Конференция "Детская психология""Детская психология"
Раздел: Развитие детского мозга
Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.
Одаренный ребенок
Элла! Понятно, что для нас ВСЕ наши дети - одаренные. Но, все-таки, что конкретно Вы имеете в виду, когда говорите об "одаренном ребенке" (вопрос, замучивший меня после лекции)? Какие его качества наводят Вас на эту характеристику? Как непрофессионал может одаренность выявить?
12.04.2001 12:24:10, Наташа Кириенко
37 комментариев
Есть такое высказывание: "Люди рождаются гениями, потом становятся талантливыми, затем одаренными, потом способными, далее превращаются в посредственности..."
В.С. Юркевич пишет, что в средних классах нашей школы чуть ли не 80% детей неспособны (учатся, не умея учиться).
"Учителя в обычных школах имеют дело в основном с неспособными детьми". Это высказывание меня поразило... С неспособными или чьим способностям не дали развиться?
Далее Юркевич пишет, что школьные учителя посмеиваются над мнением, что нет неспособных детей, а есть неспособные учителя, и соглашается с учителями, считая это мнение вредным стереотипом.
Хорошо, возьмем обратное высказывание: нет неспособных учителей, есть неспособные дети.
Но как же так вышло, что 80% детей - учеников способных учителей (а это наши с Вами, а не какие-то гипотетические, дети) - попали в разряд неспособных?
Это информация к размышлению:)
Что касается выявления одаренности...
Юркевич пишет, что обычный психолог не может выявлять и способствовать развитию одаренных детей: этим должен заниматься специалист данного профиля.
Однако она же утверждает, что одаренность - это от слова "дар" (дар природы, Божий дар), но для его проявления нужна встреча ребенка, от природы наделенного особыми возможностями, с семьей, готовой эти возможности развить. А потом - с учителями, умеющими увидеть одаренность и не боящимися ее. Опыт показывает, пишет она, что такие встречи достаточно редки...
Как я понимаю, те 20% "встретились"...
А оставшиеся 80%? Неспособные или не встретились?
Теперь ответы на Ваши вопросы...
Понятие "одаренность" тесно связано с понятием "способности", в то же время развитие способностей связано, с одной стороны с их биологической базой (задатками) и деятельностью, с другой.
Иначе говоря, ребенку с определенными задатками необходимо "встретиться" с семьей, учителем, психологом, которые увидят эти задатки и будут способствовать (а не задавливать или деформировать) развитию этих способностей в тех видах деятельности, которые дошкольник предпочитает из массы предложенных.
Я говорила на лекции (в Ершово), почему я не знаю, как пройдет мое первое занятие с ребенком, почему я оформляю кабинет так, чтобы иметь возможность увидеть, к какому столу, стеллажу, коврику и т.п. ребенок подойдет, как он будет перебирать предложенное (сразу остановится на чем-то одном, обежит всю комнату и выберет что-то для своих любимых занятий или заинтересуется мной и чем это я там занимаюсь, бормоча что-то себе под нос:))
Я уверена, что у каждого психически и физически здорового ребенка есть задатки к общей одаренности.
У каждого ребенка, рожденного с определенным отклонением, есть задатки к одаренности в определенной сфере деятельности, компенсирующей его недостаток.
Есть дети со специальной (парциальной) одаренностью - это видно сразу: ребенок проявляет высокую познавательную активность именно в этом направлении, часто игнорируя другие стимулы.
13.04.2001 09:25:28, Элла Прокофьева
В.С. Юркевич пишет, что в средних классах нашей школы чуть ли не 80% детей неспособны (учатся, не умея учиться).
"Учителя в обычных школах имеют дело в основном с неспособными детьми". Это высказывание меня поразило... С неспособными или чьим способностям не дали развиться?
Далее Юркевич пишет, что школьные учителя посмеиваются над мнением, что нет неспособных детей, а есть неспособные учителя, и соглашается с учителями, считая это мнение вредным стереотипом.
Хорошо, возьмем обратное высказывание: нет неспособных учителей, есть неспособные дети.
Но как же так вышло, что 80% детей - учеников способных учителей (а это наши с Вами, а не какие-то гипотетические, дети) - попали в разряд неспособных?
Это информация к размышлению:)
Что касается выявления одаренности...
Юркевич пишет, что обычный психолог не может выявлять и способствовать развитию одаренных детей: этим должен заниматься специалист данного профиля.
Однако она же утверждает, что одаренность - это от слова "дар" (дар природы, Божий дар), но для его проявления нужна встреча ребенка, от природы наделенного особыми возможностями, с семьей, готовой эти возможности развить. А потом - с учителями, умеющими увидеть одаренность и не боящимися ее. Опыт показывает, пишет она, что такие встречи достаточно редки...
Как я понимаю, те 20% "встретились"...
