Раздел: Что читать ребенку

В блог Подписаться на Дзен!

Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.

сказки?

Мамы, а вы читаете своим детям сказки с печальным концом? Например "девочку со спичками" Андерсена. Если "да", то в каком возрасте? и поясняете ли сюжет если ребенку не все понятно и он расспрашивает?
16.03.2002 00:59:29,

32 комментария

От кого: Настройки

Вы не авторизованы.

Если Вы отправите сообщение анонимно, то потеряете возможность редактировать и удалить это сообщение после отправки.

E-mail:
получать ответы на E-mail
показывать ссылки на изображения в виде картинок
Да, читаем, правда, такие редко попадаются. Андерсена я не очень люблю, а такую гадость, как про аиста (описано ниже)я бы ребенку читать не стала. Да, ребенок расстраивается, иногда плачет. Но разве это так плохо? Это нормальная реакция. ВОт когда он плачет: "Купите мне игрушку, пятисотую по счету", это другое дело. А поплакать из-за несчастной собачки в книжке - это совершенно естественно.

А еще вспомнила такую историю. Когда моей ребенке было года 3, им в саду читали Толстого "Лев и собачка". Заканчивается этот рассказ тем, что когда собачка умерла, лев подошел, потрогал ее лапой, а потом лег рядом и через нек-рое время тоже умер. Вот она мне дома это дело пересказывает и делает такой вывод: "Вот видишь, мам, лев умер потому, что потрогал лапой мертвую собачку". (то есть типа заразился).

Сейчас нам 6,5, и наверное, читать надо книги под возрасту. У меня лично главный критерий - не грустная книжка или веселая, а качество литературы. Хорошо, чтобы ребенок мог оценить не только сюжет, но и выразительные средства, образы и т.д.
17.03.2002 18:32:35, valeria
я вот Андерсена как раз очень люблю. Мне в большинстве сказок идеи нравятся. Очень чистые. Даже в тех, в которых "все умерли".
Но вот в "девочке со спичками" никакой идеи. (???) кроме той, что лучше умереть, чем так жить.
18.03.2002 06:34:12, -Emerald-
Валерия*
Не читаю, хотя ребенок уже большой (5 и 9). Нам недавно в "Волшебной зиме" Т.Янсен встретилась глава о том, как замерз бельчонок и как его хоронили, и я ее пропустила. Мальчик мой очень ранимый, переживает, когда погибает мышка или бабочка, однажды смотрел мультфильм, в котором утонул пингвин, потом весь вечер плакал и не мог уснуть.
Муж считает, что я не права, что нужно "закалять психику", приучать к несправедливости жизни, мы иногда здорово спорим из-за этого.
Но не могу себя переломить.
17.03.2002 16:13:08, Валерия*
я тоже считаю, что такие сказки надо читать. И объяснять, что вот жизнь - она такая - разноцветная. Но на практике ... эх!
Вот читали, например, "Снегурочку", она в конце растаяла (умерла, в общем-то) и мораль на самом деле чистая - не делай того, что для тебя противоестественно, "не прыгай через костер, если ты изо льда". Так? Я же бодрым голосом объясняю, что все ОК, Снегурочка не умерла, а превратилась в пар, которой следующей зимой выпадет снегом и баба с дедом слепят новыю Снегурочку. Т.е. она к ним вернется живая и невредимая.

Кто я после этого, если переворачиваю воспитательный смысл сказки с ног на голову?

18.03.2002 06:39:33, -Emerald-
В этом смысле и в Русалочке конец счастливый. 21.03.2002 19:23:30, Харас
Ка*рина
Вот про смыслы.:)
Вы знаете, что в "Колобке", к примеру, примерно 19 смыслов?:))
Поэтому Ваша "Снегурочка" - это то же методическое пособие для развития ребенка.:))))

Лучшее, что можно предпринять для адекватной "переработки" сказки - это сказать ребенку: "Знаешь, в этой сказке, СЧИТАЕТСЯ, - несколько смыслов: вот такой... и такой.... и такой....Но ты подумай сам(а), какой смысл в ней - ТВОЙ?"

