Конференция "Ребенок от 3 до 7""Ребенок от 3 до 7"
Раздел: Гаджеты
Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.
Саду быть или не быть?
Итак есть двое детей 5 и 3 лет,работающая мама.Пока мама на работе дети с няней,старший занимается с логопедом два раза в неделю и музыка два раза в неделю,гуляют на площадке читают книжки,рисуют.Все вокруг рассказывают о том что нужна социализация,особенно старшему.Основные аргументы в том что ребёнок не сможет учится в школе потому как не сможет общаться с детьми
27.05.2013 23:17:59, Сомневающаяся мама
39 комментариев
Я водила в сад на 3 часа с сентября, а няня забирала до обеда. Но поскольку меня лично во всей этой ситуации элемент "няня" очень сильно все время напрягал, мы отказались от нее спустя год с небольшим и теперь, вот уже месяц, дочка ходит в сад на полный день. Психологически всем стало комфортнее, ребеноку в саду интереснее, но появились другие моменты - спит днем мало,и, разумеется, из сада несется вся дурь. Учитывая, что ребенок довольно неплохо развит был и по речи и по поведению и тыды к моменту, когда она пошла в сад, это обидно. Но, пока я вижу, что это намного лучше, чем было с няней. Сама я в сад ходила. Не любила. Что было бы со мной если бы не ходила - не знаю, не думаю, что я была бы хуже)) Но и не факт, что намного лучше=)) Если бы я не работала (хотя такой вариант сложно представить), то водила бы в сад, но забирала бы рано, + на занятия.
28.05.2013 21:30:38, Бумажный Голубок
"Не сможет в школе учиться" - это большое преувеличение. Сможет.
Дети разные, сады разные - для кого-то сад благо, а кому-то он дает только негативный опыт социализации, закладывая фундамент проблем.
Мой средний в саду получил панический страх перед организованным питанием и хронические ЛОР-проблемы. Для социализации сад не дал ничего, т.к. он 2 дня ходил до обеда, месяц болел, в таком режиме социализации просто не было. Социализировался на кружках, прогулках, подготовке и т.п. В школе в коллектив влился легко.
Младшего собираюсь отдать в сад с осени, но не из-за социализации, простоя няня - дорогое удовольствие... 28.05.2013 19:12:38, ЛюбимицаКлаппа
Дети разные, сады разные - для кого-то сад благо, а кому-то он дает только негативный опыт социализации, закладывая фундамент проблем.
Мой средний в саду получил панический страх перед организованным питанием и хронические ЛОР-проблемы. Для социализации сад не дал ничего, т.к. он 2 дня ходил до обеда, месяц болел, в таком режиме социализации просто не было. Социализировался на кружках, прогулках, подготовке и т.п. В школе в коллектив влился легко.
Младшего собираюсь отдать в сад с осени, но не из-за социализации, простоя няня - дорогое удовольствие... 28.05.2013 19:12:38, ЛюбимицаКлаппа
Все дети разные. У старшей в классе половина детей садиковые, а половина "домашние". В самом начале первого класса было чуть заметно, какие из них какие - типа, строиться по парам за ручку садиковые умели намного лучше.:)) Через полгода-год отличить несадиковых было намного сложнее. Возможно, это зависело от учительницы, возможно, от сложившегося коллектива... Я считаю, больше чем садиковый опыт, на социализацию влияют личностные качества ребенка, от природы заложенные. Ну и, коллектив. И тут уж, как повезет - может в саду всё быть замечательно, а в школе совсем не сложится, или наоборот...
А по поводу - сложно найти друзей - сейчас общая тенденция у детей и подростков - они меньше лично дружат, больше "вообще со всеми" или по интернету(ага-ага, посмотрела в зеркало:)). И садик тут явно ни при чем. 28.05.2013 16:15:53, мимоша
А по поводу - сложно найти друзей - сейчас общая тенденция у детей и подростков - они меньше лично дружат, больше "вообще со всеми" или по интернету(ага-ага, посмотрела в зеркало:)). И садик тут явно ни при чем. 28.05.2013 16:15:53, мимоша