А оставшиеся 80%? Неспособные или не встретились?
Теперь ответы на Ваши вопросы...
Понятие "одаренность" тесно связано с понятием "способности", в то же время развитие способностей связано, с одной стороны с их биологической базой (задатками) и деятельностью, с другой.
Иначе говоря, ребенку с определенными задатками необходимо "встретиться" с семьей, учителем, психологом, которые увидят эти задатки и будут способствовать (а не задавливать или деформировать) развитию этих способностей в тех видах деятельности, которые дошкольник предпочитает из массы предложенных.
Я говорила на лекции (в Ершово), почему я не знаю, как пройдет мое первое занятие с ребенком, почему я оформляю кабинет так, чтобы иметь возможность увидеть, к какому столу, стеллажу, коврику и т.п. ребенок подойдет, как он будет перебирать предложенное (сразу остановится на чем-то одном, обежит всю комнату и выберет что-то для своих любимых занятий или заинтересуется мной и чем это я там занимаюсь, бормоча что-то себе под нос:))
Я уверена, что у каждого психически и физически здорового ребенка есть задатки к общей одаренности.
У каждого ребенка, рожденного с определенным отклонением, есть задатки к одаренности в определенной сфере деятельности, компенсирующей его недостаток.
Есть дети со специальной (парциальной) одаренностью - это видно сразу: ребенок проявляет высокую познавательную активность именно в этом направлении, часто игнорируя другие стимулы.
13.04.2001 09:25:28, Элла Прокофьева
Как же мы с ними маемся, с этими "инопланетянами"! Я его заставляю упражнение переписывать из учебника 2 класса, а он в это время голову ломает почему вода в вванной по спирали уходит. И мозги работают только в одну сторону. Что нам поставят по русскому языку если я учительнице про ванну расскажу?
Выходит я не мать - я варвар! 13.04.2001 15:35:21, ПривеТ.Т.
Выходит я не мать - я варвар! 13.04.2001 15:35:21, ПривеТ.Т.
Вот поясните мне необходиомость переписывания, я сама переписывала не раз, вплоть до тетрадок целиком - результат- почерк как был плохой так и остался , но зато как тяжело мне пришлось переучивать себя от привычки надеяться переписать в жизни, до сих пор иногда все надеюсь, что черновик пишу.
13.04.2001 19:32:26, Шин
А зачем?
14.04.2001 12:24:54, Шин
Это такие домашнии задания бывают. Списать и какие-нибудь задания выполнить:=))
14.04.2001 14:23:49, Баба Лена
Между прочим, а вы знаете, как это упражнение должно проводиться? Ребенок должен прочесть и запомнить предложение целиком (если длинное - то смысловой кусок), переписать его в тетрадь и только потом проверить по учебнику правильно ли он написал. При этом за исправления снижать оценку не должны. Все это мне еще в моей прекрасной начальной школе объясняли.
Естетсвенно, что в обычном варианте все это выродилось в бессмысленное точное переписывание с учебника:(( 14.04.2001 15:26:01, Ленка
Естетсвенно, что в обычном варианте все это выродилось в бессмысленное точное переписывание с учебника:(( 14.04.2001 15:26:01, Ленка
Нисколечки! Я училась давно, а дочка моя пока ещё совсем не школьница, и я не педагог :))). Подобные тонкости школьного образования от меня очень далеко ;).
14.04.2001 19:22:39, Баба Нюра
Мы сами этой дурью маялись, и дети наши, и дети наших детей будут эту ерунду делать. Я имею ввиду переписывание учебников. У старшей сейчас есть граждановедение, так они планомерно переписывают ВЕСЬ учебник. А отметку ставят за почерк, красиво -пять, не красиво- три.Кстати, ведёт завуч, можно сказать "авангард" нашей педагогики. :)
14.04.2001 19:44:33, ПривеТ.Т.
Интересно, среднее образование в рамках школы как она есть - это право или обязанность? ;)
По моим воспоминаниям, в наших учебниках были буковки пропущены. А чтоб я так просто что-то ПЕРЕПИСЫВАЛА... Наверное, не придавала этому большого значения. Удобно быть девочкой!!! :))) 14.04.2001 19:58:10, Баба Нюра
По моим воспоминаниям, в наших учебниках были буковки пропущены. А чтоб я так просто что-то ПЕРЕПИСЫВАЛА... Наверное, не придавала этому большого значения. Удобно быть девочкой!!! :))) 14.04.2001 19:58:10, Баба Нюра
Вообщем-то я тоже при переписывани буквы вставляла, слова, запятые или все вместе. А просто переписывания не помню, не было такого никогда.
