Раздел: Медицина/дети (ммд и сдвг)

Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.

Очень неплохая статья о СДВГ/ММД, частые диагнозы наших деток

Синдром дефицита внимания и гиперактивности. (СДВГ)

В семье рождается ребенок. И взрослые мечтают: вот он начнет ходить, вот будут вместе заниматься интересными делами, расскажут ему о мире, покажут все, что сами знают. Время идет. Ребенок уже ходит и говорит. Но ему не сидится на месте. Он не может долго слушать, не может запомнить правила игр. Начинает какое-то дело и быстро отвлекается на другое. Потом все бросает и хватается за третье. То плачет, то смеется. Часто дерется, что – нибудь ломает беспричинно. И родители, измучившись, идут психологам, врачам. И там ставят диагноз синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ).

Сейчас все чаще звучит этот диагноз. Статистика (Заваденко Н.Н.) говорит о том, что в России таких детей 4 - 18 %, в США – 4 - 20 %, Великобритании – 1 - 3 %, Италии – 3 - 10 %, В Китае – 1 - 13 %, в Австралии – 7 - 10 %. Мальчиков среди них в 9 раз больше, чем девочек.
СДВГ – это одна из форм проявления минимально-мозговой дисфункции (ММД), то есть очень легкой недостаточности мозга, который проявляется в дефиците определенных структур и нарушении созревания более высших этажей мозговой деятельности. ММД относят к категории функциональных нарушений, обратимых и нормализуемых по мере роста и созревания мозга. ММД не является медицинским диагнозом в прямом смысле этого слова, скорее это только констатация факта наличия легких нарушений в работе мозга, причину и суть которых еще предстоит выяснить для того, чтобы начать лечение. Детей с реактивным типом ММД и называют иначе гиперактивными .
На психофизиологическом уровне развитие гиперактивности прослеживается следущим образом. Можно сравнить историю развития мозга в индивидуальном созревании ребенка со строящимся зданием. Причем каждый раз новый построенный этаж выполняет функции всего мозга. (Шевченко Ю.С., 2002 г.)

* Первый уровень – стволовой (нижний этаж), который обеспечивает, прежде всего, энергетику и чисто телесные функции – статику, напряжение мышц, дыхание, пищеварение, иммунитет, сердцебиение, эндокринную систему. Здесь формируются базовые инстинкты выживания. При недоразвитии этих структур ребенок не понимает, чего хочет, почему плохо и так далее… Созревание идет от зачатия до 2-3 лет.
* Далее формируется второй этаж (от 3 до 7-8 лет) – это внутриполушарные и межполушарные корковые взаимодействия, которые обеспечивают связь нашего организма с внешним миром через органы чувств, анализирующие поток раздражителей. То есть, этот блок отвечает за прием, переработку и хранение информации (зрительной, слуховой, вестибулярной и кинестетической, вкуса и запаха, а также всех когнитивных процессов). Если этот уровень нарушен, то ребенок не понимает, почему не может что-либо, «не видит», «не слышит». Этот блок тоже требует своего энергообеспечения.
* И, наконец, третий уровень (от 8 до 12-15 лет) – лобные доли. Которые являются руководителем нашего произвольного поведения, словесного мышления, которое наиболее энергоемко. Это целеполагание, контроль реализации программ, социального поведения.

Формирование мозговой организации психических процессов в онтогенезе происходит от стволовых и подкорковых образований к коре головного мозга (снизу - вверх), от правого полушария мозга к левому (справа - налево), от задних отделов мозга к передним (сзади - наперед). (Семенович А.В..2002 г.)
30.03.2006 12:37:20, BlackScorpy

52 комментария

От кого: Настройки

Вы не авторизованы. Авторизоваться

Если Вы отправите сообщение анонимно, то потеряете возможность редактировать и удалить это сообщение после отправки.

