Представляю пред ваши очи свой перевод попавшей ко мне американской статьи. Кто автор и откуда статья, мне не известно, но на мой взгляд, очень ценный материал. Прошу прощения за корявости перевода.
Советы о том, как облегчить развитие привязанности у ребенка
У детей, проведших определенное время в институциях, нарушен цикл привязанности.
Они научились доверять только себе и сами себя награждать. Такой ребенок привыкает
Ограничивать свои потребности, ограничивать стадию возбужденности, привыкает к
Немедленному самовознаграждению и в результате почти или совершенно не нуждается
Во взаимодействии с другими людьми. Никто не станет спорить, что это ненормально,
Когда ребенок не может доверять никому, кроме себя самого. Такая самодостаточность
препятствует желанию рассчитывать на других людей и привязываться к ним, в том числе – и особенно – к родителям. Очень важно, чтобы родители знали об этих трудностях и
использовели такие техники поведения, которые облегчали и ускоряли бы соответствующую возрасту ребенка степень привязанности. Вот несколько основных
моментов: всегда говорить спокойно и с нежными интонациями, всегда смотреть
ребенку в глаза и нежно держать его за щеку, чтобы направлять его взгляд на себя,
всегда удовлетворять нужды ребенка, всегда подходить к нему, когда он плачет, пока
у ребенка не разовьется привязанность к родителям.
Вот более специфические виды поведения, которые вы можете попробовать.
Привязанность развивается при помощи:
- прикосновения
- взгляда в глаза
- движения
- разговора
- вазимодействия
- игры
- еды
Привязанность ребенка выражается в следующем:
- отвечает улыбкой на улыбку
- ответный взгляд в глаза
- стремится быть ближе (особенно если ребенку больно или страшно)
- принимает утешение от родителей
- использует родителей как надежную “пристань”
- соответствующая возрасту тревога при расставании с родителями
- способность принимать указания и советы родителей
- соответствующая возрасту боязнь незнакомых людей
- игра, включающая в себя взаимодействие с родителями
Занятия, способствующие развитию привязанности:
Некоторые из них предполагают тесный телесный контакт, который может понравиться,
А может и не понравиться вашему ребенку. Переходите к ним, когда почувствуете, что
Ребенок готов. В других видах занятий силен игровой элемент, и ребенок будет играть,
Даже не осознавая физического контакта с вами, который он будет испытывать. Эти
Занятия будут все больше нравиться ребенку, пока он не привыкнет к физическому
Контакту вообще.
Колыбельная: качайте ребенка (в том числе старших детей) на руках, глядя ему в глаза.
Пойте колыбельные, вставляя имя ребенка в слова песенок, например: “Котик серенький,
Хвостик беленький, он по улице ходил, ночевать к нам приходил: - Пусти меня ночевать,
Стану Сашеньку качать.”
Играть в “ку-ку!”, пряча ручки, ножки ребенка под одеялом и т.п.
“Сорока-ворона кашку варила…” – на ручке ребенка.
“Когда я нажимаю на эту кнопочку…” – несильно нажимать на носик, ухо, палец и т.д.
ребенка, при этом издавая разные звуки – “би-би”, “динь-динь”, “у-у” и т.д.
Надуйте свои щеки и пусть ребенок своими ручками нажмет на них, чтобы они “лопнули”.
Игра в ладушки – можно играть не только ручками, но и ножками.
Крем: намажьте крем на свой нос и коснитесь носом щеки ребенка, пусть ребенок “вернет”
Вам крем, коснувшись своей щекой вашето лица. Мажьте тело, лицо ребенка кремом.
Медленно расчесывайте волосы ребенка, говоря о том, какой у волос красивый цвет,
Какие они мягкие и т.п.
Играйте с мыльной пеной во время купания – передавайте ее из рук в руки, делайте из
нее “бороду”, “корону”, “погоны” и т.д.
Дуйте на ребенка и пусть он дует на вас.
Пойте песни вместе с ребенком, танцуйте вместе, играйте в пальчиковые игры.
Любые виды деятельности, предполагающие стимуляцию осязания: используйте
Крем, пену, пластилин, воду и играйте вместе с ребенком, не бойтесь беспорядка!
Игры, способствующие взглядам друг на друга – играйте в косметолога, парикмахера,
Раскрашивайте друг другу лица и т.д.
Каждый день сидеть или лежать в обнимку с ребенком, читая или смотря телевизор.
Кормить ребенка из бутылочки, держа его на руках и глядя ему в глаза. Для детей
Постарше используйте чашки-непроливайки.
Носите ребенка в “кенгуру” и прочих приспособлениях.
Кормите друг друга чем-нибудь вкусным.
Щекочите ребенка.
Играйте в кукол, изображая нежный уход и кормление.
Разговаривайте с ребенком о разных чувствах и эмоциях, используа игры, делая
Гримасы, играя в кукол и т.п. Преувеличивайте выражения лица.
Сделайте “Книгу о жизни” ребенка, используя фотографии из детского дома и все
Фотографии, связанные с усыновлением, и продолжайте ее рассказами и фотографиями
Из домашней жизни ребенка с вами.
