Раздел: Психолого-педагогические аспекты (Нашла у себя материал по Теории привязанности Джона Боулби)

Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.

Теория привязанности

Нашла у себя материал по Теории привязанности Джона Боулби. Выкладываю здесь - вдруг кому-то пригодится?

«Мой трехлетний сын не хочет идти в детский сад. Даже в выходные плачет при упо-минании о нем» «А мой стал ужасно непослушным – грубит и нам, и воспитателям, все дела-ет наоборот…» Мы слышим подобные жалобы родителей и в кабинетах психологов, и в обычной жизни. Часто за этими словами следует вопрос: «Что мне с ним делать? Как это прекратить (изменить)?» Гораздо реже родители спрашивают: «Почему он так себя ведет? Как это повлияет на его характер, самооценку, отношения с другими людьми в будущем?»
Сегодня практически все психологи (и не только психологи) согласны с тем, что ос-нова личности (во всей ее сложности и многообразии проявлений) закладывается в дошколь-ном детстве. Это происходит исподволь, спонтанно, «само по себе» в каждый момент жизни ребенка. Ключевую роль здесь играют ЕГО ПЕРЕЖИВАНИЯ. Дошкольник вне зависимости от половой принадлежности – существо эмоциональное в том смысле, что эмоции для него – основа восприятия себя и всего мира. Еще в начале 20-го века Лев Семенович Выготский ввел в научный оборот понятие «социальной ситуации развития», которая определяется «ключевым» (т.е. наиболее важным) переживанием ребенка тех обстоятельств, в которых он оказался. Вспомним жалобу мамы: «Мой сын не хочет идти в детский сад…» Ключевым пе-реживанием ребенка в этой ситуации является эмоция горя, потому что когда тебя не любят – это всегда горе. У этого мальчика появилась новая воспитательница, которую он воспринял как того, кто НЕ ЛЮБИТ! Простое пребывание рядом с равнодушным взрослым причинило ребенку сильнейшее страдание, которое не отпускает его даже в выходные. Социальная си-туация развития определяет содержание внутреннего опыта ребенка. В нашем случае это со-держание, мягко говоря, оставляет желать лучшего.
О любви к детям написано множество книг: для родителей, педагогов, и даже самих детей. И тем не менее, вопрос о «правильной» любви до сих пор остается открытым. Пред-ставленная здесь теория принадлежит английскому психологу Джону Боулби и носит назва-ние «Теория привязанности». Дж.Боулби полагал, что нашел формулу «здоровой привязан-ности». Примерно в то же время, что и Л.С.Выготский, Дж.Боулби заинтересовался вопро-сом о движущих силах человеческого развития. Он обратил внимание на детей, воспитывав-шихся в детских домах – во взрослом состоянии они часто оказывались не способными уста-навливать близкие и продолжительные отношения с окружающими, не умели любить и быть любимыми. Дж.Боулби предположил, что ключ к пониманию этих проблем лежит в сфере отношений «мать – ребенок». Природа наделила ребенка «привязывающими» формами по-ведения, такими как плач (сигнал бедствия, заставляющий родителя немедленно идти на по-мощь), улыбка и гуление (привязывающие действия, способствуют удержанию матери ря-дом), цепляние (удерживающий рефлекс), поисковый и сосательный рефлексы (облегчают кормление). Предназначение этих рефлексов в том, чтобы помочь «включению» и укрепле-нию маминой любви (привязанности). При этом от того, как будет вести себя мама, зависит, какая форма привязанности сформируется у ребенка. Дж.Боулби и его последователи выде-лили три формы: надежная (здоровая) привязанность, «опасная» привязанность, и противо-речивая (амбивалентная) привязанность.
19.02.2010 00:58:36, Наталья1971

2 комментария

От кого: Настройки

Вы не авторизованы. Авторизоваться

Если Вы отправите сообщение анонимно, то потеряете возможность редактировать и удалить это сообщение после отправки.

