Раздел: Психолого-педагогические аспекты

В блог Подписаться на Дзен!

Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.

Голубушка

СДВГ, семейная терапия, лекция+практикум

Уважаемые гости!
Благодарю Вас за то, что вы проявили интерес и откликнулись на моё предложение принять участие в заседании Родительского Клуба.

На нашу сегодняшнюю встречу я пригласила родителей,
которые наблюдают у своих детей проявления
дефицита внимания, гиперактивности и импульсивности.

Сейчас мы с вами послушаем интересную лекцию,
а затем поучаствуем в небольшом «домашнего формата» обучающем семинаре с элементами тренинга.

Итак, тема нашего занятия -
Поддержка и оказание обучающей помощи
родителям детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ).
Польза:
•Возможность получить новую информацию об особенностях воспитания и психологической поддержки гиперактивных детей.

•Возможность приобрести новые знания и навыки, которые могут пригодиться Вам в воспитании Вашего ребенка.

•Возможность получить информацию о существующих в городе путях помощи детям и их родителям.

В настоящее время синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ)
считается одним из наиболее частых поведенческих расстройств у детей.

Поведенческие трудности ребенка с СДВГ
оказывают значительное и зачастую разрушительное влияние
на его повседневное взаимодействие с людьми.

Сложности эмоциональной регуляции отмечаются у детей с СДВГ в большинстве случаев.
Гиперактивные дети чаще впадают в состояние крайней степени возбуждения, по сравнению со сверстниками, что является отражением их неспособности разделять мысль и эмоцию.
Дети с СДВГ часто оказываются захваченными переживаниями настолько, что это приводит в недоумение окружающих.
Эмоции оказывают исключительное влияние на их деятельность: переживания средней интенсивности могут ее активизировать, однако при дальнейшем повышении эмоционального фона деятельность может быть полностью дезорганизована.

Нарушения социального взаимодействия зачастую сопутствуют СДВГ,
что приводит к социальной дезадаптации ребенка.
Гиперактивные дети любят играть в деструктивные игры, но во время игры не могут сосредоточиться, конфликтуют с товарищами, несмотря на то, что стремятся находиться в коллективе.
10.10.2010 18:29:17,

12 комментариев

От кого: Настройки

Вы не авторизованы.

Если Вы отправите сообщение анонимно, то потеряете возможность редактировать и удалить это сообщение после отправки.

E-mail:
получать ответы на E-mail
показывать ссылки на изображения в виде картинок
Голубушка
Окружение не принимает их, и они страдают из-за невозможности обрести самостоятельность, четко идентифицировать себя во взаимоотношениях со сверстниками.
Социальная незрелость таких детей проявляется в предпочтении построения игровых отношений с детьми младшего возраста. Подобные проявления инфантилизма можно рассматривать как попытку адаптации на уровне, при котором дети с СДВГ получают меньше стрессорных воздействий.

У детей с СДВГ сложно складываются отношения и с взрослыми.
Социальное окружение требует от гиперактивного ребенка более предсказуемого,
стабильного и эффективного подхода к жизни, чем тот, который он может демонстрировать.
Неспособность регулировать поведение адекватно ситуации и соответствовать предъявляемым ожиданиям приводит к непредсказуемому, взрывному поведению.
В результате, одни дети все чаще впадают в дурное настроение и депрессию, другие, соответственно своему темпераменту, реагируют агрессивно, провоцируют конфликты, а иногда к их поведению примешиваются элементы клоунады.

Итак,
Актуальность проблемы
определяется высокой частотой данного синдрома в
детской популяции и его большой социальной значимостью.

У Вас может возникнуть вопрос: У каких детей можно встретить СДВГ?

Синдром дефицита внимания можно встретить
у детей с невротическими состояниями (тревожность, страхи),
у длительночастоболеющих детей,
при задержках психического развития,
моторной алалии,
раннем детском аутизме и др.