E-mail:
получать ответы на E-mail
показывать ссылки на изображения в виде картинок
Не понимаю, о чем полемика. Хорошая статья, впервые вижу открытым текстом написано, что ММД - это не медицинский диагноз. Мне всегда казалось, что медицинский диагноз должен основываться на тем или иным способом выявленной физиологической патологии, а ММД - это просто, посмотрели на ребенка и решили, что-то с ним не то. И никаких энцефалограм, эмэрай или еще чего, даже анализа крови не надо. Вот посмотрела нянечка на ребенка и сказала: у него с головой не все в порядке, ну не так, чтобы очень, тогда бы сразу написали УО или олигофрению, а так, немного, в итоге получаем диагноз ММД. И если посмотреть топик внизу, то с точки зрения многих сотрудников "учереждений", да и многих врачей, у детей сирот априори что-то с головой не в проядке. Вот и получаем в массовом порядке такие диагнозы: у младенцев перенатальную гипоксию и энцефалопатию, у детей по-старше ММД ну и т.д.
Так что все правильно в статье написано и многое объясняет, о чем тут копья ломать?
01.04.2006 17:29:47, ssss
и правда, к чему было так стараться, постить сюда эту "неплохую статью". Диагнозов разных -туча, ММД и СДВГ не самый распространенный,как утверждает БлекСкор. Чего заранее метаться, решаем вопросы по мере их поступления. 30.03.2006 18:42:56, Тоже усыновитель
Когда я была беременной и лежала в роддоме перед родами, я встречала будущих мамочек, которые с ужасом читали книжки и статьи о различных аномалиях новорожденных - от уродств и болезней, до синдрома внезапной смерности. Мне было их жаль - вместо радости от ожидания малыша, они боялись каждого неправильного с их точки зрения поведения младенца в животе. Что и говорить, что если Вы хотите видеть проблему - Вы ее увидите и найдете. Я призываю здраво относиться ко всем имеющим место в реальной жизни и ужасам, и радостям.
Тем усыновителям, которые сейчас в поисках малыша, очень хочу пожелать - не штудируйте энциклопедию болезней - зачем заранее готовиться к худшему? Выберите ребенка, свозите на независимую медэкспертизу (если Вас что-то беспокоит в ребенке, а может и просто, что б не беспокоиться потом) - не принимайте на веру чужие слова, чужое мнение, чужие диагнозы без проверки. Все люди разные. Принимайте решение только исходя из объективной информации, которой Вы доверяете. Ведь когда Вы видите в малыше своего сына или дочку - никто кроме Вас не желает ему столь сильно добра и счастья.
31.03.2006 17:22:21, Лелька_С
Настоящим и будущим усыновителям, ИМХО, как раз таки очень полезно ознакомиться с информацией о СДВГ, ММД, РАД и прочее. Информативные статьи написаны не для того, чтобы пугать людей. Они позволяют лучше понимать поведение ребенка, увидеть проблему (если она есть) и своевременно обратиться к нужным специалистам.
А сравнение усыновителей с беременными в данном контексте не совсем правильно. Беременным, читай-не читай, а рожать все равно придется. А будущий усыновитель прочтет и сделает выводы для себя, готов ли он к такому и готов ли к усыновлению вообще, подумает еще раз о возрасте ребенка и т.д.
01.04.2006 11:36:30, *plesse*
А для общего развития? ;) Я вот люблю инфу копить в голове, никогда не знаешь, что пригодится. 30.03.2006 20:07:44, Скунсиха
Я тоже:) 31.03.2006 10:39:25, Лена в кедах
А я считаю, что автор-- молодец, что не поленился такую хорошую и полезную статью сюда скопировать. Зачем - в приемной? Спрашивают же здесь часто про диагнозы - а это как раз ответ-расшифровка, последствия и лечение. И не ужас-ужас, а конструктив.
Автор, я вам пыталась писать, но ответ не пришел. У вас СДВГ? это по ЭЭГ сразу видно стало?
30.03.2006 17:01:22, Хочушка
я вам отвечала.
Да, по ЭЭГ(не которая на два альбомных листа, как у нас любят делать, а которая метров на 7) с грамотным врачом на расшифровке-видно сразу все нарушения.
Помимо всего прочего-СДВГ у нас есть.
30.03.2006 17:23:02, BlackScorpy
Простите, а зачем это в Приемной? Об этом обязательно должны знать все приемные родители? Как часто ММД встречается именно у детей из д/р? 30.03.2006 14:56:39, Усыновляю
Я прошу Вас относиться к тому, что пишет Лена, с оптимизмом (исправлено для повышения политкорректности диалога). С таким же успехом можно пугать, что ВСЕ люди обязательно имеют предрасположенность к раку, но не все доживают до этого возраста. Так же есть страшилки для беременных - мол, есть шанс, что ваш ребенок к году окажется неизлечимо больным. А можно и родиьт с генетической болезнью, при здоровых родителях.
В общем, все то, что пишет Лена - это из серии тех же страшилок - да, в жизни все бывает, но нельзя с таким негативом ко всему. Вобщем, что Вы ждете - то и притягиваете. Мысль материальна. Я не призываю Вас не читать этот, безусловно, нужный и полезный для БОЛЬНЫХ детей материал. Но зачем Вам он сейчас?
Я с уверенностью скажу - нет этой болячки ПОЧТИ У ВСЕХ ДЕТЕЙ ИЗ ДД... Блин, если б это говорил журналист, ищущий горячую тему.. А тут - человек, находящийся в теме... Грустно(
30.03.2006 15:20:29, Лелька_С
"В общем, все то, что пишет Лена - это из серии тех же страшилок". "Я с уверенностью скажу - нет этой болячки ПОЧТИ У ВСЕХ ДЕТЕЙ ИЗ ДД..."

Оля, это не страшилка, а довольно сухое и профессиональное описание проблемы, о которой вы просто мало знаете. В США и Европе, где усыновление подрощенных детей не такая редкость, никто бы не назвал медицинскую статью "страшилкой", которую не следует читать кандидатам, чтобы мысль не "материализовалась".