Давайте ребенку понять, что он – часть семьи. Например, говорите “Ты смеешься совсем
Как папа”, “Ты любишь мороженое, как я”. Употребяйте такие слова, как “наша семья”,
“наш/мой сын – наша/моя дочка”, “мама”, “папа”, отпраднуйте усыновление ребенка
всей семьей. Празднуйте день усыновления каждый год, делайте семейные фотографии,
иногда одевайтесь одинаково.
Для двоих взрослых:
Пусть ребенок бегает, прыгает, скачет на одной ноге и т.п. от одного взрослого к другому,
И каждый из взрослых будет радостно его встречать.
Играйте в прятки: один из взрослых прячется вместе с ребенком, а другой ищет.
Осторожно качайте ребенка и передавайте друг другу из рук в руки.
(Мой сын (4,5 г.) очень любит игру в кота, лису и петушка – по сказке, где кот уходил
на охоту, петушок оставался дома, а лиса его уносила. Я – лиса, несу ребенка (он –
петушок), за нами гонится папа – кот. Ребенок зовет”Несет меня лиса за темные леса,
за быстрые реки, за высокие горы, котик-братик, выручи меня!” Тогда папа-кот догоняет
и отнимает “петушка” у “лисы”).
Конференция "Усыновление""Усыновление"
Раздел: Психолого-педагогические аспекты
Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.
У меня такой вопрос: с привязанностью у нас все в порядке:))) Но совершенно нет боязни незнакомых, меня это смущает, т.к. не представляю как можно объяснить ребенку 2,5 лет, да еще так, чтобы не запугать? Мне кажется, что в нашем случае речь идет о черте характера, такой очень открытый ребенок (хотя проявляться эта открытость стала дома по прошествии времени). Меня это волнует только с точки зрения безопасности, т.к. с осени планируем в садик. Причем старшая дочка была такая же, но то ли я была моложе и легкомысленнее, вообщем не морочилась на эту тему. А сейчас всякие ужасы мерещатся - уведут, украдут:(( Может самой корректироваться пора? Кто-нибудь с этим сталкивался? Может объяснялки какие-нибудь (мирные) придумали, а то у меня в голове все больше к фильмам ужасов подходят:(((
14.04.2003 16:24:11, Kalisa
U nas rebenok toje ochen' "otkritii". On ulibaetsya vsem vstrechnim. Poetomu emu bilo legko adaptirovat'sya v sadike.Tem ne menee, cherez 2 nedeli prebivaniya doma (emu bilo 14 mesyacev), on stal pryatat'sya za menya ot neznakomih lyudei. Ya dumayu, chto eto prihodit so vremenem, i vam nechego opasat'sya. A ego otkritost' i privetlivost' - eto ochen' horosho i dlya nego i dlya okrujayushih ego lyudei. Pro plohih lyudei, navernoe, nado spokoino ob'yasnyat', ne pugaya. Oni ved' ponimayut gorazdo bol'she, chem mi dumaem. Prosto nujno povtoryt' i povtoryat' izo dnya v den'.
14.04.2003 18:53:49, IrinaL
Ирина, речь не идет об улыбках, Коля первый идет на контакт, например если на улице он видит подростков, то бежит к ним сломя голову и просто требует общения. Я понимаю, что это происходит из-за того, что домой часто приходят дети (взрослые дети), которые с удовольствием с ним играют. Но вот как донести разницу между знакомыми и посторонними, и еще хочется, чтобы открытость не переходила в навязчивость. Объяснять пробую, но без особого результата.
15.04.2003 11:39:47, Kalisa
A vi povtoryaite, povtoryaite... On poimet.
15.04.2003 18:49:14, IrinaL
Вы знаете, у моего Миши почти то же самое. И к детям другим (большим) бежит сломя голову, и тетям и бабулям строит глазки. Мне все это не очень нравится. И за него опасаюсь, и, честно признаюсь, ревность гложит. Я ему сказала, что чужие тети и дяди могут забрать с собой от мамы. А ведь ты не хочешь остаться без мамы. Больше ничего, никак не пугала. После этого к чужим взрослым вроде остыл, но к детям постарше мчится все равно. А тут я ужебоюсь - ведь сшибут, затопчут и не заметят.
15.04.2003 14:22:46, Оксанка2
Может все таки период такой? А про больших детей это я так 17-18 назвала, я к таким группам сама иногда боюсь подходить, а Коля с радостным визгом, да еще за ноги хватает:(( Я пока не говорила, что забрать могут, как бы не испугался.
15.04.2003 14:33:52, Kalisa
А у меня Димка боится подростков... К нам приходит сын подруги 12 лет, так Димка с рук не слезает пока тот не уйдет :(((
15.04.2003 14:39:39, Светик_Р.
Читайте также
Как понять, что у ребенка психологические трудности, если он ничего не рассказывает?
Как помочь ребенку, чтобы не оттолкнуть?
Простые способы позаботиться о своем теле. Памятка нежности к себе
Как заботиться о своем теле?