не раньше, чем ребёнку исполнится 4 года. Заниматься с детьми 4-6 лет следует по книге "Удивительные приключения в Шахматной стране", используя задания на фрагментах доски из пособия "Волшебные фигуры", но не наоборот. Именно так я уже более 15 лет занимаюсь с группами детей 3-6 лет (был такой вопрос: "Интересно, какой у него опыт есть с детьми?")
В заключение, ещё раз спасибо Irkin, Tanya, Дианне 1, Лёке, Ольге Оводовой и другим участникам обсуждения за тёплые слова в адрес моих книг! С удовольствием отвечу на все вопросы, касающиеся методических тонкостей!
Игорь Георгиевич Сухин, научный сотрудник Института теории образования и педагогики РАО 50-ти лет, автор 50-ти книг для детей и родителей, отец двух золотых медалисток.

08.04.2003 11:32:00,

46 комментариев

От кого: Настройки

Вы не авторизованы.

Если Вы отправите сообщение анонимно, то потеряете возможность редактировать и удалить это сообщение после отправки.

E-mail:
получать ответы на E-mail
показывать ссылки на изображения в виде картинок
Игорь Георгиевич, зравствуйте! У меня к Вам несколько вопросов.Меня прежде всего интерисуют книжки про гномиков сколько их (книжек) всего? (сын очень любит математику). Есть ли ваши книги в продаже в Екатеринбурге и скотлько они стоят? И если их нет в продаже "на периферии", то как их можно купить в Москве?
Зарание большое спасибо!
11.04.2003 12:13:34, Катя Ч
Про Загадалку, Забывалку и Путалку я написал две большие книги. 1) "800 новых логических и математических головоломок" (СПб, Союз, 2001, http://suhin.narod.ru/mat1.htm и mat2.htm), она должна быть в Интернет-магазинах (быть может, подруги Вам точнее подскажут, я в гипер-пространстве плоховато плаваю), да и в Вашем городе она может быть, поищите. 2) "Литературные викторины, тесты и сказки-загадки для дошкольников и младших школьников" (М.: Новая школа, 1998, http://suhin.narod.ru/zag2.htm), эта книга, кажется, сохранилась только у автора (а вот "800 новых…" у меня практически не осталось, но, думаю, Вы её и так найдёте). Но вторая книга - не математическая. Ещё о моих гномах есть почти в каждом номере "Мурзилки", но там только задачи, и чуть-чуть в пособии "Мойдодыр, Черномор, Снеговик и другие" (литературные викторины, http://suhin.narod.ru/vic6.htm). Что касается математики, то кроме "800 новых…" недавно мне удалось опубликовать очень значимую книгу "Весёлая математика: 1500 головоломок для математических олимпиад, уроков, досуга: 1–7 класс" (М.: ТЦ "Сфера", 2003, http://suhin.narod.ru/mat3.htm), она есть во всех Интернет-магазинах. В этой книге рассмотрен один из самых перспективных видов занимательных задач, позволяющих ребёнку быстрее приобрести навыки арифметических вычислений: задания с одинаковыми цифрами (пример: "Представить тройку с помощью пяти четвёрок"). Но в этой книге гномов нет (там приключения цифр). Спасибо, Катя, за вопрос. Вопросы, касающиеся моих не шахматных книг мне особенно дороги и интересны. 11.04.2003 13:48:17, От Сухина
Вот наткнулась на Сайт "Занимательные и методические материалы из книг Игоря Сухина: от литературных затей до шахмат" 09.04.2003 11:38:47, Аришка
Думается, Вам должны понравиться многие материалы. А страница, которую Вы указали - о математических приключениях трёх весёлых гномов Путалки, Загадалки и Забывалки. Если кому материалы про них не понравились, напишите. "Чёрных шаров" по этой книге я ещё не получал. 10.04.2003 09:20:25, От Сухина
Игорь Григорьевич! очень понравилась страничка, большое СПАСИБО!!! 11.04.2003 12:51:46, Аришка
А где еще в интернете посмотреть Ваши работы? 10.04.2003 11:13:01, Sofia
На моём сайте. В Яндексе наберёте "Сухин" и 1-я позиция именно он. Это самый быстрый путь. Я сам не люблю пользоваться английскими буквами, чтобы попасть на нужный сайт. Через Яндекс проще... Спасибо за интерес к моим книгам. Сегодня я встречался с Алютой (автором одного из интересных сообщений). Пообщаться было очень интересно. Уверен, что все родители - читательницы моих книг - такие же замечательные люди! Спасибо. 10.04.2003 12:47:00, От Сухина
Спасибо (-) 10.04.2003 16:06:09, Sofia
Добрый вечер, Игорь Георгиевич! Давно интересуюсь Вашей мотодикой, но мне никак не удается купить Ваши книги. На Вашем сайте я уже нашла телефон, по которому я смогу в Москве купить их. Мы скоро переезжаем в Москву и я хотела бы найти для своего сына хорошую шахматную секцию. Мини-школа "Вырастайка-М" находится слишком далеко от нашего дома в Москве. Посоветуйте, куда я могу определить свое чадо. Район проживания у нас будет - м. Маяковская. Заранее спасибо! 08.04.2003 23:04:00, КсеНика
Очень приятно получить весточку от инициатора интереснейшего шахматного обсуждения в конференции "Ребёнок от 3 до 7" 1-4 апреля 2003 г. Когда приедете в Москву, звоните по 966-79-48. Мои книги ждут Вас. К сожалению, информации по добротным шахматным секциям у меня пока нет. Надеюсь, со временем сами мамы и папы снабдят меня подобными адресами. Быть может, я все их проверю сам, чтобы не рекомендовать "втёмную"… Пока же я вижу, что Ольга Оводова из Зеленограда и Анна Горбенко из Санкт-Петербурга на правильном пути. 09.04.2003 02:29:38, От Сухина
Игорь Георгиевич, а задачки по математике, литературные викторины - это не ваши? 08.04.2003 19:33:46, Sofia
