Раздел: Развитие детского мозга

В блог Подписаться на Дзен!

Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.

Обучение или развитие?

Ребенку 4 года и до сих пор за его умственное и физическое развитие я не беспокоилась. Но на днях вытащила книжку "Энциклопедия дошкольного обучения и развития". Мы в 2х летнем возрасте по ней дедали с ребенком какие-то задания, но это заняло 2 вечера и не вызвало никаких проблем. Теперь вот посмотрела на задания для 3х лет - о половине требуемого ребенок точно не имеет представления. Для 4 лет - то же самое.... Я попробовала позаниматься - проблем не вызвало, но у меня возникли сомнения.... А нужно ли это вообще? То есть задания именно на ОБУЧЕНИЕ, а не на РАЗВИТИЕ (большинство, во всяком случае). Ну обучить развитого ребенка всегда можно, а вот развить обученного.... В общем, сомнения... Например, сложение - вычитание. Нет ни одного взрослого, кто не умел бы это делать. И какая разница, научится этому ребенок в 4 года или в 6-7. Но действительно ли это развивает? И что именно?
И, например, как можно развить память ребенка? В учение стихов я не верю категорически, так как сама с детского сада выучила не один десяток стихов, а толку никакого :-) Учение стихов - скорее обучение "учению стихов", а не развитие памяти :-)
В общем, как и чем развивать? :-)
25.09.2003 18:13:22,

42 комментария

От кого: Настройки

Вы не авторизованы.

Если Вы отправите сообщение анонимно, то потеряете возможность редактировать и удалить это сообщение после отправки.

