"Самостоятельное прохождение стадий захвата карандаша – важный элемент развития в дошкольном возрасте.
НЕ заставляйте дошкольника держать карандаш так, как держат дети школьного возраста – тремя пальцами. Это может принести больше вреда, чем пользы. Так ребенок скорее научится держать карандаш неудобным для себя образом, и потом будет очень сложно переучиться.
Ребенок учится захватывать карандаш по мере того, как укрепляются мышцы плеча и руки и он учится их контролировать.
Естественное физическое развитие связано с крупной моторикой – ползанием, карабканьем, толканием и т.д. По мере освоения этих действий укрепляются мышцы рук и плеч. Это и поможет ребенку самому научиться захватывать карандаш правильно.
Существуют принципы физического развития тела: «от большого к малому» и от «ближнего к дальнему». Это означает, что у детей более крупные мышцы туловища и рук развиваются прежде мелких мышц кисти, а мышцы, находящиеся ближе к центру тела (плеч) развиваются прежде тех мышц, которые находятся дальше от центра (кисти).
Когда ребенка заставляют «правильно» держать карандаш ДО ТОГО, как мышцы плеча и руки готовы к этому, это чревато возникновением самых разных проблем с мелкой моторикой – необычный, «странный» захвата, неаккуратный почерк и даже полное нежелание рисовать и раскрашивать.
Поэтому не стоит спешить и заставлять ребенка рисовать или раскрашивать «правильно». Вместо этого сделайте упор на общее развитие навыков крупной и мелкой моторики.
Естественные стадии захвата карандаша:
• Кулачный и ладонный – до 4 лет
• Пятью пальцами – 4-5 лет
• Тремя пальцами – 5-6 лет
Кроме того, ребенок может менять захваты, переходить от одного к другому, пока не поймет, как ему удобнее всего держать карандаш.
Источник: [ссылка-1]"
Вот! Я интуитивно чувствовала это. Пришли на занятия в школу (типа семейный клуб), а там учительница начала объяснять как нужно держать крандаш. Пелагея в шоке задумалась. Хорошо я радом были и сказала, чтобы держала как удобно.
Очень большой вред наносят учителя младших классов, которые ведут подготовку к школе, не зная особенностей развития дошкольников.
Конференция "Ребенок от 3 до 7""Ребенок от 3 до 7"
Раздел: Образование
Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.
Нужно ли учить ребенка правильно держать карандаш?
04.02.2016 19:54:56, spravedlivaya60 комментариев
Я тоже так думала, что ребенку виднее, как держать. Но в школе потом ужас-ужас с письмом...
05.02.2016 13:08:39, Rubino4ka
а как отличить "учителя младших классов, которые ведут подготовку к школе, не зная особенностей развития дошкольников" от " учителя младших классов кто знает особенности развития дошкольников"?
Мой трехлетка держит ручку/карандаш неправильно, воспитатель в саду уже сделал замечание, что "надо учить правильно".
Воспитатель ребенка мне кажется весьма компетентным .
Но я лентяйка, буду ждать что "как нибудь само" или в младшей школе кто то за меня научит. 05.02.2016 11:53:45, Natalya d'*
Мой трехлетка держит ручку/карандаш неправильно, воспитатель в саду уже сделал замечание, что "надо учить правильно".
Воспитатель ребенка мне кажется весьма компетентным .
Но я лентяйка, буду ждать что "как нибудь само" или в младшей школе кто то за меня научит. 05.02.2016 11:53:45, Natalya d'*
А зачем специально учить - купите треугольные карандаши - там пальчики правильно держат карандаш, по другому не получится. А для ручек есть специальные насадки - тоже треугольные.
13.02.2016 15:41:16, Marishanya
Образование "дошкольное образование" и "учитель младших классов" очень разное. У сына подготовку к школе вела именно педагог дошкольного образования. Замечательный педагог! Очень гибкий и грамотный. Она меня многому научила, литературу давала.
