Раздел: Подготовка к школе

В блог Подписаться на Дзен!

Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.

В чем наша проблема?

И что нам делать??? Посоветуйте, пожалуйста. Заранее всем спасибо. А проблема вот в чем. Ребенку в конце ноября будет шесть лет. Мальчик. Пытаемся учиться читать. Спрашиваю, что общего в словах футбол, волейбол, баскетбол, гандбол. Понять не может. Выражение "что общего" последовательно меняется на аналоги, типа "что похожего есть в этих словах", "что одинакового" и т.п. Результата нет. Беру только два слова и спрашиваю все по новой, тщательно делая ударение на "бол". Решение не приходит. Тогда напрямик спрашиваю, что ты слышишь в конце слова "фут-бол". - "Фут" - "Это в начале, а в конце?" - "Бол". - "Хорошо" - "А в слове "баскет-бол" что ты слышишь в конце?" - "Баскет" - Это в начале, а в конце?"... И так до последнего четвертого слова. Опять беру два слова и спрашиваю "Какая часть у них похожа, конец или начало?" - молчание. "Что мы одинаково произосим в "фут-бол" и "баскет-бол"- "Бол" - УРА!!!!!!!
Мне почему-то кажется, что это ненормально. Естественно, такие случаи "торможения" встречаются регулярно и в разных видах. Насколько это нормально? В чем тут может быть причина? И как этому помочь? Буду рада любым размышлениям
22.09.2002 02:40:33,

20 комментариев

От кого: Настройки

Вы не авторизованы.

Если Вы отправите сообщение анонимно, то потеряете возможность редактировать и удалить это сообщение после отправки.

E-mail:
получать ответы на E-mail
показывать ссылки на изображения в виде картинок
Ответ всем. Во-первых, спасибо за отклики. Что касается "научить сначала, показать, а потом требовать", могу сказать следующее. Описанный случай является продолжением многочисленных упражнений "где что слышим", т.е. навык разбития слов на слога (по Зайцеву и Монтессори) и распознавания звуков. Т.е. я считала, что он способен уже ответить на этот вопрос, тем более когда я всяческими способами вкладывала ему в уста ответ, выделяя голосом "бол" и подбирая самые простые выражения того, что я от него хочу. Но, видимо, действительно, услышать один звук в слове - это одно, а СРАВНИТЬ слова по звучанию - это другое. Действительно мы еще никогда не сравнивали слова. Тем более упражнялись мы тогда уже в кровати на сон грядущий, в ряду других логических загадок из книжки - он это очень любит, и сам меня попросил "позадавать задачки". И похоже, что он действительно не "аудист" - зрительная память преобладает.
Меня больше всего удивило то, что, по моему мнению, я ему "по-страшному подсказывала" раз 10, причем в той же манере, как я это обычно делаю, а он не догадался. Неужели небольшое изменение задания (один звук на слог), с которым он обычно справляется, так сложно ребенку 6 лет? Он же научился уже разбивать слова на слога! Как же тогда двигаться вперед?
Еще хотелось уточнить, что это занятие носило дружественный характер - я злилась, конечно, но глубоко дышала и старалась ни чем не высказать своего раздражения. Во всяком случае после этого задания мы радостно перешли к следующему. А вот другой случай, который я никак не могу забыть, был, наверное, из серии "Мойдодыра" - я просила повторить его, что за чем следует "утро, день, вечер, ночь". Полчаса по-разному объясняла, как сориентироваться, что за чем идет, потом мы поругались - через час так и не смог мне повторить правильно... Но это было полгода тому назад, и послужило мне хорошим уроком, так что я стараюсь больше так не налегать на ребенка, понимаю, что надо каждый день понемножку говорить об этом, а потом оно само придет. Но в описанном случае, уверяю вас, я предлагала ребенку то, что, по моему мнению, он уже способен сделать.
Для Н.Г. - чтению я его обучаю с карточками (простое слово - картинка), с кубиками Зайцева и с книжками, где упор делается на методику "от звука к букве", в том числе "Большой складовый словарь" Даниловой.
Ну вот. Давление на ребенка отметаю, незнание, как подойти к вопросу - тоже, что же остается?
23.09.2002 00:59:36, Инга
Надежда Григорьевна
>>Т.е. я считала, что он способен уже ответить на этот вопрос, тем более когда я всяческими способами вкладывала ему в уста ответ, выделяя голосом "бол" и подбирая самые простые выражения того, что я от него хочу.>>
>>Меня больше всего удивило то, что, по моему мнению, я ему "по-страшному подсказывала" раз 10, причем в той же манере, как я это обычно делаю, а он не догадался. Неужели небольшое изменение задания (один звук на слог), с которым он обычно справляется, так сложно ребенку 6 лет? Он же научился уже разбивать слова на слога! Как же тогда двигаться вперед?>>
>>Но в описанном случае, уверяю вас, я предлагала ребенку то, что, по моему мнению, он уже способен сделать.>>

