Конференция "Подростки"

Как научить детей говорить "НЕТ

Карина, Alice, дайте, пожалуйста, совет. Ребенок 7лет не может отказать другим детям. Недавно друг предложил собрать окурки и покурить, что они и сделали. Потом пришел и рассказал мне все, сказал, что это была идея друга, а он совсем не подумал, к чему это может привести. Я очень расстроилась из-за того, что 1)заразу брал в рот, 2)воплощал в жизнь чужие идеи, не взвесив все за и против, о чем я сыну и сообщила. Он очень сокрушался.
Буквально вчера произошел другой случай. Старшая девочка предложила сыну проверить его пресс и врезала в живот ногой, обутой в кроссовок. На животе, в районе ребер - синяк. Спрашиваю, почему ты согласился на эту экзекуцию. "Я стеснялся сказать "Нет"- ответил он. Потом он сам пришел к выводу, что ему трудно отказать друзьям. Я попыталась обыграть с ним эту ситуацию, попросила представить, что я тот самый друг, попросила cказать мне "нет". Но он все равно не смог.
Посоветуйте, пожалуйста, чего-нибудь... Спасибо!!
11.05.2001 14:06:42, Victoria
[ответить]
Проблема "нет" начинается с осознавания своей ценности - своих интересов, своей собственности, своих прав.
"НЕТ" можно сказать только ЗАЩИЩАЯ все это.
Попробуйте проанализировать - ЕСТЬ ли у ребенка то, что он ХОЧЕТ защищать? (хотел бы, осознает, что надо защищать). А вопрос про "МОЖЕТ ли" - вторичный.ИМХО.:))
12.05.2001 01:34:42, Карина
[ответить]
Карина, спасибо за совет. Он именно не осознает, что, то ценное, что в нем есть, нужно защищать. Он прежде всего думает, а что он(а) потом сделает, а что подумает, а вдруг его родители придут...

Может быть, что-нибудь почитать посоветуете на эту тему.
12.05.2001 17:02:37, Victoria
[ответить]
Посоветовать почитать могу. Кому вот только - Вам или ему?:))
Впрочем, ЕМУ еще рановато ЧИТАТЬ про это. Лучше бы Вы СНАЧАЛА начали ему об этом РАССКАЗЫВАТЬ и наблюдать за ВАШИМИ отношениями в процессе жизни.
Недавно я переписывалась с одной женщиной, которая после нашей переписки сделала большое открытие в своем ребенке: ОКАЗАЛОСЬ, что она ОЧЕНЬ МНОГОЕ делала за него то, что он вполне мог делать САМ. А все потому, что мы, взрослые, живем с ребенком ИНЕРЦИОННО. У нас ведь ТЕМПЫ освоения действительности РАЗНЫЕ. Мы меняемся раз в год (к примеру), а ребенок - раз в день. Он после обеда уже ДРУГОЙ, чем был с утра.:) А мы и не заметили.:)))
(Тоффлера читали ? ("Футурошок")
Поэтому я бы придерживалась следующей тактики:
-наблюдение и анализ поступков ребенка в семье (КАК он отстаивает СВОЕ мнение или нежелание что-либо делать)
-обсуждение ЕГО поведения с ним самим и комментарии ВАШИХ поступков (реакций, действий)
-исправление той модели, которая закрепилась у него для общения с ВАМИ. Здесь самое важное - научить его выражать свое несогласие корректно. (Посмотрите недавно обсуждаемую тему мамАнечки в "Девичьем", про мальчика и собаку). Тогда у него не будет ощущения, что он ОБИЖАЕТ человека.
Умение говорить "нет" напрямую завязано на умении выражать свои ЧУВСТВА (особенно негативные - гнев, обиду). Это дает понимание того, что у него ЕСТЬ ПРАВО эти чувства ИМЕТЬ. Тогда ребенок может открыто сказать другому человеку: "Мне это НЕ НРАВИТСЯ, я этого делать НЕ ХОЧУ (подтекст - "Я хочу испытывать позитивные чувства, а не чувство ВИНЫ за свой отказ")".

Есть неплохая книжка, в которой Вы можете найти ответы на некоторые свои вопросы:Генри Клауд и Джон Таунсед. "Барьеры. (Обретение независимости)". Санкт-Петербург, "Мирт", 1999. Подробнее о ней прочитайте вот здесь: http://www.realis.org:8101/ru/ezine/2000/3/Book1Body.shtml
Самого текста там, к сожалению, нет.
Книжка пропущена через призму Библии, но это ничуть не мешает восприятию.:)

А еще можно почитать книжки Владимира Леви ("Искусство быть собой")и того же любимого мною Томаса Гордона.
http://www.people.nnov.ru/volkov/library/#Социальная психология и социология

Резюме: умение говорить "нет" отрабатывается на родителях :); умение отстаивать свои интересы развивается прямо пропорционально осознаванию себя АВТОНОМНОЙ личностью, имеющую определенную ценностную основу (какую?); отстаивание свои ДЕЙСТВИЙ идет через способность к выражению своих ЧУВСТВ.
Как видите, работы у Вас - непочатый край.:))
13.05.2001 21:35:30, Карина
[ответить]
Спасибо большое, Карина за содержательные советы! Будем работать! 14.05.2001 11:16:05, Victoria
[ответить]
Пусть говорит "да". Да, я согласен, но сначала посмотрю, как это делаешь ты.
Врезать в живот? Пожалуйста! Но почему сначала мне? Давай сначала я тебе - твоя ведь идея (старшая девочка согласилась - ладно, попробуем теперь на мне)...
Возможно, причина в том, что Вы показали слишком мало примеров собственных реакций на поведение других...
11.05.2001 18:46:06, Марфа
[ответить]
Виктория, а у Вас самой как со способностью говорить "нет"? И как часто ребенку доводится видеть как Вы это делаете? Где бы он мог этому научиться, вот что я имею в виду? И еще, а Вам он может сказать нет? 11.05.2001 15:14:33, Яся
[ответить]
У меня с этим вроде бы нет проблем. Мне сын тоже может сказать все, что угодно.
Я его спрашивала, почему он мне(папе, бабушке) может отказать, а другим нет. На это он мне ответил: "Ну вы же - родные".
11.05.2001 15:51:42, Victoria
[ответить]
[пусто] 11.05.2001 16:32:42
[ответить]
Спасибо! Попробуем. Идея хорошая- с машиной времени!
Первый шаг он уже сделал, осознав, что не окружающие виноваты, что он сам должен "фильтровать" предложения, поступающие извне, и что проблема в его стеснительности, как сын сам сказал. Будем пытаться продвигаться дальше.
11.05.2001 16:44:08, Victoria
[ответить]


Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру. Правила

© 2000-2020, 7я.ру.
SIA "ALP-Media", Свидетельство о регистрации СМИ №000740455.