E-mail:
получать ответы на E-mail
показывать ссылки на изображения в виде картинок
Вы знаете, до недавнего времени я сама была ярой поклонницей именно развития, и тоже считала, что какая разница, когда именно научат конкретным вещам, типа сложения-вычитания... Но вот в сентябре мы пошли в школу, и столкнулись, например, с такими вещами: они сразу же начали учить звуковой анализ слова (мягкие-твердые гласные-согласные, рисуют соответствующие схемы). Это конкретные знания? конкретные. И наше счастье, что дочка это прошла в садике и сейчас понимает. Несадиковские дети бьются месяц над домашними заданиями, им тяжело. При том, что топтаться на этой теме школа не считает нужным, пару занятий - и дальше...
Вот, в общем, я пришла к выводу, что определенный запас конкретных знаний ребенок получить должен в дошкольном возрасте, тогда к моменту начала учебы у него будет определенный запас, который очень даже пригодится
26.09.2003 22:36:56, Девочка, живущая в сети
Ой! Сколько таких книжек я приобрела и приобретаю для занятий с детьми:)
И что?
Ни одну не прошли "от и до":)
И, в то же время, это отличный материал для творчества:)
26.09.2003 17:26:12, Элла Прокофьева
Я, к сожалению, не могу по магазинам ходить и книжки выбирать, мы же не в Москве. У нас бабушки там, но им список нужен с названиями и авторами :-) 27.09.2003 15:46:53, Ranny
ЗАйди в инет и умри там:) :) На самом деле есть неокторые общие принципы таких книжек. Лучше по ним ориентироваться 27.09.2003 20:12:28, Шин
Мне тоже нравится. Придумывать ен всегда получается, а тут многое готовое можно использовать 26.09.2003 17:28:54, Шин
Ага. 26.09.2003 19:21:58, Элла Прокофьева
Елена Д.
Я считаю, что развивать надо то, чего природой не додано, ну, например, у моего ребенка плохая зрительная память, надо ее развивать, правда, я слабо представляю как :( Может кто подскажет? 26.09.2003 12:48:57, Елена Д.
игра парочки. еще есть такого рода игры в методах быстрого чтения. 26.09.2003 14:06:14, Шин
А мне интересно, как можно развивать, не обучая. Это же взаимосвязано. Тот же простой счет до десяти и в обратном порядке тренирует память (хоть вы в это и не верите :)). Потом, есть такая вещь, как цикличность - вроде бы к одному и тому же в каждом возрасте подходим с другой стороны. Сложение-вычитание - сначала все в картинках, потом - геометрические фигуры, потом переходим к цифрам, заодно развиваем навыки письма-рисования. Опять же. если для ребенка это все легко - это приятная возможность расслабиться на выполнении этого задания (счета) и сконцентрироваться, например, на рисунке, изображающем ответ. 26.09.2003 10:58:54, Снусмумрик
На счет счета (каламбур :-)) - не согласна. Сын научился считать года в 2, в 3 - по-немеци. Я его НЕ учила, он специально НЕ запоминал. Просто ему нравилось считать предметы - я и подсказывала. Это не развитие - это навык, который он сам захотел получить. Равитие- это способность воспринимтать и делать. Легко осваивать что-то.... А что именно - дело десятое. Хоть живопись, хоть музыку, хоть математику, у кого кикие таланты..... 26.09.2003 13:21:04, Ranny
тут дело в терминах. можно учить - посадить за стол и вдалбливать этот счет, пока не повторит - не встанет. Книжку эту развивающую сунуть - и от корки до корки. А можно так, как Вы это делали (и многие другие здравомыслящие родители) - в процессе :), как бы само-собой. 26.09.2003 19:58:16, Снусмумрик
Не только. Память - понятие тренируемое, причем всю жизнь. И учиться счет ради развития памяти я бы стала в последнюю очередь. Уж лучше стихи читать. 27.09.2003 20:17:21, Шин
А чем лучше стихи? :) Я только хотела сказать, что "развитие" и "обучение" тесно связаны. невозможно их четко разделить. Я еще могу представить обучение без развития - когда ребенок умеет считать до миллиона, но 2 плюс 2 не сложит (но опять же, развиваются память, терпение, усидчивость и еще какие-то качества :)). Но развитие без обучения? Это как? 28.09.2003 13:06:35, Снусмумрик
стихи лучше образностью, на мой взгляд. маленькому ребенку легче, как мне кажется. Смотря что понимать под обучением. Если долбить счет - это обучение. То без такого обучения вполне можно обойтись. По крайней мере до школы. А если выучить стихи про счет, то счет и сам запомнится:)
Хотя лично ваш топик мне напомнил беседу с мамой: "Вот моя знакомая взяла коррекционный первый класс. ну все тупые, ни одной буквы не знают." Теперь, чтобы твоего ребенка не вогнали в коррекционный класс, он должен уметь читать.
28.09.2003 15:38:30, Шин
Я за развитие! :)
Послушаю умных людей КАК это делать.
26.09.2003 09:50:09, Танья
Что-то почти никто не советует :-( 26.09.2003 13:16:43, Ranny
reina
