Конференция "Подростки"

Эффективность олимпиад

Добрый день, уважаемые форумчане.
Провожу собственное исследование по теме школьных-вузовских олимпиад.
Статистика, которую выдают ВУЗы -- это одно, а хочется послушать о личном опыте (и оценке на основе его)тех, кто глубоко в теме и внутри ее.
Интересует следующее:
1. Путь поиска
Что вы используете как источник информации об олимпиадах? Каким путем вы приходите к участию в них?
2. Считаете ли вы что участие в олимпиадах важным ключевым фактором при подготовке к поступлению, или лишь дополнительным по принципу "все в копилку", но не решающим?
3. Какие советы вы можете дать начинающим участникам основываясь на личном опыте (и большом, и маленьком) чтобы процесс шел как можно успешней (всякие невидные на первый взгляд мелочи и нюансы)?
4. И самое главное! Очень интересует положительный личный опыт. когда человек может уверенно сказать: "Да, мое поступление (поступление моего ребенка) состоялось, в желанный ВУЗ, мне хватило знаний именно благодаря участию в олимпиадах, это было одним из определяющих факторов при поступлении.

Большое человеческое спасибо всем, кто захочет мне об этом рассказать :-)
24.09.2009 10:43:38, Sve4ka
[ответить]
1.
а) школа информирует и мотивирует;
б) просмотр сайтов городских олимпиад и олимпиал интересующих ВУЗов.
2. Самое главное – олимпиады помогают умению беседовать с совершенно чужими педагогами, дают опыт построения выигрышного для себя ответа (это эксперимент, в котором нет школьных оценок, влияющих на четвертные и годовые, нет стереотипов школьного учителя, ответил – замечательно, и не ответил – никто не съест, зато бывает «разбор полетов») – мне лично такой опыт очень помог сдавать вступительные экзамены. Я поняла, что нужно проявлять инициативу, не ждать дополнительных вопросов, а рассказывать максимум, и известного по теме, и что можно как-то привязать к вопросу. Обычно такое понимание приходит уже к студентам и не всегда на первой сессии. Олимпиады дают возможность «примерить на себя» требования вступительных экзаменов (можно пойти и все решить, можно – ничего, выводы очевидны), понять свою конкурентноспособность (одно дело – лучший в классе, другое – в первой десятке города). Например, для себя в выборе между химией и биологией однозначно выбрала биологию, не в последнюю очередь, благодаря олимпиадам: по биологии результаты на городской олимпиаде все школьные годы (класса шестого) были не ниже диплома, в выпускном – первое место, а по химии едва доходила до второго тура. И потом никогда не жалела о своем выборе. Олимпиады развивают. Например, мой сын, благодаря физическим олимпиадам, значительно лучше узнал физику, так как для кандидатов в команду на Всероссийскую олимпиаду от Москвы организовали очень хорошие занятия. Приглашали и в бесплатные профильные лагеря (всех с успехами на Городской олимпиаде), но я не пустила из-за пищевой аллергии. А когда «выгнала» на биологию – на устном (последнем) туре ему показали иглицу – на всю жизнь запомнил, хоть и плевался, какое несуразное растение, у которого вроде бы листья, а на самом деле – стебли, на котрых в центре "листа" невзрачные цветы, а потом ягодки. И еще много диковинок там детям показывали. Участие в олимпиаде – это хорошие друзья. Поступил сын в МГУ, зашел в общежитие – в каждой комнате знакомые: с одними на Московской городской олимпиаде встречались (кто из Подмосковья), с другими – на Всероссийской.
3. Какие советы – начинать ходить на олимпиады максимально рано (с 5-го-6-го класса уже олимпиады вполне профильные) и набираться собственного опыта. Интересны не столько районные туры, сколько городские. На районную физику однажды сын с компанией друзей из Л2Ш пошли – все решили и ушли досрочно – там делать особо нечего и от уровня вступительных это далеко. Поэтому показательны городские олимпиады (не знаю, как сейчас, в былые времена все университетские туры были открытыми, не требовали направления из школ и предыстории – приходи с ручкой и документом, садись и пиши). Полезно поучаствовать в разных предметах – иногда выясняются неожиданные нюансы точнее, чем на профориентации. Ближе к поступлению, класса с 9-го полезно пройтись по профильным олимпиадам интересующих институтов. Там и требования несколько разные, и понять дано, как на следующий год улучшить свой результат. Одно дело, когда дома говорят, что ученик чего-то не знает и совершенно другое, когда сам понимает, как нужно собраться и решить не вообще, а именно сегодня и за отведенное время. Там тоже понимать надо, за какие задания биться, какие пропустить, если «не пошли». За что плюсики ставят (если есть часть решения), за что минусы (когда не все обосновано). Это все личным опытом дается.
