Раздел:

В блог Подписаться на Дзен!

Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.

Janakonda

про школу и не...

я со вниманием третий день читаю жаркие дискуссии о том, надо ли отдавать ребенка в школу. мне это неактуально (к сожалению), т.к. мой сын, похоже, в школу не пойдет и будет учиться индивидуально. кст, именно потому, что не может общаться с неприятными людьми.
меня один момент заинтересовал. почему так активно обсуждается момент ЗАСТАВЛЯНИЯ (ну и слово написалось :) ребенка ходить в школу. вы что имеете в виду? капризы типа "не хочу, не буду" или эпилептические припадки при слове "школа"? у меня сложилось впечатление, что гипертрофированная родительская любовь не знает, куда ей еще себя приложить. меня тошнит от одного воспоминания от "средней" районной школы, но среди моих одноклассников оттуда очень большой процент и кандидатов наук, и успешных бизнесменов. я не агитирую отдавать детей куда поближе и забыть, куда, но зачем же палку перегибать? считаешь, что можешь дать ребенку полноценный объем знаний дома - вперед, это твое право. но каждый ребенок - индивидуален, кто-то более социален, кто-то - менее. кто-то будет прилежно учить природовение один дома, а кто-то с кайфом прогуливать его в школе с толпой одноклассников, и ни в коем случае неизвестно, кто из них, выросши, будет более успешен и счастлив. стоит попробовать отдать ребенка в хорошую школу - ну вдруг(!) понравится??? а уж если не понравится, то тогда уже и решать, коли есть, как и на что...
и еще, по поводу выбора самого ребенка. извините, но предоставить ребенку выбирать, английский или французский ему учить дома с мамой и в какой тетр пойти - это нифига не свобода выбора, а иллюзия свободы. обучение дома подразумевает постоянный контроль, или опеку, или как вам больше нравится назвать. и не всем детям, кст, это понравится. и так - до когда? до аттестата? до свадьбы? до пенсии? а вот в школе (счас меня побьют :), без мамы, решить самому, дать петьке сдачи или побежать жаловаться - вот тут навыбираешься... что-бы кто не говорил, НЕВОЗМОЖНО с первого дня и навсегда оградить ребенка от плохих людей и плохих ситуаций. хотя бы потому, что родители не вечны...
сорри за сумбур, но так вот написалось.
з.ы если несложно, не надо мне писать, что я серость, тупость и ошибка природы. я заранее согласна и дискутировать на ЭТУ тему не буду.
27.04.2000 21:01:28,

78 комментариев

От кого: Настройки

Вы не авторизованы.

Если Вы отправите сообщение анонимно, то потеряете возможность редактировать и удалить это сообщение после отправки.

E-mail:
получать ответы на E-mail
показывать ссылки на изображения в виде картинок
Прочитала всю дискуссию... Не скажу, что росла, как трава в поле, но по ряду причин самостоятельность моя началась очень рано, и никакой возможности так мне помогать (избегаю слова потакать, по просьбе Марии) у родителей не было. С братом все было по-другому.
Ему помогали, очень старались - и возможность появилась, и родительство было более осознанным, и жизнь стала поспокойней и обустроенней на тот момент. И он гораздо лучше образован, больше знает и умеет. Но при этом получился достаточно эгоистичным человеком, расчетливым и скупым во многих смыслах, большой любитель "халявы"... Что-то, наверно, мои родители здорово упустили. И еще: любит театр, музыку, с удовольствием ходит в музеи, но только когда его туда водят. Сам в жизни инициативы в этом не проявит. Мне кажется, родители "передавили" немного. Конечно, можно все отнести и на личные качества человека, его характер и природу. Можно долго говорить о педагогических просчетах (а у кого из нас их нет? Хотя, судя по конференциям, мало у кого...) родителей. Но на выходе получились в нашей семье два совершенно разных человека. Возьму на себя смелость сказать, что оба неплохие. Но очень разные. Хотя возможно, что во мне говорит ревность... разные...
04.05.2000 10:27:46, Без подписи, извините, ладно?
Vsyo pravil"no.Vobschem vsyo ato otdaet nasiliem nad rebyonkom.Oo menya voznikaet takaya analogiya.My mnogo govorim , chto rebyonka nado zakalivat".Rebyonok , vyrasshii v teplichnyx oosloviyax ,oslablen i podverzhenn zabolevaniyam.
Ne znayu, no ay ato nazyvayu "domashnii totalitarizm"
Rebyonok NE MOZHE v 7 let davat" otchot v svoix postoopkax, tem bolee reshat" xochet on idti v shkoloo ili net.
02.05.2000 17:34:50, JMM
[пусто] 02.05.2000 21:57:50
Da.Pravil"no.Vy doomaete naoborot? 02.05.2000 23:14:33, JMM
Dobavlyu, Vy mozhete soodit" o plyusax i minoosax skoly, t.k Vy cherez ato proshli sami.
No kakie vyvody mozhet sdelat" rebyonok, obladaya minimal"nym zhiznennym opytom.
Moei docheri 2.7 .Ya sizhoo s nei doma.Plyusy : rebuonok ne boleet, xorosho oomstvenno i fizicheski razvit.
No, ei ochen" ne xvataet kollektivnogo obscheniya, inogda pri obschenii s det"mi viznikayut sitooatsii ,v kotoryx ona ne znaet kak sebya povesti, bezhit komne za pomoschiyu.
Da,ran"she praktikovalos" domashnee oboochenie.No ato byli lyudi opredelyonnogo krooga, a my zhivyom v bol"shom zhestokom mire.Ne boodet li rebyonkoo troodnee odaptirovat"sya? V shkole sloochayutsya nepriyatnosti, no ato kak privivka k dal"neishii zhizni.
02.05.2000 23:34:11, JMM
Очень верный довод! Действительно, а как ребенок сможет сделать выбор, не имея представления о том, что такое школа? или имея ВАШЕ представление о ней? И кто сказал, что оно - верное? ведь все - субъективно. Как говорил Джеймс Бьюдженталь: "Созвездие - в голове наблюдателя. На небе есть только звезды". 03.05.2000 00:26:42, Ирина
[пусто] 03.05.2000 06:32:28
Po povody igrovyh grupp i kruga obsheniya. Chto-to v etom duhe my sozdali - nebol"shaya kampaniya russkih detishek v ne ochen" russkom raione (Amerika). Ya ochen" rada chto eta kampaniya est": zamechatel"nye deti, prekrasnye roditeli, plus russkii yazyk tak i ostalsya rodnym dlya dochki. No vot naschet shkoly obsheniya... Ee v podobnogo roda gruppe proiti nelzya. V etom ya pochti uverena. Ponyala ya eto kagda zametila chto za 5-6 let obsheniya devochki ni razu (!) ne possorilis", ni razu vser"ez ne vyasnyali otnoshenii i t.d. Oni begayut, igrayut, no vse eto nemnozhko kak v angliiskih fil"mah pro konetc 19 veka. Vse drug drugu ustupayut, nikakih konfliktov. Mozhet byt" eto chuvstvo otvetstvennosti pered roditelyami. No ved" gde-to rebenok dolzhen uchit"sya sporit", dokazyvat", otstaivat" svoyu tochku zreniya, preodolevat" soprotivleniye. No etogo ne proishodit v podobnyh gruppah, v kruzhkah, teatrah, muzeyah, vo vremya poezdok. Mozhet byt" eto mozhet dat" tol"ko shkol"nyi klass kotoryi rebenok (pochti) ne vybiraet? 05.05.2000 04:55:21, irina
Почему Вы считаете, что обучение без школы подразумевает ОБЯЗАТЕЛЬНО контроль и опеку? У нас, например, как и у многих наших друзей, именно одна из главных целей - чтобы дети САМИ принимали решения. В школе ведь ребенок не может принимать даже самых простых решений иногда: где ему сидеть, когда ему есть, с кем и когда ему разговаривать, что и как ему учить... А вне школы он может все эти решения принимать, ПЛЮС те, о которых Вы написали (дать ли Петьке сдачи). То есть количество таких решений, принимаемых ребенком, во внешкольной ситуации ПОТЕНЦИАЛЬНО больше. Если родители нормальные. А если с родителями проблемы, так многие дети ведь и рады от них в школу убежать. У меня одноклассники были, так их дома так зажимали... 27.04.2000 21:57:48, Мария Д.
Но,ведь НЕ ХОДИТЬ в школу-это ВАШ выбор,а не ВАШЕГО РЕБЕНКА. 29.04.2000 01:57:16, Елена
[пусто] 29.04.2000 05:46:50
Interesno, a kak on mozhet reshit" inache? V podobnoi situatcii eto ne mozhet byt" osoznannym vyborom, a tol"ko upryamstvom - u nego zhe net argumentov, est" tol"ko "a ya hochu". Bylo by stranno soglasit"sya s podobnym "hochu". 05.05.2000 05:01:22, irina
Иногда мне кажется, что есть родители, которые понимают, что манипулируют ребенком, и есть те, кто этого не желает замечать. А тех, кто не манипулирует я, признаться, не встречала. Т.е. встречала, но они просто детей лупят. И обычно речь идет только о том, насколько часто такие манипуляции осуществляются и насколько грубо. И не факт, что чем грубее, тем хуже, ох, не факт.

