Обещанный рассказ о нашем опыте посещения музыкальной школы :))
Когда моей дочке Маше исполнилось 3 года, я наткнулась на объявление о наборе в муз.школу детей от 3 лет, причем меня поразил список специальностей: фортепиано, скрипка, гитара, виолончель, арфа... Представить трехлетку рядом с виолончелью мне не удалось, поэтому пошла узнавать, что же там за программа :))
Суть программы с абсолютно индивидуальных занятиях с детьми до 5 лет, дальше смотрят по подготовленности ребенка и собирают маленькие группки. Уроки построены по принципу сказое Шахеризаны, т.е. это именно набор взаимосвязанных сказок, стишков, песенок, такой музыкально-учительский сериал для детей дошкольного возраста :)) Единственным недостатком явилось отсутствие наглядных пособий, поэтому с первого же урока учительница попросила меня сделать набор картинок (я делала на компьютере, другие родители просто рисовали или вырезали подходящие из книжек/журналов и склеивали). Отдельно потребовалась картинка на каждую нотку. Например для нотки "ми" требовалась картинка мишки, высотой не меньше 10 см, наклеенная на картонку, а рядом крупно фломастером вычерченные нотные линейки и нарисованная на них нота "ми", на "до" - домик, на "ре" - речка, на "ля" - лягушка и т.д., кроме того требовался домик с линейками и нарисованными на них нотами по порядку (описываю, наверное, непонятно, но большинство картинок у меня сохранилось - пишите, вышлю). С нотками на каждом уроке что-то "случалось", т.е. на пюпитр выставлялись 2-3 картонки, рассказывалась история, ребенок находил эти нотки в обычных нотах (открывали наугад страницу и искали), на клавиатуре. Первые полгода собственно игры было мало. Были подготовительные упражнения, много заданий на запоминание ритма ("похлопай как я"), был начальный курс пения (пели песенки,постепенно расширяя диапазон, причем учились повторять не только за голосом педагога, но и спеть сыгранную ноту). Была и игра самых простых песенок, но собственно игра из 45 минут урока занимала максимум минут десять, а иногда вообще не играли. Основные итоги первого полугодия: дочка выучила названия нот первой октавы, где они пишутся и играются, научилась слышать сыгранную ноту и петь ее (до того был вой волчонка :), все пелось на одной ноте), могла повторить прохлопанный ритм до 7 хлопков разной длительности (когда пришла дальше 3 хлопков путалась).
Со второго полугодия время собственно игры на инструменте увеличилось. Правда игрой это назвать было трудно. Минут 5-10 игрались упражнения потом шел перерыв на пение/хлопки/рассказы потом 2-3 раза игралась короткая песенка. Песенки игрались только 3 пальцем каждой руки (упражнения игрались 2,3,4 пальцами). Да и игрой это назвать было сложно :)), т.к. требовалось разглядеть нотку на нотном стане, потом найти ее на клавиатуре, нажать, найти следущую нотку и т.д. Так что на каждую нотку уходило минимум секунд 5. Причем все песенки были по отдельности крупным шрифтом перенесены в альбом (по странице на песенку). В это время Маша твердо знала только 2 длительности: половинную и четвертную, с остальными только ознакомилась, но не играла и частенько путала. Кроме того началась подготовка к подбору. Маша становилась спиной к инструменту, учительница играла ноту и Маша должна была нажать ту же клавишу.
С 4 лет (2-й год обучения) игры стало больше, добавились упражнения на 1,5 пальцы, песенки игрались 2-4 пальцами, в нотах цифрами проставлялось каким пальцем играть. По прежнему играли на нон легато. Добавились понятия о басовом ключе, октавах, стали изучать на какой линейке в каком ключе какая нота какой октавы пишется. Стали задавать на дом написать строчку такой-то нотой. Добавилось длительностей (от шестнадцатой до целой), хотя реально игралось от восьмой до целой. Все игралось уже по обычным "неукрупненным" :)) нотам. К концу года начались упражнения на легато, а также игру двумя руками. К этому моменту уже достаточно развился музыкальный слух, поэтому добавились упражнения на подбор "с голоса" или "с игры". "С голоса" учительница поет песенку (короткая фразка длительностью максимум звуков в 10, спетая на 2-3 нотах), и дочка тут же ее подбирает, либо учительница играет такую же по сложности фразку и Маша должна ее сыграть.
Летом мы повторяли довольно мало, дочка больше плавала и когда в этом году пришли заниматься, многие упражнения она сыграть просто не смогла, кисть за лето выросла и координация нарушилась. Так что сейчас пошел очередной "откат": игра одной рукой на нон легато сначала только 3 пальцем, сейчас (1,5 месяца с начала учебного года) упражнения играют всеми пальцами, а вот песенки по прежнему 2-4. Разница в том, что сейчас Маша играет "что видит", практически не опуская глаз на клавиатуру. Т.е. песенки стали похожи на песенки, а не на набор разрозненных звуков.
С этого года добавились занятия по сольфеджио и вокалу (группы разные, на сольфеджио человек 6-7, на вокале не больше 4). В группе сольфеджио практически все детки дошколята или первоклассники, поэтому обучение идет больше теоретическое, чем "написательное" (по опыту собственных занятий в муз.школе весь первый класс мы исписывали нотные тетради). Очень много добавилось подбора и заданий на запоминание (спели песенку в классе - дома подобрать ее от такой-то ноты). Программа по разным предметам очень сильно взаимосвязана Все задания учительницы по сольфеджио, связанные с "сыграть то-то" повторяются на специальности, а "спеть это" на вокале.
Педагог по вокалу - это отдельный длинный рассказ, но обучение ведется значительно профессиональнее, чем обычные уроки хора в музыкальной школе. К сожалению, я не запомнила название методики по которой они занимаются, поэтому просто опишу занятия. Каждое занятие начинается с артикуляционной гимнастики минут на 10-20, далее идут упражнения на развитие голоса (звуки совершенно дикие :)) крики, визги, вой) потом пение и дыхательные упражнения.
Дочку занятия не утомляют, ей очень нравится, так что я не жалею, что отдала ее в музыкальную школу в 3 года.
Конференция "Ребенок от 3 до 7""Ребенок от 3 до 7"
Раздел: Родительский опыт
Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.
Здорово!
Всегда приятно читать о хороших школах и педагогах.
Пришлите мне,пожалуйста, картинки. Я начала сейчас со своей дочкой заниматься.
Решила сначала ее озам обучить,а потом, возможно, учителя взять. 25.10.2001 09:45:52, Татьянчик
Всегда приятно читать о хороших школах и педагогах.
Пришлите мне,пожалуйста, картинки. Я начала сейчас со своей дочкой заниматься.
Решила сначала ее озам обучить,а потом, возможно, учителя взять. 25.10.2001 09:45:52, Татьянчик
Самое главное - где такое чудо ?
24.10.2001 21:14:08, Irkin
Ой, как далеко... У нас в городе в музыкальную школу берут деток только строго с 6 лет (в 5 - на подготовительное отделение). Причем, требования такие, чтобы ребенок мог уже сам аписать в нотной тетради задание - нотками. Мы не прошли.
24.10.2001 22:22:11, Наташа и Игорек
Читайте также
Как увеличить шансы поступления в вуз на бюджет
Как получить дополнительные баллы и пройти вне конкурса на бюджет
Неидеальные, но любимые: как мамам перестать винить себя
Почему многие мамы чувствуют, что они "недостаточно хороши"