Раздел: Развитие, обучение

В блог Подписаться на Дзен!

Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.

Тоже о мотивации:) взгляд изнутри школы.

Меня всегда интересовал вопрос, почему 6-7 летние дети радостно бегут в первый класс, с горящими глазами, с ожиданием чего-то нового, интересного...а через пару лет потихоньку начинают ненавидеть школу:( Вернее, гиперактивные мальчишки школу начинают ненавидеть уже через несколько месяцев, а у тихонь-отличниц запал выходит, чаще всего, классу к четвертому. Моя дочка, например, еще в третьем классе школу обожала. Мечтала дождаться конца летних каникул. В четвертом классе любовь прошла. Почему? Да скуучно, -отвечает дочка. Кто-то пишет на доске, все списывают, одно и то же. Девочка у меня очень умная. При этом мне очень грустно признаться, что мотивация к обучению у нее никакая.
А недавно посмотрела я на эту ситуацию изнутри. Пришлось мне на какое-то время взять на себя классное руководство 4-го класса. Их родная учительница на курсы отправилась. Я как бы в школе психолог, а не учитель, соответственно, программой преподавания не владею -ну учительница велела мне идти подряд по учебнику. О боже:( Урок чтения. Традиционно на этих уроках дети "читают по цепочке" (или кого вызовет учитель). Пока один из учеников "медленно и печально" складывал слоги в слова, скучно было даже мне -а что говорить об остальных 30 учениках? Ну и примерно то же самое -на других предметах. Вижу откровенно скучающие лица. Тихие воспитанные девочки, пока кто-то пыхтит у доски или пытается что-то прочитать, тихонечко себе рисуют. Гиперактивные мальчишки готовы разорваться. Причем гиперы сами выпрашивают себе индивидуальное задание (да хоть текст списать из учебника, пока другой отвечает), лишь бы не сидеть без дела.
Я, конечно, пыталась проявить креативность, насколько знаний и опыта хватало. После первого урока коллективного чтения "по цепочке" мои нервы сдали:) и на следующий урок детям было дано задание выступить с рассказом о любимой книжке. Несколько дней дети были увлечены тем, что приносили из дома красочные, интересные книги, охотно их показывали и рассказывали, зачитывали любимые эпизоды, обсуждали, обменивались книжками на перемене ("на ура" пошли иллюстрированные энциклопедии -совсем не по программе, но зато наконец у детей глаза загорелись, и на перемене они не баловались, а энциклопедиями обменивалсь). Но это же не по программе, это так...авторские эксперименты:)
Но все же не дает мне покоя вопрос? Как сделать так, чтобы детям было учиться действительно интересно, а не просто они отбывали повинность в школе?
Поделитесь идеями, поддержите начинающего специалиста:)
11.09.2015 20:29:26,

48 комментариев

От кого: Настройки

Вы не авторизованы.

Если Вы отправите сообщение анонимно, то потеряете возможность редактировать и удалить это сообщение после отправки.