Откуда ваша "уверенность"? Вы медик, обследовавший ВСЕХ детей из дд и понаблюдавший за ВСЕМИ приемными семьями?
30.03.2006 16:26:01, Правовед
Да. Я - врач. И далеко не в первом поколении. 30.03.2006 17:48:57, Лелька_С
ММД и СДВГ встречается практически у всех детей из специализированных ДР и ДД, а также часто выявляется у тех детей, у кого этого не стояло. 30.03.2006 14:59:15, BlackScorpy
"специализированных ДР и ДД"-специализированных по неврологии.
Если будуте брать ребенка оттуда и наткнетесь на диагноз ММД-чтобы ответить для себя на все вопросы относительно него-вам будет достаточно прочитать эту статью. Это вовсе не страшилка, как выразилась опонентка выше, а реальное положение дел у таких деток. В ней описаны методы коррекции, занятия с такими детками и благоприятные прогнозы, что немаловажно.
Поскольку у вас нет пока такого ребенка на примете, то и не надо читать, это топик для тех, кто в теме, а я знаю, что немало людей в том числе и на этой конфе занимаются со своими детишками и она может быть им полезна - в разделах про обучение, отношение и игровые занятия.
Извините, но просто удовлетворять ваше любопытство, относительно где и когда что написано-я не могу, откройте любой сайт с указанием диагнозов деток, у большого числа вы увидите ММД, двигательные нарушения, гипертонус.

30.03.2006 15:40:29, BlackScorpy
Оба моих ребенка из ДР с такой специализацией. Оба (ттт) здоровы. То, о чем пишет Лена, бывает (и тем, кто с этим столкнулся, наверняка пригодятся ее статьи). Но не у всех такое бывает. 30.03.2006 16:14:22, Снарк
не у всех, вы правы. Но детки ваши еще тоже не доросли до школьного возраста, когда у большинства СДВГ проявляются проблемы из-за нагрузки.ТТТ, пусть у вас этого не будет. 30.03.2006 16:40:01, BlackScorpy
Именно это я и хотела сказать. Нельзя говорить - "практически у всех". Это неверно. 30.03.2006 16:15:33, Лелька_С
Лена, а как же всем известная гипердиагностика - сама прекрасно знаешь, любому ребенку в ДР и ДД сразу ставят блок диагнозов, не слишком думая даже? Примерно так же рассуждая - не умеет к году буквы различать (гротеск, но нельзя сравнивать домашнего детку и недомашнего - хотя последние наверстывают быстро) - умственноотсталый. Не улыбается каждому - ММД, улыбается каждому - РАД. Вот так.
А уж сколько здоровых деток в специализированных ДД - тут даже обсуждать нечего. Достаточно.

Повторюсь - статья очень полезная для тех - кто уже имеет ребенка с подтвержденым диагнозом. ПОДТВЕРЖДЕННЫМ хорошим специалистом, а не нарисованным по инерции.
30.03.2006 15:58:33, Лелька_С
ну вообще-то она и написана для тех " - кто уже имеет ребенка с подтвержденым диагнозом. ПОДТВЕРЖДЕННЫМ хорошим специалистом, а не нарисованным по инерции."
С чего нападки?
Если ее прочитает тот, у кого написано в бумагах ММД-то будет знать, что это может быть и что это не страшно, если и подтвердится - то можно компенсировать. ВВиду того, что в интернете масса очень неправдоподобной и спорной информаци об этом диагнозе-эта стья пожалуй-лучшее и объективное, что об этом написано. Пусть лучше читают это. IMHO. Делюсь ею, потому что сама пользуюсь и считаю хорошим ресурсом. Обмен опытом, так сказать.

офф: я не согласна с гипердиагностикой, о чем не раз уже с вами говорила. Скорее неподтвержденность диагнозов, это да. Но скорее не в сторону отсутствия вовсе, а в тяжести и течении заболевания, либо вообще отсутствия имеющихся.Это мое личное мнение, основанное на личном опыте и личных связях с людьми, которые с этим столкнулись.
30.03.2006 16:10:31, BlackScorpy
"ММД и СДВГ встречается практически у всех детей из специализированных ДР и ДД, а также часто выявляется у тех детей, у кого этого не стояло."

Безнадега. Короче - "не берите детей из ДД - там все больные". Здорово.
30.03.2006 16:14:48, Лелька_С
Безнадега? Больные? Вы статью прочитали? Абсолютно адекватная, позитивная информация о данном диагнозе, никакого негатива, страшилок и прочих страшностей. Какая безнадега? Почему больные? Да, в специализированных ДР и ДД дети нездоровы-это факт, но естественно нужно проверять, не для количества ли они туда попали. Но СДВГ/ММД-это не приговор, это лечится, корректируется, но надо изначально знать, как. 30.03.2006 16:33:29, BlackScorpy
Лена, в сто первый раз повторюсь - статья отличная. Меня лично задели ТОЛЬКО именно ВАШИ слова про поголовную заболеваемость.
PS Ваш стиль общения по-прежнему оставляет желать лучшего - "перестаньте так себя вести" - не слишком корректное указание собеседнику для конференции.
30.03.2006 17:41:31, Лелька_С
а корректно писать такое "Я прошу Вас относиться к тому, что пишет Лена, учитывая то, что у нее сложная личная ситуация."? У меня нет никакой сложной личной ситуации, более того, человеку с улицы ни к чему слышать подобное из "рук не меня". 30.03.2006 17:46:51, BlackScorpy
кстати, если вы не в курсе, то СДВГ-это массовый диагноз детей нового поколения, сейчас особенно бурно идет волна гиперактивных детей и это касается не приемных, а всех детей, в том числе ваших. В школах меняют программы, создают специализированные классы-это общая проблема человечества-наличие таких детей, их уже 60% от всех и с каждым годом все больше.
Это я вам как педагог-психолог говорю, я в теме по долгу службы.
30.03.2006 16:38:20, BlackScorpy
Оставьте, пожалуйста, Лену в покое. Она поместила здесь эти полезные статьи, которые найдут здесь СВОЮ аудиторию. Если это не нужно Вам, это не значит, что не нужно никому. 30.03.2006 16:26:58, Лена в кедах
День такой хороший - зачем же ругаться? :-))