пораньше.
считаю, что в саду общение другое, не такое как на
дет.площадке. в саду дети все-таки больше могут
общаться и принимать решения самостоятельно,а на
площадке над каждым стоит мама/бабушка/няня,
которая постоянно рулит процессом и "учит"ребенка
общению с учетом своих тараканов.
что касается инфекций...ну, если ребенок ослабленный
так он их и на развивалках и на площадке цеплять
может. 28.05.2013 15:26:58, *Данет*
Если вам сад как телеге пятое колесо;)), а быт - занятия налажены и вас все устраивает...
то зачем "покупать козу"?:))
По поводу школы - у всех по-разному. Если ребенок сам по себе общительный, то и в школе все будет ок. Если замкнутый интроверт - конечно ему тяжело дастся школьная социализация... Но и после сада было бы ненамного легче.
Кроме того, вы же наверняка лет в 6 захотите отдать "на подготовку к школе" - тут уж сад будет помехой - много времени отнимать. Многие наоборот на последний год забирают из сада.
Ну а лично мы ходим в замечательный сад (только поэтому и пошли туда), успеваем гулять на площадке, заниматься с логопедлом, фигурным катанием, со след года добавим английский и музыку:))
Так что вашим занятиям сад не помеха 28.05.2013 14:33:37, Чунга-Чанга
то зачем "покупать козу"?:))
По поводу школы - у всех по-разному. Если ребенок сам по себе общительный, то и в школе все будет ок. Если замкнутый интроверт - конечно ему тяжело дастся школьная социализация... Но и после сада было бы ненамного легче.
Кроме того, вы же наверняка лет в 6 захотите отдать "на подготовку к школе" - тут уж сад будет помехой - много времени отнимать. Многие наоборот на последний год забирают из сада.
Ну а лично мы ходим в замечательный сад (только поэтому и пошли туда), успеваем гулять на площадке, заниматься с логопедлом, фигурным катанием, со след года добавим английский и музыку:))
Так что вашим занятиям сад не помеха 28.05.2013 14:33:37, Чунга-Чанга
У моей подруги две старшие дочери не ходили в садик. Она говорила, что ни за что и никогда, её дети ходили по многочисленным творческим занятиям, действительно очень хорошим, общались с друзьями-елиномышленниками и всё было прекрасно. Но недавно у неё родился ещё один ребёнок. И его она собирается отправлять в садик. Сказала, что девочкам всё же трудно было в школе влиться в коллектив, и для младшего, тем более это мальчик, она такого не хочет.
Да, с девочками никакой катострофы не произошло, в школе учиться смогли и вполне успешно. Но тем не менее, почему-то мама свое мнение насчёт садиков изменила. 28.05.2013 14:20:40, fatima
Да, с девочками никакой катострофы не произошло, в школе учиться смогли и вполне успешно. Но тем не менее, почему-то мама свое мнение насчёт садиков изменила. 28.05.2013 14:20:40, fatima

В последнее время все больше родителей вообще отказываются от сада и школы в пользу семейного образования.
Тут можно почитать [ссылка-1].
Своего мнения не навязываю, просто в качестве материала к размышлению.
Все зависит от целей образования, которые Вы сами ставите. 28.05.2013 13:35:30, spravedlivaya
Дочка ходит на гимнастику, общение с девочками там и в саду разное 15 минут до занятий и 10 после пока переодеваются, обычно просто смотрят у кого-нибудь игры, мультики на айпаде, в саду они намного больше играют вместе, то обижаются, мирятся, защищают свои игрушки, интересы и т.д. Я сама в сад не ходила, поскольку не супер общительная было тяжело в начальной школе.
28.05.2013 13:22:27, Pion