Часто воспитателями работают не по специальности, в том числе учителя младших классов. Спросите, какое образование у вашей. У сына были воспитатели с дошкольным образованием, но старой закалки. Очень много комплексов, блоков от них. 05.02.2016 12:03:47, spravedlivaya
Часто воспитателями работают не по специальности, в том числе учителя младших классов. Спросите, какое образование у вашей. У сына были воспитатели с дошкольным образованием, но старой закалки. Очень много комплексов, блоков от них. 05.02.2016 12:03:47, spravedlivaya
у нашей точно образование "дошкольное образование" , у нас с этим строго. И мне она кажется очень компетентной
05.02.2016 14:07:55, Natalya d'*
Удивительно, что ни у меня, ни у детей не было проблем с "правильным" захватом карандаша. Т.е. понятно, что 2-3летка такой номер вряд ли исполнит. Но 4-5-6 - вполне. Хорошо хоть я эту статью не читала, а то бы засомневалась, пришлось бы детям потом переучиваться, в школе.
04.02.2016 22:31:45, УникаЛьнаЯ
Зачем переучиваться? Рука сама правильно встает, тогда, когда ребенок созревает. Пелагея, кстати, правильно сама держит, просто мы не акцентировали внимания на постановке руки, но очень много занимались мелкой и крупной моторикой в естественной игре.
05.02.2016 05:12:36, spravedlivaya
У взрослых-то многих не встало ничего, прошу прощения... Если уже привык держать "как удобно", то переучиваться сложно, да и не все хотят. Если бы письмо и захват карандаша были столь же естественны как ходьба, например, можно было бы говорить, что незачем учить в 7-8 месяцев ходить, дорастет - сам пойдет. Но с письмом не так немного все :)
05.02.2016 10:26:27, УникаЛьнаЯ
Ну так у взрослых "не встало" не потому что у всех одинаково должно вставать в любом случае, а потому что 1. возможно не были развиты мышцы рук тогда, когда начали "ставить руку", 2. не учили во-время, а это в шесть-семь лет, а не в три, четыре, пять, 3. бывают физические особенности, такие как левша, например, они вообще по-другому мыслят и руку держат.
Это ровно точно также как, если пытаться учить ребенка ходить в три-четыре месяца и дать нагрузку на неокрепшую спину и повредить ее. Механизм тот же. Это хорошее сравнение. Опять же кто то в семь месяцев еще только учится переворачиваться и для него это хорошо (дети с задержками развития) и плохо, если пытаться его поставить на ноги раньше времени или во-время не учат, а кто то уже бегает сам - родители не успели поучить.
Дети точно также сами учатся писать, если видят как пишут другие люди и этот навык ценен в данной среде. 05.02.2016 10:53:17, spravedlivaya
Это ровно точно также как, если пытаться учить ребенка ходить в три-четыре месяца и дать нагрузку на неокрепшую спину и повредить ее. Механизм тот же. Это хорошее сравнение. Опять же кто то в семь месяцев еще только учится переворачиваться и для него это хорошо (дети с задержками развития) и плохо, если пытаться его поставить на ноги раньше времени или во-время не учат, а кто то уже бегает сам - родители не успели поучить.
Дети точно также сами учатся писать, если видят как пишут другие люди и этот навык ценен в данной среде. 05.02.2016 10:53:17, spravedlivaya
ну вот у меня младшая - пример, опровергающий Вашу теорию:) карандаш и ручку правильно взяла в 2,5 года , сколько то лет (я не следила) держала правильно, с моторикой , речью и развитием все более , чем в порядке, но ближе к школе передвинула пальцы и в итоге держит неправильно по классическим канонам, при этом имеет лучший почерк в классе.
И кому нужен правильный захват и причем тут развитость-неразвитость мышц? Если что с последними тоже все в порядке. 05.02.2016 19:37:21, Fidget
И кому нужен правильный захват и причем тут развитость-неразвитость мышц? Если что с последними тоже все в порядке. 05.02.2016 19:37:21, Fidget
сама конечно:) глядя на старшую сестру , уроки делала. я ничего никому не ставила
06.02.2016 07:38:01, Fidget
Так это и доказывает, что не надо к детям приставать именно с карандашом, лучше развивать общую моторику, укреплять руки.
