Конференция "Ребенок от 7 до 10"

Русский язык - терминология

Кто-нибудь может дать четкие определения:
1) Родственные слова
2) Однокоренные слова
3) Одноформенные слова. Добавляю: Я вот тут подумала, что может лучше употреблять словосочетание "слова имеющие разную/одну форму"?

Путем аналитических сопоставлений у меня возникло подозрение, что 1 и 2 - это синонимы, а 3 - это подмножество первых двух. Так?

Пример: дуб, дубок, дубрава
Первые два друг с другом - одноформенные? Или родственные? Третье - для них однокоренное, но формы разные? Однокоренными все три точно тоже является, а вот родственными являются?
По аналогии, я могу выстроить гипотезы, но хочется нормального определения если такое вообще существует.
22.10.2005 10:19:18, Красно Солнышко
[ответить]
Слова, которые имеют общую (одинаковую) часть и сходны по смыслу, называются РОДСТВЕННЫМИ: дуб, дубок, дубрава. Общая часть родственных слов называется КОРНЕМ. Поэтому родственные слова называются также однокоренными. Т.е., это синонимы – Вы правы.

Образование разных форм одного и того же слова называется СЛОВОИЗМЕНЕНИЕМ. При словоизменении (изменении ФОРМЫ слова) основа не меняется: дуб – дуба – дубу – дубом - дубы и т.д. – это все формы одного и того же слова.

Т.е., словоизменение – это изменение ФОРМЫ слова, а словообразование – это образование НОВЫХ слов. При словообразовании создаются однокоренные слова с другим значением, и ОСНОВЫ в этих словах РАЗЛИЧНЫ, а при словоизменении ОСНОВА ОДИНАКОВАЯ (основа слова – это часть слова без окончания).

Это то, что я знаю. Чего не знаю - никогда и нигде (тем более – ни в одном учебнике для начальной школы) не встречала такого понятия, как разноформенные-одноформенные слова. Если не трудно – напишите, что за учебник.
В Вашем примере “лес" и "лесоруб", “море" и “моряк" – однокоренные, а вот “в лесу", “лесом", “у леса" – разные формы одного и того же слова.

22.10.2005 17:49:43, Snegurka
[ответить]
Так. Я начинаю вникать. Значит основа - это часть слова без окончания. Если, допустим, просили написать разные формы одного слова, тогда почему же "в лесу", "лесом"... как раз было перечеркнуто? Если просили написать однокоренные слова, тогда, тем более, непонятно, что не так то? 22.10.2005 20:38:57, Красно Солнышко
[ответить]
Не знаю, почему было перечеркнуто. Если надо было написать разные формы слова “лес" – то и я бы так написала: леса, лесу, лесом… Если же надо было написать однокоренные (родственные), то тогда написала бы: лесник, лесной, подлесок, лесочек…

Как бы проще Вашей девочке объяснить…

Если надо написать однокоренные слова – то ориентируемся на корень слова, примериваем к нему всякие приставки, суффиксы, окончания, получающиеся слова могут быть и разными частями речи, а могут быть и одинаковыми – но смысл немножечко будет меняться (“лес" и “лесок" – по смыслу похожи, но не одинаковы).

А если надо написать разные формы слова – то ориентируемся на основу его, которая уже включает в себя и приставку, и корень, и суффиксы, в общем – все, кроме окончания. То есть примеривать на это слово мы может только разные окончания – все остальные части слова должны остаться как в исходном.
22.10.2005 21:24:36, Snegurka
[ответить]
Да, спасибо. Я теперь поняла, что дело в окончании :) 22.10.2005 21:47:28, Красно Солнышко
[ответить]
Не только. Дело еще и в смысле - я там ниже написала. Как не изменяй слово лес - он лесом и останется, с любым окончанием. А лесок - с любым окончанием лесом не станет. :- )

Посмотрите в первом определении: "Слова, которые имеют общую (одинаковую) часть и сходны по смыслу, называются РОДСТВЕННЫМИ: дуб, дубок, дубрава".