Синдром дефицита внимания довольно часто сопутствует синдрому гиперактивности. Его основное проявление - неспособность длительное время
оставаться в состоянии неподвижности.

Таким образом, СДВГ проявляется:
- двигательной гиперактивностью,
- импульсивностью поведения,
- трудностями концентрации и поддержания внимания,
- нарушениями обучения и памяти,
- проблемами во взаимоотношениях с окружающими.

Итак, мы выяснили, что детям с СДВГ
тяжело регулировать свою активность,
внимание и навыки социального взаимодействия,
чтобы приспособиться к рамкам конкретной ситуации.
Это приводят к частым проблемам, возникающих у них в общении и со взрослыми, и со сверстниками.
10.10.2010 18:30:55, Голубушка
Голубушка
Коснёмся ещё двух вопросов, которые могут интересовать родителей:
уровень интеллекта и причины развития СДВГ у детей.

- Гиперактивные дети могут иметь нормальный или высокий интеллект,
однако, как правило, они учатся ниже своих возможностей.

- Основными причинами развития СДВГ у детей считаются генетические и
неврологические нарушения.

Данные современных исследований
указывают на то, что СДВГ не является результатом неправильного воспитания и/или нарушенных отношений между родителем и ребенком.

Тем не менее,
особенности родительского воспитания, а также качество отношений между родителем и ребенком
оказывают значительное влияние на психоэмоциональное состояние ребенка, его социальную адаптацию.
(Стрессы, ссоры, конфликты, или наоборот, гиперопека и назойливая забота
родителей)

В то же время, необходимо отметить,
что воспитание ребенка с СДВГ предъявляет особые требования к родителям,
что приводит к:
- развитию родительского стресса,
- переутомлению,
- чувству бессилия,
- и, в некоторых случаях, агрессии по отношению к ребенку.
10.10.2010 18:31:47, Голубушка
Голубушка
Поэтому нам представляется необходимой
психолого-педагогическая поддержка родителей детей с СДВГ, направленная на нормализацию эмоционального состояния родителя и развитие навыков эффективного родительского поведения.

Занятие.

В программу занятия входят следующие компоненты:
1. Знакомство. Бейджики с именами.

2. Вводное слово о цели тренинга: Оптимизация детско-родительских отношений в семьях, где есть ребенок с СДВГ.

3. Знакомство с проективным рисунком.
Для знакомства родителям предлагается рисунок, на котором изображено дерево и человечки, каждый из которых что-то делает на дереве или рядом с ним (залезает на дерево, качается на качелях, сидит, отвернувшись, падает с дерева, строит штаб и т.д.)
Родителям предлагается назвать свое имя, определить и рассказать какой из человечков лучше всего отражает, то, как чувствует себя родитель в связи с воспитанием своего ребенка и рассказать, чего бы хотелось от этого семинара.

4. Один из ведущих записывает на большом листе цели участников.
В процессе обсуждения цели переформулируются таким образом, чтобы они стали достижимыми и их достижение зависело от самих родителей.
Например, цель «Я хочу чтобы мой ребенок стал более самостоятельным и ответственным»
переформулируется в «Я хочу научиться передавать ребенку ответственность».

5. Групповая дискуссия «Почему дети ведут себя плохо?»
Этот вопрос адресуется родителям.

Обсуждаются различные варианты и выделяется группы причин.
Плохое поведение детей может быть связано с:
- индивидными и личностными особенностями детей,
- индивидными и личностными особенностями родителей,
- особенностями ситуации в которой проявляется нежелательное поведение,
- особенностями семьи (особенности семейной истории, особенности взаимоотношений, сложившихся между членами семейной системы, стрессовые события в семье и т.д.)

Важно, чтобы в процессе занятия родители усвоили, что:
1) Плохое поведение – сигнал о помощи,
желание обратить на себя внимание,
ответ на особенности взаимодействия с родителем.
2) Дети не ведут себя плохо без причины.

