Раздел: ...затрудняюсь выбрать раздел

В блог Подписаться на Дзен!

Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.

Про робких детей

Надежда Григорьевна! Не подскажете ли какие-нибудь книги, где рассматриваются проблемы робких, стеснительных, медлительных детей. Как их лучше адаптировать к общению с другими детьми, как заниматься с ними, развить уверенность в себе, и т.п.. И еще, как Вам кажется, это наследственное и "не лечится", или с этим все-таки можно справиться? Жалко просто, девочка толковая, развитая, но проявить себя вне дома не может. Возраст - 3 года.
25.10.2001 13:54:41,

11 комментариев

От кого: Настройки

Вы не авторизованы.

Если Вы отправите сообщение анонимно, то потеряете возможность редактировать и удалить это сообщение после отправки.

E-mail:
получать ответы на E-mail
показывать ссылки на изображения в виде картинок
А может, потом прерастете? А вообще я с этим не сталкивалась. Удачи! 26.10.2001 19:45:50, SZ
Надежда Григорьевна
Помочь можно, но только не путем "борьбы" с робостью, стеснительностью и медительностью. Это может быть наследственным, но не всегда.
Вы знаете, если ребенку только 3 года, то это очень часто проблема взрослых, а не детей. Наблюдаю это у трехлетних малышей, которые первый раз с мамами приходят ко мне на занятия. Активные, "моторные" взрослые ждут такого же поведения от ребенка, хотят чтобы он "показал себя", проявил. Далеко не каждый малыш на это способен. Детям всегда нужно время, чтобы осмотреться, адаптироваться к окружающей обстановке; они замечают даже небольшие изменения в обстановке и поведении других и могут достаточно долго решать для себя нравится им это или нет, стоит вступать в контакт или нет. Нужно проявить терпение, всячески показывать свою любовь и никогда не показывать своего разочарования (мол, не оправдывает надежд).

Ольга, а каким образом проявляется робость и т.п. у вашей дочки? Это характерно только для ситуаций "вне дома" или и дома она такая же?

Книги есть, но во многих речь идет о более старшем возрасте:

- http://www.7ya.ru/pub/psy/psy2.asp (статья М. Андреевой "Застенчивость");
- Татьяна Шишова "Застенчивый невидимка. Как преодолеть детскую застенчивость". Москва, "Искатель", 1997
- Ф.Зимбардо "Застенчивость".М., "Педагогика", 1991
- А. Баркан "Практическая психология для родителей, или как научиться понимать своего ребенка" М., АСТ-ПРЕСС, 2000.
- М.М. Безруких. "Проблемные дети". Москва, изд-во УРАО, 2000 (вторая глава – "Проблемы медлительных детей").


25.10.2001 16:34:19, Надежда Григорьевна
Скарлетт
А у нас наоборот - такой общительный аж жуть. Всех сразу тащит подручку, что то объясняет, игрушки показывает. И что интересно - робкие даже дети идут с ним! 25.10.2001 20:15:15, Скарлетт
А что тут удивительного? Робкие пойдут с кем угодно, потому что постесняются не пойти, не умеют противостоять напору. Я такое видела не раз :-) 25.10.2001 20:45:35, НикКи
Скарлетт
Да нет, как раз робкие обычно прячутся за спины других и не идут. Со взрослым не идут а с моим бандитом -идут :) 25.10.2001 21:07:04, Скарлетт
Надежда Григорьевна, спасибо за ответ! Про дочку. Я заметила, что она дольше большинства детей адаптируется к новой обстановке, это меня как раз не смущает, у каждого свои темпы. Я озаботилась этим вот в какой связи. Дочка ходит на занятия (танцы, музыка, рисование и т.п.). Ей очень нравится, ходит с удовольствием. Вот например на рисовании, где каждый сам по себе, она показывает себя неплохо, ее хвалят. Она самостоятельна, упорна. Но вот на танцах и на музыке она очень скована. Причем дома она показывает все разученные движения, песни поет, и все это свободно и раскованно, но вот на занятиях она зажимается и не показывает ничего из того, что умеет. И преподаватели считают ее инертной, им с ней не интересно, и они предпочитают заниматься больше с другими детьми, у которых сразу видна отдача. И Маша остается невовлеченной в занятия, ее не хвалят, почти не замечают, она все делает в последнюю очередь. И я очень боюсь, что эта модель отношений у нее "запишется на корочку", станет привычной. Очень хочется дать ей возможность проявить себя. Я-то как раз думала, что активные занятия помогут ей раскрепоститься, почувствовать свое тело, свой голос. Но боюсь, что это неправильно и стоит ее пока водить на спокойные занятия, там ей будет уютнее. Вы согласны со мной? А дома... Ну она не сорванец, и например прежде чем залезать куда-нибудь на стол она взглядом как бы спрашивает у меня одобрения. Хотя дома она носится по квартире, хохочет, устраивает "художественный беспорядок" и т.п..