E-mail:
получать ответы на E-mail
показывать ссылки на изображения в виде картинок
Inamorata
Я в школу ходила всегда с удовольствием, потому что мне там скучно не было. К моему счастью, рядом с домом моих родителей построили школу для одаренных детей, и из началки с очень сильным учителем (просто повезло) я перешла в ту школу в 5 класс. Там было круто быть умным :) По прошествии времени я вижу один жирный минус, не только этой школы, но всей системы - собственное мнение не приветствовалось, навыки публичных выступлений, скажем так, были слабоваты.
Мои личные дети учатся в международной школе по программе IPC (если читаете по -английски, описание по ссылке). Дети мои очень разные, но каждый день в школу идут как на праздник. Если будут вопросы, задавайте!
12.09.2015 20:09:26, Inamorata
spravedlivaya
По чтению конкретно очень здорово разрешать прямо цветными карандашами рисовать по теме урока или просто мандалы. Мне кажется в каждом классе начальной школы должны быть листы бумаги и карандаши. Можно карандашами не только рисовать, но и катать их в руках, выстраивать фигуры. Бумагу также можно вырезать. Хоть на полоски. И все это во время чтения по очереди, по ролям, или учителем. Можно читать самой, но иногда подменять слова, а дети получают бал за то, что замечают какое слово заменили. Хорошо ставить аудиокниги и музыкальные сказки, просто музыку во время рисования.
Мо математике можно задавать задания для успешных детей придумывать задачи, примеры по теме и меняться с другими. Задачи так же хорошо иллюстрировать.
По русскому языку можно писать друг другу записки, диктовать в парах и проверять друг у друга ошибки (а еще лучше отмечать правильно написанные слова). Можно играть в сочинения, когда каждый пишет по одному предложению или слову и передает другому. Можно сочинять сказки, небылицы с заданными словами.
12.09.2015 15:48:04, spravedlivaya
Василиса из сказки
Я со студентами играла в "писать-заворачивать"))), но на немецком)). 12.09.2015 18:22:16, Василиса из сказки
Василиса из сказки
))). Мои в 1ый класс с горящими глазами не шли. Но и школу не особо ненавидели. В общем, эта бодяга на 11 лет, как -то надо пережить. Сама я школу обожала, но подавляющее большинство моих знакомых не разделало моей точки зрения))).
Уроки надо проводить интересно. Для этого нужен талант и ОЧЕНЬ много работы. Вот сколько урок проводишь - столько к нему и готовишься. Это элементарно очень времязатратно, даже если ты стараешься это делать, поэтому нагрузка у преподавателя должна быть ниже, но ее только увеличивают.
12.09.2015 10:41:36, Василиса из сказки
4 класс почему-то самый трудный, у меня у всех троих так оказалось. У старшего были подобные проблемы - он очень скучал и обиделся, что учительница, спросив его, падает через два предложения со словами: "Молодец, ты все знаешь». Индивидуальные задания я буквально выдавала сама, носил что-то в школу и читал-решал. У младшей такой проблемы не было, учительница как-то умудрились сама их занимать. Но была проблема неожиданная Вами, при чем у всех троих: не нужны детям в 4 класса никакие книжки, у них в голове музыка, ВК, секс. Остальное неинтересно. И поддерживают это родители. Не можешь выучить ТУ - а сейчас все равно на калькуляторах считают, не пишешь грамотно - Ворд проверит и т.д. В отсутствии привычных дел, дети находят себе другие интересы. 12.09.2015 08:58:10, Кетчуп
spravedlivaya
Мне нравятся школы без классно-урочной системы: Саммерхилл, Монтессори. Они придуманы сто лет назад и в некоторых странах успешно реализуются, например в Канаде, Японии, Финляндии. Они основаны на непроизвольном внимании. Дети могут сами выбирать себе занятие. Могут читать постоянно находящиеся в школах учебники, могут переписывать, другие могут работать в паре, а учитель в это время по-тихонько переходит от одного ученика к другому и организует его работу. Иногда проходят общие мероприятия. Это может быть и чтение, и объяснение нового материала "сверху", но дети участвуют в этом по желанию. Школы и методики старые и результаты уже не в одном поколении.
Очень интересно об обучении сейчас говорит Казиник. У него сайт персональный есть. Можешь посмотреть.
Набирают популярность Жоховские классы. Я, правда, пока не разобралась в этой методике, но вроде детям там интереснее.
Моим детям пока удобнее СО. Сейчас это уже не значит, что я всему учу сама. Просто у ребенка есть возможность выбирать разные предметы, преподавателей, уровни и группы с которыми он занимается, а где то проще самому книжку почитать. Свобода дает большую силу мотивации.
12.09.2015 04:06:24, spravedlivaya
spravedlivaya
[ссылка-1] 12.09.2015 12:03:23, spravedlivaya
Ссылкой на сайт поделишься?:) 12.09.2015 06:49:48, white-dove
Ирулевна
мой старший когда узнал что в 1 классе будут учиться только пять дней просил меня - мааам, а мооожно еще и в суббоооту??