Самой интересно:) Вспомнила,как на меня "наехали",когда оказалось,что моя дочь в 2 года не показала,какой домик красный, а какой синий:)Ну научила я ее минут за пять,как какой цвет называется... Стихи не учим. Надо было на выучить-хватило раза три за мной повторить. Но все же ищу книжки-тетрадки с интересными ей заданиями. Пока исхожу из того,что если ей интересно время от времени часами сидеть и самостоятельно заниматься,то это в любом случае полезно.А специально не занимаемся. В этом смысле моей дочке "повезло" с мамой-лентяйкой. 25.09.2003 23:54:57, reina
:-) У нас так же было, когда ребенок в 1,5 года удивленно уставился на тетю, которая спросила "покажи, какой ты большой". Я тоже на нее непонимающе устаивлась :-))) В это время у меня ребенок знал все марки автомобилей, включая иномарки и отличал их по эмблемам. Я сама вместе с ним выучила - до этого не разбиралась :-) 26.09.2003 13:15:46, Ranny
December
Имею мнение только по последнему вопросу:) Память можно тренировать:) 25.09.2003 23:20:52, December
Видимо, учили мало стихов. Или неправильно.
Они ОЧЕНЬ помогают именно развитию памяти.
Поскольку у меня сын в 6,5 лет был с памятью двухлетнего ребенка, настолько неразвитой, что я опасалась нарушений органических, то я очень много этим занималась. Так вот, в основном на стихах и вытягивала.-) Ну и вообще на учениинаизусть. Того, что ему интересно, конечно.
А зрительную память - картинками, от самых простых до самых сложных.
25.09.2003 22:15:58, Р-ка
Мой муж никогда не ходил в дс и соответственно не учил никаких стихов, по крайней мере до школы. У него память гораздо лучше моей.... Я в дс на всех утренниках про листочки облетели-подснежники распустились рассказывала - до сих пор ненавижу стихи о природе :-) И память =0 :-) 27.09.2003 15:45:00, Ranny
[пусто] 25.09.2003 19:38:24
Маша, можно очень специальный вопрос задать ? Мальчику нравится другая математика, но и в школьной математике много для него интересного найдется. Наткнулась на учебник Эльконина-Давыдова по математике для начальной школы. Книжка за первый класс как раз по нашему интересу. Взвешивать мы любим уже давно. К идее тождественных преобразований книжка подводит. Разные системы счислений. Фактически решение уравнений и даже систем уравнений. Была приятно удивлена тому , какие сейчас учебники пошли. Держали ли Вы в руках эти учебники ? Как они Вам понравились ? Что можно было бы предложить сыну еще ? Я с такими вещами познакомилась уже перед самой школой или в первом классе по книжкам Перельмана. Мальчику страшно интересно математикой заниматься, но надо бы нам и арифметику подтянуть уже не до уровня представлений , а как интструмент. Он у меня к технике тянется, а там уж очень много математики ему нужно. Программировать ему было бы интересно, хорошие вопросы задает, интересные вещи замечает, нельзя его без игр с циклами оставить. Огромная неравномерность развития у мальчика. Как Вы посоветуете, если мальчику нравится, то можно ли ему в 4,5 года начать учиться по такому учебнику. Нас же никто не неволит, можем в любое время свернуть на другие темы. Нужно же нарешать определенное количество задач, чтобы получать в дальнейшем удовольствие от математики. 25.09.2003 23:34:08, Iren М. Kookliina
Если хотите поищу для вас название одной книжки по математике. написано тяжелым языком но весьма любопытно. автор = француз 25.09.2003 23:46:39, Шин
Я, честно говоря, самостоятельно методики развития разрабатывать бы не взялась. По той простой причине, что не умею объяснять :-) А муж вообще слишком "испорчен" образованием - когда нужно было ребенку выстроить домики в заданном порядке, заявил "я бы действовал по следующему алгоритму" и через 5 минут привет ребенка в полное расстройство :-) Хотя алгоритм правильный :-) В общем, у детей свой стиль мышления, как вот под него попасть.... Развить то, что близко. Он вот любит всякие задания выполнять, но в тех книжках, которые есть у нас дома, все из серии "научить зайца на барабане играть" :-) 25.09.2003 19:50:38, Ranny
[пусто] 26.09.2003 00:45:30
Пиши, пожалуйста. Хоть для нас, что ли. 26.09.2003 01:27:35, Шин
Ссылка: 26.09.2003 04:08:19
Ия,и я скучала:)))уж не знала,что и думать:))) 27.09.2003 13:35:47, ИМА
Я тоже по тебе скучала:) ТАм я почитываю. :) Начинают появляться у меня желания развивать детей:) 26.09.2003 13:52:01, Шин
Все же все спецы по развитию памяти говорят , что стихи память развивают:) 25.09.2003 19:14:19, Шин
Если так, то почему не у всех? :-)
Кстати, у моей бабушки была прекрасная память, что очень помогало ей в работе, но в детстве (да и в юности потом) она не выучила и 5 стихов.... Мне она советовала "больше сахара есть". Может, права была? :-)))
25.09.2003 19:24:51, Ranny