14.04.2001 21:35:14, Шин
НЕ помню, обычно комплексно - вставьте буквы, подчеркните сказумое и подлежащее ,спряжение вообще не помню :))
15.04.2001 09:02:59, Шин
Так это в старших классахразные задания, а во 2 классе -перепиши,поставь ударения.Или ещё чего-нибудь по мелочи.
14.04.2001 22:09:56, ПривеТ.Т.
Попутно замечу. Сегодня представилась возможность сравнить тетради первоклассников, по 1-3 и 1-4. Люди! Это небо и земля.
14.04.2001 22:37:59, Баба Лена
А поподробнее!:)
Знаете чем вчера занимался мой семилетний сын?! Ходил целый день с бумажкой, чего-то писал. Вдруг подходит иговорит:
-Задумай число, умнож его на 2, прибавь...,раздели..., отними...(ну дальше я не помню, там вычислений минуты на три)
-В тебя получился ноль?Угадал!:)
(А я его заставляю переписывать глупые задания- Варвар!) 15.04.2001 08:44:56, ПривеТ.Т.
Знаете чем вчера занимался мой семилетний сын?! Ходил целый день с бумажкой, чего-то писал. Вдруг подходит иговорит:
-Задумай число, умнож его на 2, прибавь...,раздели..., отними...(ну дальше я не помню, там вычислений минуты на три)
-В тебя получился ноль?Угадал!:)
(А я его заставляю переписывать глупые задания- Варвар!) 15.04.2001 08:44:56, ПривеТ.Т.
Посмотрела тетрадь по математике, в том классе, куда мы примериваемся "прыгнуть". Вся математика в пределах 10-ти. И задачки, и примеры, и сравнения. Я же все примеряю свою даму на второй класс:-))
Потом, специально зашла к соседке. По 1-3 они считают уже в сотне, уравнения решают, начали таблицу умножения, задачки приличные .
Очень сильно различается чтение.Скорость чтения по 1-3 80-85. Читают большие произведнния(Незнайка, Волшебник изумр.,). Домашнии задания есть и не маленькие. 15.04.2001 11:28:32, Баба Лена
Потом, специально зашла к соседке. По 1-3 они считают уже в сотне, уравнения решают, начали таблицу умножения, задачки приличные .
Очень сильно различается чтение.Скорость чтения по 1-3 80-85. Читают большие произведнния(Незнайка, Волшебник изумр.,). Домашнии задания есть и не маленькие. 15.04.2001 11:28:32, Баба Лена
У нас вообще с программой полный бардак.Как мне объяснили мы учимся по программе 1-4, но для семилеток. Учебников нет, методик нет. Учебники у нас есть аж 92 года. (Когда только заговорили о четырёхлетнем образовании.) В первом классе мы прошли получебника по математике за 2-ой класс, такая же гонка по чтению. Кол-во слов прочитанных за минуту - вот основной критерий успеваемости ребёнка.А домашние задания были со второй недели первого класса и по-многу.(Сама пишу и сильно рискую - учительница комп купила.:))
И если у вас есть такой МИЛЫЙ вариант я бы не задумывалась.:) 15.04.2001 11:51:35, ПривеТ.Т.
И если у вас есть такой МИЛЫЙ вариант я бы не задумывалась.:) 15.04.2001 11:51:35, ПривеТ.Т.
Я так понимаю, то ,что сейчас является 1-4, это как раз для чистых 6-ти леток. А, получается-то дети в один класс попадают от 7,5 до 6-ти.
Все думают об образвательной системе и никто не думает о детях:-( 15.04.2001 12:07:11, Баба Лена
Все думают об образвательной системе и никто не думает о детях:-( 15.04.2001 12:07:11, Баба Лена
Я совсем запуталась :)). Вы "прыгнуть"-то хотите во второй по 1-4 или 1-3?
15.04.2001 11:31:03, Баба Нюра
Я думаю,что хочу 1-4.:-)Это соседкина дочка по 1-3 учится.
Честно говоря, я уже так "загрузилась" всякой информацией, что и сама не знаю чего хочу:-)С одной сороны, я ПОНИМАЮ, что сразу во второй-может быть плохо, но с другой стороны я НЕ ПОНМАЮ, что она буде делать в первом. И я понимаю, что это Я так понимаю, а на деле может все быть иначе.
Вот задачка:-))
15.04.2001 12:00:16, Баба Лена
Честно говоря, я уже так "загрузилась" всякой информацией, что и сама не знаю чего хочу:-)С одной сороны, я ПОНИМАЮ, что сразу во второй-может быть плохо, но с другой стороны я НЕ ПОНМАЮ, что она буде делать в первом. И я понимаю, что это Я так понимаю, а на деле может все быть иначе.
