Раздел: Психолого-педагогические аспекты

В блог Подписаться на Дзен!

Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.

Марина (Гелиевна)

Самоидентичность

К разговору о том, как влияет на ребенка возврат.

С диска проекта "К новой семье" innewfamily.ru (сотру, если нельзя здесь размещать из-за копирайта)

Идентичность и приемный ребенок
(Identity and the Adopted Child)
Холли Ван Гульден, Лиза М. Бартелс-Рэбб (Holly van Gulden & Lisa M.Bartels-Rabb) – “Real Parents, Real Children. Parenting the Adopted Children”, Section 1, Ch.4, USA, 2002

(приведу цитаты, надеюсь не очень запутано получится)
Основная задача здорового воспитания заключается в создании у ребенка в целом положительного представления о самом себе, в формировании идентичности, отдельной от идентичности родителей, и в развитии общего чувства уверенности в своих силах. Приемных родителей зачастую пугает тот факт, что, несмотря на все их старания, поведение ребенка говорит о его низкой самооценке. Дело в том, что на идентичность ребенка влияют не только слова родителей и их отношение к нему, но и многие другие конкурирующие друг с другом факторы, например: представление ребенка о том, почему его отдали на усыновление, какова его генетическая история, и какой была его жизнь до переезда в приемную семью. Вот почему усыновителям и специалистам, работающим с приемными семьями, так важно знать, как формируется идентичность, какую роль в этом процессе может сыграть чувство стыда, и как человек приходит либо к позитивному, либо к негативному представлению о себе.

...........
Формирование идентичности и кризис идентичности
«Хотя конец подросткового периода… - это стадия явного кризиса идентичности, это время все же не является ни началом, ни концом формирования идентичности: оно продолжается всю жизнь, причем человек и его окружение, как правило, не осознают этого» (Ericson E.H. Identity and The Life Cycle: A Reissue, 1980, стр.2).
Кризис идентичности зачастую определяют как «поиски себя». Человек экспериментирует, пытаясь обнаружить свои таланты и границы возможностей, входит в различные общества, пытаясь понять, к какому из них он принадлежит, находится в поисках своего места и роли в жизни. Успешное завершение поисков частично зависит от обратной связи с другими людьми и надежности тех, кто обратную связь обеспечивает. Кроме того, находящийся в поисках изучает свое восприятие прошлого и пытается представить, каким он будет в потенциальном будущем.
Мы познаем себя, используя те же средства и источники информации, что и при размышлении над образами литературных героев. Мы составляем свое мнение о том или ином персонаже, опираясь на следующие факты:
 Что он говорит, делает и думает;
 Что другие герои говорят или думают о нем, и как он реагирует на их реплики;
 Как автор интерпретирует действия персонажа, обстоятельства, отношения; и, наконец,
 Что мы знаем о социальном и культурном положении героя (как от автора, так и исходя из наших собственных представлений о похожих условиях в реальной жизни).
........................
Далее, чтобы получить представление о своей идентичности, мы смотрим не только на то, что мы делаем, чувствуем и думаем, но и на то, как на нас реагируют другие люди. Те, кого мы слушаем, уподобляются авторам литературных произведений - каждый рассказывает нашу историю со своей точки зрения. Они преподносят нам наше отражение. Мы сами решаем – считать или не считать это отражение адекватным; если мы приходим к выводу, что оно верное, мы включаем его в наше представление о себе. Мы не придаем значения рассказу, если он не сочетается с нашим собственным мнением о себе, или с тем, что о нас говорят другие люди, или если мы считаем, что рассказчику по каким-то причинам не стоит доверять.

................
Уравновешивание отрицательной самооценки и положительной информации
Большинство приемных родителей усердно стараются, чтобы их дети имели положительную самооценку. Но несмотря на все свои старания, многие усыновители обнаруживают, что дети упорно не желают расставаться с негативным, даже саморазрушительным поведением и убеждениями. Как это может быть? В качестве примера приведем историю одной девочки. Ребенка усыновили в возрасте чуть больше трех лет, причем прежде чем она попала в приемную семью, она поменяла три фостерских дома. После каждого перемещения, она считала, осознанно или бессознательно, что сделала что-то не так, и это послужило причиной ее ухода из этого дома. Ощущение, что она «плохая», «не такая, как все» усиливалось с каждым последующим перемещением, несмотря на то, что ни один из опекунов никогда не говорил ей, что расстается с ней только по ее вине. Не потребовалось много времени, чтобы девочка поверила, что внутри у нее что-то не так, что она не достойна иметь постоянный дом, и включила эти представления в свою идентичность, не принимая во внимание уверения опекунов, что она прекрасный ребенок, достойный любви.
..........интерпретация ребенка: «я заслужила эти перемещения, потому что я плохая».

19.01.2007 05:03:30,

6 комментариев

От кого: Настройки

Вы не авторизованы.

Если Вы отправите сообщение анонимно, то потеряете возможность редактировать и удалить это сообщение после отправки.