Часто получается так, что плохое поведение неосознанно поддерживается родителями. Бывает, что дети даже получают награду, например, когда после истерики ребенка, родители покупают ему то, чего покупать не хотели.
Либо благодаря плохому поведению ребенок может избежать неприятной,
скучной, требующей усилий деятельности.
В данном случае выгода проявляется в том, что, демонстрируя оппозиционное поведение и получая за это наказание, дети избегают той деятельности, которая для них неприятна и не делают того, чего делать не хотели.
Важно определить и осознавать те возможные выгоды, которые получает ребенок от нежелательного поведения.

6. На данном этапе вводится концепция безусловного принятия.
Что такое безусловное принятие?
Как принимать своего ребенка таким какой он есть?

Дискуссия «Самые приятные воспоминания детства».
Родителям предлагается вспомнить и рассказать по одному наиболее яркому приятному воспоминанию из своего детства, которое было бы связано с взаимодействием с родителями. Что больше всего запомнилось - из опыта общения с их родителями.
Когда родители поделятся своими воспоминаниями, ведущий предлагает им обобщить - какой опыт общения с родителями чаще всего переживается и запоминается как наиболее приятный и становится историей личности?
Как правило, родители вспоминают опыт, связанный с проявлением принятия, понимания, уважения, доверия со стороны родителей, когда родители признавали свои ошибки, позволяли оказывать им помощь и поддержку.

7. Игра «Ценные качества моего ребенка».
10.10.2010 18:32:36, Голубушка
Голубушка
Родителям предлагается, перекидывая друг другу мячик называть самые ценные качества, которые есть в их детях – то, чем родители гордятся, восхищаются.

Безусловно принимать ребенка — значит любить его не за то, что он красивый, умный, способный,
отличник, помощник и так далее, а просто так, просто за то, что он есть!

Можно выражать свое недовольство
отдельными действиями ребенка,
но не ребенком в целом.

Можно осуждать действия ребенка,
но не его чувства, какими нежелательными
или «непозволительными» они не были. Раз они у него возникли, значит,
для этого есть основания.


Недовольство действиями ребенка
не должно быть систематическим,
иначе оно перерастет в непринятия его.

8. Эмоции и саморегуляция
Ведущий рассказывает об истоках таких чувств как гнев и возмущение.
Используется метафора кувшина чувств. Основные чувства (радость, страх, гнев). Какой кувшин наощупь? Какой звук он издаёт? Звон, ветер, взрыв)

Важно акцентировать внимание на том, что когда мы или ребенок охвачены разрушительными чувствами, то общение в таком состоянии не может быть конструктивным, а скорее всего приведет к конфликту и последующим переживаниям. Предложите родителям принять правило не обсуждать в семье серьезные вопросы, находясь в гневе.

9.Обсуждение - игра: «Как помочь себе и ребенку, если Вы охвачены гневом»?
Родители перекидывают друг другу мяч, при этом называют различные варианты, как можно выпустить пар и привести себя в порядок, чтобы потом спокойно обсудить с ребенком создавшуюся ситуацию.

Создание наглядного листа «Как мы можем выпустить пар?».
Ведущие фиксируют перечисленные варианты на большом листе бумаги (громко спеть любимую песню, использовать "стаканчик для криков", попрыгать высоко, постучать кулаком по столу, порвать старые журналы, сбросить на пол и побить руками и ногами диванные подушки).

10. Активное слушание.
Причины трудностей ребенка часто бывают сокрыты в сфере его чувств.
Тогда практическими действиями — показать, научить, направить — ему не поможешь. В таких случаях лучше всего его послушать. Существует способ «помогающего слушания», иначе его называют «активным слушанием».
Во всех случаях, когда ребенок расстроен, обижен, потерпел неудачу, когда ему больно, стыдно, страшно, когда с ним обошлись грубо или несправедливо и даже
10.10.2010 18:33:28, Голубушка
Голубушка
когда он очень устал, первое, что нужно сделать — это дать ему понять, что вы знаете о его переживании (или состоянии), «слышите» его.
Для этого лучше всего сказать, что именно, по вашему впечатлению, чувствует сейчас ребенок. Желательно назвать «по имени» это его чувство или переживание.
То есть, если у ребенка эмоциональная проблема, его надо активно выслушать.
Активно слушать ребенка — значит «возвращать» ему в беседе то, что он вам поведал, при этом обозначив его чувство.

