Раздел: Психолого-педагогические аспекты

В блог Подписаться на Дзен!

Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.

Mamaoss

Присвоение

Привет всем, надеюсь, что вы нас еще не забыли. Я тут прославилась тем, что не стесняюсь писать о проблемах. И собираюсь написать еще.
В последнее время меня стала интересовать тема присвоения, в связи с тем, что ребенок регулярно берет в садике игрушки, съестное, хотя потом это и не особо использует. Дома тоже, играя, постоянно складывает вещи в мешочки, а мешочки еще в мешочки, которые собирает в продуктовые пакеты.
В пятницу в садике взял, а потом потерял ключи от трех комнат (не знаю подробностей, потому что забирала его не я). Мы объяснили ему, что "не наше" брать нельзя, что можно посмотреть, но не играть, не брать, класть на место. Казалось, что он понял. А сегодня в супермаркете взял на кассе конфетки, сложил в карман, а по пути домой в машине мы это обнаружили по шуршанию. Я его попросила не тянуть в рот грязные руки (поскольку мало ли что он там делал), а он все равно продолжал шуршать. Пришлось сказать ему дать мне то, что у него в руках.
Вечером был долгий разговор, ему не дали десерта, грозились зашить карманы...
У кого есть какие соображения насчет присваивания7
Я думаю, что ребенок, выросший взаперти, не понимает деления на "свое" и "чужое". В доме ребенка все вещи были в распоряжении воспитателей, и деление производилось на "даст" или "не даст". а зазевается воспитатель - можно и стянуть. Он, видимо, еще не понимает, что вне др все по-другому.
Кстати, этим же я и объясняю необыкновенную настойчивость, когда он просит чего-ибудь, не желая слышать "нет". Но в последнее время стало уже лучше.
Проблема присвоения имеет и другую негативную сторону. Кажется, что ребенку ничего больше не интересно, как наесться того, что нравится. Похоже, что за лакомый кусочек его можно заставить сделать все, что угодно. Стараемся, конечно, не нажимать на эту кнопку, но ребенок ест дома нормальную еду, практически только потому что потом будет десерт.
Еще мне думается, что присвоение символизирует протест против правил. Ребенок подчиняется правилам, когда мы на них настаиваем, контролируем выполнение. Если же ему задать просто результат, но не контролировать, он будет делать по-своему, а не так, как его учили. Например, вытирание попы. Мы это делали вместе, я учила его пользоваться и влажной салфеткой, и бумагой. А сегодня я осторожно понаблюдала, как он это будет делать один. Так он взял ватные палочки и чистил попу ими.
Экспериментатор растет. Как же научитьь его слушаться и думать наперед? Он что, не доверяет моим словам? Хотя нет, я уже стала часто слышать от него мои же фразы (причем не всегда в тему). Проблема в том, что он в стремлении что-то освоить ломится напролом, не слушается. Вместо того, чтобы задавать вопросы, произносит абсурдные утверждения. Например "Давай попадем в аварию" или "а мне вино".
Я читала историю про жалобу на подростка, усыновленного в 3 года, в которого якобы "столько вложено". Так вот у меня тоже создается впечатление, что я в ребенка что-то пытаюсь вкладывать, а он действует 1) себе на уме 2) не столько на уме, сколько под настроение и не думая о последствиях.
У него плохо развито чувство опасности.
Извините, если я написала сумбурно.
Хорошее у нас тоже есть. Например, несмотря ни на что, мы друг другу все нравимся, даже моя мама, которая неделю назад грозилась переехать от нас из-за Виктора, теперь решила остаться. Дети между собой играют отлично, я довольна, что у меня двое детей,хотя до усыновления мы жили лучше.
Но моя подруга говорит, что ее семья тоже жила лучше до рождения второго ребенка. По всей видимости, адаптация - это долгая история.



17.03.2003 02:07:07,

16 комментариев

От кого: Настройки

Вы не авторизованы.

Если Вы отправите сообщение анонимно, то потеряете возможность редактировать и удалить это сообщение после отправки.