Это я к тому, что любой родитель может так "посоветовать" ребенку, что ребенок ни за что не пойдет против этого совета. И родители будут гордится, какое грамотное самостоятельное решение ребенок принял. Только это не его решение.
29.04.2000 20:57:10
[пусто] 29.04.2000 22:23:43
100% manipulyatciya! Stranno chto eto ne ochevidno 05.05.2000 05:03:33
[пусто] 05.05.2000 07:17:22
Извините, что вмешиваюсь. По-моему, манипуляция - это управление личностью с целью подталкивания его к нужному для Вас решению, поступку, при этом сохраняется видимость самостоятельности индивидума. Приведенные Вами примеры различны по сути, хотя и то и другое -манипуляция, сразу оговорюсь, что, во-первых, это на мой взгляд, а во-вторых, я считаю. что все мы с детьми часто так поступаем. Идет просто переключение ребенка на другую проблему, он уже не думает о конфете с пола, он выбирает МЕЖДУ ЦВЕТАМИ других конфет. Переключением на другую проблему делаем выбор в свою пользу. А как быть, если Вы вообще не захотите давать конфет? Конечно, Вы не дадите ему съесть грязную конфету с пола (может, ему вообще шоколад вреден), но тут придется отнять у него право выбора, ведь ему-то конфету хочется 05.05.2000 11:00:20, Марина К
[пусто] 05.05.2000 17:34:57
В случае, если ребенку нельзя есть орехи,и Вы предлагаете другое пирожное, но не говорите, что он может выбрать первое с орехами или второе без них, на мой взгляд, нет манипуляции. Вы ведь не не говорите, что он может съесть орехи, но ему будет плохо. Вы отвечаете :"Нет" на первый вариант и сразу предлагаете ему другой выбор: есть без орехов или не есть никакого. То есть тут запрет на пирожное с орехами и совершенно независимое предложение другой еды. Вот если бы Вы сказали:" Ты, конечно, можешь выбрать с орехами, но другое вкуснее, лучше, больше и т.п.:)...", то склонили бы его к правильному выбору. А это, увы, манипуляция:))Иногда гораздо легче маленькому ребенку сказать, что пирожное с орехами невкусное, чем объяснять, какой вред они ему нанесут. 05.05.2000 23:44:26, Марина К
Не вижу никакой разницы, в истории с конфетами - в ней много микробов, пойдем купим в киоске без микробов разные.
орехи : в нем орехи (ребенок знает, что на орехи аллергия), выбери лучше из тех.
В любом случае ребенок выбирает сам, но была использована манипуляция для ограничения выбора и, как следствие, уменьшения или исключения вреда здоровью.
06.05.2000 04:25:52, Шин
Если на конфету или пирожное сразу наложить запрет, то никакой манипуляции не будет. Дальнейшее предложение других конфет или другого пирожного совершенно независимо. А вот если ребенку как бы оставляют выбор, подразумевая, что он может съесть грязную конфету, хотя сами склоняют к хорошей, то им манипулируют. Впрочем, если дать ребенку её съесть, то тут все честно 06.05.2000 09:23:30, Марина К
Это как в той шутке: "Лучшее средство от насморка - отрубание головы" :-)