06.02.2016 14:31:29, lenalar
так я ж не против:) не бы даже в голову не пришло заморачиваться тем, как ребенок рдержит ручку-карандаш, собственно, что я и пыталась донести.
06.02.2016 14:41:35, Fidget
У нас тут в Швейцарии никто сильно не парится постановкой руки. И вот у меня из 12 первоклашек почти никто ручку правильно не держит! Ничего у них само не встаёт...
05.02.2016 12:25:50, fatima
Странно, я к троим старшим не лезла - держат прекрасно, и я сама так же:) А сколько лет вашим первоклашкам? Не 7-7,5 наверно, а меньше?
05.02.2016 12:29:27, lenalar
Первоклашкам на данный момент от 7 и выше.
Моя старшая тоже сама держала правильно. Хотя, наверное, я ей показывала, но она как-то без проблем это усвоила задолго до школы. А вот младшая, которая уже в 2-3 года абсолютно правильно держала карандаш (естественно, в таком возрасте её никто не учил, сама!), теперь держит его как-то криво:( 05.02.2016 16:04:47, fatima
Моя старшая тоже сама держала правильно. Хотя, наверное, я ей показывала, но она как-то без проблем это усвоила задолго до школы. А вот младшая, которая уже в 2-3 года абсолютно правильно держала карандаш (естественно, в таком возрасте её никто не учил, сама!), теперь держит его как-то криво:( 05.02.2016 16:04:47, fatima
Я как образованный терапевт:) понимаю, что она стала держать "криво" не чтобы позлить маму:) Скорее всего рука не справляется, пальчики устают, нагрузка не соответствует силе. Вот этим надо заниматься, а не просто показывать:)
06.02.2016 14:33:42, lenalar
А первоклашки из какой социальной группы? Они раньше в детских учреждениях были? Какие семейные традиции у них в плане воспитания? Они раньше рисовали, лепили?
Я к тому, что сейчас во многих семьях уже не пишут и не рисуют, дети больше знакомы с гаджетами всякими. Может уже и не ценно умение писать в этой среде? 05.02.2016 17:16:56, spravedlivaya
Я к тому, что сейчас во многих семьях уже не пишут и не рисуют, дети больше знакомы с гаджетами всякими. Может уже и не ценно умение писать в этой среде? 05.02.2016 17:16:56, spravedlivaya
Ну в любом случае это нормальные родители, которые озабочены по крайней мере сохранением родного языка у ребёнка. Ну и у нас все дети поголовно два года перед школой ходят в детский сад, он обязательный, так что не отвертеться. И там читать-писать не учат, а много занимаются как раз развитием моторики и разных навыков. Лепят, мастерят, рисуют, шьют, клеят - чего только не вытворяют!
05.02.2016 17:40:47, fatima
В местной школе немного, и печатными буквами. Письменные со второго класса начинаются. У нас в русской два часа в неделю всего, в которые не только письмо, но и развитие речи, и чтение надо впихнуть. Так что тоже много не успевают. Ну домашнее задание ещё, тоже небольшое. Так что мало выходит.
06.02.2016 00:45:43, fatima
Видимо у них есть своя теория на этот счет. Возможно просто навык письма теряет ценность. Люди то все больше набирают текст на компьютерах, а то и просто говорят "Ок, гугл".
Кстати, большинство окружающих меня взрослых людей разного возраста пишут скорее печатными буквами, хотя в детстве всех учили письменному шрифту. Жизнь показывает, что практичнее. Хотя я люблю каллигафию саму по себе. 06.02.2016 05:16:08, spravedlivaya
Кстати, большинство окружающих меня взрослых людей разного возраста пишут скорее печатными буквами, хотя в детстве всех учили письменному шрифту. Жизнь показывает, что практичнее. Хотя я люблю каллигафию саму по себе. 06.02.2016 05:16:08, spravedlivaya
Это называется способности:)
Мои тоже никогда в кулаке или как-то еще неправильно ручку или ложку не держали. Обе сразу научились. Но это не говорит обо всех детях.
