Раздел: Воспитание (Воспитание приемного ребенка)

В блог Подписаться на Дзен!

Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.

Как научить ребёнка просить о помощи?

Исходные данные: Ребёнок 6 лет в семье, с пяти лет, сейчас 11.
Проблема, обозначенная в заголовке. была всегда. Сначала ребёнок в принципе не понимал, как это: обратиться за помощью. На объяснения и заверения в поддержке кивал, обещал, и снова молчал. На вопрос "почему не просишь?" пожимает плечами.
Сейчас уже лучше. Намного лучше. Ребёнок уже понимает, что можно обратиться за помощью к маме и периодически это делает. К незнакомым обратиться - мало вероятно, но может в экстренном случае. Было такое, когда мы потерялись в ТЦ, ей шесть лет было. Подошёл охранник, спросил, где мама, дочь назвала мои ФИО, себя, возраст. Так и нашлись. Но сейчас она стесняется. хотя. думаю, в случае необходимости подойдёт.
Но проблема у нас в другом. Пятый класс, дистанционное обучение. Завалено уже несколько проверочных работ и тестов по одной причине: не пришло в голову обратиться за помощью. Я рядом, интернет работает, друзья в чате - неа, я сама)))
Дело во многих составляющих: тут и детдомовский бэкграунд с отсутствием помощников, тут и общая пофигистичность характера, и желание сделать всё побыстрее, и низкая самокритичность.
Линия поведения у нас средняя - ребёнок самостоятелен в меру, но пользуется этой самостоятельностью как попало, не ценит и порой злоупотребляет. Но я, пока нет угрозы для жизни, позволяю ребёнку совершать свои ошибки, поскольку нет умения и желания учиться на чужих. Поводья я держу в руках, но не натягиваю. Выпустить не могу. так как бывают и срывы))) В уроках периодически поглядываю, проверяю дневник, порой предлагаю помощь. В основном отказывается, хотя иногда и принимает помощь. То есть категорического противления нет и не было. Но сама - не попросит. На вопрос почему - пожимает плечами - думала, что справится сама. А если явно не справляется - всё равно промолчит. Почему - не знает. Да, с умением объяснять свои чувства и поступки у неё тоже туго.
И, собственно, вопросы: 1) Умение обращаться за помощью вообще воспитывается? 2) Как? 3) Если недочёты воспитания мои, то в чём и как скорректировать линию поведения? 4) Как вы с этим работаете?
Ей почти 12, многое уже скоро не повернуть и не восполнить. Хотелось бы успеть, что смогу. Задержка в развитии есть, так что год-другой в резерве у нас ещё может быть. Спасибо всем за ответы.
01.05.2020 20:06:18,

14 комментариев

От кого: Настройки

Вы не авторизованы.

Если Вы отправите сообщение анонимно, то потеряете возможность редактировать и удалить это сообщение после отправки.

E-mail:
получать ответы на E-mail
показывать ссылки на изображения в виде картинок
Потом почитаю, что ответили. Но мне 43, и я крайне редко обращаюсь за помощью. Почему? Много причин. Но основная - со своими: не хочу напрягать, с чужими: стесняюсь и не хочу напрягать ))
Ну и это про открытость, про адекватную самооценку и так далее. Это сложная тема. Пробуйте помогать так, чтобы ей было комфортно - возможно поймет, оценит и начнет пользоваться.
04.05.2020 22:31:41, ДраКошка
lenalar
Я у вас ничего "такого" не вижу:) Обычная лень-матушка, расцветшая дистанционно:)
Программу усваивает, в школе училась хорошо - а сейчас ну не знаю сколько детей сами-сами? Без "пинаний" (не люблю это слово)?
Тематический 9 лет - в школе все выполнял, и на продленке все дз выполнял "от и до". Включился в дисциплину. Дома сейчас - только по жесткому принуждению.
Кровная 14 лет - "мама у все меня все ОК". И мама думала что это так. А в последний день учебы получаю два письма, от англичанки и геометрии - ни одного задания не выполнено. Дочь надеялась что ей выставят годовые по нескольким оценкам до карантина и решила не напрягаться. Ну что, обычное дело.
Как скорректировать - надо корректировать условия учебы, больше проверять, а меньше доверять, вот и все.
04.05.2020 21:34:51, lenalar
у нас как началось дистанционное обучение, так пошло все вкривь и вкось. на сольфеджио дочка не вышла на связь, т.к. свой дневной лимит в интернете с утра весь потратила и сидит молчит. учительница мне звонит, просит, чтобы я помогла ребенку и дала свой планшет. Математика не сделана, учитель ей пишет, что надо решать, а она якобы не понимает и на о помощи не просит, т.к. ей так удобней. На скаутах сказала что её родители не разрешают долго сидеть онлайн, т.к. ей попалось неудобное задание, нам позвонили и попросили разрешить ребенку общаться ...и так нескончаемым списком. Мы сначала повозмущались, как же так, надо нормально попросить, тебе помогут и нафига так нами манипулировать и выставлять злодеями. Теперь так, все школьные дела разруливай сама, если сама заварила. вот музыку, будь добра, сделай под присмотром. Всё остальное по желанию. Желания нет у неё абсолютно никакого. Потом она будет себя же жалеть, какая она несчастная, что ей не помогли и не научили. Я помогаю только там, где я более-менее вижу результат в будущем. На все остальное просто жалко время впустую тратить. Но я думаю, что это обострение именно из-за карантина. Когда у ребенка есть расписание то ему намного меньше нужно прилагать собственных усилий чтобы взяться за работу. А дома всё-таки титаническую силу воли иметь чтобы самоорганизоваться.
03.05.2020 18:58:20, Лёвкина мама
"общая пофигистичность характера, и желание сделать всё побыстрее, и низкая самокритичность"
"с умением объяснять свои чувства и поступки у неё тоже туго"
"Задержка в развитии есть"
"Завалено уже несколько проверочных работ и тестов" "думала, что справится сама. А если явно не справляется - всё равно промолчит. Почему - не знает.
"ребёнок самостоятелен в меру, но пользуется этой самостоятельностью как попало, не ценит и порой злоупотребляет"