Серьезно, Марина, тогда у нас все честно. К счастью (для моих нервов), в теорию микробов ребенок сейчас уже верит :-)
06.05.2000 15:45:27, Мария Д.
Страшно, но надо ;-) Почему все решили, что я запрещу ребенку есть конфету с пола? 06.05.2000 06:17:17, Мария Д.
Проблема в том ,что изначально рассматриваете любую манипуляцию как зло, а вы относитесь к ней как к технологии общения с человеком и все станет на свои места. Авторитаризм все считают злом ,однако мало кто понимает, что если нужно срочно ликвидировать последствия урагана и вы будете использовать безусловно более эффективный в обычной жизни демократический стиль руководства , то последствия этого решения увеличат количечтво жертв по сравнению с употреблением в данной ситуации авторитаризма. Так же и здесь. Технология - есть технология, она не хорошая и не плохая, она никакая, оценку ей даете вы сами. Но оценку нужно давать с учетом последствий использования манипуляции, с учетом целей использования манипуляции.
То есть понятно ,что ребенку не стоит есть конфету ,вывалянную в грязи, или пироженое с аллергичными орехами ,вы переключаете внимание на вещи того же порядка, но менее вредные для ребенка. Манипуляция - да, но вреда от использования ее меньше ,чем от ее неиспользования. Другое дело, если вы не хотите чего-либо для ребенка из собственных воспитательных соображений, не сообразуясь с его желаниями ,и не вредных для здоровья ребенка вещей, то вы можете опять использовать манипуляцию. А вот оценивать уже ее будут по-разному, кто-то (например Мария Д) скажет ,что это плохо, а кто-то сочтет это необходимым, но это всего лишь оценки....
05.05.2000 20:56:03, Шин
Во многом с Вами согласна, но меня смущает вопрос: получается, "цель оправдывает средства"?
И еще вопрос: если подумать, еще подумать, то, выходит, что все наше общение с любыми людьми происходит через манипуляции? Я понимаю, что это предельный вариант, но где находится грань между общением, обменом информацией и манипулированием (со взрослыми общаемся, а детьми манипулируем :))?
06.05.2000 06:19:05, Ann
Цель не оправдывает средства по одной простой причине : "манипуляция не есть зло", следовательно важно не то, что ты используешь манипуляцию, а зачем ты ее используешь. Ну начнем с того, что взрослые манипулируют друг другом ничуть не меньше. Возьмем Карнеги - во всей книге один раз не было манипуляции (да и то под вопросом), когда он сделал комплимент продавцу за его шевелюру, просто так. Все остальное - улыбки, письма, начинающиеся с похвалы заканчивающееся критикой и т.д. - это манипуляции, использующие присущее каждому человеку самолюбие для того, чтобы и тут много вариантов - самому легче стало жить, добиться успеха, улучшить отношения в коллективе и т.д.
Многие из этих вещей можно сделать и другими методами, но иногда лучше использовать макой метод, ведь в конечном счете лучше тебе и другому (а количество любви и добра на планете должно увеличиваться), чем не использоваьт никакой... А что касается детей, то у Козлова хорошо написано про маленького профессора, кто еще кем манипулирует это борльшой вопрос и примеров тому множество.... :)))))
Грань, я думаю, каждый сам увидит, где идет обмен инфоромацией, где общение, где манипуляция, главное оценить - нужна ли тебе эта информация (впрочем информация всегда нужна), насколько плодотворно общение (можно общаться и с поглотителем времени, а толку), и что стоит за манипуляцией, если тебя хотят использовать, а ты не согласен (важный момент, некотрым нравится двойная ситуация, когда они знают, что их используют, но это дает им право в свою очередь использовать эту манипуляцию для своих целей, то есть манипулировать:)), то ты принимаешь решение - кинуть карты на стол и показать козыри или прододлжать игру :)
06.05.2000 11:19:07, Шин
Вот этим(тем, что он неоправданно много пользуется манипуляциями) мне Карнеги и не нравится(кстати, Н.Козлов тоже его критикует по некоторым вопросам). Выходит, надо детей учить грамотно манипулировать (в т.ч. и нами :))? Т.е. понимать, где применять манипуляции, где не применять, как сделать это потоньше. эх, кто бы меня научил... 10.05.2000 05:46:15, Ann
Зачем? Вам тяжело жить без манипуляций, вы руководитель, учитель? Я вот в обычной жизни почти не пользуюсь манипуляциями, даже на работе и не вижк в них особой необходимости. Но насчет потоньше- вы правы, если употребляешь какие-то технологии ,то делать это надо профессионально или не делать вообще 10.05.2000 15:20:47, Шин
Jan
:))) вот интересно - а если бы этот ребенок ходил вместе с другими детьми в школу, а не просто был бы забираем от автобуса?.. может, ему и понравилось бы. кому угодно надоест кататься туда-сюда просто так за 2 недели...
03.05.2000 20:28:21, Jan
Маша А.
Точно. Как он мог узнать, нравится ему в школе или нет, если он там даже не был? Поистине "свободный" выбор... 04.05.2000 09:56:04, Маша А.
Jan
да вообще какая-то дурная дискуссии... беседа глухого со слепым о цвете музыки...
осознанная свобода выбора шестилетнего ребенка ааабсолютно без участия родителей. бред...
04.05.2000 15:19:15, Jan
[пусто] 04.05.2000 16:56:15
Jan
но-но :))) слух у меня абсолютный. а вот зрение - -2. так что все наооборот. ;)
мария, у нас с вами полярные, похоже, позиции на воспитание детей. я, честно говоря, маловато внимания уделяю этому вопросу по причине нехватки времени, а вот вы, имхо, многовато. или, точнее, слишком научно и углубленно. я совершенно искренне не понимаю, как и многие здесь, вашей позиции. честно, стараюсь. но не выходит... такая вот беда. :( так что я выхожу из обсуждения...
04.05.2000 23:32:43, Jan
Какой лексикон знакомый:((( Никак люди не могут без оскорблений... 04.05.2000 15:47:57, Kenga
Jan
сударыня, у вас, похоже, мания преследования. пожалуйста, научитесь дифференцировать понятия "отношение к обсуждаемой теме" и "отношение к собеседнику". 04.05.2000 23:37:49, Jan
Я Вас правильно понимаю, что Высчитаете допустимым, если я , например, Ваши высказывания буду комментировать словами "бред какой-то"? Это у Вас норма общения? 05.05.2000 11:50:03, Kenga
Jan
как вам угодно-с! уж будьте благолюбезны! (и села в реверансе) ;) 05.05.2000 16:30:46, Jan
Маша А.
Девочки, ну просто умоляю вас не ссориться. Извините, что влезла. 05.05.2000 15:40:16, Маша А.
Давайте начнем с конфет, тем более, что пример очень показательный. Я бы ни за что не пошла покупать новую конфету, потому что иногда надо отказываться и без замены, конечно объяснения, конечно! Но этого должно быть достаточно, а покупка новой конфеты, сама по себе не являясь манипуляцией, дает ребенку возможность для манипуляций родителями, а это развращает неокрепшую душу :). Если предлагаемый Вами подход методично проводить всю жизнь, то ребенок или слипнется от конфет, или, если он поумнее, найдет прекрасный способ выуживать из родителей что угодно, ведь для этого достаточно притвориться, что ты собираешься сделать что-то глупое и тебе этого очень хочется - все, предки в твоих лапах, требуй что угодно безопасное взамен и обрящешь. Яркий пример со школьным автобусом - попробовал бы ребенок просто попросить ежедневно катать его на автобусе, ну разве был бы эффект? А пригрозил, что в школу пойдет - получи! Безусловно, я не считаю, что ребенок думал именно так, у детей это получается "как бы" случайно, но результат-то налицо, Вы так не считаете?