Большое спасибо именно за этот вопрос. Действительно, разные категории педагогов у нас в России знают разных Сухиных: 1) шахматиста-методиста, 2) автора многих книг литературных затей для детей 5-9 лет (пособие "Незнайка, Хоттабыч, Карлсон и все-все-все" сослужило добрую службу многим учителям начальных классов и библиотекарям), 3) создателя логопедических скороговорок нового типа, построенных на одном звуке (пример на звук "Щ": Тощий немощный Кощей тащит ящик овощей), 3) автора занимательных математических головоломок для детей 6-12 лет (тут удалось реализовать много интересных идей), 4) разработчика книг детских кроссвордов и 5) постоянного автора журнала "Мурзилка", где многое из перечисленного публикуется. Мне и самому удивительно, что ПОКА удаётся плодотворно работать в столь различных сферах. Я пишу те книги, которые недополучил в детстве. В книге "800 новых логических и математических головоломок" с тремя весёлыми гномами - Путалкой, Забывалкой и Загадалкой - случаются забавные арифметические истории (недавно в материалах какой-то конференции меня порадовало сообщение типа "А гномиков Сухина мы всех прорешали"). В книге "Литературные викторины, тесты и сказки-загадки" эти гномы путешествуют по Тридевятому царству… Начал писать я более 20 лет назад в своём любимом жанре - сказочной повести ("Страна Грёз" публиковалась в 4 выпусках "книг-выручалочек по внеклассному чтению", но отдельным изданием так и не вышла, хотя детям нравится не меньше, чем сказки Волкова), но в те годы, да и сейчас данный жанр издателями не востребован. Писателем-сказочником я не стал. Печально. Но, быть может, это и к лучшему? Ведь кое-что интересное удалось создать. Ещё раз, спасибо София за этот вопрос. А то грустно чувствовать себя только автором (пусть и хороших) шахматных книг, когда написано 50 пособий разнообразной занимательной тематики. 09.04.2003 02:25:52, От Сухина
Мы как раз шахматами не увлекаемся, а вот Путлаку и Забывалку знаем хорошо :-) Спасибо )) 09.04.2003 15:14:17, Sofia
Спасибо Вам! Мой Путалка такой шутник, даже в Вашем сообщении две буквы в своём имени поменял. Он у меня такой! А по каким книгам Вы знаете моих гномиков? 10.04.2003 12:50:50, От Сухина
Спрошу у дочки, завтра скажу (-) 13.04.2003 19:13:42, Sofia
Спасибо! Жду!(-) 14.04.2003 08:41:44, От Сухина
Вчера вернулась в 23, когда ребенок уже спал (( Сегодня утром попыталась, но сама запуталась. Она говорит, что Путалка и Забывалка в Мурзилке были и в распечатках из Интернета. Еще я поняла, что там кто-то третий был, и все они вроде бы в разных направлениях - один загадки загадывает, другой буквы переставляет, третий считает. Один из них еще в числительных буквы переставлял (это даже я помню, потому что Лена не всегда могла сообразить, какое числительное из этих букв можно составить, и я ей советовала на бумажке все буквы написать, потом разрезать и буквы переставлять). Вроде бы она этих гномов даже рисовала. Ужасно обиделась, что я про это не помню :-((( Вечером еще поспрашиваю ))) 14.04.2003 11:50:50, Sofia
Интересно! Жду. Загадалка третий(-) 15.04.2003 08:47:09, От Сухина
Лёка
А у меня вот такой вопрос - Игорь Георгиевич, как и в каком возрасте на Ваших занятиях дети начинают играть в шахматы друг с другом? Мы пошли по Вашим книжкам уже на второй круг - с мелким, старшая, на мой взгляд, "играет" хорошо, если это можно назвать "играет" - для нее шахматная партия - задача, а не игра с противником. Она наотрез отказывается играть и с родителями и с братом, решает либо задачки либо играет с компьютером - его она, похоже, не воспринимает как противника. 08.04.2003 15:56:05, Лёка
Замечательный вопрос! И непростой. Дети-школьники, особенно 13-15 лет уже игроки, заниматься теорией им неинтересно, борьба захватывает их целиком. Дети же дошкольники очень любят именно решать задания (где нет проигравших, есть только чуть отставшие, а это гораздо меньший удар по психике), и родитель должен этот интерес всячески поощрять! Ещё 10 лет назад дети проще относились к поражениям, сейчас же очень много ранимых детей, для них поражение от родителя, а тем более от сверстника трагедия вселенского масштаба! Очень многие организаторы детских соревнований не понимают этого (или не хотят понимать?), а ведь у детей очень быстро расшатывается нервная система. Всё это печально. Если родитель видит шахматный талант своего ребёнка и делает акцент на быстрое спортивное совершенствование, это его право, его выбор. Есть дети, которые спокойно воспринимают поражения, но таких меньшинство. Шахматы должны дарить детям ум, смекалку, оптимизм, радость, но не ненужные переживания. Наш мир и так достаточно жесток, зачем же калечить ребёнка поражениями? Ведь проигрыш именно в шахматы показывает ребёнку, что он глупее кого-то. Это очень больно даже для взрослых, это не в футбол проиграть. Теперь по существу. Мне импонирует, как играет Ваша старшая! Это прекрасный путь! Жизнь - это цепь всё усложняющихся логических задач, и Ваша дочь всё делает правильно. К тому же, не нужно кривить душой, ведь что представляют собой партии дошкольников? Простое шлепанье! Оба короля стоят под шахом, дети этого не замечают… Есть ли большая польза от этого? Ответ очевиден. А вот решение всё усложняющихся задач на все 100 подготавливает малыша к школе! И про второй круг Вы хорошо написали. Но и третий круг важен! Что здесь главное? Чтобы каждый раз одни и те же задания ("лабиринты", "один в поле воин" и др.) решать чуть быстрее! Но не обязательно решать все задания подряд. Можно ограничиться теми, которые ребёнку нравятся! А какие ребёнку не нравятся? Те, которые ПОКА не получаются. Значит, их время ещё не пришло. Здесь можно было бы поставить точку, но Вы спросили конкретно: "Как и в каком возрасте на Ваших занятиях дети начинают играть в шахматы друг с другом?" Отвечаю: 4-летние в конце года строго дозировано играют друг с другом, но в течение года через занятие они играют с Весёлым Горизонталиком (моей нарукавной игрушкой) на фрагментах доски от 2 клетки на 2, до 4 на 4, фигура против фигуры на уничтожение и чаще всего побеждают. Т.е. я провожу импровизированные сеансы одновременной игры. Весёлый Горизонталик, вот озорник, с каждым малышом играет очень непосредственно… На уроках царит веселье и смех... Уф, ну сегодня и денёк! Ответил на 10 писем, каждое из которых затрагивает отдельную важную проблему. Сейчас 2 часа ночи (и всё-таки как приятно "что тебя читают"). Спасибо Лёке и всем! 09.04.2003 02:27:57, От Сухина
Игорь Георгиевич, здравствуйте, педагогика - не мой профиль (я физик), в шахматы я играть не умею (пока). Все, что у меня есть - это мой сын 5,5 лет, набор Ваших книг: "Удивительные приключения в Шахматной стране." "Волшебные фигуры, или Шахматы для детей 2 – 5 лет.", "Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны." и методические рекомендации к занятиям и "Шахматы, первый год, или Учусь и учу: Пособие для учителя".