11. Ролевая игра – Отражение чувств - обсуждение того, что ребенка тревожит. Ведущий играет ребенка, который приходит из сада очень возмущенным (расстроенным).
Родители по очереди высказывают предположения о чувствах «ребенка», в случае если угадывают правильно, «ребенок» рассказывает дальнейшие детали того, что с ним случилось на самом деле.

12. Как родители могут говорить о своих чувствах так, чтобы это не вызывало протеста у ребенка и могло оказывать воздействие на его поведение?
ЧАСТО РОДИТЕЛИ СПРАШИВАЮТ:
«Если я принимаю ребенка, значит ли это, что я не должна никогда на него сердиться?»
Нет, не значит. Скрывать и тем более копить свои негативные чувства ни в коем случае нельзя. Их надо выражать, но выражать особым образом.

Ведущий рассказывает о двух формах обращения к другому человеку:
«Ты-посланиях» и «Я-посланиях».
«Ты-послания» («Ты меня утомил», «Ты всегда после себя оставляешь
грязь на полу», «Прекрати грубить»)
чаще всего нарушают коммуникацию между родителем и ребенком, поскольку у ребенка как правило возникает чувство обиды и горечи, и создается ощущение, что прав всегда родитель, а у ребенка нет шансов быть услышанным и понятым.
«Я-послания» («Я очень устал», «Мне грустно, что на полу беспорядок», «Мне обидно, когда на мои вопросы отвечают так резко»)
помогают родителю не только выразить свои чувства,
но и позволяют ребенку понять родителя и услышать его пожелания.
При этом между родителем и ребенком сохраняются хорошие отношения.

13. Ведущий знакомит родителей с моделью «Я-послания», которая состоит из четырех частей:
1) Конкретно описать поведение ребенка, желательно не использовать местоимения «ты»
«Когда я обращаюсь с просьбой, а мне не отвечают и от меня отворачиваются…»
2) Опишите свои чувства
«Мне становится обидно и я чувствую раздражение…»
3) Опишите причину (можно описать те потребности, которые не удовлетворяются у родителя в данный момент)
«Потому что мне кажется, что меня не уважают…»
4) Опишите Ваши пожелания.
«Поэтому, пожалуйста, повернись ко мне и сделай то, о чем я тебя попросила – убери свои игрушки.»

14. Четкие указания.
Научить родителей давать четкие конкретные указания, когда они просят ребенка что-либо сделать.
10.10.2010 18:34:35, Голубушка
Голубушка
При высказывании требований важно:
a. Действительно иметь это в виду и хотеть, чтобы просьба была выполнена.
Спланировать поощрение.
b. Высказывать свои пожелания не как просьбу об одолжении, а как требование.
c. Не давать сразу несколько команд.
d. Убедиться, что ребенок обратил на вас внимание и услышал вас.
e. Убрать все помехи.
f. Попросить ребенка повторить команду.

Давайте возьмём для примера какой-нибудь ежедневно раздражающий момент в поведении ребёнка, например, мы зовём его кушать, а он не идёт.

a) Опишите, что вы хотите. Будьте конкретны («Оля, когда я зову тебя обедать, дай знать, что ты меня слышишь и сразу же приходи»).
b) Объясните причину. Приведенная причина должна быть ориентирована на ребенка («Если ты придешь сразу и поешь быстро, у тебя, возможно, еще останется время поиграть после обеда»).
C) Потренируйтесь. Постарайтесь превратить это в игру. Не затягивайте тренировку.
Постоянно подбадривайте ребенка. Пример: «Давай, как будто я тебя только что позвала. Что ты должна сказать и сделать?» (Оля говорит «Иду» и направляется на кухню). «Замечательно! Ну а теперь, беги играть». Не забудь прийти, когда я тебя позову».