Лена скопировала статью, другие высказались по этому поводу. Все равны в своих правах, никто ведь на личности не переходит. Обсуждают-то совсем не Лену, а вопрос - нужна или не нужна здесь эта статья.
30.03.2006 16:38:31, Riala
В том-то и дело, что человек перешел на обсуждение Лены.
Ругаться ни к чему.
30.03.2006 16:43:44, Лена в кедах
"ММД и СДВГ встречается практически у всех детей из специализированных ДР и ДД, а также часто выявляется у тех детей, у кого этого не стояло."

Повторюсь в третий раз - я не согласна именно с этой фразой именно в такой редакции. Не более того. Статья сама по себе - респект.
30.03.2006 17:37:25, Лелька_С
ну сделайте статистику что ли..раз так несогласны. Берите неврологический ДР..и вперед..где-то у "Призрака" в подборке есть сайтик такого ДР вроде, с диагнозами. Если наберете детишек больше 30% от всех без диагноза, связанного с СДВГ-я удалю свою писанину и извинюсь перед всеми, кто прочитал и "заблуждился". 30.03.2006 17:44:08, BlackScorpy
Я не "делала" статистику, но, похоже, внятного подтверждения своих слов нет и у Вас. И еще - не все диагнозы, выставленные в ДР или ДД - имеют под собой основу. 30.03.2006 17:45:47, Лелька_С
может хватит уже? Из-за этой болтовни уже статья разорвалась и тот,кому она может понадобиться не сможет корректно ее читать.А смысла разговору-ноль. 30.03.2006 17:51:07, BlackScorpy
Ничего, я прочитала и разорванную. Спасибо, очень интересно! 30.03.2006 18:02:24, Скунсиха
Напомню на минутку - это конференция. Она создана для обсуждения. 30.03.2006 17:56:46, Лелька_С
просто писать надо в конце топика, если хочется обсудить 30.03.2006 19:07:43, BlackScorpy
Откуда это известно? "практически у всех" Ссылочку плиз, чтобы не голословно. 30.03.2006 15:19:28, усыновляю
Да конечно "не практически у всех", но гипердиагностика есть - и не только у детей из ДР (ДД). В нашей обычной районной поликлинике ТАКОГО детям просто так надиагностируют - что хоть стой, хоть падай. :-((( 30.03.2006 16:40:26, Riala
Вот, Вы тоже согласны с наличием гипердиагностики. Моему ребенку не очень грамотный врач написала 2 страницы специалистов, которых надо обойти с возможными диагнозами. Врач вызван из-за ОРЗ для справки. Никаких диагнозов нет. Нервная не очень понимающая мамаша на моем месте умерла бы враз. 30.03.2006 17:39:53, Лелька_С
Например, очень похоже на то, что наша невропатолог ставит диагнозы грудничкам в зависимости от того, насколько понравились или не понравились ей родители. :-((( И диагнозы эти потом не подтверждаются... а что уж говорить об этих детках? Как хотят - так и диагностируют... 30.03.2006 19:16:09, Riala
И конечным этапом этого строительства является взятие на себя руководства всем мозгом и всеми функциями – нисходящее контролирующее и регулирующее влияние от передних (лобных) отделов левого полушария, которые и направляют ту энергетику, которая обеспечивается нижними этажами.
Развитие тех или иных аспектов психики ребенка однозначно зависит от зрелости и полноценности соответствующих мозговых отделов. То есть, для каждого этапа психического развития ребенка в первую очередь необходима готовность комплекса определенных мозговых образований к его обеспечению.
Психологическая составляющая развития отделов головного мозга так же огромна. Известен научный факт, что у людей, занимающихся регулярно интеллектуальной и эмоциональной нагрузкой, количество нейронных связей значительно больше, чем у человека-обывателя. За счет такого «усовершенствования» не только человеческий ум, но и организм в целом лучше функционируют. Для такого развития необходимы благоприятные социопсихологические условия. Должна быть востребованность извне (от социума и внешнего мира) к постоянному наращиванию зрелости и силы отдельных психологических факторов. Если этого нет, то идет замедление и изменение процессов формирования психических функций, что влечет за собой вторичные искажения участков мозга. Доказано, что на ранних этапах формирования психики социальная депривация приводит к дистрофии мозга на нейронном уровне.
В основе СДВГ лежит нарушение коры и подкорковых структур и характеризуется триадой признаков: гиперактивность, дефицит внимания, импульсивность.
Гиперактивность, или чрезмерная двигательная расторможенность, является проявлением утомления. Утомление у ребенка идет не так, как у взрослого, который контролирует это состояние и вовремя отдохнет, а в перевозбуждении (хаотическом подкорковом возбуждении), слабом его контроле.
Дефицит активного внимания – неспособность удерживать внимание на чем-либо в течение определенного отрезка времени. Это произвольное внимание организуется лобными долями. Для него нужна мотивация, понимание необходимости сосредоточиться, то есть, достаточная зрелость личности.