сейчас с большим удивлением это вспоминает..
11.09.2015 21:56:34, Ирулевна
У меня в фотоальбоме фотка есть, как радостно дочка -первоклассница с букетом цветов взлетает на школьное крыльцо:) Сейчас если ей показать -тоже не поверит:) или :( 11.09.2015 22:06:31, white-dove
Уменьшение количества детей в классах и распределение на классы по способностям, другого варианта не вижу :( 11.09.2015 21:49:19, Shelly
Если учитель шпарит по учебнику и другого не хочет то он даже одного самого способного ученика никакой учебой не заинтересует. 11.09.2015 21:51:55, Иришка-Мартышка
Это очевидно, вопрос в другом. Просто действительно на отработку одного и того же материала детям требуется разное количество времени, и тем, кто давно знает правильный ответ, скучно сидеть и слушать, как его ищет другой. А тому, другому, необходимо это время, чтобы понять материал. На кого ориентироваться учителю? Как вариант - распределять детей по командам или парам, чтобы они контролировпли друг друга в форме игры, или давать хорошо успевающим индивидуальные задания. Но вообще чем больше детей в классе и чем он разнороднее, тем сложнее. 11.09.2015 22:04:15, Shelly
Индивидуальные разноуровневые задания, по идее, должны присутствовать. Только попробуй приготовь их для всех:) Ну я на математике, например, выкручивалась так -кто уже решил задачу, делайте следующие задания из учебника, больше решите -лучше оценку получите. Но это так...непрофессионально:) 12.09.2015 07:39:12, white-dove
Василиса из сказки
Почему? Это так называемое blended learning, Маша Красно Солнышко в Образовательной про это нередко рассказывает, она специалист по вопросу. Что ж тут непрофессионального. Да, надо готовить. Для первого класса по этой методике придется готовить очень много, а потом уже поменьше. 12.09.2015 10:44:25, Василиса из сказки
Не, разноуровневые задания - как раз профессионально. А то, как я делала (вперед по учебнику, кто больше успел, тот молодец) -халтура, я это прекрасно понимаю. 12.09.2015 14:45:13, white-dove
Василиса из сказки
Это может быть не халтура, но к следующему разу надо Вам будет придумать отдельные задания для тех, кто успел больше, чтобы оставшиеся немного догнали их. 12.09.2015 18:25:22, Василиса из сказки
Угу. Даже на индивидуальном занятии невозможно идти строго по учебнику. Потому что не бывает идеальных учебников, полностью заточенных под конкретного ученика. 11.09.2015 21:54:32, white-dove
Свет-ОК
что бы в нашей школе было интересно и у детей оставался интерес к знаниям, надо сначала разогнать все министерство к едренифене, вместе с их дебильными программами и новаторством, затем разогнать большую часть тех кто работает в школах, а вот потом уж таким как ты, с горящими глазами, дать право управлять)

как ты помнишь, я вернулась в эти пенаты) так вот все те с кем мне удалось познакомится так сказать изнутри - ненавидят детей!!!! а как можно привить любовь к чему либо если ненавидишь тех кому прививаешь?

кста, сегодня узнала, там чуть ли не ставки делают - сколько я выдержу) с этого класса воспитатели сливались максимум через пару месяцев) а мне нра эти дети) они прикольные)
11.09.2015 21:44:16, Свет-ОК
Ирулевна
я бы еще про з/пл добавила.. 11.09.2015 21:53:08, Ирулевна
А мне вот не верится, что человек научится хорошо преподавать только от того, что ему повысят зарплату. Преподавать либо умеешь (ну или хочешь научиться) , либо нет. 11.09.2015 21:56:17, white-dove
Василиса из сказки
Зато можно отлично заставить сменить специальность при помощи маленькой зп. На примере вузов это очень хорошо видно. 12.09.2015 10:45:42, Василиса из сказки
МарикаЧ
Плохой не научится, но нормальная ЗП не оттолкнет реально талантливых. Кроме того, повысится конкурс в педвузы, и туда уже будут идти не по остаточному принципу те, кто в другие вузы не поступил. 12.09.2015 01:41:09, МарикаЧ
УникаЛьнаЯ
Полагаю, если повысить зарплату - у людей появится внутреннее успокоение (я думаю, удовлетворение, спокойствие, какая-то уверенность) и возможность не тратить время (и мысли) на попытки заработать где-то что-то еще или сэкономить. Это всяко должно помочь тем, кто в принципе умеет и хочет преподавать, работать в полную силу.
11.09.2015 22:00:20, УникаЛьнаЯ
Ну это да. 11.09.2015 22:03:17, white-dove
Свет-ОК
Катюш, тут я согласна с Иринкой, зарплата не научит любить детей, но и оставит в школе тех кто хотел бы работать но ушел, именно - кушать хочется.
(шаркая ножкой) одна из основных причин по которой я и ушла когда то....
11.09.2015 21:59:48, Свет-ОК
Ну да. Лично меня кормит главным образом не школа, а репетиторство. А в течение предыдущих 10 лет было только репетиторство. 11.09.2015 22:05:06, white-dove
Ирулевна
конечно нет. но при выборе профессии это учитывается. и многие потенциально хорошие учителя уходят в другие сферы кмк 11.09.2015 21:57:19, Ирулевна
Ну, спасибо, друг, за то, что ты мне доверяешь управление:))) А насчет всего остального -согласна с тобой полностью. Хотя ненавидят детей, к счастью, не большинство. А детки прикольные, да:) 11.09.2015 21:52:12, white-dove
УникаЛьнаЯ
У меня вот обратная ситуация со старшей. Она изначально в школу скорее не хотела. Не хотела трудностей - она вообще всегда откладывала то, что не получалось с первого раза, с годовалого возраста. Перед первым, вторым, третьим классом переживала, что не хочет, не справится, не интересно... А сейчас пошла в пятый - и, ТТТ, ей нравится! Новые предметы, много ИЗО - увлеклась )) Еще, конечно, рано судить - сентябрь не прошел, но начало - лучшее из всех ее школьных "сентябрей".