E-mail:
получать ответы на E-mail
показывать ссылки на изображения в виде картинок
Марина (Гелиевна)
равновесия нет (минус×плюс×плюс=минус=диссонанс), поскольку девочка положительно относится к приемным родителям, отрицательно к себе, а ее родители дают ей положительную информацию о ней. Зачастую человеку легче снова достичь когнитивного равновесия, согласовав свои убеждения и мнение об источнике информации, «рассказчике», чем изменив самооценку, которая уже устоялась. То есть для ребенка самый простой путь достижения равновесия - не доверять положительным отзывам, изменив свое мнение о людях, эти отзывы дающих (то есть о родителях). Сначала девочка будет подсознательно понимать, что комплименты приемных родителей не совпадают с тем, что она привыкла думать о себе, и с ее интерпретацией других жизненных событий. Затем она начнет оценивать приемных родителей с учетом этих позиций и, возможно, придет к выводу, что либо ее родители ничего не знают о ней, их обманули, либо они просто глупцы.
Конечно, девочка может прийти к балансу другим путем, изменив представление о себе с отрицательного на положительное, поверив тому, что говорят о ней усыновители. Это можно сделать искусственно; но тогда, вполне возможно, наступит время, когда она утратит душевное равновесие, и ей придется искать другой способ для его обретения. Девочка может полностью поверить в то, что она хороший человек, и пересмотреть свои представления насчет своей роли во множественных перемещениях. Если она примет положительную самооценку искусственно, она, возможно, постарается поведением и поступками убедить себя – и других – в том, что положительный образ – правильный . Любому человеку трудно существовать с неверным представлением о себе, и, в конце концов, могут возникнуть проблемы. Чтобы по-настоящему изменить свою самооценку, старые обиды, которые послужили причиной для негативного представления о себе, должны быть сначала адресованы и изжиты.
.........
Еще один способ достижения баланса для девочки – постараться изменить мнение родителей с положительного на отрицательное, как показано на рис. 4.11. Дети часто так поступают – своим плохим поведением провоцируют родителей на отрицательные реакции, которые они, по их мнению, заслуживают. Это позволяет ребенку продолжать уважать усыновителей и испытывать к ним положительные чувства, поскольку они всего лишь отвечают ему так, как он заслуживает.

19.01.2007 05:05:14, Марина (Гелиевна)
Марина (Гелиевна)
Что могут сделать родители
Практически не вызывает сомнений тот факт, что родители должны насаждать ребенку положительную идентичность. Если ребенок не в состоянии воспринять такие положительные посылы, возможно, потребуется профессиональный консультант, который поможет ему разобраться в своих чувствах, что даст стимул к повышению самооценки. Вы, как родители, можете помочь сыну или дочери следующим образом:
 Принимайте чувства ребенка независимо от того, разделяете вы их или нет, понимаете вы их или нет. Например, если ребенок по какой-то особой причине злится на кровную мать, а вы думаете, что эта причина недостаточно весома, не говорите: «На самом деле ты так не думаешь» или «Ты не должен так думать». Вместо этого спросите, почему он думает именно так. Затем вы можете подправить факты или предложить другое видение ситуации, но не корректируйте чувства.
 Учите ребенка здоровым способам фильтрации или интерпретации поступающей к нему информации, особенно негативной. Например, учите его спрашивать себя: «Действительно ли этот человек знает меня достаточно хорошо, чтобы судить обо мне?»
 Помогайте ребенку учиться принимать положительную информацию, особенно комплименты, даже если он не согласен с ними. Учите его спокойно относится к тому, что кому-то другому нравятся его поступки, он сам или какие-то его черты. Например, если кто-то похвалил рисунок ребенка или его прическу, это нормально, и естественная реакция ребенка – обрадоваться этому, даже если ему самому рисунок или прическа не очень нравится.
 Учите ребенка контролировать «исходящую информацию», учите правильно и приемлемо выражать свои чувства, особенно ярость.
 Будьте честны и искренны, когда хвалите ребенка.
 Принимайте цели и способности ребенка, даже если они плохо сочетаются с интересами остальных членов семьи.
 Старайтесь понять, как ваш ребенок интерпретирует свою личностную, генетическую и культурную историю, особенно если она отличается от вашей собственной.
 Помогите ребенку расстаться со старыми травмами, разговаривайте с ним о том, что случилось, о причинах произошедшего и о том, какую роль он сыграл в данной ситуации.
 Принимайте и затем мягко корректируйте чувства ребенка и его ложные представления о прошлом.
 Помогите ребенку увидеть его сильные стороны и ищите пути борьбы со слабостями.

Перевод Натальи Ран.
19.01.2007 05:17:21, Марина (Гелиевна)
елена волк
Спасибо, Марина. Прекрасный материал. Сохранила себе. Очень многое объяснет в агрессивном и деструктивном поведении ребенка. Всё про нас. Надо попросить Алексея выложить это на сайт. 19.01.2007 10:00:18, елена волк
B FAQ битте, плиз, сильвупле. 19.01.2007 17:24:55, gast
Спасибо, Марина!!! 19.01.2007 13:15:09, Мама Таня Н-ск
Марина (Гелиевна)
А у вас в офисе такой диск есть? Должен быть. 19.01.2007 13:24:42, Марина (Гелиевна)


Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!