Импульсивность – неспособность оттормозить свои непосредственные побуждения. Такие дети часто действуют, не подумав, не умеют подчиняться правилам, ждать. У них часто меняется настроение.
К подростковому возрасту повышенная двигательная активность в большинстве случаев исчезает, а импульсивность и дефицит внимания сохраняются. По статистике поведенческие нарушения сохраняются у 70% подростков и 50% взрослых, в детстве страдающих дефицитом внимания. Характерологические изменения формируются с учетом возбуждения и торможения процессов в коре головного мозга.
Характерной чертой умственной деятельности гиперактивных детей является цикличность. При этом мозг продуктивно работает 5-15 минут, а затем 3-7 минут накапливает энергию для следующего цикла. В этот момент ребенок «выпадает» и не слышит учителя, может совершить какие-либо действия и не помнить об этом. Чтобы оставаться в сознании, таким детям нужно постоянно держать свой вестибулярный аппарат в активности – вертеть головой, двигаться, крутиться. Если голова и тело будут неподвижны, то у такого ребенка снижается уровень активности мозга.(Сиротюк А.Л.,2003)
Если незрел первый этаж – стволовые структуры – можно либо улучшить общий обмен и, соответственно, энергетический потенциал, либо улучшать эффективность работы мозга.
Когда человек мыслит, он затрачивает столько энергии, сколько ни одна физическая работа не требует. Значит, если энергии достаточно, он справляется. Если нет, есть два пути: либо наступает истощение, либо, если он созрел личностно и у него целенаправлена воля, то обедняются телесные функции. На них энергии не хватает, и идет различная психосоматическая патология.
30.03.2006 12:37:52, BlackScorpy
Когда ребенок с СДВГ остается один, он становится вялым, как бы полусонным или слоняется без дела, повторяет какие-нибудь монотонные действия. Эти дети нуждаются во внешней активации. Однако в группе при излишней «активации» они перевозбуждаются и теряют работоспособность.
Когда ребенок живет в семье, где ровные, спокойные отношения, то гиперактивность может быть не проявлена. Но попадая в школьные условия, где много внешних раздражителей, ребенок начинает демонстрировать весь набор признаков СДВГ.
По статистике (Заваденко Н.Н.) дети с СДВГ 66 % имеют дисграфию и дислексию, 61% - дискалькулию. Психическое развитие отстает на 1.5-1.7 года.
Также при гиперактивности у детей слабая моторная координация, характеризующаяся неловкими беспорядочными движениями. Для них характерна постоянная внешняя болтовня, которая бывает при несформированности внутренней речи, контролирующей социальное поведение.
Среди таких детей могут быть и одаренные, обладающие неординарными способностями. Гиперактивные дети могут иметь хороший общий интеллект, но развить его в полной мере мешают нарушения развития. Нескомпенсированное несоответствие между уровнем развития и интеллектом проявляется с одной стороны в соматической сфере, с другой стороны в особенностях поведения. Так как закрепившиеся шаблоны такого отклоняющегося поведения ( из-за несовершенства сдерживающих центров) ведут к тому , что эти дети во взрослом возрасте сохраняют их, хотя перестают быть расторможенными и внимание уже могут концентрировать.
Отклоняющееся поведение проявляется в том, что дети бывают агрессивными, взрывчатыми, импульсивными. Импульсивность остается сквозной чертой. Такие дети склонны к правонарушениям, к различным формам группирования, так как подражать плохому поведению легче, чем хорошему. А так как воля, высшие эмоции и высшие потребности не дозрели, то жизнь складывается таким образом, что идут уже личностные проблемы.
Какие же нарушения в мозге вызывают синдром гиперактивности?

- Это дефицит энергетического снабжения, который можно наблюдать при энцефалографическом обследовании. Ребенок сидит с открытыми глазами, выполняет в соответствии с инструкцией определенную деятельность. А в электрической активности его мозга абсолютно доминирует альфа-ритм, то есть мозг «спит». Альфа-ритм в норме возникает в состоянии покоя, когда глаза закрыты, внешняя стимуляция и какое-то реагирование отсутствуют. Естественно, что в таком состоянии качество выполняемой деятельности оказывается исключительно низким. Таким механизмом ребенок компенсирует недостаточность энергоснабжения.

- Это также архаичность и незрелость связей, которые имеют в своем развитии сенситивный период. Если сенситивный период пройден и синкинезии не растормозятся, то ребенок будет одновременно писать и хаотически двигать языком, что отвлечет внимание и будет неэффективно. Чтобы компенсировать такие архаичные механизмы, нужна опять дополнительная энергия.