Кто-то ведь и говорит правильно без занятий с логопедом. Это не значит, что логопед - никому не нужный специалист. 05.02.2016 14:14:10, МарикаЧ
Мои тоже никогда в кулаке или как-то еще неправильно ручку или ложку не держали. Обе сразу научились. Но это не говорит обо всех детях.
Кто-то ведь и говорит правильно без занятий с логопедом. Это не значит, что логопед - никому не нужный специалист. 05.02.2016 14:14:10, МарикаЧ
Не понимаю почему вы не видите суть:)
Логопед занимается в первую очередь общим укреплением речевого аппарата, куча упражнений на это. И массаж специальными инструментами, и еще хирургическое вмешательство бывает необходимо. А просто показать как надо держать язык - неэффективно без предварительной подготовки. Статья именно о подготовке руки к письму, о необходимости комплексного развития. 06.02.2016 14:39:37, lenalar
Логопед занимается в первую очередь общим укреплением речевого аппарата, куча упражнений на это. И массаж специальными инструментами, и еще хирургическое вмешательство бывает необходимо. А просто показать как надо держать язык - неэффективно без предварительной подготовки. Статья именно о подготовке руки к письму, о необходимости комплексного развития. 06.02.2016 14:39:37, lenalar
Все правильно, если ребенок нормально развивается, то логопед будет отказываться ставить звуки раньше времени, будет ждать пока сами встанут. А если с раннего детства видны проблемы (генетические, задержка развития. гипотонус), то логопед уже до года работает.
05.02.2016 14:20:17, spravedlivaya
Т.е. "Рука сама правильно встает, тогда, когда ребенок созревает." - неправда. Я про это, вообще-то, и писала. Нужно учить и показывать как правильно. Показать ли сразу, когда ребенок способен совладать со своими пальцами, или ждать 6-7 лет и переучивать - выбор родителей, конечно.
05.02.2016 11:01:21, УникаЛьнаЯ
ээ, а в пять лет ребенок обязан писать правильно? В каком возрасте он способен "совладать со своими пальцами"?
05.02.2016 11:15:16, spravedlivaya
Обязан - когда (если) научится. А вот показывать и учить, кмк, нужно тогда, когда ребенок начинает работать карандашом или ручкой (ну не в год-два, конечно - у малыша просто "пальцев не хватит" на имитацию правильного захвата :)) ).
05.02.2016 11:36:46, УникаЛьнаЯ
Когда малыш начинает работать - это рисовать. Я правильно поняла? А правильно держать в руке карандаш - это несколько способов, в разных техниках. Вы уверены, что хотя бы половина взрослых знают эти техники? Все рисуют так как удобно, тем более разными материалами. Академическое рисование, с правильными положениями кисти, карандаша начинают только лет в 10.
Письмо - это совершенно другой захват, уровень мышления и, конечно же, возраст. И все это связано с физическим развитием напрямую. 05.02.2016 11:47:27, spravedlivaya
Письмо - это совершенно другой захват, уровень мышления и, конечно же, возраст. И все это связано с физическим развитием напрямую. 05.02.2016 11:47:27, spravedlivaya
Естественно, связано. И если ребенок не может совладать с пальцами, чего-то ждать от него не приходится. Но показывать, как правильно - вполне можно. Чтобы потом не было удивления или протеста, хотя бы :) Постепенно научится. Так-то некоторые и в школе все никак не освоят эту науку - кто первый раз услышал о каком-то "захвате" и пытается привыкнуть брать карандаш не так, как всегда, а кто-то реально не может управлять руками в полной мере. Потом тут ищут тренажеры и техники "как же научить" мамы школьников уже.
05.02.2016 11:56:24, УникаЛьнаЯ
Вот у меня как раз протест на мой показ:) Почти 5 лет. И постепенно сам меняет захват, я слежу:) Мне самой интересно:) Все ближе и ближе к взрослому:) Если бы я более настойчиво предлагала - он бросил бы рисовать совсем, ему нужна успешность, а не критика:) Я как врач понимаю что бестолку "показывать", надо мышцы развивать, моторику. Просто показывать и тем более настаивать "держи как я" - тупиково.
