Конференция "Раннее развитие"

больше меньше

Подскажите плз какой-нить метод для 3-хлетки, чтобы правильно объяснить понятие больше-меньше.

Все цифры знает в пределах 20-ти. Считает количество предметов. Заинтересовался игральными картами. Начинали с раскладывания по мастям, по картинкам, выкладываем по порядку их от 2 до туза. Все это ему надоело, но он хочет играть именно в карты. Начали играть с ним в пьяницу: каждый берет по одной карте, чья больше тот и забирает обе.

Так вот, у меня возник ступор по поводу как объяснить принцип больше-меньше. Пробовали считать устно: "1-2" и "1-2-3" что больше? не понимает. Пробовали брать фишки, игрушки, кубики и считать их и сравнивать количество... не понимает.

Сейчас повесила ему на стенку все цифры подряд, какая правее - та и больше. Вроде бы такой способ помагает, но мне кажется он неправильным.

Подскажите какой метод использовать чтобы правильно ему объяснить.
07.04.2004 20:00:21, Tiri
[ответить]
Наверно нужно внести некоторые пояснения.

У Жени - абсолютная память, что увидит - запоминает с первого раза и надолго, услышанное запоминает со второго раза. Он даже разговаривает правильно не потому что умный, а потому что запоминает все хорошо (такие слова как гидроэлектростанция он с легкостью выговаривает).

Так вот, насущная проблема: мы можем переиграть во все игры с игрушками, картинками, бытовыми предметами в игры на сравнение, собственно и играем, поэтому я писала в сообщениях выше, что сравнивать он умеет, сортировать умеет и т.д. но вот дело дошло до цифр и все эти знания не помагают ему понять сути с цифрами.

Я уже в другом топике поднимала вопрос, что он запоминает, а думать не хочет.

Мне трудно объяснить такое, наверно нужно привести много примеров:
допустим сравниваем животных (большие-маленькие), принцип сравнения показала один раз - дальше всех животных будет правильно сравнивать, тут же строю две пирамиды (из 2 кубиков и из 8 - разница большая), без обяснений спрашиваю какая больше - не знает, объясняю принцип - сразу схватывает и дальше на любые конструкции отвечает правильно. Т.е. онне может перенести опыт/знания с животных (птиц, людей, квадратиков, мозаики и т.д. с которыми работали раньше) на кубики, которые вот сейчас первый раз начали...

С цифрами сложнее.
Что нам помагает из всего предложенного в этом топике (спасибо всем за это):
- "смотреть на ряд и больше та что правее" работает, но я считаю его не верным.
- Выкладываем два ряда предметов друг под другом, возле каждого ряда ложим соответствующую цифру, тоже работает, но я вижу непониманиее в его глазах, опять он запомнил принцип, но увязать ряды и цифры он не может.
- с печенюшками для акулы (кучки предметов различных) тоже самое, запомнил, что в этой тарелке больше - значит цифра больше, но непонимание в глаза осталось.

Может у меня крыша едит и я слишком много требую от трехлетки или сама гоню с объяснениями, ведь он сам хочет понять что такое больше-меньше, просит играть. Он вродебы правильно отвечает, но не понимает зачем это нужно чтоли, сам объяснить не может что ему непонятно, нет у него радости от проделанного, как обычно когда у него все получается. Боюсь что он забросит это дело как "неполучающееся у него", а не хочется чтобы это произошло.


09.04.2004 02:30:21, Tiri
[ответить]
Есть некоторые стадии тут, и скакать через них не стоит :-) От работы с конкретными предметами, к работе с рисунками, потом со всё более абстрактными рисунками, потом к цифрам. Цифра - абстракция. К ней ещё дойти надо.

И подойдёт ребёнок к работе с цифрами ИМЕННО через такие понятия, как "если в тарелке больше, то и цифра больше". Ещё несколько лет задачи ему стоит решать так примерно:

-Задача: сравнить 3 и 5
-Выложить *** и ***** печенюшками
-Сравнить печенюшки
-Сказать ответ про цифры