И вот, что из этого удалось "соорудить": в ближайшей детской библиотеке уже 3-тий месяц вполне успешно работает детский шахматный клуб. Если действительность меня не устраивает, почему бы ее не изменить? Договорилась с библиотекарем, нам бесплатно предоставляют уютное помещение для занятий, денег с детей никто не берет. Мы просто проводим прекрасное время в игре, в творчестве, в общении друг с другом. Стабильно на занятия приходят 5-7 детей, возраст от 5,5 до 7 лет. Поскольку я не шахматист (мягко говоря), то меня радуют любые результаты, игра в шахматы - не самоцель на этих занятиях. Мы лепим, рисуем, вырезаем, читаем, играем. Мы делаем то, что описано в Ваших книгах, и даже немного больше :)
Дети, безусловно, научатся играть в шахматы. Но это - не главное. Главное, что процесс обучения приносит им радость, позитивные эмоции. В этом - путь к воспитанию саморазвивающейся личности. Ребенок, который ассоциирует получение знаний с позитивом, всегда будет стремиться к знаниям.
Ваша методика несет позитивный заряд, поэтому очень хочется, чтобы информация о ней стала доступнее(и в интернете, и в книжных магазинах).
08.04.2003 15:08:24, Анна Горбенко
Добрый день, Анна! Ваш отклик ещё раз убеждает меня в том, что одна из глобальных целей - научить педагога, который будет обучать дошколят - достижима. Замечу, что и свой учебный курс для начальной школы я построил таким образом, чтобы дать главным образом такой элементарный (и одновременно максимально полезный для развития ребёнка) материал, который освоил бы любой школьный учитель, даже не знакомый прежде с шахматами. Спасибо Вам! Будут проблемы - пишите. Ваш опыт очень важен и интересен.

09.04.2003 00:42:11, От Сухина
Синий краб
Уважаемый Игорь Георгиевич!
Это был мой вопрос, извините, если показался Вам резким.
Мы пытались заниматься по Вашей книге "Волшебные фигуры, или Шахматы для детей 2-5 лет" с обоими детьми, но в возрасте 3 лет игра по правилам не вызвала у них абсолютно никакого интереса, а сказочный сюжет Вашей книги тоже рассчитан на более старший возраст. Как Вам удается увлечь малышей 3 лет игрой? Что именно для них интересно? Младшему 3 года сейчас, поэтому мне это особенно интересно.
А в 4,5 года дочке очень нравилось играть Ваши задачки, только очень расстраивалась от проигрышей, хоть и планово-редких :)
08.04.2003 14:00:37, Синий краб
Что Вы! Ваш вопрос совсем не был резким. Мне было интересно просмотреть именно такие "непричёсанные" материалы обсуждений моих методик, где мамы могли полностью раскрепоститься, не подозревая, что методист как бы из-за кулис наблюдает за происходящим. Я получил максимум удовольствия, например, от такого диалога: "А у меня в книжке Сухина написано с 2,5 лет - это он прикалывается?" "Наверное, прикалывается…" Но, шутки в сторону, перейдём к существу дела. Как я понял, при разыгрывании учебных положений Вы обыгрывали дочку, ведь она "очень расстраивалась от проигрышей". Стоп! По моим наблюдениям, за последние 5-10 лет дети стали гораздо более ранимыми, чем раньше. Во всех своих учебниках я отмечаю, что поддаваться детям надо обязательно. Это аксиома! Зачастую обыгрывать ранимого ребёнка просто преступление! Но чтобы игра не теряла цельности, родитель должен применять различные методические приёмы-хитринки. Это всё есть в моих книгах и кое-что на моём сайте, не стоит повторяться… Очень актуален Ваш вопрос о верной методике обучения именно 3-летних детей. 3-летки разительно отличаются друг от друга. Одни (их меньшинство) сразу же "заболевают" шахматами, другие с трудом усваивают простейшие вещи. Чем раньше Вам удастся увлечь ребёнка процессом обучения шахматной игре, тем быстрее будет сформировано самое важное качество будущего школьника - умение оперировать в уме! Но… если шахматы пока не вызывают интереса, то правильный путь - подождать. Никакого насилия! Интерес к шахматам очень легко отбить навсегда! Есть немало приёмов поддержания интереса к шахматам, но это тоже тема большого разговора. Но основа основ: систематичность и неторопливость. Позавчера я встречался с чудо-дедушкой! Он занимается со своей внучкой, которой сравнительно недавно исполнилось 4 года, по моей книге "Удивительные приключения…" Но как он это делает! Мало того, что он собственноручно изготовил все малоклеточные доски, все необходимые шаблоны, так он ещё на отдельные листы бумаги выписал все вопросы из книги, все важнейшие понятия (по главам), перерисовал все диаграммы. Неудивительно, что и прогресс налицо! Возвращаюсь в 3-леткам. Больше играйте на фрагментах доски, в книге "Волшебные фигуры" все подобные игры расписаны по возрастным группам - задания для детей 3 лет, 4 лет, 5-ти лет и для особо одарённых. Тут Вы можете и диагностировать уровень развития ребёнка. Вы верно подметили, что слово "выигрыш" для 3-летки пустой звук. Стимулировать стремление к победе следует опять-таки хитростью. Например, как будто бы это не Вы играете с ребёнком, а две куклы, причём каждая кукла хочет победить и т.п. Если не ребёнок проиграет Вам, а кукла Оля проиграет кукле Лене, то это для малыша как бы и не поражение вовсе (это я опять о более старшем возрасте). А вообще игру на фрагментах надо проводить не дома, а в тёплую погоду на асфальте. Рисуете мини-доску три на три клетки, и сами с малышом принимаете на себя функции фигур. Например, ладья против слона. Кто кого переборет. И учтите, многие выдающиеся гроссмейстеры даже в возрасте 4 лет нередко играли шахматными фигурками только в войну, и проигравшая армия летела в форточку… И это тоже норма.