Домашние дети были всегда, сейчас их стало больше. Не слышала чтобы говорили о возросшем кол-ве проблем адаптации. Конечно они бывают, но скорее это особенности конкретного ребенка. Садиковские тоже далеко не все с легкостью вливаются в школу. Имхо.
Мне кажется только вам принимать решение есть ли у детей проблемы с социализацией. Плюс мнение няни, которая целый день с детьми и видит как они ведут себя на площадке, на занятиях и т.п. Если у ребенка есть приятели, может начать играть и с незнакомыми ребятами, нет проблем на занятиях - имхо, все у вас хорошо и вряд ли сад даст больше именно в плане общения. Тем более еще собираетесь увеличить кол-во кружков и идти на подготовку.
Если же замечаете сложности в общении то может и стоит попробовать сад. Но при этом надо понимать что ребенок может быть необщительным и замкнутым просто из-за темперамента и характера, тут и сад особо не поможет. Разве что попривыкнет к коллективу. 28.05.2013 09:56:20, Иришка-Мартышка
Мне кажется только вам принимать решение есть ли у детей проблемы с социализацией. Плюс мнение няни, которая целый день с детьми и видит как они ведут себя на площадке, на занятиях и т.п. Если у ребенка есть приятели, может начать играть и с незнакомыми ребятами, нет проблем на занятиях - имхо, все у вас хорошо и вряд ли сад даст больше именно в плане общения. Тем более еще собираетесь увеличить кол-во кружков и идти на подготовку.
Если же замечаете сложности в общении то может и стоит попробовать сад. Но при этом надо понимать что ребенок может быть необщительным и замкнутым просто из-за темперамента и характера, тут и сад особо не поможет. Разве что попривыкнет к коллективу. 28.05.2013 09:56:20, Иришка-Мартышка


Еще лет 10 назад детки домашние, чаще лучше подготовленные садовских, действительно могли терятся, робеть в первое время. Сейчас столько всяческих развивалок, где ребенка вполне успешно учат как надо вести себя на занятиях, что надобность садика именно для социализации уже отпала.
Да и столько деток сейчас которые просто не смогли попасть в сад, из-за нехватки садов - они то ведь тоже учатся потом в школе.
Если есть возможность няни, то я бы даж не дернулась с садом, ну их лишние инфекции 28.05.2013 08:38:20, Свет-ОК
Я наблюдаю за мальчиками, старше моего на 1 год и 2 года, которые посещают секцию фигурного катания 3 года подряд на моих глазах, но они не ходили в сад, в отличие от моего. Три разных мальчика, все ОЧЕНь развитые, с ними мамы активно занимались. То есть, знание английского, уровень подготовки к школе и прочих навыков однозначно превосходил уровень моего ребенка. Но способы общения в коллективе у всех трех были слабее, чем у моего садиковского. Иногда, дети в секции (которые разновозрастные и старше) посмеивались над их попытками достаточно неумело выйти из назревающих конфликтов, построить игры и т.д. Это видно, что детям не хватало опыта социализации в дошкольном возрасте.
Когда эти мальчики пошли в школу, то вначале, да, им всем было очень сложно - мамы рассказывали. Причем сложность вызывали не процесс обучения, а умение построить отношения в коллективе. К 3 классу одного все постепенно нормализовалось. Но я знаю точно, что ни удного из трех, которые сейчас посещают разные школы, то есть учатся в разных классах за все время обучения не появилось ни одного друга.
Возможно, это лишь частный случай. Но на моих глазах, тк с мамами я активно общаюсь. 28.05.2013 08:37:30, Roccy
Когда эти мальчики пошли в школу, то вначале, да, им всем было очень сложно - мамы рассказывали. Причем сложность вызывали не процесс обучения, а умение построить отношения в коллективе. К 3 классу одного все постепенно нормализовалось. Но я знаю точно, что ни удного из трех, которые сейчас посещают разные школы, то есть учатся в разных классах за все время обучения не появилось ни одного друга.
Возможно, это лишь частный случай. Но на моих глазах, тк с мамами я активно общаюсь. 28.05.2013 08:37:30, Roccy

у нас ортопедический сад, теперь там не 10 чел, как было еще 2 года назад, сейчас 17, со следующего года сказали еще добавят детей. кровати и так трехэтажные, видимо, теперь по очереди спать будут :-)
28.05.2013 08:00:38, Рыжая Белка