E-mail:
получать ответы на E-mail
показывать ссылки на изображения в виде картинок
Наш Миша с нами уже 3 мес., сейчас ему 2,5 г. В первую неделю случались истерики из-за самого мягкого запрета или замечания, а потом все прошло. Но вот уже 2 недели, как ситуация стала повторяться. Правда, причины для истерики стали немного другие. Он тоже не слушает, если ему начинаешь объяснять, почему нельзя делать то-то и то-то. У нас в силу возраста нельзя то, что может причинить какое-то увечье. Начинает делать все по-своему, потом бежит, плачет, просит пожалеть. Иногда я проявляю твердость и не жалею, но тогда дикая истерика. Но хуже всего, что он пытается самостоятельно удрать на дорогу или пойти за понравившейся птичкой куда глаза глядят. Я человек вспыльчивый, частенько шлепаю его, хоть и понимаю, что не надо, потом мучаюсь угрызениями совести. У меня тоже очень часто появляются мысли, что до усыновления мы жили лучше. Я думала, что это только я такая "неправильная" среди таких энтузиастов. Я это все к тому пишу, что думаю, что и Ваши, и мои проблемы обычны для детей дошкольного возраста. Самая большая проблема - это мы сами, наш взгляд на "правильное" воспитание, желание быть правильной мамой. Вы никогда не сталкивались с удивительным феноменом: в семьях, где дети растут, как травка, где стараются лишь накормить ребятенка, да одеть потеплей, дети получаются более самостоятельные, с уважением относящиеся к своим родителям. Ваш Витя самостоятельный человечек, дайте ему возможность (в пределах разумного) самому совершать ошибки и самому за них отвечать, может поможет. Извините за сумбурность. 18.03.2003 14:34:11, Оксанка2
Браво Оксана! Все очень верно подмечено, по крайней мере у нас все тоже самое:))) Только я не думаю, что это связано с усыновлением, т.к. у моей дочки всяких закидонов тоже хватает, у Коли характер даже полегче будет:))) 18.03.2003 16:20:27, Kalisa
larchik
Насчет магазина одна мамочка делала так. Ехала обратно в магазин, ой извините забыли заплатить, потом дома демонстративно перед ребенком выбрасывала - чтоб больше так не делал.