СХОДНЫ по смыслу, а не одинаковы. Поиграйте с дочкой со словами, чтобы она почувствовала эти изменения смысла. Дом - домик - домище - домишко... - эти слова обозначают разные вещи, хоть и похожие. А вот дом - дома - дому... - обозначают одно и то же. Примеряя на корень разные приставки и суффиксы - рисуйте, обсуждайте получившиеся слова.
22.10.2005 21:55:29, Snegurka
[ответить]
А может быть, в этом все и дело. “Море" и “моряк" – это как раз из серии про СЛОВООБРАЗОВАНИЕ, и в Вашем учебнике это обозвали как “разноформенные слова".

“В лесу" и “лесом" – это из серии про СЛОВОИЗМЕНЕНИЕ, и это дело у Вас названо “одноформенными словами".

Как-то совсем уж криво, но другого объяснения не придумаешь. ИМХО, все это очень похоже на изобретение велосипеда авторами Вашего учебника. Когда узнаете у учительницы, как оно на самом деле – поделитесь с нами, пожалуйста, потому что уже интересно.

22.10.2005 18:08:00, Snegurka
[ответить]
Ребенок еще раз допрошен с пристрастием. На термине "одноформенные" она не настаивает. Может быть "разыне формы слова". В учебнике, в заданиях, я тоже нашла только такое выражение. Это проясняет суть дела? Я там ниже еще дала пример упражнения.

Я спрошу, конечно, но собрание только на следующей неделе.
22.10.2005 20:32:45, Красно Солнышко
[ответить]
Скорее всего, так и есть. Учитель не очень внятно объяснил, или ребенок чего-то не дослышал.

Ребятишки часто малознакомые или плохо услышанные слова подстраивают под более понятные. Может, Вы помните прошлогоднюю историю с моим сыном про пейджер-бейджик? Таких примеров масса - вспомните хоть Чуковского "От двух до пяти" :- )
22.10.2005 20:59:27, Snegurka
[ответить]
Так я понимаю. Но объяснить то все равно надо. А для этого - самой разобраться, что же все-таки имелось то в виду. Дело в том, что если предположить, что имелись в виду разные формы одного слова, то это подмножество однокоренных. Значит, как бы не было бы сформулировано задание, "лесок" и "лесом" не перечеркнули бы. Или я опять запуталась. 22.10.2005 21:04:36, Красно Солнышко
[ответить]
это не подмножество. Это одно слово, но в разных падежах или числах.
Так что же все-таки перечеркнули, ты по-разному пишешь - "в лесу" и "лесом". Или же "лесок" и "лесом"?
Лесок и лесом - разные слова. А в лесу и лесом - одно слово в разных своих формах
22.10.2005 21:16:31, НадяН.
[ответить]
Я сама не помню подробностей. Пошла посмотрела.
Вот такая строчка, на самом деле:
Лес - леса, к лесу, у леса, лесом
Кроме слова "Лес", все остальные - перечеркнуты.
22.10.2005 21:24:57, Красно Солнышко
[ответить]
В этой строчке записаны разные формы слова "лес". Раз она перечеркнута - значит, надо было не менять форму слова, а подобрать однокоренные слова. Попробуйте объяснить так, как я выше написала.

Я никогда не задумывалась про подмножества. Думаю, что нет - это не подмножество однокоренных слов. Смотрите, как в определении, которое я первым написала: "Слова, которые имеют общую (одинаковую) часть и сходны по смыслу, называются РОДСТВЕННЫМИ: дуб, дубок, дубрава".