если вы сами внимательно прочитаете, что вы написали- где вы видите здесь самостоятельного=отвечающего за свои поступки человека?
понимающего свои поступки и их последствия?

соответственно вопрос к вам- зачем вы даете ребенку соамостоятельность там, где он он ее не может взять и не состоянии за нее отвечать? и еще- почему вы считаете 11летнего ребенка с задержкой развития и психоэмоционального состояние и понимания причинно-следственных связей подростком, которому нужна самостоятельность?
03.05.2020 15:58:51, Ata
А где именно в моих словах вы увидели, что считаю дочь взрослым, самостоятельным и отвечающим за последствия человеком? Я отношусь к ней адекватно текущей ситуации и держу руку на пульсе. Приучать к самостоятельности, безусловно надо.
Но тотального контроля я обеспечивать не собираюсь. Пусть это не подросток, пусть ребёнок, которому через неделю 12 исполнится. Но этого ребёнка за следующие 6 лет нужно полностью подготовить ко взрослой жизни и научить отвечать за свои поступки и просчитывать последствия своих поступков. Над этим работаем.
А по заданному вопросу вам сказать нечего? Спасибо.
03.05.2020 16:33:18, Мамадевочки
Умение обращаться за помощью - воспитывается!
Нужно только объяснить, что нормальным людям приятно помогать, нужно только не забывать благодарить их за помощь.
Сконцентрируйтесь на этом, и она постепенно привыкнет.
02.05.2020 20:48:31, av10
В вашем случае как раз самостоятельность играет против. Чтобы обращаться за помощью, нужно быть либо очень высокоразвитым, либо осознавать свою зависимость. Первое далеко не каждому взрослому доступно, остается второе.
01.05.2020 20:46:10, яся 76
Высокоразвитым? Это один из показателей развития ребёнка, начиная с двух-трёх лет Это показатель не высокого, а нормального развития. Да, этот этап выпал, я понимаю. Поэтому уповаю на второе. Но "осознавать свою зависимость" - это слишком узко. Скорее то, к чему стремлюсь - "сознавать ограниченность своих сил и умение обращаться к сторонним источникам".
А без самостоятельности не обойтись. Вы вряд ли убедите меня, что не нужно давать ребёнку самостоятельность. Это подросток. И самостоятельность - это часть его новой личности, показатель нормального развития в пубертате. Подросток, который не стремится к самостоятельности - ущербный подросток. Потому что этот возраст самой природой положен на то, чтобы юный человек научился жить сам, подготовился ко взрослой жизни. И лет с семи-восьми я учила дочь пользоваться самостоятельностью. Внушала, что будет столько самостоятельности, сколько она сможет разумно использовать. Тяга к самостоятельности есть, а вот умения её разумно использовать очень мало. Но на это время ещё есть. Тем более, что нынешние подростки более инфантильны, чем предыдущие поколения. У них вся обстановка не располагает к самостоятельности)))
А вот умение обращаться к сторонним источникам на очень низком уровне. И это как раз в том возрасте. когда предполагается плавный переход к полной самодостаточности. И меня это уже волнует.
02.05.2020 05:27:08, Мамадевочки
плюс один
Я понимаю данный вам совет следующим образом: не каждый взрослый способен осознать, что ему требуется помощь. И даже осознавая, не способен это признать и сделать. Чтобы ребенка научить обращаться за помощью, его нужно сначала научить распознавать такие ситуации.
В случаях с учёбой, на мой взгляд,это довольно легко сделать - вы устанавливаете жёсткий дед-лайн,например, за сутки до сдачи, и всегда проверяете,есть ли необходимость в вашей помощи. Если необходимость возникла - всегда помогаете. Не зависимо от мнения и желания ребенка. И объясняете ребёнку,почему в этой ситуации он должен был обратиться за поиощью.