Простите, что так длинно :-))
25.10.2001 20:09:39, НикКи
Надежда Григорьевна
Ольга, спасибо за то, что затронули такую важную тему. Я и сама хотела бы поговорить об этом.

Часто взрослые, отождествляют себя с Ребенком и переносят СВОИ взгляды, СВОИ установки на то, каким КАКИМ, по их мнению, должен бы быть ребенок.
Необходимо "развести":) Ваш взгляд на ситуацию, Ваши желания и отношение к происходящему девочки, ее возможности.
Ваше естественное "взрослое" желание видеть дочку в группе "отличников" (во всех смыслах), в лидирующей группе – это подсознательное желание каждого родителя, без исключения. Хочется, чтобы Ребенок "показал себя", "проявил", я говорила об этом. Частенько маме хочется даже каким-то образом "подтолкнуть" Ребенка в нужном (ей, маме) направлении – в активном проявлении себя перед другими. Но вот нужно ли это самому Ребенку?

А Ребенок вполне комфортно чувствует себя на том месте, на котором находится в соответствии со своим темпераментом, характером. Ребенок делает всё (рисует, танцует, поет и т.д.) ДЛЯ СЕБЯ, а не для мамы или педагога. И это очень ценно. А вот когда он начнет это делать для кого-то, на этом развитие и движение вперед, как правило, заканчивается…

<<Но боюсь, что это неправильно и стоит ее пока водить на спокойные занятия, там ей будет уютнее. Вы согласны со мной?>>
Ольга, не могу с Вами согласиться. Вы же сами пишете: << Ей очень нравится, ходит с удовольствием.>> И пока делает это с удовольствием и радостью – замечательно. Зачем же лишать ее этих занятий?
Я бы очень радовалась и когда она ходит с удовольствием на занятия (значит, там происходит то, что ей нужно), и когда демонстрирует дома свои достижения (есть что демострировать!:) ).

Еще я бы постаралась проанализировать причины ее зажатости, скованности. Откуда это? От отношения преподавателей? от обстановки, которая создана? от неуверенности в собственных силах? Может быть, ВЫ воспринимаете это как скованность? Скованность, зажатость в этом возрасте чаще всего являются синонимами какого-то страха, некомфортности. Многие ошибочно считают скованностью те моменты, когда Ребенок пытается понять, прояснить что-то для себя и не так быстро, как хотелось бы взрослым, реагирует на происходящее.

О персональном внимании. << …преподаватели считают ее инертной, им с ней не интересно, и они предпочитают заниматься больше с другими детьми, у которых сразу видна отдача. И Маша остается невовлеченной в занятия, ее не хвалят, почти не замечают, она все делает в последнюю очередь. >>Вам представляется негативным моментом то, что Маша получает недостаточно персонального внимания со стороны преподавателей. У меня на этот счет (о персональном внимании) свое мнение. Вы пишете:<<Я заметила, что она дольше большинства детей адаптируется к новой обстановке, это меня как раз не смущает, у каждого свои темпы. >> Если это так, то, как правило, это относится не только к новой обстановке, но и вообще ко всему новому. Не всем(!) детям такое внимание нужно, оно "напрягает" их, становясь неприятным. Почему?
Представим себе такую ситуацию "персонального внимания", относящегося к занятиям. Это личное внимание взрослого во время занятий требует от ребенка немедленного реагирования, немедленной включенности в процесс и немедленной "выдачи" конкретного результата. А если ребенок не готов к немедленному реагированию, если ему нужно чуть больше времени, чтобы вникнуть в происходящее? Тогда для него это будет не во благо, а, наоборот, приведет к стрессовой ситуации. Такое происходит и у взрослых людей, а уж в 3 года:)) … Довольно часто после такого "повышенного" внимания Ребенок может отказаться идти на занятия, чтобы избежать повторения такой ситуации. По этой причине я и считаю, что занятия в группе для таких детей – благо: внимание педагога распределяется так, что сначала что-то делают те, у кого получается, кто сразу понял; те, кому нужно больше времени, сначала смотрят (слушают) других, лучше ориентируются в обстановке и через какое-то время тоже будут готовы включиться в "работу".