Вот задачка:-))
15.04.2001 12:00:16, Баба Лена
Баба Лена!Напишу сюда, авось длинные руки не достанут :-)Для началки важен учитель больше, чем школа. Неплохо было бы узнать, как к левшам относится, подходит ли формально к детям или индивидуально.Если дочка хочет в школу, надо идти, лучше, чтобы нагрузка была небольшая поначалу. Пойдет легко, станет скучно, прыгнете через класс. Еще интересно, чего она ждет от школы : новых знаний или формального нового взрослого статуса, любит ли ритуалы, чтобы ей учительница понравилась, чтобы не боялась ее.Мой хотел знаний, а получил долгие часы письма, детские вопросы на чтении, был разочарован. Хотя учительница была замечательная.
16.04.2001 02:20:47, Сонечка
Сейчас не самое лучшее время для принятия решения. Запишите дочку везде. Отказаться вы всегда сможете. ДАйте себе время на отдых. Пусть в голове отложится. Потом если решение не придет в виде интуитивно верного, будете думать еще :)
15.04.2001 12:10:45, Шин
Можно пойти в первый класс: цветы, антураж и т.д. Поймете, что скучно или плохо - прыгните во второй, но уже в другой школе.
15.04.2001 12:25:22, Ленка
Где же школ набраться? Ж-)
ОФФ. У нас по местному ТВ давали рекламу маленькой гостиницы на Куршской косе. Я данные записала. Прислать? 15.04.2001 12:33:04, Баба Лена
ОФФ. У нас по местному ТВ давали рекламу маленькой гостиницы на Куршской косе. Я данные записала. Прислать? 15.04.2001 12:33:04, Баба Лена
Можно вмешаться? Мы были в этой гостинице ("Постоялый двор", которая рекламируется по ТВ)не далее как 5 дней назад.Если не брать во внимание мелочи навроде костей в ухЕ, то ничего:). Но специально хочу предупредить о щепитильной подробности. Там санузел находится в отдельностоящем здании и в кабинке установлена защелка-ловушка:). Это была песня, когда я не смогла выйти и не достучалась, чтобы кто-нибудь услышал! Ценой погнутого квартирного ключа я смогла выбраться наружу:)))
15.04.2001 13:47:22, ЛИСА
Прислать:)) Обожаю маленькие гостиницы и вообще все маленькое. А у вас второй класс в той же школе? Я не поняла. Но тогда все еще проще. Перепрыгивание через класс пройдет еще легче.
15.04.2001 12:49:19, Ленка
Как Сонечкиному сыну. Мы на лекции говорили о наших сыновьях, ну как про одного мальчика.:)
Что касается школьной программы, то для одних предметов нам надо более продолжительный урок, а другие уроки нас тормозят. Если б нам позволили использовать какие-то учебники где нужно заполнять только ответы или вставлять букву, ему стало бы легче. Самое трудное задание для него - строчка цифр или буковок в тетради!Если же задано что-то сложное(заковыристая задача, например)- наоборот просыпается интерес.
Я его бедного дёргала, дотягивала, пока благодаря конфе себе мозги не вправила. Сама успакоилась и ребёнка дёргать перестала. 14.04.2001 14:59:51, ПривеТ.Т.
Что касается школьной программы, то для одних предметов нам надо более продолжительный урок, а другие уроки нас тормозят. Если б нам позволили использовать какие-то учебники где нужно заполнять только ответы или вставлять букву, ему стало бы легче. Самое трудное задание для него - строчка цифр или буковок в тетради!Если же задано что-то сложное(заковыристая задача, например)- наоборот просыпается интерес.
Я его бедного дёргала, дотягивала, пока благодаря конфе себе мозги не вправила. Сама успакоилась и ребёнка дёргать перестала. 14.04.2001 14:59:51, ПривеТ.Т.
Неспособные дети или неспособные учителя? Задачища А как нам, бедным крестьянам, разобратся способный ребенок попал к неспособному учителю или способный учитель не может ничем помочьс неспособному ученику?
13.04.2001 13:38:27, Марина
Гениально!!!:)))
Разобраться можно так: если учитель способный, он найдет способности в любом ученике.
Знаете, бездарный педагог во всех учениках видит бездарностей, одаренный педагог в любом ученике увидит зачатки одаренности... :) 13.04.2001 13:43:52, Элла Прокофьева
Разобраться можно так: если учитель способный, он найдет способности в любом ученике.
Знаете, бездарный педагог во всех учениках видит бездарностей, одаренный педагог в любом ученике увидит зачатки одаренности... :) 13.04.2001 13:43:52, Элла Прокофьева
Рада что вам понравилось/ Вверху ответите?
13.04.2001 13:51:11, Марина
Что ж… ВИВАТ нашей природной одаренности и УВЫ растворению ее в нашей реальной действительности. Имею в виду детей, конечно.
13.04.2001 13:30:13, Наташа Кириенко
Читайте также
7 причин не носить брекеты: когда они противопоказаны и почему
Кому нельзя носить брекеты?