Период адаптации кажется около года. Желаю вам море терпения.
18.03.2003 00:34:40, larchik
U moei znakomoi bili takieje probleni so svoim rebenkom 4 let. Odnajdi ona vzyala kakuyu-to bezdelushku na lotke. Kogda roditeli eto obnarujili, oni vernulis' s nei i zastavili samu vernut' vse prodavcu. Ochen' horosho podeistvovalo, hotya devochka ne sahar. 17.03.2003 18:41:51, IrinaL
ГеЛена
Не отчаивайтесь. Моя тоже так раньше в саду и шкафчики у детей проверяла, и к воспитателю в стол лазила: деньги, сережки стащила. Много проблем было. И ругали, и объясняли, и ремнем грозили - все бестолку. Как пошла в другой сад - все как отрезало, то ли психолог там сильный, то ли воспитатели на нее авторитетом подействовали (в старом саду ни скем не считалась), то ли наш пример возымел действие (очень удачно вместе находили достаточно ценные, для нее, вещи и возвращали владельцам). 17.03.2003 15:12:12, ГеЛена
Утренняя_роза(Наталья)
Лена, а что значит "семья жила лучше". ЧТо вы конкретно имеете ввиду? Просто хочется знать, что именно нас ждет. 17.03.2003 12:28:18, Утренняя_роза(Наталья)
Mamaoss
Еще раз извиняюсь и отмечаю, что пишу, возможно, под настроение. "лучше" означает, что прежде было чувство, что трудности преодолимы. Вопросы решались, а тут вдруг стало казаться, что перед чем-то мы абсолютно бессильны. Что делать, если ребенок не понимает, что не все можно хотеть? Или понимает, но не желает этого не хотеть?
У нас в последнее время стало часто возникать соблазн наказывать его отторжением по принципу "если ты не хочешь делать так-то, оставайся один". Но это неправильно, потому что он ходит в садик, мы и так не особо много видимся, а тут еще какие-то наказания.
Но в целом, повторяю, ситуация не из плохих, потому что мы друг друга понимаем, стремимся все-таки друг другу нравиться, дети играют вместе и не ссорятся, Виктор почти перестал биться головой и раскачиваться. В этом-то и есть основная моя проблема и источник беспокойства. Все неплохо, но есть какое-то темное наследие (думаю, государственного прошлого а не генов), с которым мне, боюсь, не по силам бороться. Ребенок в глубине души доверяет только себе, желает конкретной приманки или угрозы, чтобы действовать соответственно. Не воспринимает нормальный тембр голоса, но хорошо реагирует на сюсюкание или окрики. То, что для него нормально, для нас очень тяжело и изматывающе. Отсюда и сомнения: а удастся ли со временем научить его хорошему, если он хорошее пускает побоку и оно в нем не прорастает?
17.03.2003 15:14:18, Mamaoss
Здравствуйте!
Не расстраивайтесь:)
Вовсе это не проблема с усыновленным ребенком. Мой кровный сын уже в два года выкидывал такие фокусы, что просто руки опускались. До слез бывало (моих).
Таскать, правда, ничего не таскал, но отрицал просто все. Когда ему было четыре, помню я всерьез задумалась, а как же я с ним буду управляться, когда он подрастет? И ей-богу (сейчас смешно) как крайнюю меру рассматривала с 10 лет какой-нибудь кадетский корпус. Да, не сказала - выращиваю младенца одна. Правда три года назад ( когда парню было шесть) появился наш отец. Но участие его в процессе и по сей день исключительно финансовое. Возвращаясь к основной теме. В пять лет мальчик меня стукнул. Кулачком. Тут уже получил сдачи(до этого несколько месяцев замахивался и слушал проповеди о том, как и почему мне это не нравится). При этом эмоциональный, живой, ласковый и отзывчивый ребенок. Голова (тьфу-тьфу) очень хорошая. В саду от него плакали. Детей не обижал никогда, но и воспитателей не слушал. В шесть лет заявил что не будет заниматься в саду(они там к школе их готовили), потому что занимается с учительницей и с ней ему интереснее. И был тверд. Жаловались на него, пилили меня. Я старалась не давать его чужим в обиду. Но самой было не спокойно. Кстати мой в черыре года за обедом в детском садике (!) тоже заявил "..эх, водочки бы" - ОТКУДА??
Потом я выяснила, что дружил с тихим мальчиком, который его подначивал, а мой, все озвучивал:) Сейчас сыну девять лет. Знаете, я не понимаю сама почему все волшебным образом изменилось. Абсолютно контактный ребенок. У нас хорошие, доверительные отношения. Все его любят. Он очень открыт и доброжелателен. Учится в сложной школе и учится прекрасно. Взрослый какой-то. Есть, конечно проблемы, но я вижу их, и думаю, помогу ему их решить. Без отца не здорово парню. Тут мне трудно что-либо изменить. Отдала заниматься дзю-до, добирает физической формы и мужского общения. И уже мне иногда становится неловко за свои слабости перед ним. Вот так. Не знаю, что ждет нас в подростковом возрасте. Думаю, надо стараться сохранить нашу сегодняшнюю дружбу.
Не расстраивайтесь, любите, любите, и любите сына. И ничего не пугайтесь. Дети очень хорошо чувствуют наши слабости. А то что жить стали хуже..
Знаете, когда родился мой сын, через какое-то время, по скоплении усталости, недосыпании и пр. у меня были те же мысли. Говорят это послеродовая депрессия. Всем нужно время для адаптации. И мальчикам и Вам, и Вашей маме тоже. Потом все встанет на свои места.
17.03.2003 11:07:29, просто мама
Mamaoss
Это смешно и грустно, но я боюсь, что никогда не встанет. Виктор, чтобы познать новое, использует и создает конкретные взрывоопасные ситуации, а потом наблюдает за реакцией. Подчас это так изматывает и настораживает... Я стараюсь соответствовать, принимаю правила этой игры, хотя она мне и не нравится. И пока не знаю, каким образом заместить этот способ познания, который является абсолютно преобладающим.
А с другой стороны, хорошо, что я столкнулась с этим сейчас. Скорее всего, потом будет проще справляться с ним в подростковом возрасте.
17.03.2003 11:52:49, Mamaoss
О подростковом возрасте + взрывоопасных ситуациях ;)

The Lighter Side: ‘Attila the Teen’ Memories from a Middle-Aged AD/HD Author http://www.healthyplace.com/communities/add/gail/story_attila.htm