Кстати, еще про историю с автобусом (ох, зацепила она меня, видать :)). А когда мальчик решит жениться на неподходящей девушке, а в основе этого не последнюю роль играет желание переспать, родители что, предложат девушки деньги, чтобы он мог ей попользоваться пока не надоест и он не поймет, что жениться надо на той, которая родителям нравится? Я считаю, что это тоже из разряда манипуляций, причем довольно грубых. Но мы вроде договорились, что это не так страшно. :))
29.04.2000 23:22:15, Яся
[пусто] 30.04.2000 06:46:39
Мария, ну я уже неоднократно пытаюсь выяснить, где предел? До какой степени родители могут помогать ребенку в его целях? У меня вполне милый ребенок, но у нее бывают весьма странные или дорогостоящие цели, некоторое из которых, хоть и понятны мне, т.е. я готова встать на ее точку зрения, но не считаю, что их осуществление полезно. Яркий пример, старшая дочь очень любит, и постоянно хочет, чтобы я ее носила на руках и все делала вместе с ней, например, смотрела ее мультики. К тому же, Вам, вероятно, повезло со здоровьем ребенка и условиями быта, однако ни о каком "интуитивном питании" в нашей семье речь идти не может. Во-первых, потому что появляется диатез уже после второй шоколадной конфеты, а ребенок хочет 4, а во-вторых, если я каждого ребенка, папу и бабушку буду кормить сугубо по потребностям, то на моей кухне места не будет, чтобы разместить необходимые продукты. Поэтому общее направление еще можно соблюдать, но подробности, увы :((.

Я, правда, искренне не понимаю, как Ваш подход к воспитанию можно проводить в жизнь, если родители работают (даже дома), а детей больше одного. Все равно возникает конфликт потребностей и возможностей, да он в жизни всегда возникает! А насколько реально нежелание родителей потакать ребенку, это же не объективная величина, а особенность восприятия ребенка, многим детям мало будет, что для них ни сделай. Бедные детки, они же считают, что родители всемогущи :)).
03.05.2000 02:08:30, Яся
[пусто] 03.05.2000 06:46:36
Такая политика, мне кажется, приводит к тому, что ребенок привыкает к тому, что почти всегда все получает. Вы можете обстоятельно объяснить своему чаду, что не можете достать шарик с дерева, а как насчет уголовного кодекса, о котором вы упоминали? Есть вопросы, на которые нет обстоятельног ответа. "Почему? А потому!" И не все вопросы можно так ясно объяснить. Вы, я думаю, еще столкнетесь. Кстати, относительно школы... Вы не думаете, что не отправляя туда ребенка, вы тем самым лишаете ее защиты? Вращаясь в школьном коллективе ребенок познает все человеческие отношения. Никакой кружок этого не заметит. Она ведь должна уметь общаться с людьми, и с плохими, кстати, тоже... Кроме того, мне кажется, что лишая ребенка школы, вы забираете у него первый день в школе, первую отметку, первого друга, первую любовь... Согласна, любовь, не обязательно в школе, но очень и очень часто... Дети часто не ценят, что родители ему все "помогают" делать, а требуют чего-то совсем непонятного - быть как все. И тот, кто хлопает ушами, при слове школа, остается не у дел...
Извините, если слишком категорична :))
04.05.2000 02:48:03, Vera
[пусто] 04.05.2000 07:12:09
Похоже я тоже не очень хорошо объяснила, что я хотела сказать. Я имела ввиду, что нормальное хождение в школу не заменит НИЧТО. И дело, конкрентно, не в первой оценке и т.д., а в том, что ма мой взгляд, это целый мир. Или, если хотите, аквариум. Он должен быть только целым. Можно вырвать целые куски, но полного ничто не заменит. И ребенку не нужна новая школа каждый день. Ведь наступит пересыщение. Новизна будет проходить и она потребует все нового и нового. И наступит момент, когда этого уже не будет. Это, кстати, относится и ко всему остальному...
Под вопросами, на которые нет ответа, я подразумеваю "философские вопросы". Например, вопросы честности - почему надо быть честным? Дети до определенного момента воспринимают все, как само собой разумеющееся, а потом начинают все подвергать сомнению. В том числе и вопросы морали...
Что же касается "незаставляния"... Конечно, ребенок выберет не школу. Ведь ему так удобнее, комфортнее. В школе могут что-то не то сказать, поставить плохую оценку (кстати, на мой взгляд, именно оценки помогают реально оценить возможности). А дома можно покапризничать, поотлынивать в конце концов. И она привыкнет, что все легко, все можно перенести, отодвинуть, если нужно. Но ведь в мире взрослых такого нет. Часто бывают ситуации, когда нет такого выбора, а она будет не готова к такой ситуации.
Ребенок и на Крайнем Севере обязательно встретит первую любовь, не в этом дело.
А в отношении того, что можно пройти 10 или 12 лет школы за неколько месяцев или недель.... Это абсолютно невозможно. Вы просто себе этого не представляете. Даже если заниматься 24 часа в сутки программу 10 летней школы ни один человек не пройдет не только за несколько месяцев, но и за пару лет тоже.