15. Последствия.
Разговор о дисциплине неминуемо приводит к вопросу о наказаниях.
Что делать, если ребенок не соглашается сотрудничать с родителем не смотря ни на что?

Прежде всего, надо сказать, что при активном применении родителями тех техник, которые обсуждались выше, особенно техник «отражения чувств» и «Я-послания», частота непослушания ребенка со временем сократится в несколько раз. Тем не менее, никто не застрахован от недоразумений, поэтому могут возникать такие ситуации, когда родителям нужно будет оперативно отреагировать на явно плохое поведение.

Для того, чтобы точнее отразить смысл дисциплинирования, в качестве замены слову «наказание» в психологической литературе употребляется слово «последствие».

Люди сталкиваются с последствиями своих поступков на каждом шагу.
Например, не выполнив задание на работе, взрослый человек получает выговор от начальника,
а сделав что-то приятное для своего друга можно услышать благодарность или комплимент.

Когда человек сталкивается с последствиями своих поступков, это помогает ему научиться принимать осознанные решения, делать свой выбор.

Существует два типа «последствий» - положительные и отрицательные.

Положительные последствия (или привилегии) обычно нравятся людям и они готовы приложить определенные усилия, чтобы их добиться.
Если какое-то поведение приводит к положительным последствиям, то это заставляет человека повторять свои действия.
Одним из видов положительных последствий являются
поощрения и награды.
10.10.2010 18:35:34, Голубушка
Голубушка
Отрицательные последствия неприятны и люди стремятся их
избегать.
Когда за определенным поведением следуют отрицательные последствия, то человек, как правило, стремится так не поступать или вести себя подобным образом как можно реже.

Последствия могут быть естественными следствиями непослушания – это
естественное следствие неправильного поведения, которое исходит от самой жизни. Такое последствие является самым ценным, поскольку исходит не от родителя, а вытекает из общего уклада жизни.
В данном случае ребенку некого винить в случившемся кроме самого себя и это дает возможность задуматься о смысле и необходимости родительского
требования.
Один такой опыт значит гораздо больше, чем десятки словесных наставлений.

Последствия могут быть условными следствиями непослушания, поскольку не вытекают естественным образом из действий ребенка, а назначаются родителями по их усмотрению.

Применяя такие последствия важно помнить, что наказывать ребенка лучше лишая его чего-то хорошего, нежели чем делая ему что-то плохое.

Поэтому наиболее действенным и при этом мягким вариантом условных последствий является отмена привилегий.

16. Привилегии.
Для этого важно создать список привилегий, наиболее приятных и значимых для ребенка и разработать для себя четкие правила в каких случаях привилегии могут предоставляться ребенку, а в каких случаях ребенок лишается той или иной привилегии. Важно, чтобы ребенок знал об этих правилах, для того, чтобы он мог осознанно выбирать варианты своего поведения, оценивая последствия.

17. Создание листа бесплатных привилегий.
Когда мы говорим о привилегиях – первое, что приходит в голову – это подарки, призы и награды. Однако существуют совершенно разнообразные привилегии, многие из которых не стоят родителям ни копейки.

Ведущий предлагает родителям в режиме мозгового штурма придумать привилегии, которые они могут использовать со своим ребенком.
Предлагаются варианты такие как:
- разрешить ребенку позвать в гости друга
- разрешить лечь спать попозже
- разрешить подольше погулять на улице
- подольше почитать перед сном вместе с ребенком
- совместная прогулка перед сном
- освободить ребенка от какой-либо домашней обязанности
- взять с собой на рыбалку и т.д.