E-mail:
получать ответы на E-mail
показывать ссылки на изображения в виде картинок
Надежная привязанность заключается в том, что мама выступает для ребенка от-правной точкой в исследовании им окружающего мира. Когда мама уходит, ребенок почти перестает интересоваться тем, что вокруг – он беспокоится и переживает разлуку. По воз-вращении мамы ребенок радуется ей и некоторое время остается рядом. Как только «горе разлуки» преодолено – он возобновляет исследование мира. При этом мама остается важной фигурой для ребенка: он оборачивается и смотрит на нее, обменивается с ней улыбками, иногда возвращается, чтобы побыть немного рядом с ней, потом снова отправляется на по-иски чего-то интересного. Если возникает препятствие, трудность или «опасная» ситуация, мама немедленно приходит на помощь, не лишая при этом ребенка возможности выбора (инициативы). В незнакомой ситуации мама побуждает ребенка изучать и исследовать окру-жающее пространство, поощряя его интерес и активность. По мнению английских психоло-гов, мамы таких детей отличаются чувствительностью, они быстро реагируют на плач и дру-гие сигналы ребенка, всегда доступны для него и всегда готовы поделиться своей любовью. Дети таких мам уже к концу первого года жизни приходят к выводу: «Моя мама любит меня и всегда будет рядом, когда я буду в ней по-настоящему нуждаться». Именно эта бессозна-тельная убежденность во взрослом возрасте трансформируется в упорство и веру в свои си-лы, умение строить оптимальные отношения с другими людьми и склонность к лидерству. Мэри Эйнсуорт (коллега Дж.Боулби) считает надежную привязанность здоровой формой привязанности. По ее данным, такая форма привязанности встречается у 65 – 70 % детей.
Неуверенная, избегающая, «опасная» привязанность. Такой ребенок выглядит очень независимым в незнакомой ситуации. В отличие от предыдущего (с надежной привязанно-стью), которому нужно время, чтобы набраться смелости рядом с мамой, этот сразу начинает изучать окружающее пространство. Он не стремится использовать мать в качестве отправной точки, часто даже возникает впечатление, что ребенок ее вовсе не замечает. Если мама ухо-дит, ребенок не проявляет беспокойства и не пытается быть с ней после ее возвращения. Ес-ли мама сама ищет близости (пытается взять на руки, обнять), ребенок может стремиться вы-рваться из объятий или отводить взгляд. Исследования показали, что мамы таких детей от-личаются сниженной чувствительностью к интересам ребенка, склонностью безапелляцион-но вмешиваться в его дела и резко отвергать его, если ребенок «не прав». Мэри Эйнсуорт объясняет такое поведение ребенка тем, что он опасается не найти поддержки у матери и по-тому ведет себя оборонительным способом: «Их так часто отвергали в прошлом, что они пы-таются забыть о своей потребности в матери, чтобы избежать новых разочарований». В дальнейшем такой ребенок превращается в излишне самонадеянного и отчужденного взрос-лого, который «никогда не опускает забрало», потому что не может поверить другим на-столько, чтобы установить с ними тесные отношения.
Неуверенная противоречивая привязанность. В незнакомой ситуации дети с такой формой привязанности держатся настолько близко к матери и так беспокоятся по поводу ее возможного ухода, что практически не исследуют окружающее пространство. Они очень волнуются, когда мама уходит и проявляют противоречивые чувства к ней после ее возвра-щения (то тянутся к ней, то отталкивают). Мамы таких детей склонны к непоследовательно-сти в общении с ребенком – иногда ласковы и отзывчивы, иногда нет. В результате у ребенка не формируется уверенности в своей матери, он не знает, будет ли мама рядом тогда, когда он действительно будет в ней нуждаться. Становясь взрослыми, такие дети чаще всего также демонстрируют непоследовательность в своих отношениях с другими людьми, как когда-то их матери в отношениях с ними.
19.02.2010 00:59:20, Наталья1971
Дж.Боулби и его коллеги полагают, что наилучшим (самым «правильным») способом любить своего ребенка является постоянное удовлетворение его потребности в любви и под-держке. При этом опасность «избаловать» ребенка возникает вовсе не тогда, когда ему «ни в чем не отказывают», а тогда, когда родители берут всю инициативу в общении с ребенком на себя. Ребенок таких родителей «должен» только принимать любовь, он лишается права быть в одиночестве или просить близости тогда, когда ему этого хочется – все решает родитель, который не склонен ориентироваться на ребенка. Разлука с матерью наиболее травматична для ребенка между 6 месяцами и 3 – 4 годами жизни. В этом возрасте ребенок еще не может представить себе, что происходит с мамой, когда он ее не видит («мама тоже скучает!»). Для него есть только его переживания, и он пока не может абстрагироваться от них.
Трехлетний мальчик, который не хочет идти в детский сад, по мнению Джона Боулби и его коллег, страдает от разлуки с мамой. Ему очень тяжело оставаться на целый день без нее (ведь он еще с большим трудом может себе представить, как она там без него)! Единст-венным спасением (временным!) от этого страдания может быть другой взрослый – почти такой же заботливый, мягкий и любящий, как мама (но только «почти», потому что маму ни-кто и никогда заменить не может!). Но такого взрослого рядом с ним нет, и он остается один на один со своими страхами, тревогой, беспокойством и одиночеством.
P.S. Мама этого мальчика чувствует, как ему трудно. Она старается использовать лю-бую возможность для того, чтобы реже водить его в детский сад, а когда этого нельзя избе-жать - раньше забирать домой. Она часто рассказывает ему, как скучает без него, когда он в детском саду. Когда они ходят гулять, она показывает ему свою работу и объясняет, что она делает во время разлуки с ним. Мама понимает, что так будет продолжаться еще довольно долго – пока он не вырастет настолько, что сможет целый день обходиться без нее.

На русском языке опубликованы две книги Дж.Боулби "Привязанность" и "Создание и разрушение эмоциональных связей"
19.02.2010 01:01:00, Наталья1971


Загрузка...



Лауреат Премии Рунета 2005Лауреат Национальной Интернет Премии 2002Победитель конкурса «Золотой сайт'2001»

19.07.2018 14:55:28

7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, блоги, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!