Конференция "Ребенок от 7 до 10"

Два языка и школа

Вот вы говорите – хочу, чтобы ребенок на двух языках говорил свободно. А поэтому пусть идет в языковую школу и учит там по самое не могу. А результаты вы видели? Многие школьники говрят СВОБОДНО хотя бя на одном иностранном? Не в том смысле, что знают несколько сотен слов, умеют читать-переводить, и выполнить грамматическое упражнение по образцу. Свободное знание языка предполагает, что человек
1. Понимает (фильмы, радио и иностранцев)
2. Говорит, что хочет (не только заученную тему рассказывает)
3. Книжки читает соответствующие возрасту
4. Написать может, что хочет
Вот такой пример из жизни. Когда я поступила в Унивреситет, среди моих одногруппников почти все были из спецшкол, считалось, что английский все отлично знают. Так получилось, что я подружилась с девчонками из Индии, а потом у меня появился дружок-британец, не говоривший по-русски. И вот только общение с иностранцами открыло мне глаза на то, насколько беспомощен наш московский «спецшкольный» английский. В компании приходилось работать «переводчиком» в обе стороны – один из десяти хоть что-то понимал. Сама я научилась говорить только благодаря иностранцам. Если первое время общение происходило на уровне «бе и ме», через год я могла говорить почти свободно. Сейчас у меня осталось четкое убеждение, что полноценно выучить иностранный язык ребенок может только в языковой среде. Например, если живете гденибудь в Канаде. Или папа у вас native speaker. Тогда ребенок будет с рождения bilingual, и это естественно. Если же учить язык «искуственно», как мы, то это намного сложнее, а результат, скорее всего, так и останется на уровне «бе и ме». Стоит ли парить ребенка с первого класса, да еще навешивать второй язык? Это смахивает на комплекс родителей, которые через ребенка хотят достичь того, с чем у самих не сложилось. Я не говорю, что вообще учить не надо. Но выбирать школу, исходя из языка? Который ребенок, скорее всего, нормально не выучит, а что выучит, забудет в первые же летние каникулы?
Что-то очень категорично получилось…
25.02.2004 20:27:21, Sephia
[ответить]
я согласная. Моя выучила так, как следует, только один в результате. Но второй сподвиг её на третий, четвёртый. Т.е. просто развивает, я так думаю. 02.03.2004 14:03:41, iris
[ответить]
Результаты видели. У детей, учащих языки (один - с первого класса, второй - с пятого) в хорошей неспециализированной школе (языковых школ в городе нет), не посещающих занятия вне школы, но ежегодно катающихся в языковые лагеря. 26.02.2004 20:49:38, JaneZ
[ответить]
Ребенок будет говорить на двух языках свободно в том случае, если в школе его будут учить основам грамматики, чтения, письма, изложения и т.д., а летом на 1-2 месяца он будет выезжать в языковой лагерь.
В принципе можно и три недели.
Моя племянница и дети моих знакомых(всего 6 чел) к 9-10 годам говорили на англ и французском свободно. Так же свободно переходят с языка на язык. Акцента нет.
Но при всем при этом они еще и пишут и читают.
Это также необходимо и без спецшколы научить этому качественно будет трудно.Хорошей, разумеется, спецшколы. Да, дети не зеленого цвета и не замученные гадкими родителями. Племянница серьезно занимается плаванием, у подруги девочка в группе мастеров в танцах на льду.
26.02.2004 18:23:28, Крабовая палочка
[ответить]
