1. «Моя дочь» 1956г. Одесская киностудия. По сценарию Петра Тодоровского.
2. «Чужие дети» 1958г. Грузия-фильм. По очерку Н. Александровой.
3. «Два Фёдора» 1958г. Одесская киностудия. По сценарию Валерия Савченко.
4. «Отчий дом» 1959г. Киностудия им. М. Горького.
5. «Судьба человека» 1959г. Мосфильм. 97 мин. По одноимённому рассказу М. Шолохова
6. «Серёжа» 1960г. Мосфильм. По одноимённой повести Веры Пановой
7. «Евдокия» 1961г. Киностудия им. М. Горького Сценарий Веры Пановой по своей одноимённой повести.
8. «Когда деревья были большими» 1961г. Киностудия им. М. Горького. По сценарию Николая Фигурновского.
9. «Среди добрых людей» 1962г. Киевская киностудия.
10. «Родная кровь» 1963г. Ленфильм. Ч/Б. 83 мин. По сценарию Фёдора Кнорре.
11. «Дети Дон Кихота» 1965г. Мосфильм. 78 мин. Ч/Б.
12. «Мачеха» 1973г. Мосфильм. 83 мин. По мотивам повести М. Халвиной.
13. «Странные взрослые» 1974г. Ленфильм. 78 мин. По сценарию Аркадия Минчаковского.
14. «Девочка из города» 1984г. Свердловская киностудия. 76 мин. По повести Л. Воронковой.
Составлял фильмографию для библиотеки и наткнулся на любопытную закономерность- подавляющее количество фильмов, так или иначе, касающихся принятия ребёнка в семью приходится на единоличное правление Н.С. Хрущёва, 58-64 года, даже «Дети Дон Кихота», законченный в 1965 г. начат был ещё при его правлении. Неужели государственный заказ? … а может быть последствия «оттепели», или кто-то среди высших чинов киноиндустрии был «в теме». Странно, беседовал со свидетелями тех лет, говорят, что никаких специальных заявлений на эту тему не было, так долго мода продержаться не могла...
Есть идеи?
PS Ещё есть совсем старый фильм 1940 года «Моя любовь», но там усыновление использовано только как сюжетный ход и не более того.
Конференция "Усыновление""Усыновление"
Раздел: Юридические и правовые аспекты
Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.
Может быть, все проще? Люди недавно пережили великую войну, все это пережили сами, прочувствовали (та же Панова), это не могло не сказаться на их творчестве. И речь в большинстве названных вами фильмов идет о военных-послевоенных событиях. Так что я не думаю, что был заказ. Скорее, веление сердца. Заказ, возможно, был позже: помните "Хозяйку детского дома", например?
И еще - мне кажется, "Сережа" не совсем правильно отнесен к фильмам об усыновлении, это фильм о детстве и взрослении вообще, и то, что "мама вышла замуж" - не очень значительный эпизод. Ну, не более значительный, чем первая татуировка или катание на лодке :) 02.02.2002 10:27:47, Eden
Возможно и так, подросло поколение, которое прошло через это и воспринимало в то время через обострённый детский взгляд.
Единственно, что смущает, - очень хорошо помнится, что сценарий надо было утвердить и он должен был быть в струе политики партии. Снимали же не частные киностудии, а государство не давало денег на то, что ему было не нужно. 02.02.2002 19:59:54, OleLukoe
И еще - мне кажется, "Сережа" не совсем правильно отнесен к фильмам об усыновлении, это фильм о детстве и взрослении вообще, и то, что "мама вышла замуж" - не очень значительный эпизод. Ну, не более значительный, чем первая татуировка или катание на лодке :) 02.02.2002 10:27:47, Eden
Я помню эти годы - в школу пошел в 1959 году... Почему-то все видится как один яркий солнечный день, хотя жили совсем небогато. Атмосфера в обществе была такая. А через дорогу от моего дома в большой усадьбе (архиерейская до революции; очень зеленый маленький парк в центре промышленного города) размещался детский дом, ребяток водили гулять строем, парами и в одинаковых пальто, а когда во дворе кто-то постригался очень коротко, то говорили - "ты чего как детдомовский!".
03.02.2002 09:08:45, Один из