4. Я была весьма стеснительной и именно олимпиады научили меня, как донести свои знания на устных вступительных экзаменов до экзаменаторов. Две пятерки на устных (по химии и биологии) – это, несомненно, результат не только знаний, но и умения держаться.
Сын (он сейчас учится на 5-м курсе) сдал вступительные с Бауманский с олимпиад полностью. И мог спокойно сдавать экзамены в МГУ – сдаст – замечательно, нет – его ждали в Бауманском с распростертыми объятьями и весьма пожалели, когда он сообщил, что поступил в МГУ. В МГУ в 11-м классе сын не участвовал в городских олимпиадах по болезни (правая рука была в гипсе). На майской университетской олимпиаде сын сдавал математику (и получил высший балл – 5-ку) и сочинение, где ничего не получил. Зато понял, как не надо писать сочинение и это очень помогло к подготовке к сочинению на вступительных экзаменах (для него это было самым трудным). В день майской физики поднялась температура, даже было пошел, но не смог писать. Свой максимальный балл (тогда 10) на устной физике он и в июле получил. Но сданная загодя математика очень украсила жизнь и освободила время (и нервы) для подготовки к сочинению. Я считаю, что олимпиады в случае сына весьма уменьшили риски не поступить. Из 4-х попыток по профильным предметам (олимпиада Городская по физике и математике, олимпиада в Бауманском, олимпиада майская в МГУ и вступительные) в половине случаев подвело здоровье. И я не уверена, написал бы он сочинение или нет без первой попытки, не пошедшей в зачет. В умении «себя подать» на устной физике тоже есть вклад опыта олимпиад. Поэтому, когда попытка только одна – это и морально очень тяжело, и здоровье может запросто подвести.
В параллели сына было много учеников, кто поступил с майской университетской олимпиады в МГУ (мехмат, физфак) полностью (все максимальные баллы) или частично (получили баллы по 1-2 предметам из трех), многие имели баллы по профильным предметам с Московской городской олимпиады, некоторые поступили с «покори Воробьевы горы». Один одноклассник сына в мае 10-го класса сдал все вступительные на майской олимпиаде (до этого на олимпиадах ему везло меньше). За лето он сдал экстерном экзамены за 11-й класс и пошел учиться на мехмат.
27.09.2009 07:53:25, Конек-горбунок (ex Lyuba)
[ответить]
1. Путь поиска - вот официальный сайт всех олимпиад

По тому, какие олимпиады тот или иной вуз (факультет в вузе) принимал в этом году, можно понять, на что он будет ориентироваться в будущем.
Список олимпиад меняется. В прошлом году их было 120, в этом году заявки на включение в список вроде подали еше 60 олимпиад.

Надо ориентироваться не только на олимпиады первого уровня, но и на олимпиады второго уровня, поскольку (совершенно неожиданно) выяснилось, что даже МГУ (на примере мехмата) засчитывал второй уровень олимпиад по физике.

2. Раньше считал, что участие в олимпиаде - дополнительный вклад, сейчас считаю, что решающий. По сути дела, конкурс в институтах в этом году проходил среди олимпиадников.

4.Да, поступление моего ребенка состоялось в желанный ВУЗ, ему хватило БАЛЛОВ ТОЛЬКО благодаря участию в олимпиадах, это было одним из определяющих факторов при поступлении.
26.09.2009 08:22:32, 43684
[ответить]
Спасибо большое за Ваш ответ.
Вы очень помогли.
01.10.2009 21:52:32, Sve4ka
[ответить]
А что такое уровень? Это уровень сложности? Какова шкала? 27.09.2009 19:23:48, вопрос
[ответить]
Я олимпиады не искала. Пока ребенок в начальной школе, его школа посылает куда надо, а если не посылает, то и ничего страшного.