я закончила школу еше до Перестройки, и особых контактов с native speakers совсем н было. но говорила я свободно, и читала, и фильмы смотрела - те, которые можно было увидеть, и интонации балгодаря многочисленным даилогам по пластинкам BBC были на уровне, и произношение :) ИМХО native speaker - хорошо, конечно, но и без него при наличии желания и способностей все замечательно выучивается ! иузчение языка - это 80% зубрежки, не забывайте :) 26.02.2004 17:31:24, маро
[ответить]
И я с Вами согласна. Ребенок сейчас учится в спецшколе, одного языка пока за глаза хватает, его не успеваем учить. Ну, а результаты... Я уже тоже здесь писала, что школьная учеба лишь основа для свободного владения языком. 26.02.2004 14:00:52, Gamma
[ответить]
Совершенно с Вами согласна. Кстати, при приеме моих детей в языковую школу, где можно выбирать языки по желанию, учителя оговорили этовопрс, типа 2 языка - большая нагрузка, не всегда нужная, второй язык имеет смысл начинать изучать класса с 6го. Это - несмотря на то,что школа частная и каждый доп язык - это хорошие денежки для школы. Про спецшколы - тоже согласна. Надо обязательно иметь языковую практику. Хотя, по своим детям сужу - из-за того, что сейчас так много американских фильмов и мультиков у них это все происходит легче, чем у нас. Мне лично разговорный язык дал мой папа ( свободно владеющий:), а старший мой свободно заговорил после летнего лагеря (месяц только на английском, т.к. русских детей там было всего 2е, считая его). 26.02.2004 12:56:56, Наташа С.
[ответить]
Как они аргументируют, что с 6-го.
Там что, нагрузка снижается???
Имхо, все в точности наоборот - нагрузка повышается, а изучать язык, в силу возраста, уже сложнее.
Вот потому и не хочу в частную школу, что имея прекрасные возможности, они, никто, не делают таких необходимых мне вещей... По-существу, точно так же, как в обычной школе, усредняя детей. Можно еще посмотреть тему про математику... В частных школах - те же проблемы!
26.02.2004 13:05:41, Красно Солнышко
[ответить]
А я с ними согласна. Я - антифанат "раннего развития" и раннего начала обучения языкам. Потому что вижу большую статистику на своих знакомых. Сама - начала английский учить в 8ми лет (2 класс спецшколы), владела достаточно свободно к окончанию школы. А все игрища с иностранными языками в детсадовском возрасте -ни разу не видела, чтобы чем-то путным увенчались. Вот если в семье сразу 2-3 языка - у членов семьи - и ребенок учит их параллельно по жизни - это да. Но это - совершенно другое! Старший сын начал учить немецкий с 7го класса - свободного владения, конечно, нет, но немножко разговаривает. Пару раз съездит в Германию - разговорится. А 2 или чего хуже еще 3 языка параллельно в начальной школе, когда ребенок своим-то родным языком только учится владеть нецелесообразно... 26.02.2004 16:00:19, Наташа С.
[ответить]
на мой взгляд зависит от способностей ребенка, если брать один иностранный язык, так тоже результаты у всех разные в спец.школе, я видела и свободно говорящих и хуже среднего уровня. Еще есть знакомая, которая дополнительно с репетитором занималась, учась в спец.школе. Про второй язык в школе у меня только один пример, когда ребенка отдали в школу с изучением хинди + английский, в итоге хинди не понадобился, а английский средний уровень, работает сейчас программистом.
Хотелось бы, чтоб мой ребенок, учась в обычной школе, имел выше среднего уровня английский или на крайняк средний уровень, как у меня.
26.02.2004 09:57:19, Шаффи
[ответить]
Спасибо за тему!
Ну я не знаю, что думают другие родители :), а я думаю следующее. Мои знания языка по сравнению со знаниями учеников спец.школ - это ...
Хотя я очень много занималась. Очень много. Но они же тоже занимались, кому язык понадобился, но с другого, так сказать старта.