А младшая школу сразу полюбила. Недавно выдала мне, что "Школа это рай для детей!" )))
11.09.2015 21:39:45, УникаЛьнаЯ
Удачи, ттт на вас:)
Лен, у тебя, насколько я помню, Уля с логопроблемами в анамнезе, а они, по идее, к вашему возрасту должны компенсироваться -может, потому и легче ей?
11.09.2015 21:47:28, white-dove
УникаЛьнаЯ
Ну, по русскому все еще не гуд... Но она начинает (кажется!) сама как-то ситуацию и с русским, и с английским пытаться контролировать, что внушает некоторые надежды.
На самом деле, у них потрясающая учительница по изо (и три изо в неделю). Эта дама еще нас, родителей, весной очаровала и потрясающе связала вместе изо, музыку, математику, историю, географию... Все оказалось нужным - для рисования ))) Видимо, и детям тоже транслирует. Улька уже в восторге рассказывала, что учительницы изо и математики грозятся провести один урок вместе и рассказать много интересного о математике в изо и изо в математике.
11.09.2015 21:56:02, УникаЛьнаЯ
У меня ведь младший тоже проблемный по логопедии, поэтому я предвижу, что начальная школа ему будет даваться нелегко. Но надеюсь, что постепенно он "дозреет": так-то он умненький, любознательный.
Старшая у меня, наоборот, привыкла, что все ей очень легко давалась поначалу, усилия прикладывать не привыкла, поэтому по мере усложнения школьной программы постепенно "сдулась". Ну т.е. она хорошо учится (уверенная хорошистка), но абсолютно без желания.
11.09.2015 22:00:04, white-dove
Natalya d'*
Чтоб детям было интересно в школе или чтоб детям было интересно учиться? Ибо это 2 разные вещи. Моему старшему неинтересно учиться, но школу он любит, ибо экстроверт, и всегда любил. А вот интроверту ( по себе сужу) нужен совсем другой формат обучения. 11.09.2015 21:09:24, Natalya d'*
Я имела в виду -чтобы было интересно учиться. 11.09.2015 21:11:21, white-dove
Natalya d'*
Думаю, дети тут ничем не отличаются от взрослых, взрослым что надо чтоб на работу было ходить интересно?
Во первых, интересный коллектив, то есть надо разделить "умненьких" и тех кто "читает по слогам" по разным классам, дальше - система премий, поощрений и "повышений".... вообще, я думаю, про это немало книг уже написано (ну, про то как сделать РАБОТУ интересной), вот все советы оттуда можно спокойно брать и применять к детям.
Другое дело что в гос школе это невозможно ибо противоречит конституции (ну, статье про то что все равны). Во всем мире это обошли тем что насоздавали частных школ, вообщем, "ничто не ново под луной".....
11.09.2015 21:24:26, Natalya d'*
Аналогия с работой хорошая.
Но лично для меня, например, кроме хорошего коллектива, премий -поощрений и прочего, важно, чтобы работа была интересной, интеллектуально напряженной, творческой. Мне кажется, многие дети (особенно с хорошим интеллектуальным потенциалом) тоже испытывают необходимость в удовлетворении познавательной потребности.
11.09.2015 21:31:37, white-dove
Natalya d'*
"чтобы работа была интересной, интеллектуально напряженной, творческой" - для "умненьких" и творческих детей, а я вот в школе была умненькой, но абсолютно не творческой, любибмый предмет был - математика, то есть абсолютно не интересные, не творческие решения уравнений/задач.
Я выше не стала всё перечислять именно потому что "про это, несомненно, куча книг уже написана" и в тех книгах, несомненно, написано, что "одним подходит одно, другим - другое", так что первым пунктом всё равно идет "разделение на классы по типу характера, уровню и ТИПУ интеллекта" и т д
А так как это в обычной гос школе невозмозно, то мне и дальше углубляться в тему неинтересно.
11.09.2015 21:42:48, Natalya d'*
Не, ну можно же хоть попытаться сказку сделать былью:) 11.09.2015 21:45:23, white-dove
Natalya d'*
помечтать - можно :) 11.09.2015 21:57:47, Natalya d'*
Ирулевна
от учителя зависит. и от предмета тоже наверное.. у старшего историк, который просто волшебно ведет уроки.. английский и физика такие же.. еще чтото. а вот математику все просто тихо ненавидят. и каждый сентябрь надеются что ее сменят.. 11.09.2015 21:07:41, Ирулевна
А что ты вкладываешь в понятие "волшебно ведет" и за что ненавидят вашу математичку?
Я вот сейчас напряглась и так и не смогла вспомнить ни одного "волшебного" преподавателя из своей школы. В "любимчиках" из преподавателей были те, которые умели устанавливать дружеский контакт с классом. В плане преподавания вспомнилась только англичанка: у нее было очень четко все структурировано, на уроках был быстрый темп, расслабиться и заскучать было некогда. И знания в итоге она давала хорошие.
Из моей практики работы в школе, "волшебно" преподавала только учитель коррекционного класса, просто сказочно. У большинства остальных, у которых я на уроках бывала -тоска зеленая:( "Открыли учебник, читаем условие задачи. Иванов, к доске. Петров, не вертись. Васечкин, дневник на стол" -и так до бесконечности.
11.09.2015 21:25:53, white-dove
Ирулевна
ну просто мне он очень нравится:)) поэтому так написала... он на каждом уроке придумывает чтото новое.. как преподать материал.. могу у андрея поспрашивать примеры если надо..