Кстати, почему вы думаете, что ваш ребенок именно "понимает" (то есть поймет), что именно нельзя делать? Пока что, она воспринимает все как само собой разумеющееся (или "как мама объяснила"), и лишь в 11-12 лет она начнет переосмысливать все, что есть вокруг. Именно тогда и начнутся вопрсы типа "почему я не могу нарушить закон?". И лишь когда она самостоятельно дойдет до того, что закон надо соблюдать, можно будет говорить о "понимании, что можно или нельзя".

Извините, если найдете ошибки, тороплюсь... :)
05.05.2000 02:52:03, Vera
[пусто] 05.05.2000 05:52:51
Про отлынивание - это не вера, это собственный опыт. Сначала я училась в школе, а потом на домашнем обучении и поэтому имею возможность сравнивать. Когда привыкаешь ходить в школу, нет и соблазна. А так... Перед переводом на домашнее обучение меня в школе довели так, что до сих пор с дрожью вспоминаю и сразу после окончания, я думала - нет, своего ребенка я никогда не отдам в школу! Но потом я все переосмылила это и пришла к выводу, что школа нужна. В школе человек получает бесценный опыт, который ничто не земенит.

Пересыщение наступает очень часто. Хотя и не всегда, вы правы...
Инстинктивное желание понять мир - да, это так, но познание, сам процесс обучения - это труд, громадный, подчас непосильный. И очень часто ребенок, не готовый к систематическому труду (тяжелому и далеко не всегда приятному) может сдаться при первых же трудностях. Таких, кому бы нравились бы все без исключения школьные предметы, я еще не видела. Так что же, математика не нравится? Давай не будем изучать, найдем, что-то приятное... Но ведь нельзя же ингорировать предметы на том основании, что они не нравятся! Значит, придется что-то учить через " не хочу", вот тут то и обнаружатся все проблемы.
Что касается понимания, то это опять же на эмоциональном уровне. Само понимание строится только на собсвенном личном опыте. Конечно, я не говорю, что нужно совершить преступление, чтобы его приобрести, но обдумывание самой возможности - да. Человек должен пройти через этот соблазн и только в этом случае его решение будет осознанным.
А предоставить много информации и личные выводы.... Выводы - опять навязывание, а инфо... Если ее слишком много можно и захлебнуться :( Я это веду к тому, что все это искуственные способы. ВСЕ это и многое другое ребенок получает в школе, другим, естественным путем. Я имею ввиду отношения в классе, с дузьями, учителями... Он учиться жить в коллективе, дружить, ссориться, мириться и решать свои проблемы самостоятельно. Вы же не будете ей помогать до пенсии. Чем меньше ребенок, тем меньше его проблемы. От меньших к большим. Когда встречаетшься с кем-то изо дня в день - это совсем не то, что соседи или друзья по парку. Здесь есть губительный выбор - ты можешь выбирать, с кем тебе общаться. Только с тем, кто тебе нравится. Но ведь в жизни не бывает, чтобы общаться только с тем, кто тебе нравится. От неумения общаться с такими людьми происходят иногда ужасные трагедии.
Честно говоря, мне кажется, что вы готовите свою дочь для жизни в идеальном мире, где нет трудностей и вся проблема в том, чтобы найти инфо и поделиться ею.

Выбор профессии очень сложен и из другой оперы. Там можно попробовать, а здесь - нет. И из школы нельзя бежать после первых трудностей. Мне кажется, что год - это срок за который многое становится понятным. И то далеко не все. Нельзя строить будущую жизнь ребенка основываясь на том, что у него не будет трудностей. Они, увы, обязательно будут и с ними нужно уметь бороться.

Извините за сумбур и не обижайтесь...
06.05.2000 03:10:01, Vera
[пусто] 06.05.2000 06:57:58
Вы ошибаетесь, если думаете, что в детсадовском или школьном возрасте ребенок лишь готовится жить. Он живет и живет со многими жизненными трудностями. В этом возрасте бывают и трагедии (пусть и смешные для нас, но не для ребенка) и радость дружбы и ревность. Конечно, мы живем сегодня, но ведь "что посеешь, то и пожнешь". И закладывать ростки нужно с самого раннего возраста. Думать, что еще рано, что она еще не понимает, по меньшей мере опрометчиво. И с какого возраста, вы считаете, ребенок перестает готовиться и начинает жить?
Говоря о "тренировках", я имею ввиду конкретно общение и адаптацию. Именно их будет нехватать без школы. Дело в том, что вы, я думаю, ходили в нее, а я нет. И мне не объяснить, что без этого нет какой-то части жизни. Наверное, надо самой это пережить...
Я не сомневаюсь, что вам и вашей дочери нравится учиться, но надолго ли... Впрочем, здесь я могу только порадоваться за вас.
Почему нельзя игнорировать предметы, я объясню. Дело в том, что школьные предметы дают базу знаний, без нее образованный человек не может считаться образованным. Хотя, может быть, мало кому пригодяться знания о, скажем, истории древнего мира, но это необходимо. Конечно, многое забывается, но остается общее впечатление. И для обычного человека этого достаточно. Кстати, это еще один вопрос, на который нет определенного ответа. Так уж принято в этом мире, что в образованном человеке напихано знаний гораздо больше, чем он реально использует. Кроме того, никто не знает, не изменяться ли ваши пристрастия через 5 лет, скажем. И эта база, будет вам очень нужна в этом случае. Никогда заранее неизвестно, что именно в ваших знаниях будет самым главным попрошествии нескольких лет.

Я и не утверждаю, что общение есть только в школе. Я имею ввиду, что в школе нельзя выбрать с кем общаться и это заставляет учиться общаться и с тем, кто не нравится и с тем, кто ненавистен. А во всех других местах местах есть выбор. А не умея общаться с тем, кто тебе неприятен или кого ты боишься - ты обречен на страдания. И свои и чужие.
Кстати, по моему мнению, нельзя делить школу на части - получение знаний, общение и т.д. Все равно это не то. Суррогат.
У меня, кстати, есть конкретный пример того, как ребенок делал то, что ему нравилось, всегда имел выбор.
Этот мальчик в первом классе не делал уроков вообще, несмотря на двойки. И последней осенью (уже в 5 классе), когда я с ним делала уроки, предложил мне 2 варианта решения 2*3= . Он предложил сначала 5, потом 7, а потом с моей подсказки сказал 6. И это потому, что ему разрешали с самого начала пользоваться калькулятором. Ел он только печение и конфеты, а на суп смотрел, как будто никогда не видел. Во втором отказался ходить в школу, так как ему не нравился учитель (хотя, он ему ничего плохого не делал, а только говорил, что нужно делать уроки). При этом мать его не одобряла его действий, но считала, что он должен сам понять и выбрать школу.
Сейчас он почти не ходит в школу, я даже не знаю, перейдет он в следующий класс или нет.
Вот такая печальная история. А главное, жаль мальчишку до безумия.