Единственно, что смущает, - очень хорошо помнится, что сценарий надо было утвердить и он должен был быть в струе политики партии. Снимали же не частные киностудии, а государство не давало денег на то, что ему было не нужно. 02.02.2002 19:59:54, OleLukoe
Я думаю, это еще продолжалась реакиция на военные годы. Когда очень много сирот в семьи принимали.
При Сталине же вообще значительно меньше фильмов снимали. И большинство из них было развлекатеьного характера. А как стали снимать больше, так злободневные темы и выплеснулись.
То, что "Дети Дон Кихота" - это о приемных детях я, кстати, смогла понять, только прочитав аннотацию. Из фильма это не заметно.
А еще был такой фильм "Мужики" уже в 80-х годах.
Если сейчас начнут экранизировать Донцову, то у нее в каждой книжке приемные дети:)) 01.02.2002 19:28:59, Ленка

Да, возможно
Ниже статистика фильмов, но мне кажется это ещё не всё.
1940 - 46
1941 - 64
1942 - 33
1943 - 23
1944 - 25
1945 - 19
1946 - 23
1947 - 23
1948 - 17
1949 - 18
1950 - 13
1951 - 9
1952 - 24
1953 - 45
1954 - 51
1955 - 75
1956 - 104
1957 - 108
1958 - 121
1959 - 137
1960 - 116
1961 - 131
1962 - 120
1963 - 133
1964 - 123
1965 - 134
01.02.2002 20:01:18, OleLukoe
А вот не факт :) у меня список намного длинее в нём участвуют сюжеты и про детские дома, колонии и одиноких матерей устраивающих судьбу, и как это не удивительно, все эти сюжеты тоже кучно укладываются в эти временные рамки. Вот сегодня смотрю "Флаги на башнях" год издания 1958.
А по поводу детских домов на виду, тут и вовсе не соглашусь, с самого начала Советская власть их старались засовывать подальше. В основном их выводили в Казахстан, Туркмению, Донецкую область. Позже активно строили в сибири, Ивановской области и т.д. Были, конечно и в крупных городах, но принцип с глаз долой соблюдался строго с самых первых приказов СНК. Мотивировалось это конечно заботой о детях, но про красивое и счастливое лицо социализма тоже не забывали. 01.02.2002 23:07:13, OleLukoe
Педагогическая поэмма
Флаги на башнях
Республика ШКИД
СЭР Свобода- это рай.
Есть ещё про детские жома, но эито несколько другое. 02.02.2002 19:45:01, OleLukoe
А разве я говорил про колонии в современноном ограниченном понимании этого слова?
Вообще говоря меня интересуют не только и не столько факты усыновления, или помещения ребёнка в то или иное детское заведение, сколько как это преломляется в душе ребёнка, как относятся к нему взрослые, взаимотношения взрослых и детей, внутренние переживания детей, отношение их к миру после предательства или помощи взрослых и т.д.
СЭР имеет смысл посмотреть, это драма, поставленная Сергеем Бодровым очень жизненная. 03.02.2002 11:43:20, OleLukoe
При Сталине же вообще значительно меньше фильмов снимали. И большинство из них было развлекатеьного характера. А как стали снимать больше, так злободневные темы и выплеснулись.
То, что "Дети Дон Кихота" - это о приемных детях я, кстати, смогла понять, только прочитав аннотацию. Из фильма это не заметно.
А еще был такой фильм "Мужики" уже в 80-х годах.
Если сейчас начнут экранизировать Донцову, то у нее в каждой книжке приемные дети:)) 01.02.2002 19:28:59, Ленка

Да, возможно
Ниже статистика фильмов, но мне кажется это ещё не всё.
1940 - 46
1941 - 64
1942 - 33
1943 - 23
1944 - 25
1945 - 19
1946 - 23
1947 - 23
1948 - 17
1949 - 18
1950 - 13
1951 - 9
1952 - 24
1953 - 45
1954 - 51
1955 - 75
1956 - 104
1957 - 108
1958 - 121
1959 - 137
1960 - 116
1961 - 131
1962 - 120
1963 - 133
1964 - 123
1965 - 134
01.02.2002 20:01:18, OleLukoe
Тогда вопрос, возможно, должен идти о том, почему в послехрущевские времена эта тема пошла на спад. Хотя меня не оставляет ощущение, что она просто перешла в другую плоскость, т.е. в отношения с отчимом (мачехой) при той же матери.
И это, видимо, отражает реальную демографическую ситуацию, когда чужих детей в семью берут меньше, а одиноких матерей, устраивающих как-то свою жизнь, становится больше...
И еще. Насколько я понимаю, в "старые времена" была существенно большая "прозрачность" детдомов. Люди чаще сталкиваллись с их воспитанниками, поэтому и, во-первых, легче приходили к мысли взять ребенка. Не абстрактного, а вот этого, которого каждый день видишь. А во-вторых, то что есть в жизнт, примерно то и в кино показывали. Облагороженное, напоможенное, но все же близкое. Не сталкиваются сейчас сценаристы в жизни с приемными детьми, вот и не пишут об этом. 01.02.2002 22:28:28, Ленка
И это, видимо, отражает реальную демографическую ситуацию, когда чужих детей в семью берут меньше, а одиноких матерей, устраивающих как-то свою жизнь, становится больше...
И еще. Насколько я понимаю, в "старые времена" была существенно большая "прозрачность" детдомов. Люди чаще сталкиваллись с их воспитанниками, поэтому и, во-первых, легче приходили к мысли взять ребенка. Не абстрактного, а вот этого, которого каждый день видишь. А во-вторых, то что есть в жизнт, примерно то и в кино показывали. Облагороженное, напоможенное, но все же близкое. Не сталкиваются сейчас сценаристы в жизни с приемными детьми, вот и не пишут об этом. 01.02.2002 22:28:28, Ленка