Потом он это же будет делать в голове, пользуясь ОБРАЗАМИ печений. Вопрос о том, делают ли такую манипуляцию с печенюшками в голове взрослые (очень быстро), или же они работают уже непосредственно с цифрами, пока остаётся открытым!
09.04.2004 10:39:32, Мария Д.
[ответить]
судя по тому, как нынче реализуются виртуальные методы визуализации, оперируют именно печеньками, каждый своими:) 09.04.2004 12:10:53, Шин
[ответить]
Визуально-то быстрей, эффективней Картина стоит тысячи слов и всё такое :-) 09.04.2004 12:33:45, Мария Д.
[ответить]
то, что я читала не столько в быстроте, сколько в объмености представления. Например , представления о рынке акций в виде океана. то есть опреденные парамтеры реализыются опрелденными картинками - высотой волны, скоростью ее бега, цветом и так далее. для некоторых гениев реализуется индвидуальное решение - кому о печеньки в программе заложены, кому-то сферы с пирамидами крутятся 09.04.2004 13:00:19, Шин
[ответить]
Ага, лица Чернова ещё туда же. Семидесятые, кстати. 09.04.2004 14:28:11, Мария Д.
[ответить]
"он запоминает, а думать не хочет" ne veryu. Skoree vsego on dumaet po-drugomu chem vi. Ya pomnyu menya v detstve Papa dostaval "Ti chitesh' tol'ko glazami i ne dumesh' o prochitannom" - na osnovanii chego on podobniy vivod delal do sih por dlya menya ne ponyatno. Skoree vsego potomu chto ya slishkom bistro chitala i ne lyubila pereskazivat' prochitannoe, no eto ne znachit chto ya ne ponimala o chem idet rech' v knige. Voobshe nuzhno bit' ochen' ostorozhnim s opredeleniyami dlya rebenka. Odna neostorozhnaya fraza mozhet lishit' rebenka uverennosti v sebe i v svoih sposobnostyah k ponimaniyu novogo materiala. A ved' imenno etim opredelyaetsya uspeh v zhizni, a ne prosto ob'emom priobretennih znaniy. Ya vsegda uchilas' luchshe drugih, no roditeli postoyanno bili mnoy nedovol'ni im kazalos' nuzhno eshe luchshe, mne eto v konce shkoli tak nadoelo, ya prosto progulivat' stala. Horosho potom ponyala chto eto nevazhno chto oni obo mne dumayut, glavnoe chto ya sama znayu kto ya i chto umeyu. No eto ponimanie tol'ko s vozrastom prihodit. Natasha
09.04.2004 03:19:13, nenatasha
[ответить]
Mne kazhetsya tut vi deystvitel'no slishkom mnogo ot rebenka trebuete. Cifri vse-taki nesut v sebe bol'she abstrakcii chem real'nie predmeti i dlya rebenka oni eshe ne inmeyut togo smisla kak dlya vzroslogo. Otlozhite na kakoe-to vremya, a cherez neskol'ko mesyacev poprobuyte snova. Prichem poprobuyte ne prosto cifri sravnivat' a kak zadachki, otnosyashiesya k real'noy zhizni. Inogda dlya detey primeri s "prosto ciframi" ne imeyut smisla, kak otvlechennie ponyatiya. U nih vse vosprinimaetsya bukval'no do opredelennogo vozrasta(inogda do 7-8 let!). Natasha 09.04.2004 03:07:09, nenatasha
[ответить]
Ochen' horoshaya knizka "Priklyucheniya Kubarika i Tomatika ili Veselaya Matematika" Genriha Sapgira. Tam po syuzhetu postoyannoe sravnenie: Nuzhno pchelok rassadit' na cveti-kolokol'chiki, odnoy pchelke cvetka nedostalos' - chego bol'she, pchelok ili cvetov?! Na den' rozhdenie prishli gosti, gostey 7 a tarelok 5, kazdomu gostyu dat' po tarelke. Chego men'she - tarelok ili gostey?! Sprosit' pochemu on schitaet chto tarelok men'she (2m gostyam nehvatilo). Tut zhe horosho ob'yasnit' chto takoe ravno (porovnu). Zamechatel'naya knizhka, ya ee s detstva pomnyu, no pokupat' prishlos' u bukinistov. Tam eshe i vishe-nizhe, shire-uzhe, sleva-sprava i dazhe vremya po chasam. Natasha 08.04.2004 19:30:29, nenatasha
[ответить]
на пальцах! :)
Считать с малышом пальчики, поднимая их по одному вверх, начиная с большого пальца правой, после пятого продолжать мизинцем левой и т.д. Считать по многу раз на день, с улыбкой, и ребенок сам разберется с понятиями больше-меньше.
08.04.2004 11:31:41, жемчужная
[ответить]
с пальчиками мы давно пробуем, но видно не тот способ это для него, посчитает на левой руке пальчике, посчитает на правой, а сказать больше-меньше не может. Видно это особенности мышления чтоли... 08.04.2004 11:48:20, Tiri
[ответить]
то есть все ситуации, что папа больше мамы и сына, а сын меньше папы и мамы, а мама больше сына, но меньше папы, что дом больше будки, слон больше собаки, шкаф больше тумбочки пройдены? Есть еще машин вариант с крокодилом, аклой с раизнутой пастью. куда ГОЛОДНЫЙ крокодил повернется, чтобы съесть печенек (две кучки печенек, маленькая и большая), к большой. потом можно уже начать разбирать какая куча больше, и что такое куча (три это куча? а два?(С):) ). и определят кличество предметов в куче 08.04.2004 09:41:53, Шин
[ответить]
Мы тоже использовали метафору "голодной акулы". Причём разница в начале должна быть огромная, скажем, на одной тарелке две печеньки, на другой - тридцать. Что акула выберет? Разыгрывали это всё с настоящей игрушечной пустой внутри акулой, дети её и кормили. Потом приходим к менее радикальным контрастам, скажем, между 1 и 3. Кстати, пасть акулы - как знак <, можно и зубки пририсовать. Или крокодила, ну какие игрушки в доме есть.