Развивают ведь не Ответы, а Вопросы, которые появятся у ребенка после этого маленького "сказочного" повода...:))
19.03.2002 03:44:21, Ка*рина
А мне все равно сколько смыслов в Колобке, я его так не люблю, что никогда читать не буду:)) 21.03.2002 19:24:21, Харас
Ка*рина
Ай-ай.:)) Навязываете свои вкусы ребенку.:))))))))) 22.03.2002 01:54:20, Ка*рина
эээ :). у меня ребенку 4 года :). я ему все смыслы рассказать не успею :). Мне надо слезы перехватить (говоря о "снегурочке"). Маленькие мы, честно говоря :).

а какие у "колобка" 19 смыслов???
20.03.2002 07:03:46, -Emerald-
Ка*рина
Чуть позже напишу, ладно?:) 20.03.2002 15:03:08, Ка*рина
Ка*рина
"Печальные концы" учат состраданию. 17.03.2002 12:53:40, Ка*рина
согласна. Как насчет того, чтобы поделиться парой практических примеров сказок и извлеченных из них уроков? 18.03.2002 06:40:35, -Emerald-
Ка*рина
Про сказки припомнить не могу - давно дело было.:)))
А вот когда читали "Белого Бима..." - много говорили и о типах людей, и об отношениях людей и животных, и о беззащитности Слабого, и о Дружбе и Ответственности.
Я и сама без слез это читать не могу.:(

Мне кажется, нельзя изолировать ребенка от грустных ЧУВСТВ. Он должен знать В СЕБЕ любые чувства, иметь большой репертуар собственных переживаний - светлых, горьких, возвышенных.
Эмоционально черствый человек - это человек, который никогда не плакал над судьбой Серой шейки.:( Откуда же возьмется Уважение к Старости (между прочим, мы все идем именно туда...:)) ), ответственность за Слабого, если человек не поймет это Сердцем?...

И, кстати, через Сердце человек и развивается.
Черствые интеллектуалы с запредельным IQ- это страшно...:(

Поэтому, ИМХО, с ЛЮБОЙ реакцией ребенка надо РАБОТАТЬ.
19.03.2002 03:39:03, Ка*рина
спасибо, как всегда :). 20.03.2002 07:05:50, -Emerald-
"Печальные концы" учат состраданию того, кто пока не научился сопереживать... Есть очень чуткие дети, которым такие сказки не показаны, как мне кажется. Все очень индивидуально.
Я до поры некоторые из них сознательно откладывала и буду в дальнейшем.
Хотя заметила, что у дочки очень хорошо срабатывает система защитных механизмов психики, если ей рано- она "отбрасывает" этот преждевременный уровень, который ей пока не по зубам. Потом при возврате к той же книжке выходит на новый уровень и уже с ним справляется.
Иногда получается совсем через голову:) Дочка эпизоды с проявлением агрессии плохо воспринимает, не хочет читать и, тем более, смотреть. И вот, читали "Питера Пена", но отказывалась смотреть мультик про него, при этом с удовольствием смотрела "Алису" с "отрубите ей голову", потом посмотрела "Шрека" и с драконом, очень видно ирония там хорошо чувствуется, ей мультик ну очень понравился, и пошел на ура "Питер Пэн", где, оказывается герой "сражается как Шрек со своими врагами".
Как итог:))), нужно слышать своего ребенка, если не хочет эту книгу(мультик) читать(смотреть) - отложить до стадии его готовности.
18.03.2002 02:16:58, olgaT
Ка*рина
Любая ситуация, встреченная ребенком в жизни (в книжке тоже!) и эмоционально окрашенная, должна обязательно "обработаться" по всем стадиям протекания психологических процессов: начало-подъем-спад (или: знакомство-реакция-принятие явления и формирование СВОЕГО отношения к нему).
Чем раньше ребенок научится "обрабатывать" свои "удивления", тем легче он будет встречать Неизвестное, тем увереннее в себе он будет. Это и есть Готовность.:)) Можно еще назвать это Стабильностью в принятии новых впечатлений.:))
Ребенок, научившийся реагировать двух-ступенчато, более защищен от дальнейших психологических травм.
Поэтому, ИМХО, печальные концы сказок - неплохой тест на те проблемы, которые беспокоят ребенка. А значит, у родителей есть время СПОКОЙНО поработать с этими проблемами и выправить ситуацию.