Еще момент. В школе, особенно начальной - есть на это время. У взрослого - нет. А если еще приложить то, что, в среднем, чем старше, тем сложнее... А если еще посчитать, сколько это стоит...

Наконец, но основное. Среда просто так не появится. Для того чтобы в нее попасть (на работу, например, в американскую фирму) надо УЖЕ обладать определенным уровнем. Я на этот уровень лет 5 угробила. А выпускники спец.школы в такие фирмы попадали сразу после школы и сразу начинали работать (в плане карьеры) и над специальностью, и над языком.

О том, что с языком в два раза больше по зарплате (даже если специалист в среднем, хуже), чем без языка, думаю упоминать не надо.
26.02.2004 08:38:09, Красно Солнышко
[ответить]
Я не говорю, что не надо учить язык, или что это невозможно. Конечно, надо, это часть культуры другого народа, и это расширяет наше мировосприятие, и все такое. И для меня лично нет никакого «подвига» в знании иностранных языков, для современного человека знать иностранный язык – это нормально. Как и обращаться с компьютером, как и водить машину, и так далее. Я хочу сказать, что выучить его СВОБОДНО в наших условиях сложно. Книжки и мультфильмы для своих детей я заказываю из-за границы, у нас этого раз-два и обчелся. Учебники наши зачастую устаревшие и малограмотные, а хорошего учителя (который хотя бы сам говорить умел) не сыщешь днем с огнем. И поэтому изучение языка у нас сводится к грамматике, берется западное издание для детей, красочное и качественно изданное, объясняется тема на уровне таблички, и по образцу выполняется упражнение. Все довольны! Ребенку 7 лет, а он уже Present Perfect усвоил! И что?
Кроме того, если вы учили язык сами, вы знаете, что сначала это легко, информации мало, новые слова интересны и усваиваются легко (скорее всего, это и есть этап ребенка), а потом наступает сложный этап – все в голове перемешивается, учишь-учишь, а барьер все равно не преодолен, как не понимал, так и не понимаешь, язык для тебя чужой.
Если даже повезло с учителем, много занимаешься и т.д., пройдет лет 5-6, прежде чем ребенок сдвинется с уровня «бе и ме», и это обычное дело, если нет среды.
В таких условиях навесить не первоклашку второй иностранный – это именно погнаться за вторым зайцем.
И почему нужно на иностранные языки делать основной упор в образовании? А математика, русский, и русская литература вас не беспокоят? Считаете, что само придет? Почему тогда взрослые люди часто по-русски пишут с ошибками, а про Анну Каренину знают только то, что она бросилась под поезд?
Не в моих правилах давать советы, но… Если Ваш ребенок выучит свободно хотя бы один английский, это уже будет большое дело, которое вы для него сделаете. И это ему поможет всегда – весь мир говорит на английском. Остальное – второстепенно, и нужна мотивация, дабы избежать бессмысленных дейсвий и впустую просиженных часов. Много лишнего времени - лучше купите ему лыжи и велосипед, пусть по 2 часа катается в парке. ИМХО, больше пользы, чем от испанского :-)
26.02.2004 11:26:53, Sephia
[ответить]
Вот только я одного не поняла, с чего вы взяли, что я решила отдать ребенка в школу и на этом считаю свою миссию выполненной? :)

Я же объясняла, что английский ребенок учит уже 2 года. И нет ничего более бесмысленного теперь, чем начинать его учить в школе с самого начала. Есть смысл продолжать английский и подключать второй язык с нуля.