Расскажите те кто ходил в сад как помог сад общению?Чему научил?
28.05.2013 07:20:18, Сомневающаяся мама
Смотрите по ребенку.
Из моего опыта: старшему сад был вообще не нужен, всю дошкольность ему комфортно было самому с собой, а сад только мешал. Мы, конечно, пытались его сдать в садик (да, социализация и все такое), но через полтора года забрали, потому что дите начало болеть. Психосоматика чистой воды. Мой вывод - интровертам сад не нужен, хватит годовой дошкольной подготовки два-три раза в неделю. Сейчас вполне контактный пацан, заговорит до смерти хоть взрослого, хоть ровесника.
Младший - другая песня. Ему нужны поклонники. Сад для него - тусовка, где можно классно оторваться. Но у нас сад логопедический, с камерными уютными группами, душевными воспитателями и спокойными преподавателями. 28.05.2013 15:44:11, Шизгара
ходили старшие. Но они у меня очень разные. Если мальчика в итоге я забрала, ему это общение, дети и прочее до фонаря были. Умнейший малый, но ему нужен дом, привычная комната и минимум народу. Не научили ни в саду ни в школе общению, но ему оно и не надо, он сам не хочет этому учится.
А вот дочку и учить не надо ничему было, она сама кого угодно общению научит.
Так что думаю она и без сада в школе прекрасно бы социализировалась.
А вот младший сторого между ними. Я вижу ему нравится в саду играть и общаться с детьми, ему нравятся занятия, но есть проблемка. Ни есть ни спать он там не желает. Я вижу что общение с детьми идет ему на пользу, у нас дома 4 взрослых, боюсь забалуем его), а за последнее время он явно повзрослел и вижу начал лучше общаться со сверстниками.
В этой жизни надо уметь и командовать и подчиняться, в саду это впитывается довольно легко, в более старшем возрасте уж сложнее этому научится.
Но все равно надо смотреть по ребенку! да и альтернатив, чаще более лучших, современному перегруженному садику сейчас много 28.05.2013 09:09:20, Свет-ОК
Вот я боюсь, что у моего младшего будет такая же ситуация, что и у Вашей дочки - сад "поднял планку" до такой высоты, что никакие школы ее не потянут...
28.05.2013 15:46:58, Шизгара
"осознания того,что твои желания никого не интересуют."
-это полезное осознание, вообще-то:-)))и лучше это
понять в дошкольном возрасте, чем потом жаловаться
на жизнь в конфе "семейные отношения":-))) 28.05.2013 15:32:01, *Данет*
вы явно в плохом саду были, не знаю может китайском.... Мы тут в гораздо лучшие сады ходили, и навыкам самообслуживания учат и к школе отлично готовят, и реално интересуются -научились ли они чему то или нет.
А еще учат контролировать агрессию, учится договариваться, мирно сосуществовать, уметь уступать, уметь выслушать, понять, посочувствовать. Уметь помочь и и морально поддержать.
Чем раньше ребенок научится чувствовать и понимать других тем легче ему потом будет.
Конечно этому можно научится не только в саду. 28.05.2013 13:29:13, Свет-ОК

Из моего опыта: старшему сад был вообще не нужен, всю дошкольность ему комфортно было самому с собой, а сад только мешал. Мы, конечно, пытались его сдать в садик (да, социализация и все такое), но через полтора года забрали, потому что дите начало болеть. Психосоматика чистой воды. Мой вывод - интровертам сад не нужен, хватит годовой дошкольной подготовки два-три раза в неделю. Сейчас вполне контактный пацан, заговорит до смерти хоть взрослого, хоть ровесника.
Младший - другая песня. Ему нужны поклонники. Сад для него - тусовка, где можно классно оторваться. Но у нас сад логопедический, с камерными уютными группами, душевными воспитателями и спокойными преподавателями. 28.05.2013 15:44:11, Шизгара
В саду есть коллектив, и можно научиться именно общению в коллективе. Там свои правила, дружба, иерархия. Есть дети, которые нравятся, и те, которые не нравятся. И со всеми надо научиться сосуществовать. Поэтому считаю, что после сада в школе легче. Своих всех водила в сад, хотя имела возможность этого не делать. Да болели, но зато к школе болеть переставали. А у знакомой сын, не ходивший в сад, из-за болезней пропустил 2/3 1-го класса, хотя дома не болел.
28.05.2013 12:33:44, tak
Имхо, тут главное понимать что все дети разные, одного рецепта для всех нет. Т.е. однозначного ответа нужен сад или нет тоже не существует.
Моим детям сад помог. У меня поздно говорящие дети, оба заговорили только в саду. У старшего был очень хороший сад, вообще много чего дали и научили. Младший до сада был ребенком который даже от родни шарахался, детей просто обходил десятой дорогой, просто избегал общения. Сейчас это очень общительный ребенок, никто и не верит что был букой :) Возможно и сам перерос бы, я не знаю, скорее нет. Т.к. главным вопросом была речь то сделали выбор в пользу сада, с готовностью забрать если не пойдет. Пошло и общаться научился. 28.05.2013 09:46:47, Иришка-Мартышка
Моим детям сад помог. У меня поздно говорящие дети, оба заговорили только в саду. У старшего был очень хороший сад, вообще много чего дали и научили. Младший до сада был ребенком который даже от родни шарахался, детей просто обходил десятой дорогой, просто избегал общения. Сейчас это очень общительный ребенок, никто и не верит что был букой :) Возможно и сам перерос бы, я не знаю, скорее нет. Т.к. главным вопросом была речь то сделали выбор в пользу сада, с готовностью забрать если не пойдет. Пошло и общаться научился. 28.05.2013 09:46:47, Иришка-Мартышка