05.02.2016 12:27:43, lenalar
Ну, про моторику очевидно же? :) Тем более, что дети к моменту "показа" знают уже и пластилин, и рисование мелками, и какие-то пальчиковые игры, конструкторы, игры с песком и прочее, и прочее.
Настаивать, когда ребенок не в состоянии повторить некую фигуру из пальцев тупик, конечно. Но между "показывать" и "настаивать" есть некая разница, правда? :) 05.02.2016 12:33:08, УникаЛьнаЯ
Настаивать, когда ребенок не в состоянии повторить некую фигуру из пальцев тупик, конечно. Но между "показывать" и "настаивать" есть некая разница, правда? :) 05.02.2016 12:33:08, УникаЛьнаЯ
В том то и дело, что показывать нужно во-время. Не раньше, но и не позже. Писать то в школе, только учат или в подготовительной группе, а это 6-7 лет. Как с ходьбой :)
05.02.2016 12:08:00, spravedlivaya
Начинают многие (если не все) раньше "писать" и рисовать. Если только не давать ничего такого делать до 6-7 лет... :)))
В общем, каждый родитель должен по своему ребенку видеть, когда тому "пора" чему-то учиться. Вашим не пора до школы - и хорошо. 05.02.2016 12:10:42, УникаЛьнаЯ
В общем, каждый родитель должен по своему ребенку видеть, когда тому "пора" чему-то учиться. Вашим не пора до школы - и хорошо. 05.02.2016 12:10:42, УникаЛьнаЯ
У Пелагеи уже правильно рука поставлена и пишет она. Сама поставила. Поэтому и в ступоре от учительницы была. Старший тоже сам научился. Я не даром писала, что у каждого свой возраст.
05.02.2016 12:29:04, spravedlivaya
А откуда ступор, если учительница показала тот же "хват"? Учительница еще и про букву "А", рассказывает, которую большинство уже знает - они тоже все в ступор впадают? :))
05.02.2016 12:34:39, УникаЛьнаЯ
Ну это примерно так же, если её заново учить ходить: перенесите одну ногу, потом другую. Мы же, усвоив навык, делаем все автоматически и быстро, а если начать анализировать каждое движение, то "впадаем в ступор".
Кстати, у меня сестра училась в педучилище и я воочию наблюдала как взрослым, давно пишущим, девушкам было сложно на занятиях каллиграфией, где их заново учили писать так как в прописях. У них сплошные двойки были сначала. 05.02.2016 12:44:00, spravedlivaya
Кстати, у меня сестра училась в педучилище и я воочию наблюдала как взрослым, давно пишущим, девушкам было сложно на занятиях каллиграфией, где их заново учили писать так как в прописях. У них сплошные двойки были сначала. 05.02.2016 12:44:00, spravedlivaya
Каллиграфия с нашими прописями ничего общего не имеет, кмк :))) По крайней мере с теми, что были в 86 году (раньше не знаю точно). И от ручки зависит - шариковая или перьевая...
05.02.2016 12:56:33, УникаЛьнаЯ
Там был именно предмет "каллиграфия", где учили не искусству, а именно письму как в прописях обычной шариковой ручкой, чтобы учить детей.
Каллиграфия многранна. Есть китайская тушью, есть как искусство со всякими загогулинами, есть оформительская, а в учебнике 1903 года учили чиновников трем стандартным шрифтам, и т.д.. 05.02.2016 13:04:31, spravedlivaya
Каллиграфия многранна. Есть китайская тушью, есть как искусство со всякими загогулинами, есть оформительская, а в учебнике 1903 года учили чиновников трем стандартным шрифтам, и т.д.. 05.02.2016 13:04:31, spravedlivaya
Тут есть одЫн момент... У меня мой мальчик-левша до сих пор (11 лет) держит ложку в кулаке в левой руке... Уже из упрямства "я так привык"... Так что на самотек тоже пускать не следует все подряд. Карандаш он держит правильно, но все равно у него что-то с мышцами там не то. До сих пор устает, когда много писать приходится.