Относительно интервью. Я хотела бы знать, как это будет выглядеть. И на какие вопросы я должна буду отвечать. По этому вопросу, пожалуйста, пишите на мэйл.
07.05.2000 03:23:45, Vera
[пусто] 07.05.2000 07:01:30
Наше с вами разногласие состоит в том, что вы считаете, что общение в школе и общение, например, с соседями сопоставимо, а я нет. На мой взгляд именно школа естественная проблема, а все остальное сурогат. Наверстать упущенное нельзя по очень простой причине - время ушло. Вы наверное считаете, что никогда не поздно заняться тем, что нравиться, но на мой взгляд не все так просто. Например, если бы я все еще была бы ребенком, я бы занялась, музыкой. Слух у меня не очень хороший, но в детстве еще можно было развить. Но время ушло. А школа. Вы считаете, что пройдя обучение дома ваша дочь, если будет жалеть о щколе сможет пойти учиться в первый класс? Школ-то много, но это не тоже самое... И самое печальное,
что вы сможете сделать выбор только 1 раз. Когда ваша дочь вырастет, чтобы она не думала о школе, она не сможет уже вернуть время!
Пример 1 - это хорошо для выбора профессии, а не базовых знаний.
Пример 2 - многие гордяться своей школой, но ведь не фасадом здания, а учителями и ребятами. Или аттрибутами, которые роднят их со всей школой. А значит и всеми, о ком сказано выше.
Если вы работаете в офисе, где вам явно кто-то неприятен, вы же не будете менять работу, верно? Но с другой стороны, вас и не запирают с ним. И вам приходиться сквозь зубы общаться. Не все умеют поддерживать нормальные отношения с теми, кто им неприятен. А если это босс? И многие вылетают. Школа - это такой же замкнутый коллектив.

Информацию получить за несколько часов, конечно можно, но если она понадобиться. В принципе, можно и стихов не учить, возьму книжку и прочитаю, если надо. Стихи, же, развивают духовно. Их не учат, чтобы получить информацию.
А общая эрудиция... разве по тому, что говорят вокруг, разве можно получить ту инфо, которую дают в школе? Наверное, если не учиться вообще, можно тоже быть в курсе политических событий, но разве это образование?
Про мальчика. Нет,двойки ему не правились :) Просто он не хотел заниматься, а его "хочу и нравиться" было главным в его жизни. Мать в это году перевела его в платный класс, с маленьким количеством учеников, но это не дало абсолютно ничего. Как не хотел ходить, так и не ходит. Перевести его в частную школу, у нее нет средств, но на данном примере, я очень сомневаюсь, что она бы помогла.
Учиться в школе или не учиться в ней в глобальном смысле, нет, он не стоял перед этим. Но он делал только то, что хотел. И в отношении школы и вообще. Матери, конечно, не нравиться его поведение, но она не заставляет его. И он целыми днями бегает на улице или приводит дружков, которые все старше его и с плохой репутацией. Никакого "естественного желания" что либо учить. Вообще. И при это он очень умный мальчик. И хорошо соображает.
08.05.2000 02:19:52, Vera
[пусто] 08.05.2000 05:13:53
Во-первых, я не сравниваю школу, дом, соседей и т.д. Я сравниваю обучение на дому и в школе. С соседями же не учаться... Суррогат - это любая замена школы. И с соседями и с учителями - это нельзя сравнивать - совсем из другой оперы.
Вы не правы, ОЧЕНЬ хотела ходить в школу, но у меня были проблемы... Но с желанием было более чем в порядке.
Заниматься музыкой, можно в любом возрасте, вы правы. Но это тем, у кого хороший слух. Я же писала, что у меня не очень В детстве еще можно было развить, а теперь - поезд ушел. Я, конечно, могу начать заниматься, но вряд ли это будет продуктивно. Был неудачный опыт.
Ваш сентябрь, поведенный у моря, был вам приятен, потому, что это было исключение, а не правило. Если бы вы жили у моря всю жизнь, вам бы это не казалось чем-то необычным. Вырваться из будней всегда приятно. Но возведите это в правило - и все очарование исчезнет. К сожалению :)...
Искать работу нужно, но ведь вы же будете вынуждены работать хотя бы какое-то время.
Выбор у мальчика был и есть, но нельзя же его приковать! Он не хочет! Что его мать может с эти сделать! Она и так далает, что может и вы зря думаете, что им не занимаются - он очень любимый. Но он не желает. И его мать ТЕПЕРЬ уже не может его контролировать.
Что вы имеете ввиду, под "без помощи". Как вы реально предполагаете ее в данном случае, где дело не в том, чтобы с ним позаниматься или снабдить инфо? Дело в его нежелании учить что-либо в школе или в нее ее! При выборе, который сделал о сам и это ему позволили. Он не хочет учиться дома, он вообще не хочет учиться. И когда его мать перевела его в тот платный класс, он с самого начала не собирался там заниматься, он хотел, чтобы ему не ставили двойки и смотрели сквозь пальцы на его прогулы. Но он не выдержал и там Опять начал прогуливать с Нового Года. Именно поэтому я думаю, что частная школа ему не поможет.
10.05.2000 02:16:13
[пусто] 10.05.2000 08:45:19
Образование - это не только получение знаний. Кстати, вам не приходило в голову, что ваша дочь будет белой вороной среди ровесников? Не имея понятия о школе (реальной, с учителями), она будет хлопать глазами, когда соседи будут обсуждать свои школьные проблемы. Понять, что значит, не ходить в школу может только такой же человек. Среди "школьных" ровесников ей будет неуютно, и она будет искать друзей среди таких же как и она. Вам не кажется, что это слишком ограниченое общение? Школа - это то, что роднит всех.