А в средней школе олимпиады - это прежде всего возможность попасть в среду себе подобных. Пару дипломов - и его приглашают в тематические летние школы, после чего, если ему интересно, он уже сам все узнает - где, что и когда проводят. Или ему "тематические" друзья скажут, или к тому времени он уже в спецшколе, а там учителя следят за профильными олимпиадами.
Второй вопрос у вас как-то странно сформулирован:-( Олимпиады не готовят к поступлению, но дают еще одну возможность поступить. Поэтому "профильные" дети на них ходят. Но не только лишь ради этой возможности, но и "из интересу".
Да моя дочь поступила в МГУ год назад через олимпиаду. Но ей хватило знаний не "благодаря участию в олимпиадах", а благодаря репетиторам и собственной светлой голове, а олимпиада дала возможность эти знания продемонстрировать. И вторая дочь тоже планирует ходить весь год на соответствующие олимпиады, впрочем как и весь ее профильный класс. Но это не значит, что подготовка к поступлению заключается в подготовке к олимпиадам.
25.09.2009 12:39:46, sacha
[ответить]
Спасибо большое. Все понятно :-) 01.10.2009 21:55:07, Sve4ka
[ответить]
ну строго говоря в этом году вполне можно было именно готовиться к олимпиаде, причем как честно с репетиторами и на курсах и в школе, так и нечестно, когда готовились с конкретным преаодавателем, который эту самую олимпиаду проводит и оценивает. кто-то про МИИТ писал, как там просто решили девочке олимпиаду открыто. Те кто хорошо готовился к олимпиаде ВШЭ все поступили, они ж брали не только победителей но и призеров. 25.09.2009 14:21:12, Акорса
[ответить]
"Те кто хорошо готовился к олимпиаде ВШЭ все поступили" -ага,прям так и все.Готовились-то хорошо многие,а вот поступили(попали в число призеров )не все из них.Хорошо быть наивным,но все-таки до определенной степени.Особенно если отслеживать в течение года рейтинги ФДП,а потом победителей-призеров второго тура. 25.09.2009 19:52:02, гы.....
[ответить]
я смотрела только на одну знакомую девочку. И рейтинг у нее был во второй десятке и медалистка она и призер вшэшной олимпиады. Конечно можно считать что она тупа, а родители за все бащляли, но им тогда дешевле было б платное опалатить. Что конечно не отменяет наличие того о чем вы писали 27.09.2009 11:06:47, Акорса
[ответить]
А причем тут наивность? В моем понимании "готовиться хорошо"- это значит уметь выполнить работу на все 100 %. Если участник был уверен в своих знаниях, и то, что он выполнил работу на все 100 %, он мог подать апелляцию и прийти на разбор с своим родителем, или представителем родителя (например, репетитором).
Еще раз повторю, задания на олимпиаде в этом году были вовсе не заоблачные, по уровню ниже, чем в прошлом году. Надо было готовиться хорошо и все.
Про апелляцию - в том потоке, где участвовала моя дочь, одна девочка после рассмотрения работы попала в число призеров, изначально у нее баллы были ниже.
26.09.2009 12:44:03, Evgenia
[ответить]
А почему ваша дочь не в вышке(извините за нескромный вопрос)?Всего делов-то отаппелировать сколько-то баллов и вы бы оказались в числе призеров.Это же так просто(по вашему). 26.09.2009 13:14:57, гы.....
[ответить]
Я написала ниже почему - потому что не хватило подготовки. Смысл апеллировать работу, если она сама сомневалась в правильности решения нескольких задач? Могу сказать, что, с точки зрения нашего окружения, мы не слишком серьезно отнеслись к поступлению, пока все дети занимались с репетиторами и ходили на курсы, она по программе школьного обмена училась в Новой Зеландии, вернулась в январе, что могла то и наверстала.
В итоге, как говорят, что не делается, все к лучшему, она сейчас учится в МГЛУ - и довольна. Год, что она провела в Новой Зеландии не пропал даром - английский во МГЛУ действительно на серьезном уровне даже на непрофильных факультетах.
