Добрый день! Подскажите неучу, а есть ли какое-то логичное и действенное объяснение и правило для проверки написания непроизносимых согласных?
В учебнике совсем муть, да и я с ужасом поняла, что не могу объяснить ребенку. То есть в половине случаев еще получается подобрать "проверочное слово" из которого ей очевидно (правда сама она придумать не может никогда, только запомнить после нескольких моих повторений), а в половине - только зубрить. Должно же быть какое-то подспорье для тех, кто без интуитивной грамотности?
Конференция "Школьное и дополнительное образование детей""Школьное и дополнительное образование детей"
Раздел: ...затрудняюсь выбрать раздел
Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.
Непроизносимые согласные
09.01.2016 12:00:41, Гарпистка.23 комментария
Небольшая подсказка- при проверке написания прилагательных с непроизн согласными удобнее всего ставить прил в краткую форму: прелестный - прелестен, известный - известен. Но если вообще проблема с подбором проверочных слов, то посоветую больше упражнений делать и читать, читать, читать
09.01.2016 13:04:49, XXL
Спасибо!
Но это как раз одна из наших проблем. Ко многим словам я не могу подобрать ДРУГИХ проверочных, а краткие прилагательные не работают. Она не понимает т.е. не слышит и в них этих согласных! говорит "тесен - тесный, чесен - чесный" и т.д. 09.01.2016 14:24:11, Гарпистка.
Но это как раз одна из наших проблем. Ко многим словам я не могу подобрать ДРУГИХ проверочных, а краткие прилагательные не работают. Она не понимает т.е. не слышит и в них этих согласных! говорит "тесен - тесный, чесен - чесный" и т.д. 09.01.2016 14:24:11, Гарпистка.
Здесь неправильно проверочное выбрано. в честен "т" часто проглатывается при беглом произнесении.
лучше проверять "честь"
Но вообще слышать звуки - отдельное умение и не у всех оно автоматически есть. Можно пойти к логопеду.
По крайней мере самим тренироваться смотреть написанное и громко отчетливо читать ЧЕС-ТЕН и т.д.
Учите слышать разницу.
Например, просите повторить, то что сказали:
чесен-честен-честен-чесен
и т.д. 09.01.2016 14:43:27, Шоша
лучше проверять "честь"
Но вообще слышать звуки - отдельное умение и не у всех оно автоматически есть. Можно пойти к логопеду.
По крайней мере самим тренироваться смотреть написанное и громко отчетливо читать ЧЕС-ТЕН и т.д.
Учите слышать разницу.
Например, просите повторить, то что сказали:
чесен-честен-честен-чесен
и т.д. 09.01.2016 14:43:27, Шоша
Вот у нас и выходит, что есть "честные словарные слова", а есть остальные, к которым надо выучить всю связку, происхождение слова, правильное проверочное - и вывод. Получается объемно, я надеялась, что можно как-то лучше объяснить - и будет ура, победа.
Логопед в наш график сейчас нуникак не внедряется.
Не посоветуете учебник русского, где эти базовые вещи, например состав слова, и поиск однокоренных, даются подробно, четко и прожёвано? А то у нас учебник школьный никакой, а мне самой не хватает тямы, как эти очевидные вещи донести до того, кому они отнюдь не очевидны.
Никогда не понимала, как люди умудряются "по правилам" писать, это ж какой умище нужен, чтоб не только знать правила, но и анализировать каждое слово в режиме реального времени. 09.01.2016 16:29:34, Гарпистка.
Логопед в наш график сейчас нуникак не внедряется.
Не посоветуете учебник русского, где эти базовые вещи, например состав слова, и поиск однокоренных, даются подробно, четко и прожёвано? А то у нас учебник школьный никакой, а мне самой не хватает тямы, как эти очевидные вещи донести до того, кому они отнюдь не очевидны.
Никогда не понимала, как люди умудряются "по правилам" писать, это ж какой умище нужен, чтоб не только знать правила, но и анализировать каждое слово в режиме реального времени. 09.01.2016 16:29:34, Гарпистка.
Я сама лингвист и теорию рассказываю из головы. Хорошего детского учебника пока не видела.
Я вообще не верю, что можно писать и анализировать одновременно. Нужно каки-то образом автоматизировать письмо, а правила знать на случай, если в каком-то отдельном слове засомневался. Мои успехи на этом поприще пока скромны.
В качестве разумного детского учебника ниже Ахмеркову "Пятерку шаг за шагом" посоветовала:) 09.01.2016 16:43:53, Шоша
Я вообще не верю, что можно писать и анализировать одновременно. Нужно каки-то образом автоматизировать письмо, а правила знать на случай, если в каком-то отдельном слове засомневался. Мои успехи на этом поприще пока скромны.
В качестве разумного детского учебника ниже Ахмеркову "Пятерку шаг за шагом" посоветовала:) 09.01.2016 16:43:53, Шоша
Ещё замечательнве пособия по русскому Богдановой. Но не знаю, есть ли для началки. Вот для средней школы незаменимы.