- Это вопросы личной зрелости. И здесь получается парадокс. Если такой дефицитарный ребенок личностно зрел. И он заставляет себя ради родителей и учителя сидеть, сложа руки и внимательно смотреть на учителя, пытаться следить за ходом дела и не давать себе дергаться и выкрикивать, то у него возникают различные расстройства, которые связаны с соматической сферой (чаще болеет, возникают аллергии). То есть в каждом болезненном проявлении часто симптомов компенсации больше, чем первоначальной недостаточности.
Причины возникновения органических нарушений
30.03.2006 12:38:21, BlackScorpy
Обычно осложнения в развитии ребенка подразделяют по времени возникновения вредных факторов, влекущих за собой нарушения, и классифицируют как пренатальные (внутриутробные), натальные (повреждения в процессе родов) и постнатальные (осложнения первых лет жизни ребенка) патологии. Вредных факторов много:

* Общее ухудшение экологической ситуации.
* Инфекции матери во время беременности и действие лекарств в этот период.
* Пищевые отравления будущей матери. Принятие ею алкоголя, наркотиков, курение, травмы, ушибы в области живота.
* Иммунологическая несовместимость (по резус-фактору).
* Угрозы выкидыша.
* Хронические заболевания матери.
* Преждевременные, скоротечные или затяжные роды, стимуляция родовой деятельности, отравление наркозом, кесарево сечение.
* Родовые осложнения (неправильное предлежание плода, обвитие его пуповиной) ведут к травмам позвоночника плода, асфиксиям, внутренним мозговым кровоизлияниям.
* Травмы позвоночника при современных технологиях кесарева сечения. Если их не убрать, то явления, осложняющие рост и развитие ребенка, сохраняются сколь угодно долго.
* Позвоночник младенца может быть травмирован, когда его приучают сидеть до того, как он сам начинает садиться, когда ребенок еще мало ползал, и мышцы спины еще не окрепли. Также к этим травмам приводит ношение в «рюкзачке».
* Любые заболевания младенцев с высокой температурой и приемом сильнодействующих лекарств.
* Астма, пневмонии, сердечная недостаточность, диабет, заболевания почек могут выступать, как факторы, нарушающие нормальную работу мозга.(Ясюкова Л.А.,2003 г.)

Эти минимальные деструкции и порождают то, что эволютивный генетически

запрограммированный процесс созревания уже происходит с проблемами. Характерно, что для каждого этажа созревания мозга свой возраст. То есть мы не достроили первый этаж и перешли на второй, а энергетики не хватает. Связи не налажены. Закончили второй этаж, перешли на третий. Все силы уже там. А ниже не достроено все.

Годам к 13-15 морфологически процесс созревания уже закончен. Дальше идет развитие личности. И понятно, что эти дети, не соответствуя (по незрелости третьего блока – целеполагания и контроля) по своему поведению возрастным требованиям, очень трудны для окружающих. Здесь уже идут вторичные, третичные проблемы.

Педагоги говорят: «Один расторможенный ребенок – это проблема, два – это беда в классе». То есть, на остальных детей времени уже не хватает. Поскольку дети с СДВГ невнимательны, просто сделать им замечание недостаточно. Учитель вынужден повышать голос до тех пор, пока ребенок не обратит на него внимание. Потом ребенок приходит домой и жалуется, что учитель весь урок на него кричал, потому что только это он и запомнил. А все предыдущие обращения он не помнит. Значит, он либо невротизируется, либо начинает мстить и защищаться теми формами поведения, которыми располагает.

Возникновение СДВГ из-за раннего повреждения ЦНС в период беременности и родов встречается в 84% случаев, генетические причины – 57%, негативные воздействия внутрисемейных факторов – 63%. (Заваденко Н.Н.) В семье дети неосознанно начинают копировать в поведении своих собственных родителей. Хорошо, если модели воспитания родителей были схожи. Если нет, то возникают патологические формы воспитания, которые сказываются не только на психологии ребенка, но и его психофизиологии. Так происходит в развитии приобретенной гиперактивности и наследственной. Хотя глубинные психологические причины возникновения очень похожи.(Подхватилин Н.В.,2004)
Методы лечения СДВГ
30.03.2006 12:38:50, BlackScorpy
В настоящий момент есть несколько подходов к методам лечения СДВГ (Шевченко Ю.С., 2002г.):

Первый подход, распространенный за рубежом - это корковые стимуляторы (ноотропы), вещества, улучшающие работу мозга, обмен, энергетику, увеличивающие тонус коры. Также назначаются препараты, состоящие из аминокислот, которые улучшают обмен веществ мозга.