С уважением, И.Г.Сухин.
09.04.2003 00:44:43, От Сухина
Синий краб
Игорь Георгиевич, большое Вам спасибо за ответ! Мы играли именно на фрагментах доски (разрезали картонную от шашек). По проигрышам ситуация была такая: как и написано у Вас к книге, ребенок играет белыми, а большинство задач построено так, что белые неизбежно выигрывают. Но как только встречалась та единственная задача, где белые проигрывают, дочка сразу теряла веру в себя и ждала в последующих задачах только проигрыша. Например, ладья против ладьи: "Ну конечно, у тебя ладья, ты меня сразу обыграешь.." - "Но у тебя тоже..." - " Ну и что..."
Лечилось такое долго. Спасибо за сообщение об общей тенденции к повышению ранимости, пожалуй, нам надо было вообще пропускать такие задачи. Попробуем с младшим теперь, правда, он все норовит рядом с фигурами машинки поставить, а то и вместо :)
Да, один момент. Игорь Георгиевич, сейчас мало кто из детей знает, кто такой Гурвинек. Если будете перерабатывать книгу, может, замените его на кого-нибудь другого. Получается дополнительный непонятный элемент к изучению непонятных пока шахматных понятий :)
09.04.2003 08:31:37, Синий краб
Спасибо за интересное, содержательное сообщение. О Гурвинеке верно подмечено! Книга "Волшебные фигуры" писалась примерно в 1990 году, тогда весёлых человечков все знали, сейчас же ситуация иная (книга "Удивительные приключения в Шахматной стране" лишена подобных недостатков). В своё время я хотел написать ещё один учебник для малышей (4-5 лет), где минимум героев ("ЧЁРНО-БЕЛАЯ МАГИЯ УЩЕЛЬЯ ВЕЛИКАНОВ"), про девочку Олю и доброго великана Добрыню, но подготовил только часть, а затем увлёкся другими проектами. А законченный отрывок я опубликовал в одном из сборников и поместил на своём сайте (страница chessland4). Когда-нибудь вернусь к этой книге, ведь сказочная часть получилась неплохой. Далее, о потере веры в себя. В ответах на другие письма я привёл некоторые игровые приёмы, которые нужно использовать, чтобы ребёнок не расстраивался после поражений. Посмотрите. Далее, вместо машин фигурки? А что, хорошая идея! Если малыш все фигуры ставит правильно, но вместо ладей поставит машинки, но они будут исполнять роль ладей, это допустимо. Но в разумных пределах. Кстати, о ролях. Я уже много раз писал, что наилучшая игра на фрагментах доски проходит на асфальте: мелом рисуются клетки, а Вы с малышом берёте на себя функции определённых фигур. И в заключении ещё одно важное обстоятельство. В первом варианте книги "Волшебные фигуры" был важнейший раздел "Странички из дневника", где после каждой главы я делился с родителями типичными трудностями обучения и путями их преодоления. Но издатель сказал, что книга и так получается толстая, и выбросил эти материалы. При переработке книги "Приключения в Шахматной стране" в "Удивительные приключения…" я включил и "Странички из дневника" (касающиеся обучения детей 2-4 лет). Поэтому (это уже установлено, и я сам так преподаю) при проведении занятий лучше пользоваться обоими пособиями: сказочную часть читать про Весёлого Горизонталика, дидактические игры "Один в поле воин", "Лабиринт" и др. тоже по книге "Удивительные приключения", а задания на фрагментах доски и ознакомление со "Страничкой из дневника" - по книге "Волшебные фигуры". 10.04.2003 09:26:28, От Сухина
Уважаемый Игорь Георгиевич!
Мы с большим удовольствием занимаемся по Вашей книге "Удивительные приключения в Шахматной стране". Это замечательная книга, она очень нравится и мне, и моей почти 7- летней дочке. У меня к Вам вопрос: а ведете ли Вы сам занятия в Москве для детей? И есть ли у Вас единомышленники, обучающие детей по Вашей методике, которых Вы могли бы порекомендовать?
08.04.2003 13:06:14, Ирина П
Огромное спасибо, Ирина, за Ваше письмо! Кстати, у меня есть диафильм "Приключения в Шахматной стране". В отличие от книги, художник нарисовал Клеточку не маленькой, а крошечной девочкой, и тоже получилось здорово. Кое-кто полагает, что диафильмы - это не современно, но это не так. Теперь, по существу вопроса. Последние 12 лет я преподаю по вторникам в московской мини-школе "Знайка-М" при 444 школе детям 3-6 лет. Там я один из педагогов. Мне многие говорили, что занимаются по моим методикам в группах, но пока у меня очень мало информации о единомышленниках. Раньше я упустил этот вопрос из виду (я много пишу и редко вылезаю из своей "норы", ведь существует ещё так много интересных тем, которые не проработаны современными методистами - не только в шахматах, но и в математике, логопедии, чтении и др., см. материалы моего сайта), но обещаю исправиться и наладить контакты со всеми единомышленниками! Я за сотрудничество! Надеюсь, мои единомышленники мне напишут. 08.04.2003 15:29:20, От Сухина
И Вам спасибо за ответ! Успехов Вам! 08.04.2003 22:50:32, Ирина П
Ольга Оводова
Здравствуйте, Игорь Георгиевич.