09.01.2016 20:22:25, XXL
Хорошо Вам, я вот нелингвист, потому от теории далека. А ребенок не "естественно грамотный", и вот тут-то и ах!
Спасибо, я кажется покупала даже эту книжку, думала как дополнительную использовать.Сейчас достану и попробую приладить к делу. Мне казалось там только упражнения, без теории - а до дополнительных упражнений с русским у нас так и не дошло, основной учебник замучил:( 09.01.2016 19:11:13, Гарпистка.
Спасибо, я кажется покупала даже эту книжку, думала как дополнительную использовать.Сейчас достану и попробую приладить к делу. Мне казалось там только упражнения, без теории - а до дополнительных упражнений с русским у нас так и не дошло, основной учебник замучил:( 09.01.2016 19:11:13, Гарпистка.
чесен - это ошибка. Нужно взять однокоренной ряд - честен - честность, честный - в конце концов, объяснить, что изначально это слово произошло от "честь" - там трудно не услышать согласный "т". А вообще нужно делать упражнения на поиск однокоренных слов, так как это очень часто основа безграмотности - когда человек не может провести параллель с подобными родственными словами.
09.01.2016 14:40:54, Местнаяя
я знаю, что это ошибка, но она этого и не слышит, в том и засада. в общем я поняла, что локально решить проблему с этими согласными не выходит.
то и плохо, что по каждому слову Я должна объяснить все эти перипетии словообразования, сама она это не видит, не слышит и не понимает. 09.01.2016 15:15:23, Гарпистка.
то и плохо, что по каждому слову Я должна объяснить все эти перипетии словообразования, сама она это не видит, не слышит и не понимает. 09.01.2016 15:15:23, Гарпистка.
Фонематический слух не у всех хорошо развит. Она музыкой не зпнимается?
Ну вообще то в русском языке таких слов не много. Если постоянно их прописывать - проговаривать, то можно и запомнить. Как вариант 09.01.2016 15:37:26, XXL
Ну вообще то в русском языке таких слов не много. Если постоянно их прописывать - проговаривать, то можно и запомнить. Как вариант 09.01.2016 15:37:26, XXL
Хоровое отделение музыкалки:) А с русским грустненько вот:(
09.01.2016 16:21:43, Гарпистка.
Непроизносимые согласные обычно все-таки проверяются. Главная идея, что после подозрительного места должна быть гласная.
то, что ребенок не может сам придумать проверочное - очень неудобно.
В чем именно ей не удается придумать? Не удается придумать никаких однокоренных? Не удается придумать однокоренных, чтобы после подозрительной согласной гласная была?
Соответственно и разбираться с проблемой. Обычно помогает выполнение довольно скучных упражнений, когда есть много пар слов "подозрительное" - "проверочное" и нужно вставить или не вставлять букву.
Пока делаешь много таких упражнений приходит понимание, какого типа слова нужно искать в проверочные. 09.01.2016 12:40:49, Шоша
то, что ребенок не может сам придумать проверочное - очень неудобно.
В чем именно ей не удается придумать? Не удается придумать никаких однокоренных? Не удается придумать однокоренных, чтобы после подозрительной согласной гласная была?
Соответственно и разбираться с проблемой. Обычно помогает выполнение довольно скучных упражнений, когда есть много пар слов "подозрительное" - "проверочное" и нужно вставить или не вставлять букву.
Пока делаешь много таких упражнений приходит понимание, какого типа слова нужно искать в проверочные. 09.01.2016 12:40:49, Шоша
Спасибо! Вот я поняла, что у нас тут накладывается три проблемы.
С одной стороны, к многим таким словам проверочных в современном русском я не вижу. Гласный, бессловесный, окрестность, и такие попадаются, довольно часто. Приходится к каждому проводить "экскурс в историю", но сама-то она это воспроизвести не сможет на контрольной.
С другой, действительно самый частотный вариант "проверочных" - краткие прилагательные, и тут труба, они фактически тоже в повседневном лексиконе отсутствуют, поэтому она их "не знает", то есть построить может, но примерно, как я писала "чесен-чесный", "опастен-опасный" ей нигде не "жмет", то есть получается этот вариант проверки для тех, кто просто хорошо владеет языком на интуитивном уровне.
Ну и да, она плохо вообще подбирает однокоренные, в обе стороны, в смысле и придумать может очень мало, и "левых" насобирать: "частное - проверочное ЧАСТО" и т.д..
Получается у кого чувства языка нет - тому и правила не помогут:( 09.01.2016 16:19:14, Гарпистка.
С одной стороны, к многим таким словам проверочных в современном русском я не вижу. Гласный, бессловесный, окрестность, и такие попадаются, довольно часто. Приходится к каждому проводить "экскурс в историю", но сама-то она это воспроизвести не сможет на контрольной.
С другой, действительно самый частотный вариант "проверочных" - краткие прилагательные, и тут труба, они фактически тоже в повседневном лексиконе отсутствуют, поэтому она их "не знает", то есть построить может, но примерно, как я писала "чесен-чесный", "опастен-опасный" ей нигде не "жмет", то есть получается этот вариант проверки для тех, кто просто хорошо владеет языком на интуитивном уровне.