Второй подход – нейропсихологический. Когда с помощью различных упражнений мы возвращаемся на предыдущие этапы онтогенеза и заново простраиваем те функции, которые сформировались архаично неправильно и уже закрепились. Для этого их нужно, как любой другой неэффективный патологический навык, целенаправленно раскрыть, растормозить, разрушить и создать новый навык, который более соответствует эффективной работе. И это осуществляется на всех трех этажах мыслительной деятельности. Это трудоемкая многомесячная работа. Ребенок вынашивается 9 месяцев. И нейропсихологическая коррекция рассчитана на этот срок. И тогда мозг начинает работать более эффективно, с меньшими энергетическими затратами. Старые архаичные связи, отношения между полушариями нормализуются. Энергетика, управление, активное внимание простраиваются.

Третий подход – синдромальный. Представим, что зрелый личностно ребенок хочет вести себя в соответствии с нормами, хочет учиться, воспринимать знания. Его родители хорошо воспитали. Он должен сидеть спокойно на уроке. Должен быть внимательным и слушать, контролировать себя. Три трудные задачи одновременно. Ни один взрослый человек три работы, трудные для него, не в состоянии выполнить. Поэтому синдромальная работа заключается в том, что ребенку дается интересная деятельность (произвольная). Но в этой деятельности идет постпроизвольное внимание (когда мы чем-то заинтересовались и вникли, мы уже напрягаемся без дополнительных затрат). Поэтому, когда говорят, что дети с СДВГ в состоянии просидеть за компьютером очень долго, то это совсем другое внимание.

Существуют подвижные игры, которые требуют только напряжения внимания. Ребенок движется по условиям игры, он может быть взрывчат, импульсивен. Это может помогать ему выигрывать. Но игра рассчитана на внимание. Тренируется эта функция. Затем тренируется функция сдержанности. При этом он может отвлекаться. Каждая задача решается по мере поступления. Так улучшается каждая функция по отдельности.

Но ни одно лекарство не учит, как себя вести, поэтому добавляются еще два направления:

* Бихевиоральная или поведенческая психотерапия акцентируется на тех или иных поведенческих шаблонах, либо формируя, либо гася их с помощью поощрения, наказания, принуждения и вдохновления.
* Работа над личностью. Семейная психотерапия, которая формирует личность и которая определяет, куда направить эти качества (расторможенность, агрессивность, повышенную активность).

Весь этот комплекс методов психокоррекции и медикаментозного лечения при своевременной диагностике поможет гиперактивным детям вовремя скомпенсировать нарушения и полноценно реализоваться в жизни.

Дифференциальный диагноз синдрома дефицита внимания/гиперактивности необходимо проводить со специфическими нарушениями обучения (дискалькулия, дислексия и др.), астеническими синдромами на фоне интеркуррентных заболеваний, заболеваниями щитовидной железы, олигофренией легкой степени и шизофренией. Дифференциальный диагноз нередко бывает затруднителен, так как синдром дефицита внимания может сочетаться с рядом других заболеваний и состояний, наиболее часто - с психиатрической патологией (депрессиями, паническими атаками, навязчивыми мыслями и т.д.)

Сама по себе минимально-мозговая дисфункция (ММД) не является препятствием к обучению в общеобразовательной школе и в гимназии, а впоследствии и в Вузе. Но должен быть соблюден определенный режим труда и отдыха. Если причина, вызвавшая отклонение, перестает действовать, то растущий мозг сам в состоянии постепенно выйти на нормальный уровень функционирования. Но надо не перегружать детей до хронического переутомления.
30.03.2006 12:39:20, BlackScorpy
При нормальном образе жизни у детей с ММД к 5-6 классу работа мозга полностью нормализуется. Иногда в старших классах при перегрузке опять появляются отдельные симптомы ММД, но при восстановлении здоровья и нормального образа жизни исчезают сами.

ФУх..какая большая..но зато обо всем сразу..
30.03.2006 12:39:54, BlackScorpy
Статья довольно таки интересная, но не лучше ли ее разместить в "Другие дети". Там она была бы более актуальна. 30.03.2006 20:05:19, Zanyda
Наверно, только в "других детях" больше случаев с эпилепсией и ДЦП, а ММД и сопутствующие(энцефалопатия, двигательные нарушения)-это частый диагноз деток причастных к нашей конфе и именно здесь о нем часто спрашивают будущие усыновители.
Если кому-то она сильно помешала, извините. Я надеялась, что она будет полезна не только нашей семье.
30.03.2006 21:00:48, BlackScorpy
Нет, я наоборот думала, что вы и там ее продублируете. Статья действительно интересная. 30.03.2006 23:07:42, Zanyda
дублировать в правилах запрещено :( 31.03.2006 11:07:20, BlackScorpy
Немедикаментозная коррекция включает в себя методы модификации поведения, психотерапию, педагогическую и нейропсихологическую коррекцию. Ребенку рекомендуется щадящий режим обучения - минимальное количество детей в классе (идеально не более 12 человек), меньшая продолжительность занятий (до 30 мин), пребывание ребенка на первой парте (контакт глаз учителя и ребенка улучшает концентрацию внимания). Важным с точки зрения социальной адаптации является также целенаправленное и длительное воспитание у ребенка социально поощряемых норм поведения, так как поведение некоторых детей носит черты асоциального . Необходима психотерапевтическая работа с родителями, чтобы они не расценивали поведение ребенка как "хулиганское" и проявляли больше понимания и терпения в своих воспитательных мероприятиях. Родителям следует следить за соблюдением режима дня "гиперактивного" ребенка (время приема пищи, выполнение домашних заданий, сон), предоставлять ему возможность расходовать избыточную энергию в физических упражнениях, длительных прогулках, беге. Следует также избегать утомления при выполнении заданий, так как при этом может усиливаться гиперактивность. "Гиперактивные" дети чрезвычайно возбудимы, поэтому необходимо исключить или ограничить их участие в мероприятиях, связанных со скоплением большого числа людей. Так как ребенок испытывает сложности в концентрации внимания, нужно давать ему только одно задание на определенный промежуток времени. Важен выбор партнеров для игр - друзья ребенка должны быть уравновешенными и спокойными.