Естественно, нельзя насильно читать ребенку то, что он никак не желает слушать.:)) Но ПРОБОВАТЬ читать ВСЁ - нужно обязательно. И читательские предпочтения детей, их ОТНОШЕНИЕ к героям сказок (книжек)- наилучшая проективная методика.:)))
19.03.2002 03:29:48, Ка*рина
"Ребенок, научившийся реагировать двух-ступенчато, более защищен от дальнейших психологических травм" - двухступенчато- это как? Поясните, пожалуйста.
А по существу вопроса полностью согласна, что пробовать надо книжек много: хороших и разных:)
Хотя меня, взять к примеру, "Сестрица Аленушка и братец Иванушка" с утопленицей, которую тяжелый камень ко дну тянет, ну вот совершенно не вдохновляет. А ведь вопрос ребенка моего навярняка будет "Зачем ведьма так?" Объяснять, что бывают красные и белые что-то совсем не хочется, и вообще на сказку эту с ее девизом "не пей водицу, козленочком станешь" не стоит ИМО тратить душевных усилий. Андерсена пока не пробовали, стоИт высоко на полке, думаю рановато еще.

19.03.2002 11:42:14, olgaT
Ка*рина
Двухступенчато - это когда человек может ЗАМЕТИТЬ в себе СВОЮ реакцию, осознать ее. А потом - отдаться этой реакции вволю.:)
Иными словами, он может в момент реагирования спросить себя "Что со мной? Что я ЧУВСТВУЮ? Почему?"

Естественно, до виртуозности здесь и взрослым далеко.:) Однако это как раз тот процесс, который (по Э.Берну) называется "выращиванием Взрослого":)).
20.03.2002 14:38:28, Ка*рина
Спасибо, никогда не задумывалась об этом, интересно:) Я проговариваю ее понятные мне эмоции, когда она затрудняется это сделать(обычно, когда плачет вместо того, чтобы объяснить, что произошло). А вот надо ли этому помогать при чтении? У взрослого такие механизмы доведены до автоматизма: не читают того, что не по душе. Детям же наверное этот опыт надо прожить. 21.03.2002 12:21:16, olgaT
Ка*рина
Развитие эмоциональности идет по ступенькам: имею чувство - осознаю чувство - называю чувство.
У "Генезиса" есть даже специальный плакат для дошкольников с изображением разных выражений мордашки: веселая, грустная и т.д. Так деток можно научить и осознавать, и выражать свои эмоции. И, - самое главное - узнавать, ЧТО видит ДРУГОЙ человек, когда мы сами себя видеть не можем.:))) А сигналы другим - посылаем.:))

Если обратить внимание на эту сторону развития ребенка (особенно мальчика), можно значительно облегчить коммуникацию в более старшем возрасте. Не секрет, что многие люди имеют О СЕБЕ иное представление, чем то, которое они ДЕМОНСТРИРУЮТ другим людям. И потому часто страдают от неадекватности чужого восприятия. А дело-то в том, что они просто мало об этом задумывались.:)))

При чтении можно попробовать "назвать чувство", которое возникло у ребенка. Хорошо бы показать личный пример: "Знаешь, мне что-то так ГРУСТНО стало..." ("ЖАЛКО мальчика...", "РАДОСТНО, что детки нашлись...", "НЕПРИЯТНО, что над старушкой так пошутили...", "Ох, как хочется ПОСОЧУВСТвовать Чебурашке..." и т.д.) Следующий вопрос: "А у тебя какие ЧУВСТВА?"