Ещё метафора на тему - взрослые и дети. Кто из двух зверей мама, кто ребёнок? Это на картинке определяется размером. А какая из этих двух змеек мама, какая - ребёнок:
_____
_______
Так от детёнышей зверей переходим к "детёнышам" фигурок.
08.04.2004 18:34:30, Мария Д.
[ответить]
у нас в уме от одного до десятки все нормально идет. хотя дочка изобрела алгоритм и пользуется им. она последовательно увеличивает или уменьшает (в зависимости от того, говорю ли "больше" или "меньше")на единицу, пока не доберется дп правильного числа. кстати в игре мемори на диске винни-пуха она делала тоже самое - последовательно открыла все шкафы 08.04.2004 20:45:57, Шин
[ответить]
Попробуйте использовать метод наложения: например 2 и 3 два кружочка, в одну линию выстроить два кружочка, а три кружочка в линию под первой, потом накладывать друг на друга, остается один без пары, т.о. во второй линейке больше, и так с любыми количествами чего-либо. Не знаю понятно ли объяснила :). 08.04.2004 08:54:05, Аришка
[ответить]
Мдя, совсем запарилась наверно, раз не вспомнила вчера об этом способе, всегда такой способ считала самым подходящим для своего и забыла про него :((( Спасибо что напомнили, сегодня попробовали и сдвинулись с мертвой точки.

Не знаю как это правильно назвать, но моему мало простых слов "это больше, а это меньше" ему нужно увидеть или пощупать это больше-меньше, как в случае с рядом цифр, он подходил к нему и ручки накладывал, какая под правой рукой, та и больше. А вот с рядами как раз то что нужно чтобы и представление имел правильное и знал :)
08.04.2004 11:22:42, Tiri
[ответить]
Слова - высокий вид абстракции, Вы правы. Сначала должны быть конкретные действия с конкретными предметами.

И ещё, НЕ стоит парно вводить понятия "больше-меньше, светло-темно" и другие противоположности. Стоит сначала ввести "больше", поработать с ним, разобраться, долго-долго - и потом, когда понятие уже закрепилось, вводить "меньше". Иначе дети путаются, причём сильно. Так и со взрослыми, когда изучаешь другой язык, нельзя антонимы проходить рядом, будешь путаться. Какой-то мощный психологический механизм.
08.04.2004 18:33:25, Мария Д.
[ответить]
ОФФ. Мария, я вам письмо про трудности с ЖЖ отправила. Получили? 09.04.2004 01:30:59, СМ
[ответить]
Сломался мой компьютер. Я всё получу через пару дней. 09.04.2004 10:40:04, Мария Д.
[ответить]
Какая правее та и больше ,это не довод для ребенка, попробуйте под каждой цифрой количество кружочков , например, нарисовать. Поэтому для тех кто рано начинает заниматься математикой желательно вначале ознакомить не с цифрами, а с множеством, а потом уже объяснить, что количество любых предметов записывается определенным значком. Например, три кружочка - это цифра 3.
В картах до 10 нарисованы фигурки в нужном количестве, а там где рисунки, объясняла кто главней, или кто старше, потом объясняла что кто старше тот может бить младшего. Туз бъет короля и т.д., король всех кроме туза, все подробно с показами и рассказами. В 3 года он уже все карты знал, знал какая больше, но играть у нас не получалось, на предложение поиграть в подкидного дурака в 3,5 года радостно сгребал все карты в кучу и подкидывал вверх, потом плавно переходил ко всем остальным игрушкам и кричал "а теперь подкидной миша" и т.д. В пьяницу тоже не получалось, но просто быстро перебирать карты и называть их очень любил. Извините , что так длинно и не все по делу.
08.04.2004 00:14:11, Иринище
[ответить]
С цифрами так и было, сперва он научился считать количества, с двух лет считал правильно любое количество предметов до десяти, потому мы выучили цифры, после того как он запомнил изображения цифр, начали ассоциировать количество предметов с цифрами, это тоже без проблем пошло: положит под цифру нужное число фишек (кубиков, палочек...) и наоборот на каждую кучку положит верную цифру. Начали складывать и вычитать: лежат цветные карточки с примерами (1+2=,2+3=, 2+5=...) под каждую цифру правильно положит нужное количество предметов, посчитатет сколько их всего и после равно положит верный ответ - это тоже без проблем. А вот с больше-меньше - ступор.

