МЕТОД ГАПТОНОМИИ
Предложен Францем Вельдманом (Дания) для налаживания эмоциональной связи матери с ребенком во период беременности (А. Бертин «Воспитание в утробе матери или рассказ об упущенных возможностях». - СПб.: МНПО «Жизнь», 1992).
Цели:
1. Налаживание эмоциональной связи между матерью и ребенком в период беременности.
2. Развитие материнской компетентности: способность понимать состояния ребенка по проявлениям его двигательной активности; умение различать характер двигательной активности ребенка и соотносить его с эмоциональным состоянием ребенка; способность ориентироваться на свои состояния при определении эмоционального состояния ребенка (развитие интуиции, средств контроля состояний ребенка); формирование тактильного контакта как средства взаимодействия с ребенком; формирование субъектного отношения к ребенку; формирование способности гибко приспосабливаться к особенностям активности ребенка и его индивидуальному ритму жизнедеятельности; конкретизация и индивидуализация образа ребенка; развитие сензитивности (чувствительности) и респонсивности (отзывчивости) к стимуляции от ребенка; развитие способности синхронизации своих эмоциональных состояний с эмоциональным состоянием ребенка; развитие эмпатии (способности сопереживания на основе понимания эмоционального состояния ребенка за счет ориентации на свои эмоциональные состояния, возникающие синхронно с состояниями ребенка); способность управлять своими эмоциональными состояниями согласно задачам эмоционального взаимодействия с ребенком.
Процедура:
Метод гаптономии следует начинать после того, как шевеления ребенка будут ощущаться матерью явно и четко отличаться от других состояний организма. Метод включает три основных этапа:
1. Наблюдения за шевелением в течение нескольких дней, возможно с применением дневника шевелений. На основе наблюдений выделяется время дня, когда шевеления ребенка ощущаются наиболее часто и явно. Это время должно быть удобно для матери: она должна находиться дома, иметь возможность расслабиться, сосредоточиться, не отвлекаться на другие дела хотя бы в течение 15-20 минут. При использовании гаптономии и матерью, и отцом (или другими близкими людьми) сеансы каждого участника должны быть разведены во времени на несколько часов. Время сеанса всегда должно быть постоянным. Выбирается характер тактильного и голосового воздействия, удобный для взрослого: движения рук (похлопывание ладонью, поглаживание, перебирание пальцами, круговые движения и т.п.), которые можно производить в ритме голосового воздействия; голосовое воздействие (куплет песни: колыбельной, народной пестушки и т.п.; стихотворный текст в несколько строк с выраженным ритмом; текст или куплет песни собственного сочинения и т.п.). Тактильное воздействие и текст должны быть разными у каждого участника и постоянными для каждого в отдельности.
2. Налаживание контакта с ребенком. В выбранное время дня мать дожидается возникновения шевеления ребенка и производит тактильно-голосовое воздействие несколько раз (3-4 раза) с интервалом в 3-5 минут. Сначала ребенок прекращает двигательную активность, через несколько сеансов (от 1 до 3 недель ежедневных сеансов в зависимости от срока беременности и индивидуальных особенностей ребенка и матери) ребенок начинает воздействовать изнутри направленно в руку взрослого. После появления ответа ребенка количество воздействие сокращается до 2-3 за сеанс. В течение второго этапа не следует варьировать характер воздействия и
время сеанса.
3. Применение гаптономии по необходимости. Сохраняются привычные сеансы воздействия, возможно варьирование средств контакта с ориентацией на «согласие» ребенка на эти вариации. Средства контакта начинают применяться матерью и другими участниками при необходимости с целью инициации контакта с ребенком или для упокоения ребенка при стрессовых реакциях (которые мать воспринимает как таковые, ориентируясь на появившуюся у нее компетентность). Т.е. после рождения, если ребёнок заплачет, спойте ему ту песенку, которую пели, во время беременности и это его успокоит.
Если что-то будет не понятно, пишите, на email.
С уважением Татьяна.
Раздел: ...затрудняюсь выбрать раздел
Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.
Читайте также
Как понять, что у ребенка психологические трудности, если он ничего не рассказывает?
Как помочь ребенку, чтобы не оттолкнуть?