Ну и да, она плохо вообще подбирает однокоренные, в обе стороны, в смысле и придумать может очень мало, и "левых" насобирать: "частное - проверочное ЧАСТО" и т.д..
Получается у кого чувства языка нет - тому и правила не помогут:( 09.01.2016 16:19:14, Гарпистка.
Школьный русский вообще странно устроен, имхо, он помогает тем, кто и так терпимо пишет, писать без ошибок.
Детям, у которых все вообще плохо, нужно скорее развивать именно чувство языка. Мой ребенок год учился подбирать однокоренные. Сейчас он хотя бы может их придумать, хоть какое-то количество, а не выдавать случайный набор слов близких по звучанию и смыслу.
Экскурс в историю очень помогает, т.к. объясняет чередования, например. Проще запомнить полногласия ОРО и ОЛО, а не подбирать каждый раз проверочные к словам типа "город" (учитывая, что есть "град")
Я с ребенком стала заниматься по Ахмерковой "пятерка шаг за шагом". Мне кажется, для детей с проблемами очень подходит.
Но у меня еще и дислексик, так что там и сложности чтения накладываются. 09.01.2016 16:35:59, Шоша
Детям, у которых все вообще плохо, нужно скорее развивать именно чувство языка. Мой ребенок год учился подбирать однокоренные. Сейчас он хотя бы может их придумать, хоть какое-то количество, а не выдавать случайный набор слов близких по звучанию и смыслу.
Экскурс в историю очень помогает, т.к. объясняет чередования, например. Проще запомнить полногласия ОРО и ОЛО, а не подбирать каждый раз проверочные к словам типа "город" (учитывая, что есть "град")
Я с ребенком стала заниматься по Ахмерковой "пятерка шаг за шагом". Мне кажется, для детей с проблемами очень подходит.
Но у меня еще и дислексик, так что там и сложности чтения накладываются. 09.01.2016 16:35:59, Шоша
Про полногласное тоже сложно. Ведь слово молоко можно объяснить чередованием ОЛО ЛЕ : молоко-млеко, но ребёнок то слово млеко не слышал ни разу и провести аналогию не сможет. Это лингвист как раз объяснит, почему молоко пишется в два О
09.01.2016 20:20:24, XXL
Не поняла про чередование молоко-млеко. Молоко-млеко, это не чередование в классическом смысле. Это то же, что и город -град - одно из древнерусского в русский перешло, другое заимствовано из церковно-славянского. То, что там регулярные соответствия появляются, следствия, что у обоих языков общий предок.
09.01.2016 22:50:17, Шоша
Я написал то же, что и вы, просто назвала это чередованием. Не совсем верно, но не все же здесь лингвисты, как мы, чтобы углубляться в терминологию :). Просто хотела сказать, что это ребёнку в началке не поможет. Про церковно-славянские и древнерусские варианты
10.01.2016 00:55:49, XXL
У моего младшего все "от головы", ему нужна четкая сисемная логика. Поэтому про полногласия и т.п. ему как раз понятно.
Мне кажется, есть достаточное число детей, у которых с чувством языка плохо, а с логикой очень хорошо.
Таким поможет понимание откуда что взялось и почему иначе и быть не может. Не обязательно же все паллатализации объяснять. Достаточно сказать, что язык меняется и иногда одно и то же место в разных ситуациях начинает звучать по-разному, а потом и писаться по-разному.
Я своего ребенка глухим и звонким звукам смогла научить только показывая различая в осцилограммах и спектограммах звуков. И такое бывает:)
Выделять корни и с аффиксы через квадрат Гринберга, т.к. для него это оказалась четкая и понятная процедура.
Но у моего ребенка напрочь отсутствует какое-то интуитивное чувство языковой теории. При том, что шутки, основанные на игре слов он отлично понимает и придумывает. Но там смыслы слов. 10.01.2016 01:16:43, Шоша
Мне кажется, есть достаточное число детей, у которых с чувством языка плохо, а с логикой очень хорошо.
Таким поможет понимание откуда что взялось и почему иначе и быть не может. Не обязательно же все паллатализации объяснять. Достаточно сказать, что язык меняется и иногда одно и то же место в разных ситуациях начинает звучать по-разному, а потом и писаться по-разному.
Я своего ребенка глухим и звонким звукам смогла научить только показывая различая в осцилограммах и спектограммах звуков. И такое бывает:)
Выделять корни и с аффиксы через квадрат Гринберга, т.к. для него это оказалась четкая и понятная процедура.
Но у моего ребенка напрочь отсутствует какое-то интуитивное чувство языковой теории. При том, что шутки, основанные на игре слов он отлично понимает и придумывает. Но там смыслы слов. 10.01.2016 01:16:43, Шоша
Читайте также
7 причин не носить брекеты: когда они противопоказаны и почему
Кому нельзя носить брекеты?