То, что я вижу среди окружения дочери - если ребята ставили перед собой цель поступить в какой-то вуз и упорно занимались, то и поступили туда. И многие через олимпиады. В общем, как то так.
26.09.2009 20:08:16, Evgenia
[ответить]
Мой сын - победитель всероссийской олимпиады. Мог пойти в любой вуз по профилю олимпиады и даже формально мог не сдавать третий ЕГЭ (только русский и математику). Так что, в этом году мы не участвовали во вступительной нервотрепке. 25.09.2009 11:30:09, Masha1
[ответить]
Спасибо большое. 01.10.2009 21:58:12, Sve4ka
[ответить]
Дочь в этом году закончила 11 класс. На олимпиады ходила с 3-4 класса до класса 8, потом был перерыв, вызванный переходом в новую школу - лицей, новыми увлечениями. Узнавали про олимпиады на сайте МЦНМО. По сути в 11 классе уже участвовала в олимпиаде, которая влияет на поступление. Информацию узнавали с сайтов вузов. Участвовали только в вышке, в МГУ не удалось сдать документы, потому что фотографии были не того формата. В вышке прошла во второй тур, но в число призеров не вошла. Если бы вошла, то поступила бы в вышку. По заданиям - я не увидела ничего сверхестественного. Моей не хватило подготовки - на курсы не ходила, с репетиторами не занималась. Плюс в олимпиаде есть - все равно она готовилась, в другом ракурсе происходила систематизация знаний.
С ее класса многие ребята, больше чем половина класса, поступили в МГУ. Практически все, о ком я знаю, через олимпиады. Ребята практически с 9 класса целенаправленно участвовали в олимпиадах, готовились на дополнительных занятиях в лицее, некоторые занимались с репетиторами, ходили на курсы. Вообщем хорошие ребята и большие умнички.
В позапрошлом году знакомый мальчик с Алтая поступил в физтех, он был призером всероссийской олимпиады и победитель физтеховской. С 8 класса учился в физмат лицее, в заочной школе физтеха и со 2 класса участвовал в разных олимпиадах.
Все ребята, о которых пишу, очень целеустремленные личности, и их победы на олимпиадах - это результат не одного дня работы.
24.09.2009 20:40:10, Evgenia
[ответить]
Спасибо Вам большое.
А Вы как-то поддерживаете связь с этими ребятами? Это я на тот случай спрашиваю, что если вдруг кто из них рядом и изъявит желание что-то лично мне рассказать.
В этом случае можно прислать свои контакты мне на мейл, написав в теме "готов поговорить", я перезвоню обязательно
sveta.foto@mail.ru
24.09.2009 22:22:56, Sve4ka
[ответить]
Светлана, прежде чем дать контактные телефоны ребят, напишите, пожалуйста, из какого Вы издания и почему Вас не устраивает информация, которую дают Вам вузы? 25.09.2009 09:12:21, Evgenia
[ответить]
Этот материал нужен сайту учеба ру, но не прямо сейчас. Я заранее беспокоюсь, чтобы быть в теме как можно глубже, когда наступит час Х.
Информация которую дают вузы устраивает, просто формат материала подразумевает личный опыт, и чем болье людей выскажется, тем лучше :-)
01.10.2009 22:02:44, Sve4ka
[ответить]
Я спрошу. 24.09.2009 22:41:00, Evgenia
[ответить]
Ну вот в это воскресенье будет Турнир Ломоносова, он из разряда олимпиад, которые дают преимущество при поступлении. Пусть ребенок сходит, потренируется, если еще не в 11-м, а если в 11-м, тем более есть смысл попытать счастья. 24.09.2009 14:04:40, Оладушек с сахаром
[ответить]
У меня племянница поступила в МГУ (правда, в прошлом году) по олимпиаде. Она занималась там на подготовительных курсах двухлетних, и их отправляли на все олимпиады. 24.09.2009 13:47:18, Tatyana_R
[ответить]
положительного личного опыта в этом году хоть залейся - посмотрите списки ВШЭ, там на некоторых факультетах процентов 70 по олимпиадам. 24.09.2009 12:52:22, Акорса
[ответить]
спасибо, посмотрю обязательно, и с кем смогу поговорю, я собираю информацию на разных ресурсах :-) 24.09.2009 13:13:26, Sve4ka
[ответить]
Я не очень глубоко в теме, наверное, но кое-какой опыт есть. Про поступление в вуз, правда, пока говорить слишком рано - 7 класс только.