Что может измениться? 1. Либо ребенок научиться ситуации распознавать и обращаться за помощью. 2. Либо при своём стремлении к самостоятельности не будет допускать таких ситуаций. 3. Либо в силу характера ничего не изменится.
Возможно,если вы такие ситуации отлавливаете при совместном чтении и просмотре фильмов,всегда обращать внимание на то,что герой должен был обратиться за помощью.
Что касается самостоятельности- двумя руками за. Но по возможностям ребенка. У меня сложилось впечатление,может ложное, что вы даёте ребёнку больше самостоятельности, чем он может унести. Отсюда и непонимание им границ того,что дальше он зависим (от вашей помощи).
02.05.2020 10:14:03, плюс один
Ок, у вас четкое видение того, что вам делать. Только оно не работает, если судить по вашему вопросу. Но видение хорошее, красивое)
02.05.2020 09:43:25, яся 76
плюс один
Да,тоже хотела написать,что и сама была такая: с чёткой картиной мира и пониманием правильного воспитания. Только бы вот еще малюсенькую функцию сюда вписать,что-то она не вписывается... почему-то не получалось
02.05.2020 10:18:54, плюс один
Мамочка,вы же сами пишите,что у девочки задержка в развитии,значит фактически ей лет 9-10,если не меньше.Вы торопите события,есть разница между вашими желанием и её возможностями.Меня настораживает, что вы слишком рано самоустранились от её уроков, запустит сейчас ребёнок материал,потом разгребать придется,зачем создавать проблемы?Рано вы делегируете ей полномочия,нет у нее пока таких возможностей.Всё зависит от ребенка.На родителях лежит ответственность за организацию учебного процесса дома.Это конечно хлопотно,но куда же деваться,если девочка ещё не созрела до этого. А так у вас хорошая динамика.Терпения вам не хватает, и принятия ситуации.Держитесь,сейчас уже каникулы,а скоро оочень большие каникулы,УРА!
02.05.2020 08:11:28, орешник(Селена-Селена )
Селена, терпения у меня вагон и маленькая тележка. Я педагог с двадцатилетним стажем, и без терпения и планомерности в этой работе никуда))) Да и с этим ребёнком мне только ленивый не сказал, что он-то не смог бы в таких ситуациях реагировать спокойно и адекватно.
Со слишком чёткими моими рамками в воспитании - да, возможно. Но я всегда готова их поменять, если вижу необходимость. Обычно линия поведения варьируется в зависимости от текущей ситуации.
Задержку в развитии учитываю, но в целом - это подросток. Старт пубертата эндокринолог поставил ей в 7,5 лет. Психиатр в 10 подтвердил, что личностная перестройка под пубертат идёт полным ходом и пора ослабить рамки, но не отпускать их. Физиологические изменения произошли в своё время - 9-11 лет. Кстати, ЗПР в таком возрасте уже не ставят. ПРо задержку я имела в вижу - некоторая незрелость коры головного мозга. Но в целом всё в порядке. программу усваивает. Умная девчонка. но без руля в голове. С этим и боремся.
Излишней самостоятельности я не даю. Вернее, даю немного, но если не оправдала доверия - снижаю меру самостоятельности и усиливаю контроль. Это и есть реализация принципа "у тебя будет столько самостоятельности, сколько сможешь разумно использовать". Если всё хорошо - оставляю или даю ещё немного. Всё проговаривается вслух. Не понимаю, где ошибаюсь. Хотя бы потому, что результаты разные. Всё может быть хорошо-хорошо, а потом бац - плохо. На вопрос "почему?" виноватый вид и "прости". Это ни о чём. Потом опять хорошо-хорошо и срыв. Знакомые говорят, что Близнецы все такие))) Не знаю...
02.05.2020 12:50:05, Мамадевочки
пубертета в 7,5 лет не бывает. бывает слишком раннее половое развитие- но тогда именно на это вам и эндокринолог и психиатр должны бы были обратить внимание и советовать, как обращаться с ребенком, который по всему кроме гормонального фона еще маленький ребенок
03.05.2020 16:02:09, Ata


Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!