Что касается способов изучения, погружения в среду и так далее то см. по ссылке:
26.02.2004 11:39:14, Красно Солнышко
[ответить]
Да я, собственно, так и не думала… Я не о процессе изучения языков говорю, а о результатах… Что их нет в большинстве случаев. Вот занимаются с ребенком с трех лет языком, и отлично, и никаких сложностей, потому что с маленькими детьми заниматься не трудно. И не ждешь от них ничего особенного, выучит пару сотен слов и сколько-то фраз, песенки-стихи, мультфильмы понимать тоже не сложно, там видеоряд идет, ну и слава богу. И еще лет 5-6 пройдет, прежде чем он говорить научится, и то, при самых благоприятных обстоятельствах, тут уж заниматься надо конкретно, помногу и с умом. А если второй ввести, когда еще первого толком-то нет, сложности начнутся сразу в двойном объеме.
Я, конечно, статистику не знаю, оринтируюсь по личным ощущениям, но чтобы в школе ребенок говорил на двух иностранных СВОБОДНО, такого не встречала (опять же, не говорю о тех, кто в Канаде живет).
26.02.2004 18:00:50, Sephia
[ответить]
Ya v angliiskoi spec. shkole nauchilas' svobodno govorit' po-angliiski. Nekotorye moi odnoklassniki - tozhe. Sredi moih universitetskih odnokursnikov tozhe byli rebyata govorivshie vpolne svobodno (fakul'tet ne humanitarnyi) Tak chto ochevidno eto ot shkoly zavisit. U menya vozniklo oshushenie, chto v kakoi-to moment (seredina 80-h) v novostroikah poyavilos' mnogo spec. shkol "napolovinu" - s bol'shimi (chelovek po 12-14) gruppami na urokah yazyka, bez obyazatel'nyh angliiskoi i amerikanskoi literatury, bez prepodavaniya shkol'nyh predmetov na angliiskom, bez perevodcheskoi praktiki. A bez etogo yazyk i vpravdu ne vyuchit'.
Vyvod: nuzhno iskat' shkoly, gde programma deistvitel'no pozvolyaet vyuchit' yazyk. Izvestnyi mne variant takoi programmy predpolagal 9 let obycheniya, 1-2 uroka yazyka v den' v starshih klassah i neobhodimost' mnogo vremeni tratit' na angliiskii doma (chtenie knig k urokam literatury, mnogostranichnye perevody chasto zanimali bol'she vremeni, chem vse ostal'nye uroki). Dlya togo, chtoby podklyuchit' vtoroi yazyk, nuzhna PRINTCIPIAL'NO bolee effektivnaya programma izucheniya pervogo yazyka (naprimer, poezdki za granitcy na neskol'ko mesyatcev ezhegodno ili kakie-to drugie varianty "pogruzheniya"). Inache pri 2 inostrannyh budet ezhednevno 3 uroka in. yazyka v shkole + 2 chasa dom. zadanii po in. yazykam, chto, IMHO, dlya obsheobrazovatel'noi shkoly slishkom mnogo.
26.02.2004 02:09:17, irina.
[ответить]
У меня вопрос возник.
А как же, например, в Европе берут по 2-3 языка и успешно справляются. Или это мои иллюзии? Или за счет среды?
Но, однако, со средой то у нас сейчас намного лучше, чем раньше...
26.02.2004 08:32:29, Красно Солнышко
[ответить]
Маша, это ближе к иллюзиям. Успешно справляются с несколькими иностранными языками за границей те дети, которые ездят в другие страны, живут в семьях или летом в детских лагерях бывают. "Обычные" дети, которых в среду не погружают, точно также как наши - пыкают и мыкают. Проверено в Германии и в Англии. Про США я вообще молчу - владение иностранными языками там, в среднем, ниже плинтуса. За мой неплохой, но не выдающийся немецкий, я в американском непоследнем универе постоянно получала А и А+ - хотя такого вообще не ставят (моя преподавательница в СПб больше "4" в жизни бы не поставила за те работы, а то и меньше). В классе, где были американцы, венгры, грек и француженка, я была лучше всех, ха-ха-ха. Так что спорный это вопрос. 27.02.2004 15:36:01, Т.Груша-училка
[ответить]
Так я планирую посылать ребенка в среду, периодически, обязательно.
Я же понимаю, что иначе все пустой звук...
А что вы думаете по поводу той ссылки, что я дала Sephia выше. По поводу погружения в Москве? Вы согласны с ней? Мне очень важно ваше мнение, как эксперта в этой области.
27.02.2004 15:43:21, Красно Солнышко
[ответить]
В нашей инъязовской группе были ребята, которые пришли из спецшкол, тех, которые с "преподаванием ряда предметов на иностранном языке". У них было все же преимущество в плане языка и на начальных этапах сильно ощутимое. Я считаю, ято подобные школы дают знание грамматики на уровне автоматизма( очень важно, далеко не у всех русских, живущих в англоговорящих странах сеть такое знание грамматики, особенно когда жто не простыей временя, а всякие сослгагательности и условности) . Расширяет словарный запас до очень приятного уровня( ведь для общения все же уровень языка можно иметь и попроще). одним словом, язык можно совершенствовать до бесконечности, даже родной, не говоря уже об иностранном. 26.02.2004 01:17:18, Svetagul