Книги - это толчок для развития ребенка. Но ведь не только интеллектуального, правда?:))
21.03.2002 14:26:58, Ка*рина
Ясности, как с помогать с эмоциями при чтении, стало чуть больше:) Мне импонирует такой подход- не оценки героев, а сопереживания им, буду попробовать)))Спасибо! 21.03.2002 18:38:14, olgaT
Вот мой хочет читать сказку "девочка со спичками". У нас очень хорощее издание сказок Андерсена с прекрасными иллюстрациями. Его картинки привлекают. Как быть? 18.03.2002 06:43:06, -Emerald-
Я бы читала, если хочет. Но при этом не давала сама своей трактовки, как Вы пишите было со "Снегурочкой", а отвечала бы только на ребенкины конкретные вопросы(по возможности кратко и по существу), провоцируя задавать все новые уточнения и пытаясь уловить ход его мысли.
В этом случае, как мне кажется, он все будет понимать в соответствии с его уровнем развития на данный момент.
19.03.2002 01:02:11, olgaT
ну, в "снегурочке" он уже слезки с сопельками скопил :). пришлось выправлять положение :).

Соберусь с духом и прочитаю ему "Девочку", уговорили :).
20.03.2002 07:07:49, -Emerald-
Наташа Р
Мы ограничиваем только "сцены насилия" - в некоторых редакциях сказок очень реалистичные :-). Из грустных сказок читали, например "Счастливого принца". Вопросов не было, но была какая-то растерянность. Так что я сама часто не выдерживаю и добавляю "но зато..." и так далее. И заканчиваю на более "светлой" ноте. А вот когда читали про кузнечика, которому мальчик чуть не оторвал лапки и его (кузнечика)ощущения и мысли ("В траве сидел кузнечик"), то Коля рыдал и кричал "Нет! Не надо!!!", так что у меня ком в горле стоял. К счастью потом этот мальчик сжалился и отпустил кузнечика:-) 16.03.2002 17:47:23, Наташа Р
Растеряность - очень подходящее слово. Есть грустные сказки, которые оставляют надежду ("маленький принц" Экзюпери, например), есть совершенно безнадежные, но с идеей (нет, с всепоглощающей ИДЕЕЙ), как Андерсеновская "Русалочка". А есть совершенно безнадежные и ... не знаю, безыдейные, что ли. Или основная идея "это случилось потому что случилось"? Потому что не все от нас зависит и жизнь бывает совсем фиговая ...
Тогда это уже сказка для взрослых, а не для детей?
18.03.2002 06:48:10, -Emerald-
Кстати, моя подружка в первом (!) классе сказала, что Русалочка - дурная сказка, потому что если она не могла сказать это словами, то должна была нарисовать или показать:))

Я до сих пор поражена глубиной этой мысли и во многом продолжаю использовать ее как инструкцию.
21.03.2002 19:28:37, Харас
Я не думаю, что Андерсен считал Русалочку безнадежной сказкой. Ведь в конце она получила душу, которой у нее раньше не было. 21.03.2002 19:26:57, Харас
Ольга Оводова
Мы только сказку про аиста подвергли цензуре. Это там, где мальчик аистов обижал, и они всем деткам братиков и сестренок подарили, а тому мальчику мертвого братика. Б-р-р-р. "Девочку со спичками" слушал на кассете, но не спрашивал ничего. "Стойкий оловянный солдатик" слушал со слезами в глазах, но вопросов, кажется не задавал, не помню. Наверное, не знает как спросить... 16.03.2002 11:54:40, Ольга Оводова
"стойкий оловяный солдатик" - это чудо :). "Они любили друг друга и умерли в один день". Мои его прекрасно воспринимают.
про аиста - бррр ... это что-то из восточных сказок? она нам не попадалась.
18.03.2002 06:50:21, -Emerald-
Читаю в 4,5 без разбору:))), если об Андерсене будем говорить:). Сюжет интерпретирую ровно в том объёме, на который поступил запрос.
Впрочем, и ПО ЖИЗНИ точно также интерпретирую:), а там куда более интересные вопросы в этом возрасте возникают.
Вот сегодня ребёнок обещал Кремль по кирпичику разобрать:)))))))). Тему новостей НЕ скажу:), просто вместе ТВ посмотрели.
16.03.2002 03:04:32, Alice
Будем говорить об Андерсене :).
В каком объеме поступают вопросы? Как они формулируются? Как Вы на них отвечаете? Можно парочку конкретных примеров?
18.03.2002 06:52:08, -Emerald-


Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!