Инга, если прочитать вот так подряд Ваши мнения, то получается, что Вы УЖЕ уверены в его знаниях и опыте, а также в своем верном подходе и ждете от него успешных действий немедленно, а он ЕЩЕ к этим успешным свершениям не готов. Вот и всё. "Клиент" всегда прав.:))

Перефразируя бессмертное выражение, можно сказать, что если, несмотря на нашу уверенность, наши ожидания не оправдываются, значит: или мы слишком рано ждем результата, или действуем не совсем точно, или………. (много можно перечислять).

>>Давление на ребенка отметаю, незнание, как подойти к вопросу - тоже, что же остается?>>
Если Вы уверены в правильности своих действий - остается набраться терпения.:)) Для любого человека есть что-то, что им очень быстро понимается, схватывается и усваивается, а есть что-то, для чего нужно больше времени. Кому-то не нужно прилагать никаких усилий, сразу сам "догадывается", а кому-то нужно то же самое специально объяснять и специально обучать.

Вот, например, Вы и сами поняли, что >> услышать один звук в слове - это одно, а СРАВНИТЬ слова по звучанию - это другое. Действительно мы еще никогда не сравнивали слова.>> Возможно, ему необходимо приобрести опыт такого сравнения.

Если у ребенка что-то не получается, мы ждем результата, а его все нет, значит, мы, взрослые, сделали слишком большой шаг. Разбейте этот большой шаг на несколько маленьких. Маленькие шаги получатся у каждого и гораздо быстрее. Разумеется, при условии, что взрослый не просто считает, а действительно действует верно.
23.09.2002 22:16:41, Надежда Григорьевна
Спасибо. Буду впредь более внимательно присматриваться к случаям "торможения", но, честно говоря, очень часто ответа на вопрос "почему так?" и "как же нужно?" у меня нет... Уж проще-то не бывает... 24.09.2002 00:36:27, Инга
Надежда Григорьевна
>>Мне почему-то кажется, что это ненормально. Естественно, такие случаи "торможения" встречаются регулярно и в разных видах. Насколько это нормально? В чем тут может быть причина? И как этому помочь?>>

Основная причина вовсе не в ребенке. Ребенок реагирует адекватно и абсолютно нормально на прием обучения, которым вы пользуетесь. Тут дело в самом подходе.

Прежде чем спрашивать (читай - тестировать), необходимо предварительно объяснить, показать, рассказать, обратить внимание и !обязательно! как можно больше всего вместе сделать на эту конкретную тему. То есть выпадает главное звено – сначала нужно НАУЧИТЬ, дать ОПЫТ, а уж потом спрашивать (проверять). Мы, взрослые, должны всегда учитывать, что то, что нам кажется таким простым и очевидным, для детей таковым НЕ является.

Если бы сначала рассказать и показать написанными эти слова , чтобы не только на слух воспринял, но и увидел в написании одинаковые окончания, обсудить это, а через какое-то время спросить, я полагаю, что проблемы не было бы.