А вот дочку и учить не надо ничему было, она сама кого угодно общению научит.
Так что думаю она и без сада в школе прекрасно бы социализировалась.
А вот младший сторого между ними. Я вижу ему нравится в саду играть и общаться с детьми, ему нравятся занятия, но есть проблемка. Ни есть ни спать он там не желает. Я вижу что общение с детьми идет ему на пользу, у нас дома 4 взрослых, боюсь забалуем его), а за последнее время он явно повзрослел и вижу начал лучше общаться со сверстниками.
В этой жизни надо уметь и командовать и подчиняться, в саду это впитывается довольно легко, в более старшем возрасте уж сложнее этому научится.
Но все равно надо смотреть по ребенку! да и альтернатив, чаще более лучших, современному перегруженному садику сейчас много 28.05.2013 09:09:20, Свет-ОК
Мое наблюдение (но я вообще сторонница сада): в саду учат навыкам общения, учат взаимодействовать, а в школе учат чему угодно, но не этому- там лишь бы учебный план выполнялся:(
Мой опыт: у дочки были распрекрасные воспитатели в саду, самые лучшие педагоги, каких я видела в своей жизни. У них была такая дружная группа (ну семейная была атмосфера в группе, никаких конфликтов, все как братья -сестры), что дети, встретившись между собой на улице (через 10 минут после выхода из сада)кидались друг к другу в обьятья, как будто сто лет не виделись, и не могли друг от друга оторваться:) Гуляли на садовской площадке все до последнего ребенка, а родители ожидали, сидя на лавочке и болтая с воспитателями -никто не хотел идти домой! Ну и где бы я нашла еще дочке такую дружную компанию?:) До сих пор самые лучшие друзья у нее -из сада, многие пошли в одну школу. А вот школа -там сразу уже другая обстановка: обзывалки, дразнилки, ссоры:( То ли возрастное, то ли просто там общению детей столько внимания не уделяют.
Второй опыт: младший -очень интровертный ребенок. Детей избегал вообще. Пошел в сад - вполне научился с детьми взаимодействовать. Суперобщительным он не стал -тихоня такой стеснительный, но нормально с детьми ладит вполне: в контакт вступает, игрушками делится-меняется и все такое. А раньше и на площадке норовил от детей спрятаться. 28.05.2013 07:51:15, white-dove
Мой опыт: у дочки были распрекрасные воспитатели в саду, самые лучшие педагоги, каких я видела в своей жизни. У них была такая дружная группа (ну семейная была атмосфера в группе, никаких конфликтов, все как братья -сестры), что дети, встретившись между собой на улице (через 10 минут после выхода из сада)кидались друг к другу в обьятья, как будто сто лет не виделись, и не могли друг от друга оторваться:) Гуляли на садовской площадке все до последнего ребенка, а родители ожидали, сидя на лавочке и болтая с воспитателями -никто не хотел идти домой! Ну и где бы я нашла еще дочке такую дружную компанию?:) До сих пор самые лучшие друзья у нее -из сада, многие пошли в одну школу. А вот школа -там сразу уже другая обстановка: обзывалки, дразнилки, ссоры:( То ли возрастное, то ли просто там общению детей столько внимания не уделяют.
Второй опыт: младший -очень интровертный ребенок. Детей избегал вообще. Пошел в сад - вполне научился с детьми взаимодействовать. Суперобщительным он не стал -тихоня такой стеснительный, но нормально с детьми ладит вполне: в контакт вступает, игрушками делится-меняется и все такое. А раньше и на площадке норовил от детей спрятаться. 28.05.2013 07:51:15, white-dove

