Cреди всех методик обучения чтению, существующих на сегодняшний день в России, самой быстрой и самой результативной методикой является "Ребус-метод" Льва Штернберга.
Не верите? Посмотрите ниже двухминутное видео и убедитесь сами.
Девочка на видеозаписи еще не умеет читать, она еще даже не знает букв. Всего несколько минут назад эта девочка познакомилась с "Ребус-методом" Льва Штернберга, и результат уже на первом занятии вот такой:
[ссылка-1]
Как видите, ребенок читает.
Ребенок читает сразу.
Ребенок читает сам.
Ребенок читает и понимает прочитанное.
Ребенок читает, и процесс чтения доставляет ему удовольствие.
А взрослый при этом тратит минимум сил и времени, чтобы поправить ошибки ребенка.
В какой другой методике соединяются столько положительных моментов сразу?
Конечно, девочка на видео читает еще не по-настоящему, то есть не буквами, ведь букв она пока еще не знает. Она читает слоговыми пиктограммами, которые сливаются в целые слова намного проще, чем буквы. Именно в этом и заключается «Ребус-метод». Ребенок сначала учится читать, то есть учится держать во внимании несколько слогов подряд, учится переставлять ударение, изменять безударные гласные, оглушать где надо звонкие согласные, учится понимать отдельные прочитанные слова и целые предложения - и только после всего этого начинает учить буквы. После всего или прямо в процессе, по ходу дела.
РЕБУС-МЕТОД
Каждый маленький ребенок, еще не знающий букв и еще не умеющий читать, думает, что слово "курица" начинается со звука КУ.
Обычно взрослые спешат скорее поправить ребенка и начинают пояснять ему про первую букву в слове. Однако малыш этих взрослых пояснений не понимает, ведь с правилами чтения букв он еще не знаком.
Мы предлагаем не спорить с ребенком, ничего не пояснять ему про буквы, а следовать его естественному речевому восприятию. В этом случае обучение чтению превращается в забавный, очень простой и очень понятный процесс.
ПЕРВЫЙ ШАГ (сговор о правилах):
Мы называем ребенку ОДНО ЦЕЛОЕ СЛОВО, а он в ответ должен произнести только НАЧАЛО ЭТОГО СЛОВА
кошка - КО, ложка - ЛО
мышка - МЫ, шишка - ШИ
маска - МА, пальма - ПА
белочка - БЕ, девочка - ДЕ
люстра - ЛЮ, юбка - Ю
тряпка - ТРЯ, ящик - Я
ВТОРОЙ ШАГ (уже началась игра):
Мы называем подряд ДВА СЛОВА, а ребенок в ответ должен произнести подряд ТОЛЬКО ИХ НАЧАЛА.
маска-маска -МА-МА
пальма-пальма - ПА-ПА
туфли-чайник - ТУ-ЧА
курица-чайник - КУ-ЧА
повар-лейка - ПО-...
молния-репка - ...-...
ТРЕТИЙ ШАГ (усложнение игры):
Мы называем подряд ТРИ СЛОВА, а ребенок в ответ должен произнести подряд ТОЛЬКО ИХ НАЧАЛА.
маска-листик-наволочка - МА-ЛИ-НА
маска-шишка-наволочка - МА-ШИ-НА
бусы-маска-галстук - БУ-МА-...
галстук-зебра-тапки - ГА-...-...
кактус-репка-тапки - ...
заяц-ножницы-заяц - ...
Обычно дети, достигшие пятилетнего возраста, с первого занятия легко решают на слух такие ребусы из трех слов. А вот четырехсложные ребусы вызывают затруднения даже у шестилеток.
(еще одно усложнение, хорошее упражнение для развития внимания):
бусы-рак-тигр-ножницы - ...
пальма-утка-тигр-наволочка - ...
курица-курица-ручка-заяц - ...
банка-тапки-репка-ящик - ...
Дети забывают исходные слова, теряют последовательность звуков, пытаются угадать конечное слово и часто ошибаются. Сказывается недостаток концентрации внимания, неумение сосредоточиться. С одной стороны, ради развития этих важных качеств стоило бы продолжать такой устный тренинг. Но можно и облегчить задание, дав наконец ребенку зрительную опору в виде предметов или их нарисованных изображений. При появлении зримых объектов начинается процесс настоящего чтения.
Используя этот прием, ребенок может легко выучить буквы, потому что в контексте целого ребуса буквы запоминаются намного легче, чем отдельно.
аист-наволочка-наволочка-С - А-НА-НА-С
повар-мишка-домик-Р - ...
банка-рак-банка-Н - ...
муха-рак-веник-Й - ...
Конечно, для обучения настоящему чтению ребенок еще должен выучить буквы и научиться их соединять в слитные слоги. В "Ребус-методе" существует целый комплекс разнообразных учебных пособий, которые позволяют легко и правильно выполнить эту задачу. Учебные пособия Ребус-метода содержат в себе одновременно пиктографическое и буквенное написание, и это сочетание создает ребенку прекрасную опору в обучении. Различные вариации учебного материала позволяют педагогу проводить занятия во всевозможных видах и формах: в группах, подгруппах, индивидуально. Дети могут работать как под руководством взрослого, так и совершенно самостоятельно.
Полное методическое описание Ребус-метода вы можете найти на сайте [ссылка-2]
Щелкнув правой клавишей мышки по картинке внизу, вы можете открыть это изображение, а затем, щелкнув правой клавишей еще раз, сохранить изображение у себя на компьютере. После этого вы сможете распечатать сохраненную картинку на листе формата А4 и поиграться с ребенком в самые простые ребусы из методики. Эта игра является очень точным тестирующим упражнением, показывающим, готов ли ребенок к обучению чтению в принципе. Дети до 4 лет правил этой игры не понимают и обучать их чтению просто преждевременно.