Рассказ автобиографическии, так что всё закончилось неплохо. И у Вас всё наладится понемногу :)
18.03.2003 21:49:51, anon
Конечно, изматывает. Конечно. Знаете, когда подрастал мой непростой, тоже, мальчик, я еще очень мучалась от того, что я не дотягиваю чего-то до "Хорошей мамы". Там, сложный механизм какой-то, но оборачивается это против всех. И против мамы и против ребенка. Потом я решила , ну и дадно, не дотягиваю, так не дотягиваю. Родителей в конце концов не выбирают. И все стало немного легче. Так что не пытайтесь соответствовать. Но я убеждена твердо, что в требованиях к ребенку надо быть последовательной. Требования должны быть справедливыми,но если "плохо", значит "плохо". И при всем этом он должен чувствовать что его любят и принимают. И понимают еще. А то что он Вас постоянно провоцирует.. Так наверное все дети провоцируют родителей. Там наверное много всего в этих провокациях. И проба родителей на зуб (до каких пор можно, а откуда уже нельзя), это кстати, не только дети делают, понаблюдайте. Может быть они не очень верят в нашу безусловную любовь ( а если я еще и так?!! будешь ли меня любить?). Да многое наверное. Но они это делают, наверное, все. И еще. Ребенок с твердым характером, в котором много острых углов, много закоулков всяких, с ним, конечно же трудно. Но если посмотреть с другой стороны. Познает он мир так, как научился сам. Но познает. Пытается навязать Вам свой способ существования. Но не робеет, не прячется. Видимо личность уже видна. Это же не плохо. Вы наУчите его постепенно всему. Сгладится немного характер. Но у нас процесс длился до семи лет. А с семи, все, как подменили. И эта бесконечная упертость сменилась на удивительную ответственность. Не пугайтесь собственного ребенка. Может быть как раз в подростковом возрасте Вы сможете на него опереться. 17.03.2003 13:38:19, просто мама
Soleil
Здавствуйте!Я,конечно,в психологии именно усыновленных не особенно пока дока,но про некоторые моменты могу сказать - во-первых,страшное заблуждение,надеяться,что дети так сразу станут нас слушаться и будут делать как мы.Моя собственная дочь из чувства противоречия до сих пор может болтать и делать необъяснимые вещи.Чувства опасности ( я бы сказала разумной осторожности)никогда не было-т.е. бездумно и в море,и в небо,и на зубодробительные атракционы...И причем,если мужчин это радовало,мол,бесстрашная,меня всегда пугало - безбашенная.А вместе с тем,темноты и ужастиков боится.
С воровством ,правда,проблем,никогда не было,но это воспитание,конечно.Я уверена,что у Вити это из государственного детства.Он и не понимает,что это воровство.Пройдет обязательно.А вообще,у нас в семье на все плохое один аргумент - Мы Так не делаем,ты Наш,значит не делаешь тоже,или мы не можем говорить про тебя "Мы".На старших действует.Но,повторяю,это касается,только однозначно недопустимых вещей.Которые,как десять заповедей;-)
Во многом остальном мы с удовольствием учимся и у детей,ведь они многое видят иначе и лучше ,чем мы.
А про пакеты- прямо смешно,до чего узнаваемо.Та же дочка моя всю жизнь обожала мешочничать,а потом забывать.что куда положила.Нравился процесс сортировки .что ли.:-)Зато,в дни генеральных уборок столько приятных находок!
И это все о кровном, домашнем,облизанном с пеленок ребенке!!
А про еду...Нашему Матюше шесть месяцев всего,а к этому
процессу относится трепетнее всего.Малыш так следует режиму ,что попробуй опоздай с кормлением - кричит,как будто режут его!По остальным поводам подплакивает тихонько.Ну так это понятно- еда заменяла столько радостей жизни!А у Вити еще дольше...
Удачи Вам!
17.03.2003 05:55:53, Soleil
Mamaoss
Спасибо! вы, конечно, поняли, что настроение у меня было не из радужных. И хочется все делать правильно, и не всегда знаешь, как это, и расстраиваешься, когда вместо одного получается другое. 17.03.2003 11:42:11, Mamaoss
Прошу прощения за длинные цитаты внизу, но они по теме.

Может, дело в том, что очень долго Вите не хватало – всего? Еды, впечатлении, заботы? Привык полагаться на себя и запасается всем сразу по своему опыту? С Вами-то он пока прожил много меньше, чем в детдоме, где старые привычки были в помощь.

Об “институских” привычках детеи:
http://www.olderchildadoption.com/parenting/adjustment.htm

О “загашниках”:
“Прошло несколько дней, и он уже сидел за столом вместе с учеными и
капитаном в кают-компании корабля. Он радовался изобилию пищи, тревожно провожал взглядом каждый кусок, исчезавший в чужом рту, и его лицо выражало глубокое сожаление. Он был в здравом уме, но чувствовал ненависть ко всем сидевшим за столом. Его мучил страх, что еды не хватит. Он расспрашивал о запасах провизии повара, юнгу, самого капитана. Они без конца успокаивали его, но он никому не верил и тайком заглядывал в кладовую, чтобы убедиться собственными глазами.
Стали замечать, что он поправляется. Он толстел с каждым днем. Ученые качали головой и строили разные теории. Стали ограничивать его в еде, но он все раздавался в ширину, особенно в поясе.
Матросы посмеивались. Они знали, в чем дело. А когда ученые стали следить за ним, им тоже стало все ясно. После завтрака он прокрадывался на бак и, словно нищий, протягивал руку кому-нибудь из матросов. Тот ухмылялся и подавал ему кусок морского сухаря. Человек жадно хватал кусок, глядел на него, как скряга на золото, и прятал за пазуху. Такие же подачки, ухмыляясь, давали ему и другие матросы.
Ученые промолчали и оставили его во покое. Но они осмотрели потихоньку его койку. Она была набита сухарями. Матрац был полон сухарей. Во всех углах были сухари. Однако человек был в здравом уме. Он только принимал меры на случай голодовки - вот и все. Ученые сказали, что это должно пройти. И это действительно прошло, прежде чем "Бедфорд" стал на якорь в гавани Сан-Франциско.” Джек Лондон. Любовь к жизни. http://www.lib.ru/LONDON/lifelove.txt