Когда начинаешь с проверки, вот тут-то и будет постоянное "торможение" и зажатость. Это самый непродуктивный путь, отбивающий охоту к любому обучению.

Инга, а как Вы учите сына читать?
22.09.2002 12:45:29, Надежда Григорьевна
Какая ЦЕННАЯ информация! Огромное Вам спасибо! Я еще не успела попасть в эту ловушку. Очень рада, что Вы предупредили о таком важном моменте.:-) Искушение тестировать слишком большое есть наверное у многих мам.:-( 23.09.2002 07:54:12, Наташа В.
Катя Б.
Надежда Григорьевна! Вот то, что меня крайне интересует! Естественно, что если при выполнении нового задания ребенку объяснить правила, разжевать, сделать вместе с ним - он начнет это делать сам, кто с большим, кто с меньшим успехом. Но на каком-то этапе должен появиться и "взрослый" подход - человек без посторонней помощи понимает, ЧТО от него требуется.

Вот есть ли здесь какие-то возрастные нормы? Или все индивидуально? Насколько я знаю, работая со студентами, эта способность может вообще так и не развиться :(((.
22.09.2002 12:53:02, Катя Б.
Надежда Григорьевна
Кате Б.
>>Я имею в виду задания чисто логические, не требующие никаких специальных знаний. Требующие именно сообразительности.>>
Сообразительность - это врожденное. Можно логическое задание выполнить чисто интуитивно, типа "я так думаю" или "я так чувствую":). Но вот чтобы объяснить, обосновать свое решение, необходимы знания и определенный опыт. Даже, чтобы выделить в задании набивший оскомину "четвертый лишний" (как типичный пример), необходимо владеть классификацией и обобщением. Другое дело, что обоснования этого "лишнего" могут быть разными у разных людей.

>>Вот есть ли здесь какие-то возрастные нормы? Или все индивидуально? .>>
Да, я считаю, это индивидуально. Есть люди с логическим складом мышления, есть с образным. Понятно, что логические умозаключения легче будут даваться первым. Человеку, у которого есть затруднения, можно показать, объяснить и научить, то есть развить его способности, насколько это возможно. Но не существует "тумблера", который автоматически и сам переключается при достижении определенного возраста.:)))

>>Но на каком-то этапе должен появиться и "взрослый" подход - человек без посторонней помощи понимает, ЧТО от него требуется.>>
Вы правильно ставите вопрос о проблеме развития самостоятельности мышления. Да, я считаю, что существует опасность застрять на усвоении готовых знаний и не сделать следующий шаг. Это зависит не только от ребенка, от его природного стремления к самостоятельности, но и от родителей, от педагогов, которые служат не только передаточным звеном определенных знаний, но и учат ребенка учитСЯ, т.е. учить себя.
К сожалению, при отсутствии мотивации или жесткой необходимости и взрослые люди часто склонны пользоваться "готовым" (хотя и вторичным), а не самостоятельно "добытым".
22.09.2002 22:12:41, Надежда Григорьевна
Катя Б.
Спасибо, Надежда Григорьевна. Но вот возьмем, к примеру, ситуацию Инги. Представим ее несколько по-другому. Ребенку говорят: вот, существует несколько спортивных игр - футбол, волейбол, баскетбол... Футбол - это игра, в которой по мячу бьют ногами. Волейбол... и т.п. Как ты думаешь, что такое "фут"?
Кто на это сможет ответить? Трехлетний точно не сможет. Шестилетнего... завтра спрошу, интересно.
23.09.2002 00:56:08, Катя Б.
Катя Б.
Спросила. Сказал, что "фут" - это "ворота" :). 23.09.2002 19:00:10, Катя Б.
а в баскетболе по мячу бьют руками. Как Вы думаете, что такое "баскет"? :) 23.09.2002 02:08:15, nn1
Катя Б.
Вот что-то вроде этого я и имела в виду, см. выше. (Не обижайтесь :))