Но должна заметить, что не все преподаватели какого-либо предмета являются специалистами по детям. Можно уметь учить техническим приемам, но не видеть ребенка в ребенке, не быть внимательным к его человеческой сущности, особенностям. Можно ведь воспринимать ребенка только как "объект" для обучения:((( Чем меньше возраст ребенка, тем ювелирнее, тоньше и точнее должен быть взгляд педагога. Часто бывает, как в спорте – преподавателю интереснее работать с теми детьми, результаты которых видны СРАЗУ, видна отдача. Главным становится установка на видимый результат. Я бы назвала таких преподавателей не педагогами, а тренерами.

О результате. К сожалению, часто и мамы хотят видеть прежде всего РЕЗУЛЬТАТ. А для трехлетнего ребенка важнее бывает сам ПРОЦЕСС, а не результат.

<<Я-то как раз думала, что активные занятия помогут ей раскрепоститься, почувствовать свое тело, свой голос. >>
Маша что, сидит в уголке, не реагирует на происходящее на занятиях? Я поняла, что это не так. Она делает то, что может делать сразу, все остальное - по мере своих возможностей. Когда она "готова", то у нее появляется потребность демонстрировать это: и раскрепощенность тела, и голос. Пусть это происходит дома, но ведь это есть!

Следующий вопрос. Зачем вы ходите на занятия? и Что для Вас важнее? Достижение не просто результата, а результата "чемпионского" или общее развитие ребенка? "Чемпионский":) – это когда результат виден не только ей и Вам, но и ВСЕМ вокруг. Результат она демонстрирует и показывает в той обстановке, в которой чувствует себя свободнее. Стало быть, процесс развития идет:)). Это я и сочла бы основным положительным результатом.

<< Очень хочется дать ей возможность проявить себя >>
Разве она себя не проявляет ежеминутно, ежечасно? Она проявляет себя так, как у нее получается, так, как она может и умеет. Вы же об этом написали.
Посмотрите внимательно – то, о чем Вы говорите – робость, стеснительность, медлительность мешают ей? Создают непреодолимые препятствия для ее развития? Или это все же больше Ваша проблема? Постарайтесь отделить свои проблемы от проблем ребенка. Может быть, образ идеального Ребенка, который стоит у многих родителей перед глазами, заслоняет Ребенка настоящего?


Есть разные дети. Дремать на плече
У ласковой мамы им сладко и днем.
Их слабые ручки не рвутся к свече, -
Они не играют с огнем.

Есть дети, как искры: им пламя сродни.
Напрасно их учат: "Ведь жжется, не тронь!"
Они своенравны (ведь искры они!)
И смело хватают огонь.

Есть странные дети: в них дерзость и страх.
Крестом потихоньку себя осеня,
Подходят, не смеют, бледнеют в слезах
И плача бегут от огня.
(М. Цветаева).
28.10.2001 21:51:04, Надежда Григорьевна
Надежда Григорьевна, очень Вам благодарна за такой прекрасный внимательный ответ! Правда, я на многое взглянула другими глазами, и на себя, и на дочку :-) Попробую еще переосмыслить это все. Спасибо еще раз (от нас обеих :-))!!! 28.10.2001 22:31:57, НикКи
Н.Г.
:)) 29.10.2001 22:22:55, Н.Г.
Татьянчик
Эх!Мне бы Ваши проблемы!
Шучу, конечно:-)
Познакомьте дочку с девочкой-шустриком,
будут они друг у друга учиться недостающим в них вещам.
25.10.2001 16:21:45, Татьянчик
В лучшем случае шустрая девочка будет постоянно в роли лидера-паровозика, а медлительная - вагончика. Куда тянут, туда и едет. Не та установка, которая ей, имхо, нужна сейчас. А скорее всего шустрой просто быстро надоест такой прицеп :-( Не знаю, не знаю... Моя как-то к шустрым не тянется, скорее наоборот. 25.10.2001 20:57:23, НикКи


Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!