1. Информацию берем в школе и на сайте МЦНМО, там ссылка есть "Олимпиады школьников".
2. Если все останется в таком виде, как в этом году, то да, участие в олимпиадах будет очень существенным фактором для поступления.
3. Советы... У нас было так - к первым успехам сын был совершенно равнодушен. Ну, диплом, ну, грамота, ну и что? Прошел на городской тур, а пойти забыл, например. Дополнительно дома что-то решать тоже не хотел. Резко "проснулся", когда его дипломы помогли поступить в ту школу, куда он очень хотел попасть. На вступительных тестах неважно написал математику, но когда посмотрели его дипломы, то взяли даже без пересдачи теста. Сейчас относится к олимпиадам с азартом, книжки просит, второй год занимается в заочной школе. Так что совет: если нет изначального желания соревноваться, решать задачки, - как-то показать практическую значимость этого дела.
24.09.2009 12:50:23, Western
[ответить]
Про заочную школу подскажите, пожалуйста.
Очень интересно.
24.09.2009 17:16:03, Anit of
[ответить]
Ну заочная школа у нас не бог весть какая крутая. Я где-то уже кажется писала, это та же организация, которая делает "Русского медвежонка", на сайте Медвежонка можно про них посмотреть.
От себя могу добавить: учитель в разборе пишет свои замечания и соображения по каждому решению, система оценок, как на олимпиадах - все эти плюсы, полуплюсы, с точкой, с минусом... Писанина приучает четко формулировать, поскольку деть видит: не дописал мысль - оценка снижена. Цена очень небольшая, по мне так просто символическая, что-то около 700 руб. за год. Комплекты довольно объемные, там где-то по 30 заданий в каждом.
Вот ссылка:
24.09.2009 19:44:33, Western
[ответить]
Скажите пожалуйста а какие книжки посоветуете для 6-го класса? Хотим с сыном с этого года влиться в олимпиадное движение... 24.09.2009 14:38:31, блондинк@
[ответить]
Книжки, которые у нас есть:
Спивак "Математический праздник"
Все задачи "Кенгуру" 1994-2005
Козлова "Сказки и подсказки. Задачи для математического кружка"
Канель-Белов, Ковальджи "Как решают нестандартные задачи"
Балаян "1001 олимпиадная и занимательная задача по математике"
24.09.2009 14:50:11, Western
[ответить]
Спасибо большое. А я так понимаю, что начинать надо чем раньше, тем лучше? :-) и мотивацию создать как можно раньше 24.09.2009 13:07:50, Sve4ka
[ответить]
Мне кажется, что тут все индивидуально. Кому-то есть смысл класса с 3-4 начинать, а то и раньше. Но по моим впечатлениям, самое время активно начинать для большинства - средняя школа. Да и олимпиады более-менее серьезные начинаются с этого возраста. Начинать в выпускных классах, ИМХО, сложновато. Задания все-таки очень непохожи на школьные, причем по любому предмету, надо уже иметь некоторый опыт, чтобы чего-то добиться в 10-11 классе.
Хотя есть вузовские олимпиады, которые фактически представляют собой предварительные вступительные экзамены, это совсем другое дело, тут можно и за год подготовиться, я знаю ребят, которым это вполне удалось и поступили.