Медикаментозная терапия синдрома дефицита внимания/гиперактивности целесообразна при неэффективности немедикаментозных методов коррекции. Применяются психостимуляторы, трициклические антидепрессанты, транквилизаторы и ноотропные препараты. В международной педиатрической неврологической практике эмпирическим путем установлена эффективность двух препаратов - антидепрессанта амитриптилина и риталина, относящегося к группе амфетаминов.

Препаратом первой очереди выбора в терапии синдрома дефицита внимания/гиперактивности является метилфенидат (риталин, центедрин, мередил). Положительный эффект метилфенидата отмечается у 70-80% детей. Препарат назначается однократно утром в дозе 10 мг (1 таблетка), однако суточная доза может достигать 6 мг/кг. Терапевтический эффект наступает быстро - в течение первых дней приема. Несмотря на высокую эффективность метилфенидата, имеются ограничения и противопоказания к его применению, связанные с частыми побочными эффектами. К последним относятся задержка роста, раздражительность, нарушение сна, снижение аппетита и массы тела, провокация тиков, диспепсические нарушения, сухость во рту и головокружение. К препарату может развиться привыкание. Противопоказаниями к приему препарата являются возраст ребенка меньше 6 лет, выраженные состояния тревоги и ажитации, а также наличие семейной отягощенности по тикам и синдрому Туретта. К сожалению, метилфенидат отсутствует на российском фармацевтическом рынке. В отечественной педиатрической практике шире используется препарат амитриптилин, обладающий меньшим числом побочных эффектов. Амитриптилин назначают детям до 7 лет в дозе 25 мг/сут, детям старше 7 лет - в дозе 25-50 мг/сут. Начальная доза препарата составляет 1/4 таблетки и увеличивается постепенно в течение 7-10 дней. Эффективность амитриптилина при лечении детей с синдромом дефицита внимания составляет 60%.

Единичные отечественные исследования доказывают также эффективность применения ноотропных препаратов (ноотропила, пирацетама и инстенона) в терапии детей с синдромом дефицита внимания/гиперактивности. Н.Н. Заводенко и соавт. наблюдали положительный эффект инстенона у 59% больных . Инстенон назначали в дозе 1,5 таблетки в день детям в возрасте 7-10 лет в течение 1 мес. Отмечалось улучшение характеристик поведения, моторики, внимания и памяти.

Наибольший эффект в лечении синдрома дефицита внимания/гиперактивности достигается при сочетании различных методик психологической работы (как с самим ребенком, так и с его родителями) и медикаментозной терапии .

Прогноз относительно благоприятен, так как у значительной части детей симптомы исчезают в подростковом возрасте. Постепенно по мере роста ребенка нарушения в нейромедиаторной системе мозга компенсируются, и часть симптомов регрессирует. Однако в 30-70% случаев клинические проявления синдрома дефицита внимания/гиперактивности (чрезмерная импульсивность, вспыльчивость, рассеянность, забывчивость, непоседливость, нетерпеливость, непредсказуемые, быстрые и частые смены настроения) могут наблюдаться и у взрослых. Факторами неблагоприятного прогноза синдрома являются его сочетание с психическими заболеваниями, наличие психопатологии у матери, а также симптомы импульсивности у самого больного . Социальная адаптация детей с синдромом дефицита внимания/гиперактивности может быть достигнута только при условии заинтересованности и сотрудничества семьи, школы и общества.
30.03.2006 14:01:35, и еще немного про лечение СДВГ
супер-ссылка для тех, кто в теме и просто занимается с детьми.
http://adhd-kids.narod.ru/articles/games2.html
30.03.2006 13:50:29, СУПЕР-ССЫЛКА для СДВГ, если кто не нашел
Большое спасибо за статью и ссылки! Очень интересно и полезно! 30.03.2006 15:08:24, *plesse*
Да, много правды. Чтобы ребенок не скатился куда не надо, пришлось работу оставить. Жаль, что в детсадах и школах мало кто делает скидку на таких детей, спешат записать их в трудные и избавиться поскорее, именно из-за поведения. 30.03.2006 13:09:34, это знакомо
:( у нас в Питере для таких детей школа есть..450$ в месяц. 30.03.2006 13:23:01, BlackScorpy








Лауреат Премии Рунета 2005Лауреат Национальной Интернет Премии 2002Победитель конкурса «Золотой сайт'2001»

21.09.2018 10:33:37

7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, блоги, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!