Ва не правы насчет меня. У меня не было выбора вообще. Я не ходила в школу по состоянию здоровья. И никто меня дома насильно не держал.
О мальчике. Он не хочет обучения вообще. Школа со свободным посещением у него, по сути и сейчас. Хочет ходит, а хочет не ходит. И что? Знаний-то нет. Он очень отстал. Он же не занимается и не делает уроков. Он в принципе не способен заниматься. Он не хочет понимать. Получать информацию. Больше всего его интересуют видеоигры. Даже не PC, а приставки. Его желания это - гулять, играть, смотреть видео. Он не хочет ничему учиться. Ему и так хорошо.
Сам умный мальчишка, хорошо соображает в головоломках, ребусах Рано начал читать. Но не хочет. Он не хочет думать, вот в чем дело. Обучение - это поиск, а ему не интересен этот процесс. Самое главное желание - быть главным во всем. Но самое печальное, что у него не получается. И чем больше он старается, тем хуже у него получается.
С соседями учатся, но не 10 лет подряд и не школьные предметы. Можно учить что-то конкретное, но по обоюдному желанию. Школа должна учить в любом случае, а дома, как получится. И если вы, не дай бог, вдруг поссоритесь - не будет никакого обучения. А может это просто и надоесть. Затевать долгосрочные проэкты ( за исключением деловых), это большой риск поссориться.
11.05.2000 02:11:16, Вера
У меня только один вопрос: какие знания из тех предметов, которые вам не нравились при изучении в школе, но пришлось учить ,когда-либо вам пригодились в последующей жизни... 06.05.2000 04:29:53, Шин
Английский язык. Я его ненавидела настолько, что в противовес стала учить испанский. А потом все-таки перешла обратно. И те знания, которые я успела получить в школе дали мне коллосально много. 07.05.2000 02:41:38, Vera
Мария, я вот, кажется, обнаружила основное наше в Вами расхождение. Я считаю, что для того, чтобы понять, что значит работать врачом, надо поработать как минимум санитаркой. Понимаете, именно те, кто начитался о том, что значит быть врачом, голосит на всех углах о том, что врачи-сволочи. Тот, кто сам ни разу не мыл пол - не сможет уважать труд уборщицы, тот, кто не имеет детей лучше всех разбирается в воспитании и т.д. Поэтому я ЗА школу, где-то и за проблемы с насилием и унижением, да, это очень плохо, ужасно, конечно не должно быть слишком круто, не бросайте камни, я не имею в виду крайние случаи. Но только тот, кто почувствовал это на своей шкуре, сможет не только презирать унижаемого (сам виноват, так ведь теперь модно к этому относиться, да?), но и сочувствовать, стараться помочь, и уж точно не примыкать к обидчикам. Естественно, при здоровом воспитании в семье.

Вы пишите, что Ваша дочь понимает, что ребенок расстроится, если у него отнять игрушку. Между нами девочками, такое понимание - большая редкость у детей, чаще они понимают, что ребенок будет вести себя неприятным образом, например плакать, т.е. включается не механизм сочувствия, а механизм защиты своего комфорта. Для сочувствия необходим опыт собственного страдания. Все остальное, это только дешевая сентиментальность или умение прикидываться, хотя, конечно же ребенок не прикидывается, он просто с детства понимает, что та неловкость и раздражение, которое возникает, когда он видит несчастного человека, называется "сочувствие" и при этом надо делать грустное лицо. Я ни в коем случае не хочу сказать, сто это плохо, это нормально, но чтобы это превратилось в настоящее сочувствие, должны пройти годы и события.

Я не смогу сознательно создать ребенку эти события, поэтому хочу отдать в школу :)). Смешно, потому что Для Вас отдать в школу=сознательно создать... Но это немного другое, надеюсь понятно, да?

05.05.2000 16:59:48, Яся
[пусто] 05.05.2000 17:57:26
Вообще вопрос сложный. Дело в том, что фразу о том, что все ,не имея профессионального образования и не работая в этой области, почему-то начинают рассуждать в медицине, психологии, социологии, педагогике, экономике, юриспруденции и т.д. и т.п (нужное подчернуть)., т.е. в любой области знаний, так или иначе касающейся нас в обыденной человеческой жизни. Хотя я, например, не зная, сколько костей в теле человека и наперечет все названия аминокислот, считаю вправе рассуждать хоть на дилетанском уровне о медицине, используя свой опыт, опыт матери и ее коллег (она -медик), прочитанную литературу, тем более что в таких вещах я стараюсь ориентироваться на более или менее специализированную литеруру, потому что это касается здоровья моего и моей семьи и хочу уметь оценивать профессионализм доктора, который будет меня лечить. Но это так, лирическое отступление. По сути, поработать, если возможно той же уборщицей ,санитаркой, курьером - все равно видно в общих чертах, чем занимаются, пройти стажировку, иногда отказывают из-за бесплатности таких стажировок - заплатить, показать фильм, где видны особенности профессии (советоваться только с профессионалами в этой профессии, а то мой друзья-компьютерщики смеются над многими компьютерными ляпами в фильмах)... 05.05.2000 21:17:28, Шин
Мария, я с интересом читаю Ваше мнение по поводу школы, домашнего воспитания, но, к сожалению, читаю совсем недавно и поэтому хочу кое-что уточнить. Если можно, напишите, сколько лет Вашему ребенку и как Вы собираетесь ему предоставить выбор. Вы хотите поучить его дома , а потом отправить в школу и после определенного периода узнать его мнение? Или Вы уже ходили в школу, а теперь обратились к домашнему образованию? 04.05.2000 09:39:51, Марина К
[пусто] 04.05.2000 17:13:40
Судя по Вашему серьезному подходу, Вы, наверное, вырастите из Вашего ребенка образованного и мыслящего человека. Но ведь о свободе выбора со стороны ребенка речь тоже не идет, ведь он не будет сравнивать различные системы образования. Кстати, а почему Вы против системы оценок? К сожалению, мой рабочий день закончился, и Ваш ответ я смогу прочитать только завтра. Но все равно интересно 04.05.2000 17:26:03, Марина К
Ох, Мария, как же я ПОМОГАЛА своей доченьке сидеть на мне, когда сама была беременная второй деткой! У окружающих аж зубы сводило. На беременности это, правда, не отразилось, но я девушка крепкая (хоть и мелкая, сейчас вешу 47кг, это еще с полной грудью :)). Но, если честно, никому бы не посоветовала, все же это тяжело. Но когда я попыталась объяснить, что я больше не могу таскать девочку на ручках, мне нельзя, у меня будет бебик, девонька моя выдала такой астматический приступ, что я подумала, что грех придушить ребенка внешнего в угоду ребенку внутреннему и быстренько плюнула на все - стала снова носить. Но вообще-то я считаю, что это неверно, ну нельзя так!!! Надо было раньше этим заниматься, а не доводить до такого выбора, поэтому мне кажется предел помощи (:-)) должен наступать раньше, но ведь это "раньше" не будет "настоящим"? 03.05.2000 19:14:02, Яся
Яся, с вами конечно трудно спорить, но в истории с автобусом ест показательный момент, про который вы упомянули, при женитьтбе естественно немалое желание переспать есть, хотя сдается мне что эта проблема скйчас и без женитьбы решается неплохо, а вот понятие многих юных девушек о выходе замуж ,как о "Вот иду я, красивая, а вокруг меня мужики столбенеют, а те что послабже падают, падают и сами собой в штабеля укладываются" То есть как раз история про оранжевый автобус, ой про белое платье и веночек на голове... :)))) 30.04.2000 03:59:16, Шин
Не без этого :)) 03.05.2000 02:23:31, Яся
Забыла подписаться, Яся, ваш злобный друг! :) 29.04.2000 20:58:11, Яся
(((((Яся))))) Это так дружеские об"ятия по интернету посылают :-). Только сегодня о Вас думала и радовалась :-) 29.04.2000 22:56:31, Мария Д.
Мария, а я сходила на Вашу страничку и просто расхохоталась, потому что... Секрет, я Вам пошлю мыло! 29.04.2000 23:27:10, Яся
Janakonda
не надо подменять одно другим. в школе за детей никто никаких решений не принимает. где сидеть и когда есть, это извините, не вопрос. это просто подчинение неким правилам. а дома что? ребенок делает что хочет и когда хочет? так не бывает.
у меня вот вопрос - а какие решение принимают ваши дети сами? и каков механизм принятия ребенком решения и реализации его? если можно, на конкретных примерах.