04.02.2016 21:23:23, Василиса из сказки
Танцы не к нему, хотя он мог бы двигаться вполне прилично, спорт с 5 лет. Сначала плавание, потом тот спорт, где требуется хорошая координация и моторика. Вопросы в результате только к кистям в плане письма. Ребенок никогда не любил ничего, что было связано с аппликациями, лепками и рисованиями (хотя с пуговицами и шнурками проблем не было). У меня самой с этими аппликациями всегда были проблемы, но проблем с письмом не было, я думаю, он просто что-то не то напрягает, может, есть какие-нибудь специалисты, которые с этим работают? Не знаете?
05.02.2016 10:57:47, Василиса из сказки
Неврологическая проблема. Нарушена передача нервных импульсов от центрального мозга к периферии. Мне кажется стоит узнать точно и попробовать позаниматься.
05.02.2016 11:49:54, lenalar
И где это диагностируют и с этим борются, не подскажете? Кроме как на письме, это ни на чем не отражается особенно-то.
05.02.2016 15:24:18, Василиса из сказки
Простите, не подскажу:) Я бы сходила к нормальному неврологу, и задала этот вопрос. Это их специальность, должны знать.
06.02.2016 14:42:37, lenalar
В Москве не знаю. У нас в реабилитационном центре есть специалист по ЛФК, мы с ней консультируемся по формированию двигательных навыков. Дуне уже сейчас рекомендуют игрушки по развитию рук и кистей.
05.02.2016 11:17:52, spravedlivaya
Прикольно:) Я как раз недоумеваю почему мой 4,5 летка держит то 3 то 4 пальцами, переживала даже:) Показывала "поудобнее", а он все равно своим "коронным" захватом:) Спасибо, а то я уже думала что и с письмом будут проблемы.
04.02.2016 20:38:08, lenalar
Да, получается нужно не показывать как надо, а подумать над упражнениями на крупную моторику. Я тут как то давала ссылку на упражнения с мячами. Мяч - это вообще супер развивающая вещь. Но, к сожалению, дети сейчас очень мало в него играют.
05.02.2016 08:55:41, spravedlivaya
Да, я именно так и вижу - он сам двигается, меняется захват. У него крепкие пальцы, и меня удивляло - что мешает ему держать нормально? Показывала - а он все равно по своему и уверенно держит:) Сейчас почти уже как школьник, но не совсем:)
А какие мячи - большие или маленькие? Мягкие или твердые? Буду благодарна если поделитесь, про именно мячи - никогда не слышала. А я спорт люблю, позанимаюсь с удовольствием, да и на нервы наверняка хорошо подействует:) 05.02.2016 11:53:57, lenalar
А какие мячи - большие или маленькие? Мягкие или твердые? Буду благодарна если поделитесь, про именно мячи - никогда не слышала. А я спорт люблю, позанимаюсь с удовольствием, да и на нервы наверняка хорошо подействует:) 05.02.2016 11:53:57, lenalar
Не могу сейчас найти именно ту ссылку, но играть можно и нужно разными по размеру и текстуре мячами. У нас сейчас целая коробка с мячиками: колючими, мягкими, с погремушками. Очень полезно играть с небольшим тенисным (желтеньким) мячом. Важно использовать обе руки в разной степени.
05.02.2016 12:24:31, spravedlivaya
Вот в нашем случае мяч не помог или мало помог... А мяча было значительно больше, подозреваю, чем даже у ребенка, с которым специально занимаются родители.
05.02.2016 10:59:39, Василиса из сказки
Вот спасибо за статью. А я Ника мучаю, когда он карандаш в кулаке держит, все переживаю, что неправильно.
Уже который раз замечаю, что мой ребёнок умнее меня :) 04.02.2016 20:23:13, Callypso
Уже который раз замечаю, что мой ребёнок умнее меня :) 04.02.2016 20:23:13, Callypso
Читайте также
Процедура установления отцовства: какие документы необходимы и какие права это дает
Для чего вообще устанавливать отцовство?
Популярные советы по омоложению кожи рук – работают или нет? Мнение эксперта
Как правильно ухаживать за руками?