23.09.2002 19:04:24, Катя Б.
А вот если вас, взрослую женщину, педагога, отправят, например, в плавильный цех и начнут без предупреждения требовать что-либо ответить (сделать), не объяснив вначале даже того, что в этом цехе происходит?
Я бы мало что смогла сделать:) А вы?
22.09.2002 15:30:05, мама98
Катя Б.
Я имею в виду задания чисто логические, не требующие никаких специальных знаний. Требующие именно сообразительности.
Что касается лично меня - то во время работы над диссертацией я попросила мужа помочь мне составить прикладную программу для базы данных (ныне забытый DBase III). Взяла словарик по бейсику, села рядом и подсказывала, какие команды нужны. Ничего в программировании не понимая. А сколько у нас людей, которых что-то непонятное сразу парализует, они и не берутся разобраться.
22.09.2002 16:46:32, Катя Б.
Катя Б.
Мой сын 6 лет, если ему что-то неинтересно, всегда дурачком прикидывается. Может, и Ваш тоже? 22.09.2002 12:44:42, Катя Б.
А какое отношение это имеет к чтению?
Скорее всего, он просто не понимает что Вы от него хотите.
22.09.2002 12:17:52, Карайл
Моя сестра до-о-олго билась с дочкой, пытаясь буквы выучить. Все сводилось к "А", "не знаю", "забыла", "ну,... м", "не помню". А потом Она случайно увидела, что дочка, находясь одна в комнате, ... ЧИТАЕТ ! На вопрос "что же ты все это время дурака валяла?!" девочка ответила "мам, ну буквы же неинтересно читать...".
Может и вашему сыну просто неинтересно слова на слоги разбирать и похожесть в этих словах совсем иная для него - что все это _игры с мячом_.И акцентирует он свое внимание именно на смысле слов, а не на их звучании.
22.09.2002 12:16:25, WildCat
Мышка
Может, ему на слух еще тяжело различать? Может, он не аудиал? У меня дочь сильно младше, поэтому могу только теоретизировать. Попробуйте написать на одной карточке "бол", на других - "волей", "фут" и т.д. Можно другого цвета. "бол" положить, и к ней по очереди другие приставлять и читать. Можно еще сразу другую серию слов сделать, с другой общей частью, чтобы нагляднее было. Примеры есть на сайте у Лены Даниловой. Главное, на мой взгляд, ничего не требовать, пока сам не прочитает, а то замкнется и вообще ничего читать не будет, даже если знает. Это же должно быть игрой, а не формальным обучением, ребенку должно быть интересно, и он не должен бояться.
22.09.2002 12:04:34, Мышка
Инга, прямо история про меня и моих родителей в том же возрасте :-) Только у меня еще круче было: меня спрашивали, что означает имя Мойдодыр :-))))))) На что я упорно и тупо отвечала "не знаю" - если вас это утешит, то это в моем случае не говорило ровным счетом ни о чем - всю жизнь в школе я была отличницей, закончила ее с медалью, а универ с красным дипломом :-)
Просто на меня в моменты таких "допросов" нападал полнейший ступор. Я дико боялась ответить неправильно и разочаровать родителей(хотя меня никогда не ругали за это)

Вы не слишком давите на сына? Не придаете ли этому излишнюю значимость?

Может, вам попробовать не словесные, а зрительные примеры на сходства-различия? Или это уже пройденный этап?
22.09.2002 03:14:58, Арина
стыдно, но я только лет в 17 случайно поняла, что Мойдодыр - это "мой до дыр" :) До этого он был просто Мойдодыром, мало ли какое имя может быть у начальника и командира :)) 22.09.2002 05:19:00, nn1
ха! Если бы вы не написали об этом сейчас, я бы и дальше предполагала, что это просто имя собственное. я его делила на слова "мой!" и "додыр":))) 22.09.2002 15:32:21, мама98

Читайте также
Весенняя пора: идеи для вдохновения
Простые идеи, которые помогут перезагрузиться вместе с природой
Используем в пищу то, что выросло само
Весенние растения, из которых можно сделать салат

Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!