"Какая правее та и больше" как раз оказалось доводом для него из всех вариантов что я ему предложила он именно этим способом начал правильно отвечать, но я просто боюсь, что это выработает у него какое-то неверное представление о больше-меньше.

Если я ему расскажу, что "туз бьет короля", "король бьет даму"... "тройка бьет двойку", то он со второго раза запомнит это (благо у него память хорошая), а я хочу совместить полезное с приятным, тем более что ему это нравится (в пьяницу играть) и он совсем не против понять что такое больше-меньше.

Просто не могу найти подход.
08.04.2004 01:08:17, Tiri
[ответить]
А "много" и "мало" он понимает? У нас была проблема с больше-меньше и потом оказалось, что мы просто не понимаем формулировку, путаем "больше" в смысле размера с "больше" в смысле количества. Я тогда объяснила через "много" и "мало". 07.04.2004 22:25:01, Lena F
[ответить]
не пробовали, начинали с понятий "много" и "один", а "много" и "мало" - что-то даже не могу сообразить как объяснить ему... 07.04.2004 22:36:59, Tiri
[ответить]
"Много" и "мало" хорошо идет во время игры с конструктором (на высокую башню надо набрать много деталей, на низкую мало) и в сюжетно-ролевых играх, если вы их любите.
А еще посмотрите, на больше-меньше есть замечательная игра про трех медведей на сайте у Марии Д. - сортировка по возрастанию.
07.04.2004 23:01:22, Lena F
[ответить]
в прошлом сообщении я погарячилась, сказав, что не знаю как объяснить понятие "много-мало", не совсем поняла что имелось ввиду, сильно устала за день :)
с конструктором мы давно такое понятие используем, в других играх, да и в повседневных делах сплошь и рядом, понятие сортировки по возрастанию-убыванию нам знакомо, но как-то не помагает все это нам в "больше-меньше".

08.04.2004 02:26:59, Tiri
[ответить]
Если вы уже умеете сортировать по возрастанию-убыванию (количества, а не размера), то значит сам принцип больше-меньше он уже понимает и дело действительно только в формулировке. Можно сначала объяснить на сильно отличающихся количествах (на двойке мало сердечек, ромбиков и т.д. в зависимости от масти, только два, а на десятке много - целых десять, на десятке больше, чем на двойке). А для количеств, отличающихся на 1-2, разница хорошо видна методом наложения, как писали выше, можно чашки на блюдца ставить, что останется, того больше, зверушкам конфеты раздавать, хватит-не хватит, только для карт этот метод не подходит:) Еще у нас понятие больше-меньше очень хорошо понималось в быту, когда Никита просит 5 печений, а мама дает только 3:) А с картами может сейчас просто объяснить кто кого бъет, а когда будет совсем хорошо понимать больше-меньше, то обратить его внимание, что бъет именно больший меньшего. В картах же еще картинки, это совсем сбивает.
Если понадобятся варианты с наложением кроме чашек с блюдцами и зверей с конфетами, пишите, пришлю на мыло.
08.04.2004 11:45:28, Lena F
[ответить]
Просто показывайте , например, кучку предметов и проговаривайте здесь 5 деталей(или что у вас там в кучке), а здесь 3, и продолжайте эта кучка больше, а эта меньше, и дальше 5 больше чем 3, а 3 меньше чем 5. Чтобы не путалось с размерами мы проговаривали "это больше по длине - длиннее, это меньше подлине - короче". Так же добавляли всегда,когда приходилось слово больше употреблять - больше по размеру, больше по количеству и т.д. 08.04.2004 10:30:58, Иринище
[ответить]
А нам очень помогли презентации на сравнение .Скачивали с Вундеркинда. 08.04.2004 13:11:05, Betsi
[ответить]


Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру. Правила

© 2000-2020, 7я.ру.
SIA "ALP-Media", Свидетельство о регистрации СМИ №000740455.