А по поводу детских домов на виду, тут и вовсе не соглашусь, с самого начала Советская власть их старались засовывать подальше. В основном их выводили в Казахстан, Туркмению, Донецкую область. Позже активно строили в сибири, Ивановской области и т.д. Были, конечно и в крупных городах, но принцип с глаз долой соблюдался строго с самых первых приказов СНК. Мотивировалось это конечно заботой о детях, но про красивое и счастливое лицо социализма тоже не забывали. 01.02.2002 23:07:13, OleLukoe
Ну, ладно, сейчас, предположим, большинство фильмов снимается (или показывается) на криминально-милицейские темы. А вот что снимали в 70-х годах? Какая тема была лидирующей? Кроме "Малой Земли"? Я абсолютно не помню, но может быть именно появились другие интересы, а соответственно им и другие фильмы?
Кстати, я не смогла вспомнить ни одного фильма про колонию. Они вообще были? 01.02.2002 23:30:30, Ленка
Кстати, я не смогла вспомнить ни одного фильма про колонию. Они вообще были? 01.02.2002 23:30:30, Ленка

Флаги на башнях
Республика ШКИД
СЭР Свобода- это рай.
Есть ещё про детские жома, но эито несколько другое. 02.02.2002 19:45:01, OleLukoe
Кроме последнего (который я не видела), это не есть колния в современном понимании этого слова, особенно "Республика Шкид".
02.02.2002 20:15:46, Ленка

Вообще говоря меня интересуют не только и не столько факты усыновления, или помещения ребёнка в то или иное детское заведение, сколько как это преломляется в душе ребёнка, как относятся к нему взрослые, взаимотношения взрослых и детей, внутренние переживания детей, отношение их к миру после предательства или помощи взрослых и т.д.
СЭР имеет смысл посмотреть, это драма, поставленная Сергеем Бодровым очень жизненная. 03.02.2002 11:43:20, OleLukoe
Алексей, так это же наша вечная тема - брошенные дети, хоть до войны, хоть в войну, хоть после, хоть при коммунистах, хоть при демократах - всегда им плохо. Нация такая - самоедская.
01.02.2002 09:54:32, Двое
Меня интересовала очень конкретная вещь, - почему ТАКОЕ ВНИМАНИЕ было уделено этой теме в кино именно в годы правления Хрущёва, про самоедство я не говорил.
Я сейчас работаю с архивами и историческими документами... Более-менее становятся понятны истоки такого отношения к детям. Откуда есть пошли богодельни и почему так развилось в России нищелюбие. Эх собирусь с силами расскажу. 01.02.2002 19:03:13, OleLukoe

Я сейчас работаю с архивами и историческими документами... Более-менее становятся понятны истоки такого отношения к детям. Откуда есть пошли богодельни и почему так развилось в России нищелюбие. Эх собирусь с силами расскажу. 01.02.2002 19:03:13, OleLukoe
Расскажите-расскажите... Нищих ведь приятно пожалеть, копеечку им дать.
02.02.2002 16:21:34, Один из
Читайте также
Беременность в 45 лет: обоснованное решение
В нашей статье мы рассмотрим, какие возможности и вызовы открывает беременность после 40-45 лет, опираясь на последние исследования и медицинские рекомендации.
Почему важно вовремя диагностировать и лечить скрытые родовые травмы у детей
Проблемы со сном, аппетитом или поведением могут быть следствием травмы, которую малыш получил при рождении. В статье расскажем, как распознать такие нарушения и почему важно вовремя их корректировать.