[ответить]
Спецшкола в неязыковой среде - это неплохой старт, при условии, что обеспечивает хорошее погружение в язык. Хорошее погружение в моем понимании: прежде всего, учитель, который не переключается то и дело с русского на английский и наоборот. Весь школьный день визуальные и слуховые ощущения должны работать в полном объеме. И это очень важно для восприятия языка. Особенно, если учитывать, что ребенок приходит в школу в возрасте 7-8 лет и для усвоения языка требуется уже некоторое усилие. Считается, что особый сензитивный (чувствительный)период для языка - это с рождения до 5,5 - 6 лет. Это период, когда ребенок без труда впитывает образцы лексики, грамматическую часть языка и т.д. После 6 лет эта особая сензитивность к языку пропадает. Остается еще небольшая восприимчивость к грамматике. Но с 7-8 лет требуются уже усилия в изучении. И,как правило, эти усилия направляются на изучение грамматики, особенно в неязыкоаой среде. Поэтому мы грамматику чаще знаем лучше, чем устную речь. Но лично мне это совсем не помогло в другой стране. Винить наши бывшие спецшколы тоже нельзя. Ну как мог учитель спецшколы научить хорошему языку (для меня хороший язык -это разговорный язык с приличной грамматикой), если он сам никогда не общался с носителями языка (не мог - границы были закрыты)? Кассетами хоть заслушайся, язык это сильно не развяжет. Действительно, самые немые туристы - это русские. Мы знем грамматику, но не знаем, что с ней делать. Извините, если кого-то обидела. Просто часто наблюдаю это явление. Хорошая языковая школа может помочь, но полагаться только на школу нельзя, если стоит твердая цель изучить язык. Про второй язык, то есть третий для ребенка (если и русский тоже считать)вообще бы не думала, если:
- нет особого дара к языкам
- нет конкретной цели (для чего он?)
- нет денег, чтобы создать условия для его изучения
- никто из родителей не имеет представления об этом языке. Трудно пробудить интерес ребенка, если сам не интересуешься.
Для меня все школы с двумя - тремя языками - это лишь поверхностное изучение языка.
26.02.2004 07:16:33, Русская матрешка
[ответить]
Есть такая хорошая пословица- "на безрыбье и рак рыба". Вопрос был "что хорошего в языковых школах" а не "как в идеальном варианте выучить язык" , на него и отвечала.
А про грамматику- позвольте не согласиться. Не знает большинство народа грамматики, и до сих пор многие говорят , как бы по словам переводя русское предложение на английский( как в анекдоте про "иняз финишд"). Для меня - знание грамматики- это использование правильной грамматики в речи: правильного порядка слов; всех необходимых вспомогательных глаголов; согласования времен; употребления наречий, прилагательных и предлогов к месту на уровне автоматизма, когда думаешь только о смысле того, что хочешь сказать и при этом говоришь без грамматических ошибок.Плюс, конкретно в английском есть еще совешенно чуждая русскому языку проблема спеллинга, когда определенные слова нужно просто зазубривать, как они пишутся.( хотя иностранцу я бы все русские падежи-роды-спряжения-склонения я бы тоже не пожелала учить). Недавно смотрела совешенно сопливый фильм Uptown girls, и вот там была фраза, которая очень хорошо иллюстрирует то, что я пытаюсь сказать. "Fundamentals are the building blocks of fun". Вот языковая школа и есть fundamentlas, а дальше уже каждый развивает или не развивает по мере сил.
На тему же нескольких языкав, да что говорить, вообще языка, даже родного, - тут нужен талант, или хотя бы склонность. Я знаю людей, которые даже на родном языке изъясняются так нелепо и косноязычно, что это вызывает лищь сочуствие.Вместе с тем я считаю, что научиться говорить приемлемо на иностранном языке можно с любой степенью языковых способностей, просто кому то это будет даваться легко, кому то - путем упорного труда.
Переходя к себе лично-мне языковой школы не хватало , особенно в институте, да и сейчас иногда не хватает, а ребенку моему языковая школа не актуальна, мы бьемся за сохранение русского.
26.02.2004 20:54:41, Svetagul
[ответить]
Мы тоже бьемся за сохранение русского. 27.02.2004 05:38:24, Русская матрешка
[ответить]


Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру. Правила

© 2000-2020, 7я.ру.
SIA "ALP-Media", Свидетельство о регистрации СМИ №000740455.