18. Конец группового занятия посвящен процессу обратной связи.
Обсуждение строится вокруг того, как себя чувствуют родители по окончании встречи, что было для них важного на этом занятии.
В конце занятия назначаются домашние задания. Использование домашних заданий позволяет быстрее переводить получаемые на группе новые знания и навыки в «реальную» жизнь.
10.10.2010 18:36:35, Голубушка
Голубушка
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Задание первое
Посмотрите, насколько вам удается принимать вашего ребенка.
Для этого в течение дня (а лучше двух-трех дней) постарайтесь подсчитать, сколько раз вы обратились к нему с эмоционально положительными высказываниями (радостным приветствием, одобрением, поддержкой) и сколько — с отрицательными (упреком, замечанием, критикой).
Если количество отрицательных обращений равно или перевешивает число положительных, то с общением у вас не все благополучно.

Задание второе
Закройте на минуту глаза и представьте себе, что вы встречаете своего лучшего друга (или подругу).
Как вы показываете, что рады ему, что он вам дорог и близок?
А теперь представьте, что это ваш собственный ребенок: вот он приходит домой из сада или школы и вы показываете, что рады его видеть. Представили?
Теперь вам легче будет сделать это на самом деле, до всяких других слов и вопросов.
Хорошо, если вы продолжите эту встречу в том же духе в течение еще нескольких минут.
Не бойтесь «испортить» его в течение этих минут, это совершенно немыслимо.

Задание третье
Обнимайте вашего ребенка не менее четырех раз в день (обычное утреннее приветствие и поцелуй на ночь не считаются).
Примечание: неплохо то же делать и по отношению к взрослым членам семьи.

Задание четвертое
Выполняя два предыдущих задания, обратите внимание на реакции ребенка, да и на свои собственные чувства тоже.
10.10.2010 18:37:40, Голубушка
Голубушка
Симптомы невнимательности:
•часто проявляющаяся неспособность внимательно следить за деталями или совершение беспечных ошибок в обучении, работе или другой деятельности;
•часто не удается поддерживать внимание на заданиях или игровой деятельности;
•часто заметно, что ребенок не слушает того, что ему говорится;
•ребенок часто не способен следовать инструкциям или завершать учебную работу, повседневные дела (не из-за оппозиционного поведения или неспособности понять инструкции);
•часто нарушена организация заданий и деятельности;
•часто избегает или очень не любит заданий, таких как домашняя работа, требующая постоянных умственных усилий;
•часто теряет вещи, необходимые для выполнения определенных заданий или деятельности: карандаши, книги, игрушки или инструменты;
•часто легко отвлекается на внешние стимулы;
•часто забывчив в ходе повседневной деятельности.

Симптомы гиперактивности:
•часто беспокойно двигает руками или ногами или ерзает на месте;
•покидает свое место в классной комнате или в другой ситуации, когда требуется оставаться сидеть;
•часто начинает бегать или куда-то карабкаться, когда это является неуместным);
•часто неадекватно шумен в играх или испытывает затруднения при тихом проведении досуга;
•обнаруживается стойкий характер чрезмерной моторной активности, на которую существенно не влияют социальные ситуация и требования.

Симптомы импульсивности:
•часто выпаливает ответы до того, как завершены вопросы;
•часто не способен ждать в очередях, дожидаться своей очереди в играх или групповых ситуациях;
•часто прерывает других или вмешивается (например, в разговоры или игры других людей);
•часто слишком много разговаривает без адекватной реакции на социальные ограничения.
10.10.2010 18:39:01, Голубушка
СПАСИБО! 10.10.2010 22:56:48, Лучикчик
Да...Если бы это раньше почитать, когда старший сын был маленьким с его огромными проблемами, не совершили-бы мы многих ошибок. 10.10.2010 21:34:38, vesnuhka
Спасибо, Голубушка! Завтра попробую выполнить домашние задания... У своей все симптомы нашла, хотя диагноз такой не ставят..странно! По крайне мере в саду не жаловались. 10.10.2010 19:06:37, Вианора


Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!