Пользуясь случаем, задам несколько вопросов. Первый вопрос, скорее даже не вопрос, а жалоба: в саду не получается. Такое впечатление, что год прошел просто впустую. Детям нравится, бегут на занятия. Но каждая новая задача, включая элементарное "напади ладьей на слона" вызывает такое искренне недоумение, что только диву даешься. И это за почти уже целый учебный год занятий раз в неделю с группами по 4 человека. Может быть дело в том, что у Вас есть какие-то особые разъяснения понятий "нападение", "защита" и других интуитивно понятных взрослому терминов?
Ходы-то они вроде бы знают, хотя и путаются. А вот с понятиями совсем туго.

Второй вопрос. Продолжаете ли Вы обучать подросших детей, которые научились играть по Вашей методике? Не мешает ли им большой опыт в игре на поражение и на ограничение подвижности пониманию того, что цель шахматной партиии поставить мат, а не уничтожить и запереть фигуры противника?
Спасибо.
08.04.2003 12:38:22, Ольга Оводова
Добрый день, Ольга! Ваше письмо мне особенно дорого. Каюсь, я сам давно хотел написать Вам, но Вы меня опередили. Я просмотрел ретроспективу материалов некоторых конференций за последние 3 года по ключевым словам "шахматы" и "Сухин" и обнаружил, что именно Вы автор многих интересных сообщений. Особенно меня заинтересовал тот момент, когда Вы вышли в гипер-пространство с просьбой: "Подскажите, есть ли хорошие методики обучения дошкольников шахматной игре", и Вам порекомендовали мои книги. Мне понравилось, что Вы сразу же разобрались, что они лучше других. Знал я и то, что Вы собрались заниматься с группой дошкольников и приступили к занятиям. Можете себе представить, как я был расстроен, когда в начале апреля Вы написали в материалах конференции, что с группой у Вас по моей методике не заладилось. И вот Ваше письмо. Насколько я помню, Вы из Зеленограда. Но, думаю, это не помешает нам как-нибудь в апреле встретиться, и я уверен, что смогу дать Вам необходимые рекомендации по поводу технологии проведения шахматных уроков.
Пока же, несколько замечаний. Не требуйте от детей слишком многого! То, что для нас с Вами элементарно, для детей труднейшая мыслительная операция! "Напади ладьёй на слона" - из категории таких заданий. Самого главного Вы уже добились! Ведь Ваши ребятки бегут на шахматный урок, как на праздник! Это удаётся далеко не каждому, уж поверьте! Вы преподаёте 1 раз в неделю. Лучше 2 или 3 - через неделю дети 4-5 лет забывают самый простой материал, это норма. Далее дети развиваются большими скачками. У меня самого был уникальный случай, когда один неглупый мальчик 3(!!!) года не мог запомнить даже названий фигур. Но к концу третьего года за 1 месяц стал чемпионом группы. И подобным примерам нет числа. Меня тоже в молодости поражало, что дети 5-ти лет с трудом усваивают такое простое понятие, как шах (что уж там говорить о мате!). Это норма. Медленно и неспешно развивается настоящий процесс обучения шахматам детей 4-5 лет, с многочисленными повторами, возвращением назад и т.п. Затем скачок, и ребёнок - отличник. Всё, победа! Не буду касаться деталей. Сейчас переписываюсь с замечательным шахматным педагогом из Франции. Раньше он занимался с детьми 8-10 лет - проблем не было. Сейчас занимается с детьми 5-6 лет - океан проблем! Не огорчайтесь!.. Вы согласны на встречу, на сотрудничество?
08.04.2003 15:31:22, От Сухина
Ольга Оводова
Игорь Георгиевич, большое спасибо за ответ и за приглашение. Я с удовольствием им воспользуюсь, если можно перенести это на май.
Интереснее всего мне просто поприсутствовать на уроке или посмотреть видеозапись.

"Бегут, как не праздник" - тут у меня есть сомнения. Мне кажется, что большая доля в этой радости - удовольствие пробежаться по коридору до другой комнатки и вообще сменить обстановку.
Занятия предполагались 2 раза в неделю, но желающих оказалось слишком много и я разбила их на группы.
Честно говоря, очень тяжело заниматься, не видя отдачи. И мне есть, с чем сравнивать - ребята 1-3 классов, с которыми я занимаюсь в ДДТ, шагают просто-таки семимильными шагами, зовут друзей и, что особенно приятно, берутся их обучать, если друзья не хотят ждать до набора новой группы в сентябре.
Думаю, дело не только в возрасте, но еще и в том, что ребята, идущие в ДДТ, уже преодолели собственную лень, оделись, вышли из дома и пришли с настроем РАБОТАТЬ. А в садике я вроде как поразвлечь их пришла, клоуны с доставкой на дом :-((
09.04.2003 10:05:21, Ольга Оводова
В мае, так в мае. Бегут радостные на урок или бегут по коридору - огромная разница. Не может быть, чтобы Вы точно не знали ответ на этот вопрос. Главное - горят ли глаза у детей на уроке? Если горят, то всё нормально. Методики обучения детей каждой возрастной группы различны. Я понимаю, в чём тут дело (эта же проблема и у французского коллеги): у Вас хорошо получается с ребятами 1-3 классов, и вы подсознательно апробируете те же методические приёмы на малышах. Иногда это ведёт к успеху, иногда нет. Вы хотите, чтобы 4-летки были такими же, как 7-летки. Так не бывает. У них абсолютно различный психофизический склад, потребности и возможности. У профессора Леонида Абрамовича Венгера про это хорошо написано (о возрастной психологии детей). Имеет значение всё - и средний уровень группы, и настроение детей, и их темпераменты (с шустриками работать значительно труднее, они хорошо всё схватывают, но мешают друзьям) и т.п. Посмотрите мои отклики на вопросы других участников данной конференции: я впервые раскрыл многие технологические тонкости (обычно методисты держат их в секрете). По большому счёту, я не открывал Америки, а просто перечитал, перелопатил тонны психолого-педагогический литературы и оснастил методику обучения шахматам ценнейшими типичными заданиями, которые используют педагоги-новаторы при преподавании математики, музыки, развития речи и т.п. Это прекрасно, что школьники на Ваших занятиях с азартом помогают товарищам. Но тоже самое с азартом делают и дошкольники!!! Например, при объявлении шаха ладьёй, 4-летки, первые справившиеся с заданием с упоительным восторгом помогают своим товарищам…

10.04.2003 09:17:44, От Сухина
Ольга Оводова
Скорее, дело не в ребятах 1-3 классов, а в моем собственном сыне, который буквально проглотил Вашу книгу в без малого 5 лет. Может быть, мог бы и раньше, да я про нее не знала. Я по наивности и думала, что все дети такие, и по хорошей методике можно и зайца научить, не то, что среднего пятилетку.