У всех разные виды памяти. Какую именно ты имеешь в виду? Я за свое обучение в школе все те же не более 5 стихов умужрилась выучить. не спрашивай , как. Для меня всю жизнь текст это проблема была, зато формулы без проблем. При этом исторических дат не помню, имен и авторов не запоимнаю, помню очень хорошо лица, из текстов - содержание. Это вопрос мотивации. Спецы говорят, что человек вообе помнит все, что видел. Только вытаксиваиет из памяти избирательно 25.09.2003 20:11:11, Шин
Память - вспомнить в нужный момент то, что нужно (очевидно, предварительно ознакомившись) :-) Дальше - не важно, в какой области. В профессиональной желательно :-) Со мной в институте училось несколько человек, сдававших на 5 экзамены без напрягов. Они очень легко вспоминали то, что было нужно в данный момент.
Я вот мучаюсь - у меня часто бывает, что я могу вспомнить нужное на следующий день, когда уже поздно... Или вообще не вспомнить, или вспомнить, что "что-то такое было" :-) В общем, нужно развитие организации памяти (во сформулировала :-))) ).
25.09.2003 20:19:40, Ranny
LOO
На экзаменах и в других волнительных ситуациях катализатором является выброс адреналина. Понятно, что у всех людей он разный, зависит от темперамента и степени мотивации. Этот выброс может как стимулировать работу мозга, памяти, так и, наоборот, угнетать, если выброс чрезмерный. И получается, что ты силишься вспомнить и не можешь. Зато потом, успокоившись, все само всплывает в голове. У меня было, наоборот. Я на адреналине всегда экзамены на 5 сдавала, зато потом чувствовала себя разбитой. А насчет тренировки памяти мне вспоминаются такие упрожнения для дошкольника: на зрительную память - разместить несколько предметов на столе, чтобы ребенок предварительно их не видел, позвать его и дать какое-то время на запоминание зрительного образа, потом убрать предметы и опросить ребенка, вариации этого упражнения могут быть различными, можно запоминать сами предметы, их расположение, что изменилось и т.п.;
память на слух - похожее упражнение, но с музыкальными произведениями, узнать какое-то из серии произведений, спеть понравившееся и т.п. Самое поезное, когда упражнения по тренировке памяти ребенка встроены в его любимую привычную игру. Например, мой сын в дошкольный период очень интересовался динозаврами. Так вот, он знал все названия, повадки, особенности и при играх постоянно их применял. Чем не тренировка памяти?
26.09.2003 11:36:14, LOO
На счет игры в предметы - согласна, по крайней мере внимательность развивает и наблюдательность, это важно :-)
А на счет адреналина.... Он на меня дествует тоже стимулируеще, но по-другому. Я начинаю быстро соображать, что делать дальше, просчитывать все возможные варианты, в общем, не теряюсь, а начинаю действовать, если... не требуется чего-нибудь вспомнить :-)))
26.09.2003 13:01:26, Ranny
LOO
Похоже, что выброс адреналина блокирует у Вас доступ к жесткой памяти и работает только оперативная :) Как с этим бороться не знаю и стоит ли? Возможно, это защитная реакция организма - в критической ситуации все силы сначала направить на выбор варианта решения проблемы, а уж потом тихо и спокойно вспомнить забытое, проанализировать применительно к данной ситуации и взять на вооружение, как один из новых методов решения проблемы, если она еще раз возникнет. 26.09.2003 14:06:24, LOO
Про оперативную память - это точно :-) Она у меня граздо лучше постоянной :-)))) 27.09.2003 15:40:44, Ranny
lise
не согласна про память, разница еше и в том как запомнить и как вспомнить, я в терминах не сильна, но логика по которой мы запоминаем и вспоминаем тоже играет важную роль... 26.09.2003 11:01:01, lise
Сформулировали вполне правильно. Метод ассоциативного запонимания еще никто ен отменял. на этом все конкурсы паяти построены. А так, вопрос мотивации во многом, для меня 25.09.2003 23:48:11, Шин
Вообще-то говоря, есть какие-то техники "впихивания" в людей какой-то информации. Я не спец, но на себе лично испытала. Во-первых, в школе. Была у нас училка по алгебре (вредная клюшка, но какими-то такими техниками владела). Я поступала в МГУ через год после школы. Перед поступлением немного пыталась повторять. Но вот одну тему - просто напрочь не повторяла, как-то забыла про неё. И вот на экзамене в универе - задание на эту тему. Я, сама не понимая, чего делаю, написала всё как на автомате. (Во тётка вбила!) И второй пример - урсы английского, которые я зимой посещала. У них, как я называю, "метод Эллочки Щукиной", но этот набор фраз врезают в память так, что не хчешь, всплывут. :)) Я не слушала кассет после окончания, не занималась вообще. Но тут надо было недавно, из меня как попёрло, я сама не ожидала, прямо всплывает в голове, даже бысрее, чем я подумать успеваю. :)) 25.09.2003 20:57:57, безымянная
Как бы абсурдно это не звучало, но когда не задумываешься усиленно и мозги находятся в состоянии покоя, т.е. без мысленной мешалки, вспоминается то, что, казалось бы и не знал даже :-) 26.09.2003 05:22:26, Panasya


Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!