24.09.2009 13:14:30, Western
[ответить]
Да, можно и в началке на интеллектуальные марафоны ребенка водить. Почему нет. Мой так и начал, ему было интересно. 24.09.2009 13:59:47, Оладушек с сахаром
[ответить]
Да можно, конечно, главное, чтоб желание было. Это у моего не было, его посылали, он плелся из-под палки буквально. А если ребенку нравится сразу - это ж классно! 24.09.2009 14:57:20, Western
[ответить]
На предметные олимпиады посылают школы. Если школа продвинутая или с углубленным изучением чего-нибудь и учитель по этому чему-нибудь ответсвенно относится к своим обязанностям, он будет находить разные олимпиады и конкурсы допольнительно и даже иногда возить свою команду по другим городам. Что касается вузовских олимпиад: ИМХО сейчас эта практика выродилась в единственный шанс ВУЗа нахапать денег с поступающих минуя ЕГЭ. Поясню, ВУЗ имеет право набирать абитуриенотов по результатам олимпиад вне зависимости от баллов ЕГЭ и результаты олимпиад стали продавать, потому что больше продавать стало нечего :(
Для того чтобы честно побеждать на олимпиадах нужны очень нестандартные мозги (говорю на опыте математики, физики и инфоратики) девочка-отличница в олимпиадах обычно не побеждает, потому как думает в рамках школьной программы (да, быстро и хорошо думает, но все равно в рамках) человек который может победить в олимпиаде по-честному и ЕГЭ по этому предмету может написать на 100 баллов если сосредоточится не только на любимых им замудреных задачах, но и все остальное выполнит аккуратно. ЧТобы готовится к олимпиадам надо много решать задач именно из олимпиадных сборников - такие бывают... можно искать в инете, можно найти учителя, который регулярно отправляет свою команду на олимпиады - главное решать много и разного, основная загвоздка олимиадных заданий в том что они нестандартны.
Я знаю несколько человек поступивших в вуз по результатам олимпиад - но это было давно :) Сейчас у нас в городе в один из самых крутых вузов загнули совершенно нереальный проходной балл потому что набрали почти весь курс с олимпиад - на самом деле все понимают что набрали не самых лучших, а тех кто смог "купить" олимпиаду - но у нас ЕГЭ уже очень давно - может где-то еще не научились таким фокусам :)
24.09.2009 12:32:10, SuSik
[ответить]
Спасибо большое за такой исчерпывающий ответ. Хочется надеятся, что все же умных и талантливых не вытеснят оекончательно самые платежеспособные :-) 24.09.2009 13:02:03, Sve4ka
[ответить]
Ну я в свое время поступила в желаемый ВУЗ по результатам вузовской олимпиады.
Чем это Вам поможет?:)
24.09.2009 12:13:19, Anit of
[ответить]
Ну, если расскажете немного подробностей, то поможет в общем видении картины мира:-)
Хочу опросить как можно больше людей компетентных в этом вопросе, но не заинтересованных в какой-либо рекламе этого движения.
Возможно мне придется написать на специализированный сайт материал по этой теме.
Поэтому хочется знать всю правду. Чтобы сделать материал полезный и объективный.
А если я буду пользоваться только гладенькой статистикой, которую предоставят мне аналитики вузов, то таковой не получится.
Поэтому хочу собрать свою статистику.
Вы мне можете написать кратенько сколько раз/лет подряд вы участвовали в олимпиадах, в какой вуз поступили, было ли сложно в каких-то моментах именно для вас, считаете ли вы это движение оправданным и перспективным, вообще, все что найдете нужным сказать об олимпиадах, послушаю с интересом.
Спасибо :-)
24.09.2009 12:55:13, Sve4ka
[ответить]
Вы бы определились, что вы называете олимпиадами, так как предметные олимпиады для всех классов - это одно, а то, что проводят вузы для выпускного класса - это другое. Формулировка "школьно-вузовские" ничего не объясняет. А то вам конечно напишут, но называть это исследованием я бы не стала. 24.09.2009 11:53:53, пчела Майя
[ответить]
Конечно, больше интересуют олимпиады, которые проводят вузы для выпускного класса.
Но ведь любая предметная олимпиада это очередная ступенька на пути к вузовской олимпиаде, разве нет?
Хочется проследить весь путь/связь от начала до конца, то есть до результата/поступлен­ия.
24.09.2009 13:19:01, Sve4ka
[ответить]
Нет, совершенно не обязательно это ступенька. Это вообще разные вещи. 24.09.2009 13:51:04, пчела Майя
[ответить]
Предметные олимпиады бывают разные и далеко не все из них вообще связаны с вузовскими. Вам стоит посмотреть структуру олимпиад и их деление по уровням, чтобы уяснить связь победы в какой-либо олимпиаде с поступлением в вуз.
Вот здесь, например:
24.09.2009 13:25:15, Western
[ответить]


Добавить свою тему для обсуждения

Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру. Правила

© 2000-2021, 7я.ру.
SIA "ALP-Media", Свидетельство о регистрации СМИ №000740455.