И, как я уже говорила ниже, несмотря на то, что он пришел в группу старших ребят уже играющим, сейчас он заметно отстает от них. Элементарно не хватает сил удержать в голове всю доску. До грустно-смешного, получает мат в 1 ход и плачет: "Я же видел, видел эту угрозу! Ну почему я забыл про нее и сделал ход на другом краю доски???" Поэтому у меня и есть сомнения в целесообразности такого раннего обучения. Впрочем, Вы нигде и не говорили, что рано начавшие будут хорошо играть, а только о том, что они будут самостоятельно домашку делать. Что ж, посмотрим...

Дошкольники тоже с азартом помогают, да вот беда - не справившиеся рыдают.
10.04.2003 09:44:03, Ольга Оводова
Если честно, то у меня вчера целый день было отвратительное настроение - оттого, что у Вас не получается с малышами... Это первый случай на моей памяти, когда мама-педагог (мамы не папы, мамы горазно лучше знают психологию малышей)отчасти недовольна результатами своих занятий с группой детей... Я знаю из Вашим откликов, что Вы безгранично любите шахматы, поэтому Вам казалось, что я делаю из поединков на фрагментах доски какую-то особую игру. Нет, это просто важный элемент обучения. Вы правы в главном, мой подход - шахматы для общего развития, в этом я (и ведущие педагоги) видят главный смысл обучения шахматным азам! Из Вашего последнего письма хорошо видно, из-за чего возникли некоторые Ваши трудности. Работать с группой детей 4-5 лет (даже малочисленной), это не заниматься с одним ребёнком! Тут свои особенности, тонкости, хитринки. Вы пишете, что не справившиеся рыдают. Так не должно быть. Из обилия шахматного материала (вкючая и мои книги) надо отбирать только тот, который все дети могут освоить! Это искусство педагога - давать такие задания, чтобы самый отстающий справился, и чтобы одновременно самому лучшему не было скучно, а было максимально полезно. Далее, Ваш сын играет с более старшими ребятами, и Вас удивляет, что более старшие его обгоняют. Это норма. Даже если партнёр на полгода старше, у него уже иной потенциал! Я уже вижу, что Ваш сын относится с широко распространённой категории ранимых детей (Вы пишите, что он плачет после поражения)! Я понимаю, что Вы любите шахматы прежде всего как игру, и вам хочется, чтобы ваш сын выигрывал в игре. Если бы Ваш сын не был ранимым, то Вы бы могли поступать как угодно, но ранимые дети не должны играть в соревнованиях, нельзя калечить психику малыша. Я уже много писал об этом в материалах данной конференции... Упор на развивающие задания! Вы должны заботиться о развитии детей, а не позволять им чувствовать себя глупее других детей. Проигрыш для такого ребёнка - катастрофа. Задания, задания, задания! Я понимаю, что это порой умиляет родителей - наблюдать как в большом классе малыши 4-5 лет сражаются друг с другом (у меня тоже играют, но в основном с педагогом, чтобы, по возможности, не было проигравших)! Но суть не в умилении, а в развитии. Ольга, поймите меня правильно, я сейчас специально СЛЕГКА сгущаю краски, но об этом свидетельствуют результаты последних исследований в области психологии. Сейчас в некоторых странах стали проводиться чемпионаты мира для детей до 8 лет, и ведущие российские психологи забили в набат... Все мои развивающие шахматные задания не высосаны из пальца, а разработаны на основе достижений отечественной науки в смежных областях (математика и др.)... Вас очаровывают шахматы именно как игра, но для дошкольников (и некоторых школьников)нужен иной путь - задания. Я понимаю Вас. И всё же, и всё же... Настоящее письмо я пишу из библиотеки Ушинского, время ограничено, поэтому прошу простить, если где-то дал волю эмоциям. С глубочайшим уважением и благодарностью за Ваш подвижнический труд, И.Г.Сухин 10.04.2003 13:46:33, От Сухина
Ольга Оводова
Игорь Георгиевич, не надо же так переживать! А у меня, наоборот, вчера дети для разнообразия довольно лихо ставили шахи и не капризничали.

Наверное, я недовольна именно потому, что у меня завышенные ожидания. Нужно посмотреть правде в глаза: мне интересны дети, способные оценить красоту шахматной партии и восхититься ею. Это для меня даже важнее, чем их успехи в соревнованиях.
Одно из самых приятных впечатлений от занятий - мальчик, выигравший по времени в очень интересном эндшпиле, отбрасывает часы со словами "Плевать на время, мне интересна эта партия". (Кстати, не самый сильный игрок, но очень увлеченный. Это чтобы Вы не подумали, что я люблю только успешных детей.)
Общее развитие и школьные успехи чужих детей мне малоинтересны, в этом и нашелся корень проблемы. Впрочем, часть нынешних садовских "шахматистов" окажется в одном классе с Андреем, будем надеяться, что им принесли пользу мои занятия.
Все не так уж печально. Не справившиеся рыдают только в том случае, если за них сделали ход в тот момент, когда они уже почти додумались. Таких ситуаций я, конечно же, стараюсь не допускать.
А Андрей, конечно, мальчик ранимый, но сейчас он - просто скала по сравнению с тем, как он год назад оплакивал отдельно проигрыш партии и отдельно проигрыш каждого стратегического пункта (в реверси играли). Ну так, иногда похнычет в особо обидных случаях. И шахматы помогли ему в этом - играть-то охота, а с рёвой никто не захочет. Приходилось держаться.
Не волнуйтесь, я не приношу ребенка в жертву собственным амбициям и вообще практически выставила его из секции до следующего года, решив, что пользы пока мало, пусть лучше отдыхает и бегает.