“Устроившись вполне прилично в уголке за печкой, которая пока не грела, но ведь катила зима - и тут Кузьменыши смотрели далеко вперед, дальше других, - братья произвели проверку наличных ценностей.
В их загашнике, устроенном невдалеке, у берега Сунжи, мелководной и рыжей речонки, лежали спички, плоские, заграничные, из союзнического пакета, два презерватива, пакет, прозрачный, красивый, ключи от вагона, стыренные из кармана проводника, когда он описывал братьям названия гор, тридцатка, потершаяся на сгибах от частого пользования, и несколько картофелин, утащенных у того же простодушного раззявы проводника.
В сравнении с томилинскими заначками это было куда больше, а больше всегда лучше.
Лаз, устроенный в бывшей звериной норе, братья расширили, чтобы можно было упрятать и кое-что еще, если появится. И оно появилось, хоть и не сразу.”

Анатолий Приставкин. Ночевала тучка золотая. http://www.lib.ru/PROZA/PRISTAWKIN/tuchka.txt_.txt
18.03.2003 16:44:13, anon
Shuramura
Надо же, разница в возрасте на момент усыновления 8 лет, а поведение какое похожее (я со своим сравниваю). Мой, правда, из магазина не таскал, но припрятывал еду и прочие вещи. Понимаете, Елена, он не потому берет и припрятывает, что он этого хочет. Это непроизвольный акт, и никакие логические убеждения и наказания не помогут. Ответ на вопрос:"Почему ты это сделал?" - всегда один и тот же, причем совершенно искренний: "Не знаю." Это (пусть меня забросают тухлыми помидорами) как душевная болезнь. К счастью, такое поведение постепенно проходит. Мой дома третий год, уже, чтоб не сглазить, не нахожу заплесневелых пакетов с едой под кроватью, и другие странности тоже медленно, но верно исчезают. Научитесь относиться к такому поведению с состраданием и терпением, как к проявлениям болезни. С родственниками, естественно, будут проблемы, но надо их всячески просвещать и привлекать на свою сторону. Если есть возможность побыть строго наедине с Виктором, не отпуская его ни на шаг от себя, используйте обязательно. Очень помогает.
И не переживайте, что Вы что-то делаете не так. С Вами как раз все в порядке, а вот ребенку нужна психологическая помощь.

Др.Федеричи подобное поведение и способы его модификации подробно описывает в книге "Помощь безнадежному ребенку" в разделе про детдомовский аутизм (Institutional Autism). Методы, которые рекомендует Федеричи, может, несколько необычные,но работают. Он называет этот процесс де-институализацией. Если хотите, можем по этому поводу поговорить подробнее офф-лайн, мой адрес у Вас есть. К сожалению, эта книга ни на итальянский, ни на русский не переведена.
18.03.2003 10:16:21, Shuramura
OleLukoe
Так правильно. Чем старше ребёнок, тем вероятно сильнее такое проявление.
Загашники вообще типичная черта институтского ребёнка, но не только.
Мои родители моряки и в теме, так вот когда находили робинзонов или длительное время дрейфовавших на плотах и лодках взрослых сильных мужчин - моряков, то у них проявлялось схожее поведение, которое проходило через пол-года не ранее.
В Приюте очень терпимо относятся к загашникам и хлебу под матрацем.
Есть такая терапия: покупают ребёнку сундучок или мешочек, куда он и скаладывает всё, в холодильнике полочку под объедки и ещё кладут резервную шоколадку. Чтобы хоть знать где спрячет, а то обнаружить селёдку под ковром или кусочек сала за батареей осенью будет гораздо грустнее :))

А ещё в столовой всегда стоит бадья с гренками. ВСЕГДА.
18.03.2003 12:26:46, OleLukoe

Читайте также
Путешествие в сказку: куда поехать с ребенком по местам детских книг
Тематические парки и музеи по мотивам детских книжек в России и за рубежом

Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!