и как можно подраться с петькой на глазах у мамы?.. даже не представляю...
28.04.2000 18:58:25, Janakonda
Эти "правила" ведь, извините за банальность, не законы физики, а чьи-то РЕШЕНИЯ. Например, педсовет и отдельные учителя одной моей школы приняли такие решения: на переменах бегать нельзя, на физкультуре все должны быть в черных коротких трусах, после каждого урока все должны выйти из класса, дети должны сами убирать двор и коридоры, а вот лестницу моет уборщица, кто не участвует в утреннике, получает двойку по истории, никто не должен носить серьги... Гороно приняло решение: все должны изучать "информатику" (смешно очень было с теми учителями, кто этот предмет даже издали не видели), или в седьмом классе иметь два урока алгебры в неделю. Такие решения в школьных условиях неизбежны, по очевидным (для меня, по крайней мере) причинам. Но это далеко не значит, что они представляют из себя ОПТИМАЛЬНЫЕ решения для каждого конкретного ученика. Или даже что существует хотя бы один ученик, для которого лично это решение оптимально. Например, читала исследования, что у подавляющего большинства подростков с семи до двенадцати утра, по естественным ритмам организма, самое плохое время для интеллектуальных занятий. Когда ребенок может влиять на свое расписание, такие вот важные вещи легко учесть.

Так вот, мне хочется дать ребенку возможность научиться самому организовывать свою среду, а не только входить в готовые системы, где уже есть кем-то еще созданные жесткие, на ребенка этого лично не рассчитанные правила. Хочется, чтобы дочка научилась САМОдисциплине, а не подчинению силе.

Какие решения моя дочь принимает сама? Вся физиология (еда, сон, одежда, уход за собой), кроме непосредственной опасности для жизни (то есть я ее остановлю насильно, если она захочет с"есть ядовитую ягоду - хотя останавливать так ее не приходилось месяцев с 8, достаточно было предупредить, что ядовитая). Способ проведения своего времени: с чем и с кем играть или не играть,если это от нас конечно зависит, куда идти или не идти. Информация: о чем знать, о чем отказываться знать (например, какие фильмы смотреть).

На практике, это работает так, что мы ищем способа или помочь ей сделать то, что она хочет, или помочь ей увидеть, какие желания есть еще более замечательные, но удовлетворимые, то есть изменить ее начальное желание на еще более желанное. При этом очень стараемся избежать самопожертвования, то есть если решение нас самих не устраивает, то мы или ищем другое, или думаем, а не пора ли пересмотреть свои взгляды. В общем, стараемся найти такое решение, чтобы оно всем нам очень нравилось.

По какому из типов решений Вам было бы интересно почитать примеры?
28.04.2000 22:38:09, Мария Д.
Jan
любая КОНКРЕТНАЯ ситуация. ребенок, извините, сам фильмы выбирать не может. он должен о них информацию получать, как минимум. 03.05.2000 19:57:48, Jan
[пусто] 04.05.2000 02:42:10
Jan
не, мария, я пас... вы живете в идеальном мире... 04.05.2000 15:23:29, Jan
[пусто] 04.05.2000 17:18:52
Jan
:))) не, это уже глубины философии, про строительство, не потяну.

буду ваши реплики читать - интересно. а спорить не буду - аргументы не эмоциональном уровне. :)
04.05.2000 23:55:32, Jan
Я не знаю, как насчет всего остального, но вот как сидеть, учитель начальной школы определяет сам, исходя из роста, зрения и еще каких-то факторов, сказано из личного опыта и со слов самого учителя.. 28.04.2000 20:33:07, Шин
Моя свекровь четырёх сыновей дома выучила, а старший (мой будущий муж) ходил в обычную государственную школу (дело было в США). Сейчас, когда "детишкам" по 25-30 лет разница между братьями уже не так заметна. Муж более адаптирован социально, менее избирателен в выборе знакомых, его братья более замкнуты, держатся вместе, но это во многом и от характера зависит. Однако все пятеро сыновей (я с братьями мужа очень хорошо знакома) уверены на сто процентов, что своих детей они отдадут только в школу, хотя уверяют, что о домашнем обучении не жалеют. 27.04.2000 22:32:36, ЛарыР

Читайте также
Бенто-торт Сникерс
Рецепт мини-тортов "Сникерс" на двоих

Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!