математичку - за многое. но больше всего за то, что она не может объяснить свой предмет.. и орет изза этого на них..

имхо невозможно сделать так, чтобы ВСЕМ было не скучно. может просто надо както разбавлять материал.. чтото интересное предлагать детям.

мне вот пришел на ум пример с английским. там препод сказал что тот кто позвонит на радио москва (вещание на англ языке) и закажет песню - тому доп баллы. причем песню должны поставить в эфир. андрей звонил раз десять - там его уже узнавали:))

или вот историк придумал квест - найти 5 исторических мест в москве (список прилагался) и сделать с ними селфи.

то есть чтото такое, что близко детям и им интересно.
11.09.2015 21:33:01, Ирулевна
Ирулевна
"ее" - учителя математики:) 11.09.2015 21:15:07, Ирулевна
Так понятное дело что если учитель просто по учебнику идет то скучно будет даже шторам.
Вообще к любому предмету есть куча дополнительных материалов. Более того - раньше сборники контрольных работ включали по 6 вариантов точно, разных как по сложности так и просто по заданиям. Думаю и сейчас это все есть, даже больше чем раньше.
Другой вопрос что не всем хочется на это тратить время. Когда я, еще студентка, подобрала разные варианты самостоятельной (дети, кстати, офигели когда поняли что у соседа не списать) учитель мне прямо сказала что для оценивания моей работы я конечно молодец, но вообще занимаюсь фигней и лучше эти привычки забыть сразу :(
Идеи давать сложно т.к. для каждого урока они свои :) Даже по одной теме но для разных классов они свои. И иногда идеи рождаются прямо в процессе урока :)
В плане чтения можно попробовать театр, мне кажется. Разыгрывать сценки из прочитанного. Или угадывать из какого произведения сценка, что то типа такого :)
11.09.2015 21:00:39, Иришка-Мартышка
Согласна с тобой. Просто по учебнику - это бррр.
Мне общая канва идей интересна. Как сделать так, чтобы все были при деле. Пока приходят на ум индивидуальные разноуровневые задания.
11.09.2015 21:16:23, white-dove
Все надо пробовать. И индивидуальные. И групповые, как по способностям, так и смешивая. Имхо, исключительно по способностям делить всегда тоже нельзя. Ребятам послабее всегда надо давать возможность поймать журавля в небе, чтобы именно желание тянуться было. А сильно способным тоже полезно "спускаться на землю", часто бывает что они не дорабатывают, все привыкают что они звезды и позволяют то не дописать, то не доделать. А в итоге случаются пробелы в знаниях. Да и просто рутину иногда надо делать, полезный навык.
Еще вариант когда сами дети объясняют. Или делятся своими знаниями. У меня так старшего в двух школах учителя просили провести уроки для одноклассников по оригами. Неформальный подход сразу задает другой тон урока. Потом мой и книгами делился, а просто такой же урок но проведенный учителем особого интереса не вызвал. Но для этого надо хорошо класс знать, а это в школе лет 20 уже не практикуется :(
11.09.2015 21:59:14, Иришка-Мартышка
Спасибо, Ир, за идеи. Будем пробовать:) 11.09.2015 22:01:23, white-dove


Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!