"в саду учат навыкам общения, учат взаимодействовать"
Если чему то и учат,то агрессии и осознания того,что твои желания никого не интересуют.
Сад нужен китайским детям,ибо у них такое общество-коллектив решает все.
В садике такой же план воспитательный,отчеты и писанина,и дети никого не интересуют,реально научились они чему то или нет. 28.05.2013 12:12:18, mutan
Если чему то и учат,то агрессии и осознания того,что твои желания никого не интересуют.
Сад нужен китайским детям,ибо у них такое общество-коллектив решает все.
В садике такой же план воспитательный,отчеты и писанина,и дети никого не интересуют,реально научились они чему то или нет. 28.05.2013 12:12:18, mutan

-это полезное осознание, вообще-то:-)))и лучше это
понять в дошкольном возрасте, чем потом жаловаться
на жизнь в конфе "семейные отношения":-))) 28.05.2013 15:32:01, *Данет*

А еще учат контролировать агрессию, учится договариваться, мирно сосуществовать, уметь уступать, уметь выслушать, понять, посочувствовать. Уметь помочь и и морально поддержать.
Чем раньше ребенок научится чувствовать и понимать других тем легче ему потом будет.
Конечно этому можно научится не только в саду. 28.05.2013 13:29:13, Свет-ОК

Расскажите а ваш сын был спокойным мальчиком или активным,не всегда послушным?
28.05.2013 07:15:19, Сомневающаяся мама

В принципе, как вам удобней и как детям нравится. Сад дело добровольное:) Но я лично для своих детей с трудом представляю адаптацию к школе без посещения сада. Тем более, логопед и музыка - это же индивидуальные занятия, а не групповые. И мало занятий, имхо, для 5-летнего несадовского ребенка. В хорошем саду занятий, как правило, больше:) У детей есть ровесники для общения? На наших площадках, например, дети старше 2-х лет не гуляют, все в садах.
И опять же, от ребенка зависит. На что у меня младший,мягко говоря, малообщительный - даже на него сад благотворно влияет. Его нервной системе идеально подходит то, что в саду все очень четко организовано и по режиму. В саду и после сада он обычно очень спокойный (спокойней, чем если остается дома). 28.05.2013 07:11:21, white-dove
И опять же, от ребенка зависит. На что у меня младший,мягко говоря, малообщительный - даже на него сад благотворно влияет. Его нервной системе идеально подходит то, что в саду все очень четко организовано и по режиму. В саду и после сада он обычно очень спокойный (спокойней, чем если остается дома). 28.05.2013 07:11:21, white-dove
Ребёнку 5 лет будет в августе,с сентября планируется подготовка к школе,муз школа,айкидо это групповые занятия,ну и индивидуальных таки да несколько добавить ещё.
28.05.2013 07:18:57, Сомневающаяся мама
Тогда как вам удобней. Сам ребенок доволен образом жизни, в сад не просится?
Я видела много детей, которыми вплотную занимались дома (без сада), и они прекрасно адаптировались к школе, отличники и лидеры. 28.05.2013 07:38:06, white-dove
Я видела много детей, которыми вплотную занимались дома (без сада), и они прекрасно адаптировались к школе, отличники и лидеры. 28.05.2013 07:38:06, white-dove

Моей надо было жестоко в 3 года - но уж лучше бы была няня все эти годы.
Второго до 4 точно дома буду держать, а там как захочет. 28.05.2013 00:01:32, tЮлька
Эх..... как же определить что ему надо в сад?
28.05.2013 00:09:35, Сомневающаяся мама
дома ему скучно или нет?:) в сад просится сам? Мой старший ребенок в 2, 5 уже откровенно скучал дома.
28.05.2013 07:39:13, white-dove

вот выбор на осень такой или в сад или няня плюс подготовка к школе.и кружки
27.05.2013 23:32:38, сомневающаяся мама
Читайте также
Беременность в 45 лет: обоснованное решение
В нашей статье мы рассмотрим, какие возможности и вызовы открывает беременность после 40-45 лет, опираясь на последние исследования и медицинские рекомендации.
Почему важно вовремя диагностировать и лечить скрытые родовые травмы у детей
Проблемы со сном, аппетитом или поведением могут быть следствием травмы, которую малыш получил при рождении. В статье расскажем, как распознать такие нарушения и почему важно вовремя их корректировать.