Т.е. слова должны быть СХОДНЫ ПО СМЫСЛУ, а не одинаковы. Как слово "лес" не изменяй: лесу, лесом, у леса - лес все равно останется лесом. А вот лесок - это уже совсем не лес, хоть и немного - но изменился смысл. :- )
22.10.2005 21:52:12, Snegurka
[ответить]
родственные и однокоренные - одно и то же.
Одноформенные - нету такого термина вроде. Можно еще гипотез настроить - может одноформенные - это слова в одном падеже? или слова с одинаковыми суффиксами? дубок- лесок
22.10.2005 14:58:04, НадяН.
[ответить]
Одноформенные - это такие, которые не изменяются (не спрягаются и не склоняются).
Родственные - это из школы термин. По окончании школы их называют однокоренными. В примере однокоренные (или родственные) слова.
22.10.2005 10:56:15, Sofia
[ответить]
Одноформенные - это точно не то, что ты пишешь.
Все слова как раз из школы. Причем, все одновременно присутствуют в школьном учебнике. Просто так криво все написано, что я поймала себя на том, что ничего понять не могу. Ребенок тоже оперирует на уровне примеров и не может дать определение.
Я уже поняла, что лес и лесоруб - это разноформенные слова, а в лесу, лесом, у леса - одноформенные. При этом все они, якобы, и родственные, и однокоренные. Я по аналогии могу продолжить и сказать, что скажем море и моряк - тоже разноформенные, но однокоренные. На счет родственных - у меня сомнения. Но не поняла, почему. И какой в этом вообще глубокий смысл.
22.10.2005 11:14:21, Красно Солнышко
[ответить]
Вот еще у мамы спросила. Она говорит, что то, что я описала, "по-взрослому" называется одноМОРФЕМные, но вариантов про "одноформенные" тоже не может придумать. 22.10.2005 19:02:34, Sofia
[ответить]
Никогда не слышала термина одноформенные, ничего сказать не могу. Родственные и однокоренные - синонимы 22.10.2005 14:23:18, Светлана
[ответить]
Тогда это вопрос к учителям начальных классов. Они там все по-своему называю.т :-( Может, они имеют в виду, что слова относятся к одной части речи?
Смысла никакого, потому что неправильно.
22.10.2005 11:44:13, Sofia
[ответить]
Вот она я пришла :- )
Мне очень стыдно в этом признаваться :-( Но за пять лет учебы в универе, 8 лет работы учителем начальных классов и 8 лети репетиторства мне удалось ни разу не встретиться с таким понятием, как одноформенные-разноформенные слова.
Мое мнение по существу вопроса - см.выше.
22.10.2005 18:44:29, Snegurka
[ответить]
Хорошо, я сформулирую для примера задание из учебника. Может так будет понятнее. Ну вот, допустим:

=========
Перепиши только формы двух родственных слов:

Это что? - стол - столик
Нет чего? - стола - столика
Подошел к чему? - к столу - к столику
Вижу что? - стол - столик
Пользуюсь чем? - столом - столиком
Стоит на чем? - на столе - на столике
Это что? - столы - столики

Отметь корень и окончание. Назови служебную часть речи - предлог. Подчеркни безударные гласные в корне. Определи проверочные слова.
=========
22.10.2005 11:59:37, Красно Солнышко
[ответить]
Может, имеют в виду косвенные формы - все, кроме именительного падежа? 22.10.2005 16:00:25, ЮлияС
[ответить]
Проблема в том, что иметь в виду они могут что угодно. Я хочу ОПРЕДЕЛЕНИЯ, а не игру-угадайку: я тут задумал нечто, а ты угадай попадает это слово под мою задумку или не попадает :) 22.10.2005 20:42:43, Красно Солнышко
[ответить]
ИМХО, это значит списать все, исключая вопросы. Остальное вроед понятно? 22.10.2005 12:40:27, Sofia
[ответить]
Нет, точно что не все :( Аналогичное задание у ребенка в классной работе целиком перечеркнуто. 22.10.2005 20:33:27, Красно Солнышко
[ответить]
Лучше всего, конечно, было бы поинтересоваться у учителя - почему перечеркнуто, что именно не так. Моё дите тоже может после моей проверки и одобрения домашнего задания принести-таки двойку за него. Чаще всего оказывается, что учительница меняла задание к упражнению - вместо написанного в учебнике давала какое-то свое :- (

Я бы это упражнение сделала примерно так, как предложила Sofia, только разбила бы на две группы.
Стол - стола, столу, ...
Столик - столика, столику, ...

т.к. стол и столик - слова разные, хоть и однокоренные, значит, и формы у каждого свои.
22.10.2005 20:57:17, Snegurka
[ответить]
А стол и столик разные формы да? 22.10.2005 21:05:59, Красно Солнышко
[ответить]
это разные слова. Стол и столом - разные формы 22.10.2005 21:17:12, НадяН.
[ответить]
Согласна. Стол и столик - это однокоренные слова. 22.10.2005 21:28:46, Snegurka
[ответить]


Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру. Правила

© 2000-2019, 7я.ру.
SIA "ALP-Media", Свидетельство о регистрации СМИ №000740455.