Большое Вам спасибо, я разобралась в собственных чувствах. Кстати, в школьной группе именно самый старший мальчик постоянно просит скорее-скорее закончить занятия с демонстрационной доской и перейти к игре. Теперь я понимаю, что это не случайность.
И еще, согласитесь, что ужасно приятно смотреть на думающих детей:
10.04.2003 17:48:50, Ольга Оводова
Вот это другое дело! Какое солнечное письмо! После получения Вашего первого отклика я полагал, что наша переписка будет долгой и трудной, прежде чем мне удастся убедить Вас в том, что дети есть такие, какие они есть, и что не нужно форсировать события, а нужно радоваться каждому шажку вперёд (всё дело в том, что это нам только так кажется, что у ребёнка шажок, на самом деле - это шажище!)… Как Вы верно сформулировали сейчас всё то, что я как бы спрятал между строк своего письма, какие точные слова Вы подобрали и верно расставили точки над "i"! Фантастика! Ура!!! 10.04.2003 19:41:15, От Сухина
Ольга Оводова
Приятно было пообщаться. И все-таки Вы не ответили на вопрос, заданный в самом начале: Продолжаете ли Вы обучать подросших детей, которые научились играть по Вашей методике? Не мешает ли им большой опыт в игре на поражение и на ограничение подвижности пониманию того, что цель шахматной партиии поставить мат, а не уничтожить и запереть фигуры противника? Попросту говоря, не приходится ли их переучивать?

И еще. Вышли ли обещанные учебники для второго и далее классов школы?
10.04.2003 20:02:51, Ольга Оводова
Очень смешной Ваш вопрос: "Не приходится ли их переучивать?" Так и вижу сейчас Вашу лукавую улыбку. Я сам сейчас сижу и улыбаюсь, не могу остановиться. Впрочем, Ваш вопрос очень хорош, и я воспроизведу его полностью: "Не мешает ли им большой опыт в игре на поражение и на ограничение подвижности пониманию того, что цель шахматной партии поставить мат, а не уничтожить и запереть фигуры противника?" Я позавчера читал лекцию в РГУФК, и как раз заострил на этом внимание слушателей. Обучение детей шахматным азам предполагает два больших блока. Первый блок: доматовый период, где дети должны прочувствовать каждую фигуру в отдельности и в единоборстве с фигурами противника (об этом замечательно сказал В.В.Смыслов - читайте на моём сайте); затем дети учатся координировать действия двух-трёх фигур, с целью выигрыша материала. Второй блок: координация действий фигур при постановке мата. Тут свои особенности, свои типичные положения, свои дидактические игры. И тот, и другой блок НЕОБХОДИМЫ. Почему? Дело в том, что нужно чётко уяснить себе, что же такое представляет собой шахматная партия? Правильное ведение партии таково: игроки пытаются выиграть материал, чтобы затем одержать победу с позиции силы, попутно учитывая матовые тактические угрозы. При этом развязка может наступить в эндшпиле, когда гроссмейстер, выиграв всего лишь пешечку, проводит её в ферзи, или в миттельшпиле, с помощью фейерверка жертв. Поэтому, как видим, и у гроссмейстеров игра ведётся НА УНИЖТОЖЕНИЕ, на выигрыш материала (чаще всего взаимные матовые угрозы в партиях мастеров и гроссмейстеров "проскакивают" только в вариантах). Как, например, любит и умеет играть В.Корчной? Он забирает у противника пешку (которую противник жертвует ему за лучшее развитие своих фигур или атаку), затем постепенно нейтрализует угрозы партнёра и побеждает. Ещё в большей степени игра на выигрыш материала важна для детей. Дети очень часто просматривают одноходовые матовые угрозы, но любят фигуру за фигурой побить все вражеские единицы и заматовать уже голого беззащитного короля. Почти все педагоги-профессионалы жалуются, что за время шахматного урока не все дети успевают закончить партию матом, поэтому учителям приходится присуждать победу тому из учеников, у кого перевес в силах. Видите, и здесь всё решает игра на уничтожение! Да, что говорить, многие гроссмейстерские партии - на уничтожение! Один из противников выигрывает фигуру (пусть с помощью тактической операции), и другой сразу сдаётся. Не менее значимо ограничение подвижности!!! Этот приём используют ВСЕ гроссмейстеры, и невозможно стать сильным шахматистом, не овладев им в полной мере. Это - основа основ ещё со времён блестящего методиста А.И.Нимцовича. Но если Нимцович разработал учебные примеры на ограничение подвижности для взрослого обучающегося, то я сделал это для детей. А Вы пишите: "Не мешает ли…", а Вы пишите: "Переучивать…" Огромный формат моего письма, я думаю, объясняет Вам, почему на данные вопросы я не ответил сразу, а предложил встретиться. Я пишу это послание 4 часа подряд, а при встрече объяснил бы за 10-15 минут (с помощью шахматной доски). А вообще-то, мне кое-кто из читательниц уже порекомендовал напрямую обратиться к руководству портала "7я", чтобы шахматная рубрика была постоянно действующей. Но ко мне никто с данными предложениями не обращался, а навязываться я не люблю, быть может, это для портала и не интересно… Удалось ли мне на этот раз дать исчерпывающий ответ, или же червь сомнения……………? 11.04.2003 12:25:32, От Сухина
Ольга Оводова
Игорь Георгиевич, большое спасибо за такой интересный разговор. Чтобы не вынуждать Вас тратить еще 4 часа, все остальные вопросы коплю до личной встречи. 13.04.2003 18:01:18, Ольга Оводова
И Вам спасибо!!! Напишите свои вопросы мне по электронной почте, не стесняйтесь. Многие полагают, что неудобно отнимать у специалиста много времени. Это мне в рамках Конференции было сравнительно непросто одновременно отвечать на массу откликов (но вместе с тем и очень интересно!) А сейчас после Конференции - двойственное чувство. С одной стороны, наконец-то можно вернуться к творческой работе (планов громадье), а с другой стороны - молчит телефон, "молчит" е-мейл - и грустно... Очень мало пока в России (да и в мире) специалистов, занимающихся с группами детей 4-5 лет. Я рад каждой микроинформации о такой работе. ВСЕ понимают, что это ОЧЕНЬ ВАЖНО, но могут - единицы. Тернист этот путь и ОЧЕНЬ труден. И лучшая награда - горящие глаза детей! Честь Вам и хвала!!! 14.04.2003 08:26:25, От Сухина
Да, второй год издан месяц назад. Но неужели Вы давно не были на моём сайте??? Там даже страничка есть с обложкой второго тома (я две недели назад добавил картинки-обложки всех своих книг). Правда, второй том не вполне уместился в мой сканер, и картинка получилась "грязной" (компьютерщик я слабый). Стыдно, конечно, так подавать себя в Интернете, но я подумал, пусть уж лучше пока такая будет, а потом кто-нибудь из моих единомышленников пришлёт качественную картинку, и я с удовольствием заменю свою. Как это ни странно, но из Интернета я скачал обложки почти всех своих книг, даже пособия для учителя (о котором Вы упоминали) "Шахматы, первый год, или Учусь и учу", а вот обложек 1 и 2 тома там нет (поэтому и обложка 1-го тома у меня на сайте неудачная). А на первые Ваши вопросы я ответил. Я написал: "Нужно встретиться". Уверен, у Вас не 2 вопроса, а гораздо больше. Но раз уж Вы повторяете их, я, конечно же, отвечу.
1) Нет, старшеклассников я не обучаю. Это связано с тем, что методики дальнейшего обучения уже разработаны другими специалистами (и в России, и за рубежом), а вот обучение детей 2-6 лет тайна для многих. А я люблю именно трудные неразработанные темы в шахматах, математике, логопедии, чтении и др.! Вы же сами пишите, что с обучением детей 1-3 классов проблем нет! Тут важен один нюанс. Учебник "Шахматы, первый год, или Там клетки чёрно-белые чудес и тайн полны" написан для первого года обучения в начальной школе с таким расчётом, что эту методику могут освоить педагоги, не умеющие играть в шахматы. Но я одновременно попал в трёх зайцев: по этому учебнику также уже 5 лет с удовольствием занимаются с детьми родители, хорошо играющие в шахматы (даже без методички, как Вы писали в одном из сообщений на конференции "Раннее развитие"), а также шахматисты-разрядники охотно используют его, как прекрасный задачник (например, во Дворце пионеров на Воробьёвых горах и т.д. и т.п.) И ещё: в книге "Удивительные приключения в Шахматной стране" (эта моя лучшая книга!) дан материал сразу двух лет обучения, хотя второй год представлен и частично (разделом о комбинациях). К тому же, очень многие педагоги при проведении уроков в школе во 2, 3 и др. классах используют мою книгу "1000 самых знаменитых шахматных комбинаций", ведь раздел о комбинациях (шахматной эстетике!) занимает в моей программе и учебнике 2 года центральное место. Вы можете сказать, что и до моей книги выходили хорошие сборники комбинаций. Книги эти были хорошими, но почти в каждой второй из приведённых комбинаций я обнаружил иные решения (даже у самым известных комбинаций!), а то и опровержение! Это плод огромной работы. Представляете, ошибки у Морфи, Чигорина, Стейница, Филидора и др.!!! Так вот, я не знаю, какими сборниками комбинаций Вы пользуетесь, но каждый подобный пример, предлагаемый для решения школьникам, должен быть кристально чистым, т.е., если в позиции есть несколько верных решений, то указывать нужно все ОБЯЗАТЕЛЬНО. А то, что получается? Педагог расставляет на доске, к примеру, всемирно известное положение из матча века 1970 г. Ларсен - Спасский, и предлагает детям провести выигрышную комбинацию. Кто-то находит альтернативный ход 1… С:е3!! (не указанный ни в одном из подобных сборников), а педагог говорит: "Неверно". Подобное наблюдается очень часто на занятиях в математических кружках (3-7 классы): многие головоломки с одинаковыми цифрами ("Представить тройку с помощью пяти четвёрок") имеют несколько решений, но в ответах приводится только одно (я об этом книгу написал, знаете, конечно). Извините, господа методисты! Либо решение должно быть единственное (это лучший путь), либо в ответе укажите ВСЕ решения, иначе методическая ценность таких занятий равна нулю! Да, что там говорить, даже самая знаменитая логическая задача всех времён и народов "Волк, коза и капуста" допускает ДВА верных решения (пусть и "зеркальных"), но в каждом сборнике затей приводится только ОДНО, да и то часто с ошибками. Я об этой задаче статью опубликовал в 2002 году в журнале "Начальная школа". К сожалению, весь ответ не уместился. Ответ на второй вопрос сделаю отдельным посланием.
11.04.2003 12:23:20, От Сухина
Скажите, а где в Москве можно приобрести ваши книги с минимальной наценкой? И как Вы относитесь к СD для детей по шахматам, если положительно, то какие считаете удачными? 08.04.2003 12:13:56, АЛюта
Звоните мне по контактному телефону 966-79-48, большая часть книг у меня есть, хоть и не все. Минимальная наценка, конечно же, у автора! Что касается дисков, то это тема очень большая. Основное "но", ребёнку нельзя заниматься больше 5 минут на компьютере! Поэтому, максимум живого общения! 08.04.2003 15:33:00, От Сухина
Хотелось бы спросить, а по каким методикам занимаются дети в шахматных школах? Сама я в шахматы не играю, но у нас рядом с домом шахматная школа олимпийскогго резерва и там набирают группы 4-5 леток. хотела отдать туда ребенка. 08.04.2003 11:55:06, Катя Ч
В обычных школах занимаются именно по моим методикам и учебникам "Шахматы, первый год" и "Шахматы, второй год". Только моя программа получила гриф "Рекомендовано Министерством образования России" и входит в сборник "Программы общеобразовательных учреждений", который есть в каждой школе. Про специализированные школы, к сожалению, у меня пока нет информации, она меня также интересует. Поэтому буду благодарен за любую подобную информацию, чтобы в дальнейшем рекомендовать родителям лучшие школы (не обязательно работающие по моим методикам). Конечно же, нужно собирать банк информации о творчески работающих педагогах с детьми 4-6 лет. 08.04.2003 15:34:49, От Сухина


Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!